Ba3eLuH

Ba3eLuH

На Пикабу
поставил 63 плюса и 1 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
4180 рейтинг 3 подписчика 19 подписок 14 постов 8 в горячем

Развод на АВИТО

Вечерело. Приходит смс с Авито на вотсап. Далее переписка на скринах:

Развод на АВИТО Реклама, Длиннопост, Картинка с текстом, Авито, Развод на деньги, Обман, Негатив
Развод на АВИТО Реклама, Длиннопост, Картинка с текстом, Авито, Развод на деньги, Обман, Негатив
Развод на АВИТО Реклама, Длиннопост, Картинка с текстом, Авито, Развод на деньги, Обман, Негатив
Показать полностью 3

Реклама в вк

Реклама в вк ВКонтакте, Реклама, Длиннопост, Картинка с текстом
Показать полностью 1

В Англии нашли золотой клад

В Англии нашли золотой клад Клад, Англия, Золото, Сокровища, Королева, Полиция, Мент в законе, Длиннопост

Сокровища искали на протяжении многих лет, а один из участников поисков даже угодил в тюрьму.

Британский музей сообщил, что в Норфолке (Великобритания) обнаружили самый крупный на сегодня англосаксонский клад. Он состоит из 131 золотой монеты — в основном это франкские тремиссы, хотя есть и девять византийских солидов. Кроме того, нашли небольшой слиток золота и золотые украшения — одно целое (по всей видимости, подвеска) и обломки еще двух. Клад датировали примерно 600 годом нашей эры.

Интересно, что хотя специалисты Британского музея оценивают перечисленные предметы как одну коллекцию, искали их на протяжении многих лет. Еще в 1991 году на поле, находящемся в частном владении, обнаружили первую монету. Много позже, в 2014 году, там начали искать части клада на систематической основе. Через шесть лет работы завершили, а сокровища передали в руки специалистов.

Большинство золотых предметов нашел один искатель, пожелавший остаться неизвестным. Но десять монет обнаружил другой человек: на тот момент — действующий офицер полиции.
В 1996 году в Британии приняли Закон о сокровищах. Согласно ему, сокровищами считали все предметы или деньги возрастом более 300 лет, состоящие из драгоценных металлов (не менее 10 процентов драгметаллов в сплаве) либо входящие в единый комплекс с предметами из драгметаллов. Все обнаруженные предметы должны быть предъявлены коронеру по месту обнаружения, после этого их признавали собственностью короны. Нашедшему: сначала — участие в обязательном расследовании, потом — в лучшем случае благодарность. Понятно, что граждане не горели желанием делиться ценностями. И в 2012 году в закон внесли изменения. Теперь гражданин, нашедший сокровище и заявивший о находке коронеру, может рассчитывать на выплату 100 процентов от номинальной стоимости клада. Причем половину он обязан отдать собственнику земли.

Но полицейский, нашедший десять монет, почему-то решил не сообщать коронеру об этом и продать их самостоятельно в частные руки. За этим его и поймали. В итоге бывший сотрудник правоохранительных органов (разумеется, немедленно вылетевший со службы) получил 16 месяцев тюрьмы, а следы двух проданных им монет так и не обнаружили.

Сейчас коронер Норфолка ведет расследование, по результатам которого должны окончательно установить, какие из найденных предметов попадают под действие Закона о сокровищах. Например, по мнению специалистов, монета, найденная в 1991 году, к таким не относится — даже если будет надежно установлено, что это часть одного клада. Как только расследование завершится, коллекцию планирует выкупить Музей замка Норвич при поддержке Британского музея.

Гарет Уильямс (Gareth Williams) из Британского музея так прокомментировал обнаружение клада: «Это очень важная находка. По датировке она близка к знаменитому корабельному погребению из Саттон-Ху в Саффолке. Хотя в ней не так много золота [по весу], как в погребении из Саттон-Ху, она содержит гораздо больше монет. Фактически это самый большой монетный клад того периода, известный на сегодня. Его необходимо рассматривать наряду с другими недавними находками из Восточной Англии и других мест, и он поможет изменить наше понимание экономики ранней англосаксонской Англии».

В Англии нашли золотой клад Клад, Англия, Золото, Сокровища, Королева, Полиция, Мент в законе, Длиннопост

На рубеже V-VI веков нашей эры англосаксонские племена завоевали Британию, создав на ее территории целый ряд своих королевств. Как и в остальной Европе, такие завоевания сопровождались варваризацией и существенным сжатием денежного оборота, на место которого зачастую приходило в основном натуральное хозяйство. Наличие крупного клада золотых монет и украшений в этот период — свидетельство высокого социального статуса того, кто его спрятал. То, что спрятавший не вернулся, чтобы забрать клад, может указывать на его гибель в войнах, которые часто случались между варварскими королевствами той эпохи.
Источник: https://naked-science.ru/article/history/norfolk_treasure

Показать полностью 2

Быстродействующие модули памяти для оптических компьютеров будущего

Быстродействующие модули памяти для оптических компьютеров будущего Компьютер, Жесткий диск, Будущее, Прорыв, Компьютерное железо, Память, Наука, Новости

Эффект, благодаря которому возможна запись информации в кремниевом кольцевом микрорезонаторе с помощью импульсов света разной интенсивности, впервые описан учеными ЛЭТИ. Он открывает большие возможности по созданию быстродействующих модулей памяти для оптических компьютеров будущего.

Современные электронные вычислительные машины подходят к пределу своих возможностей по соотношению производительности к энергозатратам. Поэтому научные группы по всему миру разрабатывают логические интегральные схемы на альтернативных принципах, которые будут более компактными, энергоэффективными и быстродействующими. Один из видов таких схем — фотонная интегральная схема, в которой передача, хранение и обработка информации производится с помощью света.

«Мы впервые показали, что в миниатюрных кремниевых кольцевых микрорезонаторах (диаметр около 0,2 миллиметра), существуют стабильные нелинейные эффекты, которые позволяют записывать данные с помощью оптических импульсов. Это стало возможно благодаря существующему в данной структуре эффекту бистабильности», – поясняет доцент кафедры физической электроники и технологии СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Андрей Никитин.

Кремниевые кольцевые микрорезонаторы выполнены по широко распространенной технологии изготовления компонентов для полупроводниковых приборов – кремний на изоляторе. Для переключения выходного состояния используются оптические импульсы различной интенсивности: низкая кодирует «0», высокая – «1». Таким образом записывается информация. Результаты экспериментов, изложенные в статье в научном журнале Optics Communications, показали, что система может находиться в таком состоянии до следующего информационного сигнала.

«Получается очень простой принцип работы, при этом без использования классической электроники. В дальнейшем, мы планируем использовать этот принцип для создания оптической ячейки памяти. Совокупность таких ячеек является основой для создания быстродействующих оптических запоминающих устройств. Понимание таких нелинейных эффектов – это важный шаг в направлении создания фотонных интегральных схем», – поясняет Андрей Никитин.

Проект находится в русле многолетних работ, проводимых на кафедре физической электроники и технологии по исследованию новых физических эффектов в твердом теле, имеющих большие перспективы для создания устройств хранения и обработки информации. В частности, в 2020 году ЛЭТИ получил мегагрант Правительства Российской Федерации на проведение разработок в области резервуарных вычислений на принципах магноники.

Взято: https://naked-science.ru/article/column/v-leti-nauchilis-soh...

Показать полностью 1

Комната рабов

Комната рабов Рабы, История, Археология, Археологи, Наука, Длиннопост, Повтор, Везувий, Помпеи

В доме, засыпанном почти две тысячи лет назад пеплом Везувия, опять нашли нечто необычное.

Чивита Джулиана — пригородная вилла к северу от Помпей, которая, как и весь город, в 79 году нашей эры оказалась погребена под слоем пепла при извержении вулкана. Скорее всего, первыми ее «исследовали» итальянские черные копатели (tombaroli) не позднее середины прошлого века. Археологи начали работать на вилле в 2017 году. В начале 2021-го они обнаружили там прекрасно сохранившуюся церемониальную колесницу и конюшню с останками трех лошадей.

И вот всего в нескольких шагах от места, где нашли колесницу, расчистили помещение площадью около 16 квадратных метров, которое, по предположению специалистов, служило жилищем для рабов, ухаживавших за лошадьми и транспортным средством. В комнате стоят три деревянные кровати, причем длина их регулируется (можно удлинять дополнительными досками). Длина двух — примерно 1,7 метра, а третьей — 1,4 метра: возможно, на ней спал ребенок или подросток. Лежанки (поверх досок, функциональный аналог матраса) сделаны из веревок, на которые клали тканевые одеяла: их отпечатки в породе сохранились в достаточной мере, чтобы сделать слепки.

Комната рабов Рабы, История, Археология, Археологи, Наука, Длиннопост, Повтор, Везувий, Помпеи

На одной из кроватей нашли дышло повозки — либо брошенное случайно, в панике, либо предназначенное для починки. В деревянном ящике обнаружили металлические и текстильные артефакты — скорее всего, части упряжи лошадей. Под кроватями хранили личные вещи, причем некоторые — в амфорах. Также в комнате были керамические кувшины и сосуд, обозначенный археологами как «камерный горшок», вероятно, служивший в качестве туалетного. Комната освещалась небольшим окном в верхней части и не имела отделки стен.

Скорее всего, в комнате жила семья рабов (судя по маленькой кровати), но, кроме этого, помещение явно служило кладовой. Амфорами и другими предметами заняты все углы: жить там вряд ли было комфортно, но для археологов такое количество находок высокой сохранности — большая удача. Повседневная жизнь рабов обычно остается в тени: их помещения редко содержали в хорошем состоянии, да и никто не хранил их вещи.

Комната рабов Рабы, История, Археология, Археологи, Наука, Длиннопост, Повтор, Везувий, Помпеи

«Это окно в реальность людей, которые редко появляются в исторических источниках, написанных почти исключительно мужчинами, принадлежащими к элите, — заявил Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel), директор Археологического парка Помпей. — Это тот случай, когда археология помогает нам открыть часть Древнего мира, о которой мы мало знаем, но которая чрезвычайно важна. Поражает узость и убогость этой комнаты, представляющей собой нечто среднее между общежитием и кладовой… Это, безусловно, одно из самых захватывающих открытий в моей жизни как археолога, даже без наличия больших «сокровищ»: настоящее сокровище — человеческий опыт, в этом случае — опыт слабейших в древнем обществе».

Вопрос о месте рабов в Древнем мире до сих пор чрезвычайно далек от разрешения. Согласно одним источникам, на одного свободного в Античности приходилось до 20 рабов, согласно другим — рабы были сравнительно редки. Еще меньше конкретных данных об их быте и жилищных условиях. В норме помещения для них не рассматривали как нечто ценное, часто сносили, поэтому их редко исследуют археологи. Помпеи, где вулканический пепел законсервировал все, дают уникальную «мгновенную фотографию» античной жизни, позволяющую частично восполнить этот пробел.

Надо отметить, что на раскопках в Чивита Джулиана специалисты из Археологического парка Помпей работают в сотрудничестве с прокуратурой города Торре-Аннунциата, а курирует работу непосредственно главный прокурор. Дело в том, что виллу на протяжении многих лет систематически грабили. Исследователи полагают, что часть археологического наследия даже в свежераскопанной комнате рабов тоже уже утрачена — точнее, украдена мародерами. В целом ущерб, нанесенный черными копателями вилле, на сегодня оценивают почти в два миллиона евро (2,3 миллиона долларов).

https://naked-science.ru/article/history/civita_giuliana

Показать полностью 2

Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь?

Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись
Пoдпиcи знaмeнитыx людeй. A у вac кpacивaя пoдпиcь? Знаменитости, Фотография, Почерк, Длиннопост, Повтор, Подпись

П.с. Последние допилил (по просьбе трудящихся)

Показать полностью 8

Палеонтологи нашли неизвестный вид крупных динозавров из Гренландии

Палеонтологи нашли неизвестный вид крупных динозавров из Гренландии Динозавры, Палеонтология, Наука, Гренландия, Ученые, Длиннопост

Они обладали длинной шеей, были двуногими, питались растительностью и жили около 214 миллионов лет назад на территории «Зеленой земли».

В те времена Гренландия впрямь была зеленой — ее покрывала густая растительность. Суперконтинент Пангея как раз распался, начал формироваться Атлантический океан, а на Земле происходили климатические изменения, которые позволили травоядным динозаврам достичь территории Европы и выйти за ее пределы.
Одним из таковых стал и новый вид гренландских динозавров — предшественников зауроподов, самых крупных наземных животных в истории.

Первые останки их — два черепа хорошей сохранности — еще в 1994 году в Восточной Гренландии нашли палеонтологи из Гарвардского университета (США). Поначалу считалось, что хотя бы один из них принадлежит платеозавру, хорошо известному длинношеему динозавру, который обитал на территории современных Германии, Франции и Швейцарии в триасовый период.

Однако новое исследование международной команды ученых из университетов Nova de Lisboa (Португалия), Мартина Лютера Галле-Виттенберга (Германия) и Копенгагенского (Дания) показало, что эти останки принадлежат новому виду динозавров. Свои выводы палеонтологи представили в журнале Diversity.

Палеонтологи нашли неизвестный вид крупных динозавров из Гренландии Динозавры, Палеонтология, Наука, Гренландия, Ученые, Длиннопост

Ученые провели микрокомпьютерную томографию костей, которая позволила получить цифровые 3D-модели внутренних структур и костей динозавра, все еще покрытых отложениями. И выяснили, что анатомия вышеупомянутых черепов весьма уникальна: они серьезно выделялись на фоне других динозавров по форме и пропорциям. В этот момент исследователи поняли, что имеют дело с новым видом ящеров. Они назвали его Issi saaneq, что в переводе с языка эскимосов Гренландии означает «холодная кость». Ученые также установили, что динозавр жил в этих краях порядка 214 миллионов лет назад, был растительноядным и обладал длинной шеей.

Один череп принадлежал подростковой особи, другой — практически взрослому животному. Структура костей у обоих показывала лишь незначительные различия, которые касались пропорций. Хотя Issi saaneq отличается от остальных зауроподоморфов (из-за формы черепа), палеонтологи все же нашли похожих на него динозавров — Macrocollum и Unaysaurus. Их останки в свое время обнаружили на территории Бразилии, они почти на 15 миллионов лет старше Issi saaneq. Но вместе с платеозавром из Германии, Франции и Швейцарии все эти динозавры все-таки образуют одну группу платеозавридов — двуногих существ, достигавших в длину от трех до десяти метров.

Источник: https://naked-science.ru/article/paleontology/paleontologi-n...

Показать полностью 1

Путь к звездам

Путь к звездам Космос, Ракета, Наука, Звезды, Ракетостроение, Длиннопост

С чего начинается космос? На Земле он начинается с ревущих гигантов, сотрясающих грохотом старт и затихающих далёким громом в небе. Унося полезную нагрузку к звездам на своих плечах, ракеты-носители являются самыми мощными и самыми сложными летательными аппаратами, созданными человеком. И одновременно – одними из самых интересных. Как согласованно и сложно выполняют они свою полётную задачу – читайте в обзоре Naked Science.

Роль космической ракеты, или ракеты-носителя – поднять полезную нагрузку с земной поверхности до орбиты. Для этого ракета поднимает груз выше атмосферы и разгоняет его до орбитальной космической скорости. Подъем и разгон происходят в общем процессе выведения полезной нагрузки на орбиту, в результате которого достигается высота около 200-300 км.

Большинство ракет-носителей стартует вертикально с поверхности Земли, постепенно их траектория всё больше наклоняется. В полете происходит отделение ступеней, из которых собрана конструкция ракеты. Последняя ступень заканчивает разгон и отделяется от полезной нагрузки, начинающей свой самостоятельный космический полет. В пуске важна не только достигнутая скорость, высота и наклонение, но и точность выполнения этих параметров.

Его величество двигатель

Ракета разгоняется силой тяги двигательной установки, включающей один или нескольких двигателей. Его величество двигатель – самая важная, сложная и дорогая часть ракеты. Он выполняет две ключевые задачи: сжигает в камере сгорания топливо, в ходе этого процесса получается очень горячий и сильно сжатый газ. И разгоняет газ своим реактивным соплом, создавая силу тяги. От того, насколько правильно решаются обе задачи, зависят эффективность двигателя и совершенство ракеты. В качестве основных двигателей ракет-носителей чаще используют жидкостные ракетные двигатели, или ЖРД.

Жидкостным он называется из-за топлива, состоящего из двух жидких веществ – горючего и окислителя, – образующих топливную пару. Они вступают в химическую реакцию горения, в которой атомы горючего отдают свои электроны принимающим их атомам окислителя и образуют молекулы газов. Для полноты сгорания горючее и окислитель нужно подать в правильном соотношении и как можно лучше перемешать. Это делают форсунки, находящиеся в форсуночной головке в начале камеры сгорания. Оба компонента подаются в них с большим давлением многих десятков и сотен атмосфер, распыляясь в очень тонкую взвесь. Часто горючее и окислитель соединяются в общей форсунке, перемешиваясь в едином плотном факеле. Воспламенение происходит уже в начале факела форсунки, распыляемого в пламя зоны горения. Большое давление камеры сгорания приводит к очень быстрому сгоранию. Химическая энергия топлива переходит в потенциальную энергию продуктов сгорания, в форме высоких температуры и давления газа.

Получившийся сжатый газ устремляется в реактивное сопло, состоящее из двух частей. Камера сгорания переходит в сужающуюся часть сопла, где дозвуковой поток газа ускоряется. В самой узкой части сопла, называемой критическим сечением, поток достигает скорости звука. Дальше он попадает в расширяющуюся часть сопла, становится сверхзвуковым и продолжает разгоняться до самого среза сопла. Давление и температура при этом все время снижаются, зато непрерывно растет скорость потока. Сопло преобразует потенциальную энергию тепла и давления газа в кинетическую энергию струи, являясь тепловой машиной по разгону газа. Истечение струи создает реактивную силу в обратном направлении; эта сила составляет основную часть тяги двигателя. Чем быстрее истечение газа из сопла, тем больше сила тяги. Вот зачем струю разгоняют до высокой скорости, на краю сопла она может быть в три раза больше скорости звука.

Топлива в камеру подается много, сгорание идет с высокими температурами около трех тысяч градусов и под большим давлением. Это делает камеру сгорания и сопло очень нагруженными в силовом и тепловом плане.

Сопло раскаляется добела. Без охлаждения стенок камеры и сопла они неминуемо прогорят, и случится пожар двигателя. Охлаждение стенок камеры и сопла организуется разными путями. В специально проточенных тонких каналах в стенках сопла и камеры текут компоненты топлива, снимая часть тепла со стенок. Кроме этого, в камере сгорания создается пристеночная жидкостно-капельная завеса из горючего. Сама камера изготавливается очень прочной, чтобы держать огромное рабочее давление. Силовая рама передаёт усилие тяги от камеры сгорания на корпус ракеты.

Чем больше топлива сгорит в двигателе, тем больше тяга. Подачу топлива в ЖРД обеспечивает его вторая важнейшая часть – турбонасосный агрегат, или ТНА. Он объединяет главные насосы горючего и окислителя, другие насосы и вращающую их газовую турбину. ТНА работает крайне напряженно. Для создания большого расхода компонентов и высокого давления за насосами турбина совершает огромную работу и имеет очень большую мощность при компактных размерах. Отдельная камера сгорания ТНА сжигает компоненты топлива и направляет полученный газ на лопатки турбины. Отработанный газ за турбиной сбрасывается за борт в двигателях открытого цикла или идет на дожигание в основную камеру сгорания двигателей закрытого цикла.

Недавно появились сверхлегкие ракеты, у которой в ЖРД нет ТНА. Насосы горючего и окислителя вращают электромоторы запасенной в аккумуляторах энергией. Это сверхлегкие ракета-носитель Electron компании Rocket Lab и ракета Rocket компании Astra. Их небольшие двигатели, которые человек может удержать в одной руке, позволяют использовать электрический привод топливных насосов. Питаются электромоторы от литий-полимерных батарей, сбрасываемых в полете по мере их разрядки.

При принципиальной простоте конструкции работа двигателя в реальности весьма сложная. Газодинамические процессы в двигателе непросты и требуют правильной организации и управления. Так же сложна разветвленная гидродинамика жидких компонентов, теплообменные дела – и прочие динамика, физика и химия. Работа двигателя может нарушаться неустойчивыми режимами. Если давление в камере сгорания случайно вырастет больше расчетного, то перепад давления из форсунок в камеру снизится, это уменьшит подачу топлива в камеру. Меньше поступит и сгорит топлива – давление в камере снизится, что увеличит перепад давления на форсунках и приведет к подаче в камеру излишка топлива. Он сгорит и создаст скачок давления в камере – и цикл колебаний давления повторится. Такие пульсации давления могут иметь частоту десятка раз в секунду и приводят к разгону этого колебательного процесса до разрушения камеры сгорания или к неустойчивому горению с падением тяги. Такова низкочастотная неустойчивость двигателя.

Путь к звездам Космос, Ракета, Наука, Звезды, Ракетостроение, Длиннопост

Высокочастотная неустойчивость возникает в виде акустических колебаний внутри камеры сгорания, образующих в ее объеме стоячие волновые конфигурации разных форм. Многократно отражаясь от стенок камеры и сливаясь, акустические колебания усиливаются до небольших ударных волн, с ростом давления и температуры во фронте волны. В местах их прилегания к стенкам камеры возникают локальные зоны высокого давления и температуры. В них могут возникать прогары и разрушения. Также высокочастотная неустойчивость способна ухудшать сгорание топлива. Борются с этим видом неустойчивости введением в камеру особых перегородок, расположением форсунок и другими мерами.

Тягой двигателя необходимо управлять. Например, при старте ракеты-носителя «Союз» тяга двигателей РД-107 растет не плавно, а ступенчато. После зажигания начинается режим предварительной ступени тяги. Между прочим, на этом этапе турбонасосный агрегат еще не запущен, насосы неподвижны, а керосин и кислород просто самотеком льются из баков в камеры сгорания, как вода из водонапорной башни. Но в камерах они уже горят вовсю, вырываясь наружу большими клубами огня и освещая низ ракеты яркой протяжной вспышкой. Если горение нормальное и устойчивое, то включается режим первой промежуточной ступени тяги. Запускается и раскручивается ТНА, расход компонентов и тяга вырастают, продолжается контроль работы двигателя. Далее следует вторая промежуточная ступень. Давление в магистралях и подача топлива усиливаются настолько, что тяга превышает вес ракеты, и она поднимается в воздух. И только через шесть секунд подъема ракеты двигатель переводится в режим главной тяги, на полную мощность. У других ракет циклограммы (точные и детальные последовательности действий) выхода двигателей на полную тягу могут различаться, но все они требуют контроля параметров работы двигателя сотни и тысячи раз в секунду. Управляют величиной тяги изменением работы турбины ТНА или клапанами подачи компонентов топлива. Управление направлением тяги производят через подвижный качающийся подвес основных или управляющих камер сгорания, разностью тяги в многокамерных двигательных установках и другими способами.

Выключение двигателя – тоже сложный процесс. Сразу закрыть главные клапаны топлива нельзя: могут возникнуть гидроудары в магистралях. Еще нужно снизить импульс последействия – остаточную тягу после прекращения подачи топлива. Ведь тяга падает до нуля не сразу и резко, а постепенно, расходуя запас давления в камере сгорания с дожиганием уже распыленного форсунками топлива. При выключении двигатель сначала переводят в пониженный режим, снизив подачу топлива и давление в камере. И лишь потом подают команду на выключение, которая прекращает подачу топлива в камеры сгорания.

Часто включение двигателей последней ступени бывает двукратным – в результате первого включения ступень с полезным грузом выходит на опорную орбиту. Позже, когда ступень дошла в нужную точку орбиты, делают второе включение двигателя, переводящее ступень на другую, целевую или переходную орбиту. Запуск двигателя в невесомости требует осаждения расплывшегося по бакам остатка топлива к заборному отверстию. Для этого включают небольшие твердотопливные двигатели – или двигатели ориентации. Они создают небольшую продольную перегрузку для смещения остатков топлива к нижнему днищу бака. Затем делают второе включение главного двигателя ступени с началом следующей фазы выведения.

Топливо – энергия для полета

Топливо к двигателю поступает через трубопроводы – главные магистрали горючего и окислителя, идущие внутри баков и двигательного отсека. Для криогенного топлива магистрали и каналы в двигателе перед стартом нужно охладить слабой подачей этих компонентов. Это называется захолаживанием двигателя. Подача рабочих объемов в неохлажденный двигатель может привести к вскипанию там криогенных компонентов и скачку давления в магистралях, что чревато остановкой подачи и обратным выбросом топлива. Еще в трубопроводах не должно возникать гидроударов и кавитации, а в заборных отверстиях в баках ставят воронкогасители. Для борьбы с вредными эффектами магистрали снабжают буферными бачками, бустерными (предварительными) насосами и другими устройствами.

Виды топлива для ракет-носителей используют разные: криогенные в виде сжиженных газов либо высококипящие, как керосин или несимметричный диметилгидразин. Распространенные топливные пары: «керосин плюс кислород» и «водород плюс кислород». Уходит в прошлое ядовитая топливная пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин», печально известный гептил. Осваивается перспективная пара «кислород плюс метан». Важнейшие показатели топлива – количество энергии, получаемое при сжигании килограмма топлива, плотность компонентов, задающая нужный объем баков, и криогенность, требующая теплозащитных мер. Важна стоимость топлива, экологичность, технологичность производства, транспортировки, хранения, инфраструктуры для заправки, и другие характеристики. Например, пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин» – самовоспламеняющаяся, загорается немедленно при контакте компонентов, и для нее не нужно воспламенительных устройств.

Топлива в ракете много – до 9/10 от ее стартовой массы. Вмещающие его баки – довольно сложные конструкции. Баки с жидкими газами требуют теплозащиты для предотвращения не только нагрева содержимого, но и наружной конденсации воздуха в жидкость: например, на поверхности баков с жидким водородом. Внутри баков есть перегородки, снижающие колебания топлива в полете. Бак должен выдерживать давление наддува для его нормальной работы и многократный вес топлива в условиях перегрузок. Еще в баках есть система термостатирования, постоянно перемешивающая криогенный компонент, и не дающая ему расслаиваться. Иначе вверху может возникнуть нагретый слой с его дальнейшим вскипанием и скачком давления в баке вплоть до его разрушения. А система барботирования продувает через массив компонента массу мелких пузырьков, перемешивающих его на тонком уровне. Есть система одновременного опорожнения баков, согласующая расход горючего и окислителя, сокращающая неиспользуемые остатки топлива. Есть система наддува, обеспечивающая нужное давление в баке и его изменение перед стартом. Системы датчиков, с информационными линиями от них. И всё выше перечисленное – далеко не полный перечень оборудования.

Для запусков в космос широко используются и твердотопливные двигатели. Они служат ускорителями на этапе работы первой ступени, создавая иногда половину или даже 4/5 взлетной тяги. Твердым топливом служит смесь минерального окислителя, обычно перхлората аммония, и алюминиевой пыли в качестве горючего. Эти измельченные компоненты склеены полимерным связующим, синтетической резиной под названием полибутадиенакрилонитрил, или бутадиен-нитрильный каучук (БНК). Он содержит много углерода и водорода, и является тоже горючим. Энергетика твердотопливных двигателей хуже жидкостных. Но они дешевле и проще в эксплуатации. При компактных размерах твердотопливные двигатели выдают большую тягу, крупнейшие из них стали самыми мощными двигателями, созданными человеком. Ракеты-носители используют твердотопливные ускорители в количестве от одного до шести, прикрепленные по бокам первой ступени с ЖРД и сбрасываемые после выгорания топлива. А иногда и сами ракеты-носители бывают полностью твердотопливными, или содержат в своем составе твердотопливные ступени.

Летающая конструкция как динамическая система

Ракета-носитель делится на ступени, обычно на две или три. Это нужно для отбрасывания опустевшей во время полета топливной тары, чтобы не тратить топливо напрасно на её разгон. Деление на ступени бывает разным – поперечным, продольным и комбинированным. Ракета «Союз», поднимающая космонавтов на орбиту, имеет пакетную схему: центральный блок окружен четырьмя боковыми блоками. На старте все работают вместе, а после выработки топлива боковые блоки отделяются. Центральный блок дальше работает в качестве второй ступени, а после выработки топлива он отделяется от третьей ступени, которая завершает вывод на орбиту.

Топливные пары ступеней могут быть одинаковыми или разными. Например, все ступени ракет «Союз» или Falcon 9 – кислородно-керосиновые, а у ракеты Delta-4 Heavy – кислородно-водородные. Напротив, у ракет Saturn-5 и Atlas V первая ступень кислородно-керосиновая, а другие – кислородно-водородные. Ступени соединены переходными отсеками, передающими усилие с нижней ступени на верхнюю. Разделение ступеней должно быть безударным, чтобы нижняя не догнала верхнюю импульсом последействия и не стукнула в нее. Первая ступень всегда самая большая и массивная. Она работает до высот 40-60 километров, пару с лишним минут полета, а после отделения разрушается в районах падения. Вторая ступень выводит полезную нагрузку на орбиту – или повторяет судьбу первой ступени, если есть третья ступень, которая и достигает космической скорости.

Во время полета конструкция ракеты испытывает самые разнообразные нагрузки. Атмосфера создает силы аэродинамического сопротивления, давящие на корпус. При углах атаки с косым обдувом ракеты возникает боковая аэродинамическая сила. Наибольшая нагрузка потоком достигается примерно через минуту полета, сразу после достижения скорости звука, на высоте восьми-девяти километров. Для снижения потерь скорости и защиты полезной нагрузки от встречного потока сверху ракеты ставят обтекатель. С выходом ракеты за атмосферу его сбрасывают. Атмосфера также помогает стабилизировать ракету: для этого на некоторых первых ступенях есть стабилизаторы – например, треугольные крылышки на «Союзе».

Состояние ускорения в технике называется перегрузкой. Величина ускорения сравнивается со средним ускорением силы тяжести на поверхности Земли, так получается числовое выражение перегрузки. Мы с вами живём в непрерывной единичной перегрузке земного тяготения.

Конструкция ракеты со всеми элементами, узлами и агрегатами находится и работает в условиях нарастающей перегрузки, защититься от которой невозможно в принципе. Вес узлов и агрегатов, вес топлива в баках увеличивается пропорционально перегрузке: при двукратной – в два раза, при трехкратной – в три раза. Вырастает и давление топлива в баках и магистралях. Это нужно учитывать, закладывая в конструкцию необходимый запас прочности. Перегрузка плавно растет до трех-четырех единиц к концу работы каждой ступени, а после ее выключения резко падает до нуля, снова вырастая сходным образом при работе следующей ступени.

Элементы ракеты должны быть прочными при наибольшей легкости. Поэтому в ракете широко используют сплавы на основе алюминия и магния, последнее время дополняемые изделиями из углеродных композитных материалов. Впрочем, применяется и сталь, и медь, и золото; и многие другие материалы. Для твердотопливных ускорителей применяются как стальные корпуса, так и композитные, выполненные намоткой прочных нитей с закреплением их полимерными составами. На современной сверхлегкой ракете Electron компании Rocket Lab используется углеродное волокно, на основе которого сделаны баки для керосина и жидкого кислорода.

Ракета представляет собой сложную динамическую систему, в которой одновременно идет огромное множество процессов, действуют разнообразные силовые и тепловые нагрузки.

Топливо меняет свою массу и положение в баке, его поверхность может косо смещаться и раскачиваться. С выработкой топлива меняется центр масс ракеты. Разные вибрации охватывают корпус, в одних местах усиливаясь, в других ослабевая, сменяя друг друга. Различные силы давят на конструкцию, создавая сжимающие, растягивающие и крутящие нагрузки. Длинный корпус работает как изгибающаяся балка – с колебаниями концов относительно друг друга и центра масс ракеты. В совокупности всех воздействий материал конструкции находится в сложном напряженном состоянии, сочетающем многообразные статические и динамические нагрузки.

Первая в мире ракета-носитель, еще только создаваемая межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 (как баллистическая ракета она состоялась уже после запуска первого спутника на орбиту), была названа «Спутник» (8К71-ПС) после подтверждения успешного выхода на орбиту первого спутника ПС-1. «Простейший спутник 1» весил всего 83,6 кг. Второй спутник с несчастной Лайкой на борту весил уже полтонны, однако он не имел многих систем, свойственных автономным спутникам, и не отделялся от второй ступени ракеты, образуя с ней одно целое. Третий спутник Д-1, для газетных сообщений называемый «Спутник-3», должен был стать первой полноценной научной станцией в космосе; его научная и измерительная аппаратура составляла почти тонну массы, а сам спутник достигал 1327 кг. Для его запуска потребовалась существенная модернизация ракеты-носителя, с получением нового шифра 8А91.

Пуск обновленной ракеты (№Б1-2) проводился 27 апреля 1958 года. Вначале ракета и ее системы работали нормально. Но в магистрали окислителя центрального блока возникли и усилились под действием растущей полетной перегрузки продольные колебания. Это привело к колебаниям давления жидкого кислорода на входе в двигатель, и к пульсации тяги его двигателя. Из-за возникшей переменной тяги двигателя центрального блока на 88 секунде полета начались резонансные силовые колебания боковых блоков ракеты, которые стали быстро нарастать. Всего через восемь секунд, на 96 секунде полета, боковые блоки оторвались от центрального, и ракета разрушилась в воздухе. Остатки ракеты упали в пределах полигона, примерно в ста километрах от старта. Спутник сразу оторвался от ракеты и падал отдельно, что позволило ему уцелеть, лишь слегка сплющившись при ударе о земную поверхность. Так развилась и произошла первая космическая авария. Ее расследование позволило в итоге успешно запустить «Спутник-3» в виде дублера 15 мая 1958 года.

Путь к звездам Космос, Ракета, Наука, Звезды, Ракетостроение, Длиннопост

В ракете-носителе размещают огромное количество различных систем и подсистем, основных и вспомогательных, обеспечивающих выполнение множества задач и бортовых функций. Это всевозможные гидро- и пневмосистемы; разветвленная бортовая электросеть с линиями и контурами питания, распределителями и источниками электроэнергии; различные пироболты и пироклапаны с линиями управления их срабатыванием; линии связи со ступенями. Важные системы дублируются, делаются резервные линии и блоки; наиболее важные троируются.

Управляемый полет

Полет ракеты требует непрерывного управления. Его осуществляет система управления полетом. Гироскопические датчики измеряют вращение ракеты вокруг ее трех осей и вычисляют текущую ориентацию в пространстве. Акселерометры точно измеряют ускорения вдоль трех пространственных координат. Интегрирование ускорений дает текущие скорости и общую скорость ракеты (скорость центра масс), ее величину и направление. А двукратное интегрирование ускорений дает координаты положения ракеты в пространстве относительно точки старта – удаление (по прямой в пространстве) или ортодромную дальность (по поверхности Земли), высоту и боковое смещение. Так работает инерциальный блок системы управления; он может дополняться астронавигацией, радионавигацией, системой GPS и другими навигационными каналами.

Блоки системы управления постоянно сравнивают положение ракеты и ее скорость с программными значениями, заданными на этот момент полета. Когда отклонения ракеты от расчетной траектории приближаются к предельно допустимым, система управления полетом вырабатывает управляющие команды, поступающие на рабочие органы – основные или управляющие двигатели. Они на рассчитанную величину меняют режим работы или отклоняются на подвижных подвесах. Возникает корректирующее движение ракеты, возвращающее ее ближе к расчетной траектории и регулирующее ее скорость. Ракета «гуляет» вокруг расчетной траектории внутри пространственной трубки, поверхность которой образована предельными допустимыми отклонениями, и не выходит за их пределы благодаря работе системы управления полетом. Алгоритмы управления оптимизируют движение носителя, сокращая количество приближений к границам допустимых отклонений и частоту корректирующих движений.

Система управления полетом постепенно наклоняет ракету, заваливая ее в горизонт и отрабатывая программу изменения угла тангажа (тангаж – это наклон главной, продольной оси ракеты к плоскости текущего горизонта). С ростом высоты и удалением от старта скорость ракеты становится все более горизонтальной. При достижении заданной скорости система управления полетом выключает двигатель последней ступени и отделяет полезную нагрузку в свободный полет. Иногда это происходит после второго включения и перехода на другую орбиту.

Конструкции ракет-носителей и схемы полета развиваются и эволюционируют. Из стандартных схем выделяется двухступенчатая тяжелая ракета Falcon 9 американской компании SpaceХ. Ее первую ступень с девятью двигателями сделали возвращаемой и повторно используемой, на сегодня ее повторное использование достигло шести раз. На высоте 60 километров происходит разделение ступеней, при этом в первой ступени остается запас топлива для посадки. По инерции поднимаясь до 120 километров, ступень начинает управляемый спуск. В верхней части снижения работают двигатели ориентации, на атмосферном участке – решетчатые аэродинамические рули, раскрываемые в верхней части ступени. Скорость гасится несколькими включениями трех из девяти основных двигателей. В итоге управляемого спуска ступень разворачивает траекторию и приземляется на площадку возле старта или садится на посадочную баржу в океане, раскрывая три посадочные опоры перед касанием поверхности. Таким образом, повторно используют и корпус ступени, и девять из десяти двигателей – самые дорогие компоненты ракеты (десятый остается на второй ступени). Возвращаются и две половинки обтекателя для повторного использования, опускающиеся на управляемых парашютах в широкую сетку специального судна, подхватывающего их на ходу. Многоразовое использование первой ступени сегодня отрабатывают и на других ракетах, как летающих, так и проектируемых.
Такие схемы полета требуют наличия отдельных, собственных систем управления полетом для возвращаемых элементов ракеты, переходящих к управляемому полету после работы на основном участке. Первая ступень, выполняющая заданную посадку, должна обладать полноценной системой управления полетом после отделения второй ступени – как и собственным бортовым измерительным комплексом, так и блоком выработки команд, и исполнительной частью. Это же относится и к возвращаемым половинкам обтекателя, поскольку они вводят в действие средство возвращения в виде планирующих парашютов, и через управление ими приходят в заданные точки посадки. По сути, многоразовая ракета-носитель формата «Falcon-9» в процессе полета разделяется на ряд самостоятельных летательных аппаратов, осуществляющих после основной работы в пуске собственные автономные управляемые полеты с задачей посадки заданным образом в заданных точках. Это новая архитектура системы управления полетом ракеты-носителя, и сегодня она уверенно работает в практических пусках, все шире распространяясь в запускающей технике.

Информационные потоки в ракете возникают не только в системе управления полетом. На борту находится множество датчиков, измеряющих самые разные величины. Давление и температуру во всех камерах сгорания, давление в магистралях горючего и окислителя, частоты и амплитуды вибраций в разных частях ракеты, перегрузку и местные ускорения, всевозможные температуры, давления и расходы, электрические напряжения и токи, положение различных переключателей и клапанов, обороты турбины ТНА, а также сотни и тысячи других параметров. Их измерения нужны для контроля состояния ракеты и многих бортовых процессов. Пока ракета стоит на старте, данные передаются через примыкающую к ней кабель-мачту. Это кабельная телеметрия – измерение и передача данных с борта ракеты через кабели. В полете информацию передают по радиоканалам – это радиотелеметрия. Телеметрическое оборудование ракеты обладает большой пропускной способностью и высокой частотой измерений. В современных телеметрических системах датчики опрашиваются несколько тысяч раз в секунду, а число каналов (количество датчиков) достигает тоже нескольких, иногда многих, тысяч.

У ракет, запускающих в космос людей, есть система аварийного спасения, или САС. Она устанавливается над космическим кораблем и представляет собой твердотопливный двигатель с розеткой направленных назад и в стороны сопел. В случае аварийной ситуации на старте и в полете, требующей спасения экипажа, система управления полетом задействует САС, которая уводит корабль с людьми вперед и в сторону от аварийной ракеты-носителя. Если выведение проходит штатно, по плану, то САС отделяется от корабля на этапе работы второй ступени и уводится в сторону другой, маленькой розеткой сопел, чтобы не быть ненужной нагрузкой в разгоне корабля. Новые схемы космических кораблей могут использовать другую организацию САС, интегрированную с кораблем и не отделяющуюся при выведении, как это сделано у Crew Dragon от компании SpaceХ.

Ракеты-носители выводят в орбитальный полет грузы самой разной массы. Орбита орбите рознь, они могут сильно отличаться и требовать для выведения на них разной энергии и разных затрат топлива. Чем выше орбита, тем больше нужно энергии для ее достижения; также важно наклонение орбиты – для полярных орбит затраты энергии выше, потому что запуски на них проводятся поперек вращения Земли и не используют его. Для сравнения грузоподъемности ракет берут низкие опорные орбиты, высотой около 200 км, круговые, с умеренным наклонением к экватору. Ракеты-носители делятся на несколько классов грузоподъемности. Деление это достаточно условно и изменяется со временем и в разных странах, но примерная классификация по грузоподъемности следующая: сверхлегкие – 0,1– 0,3 тонны, легкие – до 1 тонны, средние – 1–20 тонн, тяжелые – 20–100 тонн, сверхтяжелые – свыше 100 тонн.

Ракеты-носители – большая и широкая область космической техники. Чтобы детальнее разобраться в их особенностях, возможно, стоит рассмотреть каждый класс пристальнее. Может быть, позже Naked Science так и поступит, но сейчас наш рассказ подошел к концу. В мире создаются все новые ракеты-носители. Сегодняшние технологии позволяют проектировать и делать ракеты, раньше казавшиеся невозможными. За ближайшие десять лет облик и возможности космических ракет могут дополниться и измениться сильнее наших предположений. Сохранив при этом многие базовые подходы, работающие в сегодняшних ракетах-носителях. Поживем – увидим.
Источник: https://naked-science.ru/article/cosmonautics/unosyashhie-k-...

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!