Lis401

Lis401

пикабушник
пол: мужской
поставил 9003 плюса и 615 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
14К рейтинг 24 подписчика 1357 комментариев 76 постов 20 в "горячем"
0

Атолл Тарава: первый блин по-американски

С собой у них было 12 линкоров, 17 авианосцев, 12 крейсеров, 66 эсминцев и куча транспортов с 35 тысячами бойцов на борту, а ещё без счёту снарядов и авиабомб всех типов и калибров. Не то чтобы это было необходимым минимумом для захвата островка площадью в полтора квадратных километра, но когда начинаешь планировать десантные операции, бывает трудно остановиться…

Обстановка и цели*

На советско-германском фронте и в Северной Африке 1943 год выдался очень напряжённым, а вот на Тихоокеанском ТВД (театре военных действий) с начала года царило относительное затишье. Обе стороны зализывали раны, полученные в ходе многомесячного рубилова у острова Гуадалканал.

Атолл Тарава: первый блин по-американски Вторая мировая война, Япония, США, Высадка, Длиннопост

Тяжёлые крейсеры «Новый Орлеан» и «Миннеаполис», пережившие встречу с японскими торпедами у Гуадалканала

Лишь к осени в США согласовали стратегическую задачу новой кампании — овладеть Марианскими островами, с которых тяжёлые бомбардировщики смогли бы работать уже по метрополии Японской империи. Все помнят, откуда два года спустя взлетел B-29 по имени «Энола Гей»?

Но для этого надо было прорвать японский «оборонительный периметр» — цепочку баз, выстроенных на Маршалловых и Каролинских островах, а также на островах Гилберта, с которых и решили начать. Главной целью стала ключевая точка архипелага — база Императорского флота на атолле Тарава.

Атолл Тарава: первый блин по-американски Вторая мировая война, Япония, США, Высадка, Длиннопост

Силы и средства

К осени 1943 года гарнизон Таравы составлял почти три тысячи бойцов японской морской пехоты и 2200 военных строителей. На островке Бетио в южной части атолла построили более ста укреплённых точек, в которые встали 46 орудий от 203-мм до 70-мм и 33 ствола 13,2-мм пулемётов, плюс лёгкие противотанковые пушки и «обычные» станковые и ручные пулемёты. Ещё у них было 14 лёгких танков обр. 95.

Атолл Тарава: первый блин по-американски Вторая мировая война, Япония, США, Высадка, Длиннопост

Поэтому для операции выделили весьма значительные силы. Конечно же, всю американскую армаду в штурме атолла не задействовали. Бóльшая часть кораблей прикрывала операцию от возможного вмешательства японского флота, плюс нужно было захватывать и другие острова архипелага.

Атолл Тарава: первый блин по-американски Вторая мировая война, Япония, США, Высадка, Длиннопост

Непосредственно высадку на Тараву поддерживали огнём три линкора, четыре крейсера и девять эсминцев. Что тоже немало, особенно если добавить к этому сотни палубных самолётов. Штурмовать атолл предстояло ветеранам Гуадалканала — 2-й дивизии морской пехоты США, численность которой довели до почти 18 тысяч человек.

«Размягчение» обороны

За два предшествующих высадке дня только палубные самолёты и крейсеры вывалили на атолл более 430 тонн авиабомб и снарядов. Казалось бы, на крохотном островке не должно было остаться ничего живого. Однако, когда на рассвете «Дня Д», 20 ноября 1943 года, соединение вторжения приблизилось к Тараве, его встретил бодрый огонь береговой артиллерии.

Показать полностью 3
635

"Небесная белая Лилия" Лидия Литвяк: 22-летняя королева истребителей, сбившая 18 машин противника и один аэростат

"Небесная белая Лилия" Лидия Литвяк: 22-летняя королева истребителей, сбившая 18 машин противника и один аэростат Великая Отечественная война, Герои, Асы, Длиннопост, Цифровая История, Чтобы помнили

Родилась советская героиня 18 августа 1921 года в Москве. Небо увлекало её с самого детства, уже с 14 лет она занималась в аэроклубе, в 15 уже совершила свой первый полет, затем уже сама начала преподавать, подготовив 45 летчиков. Причем сделала она это, когда ей было всего девятнадцать лет.

Когда началась война советское командование сформировало три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой. Лидия Литвяк сделала все, чтобы попасть в один из них. Ради этого, ради благой цели — ради защиты своей Родины, она пошла на обман, приписав себе 100 недостающих часов налета. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП).

"Небесная белая Лилия" Лидия Литвяк: 22-летняя королева истребителей, сбившая 18 машин противника и один аэростат Великая Отечественная война, Герои, Асы, Длиннопост, Цифровая История, Чтобы помнили

Освоив истребитель "Як-1", она отправилась на фронт. Её первые боевые вылеты произошли весной 1942 года в небе Саратова — она и 586-ой женский истребительный авиаполк прикрывал Волгу от вражеской авиации.

Во время войны она оставалась женщиной. Сослуживцы вспоминали, как однажды она к своей летной куртке приделала необычный воротник (она срезала мех со своих унт). Лидия любила необычно одеваться: носила белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, в кабине её истребителя всегда можно было найти букетик полевых цветов

В период с апрель по сентябрь она выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов. В сентябре она прибыла под Сталинград, где за короткое время совершила 10 боевых вылетов. После этих Сталинградских побед она получила почетное право на бортовой знак — это была лилия. Именно как "Лилия-44" она запомнилась в Советском союзе.

13 сентября, в своем втором боевом вылете, она открыла свой боевой счет. За один бой ей удалось сбить целых два самолета. Некоторые источники сообщают что немецкий лётчик сбитого самолета, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я – лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!». А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая смогла его победить.

В конце сентября она воевала уже в составе мужского полка, который защищал небо Сталинграда. В то время юной Лидии был всего двадцать один год.

К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск, за ней было 8 сбитых самолетов.В марте обстановка в воздухе накалилась. 22 марта, во время долгого и трудного боя, она сбила один юнкерс. Но в это же время на помощь им пришло 6 немецких самолетов. Лидия, заметившая их первая, встала на их пути, чтобы сорвать внезапный удар. Ей удалось. С большим трудом, раненная, летчица смогла привести истребитель домой. После лечения в госпитале, она дала обещание что будет долечиваться в течение долгого времени дома. Но уже через неделю вернулась в полк, 5 мая отправившись на сопроводительную операцию. Во время вылета завязался воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила ещё один «мессер».

А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги написали в газетах, её имя стало известно стране. Успехи в боях омрачались потерей близких людей. 21 мая погиб её муж, Алексей Саломатин, с которым она познакомилась на фронте, а поженилась буквально в апреле.

Все лето 1943 года Лидия регулярно совершала вылеты. Например, 15 июня увенчался для нее еще одним сбитым самолетом. В июле она потеряла свою лучшую подругу — Катю Буданову. Самолеты Лидии и Екатерины были сбиты, но спастись удалось только первой.

Лето 1943 года стало роковым и для самой "Лилии". В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез.

Долгое время она считалась пропавшей без вести. Конечно, её искали. Некоторое время считали, что она попала в немецкий плен. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица». Только в в 1971 году установили её личность. И только в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

"Небесная белая Лилия" Лидия Литвяк: 22-летняя королева истребителей, сбившая 18 машин противника и один аэростат Великая Отечественная война, Герои, Асы, Длиннопост, Цифровая История, Чтобы помнили
Показать полностью 1
184

Достойная жизнь . Наталья Меклин

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны, ныне Полтавской области, в семье служащего. Жила в Харькове и Киеве. В 1940 году окончила среднюю школу и аэроклуб, в 1941 году - 1-й курс Московского авиационного института. С октября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.


С мая 1942 года в действующей армии. К декабрю 1944 года старший лётчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии лейтенант Н. Ф. Меклин совершила 840 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его живой силы и боевой техники, нанеся ему значительный урон. Во время Белорусской операции 1944 года бомбила скопления войск противника на реке Проня и Днепр, в районе Могилёва, Минска, Гродно.


23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза. Всего выполнила 982 успешных боевых вылета.


В 1953 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии майор Н. Ф. Меклин - в запасе. Живёт в Москве. Почётная гражданка города Гданьск (Польша). Зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 ПО "Оргсинтез" имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.


Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта"; 12 медалями. Её именем названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь.

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация
Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация

Школьные годы Наталья провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В школе увлекалась спортивной гимнастикой, завоёвала вторые места в соревнованиях среди школьников Киева. Не раз занимала первые места на республиканских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета. Среди первых её наград - гитара и чернильный прибор из карельской берёзы.


В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. После изучения теории ездила с друзьями в пригороды Киева, где с холмов летала на планерах. Поскольку вес у Натальи был небольшой, ей приходилось брать с собой в кабину мешочек с песком, на котором она сидела. Это было необходимо для правильной центровки.


Весной и летом 1940 года продолжила занятия в Киевском аэроклубе. Приходилось вставать ранним утром, чтобы ехать в Святошино на полёты. В это же время в школе были выпускные экзамены, и готовиться к ним Натальи приходилось в трамвае по дороге на аэродром и в промежутках между полётами.

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация

В конце лета Наталья уехала в Москву поступать в авиационный институт. Поскольку она была отличницей, её приняли без экзаменов на 1-й курс самолётостроительного факультета. Поначалу учёба шла не очень хорошо, были "хвосты", которые приходилось пересдавать. В Москве Наталья много ходила в театры, на концерты, в обсерваторию.


В первый же день войны бомбёжке подвергся родной Киев, где остались родители и младший брат, а в начале июля 1941 года большой отряд студентов МАИ отправился копать противотанковые рвы в Орловскую и Брянскую области. В этом отряде была и Кравцова. На длинной трассе рва работали студенты многих вузов Москвы. Копали с утра до позднего вечера с перерывом на обед, который готовили дежурные. Лопатами выбрасывали землю, торф, глину - так, чтобы ров имел в глубину 3,5 метра. Пешком делали большие переходы по 30 - 40 километров с одного места на другое. Шли в жару босиком по пыльным дорогам, а над головой пролетали немецкие бомбардировщики - на Москву...

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация
Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация

В институт вернулись в первых числах сентября, проработав 2 месяца вместо нескольких дней. Из Брянска уезжали последним поездом, город горел после бомбёжки.


В начале октября 1941 года стало известно, что знаменитая лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова набирает девушек в авиационную часть, чтобы воевать с врагами. Наталья пошла в ЦК комсомола, где проходил набор. Из разных городов прибывали сюда лётчицы из Гражданского Воздушного Флота, аэроклубов, техники, парашютистки.


Почти 2 недели провели в Академии имени Жуковского: здесь всем выдали обмундирование, разделили на группы, и 16 октября, когда немцы уже вплотную приблизились к Москве, лётчиц товарным поездом отправили в Энгельс в лётную школу. Позади остались 7 месяцев напряжённой учебы и тренировочных полётов - и 3 женских авиационных полка (истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных лёгких бомбардировщиков) улетели на фронт. Эти полки провоевали всю войну, но единственным чисто женским полком остался полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка была назначена Евдокия Давидовна Бершанская, опытный лётчик из гражданской авиации с 10-летним лётным стажем.

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация
Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация
Евдокия Давидовна Бершанская
В мае 1942 года полк ночных бомбардировщиков У-2 прилетел в Донбасс. Труд Горняка - посёлок под Краснодоном - первая площадка, откуда Наталья Кравцова начала летать на боевые задания. Бомбили немцев на реке Миус, в Донбассе, на Дону. В середине лета под напором немецких танков, которые прорвали оборону, началось большое отступление советских войск. Немцы наступали двумя лавинами: к Сталинграду и к южным нефтяным районам Грозного и Баку. Лётные экипажи, отступая, ночью бомбили врага, а днём перебазировались на новую точку. Иногда срочно улетали ночью, прекратив полёты на задания, когда танки подходили к аэродрому... Так, отступая, полк оказался южнее Терека. Дальше к югу были высокие горы...
Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация

За 3 года женский полк прошёл боевой путь от Терека до Берлина. Бомбили немцев в предгорьях Кавказа, на Кубани, на Таманском полуострове, в Крыму, в Белоруссии, Польше и Германии. Летали ночью на лёгких тихоходных самолётах По-2, против которых действовали вражеские прожекторы, зенитки и ночные истребители. Бомбили переправы, огневые точки, скопления войск, укреплённые районы, штабы, железнодорожные станции и эшелоны, автомашины, самолёты на аэродромах... Девушки - лётчицы доставляли врагу столько вреда и хлопот, что они прозвали их "ночными ведьмами".


Полк также нёс немалые потери. Лётчицы погибали от огня зенитной артиллерии и атак истребителей. Самолёт легко загорался в воздухе, и вместе с ним горели экипажи. Всего полк потерял 31 лётчицу, 5 из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза. Те же, кто получал ранение, возвращались из госпиталя в полк и продолжали летать.

Из книги"Хроника лёгкого ночного бомбардировщика По-2, или 46-й Гвардейский женский полк". Вот как она описывает один из эпизодов своей фронтовой жизни:


"Задание - бомбить Багерово, железнодорожную станцию западнее Керчи. Сюда приходят немецкие эшелоны, подвозят к фронту оружие, снаряды, подкрепления.


...Некоторое время самолёт летел выше облаков. "Пора снижаться," - сказала мой штурман Нина Реуцкая. Мы вышли из облаков на высоте 500 метров. Перед нами, как на ладони, лежала станция, наш ПО-2 тоже был отлично виден с земли. Я знала, что нам будет жарко: на высотках здесь стоят прожекторы, зенитки. Сейчас они затаились и молчат, выжидают... Это действует на нервы. Пора. Ещё секунда... Нет, две... Что же они медлят ?

В таких случаях у меня в желудке появляется ощущение холода, как будто я проглотила лягушку. Лягушка - это страх. Обыкновенный противный страх, который нужно преодолеть: всё равно я пройду через всё то, что меня ждёт.


Включились 4 прожектора. Рявкнула первая зенитка. Вторая... Яркие вспышки приблизились к самолёту. Я выдерживаю курс: Нина бомбит по эшелону. Вокруг самолёта раскатисто, с сухим треском рвутся снаряды. Пахнет порохом, гарью. Бросая самолёт то в сторону, то вниз, стараюсь угадать, где разорвётся следующий снаряд...


Мы уходили на север, в море. Прожекторы не отпускали нас, пока мы не оказались низко над водой. Лучи совсем легли на землю. Наконец, погасли. Нина сказала: "Наташа, посмотри на плоскости". Я увидела 2 большие дыры в нижнем крыле, насквозь просвечивало верхнее, лонжерон перебит, болтались как флаг куски перкали. Но самолёт летел, и все страхи были позади. Вдруг ноги мои затряслись, запрыгали, стуча о пол кабины. Я изо всех сил прижала их руками - не помогло. Постепенно всё прошло. Теперь мы летели в чистом небе - никакой облачности. Мирно светили звезды. Впереди на земле уже виднелись 3 неярких огонька. Там нас ждали. Там был наш дом"

Достойная жизнь . Наталья Меклин Ночные ведьмы, Великая Отечественная война, Военные летчики, Длиннопост, Авиация
46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии получил почётное наименование Таманского, был награждён орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской. 23 лётчицы получили звание Героя Советского Союза, а 2 - Героя России.
Показать полностью 9

Мы ищем frontend-разработчика

Мы ищем frontend-разработчика

Привет!)


Мы открываем новую вакансию на позицию frontend-разработчика!

Как и в прошлые разы для backend-разработчиков (раз, два), мы предлагаем небольшую игру, где вам необходимо при помощи знаний JS, CSS и HTML пройти ряд испытаний!


Зачем всё это?

Каждый день на Пикабу заходит 2,5 млн человек, появляется около 2500 постов и 95 000 комментариев. Наша цель – делать самое уютное и удобное сообщество. Мы хотим регулярно радовать пользователей новыми функциями, не задерживать обещанные обновления и вовремя отлавливать баги.


Что надо делать?

Например, реализовывать новые фичи (как эти) и улучшать инструменты для работы внутри Пикабу. Не бояться рутины и командной работы (по чатам!).


Вам необходимо знать современные JS, CSS и HTML, уметь писать быстрый и безопасный код ;) Хотя бы немножко знать о Less, Sass, webpack, gulp, npm, Web APIs, jsDoc, git и др.


Какие у вас условия?

Рыночное вознаграждение по результатам тестового и собеседования, официальное оформление, полный рабочий день, но гибкий график. Если вас не пугает удаленная работа и ваш часовой пояс отличается от московского не больше, чем на 3 часа, тогда вы тоже можете присоединиться к нам!


Ну как, интересно? Тогда пробуйте ваши силы по ссылке :)

Если вы успешно пройдете испытание и оставите достаточно информации о себе (ссылку на резюме, примеры кода, описание ваших знаний), и если наша вакансия ещё не будет закрыта, то мы с вами обязательно свяжемся по email.

Удачи вам! ;)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!