MironBleek

MironBleek

Пикабушник
поставил 9 плюсов и 7 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на ПикабуЗа освоение космоса!более 1000 подписчиков
70К рейтинг 3952 подписчика 36 подписок 206 постов 118 в горячем

Tier - лист ракет-носителей и трансляция на день космонавтики

Доброго времени суток товарищи, с вами на связи Miron_Bleek с обещанным стримом в честь дня космонавтики.

Жёсткий цейтнот даёт о себе знать, и поэтому все подготовительные работы как обычно улетели в трубу, но я к вам пришёл с моим личным тир-листом актуальных космических проектов и ответами на ваши вопросы любого толка, связанными с космической деятельностью.

Надеюсь в этот раз мой контент наконец-то выйдет из сумрака и я не вляпаюсь в новую волну приключений на причинное место, из-за которых пропаду ещё на год.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики

Ох и закидаете вы меня тухлыми помидорами, но с вами на связи снова Miron_Bleek с нерегулярной рубрикой "Новости космонавтики".

За прошедший год с лишним активность моя была крайне ограничена, даже после демобилизации, но обойти стороной готовящийся пуск SpaceX Starship просто невозможно, поэтому в качестве компенсации за длительное отсутствие в процессе подготовки гора контента, включая тир-лист самых ожидаемых событий в космонавтике до конца десятилетия.

- Ну а мы начинаем!

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Пожалуй самая главная новость в 2023 году - это окончание растянувшейся на последние два года эпопеи с первым орбитальным пуском старшипа. А если быть точнее - то одного из его прототипов, с индексом Starship S24 (Орбитер) / Super Heavy B7 (Ускоритель).

Если вдруг кто забыл, то последние лётные испытания данной системы SpaceX проводили почти два года назад - 5 мая 2021 года, когда тестовая орбитальная ступень Starship SN15 совершила прыжок на 10 километров, прежде чем совершить мягкую посадку.

По изначальным планам - первый орбитальный полёт должен был состояться в августе того же года, после двух других ожидаемых событий лета, стыковки к МКС российского модуля "Наука" и тестового полёта Boeing CST-100 Starliner. В итоге из этой троицы была запущена только "Наука".

Все дальнейшие тесты Старшипа - ограничивались криогенными и огневыми испытаниями. Основная причина переносов была достаточно прозаична - Федеральное Управление Авиации США долгое время отказывалось выдать разрешение на пуск с Бока-Чика, а сами SpaceX в процессе решили списать первый прототип в пользу постройки нового из-за замены двигателей Raptor на второе поколение ЖРД Raptor-2 с увеличенной тягой.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Ещё одна важная новость апреля - это объявленный NASA и CSA экипаж миссии "Артемида-2", первый за долгие десятилетия пилотируемый облёт Луны.

В миссии примут участие командир Рейд Уайзман, пилот Виктор Гловер, а также бортинженеры Кристина Хэммок Кох и Джереми Хансен. Ожидается, что их полёт вокруг Луны займёт 10 дней, и в ходе него экипаж проверит работу технологий, необходимых для жизни и работы в дальнем космосе.

Если быть совсем откровенным - то этот облёт Луны мне менее интересен, чем полёт старшипа, даже несмотря на фанатизм по отношению к пилотируемой космонавтике. В первую очередь из-за текущего состояния программы "Артемида".

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Я не буду в очередной раз возмущаться тому, как на реализацию новой лунной программы у США ушло почти 20 лет, при том, что она вся базировалась на уже имевшихся технологиях.

- SLS мало того, что полностью завязана на наработках шаттлов, так ещё и является прямым продолжателем предыдущей программы "Созвездие", запущенной ещё при Буше младшем (Её конструкция - прямой наследник семейства ракет "Арес", которые до закрытия "Созвездия" успели довести до суборбитальных лётных испытаний).

К "Ориону" тоже вопросов вагон и маленькая тележка, поскольку он вообще с концепта 2006 года не поменялся, а в первый беспилотный орбитальный полёт отправился ещё в декабре 2014, на ракете Delta-IV Heavy.

Но это всё дела ушедшей эпохи, самое важное тут то, чего инженеры добились сейчас. Спойлер - по сути ничего. SLS пока существует только в немодифицированном варианте Block-1, где в качестве разгонного блока используется верхняя ступень от вышеупомянутой Delta-IV Heavy. В данном исполнении - полезная нагрузка системы составляет всего лишь 70 тонн на низкую околоземную орбиту (Немного больше, чем у Falcon Heavy в одноразовой конфигурации).

Модификации Block-1B с собственной, форсированной третьей ступенью и полезной нагрузкой 105 тонн на НОО - пока нет, и на ближайшие годы не планируется. В миссиях "Artemis-2/3" будут использоваться обычные Block-1, а следующая за ними "Artemis-4" только ЗАПЛАНИРОВАНА на сентябрь 2028 года (Ещё пять лет ожидания, и это если не произойдёт переносов).

Как вы понимаете - это ставит крест на любые планы по Лунной высадке. Официально NASA может обещать что угодно, но ни на какую Луну - экипаж третьей артемиды не сядет. В лучшем случае - снова пилотируемый облёт, только по более вытянутой орбите и продолжительностью в месяц вместо 10 дней. Скорее всего с каким-нибудь бытовым герметичным модулем в качестве сопутствующей нагрузки, чтобы астронавтам не было слишком уж дискомфортно.

- И это мы опускаем тот факт, что NASA пока даже не приступало к созданию посадочного модуля, в железе ещё не было сделано ничего. А сколько могут занять опытно-конструкторские работы по нему - большой вопрос, но вряд ли в ближайшие пять лет можно будет мечтать даже о первом прототипе (Вообще по одной из последних итераций программы - в качестве посадочного модуля для Луны планировалось использовать прошедший все испытания Старшип, но когда его окончательно доделают и сертифицируют не скажет даже товарищ Маск, первый орбитальный полёт только начало пути)

Строительство орбитальной станции Lunar Gateway - тоже нет смысла обсуждать. Модули для данной станции пока находятся в разработке, и ни во втором, ни в третьем полёте по программе их Орион с собой на Лунную орбиту не потащит.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Ещё одна грустная новость - компания Virgin Orbit окончательно обанкротились. Это те чуваки, которые занимались воздушным пуском сверхлёгкого носителя Launcher-One (300 кг полезной нагрузки на 500 километровую солнечно-синхронную орбиту) с переделанного Boeing-747-400 "Cosmic Girl". Пуски начали проводить в 2020 году, всего их было выполнено 6 штук, из которых 2 неудачные.

В январе этого года запуск данной системы впервые произвели из аэропорта в Англии. Британские власти были заинтересованы в том, чтобы вернуть себя в список космических держав, способных выводить на орбиту грузы со своей территории, но ракета потерпела аварию и не вышла на орбиту.

- Это происшествие усугубило и без того тяжелое положение убыточной Virgin Orbit. У компании были контракты на будущие запуски в интересах Пентагона и некоторых частных заказчиков, но она не смогла выстроить устойчивую финансовую модель, даже несмотря на инвестиции в размере более 1 млрд. $ (Чтобы вы понимали - SpaceX в схожий бюджет уложила всю программу Falcon-9 вплоть до первых грузовых пусков Драконов первого поколения к МКС).

Изначально разработкой LauncherOne занималась компания Virgin Galactic, основной сферой деятельности которой остается космический туризм. Её будущее также является туманным. В 2021 году суборбитальный туристический самолет SpaceShipTwo выполнил полет с основателем компании Ричардом Бренсоном на высоту 86 км, но с тех пор он простаивает на земле. Как явно демонстрирует пример Blue Origin и системы New Shepard, все оптимистичные прогнозы о рынке суборбитального туризма оказались ошибочными.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Из позитивных новостей - на этой неделе произойдет знаменательное событие: в систему Юпитера будет запущена европейская автоматическая межпланетная станция JUICE – Jupiter Icy Moons Explorer («Исследователь ледяных спутников Юпитера»).

Главной целью миссии станут детальные наблюдения самого газового гиганта и его трех крупных спутников, на которых, как считают ученые, существуют подповерхностные океаны: это Ганимед, Каллисто и Европа. Ученые хотят оценить возможность существования внеземной жизни на этих спутниках, а также собрать больше информации о строении юпитерианской атмосферы.

ЕКА выбрало миссию JUICE для финансирования в рамках программы Cosmic Vision в мае 2012 года. Спустя три года компания Airbus Defense and Space стала главным подрядчиком, отвечающим за разработку космического аппарата.

Полет JUICE к Юпитеру займет приблизительно восемь лет. За это время JUICE выполнит гравитационные маневры у Луны и Земли (в августе 2024 года), Венеры (августе 2025) и снова Земли (2026 и 2029 годы). Спутник достигнет Юпитера в июле 2031 года. Ему придется совершить гравитационный маневр у Ганимеда, чтобы выйти на орбиту планеты. Первый близкий пролет у Европы ожидается в июле 2032 года.

Согласно плану миссии, в декабре 2034 года JUICE перейдет на орбиту Ганимеда для более подробного изучения этого тела. Он будет исследовать Ганимед с высоты 500 км более года. В конце 2035 JUICE будет сведен с орбиты и разобьется о поверхность спутника Юпитера.

Старт ракеты Ariane 5 с JUICE запланирован на четверг 13 апреля в 15:15 мск.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост

Ну а я, в свою очередь, хотел бы сделать небольшой личный анонс.

- Поскольку осветить всю информацию о том, что сейчас происходит в космонавтике, используя для этого текстовый способ крайне сложно, да и на все вопросы ответить сложновато, то я подумал что лучше всего будет как в старые-добрые провести стрим.

И специально по этому поводу, совпадающему со знаковым для любителей космоса праздником - я решил добавить немного реквизита (Ладно, мне просто девушка набор подарила).

Поэтому если вдруг кто-то захочет, то приглашаю на стрим завтра (12 апреля) в 18:00 по МСК, будем поливать говном Роскосмос, NASA, Китайцев (Хотя их особо не за что), и собирать Сатурн-5.

З.Ы. Трансляцию прикреплю отдельно, когда сделаю шапку и настрою камеры.

Долгожданный полёт Starship - Новости космонавтики Космос, Космонавтика, SpaceX, NASA, Роскосмос, Запуск ракеты, Длиннопост
Показать полностью 7

Долгожданный запуск SLS - Новости Космонавтики

Доброго времени суток, товарищи пикабушники. На связи снова Miron_Bleek, спустя очередные полгода. Да, я ещё живой и задолжал вам кучу космических постов, но были объективные причины для моего отсутствия (В связи с участием сами знаете в каких событиях последнего времени).


Но теперь я снова с вами, и ближайшее от нас космическое событие должно произойти уже сегодня вечером, а именно первый за последние 34 года пуск сверхтяжёлого носителя в космос и первый за 50 лет облёт Луны пилотируемым кораблём (Пускай в этот раз и без экипажа).

- Первый пункт формально не совсем правда, поскольку Шаттлы в стартовой конфигурации были сверхтяжёлыми ракетами (Челнок пускай и не является полезной нагрузкой, но он ведь тоже выходил на орбиту), да и Falcon-Heavy по грузоподъёмности в одноразовом исполнении таки тянет на сверхтяж, но именно полноценная сверхтяжёлая ракета с земли последний раз стартовала 15 ноября 1988 года. Это был второй пуск советского носителя "Энергия" и первый полёт "Бурана".

Долгожданный запуск SLS - Новости Космонавтики Космос, Космонавтика, Запуск ракеты, NASA, Ula, Космический корабль, Луна, Видео, YouTube, Длиннопост

Вообще я этот пост должен был опубликовать ещё 29 числа, когда должен был состояться официальный запуск, согласно сетке расписания, но зная какие проблемы себе на причинное место постоянно находят ребята из Боинга/Локхид-Мартин - я решил даже не заморачиваться, зная что они точно сорвут первое пусковое окно.


Ну они и не подкачали, заправка сорвалась из-за утечки жидкого водорода в районе заправочной мачты у основания центрального блока SLS. После этого заправку возобновили, но она почти сразу вновь остановилась из-за сигнализации об избыточном давлении.

- Проблему решили, но во время процедуры водородного включения двигателей (Когда в них подается небольшое количество жидкого водорода для подготовки к запуску) - были выявлены проблемы на третьем двигателе.


Одним из планов решения возникшей проблемы с третьим RS-25 было закрытие клапанов остальных двигателей для перенаправления всего потока жидкого кислорода на проблемный, но это не помогло.

- Аналогичные испытания специалисты не смогли провести во время заправочных испытаний SLS на стартовой площадке. Если проблему не удастся устранить, то пуска сегодня не будет.Также инженеры изучали возможную трещину на фланце межбакового отсека центрального блока.


Пуск был отменен. Собрали комиссию из инженеров, и она выдала своё заключение - сначала заправка центрального блока SLS жидким водородом прерывалась из-за утечки из системы быстрого отделения на трубопроводе подачи горючего.

- После заправки специалисты начали захолаживание двигателей для подготовки их к запуску. (Вышеупомянутый водород, с которым возникли трудности - используется в системе пролива двигателей, которая пропускает небольшое количество криогенного топлива через внешние контуры охлаждения для снижения их температуры).

Захолаживание третьего двигателя в итоге не произошло, а перенаправление водорода с остальных двигателей и увеличение давления в баке с водородом не увенчалось успехом по причине сбоя на клапане, который отвечает за выпуск топлива из промежуточного отсека между ступенями.

- На заправочных испытаниях в июле - протестировать эту процедуру на стартовой площадке в июле не удалось из-за того, что тест был прерван раньше срока.
Долгожданный запуск SLS - Новости Космонавтики Космос, Космонавтика, Запуск ракеты, NASA, Ula, Космический корабль, Луна, Видео, YouTube, Длиннопост

Инженеры пришли к выводу, что охлаждение двигателя №3 происходило по программе, а о нештатной температуре двигателя сигнализировал неоткалиброванный датчик.

- В теории, замена датчика на стартовом столе возможна, однако на нее требуется больше недели, и SLS пропустила бы последнее стартовое окно 6 сентября. В этом случае ракету всё равно пришлось бы возвращать в монтажно-испытательный комплекс и переносить старт на месяц.


По итогам конференции расписание подготовительных операций на 3 сентября было изменено. Подача водорода в двигатели для их охлаждения началась на 35-40 минут раньше, на этапе быстрой заправки ракеты.

- Аналогичным образом эта процедура проводилась в 2021 году во время статических испытаний SLS в Космическом центре им. Стенниса.


Кроме того, это даст инженерам дополнительное время на парирование возникающих проблем. Если автоматика вновь сигнализирует о нештатной температуре двигателя №3, специалисты могут принять решение о продолжении подготовки к пуску, если они сочтут, что сбой происходит именно в датчике, а не в двигателе.


В итоге - у нас снова проблемы. Несколько часов назад заправка центрального блока SLS жидким водородом была приостановлена из-за утечки в коннекторе в системе быстрого разделение трубопроводов.

- Заправка кислородом продолжалась, но её график был скорректирован, потому что заправка компонентами топлива должна быть синхронизирована.


Около часа назад смогли возобновить заправку, но водород всё ещё заполняется не в штатном режиме. Утечка до сих пор не устранена, обратный отсчёт продолжается.

Долгожданный запуск SLS - Новости Космонавтики Космос, Космонавтика, Запуск ракеты, NASA, Ula, Космический корабль, Луна, Видео, YouTube, Длиннопост

Теперь переходим к плану полёта. Ракета с фотографий - Space Launch System, должна будет вывести на отлетную траекторию к Луне новый корабль «Орион».

- Корабль совершит облёт Луны, а затем самостоятельно вернется к Земле и войдет в атмосферу нашей планеты через ~ от 26 до 42 дней после старта, в зависимости от проводимых испытаний.


Согласно графику миссии, третья ступень SLS (ICPS) выдаст импульс для отлета к Луне через 1 час 37 минут после старта. Отделение «Ориона» от разгонного блока произойдет через 2 часа 5 минут, а ещё через 5 часов - корабль выполнит коррекцию траектории.


Выход «Ориона» на удаленную ретроградную орбиту вокруг Луны ожидается на 6-9 дни полета. При этом, на шестой день корабль пролетит на расстоянии менее 100 км от поверхности Луны. На 11 день миссии он условно (поскольку миссия беспилотная) превысит рекорд «Аполлона-13» по максимальному удалению от Земли.


Вместе с «Орионом» SLS отправит к Луне 10 малых спутников-кубсатов формата 6U (т. е. состоящих из шести блоков). Они были построены различными организациями в США, а также по одному «кубсату» изготовили Итальянское и Японское космические агентства.

- Четыре микроспутника предназначены для изучения Луны, а целью остальных является исследование космической погоды и радиационной среды в окололунном пространстве. Еще два «кубсата» служат демонстраторами технологий дальней космической связи, плазменных двигателей и оптических систем. Отдельный интерес вызывает японский зонд OMOTENASHI, который должен выполнить «полужесткую» посадку на Луну.


Пять из десяти микроспутников, установленных на адаптере SLS для полезной нагрузки – CuSP, LunaH-Map, Lunar IceCube, LunIR и Team Miles – не подключены к внешним источникам питания. Они были установлены на ракете достаточно давно, и специалисты не могли обслуживать спутники после интеграции корабля «Орион» на верхнюю ступень SLS.

- Формально создатели аппаратов выражают оптимизм, однако нельзя исключать того, что из-за многочисленных переносов старта SLS на части спутников батареи успели разрядиться. Тем не менее, главным приоритетом для НАСА остается успешный полет самой ракеты SLS и миссия корабля «Орион».



Как всегда на крупные космические события, я вылезаю из сумрака и запускаю свою трансляцию, где рассказываю вообще всё, что знаю о том или ином куске металла с двигателем, который летит в космос. Ну а в случае с SLS - рассказывать можно много чего и очень долго, так что если хотите - присоединяйтесь.


Тем, кто просто хотел бы глянуть на пуск ракеты - оставлю ещё и ссылку на NASA

- https://www.youtube.com/watch?v=E3iGlIdRHBg

Ну а я всё-таки пообещаю больше не пропадать, держаться от фронта подальше и продолжить пилить космический контент.

Показать полностью 3 1

Текущее положение российской космонавтики

На фоне происходящих событий - развитие космонавтики конечно перестало казаться серьёзной проблемой, однако для многих это по-прежнему важная тема.

Везде всплывают новости о приостановке поставок авионики для спутников, ограничения на контакты с Россией, отключение научных инструментов и отмены совместных межпланетных автоматических миссий.


В связи с этим призываю вас не воспринимать новости слишком эмоционально и относиться ко всему критически, паниковать о полном упадке космонавтики в нашей стране не нужно, космические запуски в любом случае будут продолжаться, вопрос в том по чему санкции ударят сильнее, а что практически не затронут.


Я готовлю подробное видео с разбором новостей, постараюсь быть максимально объективным и расскажу о последствиях, перспективах и способах решения.

Через тернии к звёздам, как говорится. Всем мира.

Текущее положение российской космонавтики Космос, МКС, Роскосмос, Космонавтика

Текущее состояния космодрома Байконур и эксплуатируемые ракеты

На фоне того, что Казахи это сверхлюди, спидранящие государственный переворот за 48 часов - нам интересна ситуация, происходящая с космодромом Байконур, который является стратегическим объектом для ведения космической деятельности РФ.


Можно конечно очень много шутить про то, что идея построить "Восточный" была для обеспечения национальной безопасности (Хотя на самом деле конечно нет, и мы с вами всё это прекрасно понимаем), но внезапно для всех - это оправдание сработало. Хотя бы в теории.


Но давайте я вам проясню сложившуюся ситуацию, чтобы никто не беспокоился.

Текущее состояния космодрома Байконур и эксплуатируемые ракеты Космос, Космонавтика, Казахстан, Протест, Байконур, Ракета, Роскосмос, МКС, Мат, Видео, Длиннопост, Политика

Вообще, на данный момент - РФ вывела из эксплуатации почти все свои старые ракеты, и для пусковых программ используются только три семейства ракет - "Союз-2", "Протон" и "Ангара", причём последняя ещё не была введена в полноценную эксплуатацию, первый настоящий пуск со спутником запланирован на Лето наступившего 2022 года.


Все старые поколения королёвской семёрки - уже не летают, включая даже весьма свежую переходную модификацию "Союз-ФГ", на которой ранее осуществлялись все пилотируемые пуски Роскосмоса к МКС.

- Последний её запуск был 25 сентября 2019 года с ТПК "Союз-ТМА-МС-15" в качестве полезной нагрузки. При этом первый раз она полетела в 2001 году, и по сравнению с "Союз-У" уже была наполовину новой ракетой.


Сейчас в строю осталось только самое последнее, седьмое поколение семейства "Р-7" в лице "Союз-2", и кстати - недавно пошёл уже 65-ый год эксплуатации советского наследия (Проведено порядка 1840 орбитальных пусков), пускай от старых ракет в нём остался только форм-фактор и написанный на двигателях индекс.


Современная серия состоит из трёх разных изделий:


- РКН лёгкого класса "Союз-2.1в" (Индекс ГРАУ 14А15 - 131КС) - двухступенчатая тандемная ракета, без боковых ускорителей и с новой первой ступенью на базе однокамерного двигателя НК-33 (В будущем будет заменён на аналогичный РД-193). Вторая ступень досталась от Союз-2.1б с четырёхкамерным РД-0124, о котором позднее. Грузоподъёмность составляет от 2800 до 3300 кг на стандартную орбиту выведения (НОО) с космодрома "Плесецк" (С Байконура она может выпереть на круговую 200-км орбиту до ~3500 кг).


- РКН среднего класса "Союз-2.1а" (Индекс ГРАУ 14А14 - 372РН16) - типовая ракета семейства "Союз" и прямое продолжение "Союз-ФГ" и "Союз-У", конструктивно от них не отличается ничем, кроме того, что она новее (Материалы, авионика, исправление тянущихся со времён лунной гонки проблем в двигательной системе и прочее). На практике это даёт повышенную до 7400 кг грузоподъёмность. Для сравнения - паспортная нагрузка у "Союз-ФГ" была 7150 кг, а у "Союз-У" - 6950 кг. Сейчас эта ракета используется для чего угодно, включая запуски грузовых и пилотируемых кораблей к МКС. Экспортное наименования в рамках пусковых контрактов с космодрома "Куру" во Французской Гвиане - "Союз-СТ-А".


- РКН среднего класса "Союз-2.1б" (Индекс ГРАУ 14А14 - 372РН17) - ракета с повышенной грузоподъёмностью, не является прямым наследником прошлых поколений семёрки из-за замены маршевого двигателя третьей ступени с РД-0110 на РД-0124. Оба этих двигателя похожи, но сильно отличаются. У нового движка в два раза нарастили рабочее давление, при сохранении прежнего уровня тяги и повысили удельный импульс с 3195 м/с до 3522 м/с (Показатели в вакууме). Это привело к тому, что масса забрасываемой нагрузки увеличилась до 8700 кг, что на 1300 кг больше, чем у базовой "Союз-2.1а".


Если что - это очень хороший результат, но есть и проблемы. Пусковая статистика не идёт в зачёт предыдущих версий ракет, а потому NASA были против использования этой модификации в пилотируемых пусках к МКС, пока не начали летать Crew Dragon. Поэтому утяжелённую версию пилотируемого "Союза" никто делать не стал, да и в целом в этом нет особого смысла.

- Корабли семейства "Союз" конечно пополнели с 60-ых годов на 600-700 кг, но откармливать их ещё на 1,3 тонны в новой модификации - было бы дороговато.


Увеличение только сервисного отсека, при сохранении габаритов обитаемого объёма - смысла не имеет, у "Союза" запас характеристической скорости скачет где-то возле отметки 500 м/с, а добивать её до километра с лишним под низкую опорную орбиту, ну полезно конечно, но это топливо бы просто не использовалось. Облегчённому лунному "Союзу" такое пригодилось бы, но мы к Луне не на "Союзах" летать будем.


А полная модификация всего корабля, включая и сервисный отсек, и спускаемый аппарат и бытовой отсек - потребовала бы как избыточных расходов, так и длительной сертификации (Особенно учитывая, что +1300 кг к стартовой массе и двухвитковая стыковка с МКС вместе дают стойкое желание воткнуть с неудобствами в увеличенную капсулу четвёртого космонавта. Ну или запихать внутрь побольше коробок с грузом, ибо в нём место было бы столько же, сколько в Шеньчжоу, если не больше).

- Может грузовому "Прогрессу" для дозаправки МКС бы пригодилось лишнее топливо на борту, но тогда его нужно вместе с "Союзом" переделывать, а иначе полетит унификация.


В общем утяжелённый "Союз-2" используется только в грузовом варианте для доставки спутников.


По пусковым площадкам для ракет, на "Байконуре" их две штуки - СК 17П32-5 (ПУ № 5)(Гагаринский старт) Площадка № 1 (Закрыта на реконструкцию с 2019 по 2023 год) и СК 17П32-6 (ПУ № 6) Площадка № 31 (Ныне действующая, обе используются и для пилотируемых полётов и для грузовых, но основной для космических кораблей была первая).

- Ещё три платформы есть на космодроме "Плесецк", №2 не используется с 2010 года, а №3 и №4 прошли модернизацию под семейство "Союз-2" к 2017 и 2019 годам (№1 выведена из эксплуатации ещё при СССР и демонтирована в 1999 году). Кроме них по одному пусковому комплексу имеется на космодроме "Куру" (ELS) и на "Восточном".

Текущее состояния космодрома Байконур и эксплуатируемые ракеты Космос, Космонавтика, Казахстан, Протест, Байконур, Ракета, Роскосмос, МКС, Мат, Видео, Длиннопост, Политика

Производство ракет-носителей семейства "Зенит" прекращено в 2014 году.

- Последние две ракеты, произведённые ещё до закрытия производства были запущены в конце 2015 и 2017 годов соответственно, после чего де-факто была завершена их эксплуатация. Предназначенная для их запусков первая платформа Площадки №45 с тех пор не обслуживается (Вторая платформа была разрушена после неудачного старта РН «Зенит-2» 4 октября 1990 года).


Производство ракет-носителей тяжёлого класса семейства "Протон" и её действующей модификации "Протон-М" - прекращено с 2021 года. В эксплуатации остался только наработанный запас ракет для выполнения оставшейся пусковой программы на ближайшие пару лет (8 запланированных запусков), после чего эти ракеты полностью заменят на "Ангару".

- Пусковых платформ под "Протоны" было построено четыре штуки, из них две на площадке №81 и две на площадке №200. Из них одна не эксплуатируется с 1991 года, другую перестали использовать в 2004, третья законсервирована с 2017 и активной осталась только последняя ПУ № 39 с 200-ой площадки. За пределами "Байконура" больше пусковых комплексов нет, но из-за прекращения эксплуатации ракет это уже и не важно.


Расклад по "Ангаре" таков, что есть одна действующая площадка в "Плесецке" и вторая строится на "Восточном". На "Байконуре" планировали переделать под неё ПУ №40 (200-ая площадка), но передумали и ничего не сделали.


Что касается остальных пусковых платформ - то они заброшены уже длительное время. Конверсионные ракеты летать перестали, часть была закрыта ещё в СССР. В Плесецке тоже есть заброшенные комплексы.

- Космодром Капустин Яр имеет военное назначение, и на нём проводятся только испытания ракетного вооружения. Платформы для орбитальных пусков на нём есть, но оттуда летало только семейство ракет "Космос", выросшее из БРСД Р-14У и последний запуск был в 2008 году (Стартовые площадки демонтированы к 2020 году, остался только тестовый полигон).


Если что это нормально, в США тоже из 30 построенных во Флориде платформ используются только 6 или 7 штук. Картинка внизу устарела, но смысл вы поняли.

Текущее состояния космодрома Байконур и эксплуатируемые ракеты Космос, Космонавтика, Казахстан, Протест, Байконур, Ракета, Роскосмос, МКС, Мат, Видео, Длиннопост, Политика

Таким образом на "Байконуре" только три реально функционирующих комплекса, использующихся для запусков ракет, из которых к 2025 году останется только два.

- В принципе, площадка 1С на "Восточном" функционирует уже пять лет, за которые осуществлены 11 пусков. Плюс - с "Плесецка" вояки регулярно отправляют свои спутники в космос.


Старых ракет у нас больше нет, остались только те, что начали летать уже в XXI веке (Это включая "Протон-М", его первый полёт был в 2001-ом). Все те "Союзы", что стартуют с грузами с "Байконура" - могут летать и с "Восточного", они одинаковые.

- При желании все грузовые миссии можно через год увести на "Восточный", и это не вызовет серьёзных проблем. Останется только доэксплуатировать последние "Протоны" и кроме пилотируемой инфраструктуры на "Байконуре" нам больше ничего не надо.


Вот с ней то как раз и возникнет больше всего мороки. Ракета "Ангара" - готова, хоть там и проблемы с разгонным блоком "Персей". Стартовая площадка под неё на "Плесецке" функционирует с 2014 года, а на "Восточном" скорее всего успеют достроить к тому времени, когда нужно будет оттуда летать (2024-2025 годы).

- А вот "Орёл" с экипажем полетит только лет через 5-6, и то это будут тестовые пуски. Первые его полёты в любом случае будут комбинировать с "Союзами". Там конечно есть ещё какой-то грёбанный облегчённый "Орлёнок", который непонятно под что делается, но это такая хуйня, которую непонятно на какие шиши делать. Хотя конечно пуски "Орла" - будут дорогими, дороже "Союзов" раза в 2-3 и идея с лёгким кораблём не кажется сильно бредовой.

В общем, если в Казахстане что-то случится, и нас попросят уйти с космодрома - то мы можем это сделать. И сторговаться на том, что "Протоны" уже почти всё и закончат летать через 3 года, грузовые миссии уйдут на "Восточный", а пилотируемая инфраструктура для обслуживания МКС кораблями "Союз" и "Прогресс" после 2024 будет давать максимум 7-8 пусков в год и нужна она будет только до 2030 года.


Но если вдруг Роскосмос захотят выпнуть с Байконура вотпрямщас - то вообще-то у нас есть Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (Вступило в силу 19 января 1999 года), с изменениями от 26 декабря 2016 года и ратифицирован ФЗ №81 от 1 мая 2017 года.

- И самое важное в нём заключается в Статье 1 п.1, цитирую: "На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации...".


То есть юридически - Байконур это вообще-то Россия, на всё время действия аренды (То есть до 2050 года). На территории Казахстана рядом квартируются спецвойска и спецслужбы РФ. В самом городе есть военная охрана космодрома, а на арендуемой территории из открытых источником можно поставить и разместить воинский контингент до 50-100 тысяч человек.

- Это конечно скорее всего не правда, но 5-6 бригад (20-25 тысяч человек) там точно можно оставить.


Перекрытие воздушного пространства и ограничение логистики уже другой разговор, но короче почитайте соглашение, отчёты в открытом доступе и залезьте на госзакупки, где были ещё не засекреченные данные по космодрому.

- Плюс на киберленике есть статьи о проблемах правового статуса Байконура, тоже интересные материалы с юридической точки зрения.


И последняя причина, по которой нам не перекроют доступ на Байконур - это США. Международная Космическая Станция - это совместный проект, чья выживаемость зависит в том числе и от обслуживания со стороны РФ.

- Конечно у NASA уже есть корабли Crew Dragon, и в случае чего можно будет получать грузы для станции от РФ, возить российских космонавтов, да самостоятельно поднимать орбиту, но это будет полный пиздец.

Плюс концерн ULA проебал всё что только можно и CST-100 Starliner со штатным экипажем полетит только в следующем году (Тестовый пилотируемый полёт как у Crew Dragon в Мае 2020-го хорошо если Боинг проведёт к концу 2021).

- Если в этот период что-то случится с Драконами или со стартовой площадкой откуда они летают на Falcon-9, то США полностью лишится пилотируемого доступа в космос, ибо пока площадка только одна.


А это - неприемлемый риск и срыв всей пилотируемой программы, стоимостью уже далеко за 200 миллиардов долларов (Что больше ВВП Казахстана даже в тучные годы) и в которой участвуют 14 стран.

- То есть на Казахстан будет давить уже не только Россия, но и США со всеми космическими державами первого мира.

Текущее состояния космодрома Байконур и эксплуатируемые ракеты Космос, Космонавтика, Казахстан, Протест, Байконур, Ракета, Роскосмос, МКС, Мат, Видео, Длиннопост, Политика

Есть ненулевые шансы того, что в случае если в Байконуре произойдёт нечто серьёзное - то мы увидим настоящий цирк с конями, в рамках которого туда припрётся американский десант, притом по просьбе России. И я сейчас не шучу.


Но к счастью, ничего из вышеперечисленного не произойдёт, просто по причине того, что никто в здравом уме не будет сворачивать совместную деятельность и всем выгоднее будет продолжать использовать космодром до самого конца.


Не люблю я делать такие посты, связанные с политикой, но когда читаешь всю ту демагогию, которую начали разводить в последние два дня, про отправленных в Байконур ЧВКшников - хочется себе лицо в фейспалме пробить.

- Не произойдёт ничего с космодромом, просто потому что не может произойти. Не переживайте из-за утери доступа в космос. Это всё полный бред.


В следующий раз я вам подготовлю детальнейший материал по Джеймсу Веббу, которого вы даже у Alpha Centauri не найдёте, и надеюсь это вам будет в разы интереснее.

Показать полностью 4 1

От лица сообщества Исследователи Космоса - поздравляем всех с новым 2022 годом

В уходящем 2021 году мы дождались двух главных долгостроев последних десятилетий - модуля "Наука" и телескопа Джеймс Уэбб.

- Надеюсь что следующий год нас будет радовать не меньше, и мы наконец-то дождёмся орбитального полёта Старшипа.


С новым годом, друзья!

От лица сообщества Исследователи Космоса - поздравляем всех с новым 2022 годом Космос, Космонавтика, Новый год

Стыковка узлового модуля "Причал" с Международной космической cтанцией

А тем временем УМ "Причал", запущенный два дня назад - уже добрался к МКС и скоро будет с ней стыковаться. Официальная трансляция Роскосмоса прилагается:
- https://www.youtube.com/watch?v=mNfETXRfti0


Напоминаю, что это на данный момент - последний планируемый модуль российского сегмента МКС, хотя мало кто верит в то, что новая станция будет строиться на другой орбите, и мы всё ещё придерживаемся сценария, по которому служебную станцию будут собирать в составе МКС.


Конечно с "Причалом" такого же эпичного полёта, как был с МЛМ-У "Наука" - не получилось, модуль спокойненько себе прилетел в точку назначения, но в ближайшие пару лет к станции больше ничего нового, кроме регулярных полётов кораблей - запускать не планируют. Первый модуль Axiom Space, также как и наш НЭМ туда отправят как минимум в конце 2024-го.


Если есть желание, можете закатиться на нашу трансляцию (Начинается в 17:50), где я буду подробно озвучивать последние планы на пилотируемую космонавтику, которые опять начали меняться.

Показать полностью 1

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС

Добрый день дорогие друзья, и снова рубрика посвящённая запускам новых модулей к Международной Космической Станции.
- В конце июля мы в прямом эфире наблюдали развязку многолетней эпопеи с "Наукой", а на днях состав РС МКС пополнит ещё один модуль - узловой "Причал".

Информацию о пуске вы наверняка уже слышали - старт будет сегодня в 16:06:36 по МСК, схема полёта прилагается, но мы немножко детальнее разберём чего ждать от модуля, и почему четырёхметровый шарик стоит несколько миллиардов рублей

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Узловой модуль "Причал" (Изделие 1Л) - начали разрабатывать десять лет назад, после утверждения эскизного проекта в январе 2011 года.
- Из-за массогабаритов схема его полёта идентична запускам малых модулей "Пирс" и "Поиск", осуществлённых в 2001 и 2009 годах.

Запуск модуля осуществляется на ракете-носителе среднего класса "Союз-2.1б" с использованием в качестве системы орбитального маневрирования - служебный модуль от грузового корабля "Прогресс", соответственно спарка и называется "Прогресс-М-УМ".
- Сейчас в космос летают грузовики семейства"Прогресс-МС", но "Причал" полетит на старом корабле. Потому что его изготовили ещё в 2014 году, вместе с самим модулем.

Да, узловой блок вместе с корабликом просто лежали на складе Завода № 88 почти семь лет. Потому что изначально их должны были запустить к "Науке", ещё когда её стыковка к МКС планировалась на 2014 год. Но потом началась вся эта череда проблем, и до полёта дело дошло только сейчас.

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Узловой модуль "Причал" не просто так называется - на нём установлено шесть гермоадаптеров стыковки, из них четыре агрегата стыковки пассивных гибридных боковых (Два АСП-ГБ1 и два АСП-ГБ2), предназначенных для стыковки модулей.

- Другие два узла это активный гибридный агрегат стыковки (АСА-Г), который на фотке сверху расположен наверху и именно им модуль стыкуется к надирному адаптеру МЛМ "Наука", а также агрегат стыковки пассивный комбинированный (АСП-К), который на той же фотке упирается в корпус служебного отсека, и туда должны прибывать ТГК/ТПК серий "Прогресс"/"Союз".


Теперь о нюансах стыковки и особенностях устройства докпортов - Система стыковки и внутреннего перехода (ССВП) - это не набор идентичных стыковочных механизмов. Она не просто активно-пассивная, в отличие от АПАС (Андрогинно-периферийный агрегат стыковки).


Сами "штыри и конусы" также отличаются по сериям:

- Есть восьмизамковые ССВП-Г4000 для стыковки с кораблями, их на МКС до стыковки "Науки" было четыре штуки, которые часто занимали в полном составе (Два "Союза" + два "Прогресса").

- Есть двенадцатизамковые ССВП-М8000, с помощью которых стыкуются модули. На МЛМ "Наука" - оба стыковочных узла, как активный, так и пассивный относятся к этому семейству, и ей нужен был переходник, к которому можно цеплять корабли.


Ниже представлены отличия между ними .

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

На УМ "Причал" - ситуация особенная, все его стыковочные узлы относятся к серии ССВП-М8000, но они всё равно отличаются.

- Верхний активный стыковочный узел, как и на "Науке" - самый обычный на 12 замков, ничем не отличается от того же "Пирса", запущенного ещё в 2001 году.


А вот с остальными - дела интереснее, надирный АСП-К - комбинированный, может принимать как корабли, так и модули. Причём сделано это специально, а не унификации ради.

- Поскольку боковые АСП-ГБ это укороченные версии ССВП-М (Стыковочный конус усечён в длину), без антенн наведения "Курса", то напрямую к ним модули подлетать не могут. И вручную, на глаз даже, имея идеальные навыки - лучше этого тоже не делать, даже если попадёшь - фиксация будет слишком жёсткой.


При активной стыковке российских модулей - обычно происходит небольшой удар, с передачей вибраций по корпусу (Его слышно с другого конца станции). Это нормально, так как скорость подлетающего модуля может быть десятки сантиметров в секунду.

- Американские же модули прилетали на шаттлах, после чего их с универсальной системой стыковки NASA Docking System (NDS), которая была сделана на базе российского АПАС-95 - их подбирала роботизированная рука и аккуратно, очень медленно ставила на своё место. Американские корабли сегодня стыкуются аналогичным путём.


В том числе и по этой причине мы ещё не отказались от ССВПшек. Не слишком аккуратно бабахнуть по станции многотонным кораблём прямо в стыковочный узел, где тебе надо просто попасть в метровый конус - это намного проще и быстрее.

- NDS'ка c фото ниже ничем не хуже, а наоборот, лучше (Ну подумаешь, скорость ниже). США до совместной работы над советскими АПАСами - тоже летали на своём аналоге ССВП, просто нам пока не припекает.

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Так вот, как будет происходить стыковка модулей к АСП-ГБ, если там нет мишеней для Курса? А всё просто, после того как очередной модуль прилетит к надирному узлу "Причала" (Надирный - это значит в НАДИРе, то есть вниз смотрит) - его с помощью роботизированной руки перетащат на боковое место.


Помимо всего прочего - на "Причале" есть трубопроводы для дозаправки топливом подключенных модулей с грузовика "Прогресс", но тут есть один нюанс - на "Науке" топливная система не работает, она была одноразовой из-за металлической стружки в баках, и после её прилёта к МКС - её перезаправлять не планировали.

- В целом, конечно, такая стружка может быть и в "Звезде", просто в 90-ые годы её никто не нашёл. И учитывая, что модуль уже двадцать два года работает на орбите, а двигателям всё это время было глубоко фиолетово - "Науку" можно спокойно заправлять, однако нет.


Во-первых из-за кого-то криворукого сразу после запуска открылись клапаны между баками высокого и низкого давления - именно с этого и началась июльская эпопея, когда мы нервничали за полёт МЛМа, боясь худшего. Тогда прорвало мембрану в одном из баков, куда ушла часть топлива.

- А во-вторых, после стыковки на "Науке" включились двигатели, которые начали крутить МКС как стиральную машину и, в общем, заправлять "Науку" даже если стружка для работы двигателей вполне безопасна - всё равно очень тупая затея. Это вам не Kerbal Space Program.


Поэтому трубопроводы с "Причала" нужно будет тащить к "Звезде". На это уйдёт как минимум один полный цикл ВКД (Внекорабельная Деятельность, в скафандрах).

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Стартовая масса модуля - 4650 кг, в которую входит около 700 кг разных грузов (Их напихали внутрь перед стыковкой со служебным отсеком). Реальная же масса на орбите будет 3 890 кг.

- Диаметр 3300 мм, а внутренний гермообъём 19 кубических метров (Это самый комфортный переходный отсек во всех советско-российских станциях, можно развернуться вместе с какой-нибудь небольшой научной стойкой).


Помимо трубопроводных магистралей и систем стыковки - на "Причале" есть типовой набор бортовых систем, включающий систему управления бортовой аппаратурой, радиотехнические средства, систему обеспечения теплового режима, средства обеспечения газового состава и средства управления движением и навигации (Гироскопы).

- Так что это не совсем консервная банка.


Стыковка "Причала" к "Науке" будет проходить в два этапа. Сначала с неё сбросят пристыкованный корабль "Прогресс-МС-17", который вместе с переходником улетит сгорать в атмосфере после удачного выведения узлового модуля на орбиту.

- 26 ноября "Прогресс-М-УМ" пристыкует шарик к станции, после чего через некоторое время уже сам будет топиться в тихом океане.


Вместе с "Причалом" - сухая масса российского сегмента МКС, без учёта кораблей будет около 76-77 тонн (Больше половины от ДОС "Мир"). В заправленном состоянии и со всеми пристыкованными кораблями - около 105-107 тонн.

- Вот так это всё будет выглядеть.

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Изначальным планам по строительству МКС, в которые входили "ОКА-Т", Научно-энергетическая платформа (Из её герметичного корпуса сделали модуль "Рассвет") и прочее - я посвящу отдельный пост, дальнейшие же планы уже описаны в посте про Российскую Орбитальную Служебную Станцию, уточнять там какую-либо информацию можно будет только после официального завершения НИР.


Вкратце, у нас по по последнему проекту обновления МКС от начала 2010-ых годов, который назывался ОПСЭК (Орбитальный пилотируемый сборочно - экспериментальный комплекс) - планировалось вывести на орбиту четыре модуля ("Наука", "Причал" и два НЭМа).

- После чего РФ должна была заняться строительством нового базового модуля и шлюзового, чтобы после завершения эксплуатации МКС продолжить летать на орбиту.


В 2014 году НЭМ-2 внезапно куда-то пропал, но взамен него предложили делать ТМ (Трансформируемый модуль) и ЭМ (Энергетический модуль). Про тот вариант новой станции я тоже писал ещё много лет назад, в том числе и тут.

- В итоге, спустя очень много лет мы пришли к РОСС, в которой вернулся изначальный НЭМ-2, но он теперь не НЭМ-2. Станцию некоторые граждане хотели делать посещаемой, притом на приполярной орбите, но к такому подходу есть претензии.


Главная из которых - посмотрите на рендеры ниже. Примерно так должна выглядеть наша красотка после завершения строительства. Вы видите, какого она размера?

- Вопрос, на кой чёрт нам строить орбитальную станцию размером с советский "Мир", если на неё никто летать не будет?

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Ниже рендер, основанный на эскизах с официальной презентации Роскосмоса.

Что происходит с УМ "Причал" №2 - запуск к российскому сегменту МКС Космос, Роскосмос, МКС, Космонавтика, Орбитальная станция, Запуск ракеты, Россия, Видео, Длиннопост, УМ Причал

Правильно, нам незачем делать такую станцию. Плюс у нас на орбите уже есть "Наука" и скоро будет "Причал". Их гарантийный срок эксплуатации - 15 лет.

- Да, они очень долго хранились, и есть вопросы к тому сколько они будут служить, но вообще-то нет. Базовый модуль МКС "Звезда", который изначально предназначался для "Мир-2" - был построен ещё в середине 80-ых годов. Он тоже к моменту своего старта пролежал на складе почти 13 лет (Внутреннее оборудования было смонтировано в 1986 году). Меньше, чем МЛМ, но не сильно.


Да, его модернизировали, но "Науку" тоже не просто оставляли пылиться. И после всего этого срока хранения - модуль на орбите два с лишним десятилетия, гарантийный срок у него вышел ещё шесть лет назад, а у него только одна трещина в камере ПрК появилась, которая пока не мешает эксплуатации.

- Не вижу никаких проблем, для использования "Науки" на протяжении аналогичного периода. Уж извините, но до 2040 года она протянет. То есть мы можем успеть построить новую станцию до того, как нам придётся топить МЛМ.


Плюс - РОСС на базе МКС будет строить гораздо проще (Американцы свой Axiom именно так и будут делать), ну и вместе с "Наукой" (И уже теперь двумя "Причалами") - РОСС будет значительно больше советского "Мира".


Ну а у нас сейчас начнётся трансляция запуска "Причала" к МКС, её можно посмотреть на официальном канале Роскосмоса:
- https://www.youtube.com/watch?v=eGSlvtuRjVM


Ну или если не хотите слушать официальную речь, то можете приходить к нам на стрим, я его поставил на 15:40, и надеюсь что успею всё настроить.

Показать полностью 8 1
Отличная работа, все прочитано!