991

Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера.

Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера. История, Вторая мировая война, Спецслужбы, Дезинформация, Длиннопост

При жизни он был бомжом. После смерти принят на службу и стал героем.

В апреле 1943 года у берегов испанского городка Уэльва рыбаки подобрали утопленника в форме офицера британской морской пехоты. Одно это тело спасло десятки тысяч жизней солдат Красной армии и западных союзников.

В карманах формы обнаружили удостоверение майора на имя Уильяма Мартина, письма от отца и невесты, фото девушки, два билета в лондонский театр, уведомление из банка о превышении кредита на 79 фунтов, бумажник, пачку сигарет, ключи и чек из ювелирного магазина на покупку обручального кольца. Испанцы предположили, что офицер утонул после приводнения самолета, летевшего в британскую колонию Гибралтар.

К трупу цепью был пристегнут чемоданчик.


ИЗ БОЕВОГО ПРИКАЗА:
«Мертвое тело, одетое в полевую форму майора английской морской пехоты и спасательный жилет, вместе с портфелем и резиновой шлюпкой доставляется к побережью Испании подводной лодкой. Тело, полностью подготовленное к спуску на воду, будет помещено в воздухонепроницаемый контейнер с надписью. „Обращаться осторожно — Оптические инструменты — Особая отправка“».


Великобритания получила от своего консула информацию о находке и потребовала выдать кейс, не вскрывая его. Чемоданчик был отослан в Лондон дипломатической почтой, но перед этим все документы из него скопировали немецкие агенты. Испания формально сохраняла нейтралитет во Второй мировой войне, но власти симпатизировали Гитлеру, а испанские добровольцы воевали против Советского союза.

Среди документов в кейсе нашли письмо заместителя начальника генерального штаба Британской империи. Арчибальд Най писал командиру англо-американской армии в Северной Африке о намерении западных союзников вторгнуться в Европу через Грецию. В другом письме к командующему флотом в Средиземном море адмирал Маунтбаттен намекал на подготовку десантной операции и топорно шутил о сардинах.

Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера. История, Вторая мировая война, Спецслужбы, Дезинформация, Длиннопост

Высадка британских войск на Сицилии, июль 1943 год



ЛУЧШАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ДЕЗИНФОРМАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Прежде Гитлер был уверен, что противник планирует высадиться на итальянском острове Сицилия. Сведения из документов, найденных при майоре Мартине, его переубедили. Семь пехотных и три танковых дивизии были срочно переброшены к Греции. Немецкий контингент на Сардинии увеличили до 10 тысяч человек.

В июле 1943 года, когда англо-американские войска начали захват Сицилии, немцы посчитали это отвлекающим ударом и перевели оттуда 21 боевой самолет на усиление обороны Сардинии. Когда генштаб Рейха осознал правду, ничего изменить уже было нельзя. Ослабленный немецкий контингент из 65 тысяч солдат не смог противостоять 400-тысячному десанту западной коалиции.


ОПЕРАЦИЯ «МЯСНОЙ ФАРШ»

Операция британской разведки получила название «Mincemeat», то есть «Мясной фарш». Майора Уильяма Мартина в Королевском флоте не было. Его роль сыграло тело 30-летнего бездомного алкоголика Майкла Глиндура. Найдя подходящего покойника без внешних повреждений и родственников, MI6 три месяца до начала операции хранило его в холодильнике.

Майору подобрали имя и фамилию, распространенные среди служащих морской пехоты. Перед началом операции Уильяма Мартина в списке недавних потерь упомянула газета The Times. Ношенная форма, чеки, счета, письма родных добавляли образу человеческих черт.

Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера. История, Вторая мировая война, Спецслужбы, Дезинформация, Длиннопост

Тело Майкла Глиндура в образе Уильяма Мартина перед отправкой к берегам Испании.



Сложнее всего оказалось натянуть на замороженное тело ботинки и сфотографировать его лицо на удостоверение. В итоге для снимка позировал похожий на Глиндура офицер разведки, а ноги трупа отогрели электрическим током.

Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера. История, Вторая мировая война, Спецслужбы, Дезинформация, Длиннопост

Фото невесты из бумажника майора Мартина. На самом деле, это сотрудница британской контрразведки MI5. И некоторые предметы сопровождавшие тело .



Главный гидрограф военно-морского флота Великобритании рассчитал течения, приливы, погодные условия и определил место для выброски тела. Его должно было прибить именно к берегу Уэльвы, поскольку там действовал особенно активный немецкий агент. В указанный район «майора Мартина» доставила подводная лодка. До погружения в море его хранили в бочке с сухим льдом.


ИЗ БОЕВОГО ПРИКАЗА:
«Если операцию придется отменить, будет дан приказ „Отменить Минсмит“. В этом случае тело и контейнер следует затопить в глубоководном районе. Поскольку контейнер может обладать положительной плавучестью, его следует либо чем-нибудь загрузить, либо заполнить водой. В последнем случае необходимо тщательно проследить, чтобы тело осталось в контейнере. Портфель должен быть передан начальнику разведывательного отдела в Гибралтаре с указанием сжечь его, не вскрывая (если не представится возможности сделать это раньше). Резиновую лодку передать для уничтожения также начальнику разведывательного отдела»
Никогда  не сдавайся! История англичанина, который умер и обманул Гитлера. История, Вторая мировая война, Спецслужбы, Дезинформация, Длиннопост

Авторы операции «Мясной фарш». Слева — офицеры военно-морской разведки Юэн Монтагю и Чарлз Чамли. Справа — контр-адмирал Джон Генри Годфри. В 1939 году он выдвинул идею о дезинформации противника с помощью фальшивых документов на теле утопленника. Есть версия, что ее придумал ассистент Годфри, коммандер-лейтенант Ян Флеминг, будущий автор романов о Джеймсе Бонде.



ВКЛАД В ПОБЕДУ

Британские историки уверенно называют «Мясной фарш» самой успешной операцией по дезинформации за все время Второй мировой войны.

Сицилия была захвачена на 52 дня раньше запланированной даты.

Великобритания и США потеряли в боях за остров 1,5 тысячи военных и 12 кораблей вместо ожидаемых потерь в 10 тысяч человек и 300 судов.

После вторжения на Сицилию итальянский король отправил в отставку премьер-министра Муссолини. Новое правительство начало секретные переговоры о выходе из войны.

Немцы больше не верили британским документам, попавшим им в руки. В нескольких случаях важные сведения были проигнорированы, поскольку считались намеренно подброшенными.

Полагают, что в ожидании десанта в Греции Гитлер остановил наступление на Курской дуге и перебросил часть войск на Балканы. С того времени вермахт больше никогда не владел инициативой на Восточном фронте, а продвижение западных союзников по Италии вынуждало немцев отвлекать ресурсы от противостояния Красной армии.  

Источник

Показать полностью 4
849

Коллекция шпионских камер

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

В июле этого года анонимный коллекционер продал на британском аукционе Aston's 25 шпионских камер и аксессуаров, которые использовали спецслужбы СССР. Подавляющее большинство устройств - в рабочем состоянии.


Аппарат «Рубин» для копирования документов - нечто вроде сканера. 1970-е годы. Продан за 55 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Кейс-дипломат со встроенной камерой «Зола». Первый советский аппарат для конспиративной съемки с автоматической сменой выдержки. Очень полезная функция при наблюдении за человеком, который из дома быстро выходит на солнце или, наоборот, заходит с улицы в темное помещение. 1970-е годы. 850 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Мужской пиджак, в котором можно было скрыть камеру «Аякс-12». Объектив расположен в пуговице. 1970-е годы. 1000 фунтов без камеры.

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Модель Riga - самая и самая маленькая из линейки миниатюрных камер, которую в 1938-1943 годах выпускал латвийский завод Minox. Камера тогда продавалась свободно. 2100 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Фотоаппарат «Аякс-12», скрытый в мужской зонтике. Серия разработана после Второй мировой войны на основе трофейных немецких камер Robot. «Аякс-12» выпущен 1952 года. В комплекте был тросик для дистанционного управления. 2700 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

16-миллиметровая кинокамера «Имбирь» с 28-миллиметровым широкоугольным объективом, замаскированная в дамской сумочке. По словам консультанта аукциона Aston's Тима Голдсмита, это прообраз современных GoPro. 2800 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Женская сумка со скрытой камерой. 2900 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Фотоаппарат «Киев-30M» с 23-миллиметровым объективом в корпусе карманного фонарика. Модель 1989 года. 2900 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

«Аякс-12» в футляре обычного «Зенита». Камера снимала через маленькое отверстие сбоку. 3300 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Самый дорогой лот коллекции - фотоаппарат «Киев-30» в металлическом боксе, который выглядел как пачка сигарет. 29000 фунтов

Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост
Коллекция шпионских камер Фотоаппарат, Шпион, СССР, Аукцион, История, Длиннопост

Источник

Показать полностью 16
122

По большому счёту: История территориальных претензий Китая.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

В официальном и неофициальном порядке китайцы заявляют свои права на многие спорные участки суши и воды. Разбираемся, какие у них основания, и насколько велики проблемы у соседних государств.


Гонконг и Макао — колонии Великобритании и Португалии, возвращенные Китаю в 1990-х. Согласно принципу «одна страна — две системы» до 2040-х годов сохранят свои юридические и экономические особенности.

За четыре тысячи лет известной истории Китай прошел несколько циклов объединения и распада. Родственные племена заключали союзы и воевали между собой, вместе отбивали набеги и покорялись кочевникам, присоединяли ближние земли.

Китайская Народная Республика в нынешних границах возникла в 1949 году, когда коммунисты победили республиканцев в гражданской войне. Сегодня страну составляют 22 провинции, 5 автономных районов, 4 мегаполиса центрального подчинения, специальные административные районы Гонконг и Макао. Современный Китай — №1 по числу населения и №2 по площади занимаемой суши среди государств мира.

Серьезной внутренней оппозиции у компартии нет. Идеологический вопрос закрыт, экономика сильна, армия многочисленна. Мощь Китая рвется за границы, с линией которых он во многих местах не согласен.

«ВОЛКОВ МНОГО, А МЯСА МАЛО», — КИТАЙСКАЯ ПОГОВОРКА.

ТРЕУГОЛЬНИК НЕНАВИСТИ: КИТАЙ, ТИБЕТ, ИНДИЯ    В начале 18 века буддистские правители Тибета подчинились династии Цин. Когда британцы включили соседние районы Индии в свою империю, они признали Тибет китайским, чтобы сохранить хорошие отношения с главным поставщиком чая.

В 1912 году народные восстания и заговоры разорвали Империю Цин. Великобритания использовала это для расширения колоний на северо-восток. На конференции в Симле англичане и тибетцы решили территориальный вопрос без учета мнения нового республиканского правительства Китая.

Главный дипломат Британской Индии сэр Артур Генри Макмагон рукой провел на карте 890-километровую границу между Индией и Тибетом, подарив королеве еще 124 тысячи км² земель. Южнотибетский город Таванг, выгодно расположенный на караванной тропе, перешел под индийскую юрисдикцию и стал центром штата Аруначал-Прадеш.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Слева — карта Британской Индии в 1909 году до соглашения в Симле. Линия Макмагона не проведена, и основная территория Аруначал-Прадеша отмечена как тибетская. Справа — спорная территория штата Аруначал-Прадеш в современных границах.  

В 1947 году Британская Индия распалась на независимые страны. Китай оспорил «линию Макмагона», не признал самостоятельность Тибета и к 1959 году полностью его захватил. Четырнадцатый Далай-Лама нашел убежище в Индии.

В 1962 году индийцы обнаружили, что китайцы построили дорогу в захваченный Тибет через спорную территорию высокогорного плато Аксайчин. В октябре вспыхивает короткая, но ожесточенная пограничная война. Индия оказывается не готова, плохо снабжаемые солдаты гибнут от холода на позициях. Китайские части захватывают до 4 тысяч пленных и продвигаются на 60 километров вперед. В ближайшем административном центре Индии готовятся к оккупации: жгут деньги и выпускают заключенных. В конце ноября Пекин признает соседей наказанными и отводит армию назад.

Китай закрепил за собой Аксайчин, дорога в Тибет стала Китайским национальным шоссе 219. Индия сохраняет контроль над штатом Аруначал-Прадеш. Демаркация пограничной линии длиной в 700 км не проводилась.

В 2006 году на спутниковом снимке Китая нашли модель Аксайчина и прилегающих районов Тибета в масштабе 1:500. Предполагают, что это полигон.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост
По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост
По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Китайско-индийская пограничная война 1962 года.

ПРОБЛЕМЫ БУТАНА: ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ТИБЕТ

Исторически Бутан — это часть Тибета, в которой доминировала буддисткая школа Друкпа Кагью. В 17 веке лама Шабдрунг объявил Бутан независимым государством и приказал строить у границ монастыри-крепости дзонги. В начале 20 века король Угьен Вангчук признал себя вассалом британских монархов в обмен на широкую автономию. Когда Британская империя распалась, страна оказалась в сложном положении.

В 1959 году Китай предъявил претензии на приграничные области Бутана. Были оккупированы 8 тибетских анклавов и две долины, находившиеся под бутанским управлением. Чтобы не проснуться утром под властью Мао Цзэдуна, правительство Бутана обратилось за помощью к другому соседу. Сегодня оборона государства обеспечивается армией Индии.

В 1998 году Бутан и Китай заключили мирное соглашение, которое было вскоре нарушено строительством КНР автодорог на спорной земле. Граница между странами окончательно не определена.

Китай заявлял о готовности вернуть Бутану долины площадью 495 км² в обмен на стратегическое плато Доклам. Сейчас там расположена индийская военная база. Китайцы считают это бывшей тибетской, то есть своей землей.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Китайские территориальные претензии к Бутану.


ЯПОНИЯ: ГАЗ РАЗДОРА

Сенкаку — восемь необитаемых островков общей площадью 7 км² в Восточно-Китайском море. В конце 19 века Япония присвоила их как terra nullius, затем потеряла в результате Второй мировой войны и получила назад от США в 1970 году.

Суверенитет Японии над Сенкаку никем не оспаривался до обнаружения в этом районе огромных запасов природного газа. Теперь Пекин требует вернуть «исконно китайские острова Дяоюйдао, отторгнутые в ходе войны с Японией 1894–1895 годов». Были предъявлены бортовые журналы мореплавателей 15 века, которые якобы доказывают наличие на островах китайских поселений. В Пекине также ссылаются на Каирскую декларацию США, Китая и Великобритании 1943 года, по которой проигравшая войну Япония должна была лишиться всех завоеванных территорий.

В 2012 году после установки флага Японии на одном из островов Сенкаку в Китае громили японские магазины и жгли автомобили японского производства. Сейчас вокруг островов ведутся маневры исследовательских, рыболовецких и военных кораблей.

В марте 2018 года МИД КНР заявило, что острова принадлежат Китаю, независимо от заявлений и действий правительства Японии.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Острова Сенкаку.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Китайский пропагандистский плакат с изображением островов Сенкаку / Дяоюйдао, 2012 год.


КОРЕЯ: ВУЛКАН — НАШ

Вулкан Пэктусан высотой 2744 метра расположен на границе Китая и Северной Кореи. Это важное для корейцев место. По древней легенде, сюда с небес спустился бог-отец основателя первого корейского государства. В густых лесах вокруг Пэктусана партизанил против японских оккупантов основатель КНДР Ким Ир Сен. По утверждению коммунистической пропаганды, здесь родился его сын Ким Чен Ир. Пэктусан изображен на гербе Северной Кореи.

По соглашению 1962 года, около 55 % площади горы и 3/5 озера в кратере контролирует КНДР. Через несколько лет отношения между странами ухудшились, и Китай потребовал заплатить за помощь во время Корейской войны территорией площадью 160 км² вокруг вулкана. Произошло несколько пограничных стычек.

Сегодня Китай заинтересован в хороших отношениях с КНДР. Споры о принадлежности Пэктусана на время утихли.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Вулкан Пэктусан.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Китайский реформатор Дэн Сяопин осматривает озеро в кратере Пэктусана, 13 августа 1983 года.


РОССИЯ: ОТВЕТИТЬ ЗА НЕРЧИНСК

По соглашению 1991 года государственная граница России и Китая прошла по фарватеру судоходных и середине несудоходных рек (раньше — по китайскому берегу). За несколько следующих лет КНР получила около 600 островов и 25 км² берега. В 2005 году после новой демаркации границы на реке Амур РФ передала Китаю 337 км² островов — это территория размером с город Запорожье.

Аукцион невиданной щедрости? Сами китайцы считают, что Россия должна им 1,5 миллион км² Приамурья — 9% от всей земли русской.


Как Демьян Многогрешный завоевывал для царя Сибирь: история преданного предателя, помилованного смертника, украинского гетмана и русского боевого командира.

К 1649 году русские так далеко продвинулись на восток Сибири, что стали облагать данью монголов и тунгусов, плативших до этого империи Цин. Конфликт затянулся на сорок лет и разрешился не в пользу Москвы. Нерчинский мирный договор 1689 года зафиксировал потерю Приамурья:

«… обоих государств державу тако разделить, яко всем рекам малым или великим, которые с полудневные стороны с их гор впадают в реку Амур, быти под владением Хинского государства. Такожде река, реченная Аргун, которая в реку Амур впадает, границу постановить тако, яко всем землям, которые суть стороны левые, идучи тою рекою до самых вершин под владением Хинского хана да содержитца…»

Следующий двести лет Китай терял силы. В 1858 году Поднебесная была ослаблена Второй опиумной войной с Великобританией, Францией и США, а Российская империя угрожала открыть второй фронт. Добившись подписания Айгунского договора, Россия закрепила за собой территории, где сейчас находятся Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край и южная часть Хабаровского. Всего — 1,356 миллионов км².

Все документы, подписанные после Нерчинского договора, китайцы считают недействительными. Характерная деталь: в Музей российско-китайских отношений в Айгуне не допускаются граждане России. Вероятно, власти Китая опасаются, что представленная там точка зрения на территориальный вопрос может вызвать дипломатический скандал.

По большому счёту: История территориальных претензий Китая. История, Китай, Территория, Соседи, Претензия, Длиннопост

Территория России, на которую может претендовать Китай по Нерчинскому договору 1689 года.



ТАЙВАНЬ: КР ПРОТИВ КНР

Китайские коммунисты победили в гражданской войне 1946-1950 годов. Сторонники консервативной партии Гоминьдан во главе с президентом Чан Кайши вынуждены были эвакуироваться на Тайвань. Существовавшая с 1912 года Китайская республика де-факто утратила контроль над континентальными провинциями, но до 1971 года входила в Совет безопасности ООН и признавалась большинством стран мира единственной легитимной властью Китая.

С тех пор баланс сил изменился. Правительство Китайской Народной Республики в Пекине не признает существование Китайской Республики и считает острова Тайвань, Пэнху, Цзиньмэнь, Мацзу своими.

В Китае действует закон «О противодействии расколу страны», предусматривающий право применить «немирные или же другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» в случае попытки «подрывных элементов, выступающих за независимость Тайваня» отделить остров «от Родины», «или же если все условия для мирного объединения будут исчерпаны».


А ТАКЖЕ:

Конфликт с Вьетнамом, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем за контроль над островами Спратли в Южно-Китайском море. Запасы газа и нефти на шельфе архипелага оцениваются миллиардами баррелей нефти и десятками триллионов кубометров газа.

Противостояние вокруг нефтеносного шельфа близ острова Палаван в море Сулу. В 2016 году международный суд в Гааге признал права Филиппин на этот район. Китай отказался признать право суда в Гааге выносить такие решения.


ИТОГО

По приблизительным оценкам, Китай претендует на 1 387 451 км² чужих и спорных территорий. Получается, 10 соток на каждого китайца.

Источник

Показать полностью 10
790

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Быть папским скульптором — престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в христианстве появились секс-символы.

С начала 15 века в Италии стали распространяться идеи, которые позже назовут «ренессансными». Католическая церковь не оставалась в стороне от моды и знала, где применить художников нового поколения. Из-за междоусобных войн и экономического упадка Рим находился в аварийном состоянии.

В 1418 году на Вселенском соборе в немецком Констанце был преодолен раскол и вместо трех пап выбран один. Не без приключений, но новый папа Мартин V попал в свою столицу. Он начал традицию брать на содержание Святым Престолом лучших итальянских художников. Их произведения должны были прославлять бога и, конечно, заказчика. Примеру папы последовали кардиналы, епископы, аббаты.

Таким образом Возрождение, идейно шедшее вопреки религии, во многом было оплачено католической церковью. Леонардо да Винчи рисовал фрески в монастырях и три года жил под покровительством папы Льва X. Микеланджело делал заказы для 9 римских пап. Рафаэль расписывал папский дворец и был главным архитектором строительства Собора святого Петра.

Скульпторы и художники проявляли незаурядную смекалку, чтобы получать церковное финансирование, но не подчиняться цензуре. Среди таких хитрецов был Лоренцо Бернини, один из основателей следующего за ренессансным стилем — барокко.

Лоренцо Бернини обожала церковная верхушка и тихо ненавидели художники, которые находились в его тени. Ареной битвы с завистниками для него стал Рим, а оружием — скульптура.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Джованни Лоренцо Бернини, портрет работы Оттавио Леони, 1622.



СУДЬБА ИЛИ ВЕЗЕНИЕ?

Семья Бернини происходит из Тосканы, но он родился в 1598 году в Неаполе. В то время это два разных итальянских государства — Флорентийская республика и Неаполитанское королевство. Впоследствии семья переехала в третье — Рим. Там Лоренцо работает вместе с отцом и становится первоклассным садовником.

5 самых грешных пап в истории Рима

Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. За два тысячелетия дворцы Ватикана видели такие грехи святых отцов, о которых паства даже не слышала.

Однажды семейную фирму Бернини пригласили создать сад для влиятельного мецената тогдашнего Рима — кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы Павла V. Заметив талант Лоренцо, кардинал становится его покровителем. Так появляются скульптуры на модную со времен Возрождения тему античной мифологии: «Эней, Анхиз и Асканий», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид». Римская элита в восторге, у Бернини теперь есть фанаты.

В 22 года Бернини создал бюст папы Павла V. Это была очень ответственная задача. Бюст понравился и карьера автора стремительно пошла вверх.

В 1623 году одного из поклонников таланта Бернини — кардинала Маффео Барберини — выбирают следующим папой. Он принимает имя Урбан VIII. Лоренцо становится придворным папским скульптором. Казалось, ему можно уже не волноваться о будущем.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Бюст папы Павла V, Лоренцо Бернини.


ПАПСКИЕ ИНТРИГИ

При Урбане VIII Бернини создает один из самых дорогих своих шедевров — 30-метровый балдахин над главным алтарем в Соборе святого Петра, который обошелся папской казне в 200 тысяч скуди (≈ $ 8 миллионов на современные деньги). Но на место скульптора под солнцем опустилась туча, когда Урбан умер. Новым папой стал Иннокентий X из семьи Памфили, злейших врагов Барберини.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Балдахин святого Престола в римской Базилике Святого Петра, Рим.


В 1646 году в центре конфликта оказались две колонны внутри Собора святого Петра. Они треснули из-за некачественных пьедесталов, спроектированных Карло Мадерна — предшественником Бернини. Этим воспользовались давние завистники художника и убедили папу приказать снести колонны. Одним из инициаторов решения был давний враг Лоренцо, архитектор Борромини. Но заслуги Бернини перед Ватиканом были уже слишком весомы. Несмотря на спор о дефектных колоннах, он не потерял статус главного папского художника. «Если вынести из Собора все, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены», — говорил преемник Иннокентия, папа Александр VII.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Свидетельство вражды между кланами Барберини и Памфили. На картине Гвидо Рени, созданной при жизни Урбана VIII, архангел Михаил топчет Сатану с лицом Иннокентия X.

Я ТАК ВИЖУ!

Укрепление положения при враждебном папе развязало Лоренцо руки. С тех пор в его творчестве божественные образы начинают дополняться эротическими фантазиями.

Одно из самых известных произведений Бернини — скульптурная группа, посвященная святой Терезе Авильской, в римской церкви Санта Мария делла Витториа. Испанская монахиня 16 столетия рассказывала, как во сне ангел пробил ее чрево золотой стрелой с огненным острием, от чего она почувствовала сладкую муку.

Мраморная фигура изображает женщину, которая явно наслаждается близостью с ангелом. Рот открыт, глаза закрыты, тело выгнулось. Ангел похож на сладострастного любовника.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

«Экстаз святой Терезы», скульптурная группа авторства Бернини в церкви Санта Мария делла Виттория, Рим.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Подобная история со скульптурой «Мученичество святого Лаврентия». По легенде, архидиакона римской христианской общины в 3 веке по приказу императора Валериана поджарили на железной решетке.

Персонаж Бернини лежит на левом боку, глаза закатились, он в состоянии экстаза. Страдания святого на смертном одре представляются другими.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

«Мученичество святого Лаврентия», скульптура Бернини.


Еще одна откровенная работа — скульптура блаженной Людовики, созданная Бернини по заказу ее дальнего родственника, кардинала Альбертони. Статуя украшает капеллу Палуцци-Альбертони римской церкви Сан Франческо а Рипа.

Людовика изображена на ложе в момент мистического общения со Святым Духом. Но похоже, что у нее оргазм.

Откровенность скульптур, конечно, замечали современники Бернини. Но критиковать публично не решались. Во-первых, мастер находился под патронажем Святого Престола. Во-вторых, его месть могла быть монументальной.
Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост
Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони», скульптура Бернини в церкви Сан Франческо а Рипа, Рим.



ИСКУССТВО КАК МЕСТЬ

В 1667 году на римской площади Минервы привезенный из Египта обелиск поставили на монумент в виде слона. Над слоном работал Бернини вместе с учеником Эрколе Феррата, но конкурировать за заказ им пришлось с архитектором Доменико Палья, священником доминиканского монастыря. Проиграв, Палья убедил папу Александра VII в опасности первоначального проекта Бернини. Пришлось вносить изменения.

В ответ Бернини развернул слона задом к штаб-квартирк доминиканцев Палаццо делла Минерва. Можно заметить, что животное улыбается, а его мышцы напряжены, словно он вот-вот опорожнится.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

«Слон и Обелиск», работа Бернини и Феррата.



Самая эпичная архитектурная баталия произошла между Бернини и Борромини. Они вместе работали над несколькими проектами, в частности над балдахином в Соборе святого Петра. Но их стили были слишком разными, Бернини имел большую популярность и заработок. Борромини завидовал коллеге, а тот издевался.

На площади Навона Бернини спроектировал фонтан Четырех рек. Скульптуры олицетворяют богов Нила, Ганга, Дуная и южноамериканской Ла-Платы. У фонтана стоит церковь святой Агнессы, строительство которой завершил Борромини.

Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост
Христианская эротика - это возможно. История Лоренцо Бернини. История, Искусство, Скульптура, Бернини, Длиннопост

Фонтан Четырех рек, построенный по проекту Лоренцо Бернини.



Бернини расположил скульптуры богов на фонтане таким образом, что один из них будто насмехается над церковью, а другой прикрывает голову платком, будто не хочет ее видеть.

Фонтан Четырех рек до сих пор украшает площадь. Как и большинство произведений Бернини, он отлично сохранился.

Источник

Показать полностью 12
9

Ищу книгу.

Ищу книгу. Поиск, Ищу книгу, Пиратство

Попался мне на глаза отзыв об книге и захотелось мне ее почитать. Зашел, как обычно во Флибусту и ...НЕТ. Вроде бы в Гугле не забанили и полез во всякие дебри. И все равно не нашел! Стало уже просто интересно - неужели старому доброму пиратству пришел конец? Может Сила Пикабу поможет найти мне книгу? Моника Кристенсен «Голландская могила».

447

Жаль, подмога не пришла…

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост
В одной из глав своего «Реквиема каравану PQ-17» Валентин Пикуль писал: «Корабль тонул, но не седел от ужаса. Груз разбивали бомбами, но ещё ни один контейнер не вскрикнул от боли. Металл покрывался инеем, но бездушное железо не ощущало холода. Все страдания выпали на людскую долю…» Действительно, люди — существа очень живучие, и зачастую выживают и во время авиакатастроф. Настоящие испытания для них начинаются после, когда приходится бороться с голодом, жаждой, холодом или жарой. Справиться с ними могут не все.

Шесть километров до спасения


21 апреля 1941 года бомбардировщик «Савойя-Маркетти» SM.79 с серийным номером MM.23881 из состава 278-й торпедоносной эскадрильи Королевских ВВС Италии, за штурвалом которого сидел капитан Оскар Чимолини, принимал участие в поиске английских конвоев к югу от острова Крит. С задания машина не вернулась.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Обтянутые полотном поверхности «Савойи» за долгие годы под палящим солнцем обнажились, нестойкая краска облезла



Через два десятка лет, 21 июля 1960 года, ремонтная партия, обслуживающая газопровод в ливийской пустыне, обнаружила скелет в форме итальянского лётчика. Тело в остатках комбинезона лежало, полузасыпанное песком, документов при нём не было. Рядом нашли бинокль, двое часов, ракетницу, пустую пол-литровую алюминиевую флягу, компас, набор отвёрток и связку ключей. На одном из ключей была бирка с номером 23881. Вскоре, 5 октября 1960 года, другая поисковая партия наткнулась на сам самолёт в 90 километрах от места обнаружения тела.

Самолёт лежал далеко в стороне от возможного маршрута возвращения на базу. Исходя из вероятной траектории полёта, исследователи полагают, что пилот потерял ориентировку и был снесён ветром вглубь пустыни. После того как топливо закончилось, «Савойя» совершила вынужденную посадку в пустыне, при которой большинство из шести членов экипажа получили ранения.

Единственный избежавший этой участи авиатор, бортинженер Джанни Романини, вынес раненых товарищей из машины, укрыл от солнца под крылом самолёта и отправился за помощью. Он прошёл больше 90 километров, прежде чем умер всего в шести километрах от довольно оживлённой дороги, на которой его могло ждать спасение. Романини опознали по бирке на лётном комбинезоне.


Непослушная леди: невезение и отсутствие опыта


4 апреля 1943 года бомбардировщики B-24 «Либерейтор» 514-й эскадрильи 376-й бомбардировочной группы 9-й воздушной армии ВВС армии США, взлетевшие с аэродрома близ Бенгази в Ливии, должны были атаковать гавань Неаполя. В состав группы входил самолёт с собственным именем «Lady Be Good» и серийным номером 41-24301. Это был первый самостоятельный боевой вылет экипажа 1-го лейтенанта Уильяма Хэттона, прибывшего в Африку только 18 марта 1943 года.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Экипаж 1-го лейтенанта Уильяма Хэттона был собран вместе буквально накануне злополучного рейда на Неаполь



В тяжёлых погодных условиях бомбардировщик оторвался от группы и вышел на цель в одиночку. На обратном пути у самолёта отказал автоматический радиокомпас. «Либерейтор» пропустил аэродром, не заметив сигнальные ракеты, которые для привлечения внимания лётчиков запускали с земли. Следующие два часа бомбардировщик летел над Сахарой, всё дальше отдаляясь от базы.

Примерно в 02:00 5 апреля в баках самолёта закончилось топливо, и экипаж покинул его на парашютах. Без экипажа «Либерейтор» пролетел ещё 26 километров, после чего упал, а фактически совершил вынужденную посадку в пустыне. Поисково-спасательные операции не смогли обнаружить самолёт и экипаж.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Примерно так выглядел с воздуха совершивший посадку без людей «Либерейтор» — с разломившимся пополам фюзеляжем и разбросанными далеко вперед обломками единственного работающего в момент столкновения с песками двигателя.



9 ноября 1958 года геологоразведочная партия компании «Бритиш Петролеум» сообщила на американскую авиабазу в Триполи об обнаружении в пустыне места падения самолёта. Поскольку было ясно, что речь идёт о машине времён Второй мировой войны, военные не спешили и прибыли к месту падения только в 1959 году. На месте крушения не были найдены останки лётчиков, равно как и парашюты. Всё свидетельствовало о том, что экипаж покинул машину в воздухе.

В феврале 1960 года армия США начала официальные поиски останков членов экипажа. 11 февраля в пустыне были обнаружены иссохшие тела пяти человек — командира экипажа Уильяма Хэттона, второго пилота Роберта Тоунера, штурмана «Дипи» Хейса, радиста Роберта ЛаМотта и стрелка Сэмюэла Адамса. Среди личных вещей нашёлся дневник Роберта Тоунера, содержавший записи о походе группы по пустыне. Записи в дневнике оборвались на 11 апреля 1943 года. На основании осмотра останков расследование заключило, что три других лётчика отправились на север за помощью.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Носовая часть «Леди Би Гуд» после обнаружения. По иронии судьбы, на борту самолёта были довольно серьёзные запасы воды и продуктов, через 15 лет после войны поисковики нашли даже термосы с кофе, пригодным для употребления



12 мая 1960 года геологи «Бритиш Петролеум» в 38 км от пяти ранее обнаруженных тел наткнулись на стрелка Гая Шелли, 17 мая с американского вертолёта в 42 км от тела Шелли заметили останки бортмеханика Гарольда Рипслингера. Он прошёл по пустыне от места падения порядка 200 миль (около 320 км) и умер в 100 милях от базы. Наконец, 11 августа того же года британскими геологами было найдено тело бомбардира Джона Воравки — из-за неисправности парашюта он разбился о землю вблизи места, где приземлились остальные члены экипажа.

Тело последнего члена экипажа, стрелка Вернона Мура обнаружено не было, но, вероятно, на него ещё в 1953 году в том же районе, где позднее найдут Шелли и Рипслингера, наткнулся британский армейский патруль. Так как британцы не были на тот момент оповещены о пропаже американских лётчиков в этих местах, то тело было сфотографировано, упомянуто в рапорте и захоронено на месте без дальнейшего расследования.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Найденные в феврале 1960 года пять тел членов экипажа разбившегося «Либерейтора» ждут отправки на родину.



То, что члены экипажа «Либерейтора» продержались в таких условиях неделю, имея всего половину фляги воды на всех — а температура воздуха, по записям в дневнике Тоунера, достигала 55°C — и прошли такое большое расстояние, являет пример невероятного мужества, силы воли и желания выжить. Когда самолёт нашли, но судьба его экипажа ещё была неизвестна, эксперты утверждали, что люди способны в таких условиях прожить максимум три дня и пройти по пустыне лишь 40-50 километров.


Один за всех, один из всех


В 06:00 4 мая 1942 года три тяжёлых истребителя «Бленхейм» Mk.IVF с серийными номерами Z7513, Z7610 и T2252 из 15-й эскадрильи ВВС Южной Африки вылетели с аэродрома в оазисе Куфра (Ливия). Заданием было ознакомление экипажей с районом боевых действий и отработка ориентировки над пустынной местностью. Всего на борту самолётов находилось 12 человек — помимо лётчиков, штурманов и стрелков-радистов штатных экипажей в полет отправились и три сержанта-оружейника, так как эти «Бленхеймы» прошли полевую доработку вооружения и получили по 20-мм пушке в носу.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Группа (детачмент) майора де Вета была выделена из 15-й эскадрильи южноафриканских ВВС для самостоятельных действий. На фото, сделанном за несколько дней до описываемых событий, фактически весь состав детачмент.



Личный состав группы, за исключением её командира майора де Вета, не имел опыта полётов над пустыней. Помимо навигационного оборудования самолётов, для ориентировки использовался радиомаяк на аэродроме. На момент прибытия «Бленхеймов» и экипажей он был неисправен, отремонтировали его только вечером 3 мая. По факту же оказалось, что сигнал приводной станции слишком слаб, и авиаторы не смогли на него ориентироваться.

Во время утренней подготовки к полёту майор де Вет отказался от запуска метеорологического зонда с приборами измерения силы ветра на высоте. Из-за этого в счисление положения самолётов, производимое штурманами, вкралась ошибка — они не учли снос самолётов сильным ветром, в то время как запущенный днём шар зафиксировал его скорость более 30 миль в час (50 км/ч) на высоте 2200 футов (670 метров).

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

«Бленхейм» с серийным номером Z7610 в ангаре на аэродроме Куфра.



Когда звено замыкало маршрут, проходивший по четырёхугольнику, де Вет запросил курс у приводной станции, но его радист услышал лишь обрывок передачи, что заставило группу лечь на неправильный курс. Вскоре на «Бленхейме» T2252 отказал двигатель, и ведущий приказал всем самолётам садиться. В 09:15 все три машины произвели успешную посадку в пустыне. Штурманы самолётов пришли к ошибочному выводу, что находятся в 20 милях (32 километра) от аэродрома — начались попытки «нащупать» его.

В 11:00 «Бленхейм» Z7610 вылетел в юго-западном направлении, где, предположительно, должен был находиться аэродром, но через полчаса вернулся, не обнаружив его. В 11:40 самолёт вылетел с курсом 213°, и вернулся в 12:30, не обнаружив базы. В 15:35 Z7610, заправленный уже слитым с неисправного T2252 топливом, вылетел по курсу 240°. Пролетев 80 миль (130 километров), он развернулся и вернулся к товарищам, не долетев до базы всего 30 миль (50 километров) — направление было верным! Больше в этот день авиаторы не предпринимали попыток обнаружить базу. Положение казалось не слишком серьёзным, поэтому в первый день они нерационально расходовали воду.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Техники готовят «Бленхейм» Z7610 к вылету. В носовой части фюзеляжа хорошо виден ствол 20-мм пушки — установка нештатного вооружения невольно увеличила число жертв инцидента.



После того, как самолёты в полдень не вернулись на базу, были организован поиск пропавших — несколько разведгрупп на джипах и грузовиках направились из оазиса по предполагаемому маршруту полёта.

5 мая «Бленхейм» Z7513 дважды вылетал на поиск базы, с курсами 90° и 290°. Во время второго вылета закончилось топливо, и он сел в пустыне в 24 милях (40 километров) от двух остальных машин. К вечеру этого дня поисковые группы с базы вернулись, не обнаружив пропавших. Командование базы затребовало самолёты для организации поисков с воздуха; для этой цели были выделены «Веллингтоны» и «Бомбеи» из 216-й транспортной эскадрильи британских ВВС, которые могли прибыть в район поисков только к вечеру 6 мая.

6 мая у основной группы из девяти человек, оставшейся возле Z7610 и T2252, закончилась вода. Майор де Вет на остатках топлива вылетел на поиски пропавшего Z7513, но вынужден был вернуться, не обнаружив его. К вечеру началась пылевая буря, которая продлилась два дня, сделав поиски пропавших невозможными. Вечером 6 мая от обезвоживания умер первый человек.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

«Бленхеймы» Z7610 и T2252, замершие в безмолвной пустыне с пустыми баками. На переднем плане убогая могила восьми погибших здесь лётчиков.


На следующий день несколько человек разбили компасы самолётов и выпили спирт, находившийся внутри. Жидкость оказалась ядовитой, один из лётчиков застрелился, не выдержав мучений. Температура в тени достигала 37°C. Лётчики попытались охладить себя пеной из огнетушителей, но это привело к химическим ожогам. К вечеру 8 мая, согласно записям де Вета, в живых кроме него осталось только два человека. В пределах 5-9 мая наземные поисковые группы несколько раз проходили на расстояниях до двух миль (3,5 километра) от пропавших, но ограниченная видимость не позволяла наткнуться на них.

Наконец, утром 9 мая песчаная буря закончилась, и поиски пропавших с воздуха возобновились. В полдень с одного из трёх вылетевших на поиски «Веллингтонов» заметили Z7513, отделившийся от основной группы. Все три члена экипажа были найдены под крылом самолёта мёртвыми. 11 мая обнаружились Z7610 и T2252, где после посадки спасатели нашли тела восьми человек и единственного выжившего — оружейного мастера сержанта Ноэля Юула. Он был настолько слаб, что даже не мог стрелять из ракетницы, чтобы привлечь внимание, и бросал в воздух пригоршни песка. Когда «Веллингтон» приземлился, Юул сделал в его направлении несколько шагов и упал.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Трое погибших с «Бленхеймом» Z7513 авиаторов удостоились не больших почестей, чем их коллеги.



После обследования и ремонта Z7610 и T2252 перегнали 15 мая на базу в Куфре, а Z7513 с вышедшими из-за перегрева из строя двигателями остался стоять в пустыне. Позднее его использовали в качестве донора запасных частей, а после войны растащили уже для хозяйственных нужд местные жители, так что теперь среди песка лежат лишь бесформенные остатки самолёта. Останки авиаторов, первоначально похороненные на местах гибели, в 1959-1963 гг. перенесли на британское воинское кладбище Найтсбридж в районе Тобрука.

Причинами несчастного случая по результатам расследования были названы низкий уровень подготовки штурманов экипажей и персонала приводной станции, а также ошибка командира группы, понадеявшегося на радионавигацию и не снявшего показания скорости ветра на высоте. Неудачу поисков отнесли к плохим погодным условиям и неприспособленностью «Бомбеев» и «Веллингтонов» для поисковых задач. Кроме того, отмечалось, что потерявшиеся экипажи практически не помогали поискам, не были активны в восстановлении ориентировки и не обозначали себя кострами.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Примерно так выглядит то, что осталось от «Бленхейма» Z7513, в наши дни.



Во избежание повторения подобных случаев были оговорены дополнительные запасы продуктов и воды на самолётах, разработаны инструкции по их потреблению в условиях вынужденной посадки. На спиртосодержащие приборы нанесли маркировку «яд». Наконец, самое главное — запретили использование в пустыне экипажей без соответствующей квалификации, а также без наличия на базе подготовленного спасательного самолёта и в отсутствие устойчивой радиосвязи.


Людей убила зима


2 марта 1943 года советский военно-транспортный самолёт Ли-2 совершал перелёт из Астрахани в Оренбург, куда после начала войны была эвакуирована Академия ВВС КА. Кроме экипажа и пассажиров, в самолёт загрузили продукты для личного состава академии — рыбу, консервы, крупу, сахар. Слушателю академии Герою Советского Союза майору Николаю Городничеву разрешили привезти из Астрахани тёщу — жена лётчика, у которой на руках был трёхлетний сын, ждала второго ребёнка. Всего на борту было девять человек.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиаполка Николай Городничев (справа) с техниками у своего истребителя ЛаГГ-3, Калининский фронт, зима 1941-1942 гг.


В районе Соль-Илецка в тяжёлых метеоусловиях самолёт произвёл вынужденную посадку. Экипаж и пассажиры самолёта при посадке не пострадали, однако, двигаясь в условиях мороза и метели в направлении города, все замёрзли в течение нескольких часов. Их пытались найти и спасти. Из объяснительной записки участника поисков:

«Я, Ивашко Тихон Андреевич, с 16 декабря 1942 года по призыву командования в/ч 31170 (Полтавские авиационные курсы усовершенствования штурманов) работал слесарем по ремонту самолётов. По факту гибели экипажа самолёта «Дуглас» в начале марта 1943 года могу пояснить следующее: начало марта этого злополучного года выдалось очень холодным и снежным, поэтому самолёты нашей части полётов не делали. Когда пурга и вьюги прекратились, то из мастерской цеха был выдан на взлётную полосу после текущего планового ремонта самолёт СБ. После приземления лётчик-испытатель спросил руководителя полётов и начальника нашего цеха капитана Садовникова: «А кто летал до меня и разбился на Шиховой горе? На Шиховке валяется хвост какого-то самолёта». По указанию из штаба части наш начальник цеха и руководитель полётов поехали на аэросанях на место трагедии и убедились в том, что валяются остатки самолёта «Дуглас», но ни одного члена экипажа или пассажира в самолёте не обнаружено. Их всех обнаружила поисковая группа через несколько часов поиска, глубоко занесённых снегом и замороженных, но при жизни они двигались в сторону Соль-Илецка и находились на различных расстояниях от самолёта и от города. Райвоенкомат организовал похороны погибших, и все гробы стояли в зале кинотеатра «Октябрь», но на похоронах я не присутствовал, так как мы в то время работали по 12 часов ежедневно без выходных, праздничных и отпускных…»

На месте падения самолёта после войны был установлен памятный знак. Майор Николай Павлович Городничев, воздушный ас с семью личными и двумя групповыми победами на счету, был перезахоронен в 1977 году в парке в центральной части Соль-Илецка.


85 суток в горах Памира


Кошмарный случай, связанный с гражданской авиацией, произошёл в 1942 году на Памире. 16 февраля самолёт ПР-5 с регистрационным номером Л-3316 (пассажирская версия биплана-разведчика Р-5), следовавший из Сталинабада (ныне Душанбе) в Хорог, около 15:00 по местному времени произвёл вынужденную посадку в сложных метеоусловиях (низкая облачность, туман) в урочище Калаи-Вамар на высоте около 4000 метров.

На борту, помимо пилота Княжиченко, находилось шесть пассажиров: начальник 66-го Памирского погранотряда майор Масловский, сотрудники НКВД Вихров и Жуковский, а также жена начальника хорогского аэропорта Гуреева с сыновьями в возрасте 10 лет и шести месяцев.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Самолёт с регистрационным номером Л-3316 стал героем предвоенной фотосессии, благодаря которой нам теперь известен его внешний вид. Вдали от фронта подобная «мирная» окраска наверняка сохранилась и до 1942 года.



При аварии пилот и пассажиры остались живы, получив лёгкие травмы. Прождав впустую почти две недели помощи, 28 февраля четверо мужчин ушли вниз искать помощь, оставив в самолёте Гурееву со старшим ребёнком — младенец к тому моменту уже умер. Во время перехода Жуковский погиб, сорвавшись в пропасть. Когда его тело нашла поисковая экспедиция, рядом лежал пистолет ТТ с полностью отстрелянными патронами — после падения Жуковский остался жив, но не мог двигаться, и спутники его оставили. Чекист стрелял, чтобы привлечь чьё-то внимание.

За несколько дней трое мужчин дошли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Хорог. Там Масловскому и Вихрову ампутировали отмороженные ноги. Княжиченко повезло — ему, как лётчику, полагались меховые унты, и он отделался лёгким обморожением. Странно, но никто из троих ни разу не упомянул о Гуреевой с детьми. Местные жители потом утверждали, что если бы узнали об этом сразу, то женщину могли бы спасти самостоятельно. Лишь в Хороге лётчик и чекисты вспомнили о брошенной ими женщине, прибавив, что она, скорее всего, уже умерла вместе с сыном от голода и мороза.

В начале мая 1942 года в Душанбинское управление гражданской авиации пришла телеграмма из Москвы, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5, снять с них пригодные для ремонта других машин детали и отправить в центр. Прибывшая на место крушения экспедиция, включавшая мужа и отца пропавших Ивана Гуреева, обнаружила в самолёте выжившую Анну Гурееву. К тому времени скончался от голода и старший мальчик, и женщина выжила, питаясь его мясом.

Жаль, подмога не пришла… Вторая мировая война, Авиация, Катастрофа, Копипаста, История, Длиннопост

Памир в районе вынужденной посадки самолёта ПР-5. Горы в этом районе гораздо выше высот полёта самолётов тех лет, и лётчикам буквально приходилось петлять среди вершин. Увы, неизбежны были и ошибки.



Было возбуждено уголовное дело по факту оставления в беде женщины с детьми и неоказании помощи. Княжиченко, Масловский и Вихров получили разные сроки заключения, при этом пилот был направлен на фронт в штрафной батальон. Свой проступок младший лейтенант Василий Княжиченко искупил ценой жизни — в ночь на 12 октября 1943 года пилотируемый им Ли-2 110-го дальнебомбардировочного авиаполка не вернулся с боевого задания по бомбардировке тыловых объектов.

Примечательно, что узлы и детали разбившегося ПР-5 были вывезены с гор в 1985 году и использовались для восстановления Р-5, который в наши дни экспонируется в коллекции Музея ВВС в подмосковном Монино.


Автор - Алексей Котов

Источник

Показать полностью 14
1487

Найди сам: как обнаружить системы ПВО

Радиопомехи, создаваемые современными РЛС, позволяют легко обнаружить их с помощью общедоступных интернет-сервисов. Вчера, 25 октября, журнал Popular Mechanics сообщил о том, что Харель Дэн, называющий себя специалистом по геоданным, нашел лёгкий способ обнаружения месторасположения зенитных ракетных комплексов.

В своей статье, опубликованной на портале medium.com, Дэн описал способ обнаружения радиолокационных станций американских систем ПВО Patriot. Спутники Sentinel-1, использующие радиолокационный метод зондирования Земли, отображают на снимках различные радиопомехи, среди которых можно определить помехи, создаваемые армейскими системами ПВО.

Найди сам: как обнаружить системы ПВО Спутник, Радар, Снимки из космоса, Копипаста

Помехи на спутниковом снимке, создаваемые радаром AN/MPQ-53/65.



Так, Дэн указывает, что радары с фазированной решеткой AN/MPQ-53/65, используемые в составе ЗРК Patriot, оставляют на снимках спутников чёткие зелёно-розовые полосы, пересечение которых указывает на месторасположение ракетных комплексов.

Найди сам: как обнаружить системы ПВО Спутник, Радар, Снимки из космоса, Копипаста

Спутниковый снимок места пересечения линий помех. На фото — авиабаза Аль-Удейд на территории Катара, используемая ВВС США.


Popular Mechanics сообщает, что таким образом можно обнаружить не только американские ЗРК Patriot, но и российские С-300, С-400, а также радиолокаторы современных китайских систем ПВО – все они оставляют на снимках спутников Sentinel-1 (и, наверняка, аналогичных аппаратов) заметные однотипные помехи. Учитывая, что к снимкам этих спутников открыт доступ всем желающим через такие сервисы как Copernicus Open Data Hub, Sentinel EO Browser и Google Earth Engine, у военных могут возникнуть серьёзные проблемы с секретностью.

Источник

Показать полностью 1
-29

Призрачный флот залива Мэллоуз

В 50 километрах южнее столицы США, на одном из заливов реки Потомак в штате Мэриленд, находится один из самых впечатляющих памятников Первой мировой войне. При этом никто его в памятники и не определял.

Когда в апреле 1917 года США вступили в войну, перед правительством и армией остро встал вопрос снабжения экспедиционного корпуса в Европе: уже построенные пароходы и так были загружены поставками для своих союзников. Для решения этой проблемы была принята грандиозная и не совсем обычная судостроительная программа, по которой в течение всего полутора лет торговый флот должен был получить 1000 90-метровых пароходов… из дерева! Общее водоизмещение армады должно было составить 2 000 000 тонн. При этом недолговечность и малую скорость пароходов сочли менее важными, чем скорость и относительно небольшую цену постройки на непрофильных верфях.

Задача оказалась крайне сложной для не имевших опыта кораблестроителей. В спешке качество изготовления оказалось невысоким: суда, построенные из сырого леса, коробились и текли, их остойчивость обеспечивали балластом, съедавшим грузоподъёмность. К ноябрю 1918 года из заказанной тысячи построили чуть более 130 транспортов, и ни один из них так и не вышел в рейс. Переделки и доработки пароходов взвинтили стоимость программы до невиданного по тем временам миллиарда долларов, однако закрыли её только через год после окончания войны, когда у причалов покачивалось более 200 никому не нужных судов. Поддержание их на плаву съедало дополнительные средства.

Выход был один — продать их на слом. Первым делом были сняты и проданы все металлические механизмы и узлы. Оставшиеся деревянные корыта стали обузой, приносящей одни неприятности: их срывало с якорей и раскидывало по реке, возникали постоянные пожары. Тогда остовы согнали вместе и скрепили меж собой, нагрузили и посадили на грунт, а надводные части выжгли. Теперь едва возвышающиеся над водой остовы судов в бухте Мэллоуз поросли лесом и стали настоящим заповедником дикой природы — прекрасным памятником Первой мировой и необдуманным решениям, популярным у туристов.

Источник

Отличная работа, все прочитано!