Серия «Шахматы»

1

01 Шахматы. Эпическая битва против смартфона 20250711 (гл.1 из 3)

Говорят, что современные смартфоны сегодня играют в шахматы сильнее гроссмейстеров. А уж про обычных любителей шахмат и говорить нечего. Их смартфоны побивают с потрясающей лёгкостью. С этим можно согласиться, но с достаточно важными оговорками. Какая модель смартфона выступает в качестве соперника против живого шахматиста? Какие у данного аппарата технические характеристики? Какое шахматное программное обеспечение используется? Я протестировал популярную в 2025 году бюджетную модель смартфона Xiaomi Смартфон Redmi 14C 8/256. Софт: приложение Chess производителя CanaryDroid. Борьба получилось жёсткой и упорной.

© 2025 Константин Оборотов

=== Список всех глав

Глава 1. Железо и приложение *

Глава 2. Игра на уровне "Чемпион"

Глава 3. Выводы

===

01 Шахматы. Эпическая битва против смартфона 20250711 (гл.1 из 3)

*** Глава 1. Железо и приложение ***

Когда в 1997 году чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров сражался в матче против суперкомпьютера "Deep Blue" в моде были анекдоты типа такого. Каспаров проиграл в шахматы компьютеру, затем сыграл вничью с пылесосом, но зато потом убедительно выиграл у утюга.

В 2025 году этот шахматный юмор прошлого частично реализовался. Пока ещё пылесосы и утюги в шахматы не играют (или просто мне такие не попадались). Но вот современные смартфоны играют вполне достойно.

Для испытания по теме "практическая шахматная игра" я выбрал бюджетную модель смартфона Xiaomi Смартфон Redmi 14C 8/256. Этот девайс довольно мощный, чтобы прилично играть в шахматы. По крайней мере, у меня была такая иллюзия изначально. А по цене достаточно дешёвый, я купил примерно за 10 тысяч рублей.

С выбором шахматного софта пришлось повозиться. Выбор, конечно, богатый, но вот найти достойный софт, чтобы поиграть хорошему человеку и получить пользу и удовольствие от процесса оказалось не так уж просто. Некоторые программы оказались платными. Другие имели встроенную неприятную рекламу. Третьи просто плохо играли.

Наконец, удалось найти более-менее приличную софтинку, удовлетворяющую моим требованиям.

Название приложения: Chess

Версия программы: 1.2.3(29-05-2025)

Производитель: CanaryDroid

Размер дистрибутива: 8MB

При запуске приложения предлагается меню с возможностью выбора уровня игры приложения. При этом нельзя сразу запустить сильнейший уровень, который меня интересует. Пришлось последовательно пройтись по всем уровням, начиная от самого простого ("совсем новичок") до самого сложного ("Чемпион").

Должен заметить следующее. Это программа бесплатная, но разработчики умудрились встроить в неё рекламу, на которую я не сразу обратил внимание. Вот настолько она ненавязчивая. При запуске приложения из гнезда иногда высовывается маленькая птичка (канарейка). Если по ней кликнуть, то запустится какая-та игра, не имеющая к шахматам никакого отношения. Есть вот такое неудобство, которое придётся потерпеть.

Надо запомнить самое главное эмпирическое правило при работе с этим приложением: не трогай птичку!

Итак, уровне "Чемпион" состоялась решающая битва, описанная в следующей главе.

Нужно заметить, что в приложении не установлен механизм контроля времени. Но я старался игра в темпе блиц, как при контроле 3 минуты на партию без добавки. Смартфон тоже отвечал довольно быстро.

Моё волнение достигло высочайшего уровня. Честь человеческой расы была на карте (точнее, на доске).

Если Каспарову много лет назад противостоял огромный компьютер, то мой противник сегодня - жалкий дешёвый телефончик. Обидно будет проиграть такому малышку!

...

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00113/

===

Ваш прогноз: как закончилась эта битва?
Всего голосов:
Показать полностью 1 1
2

02 Шахматы: человек против робота (гл.2 из 4)

В первой главе мы с вами узнали, как и где создавались первые "шахматные автоматы", которые были всего лишь имитаторами программируемых шахматных роботов. Сегодня знакомство с первыми настоящими шахматными алгоритмами и программами.

© 2025 Константин Оборотов

=== Список всех глав

Глава 1. Имитация шахматного робота

Глава 2. Как роботы научились играть в шахматы *

Глава 3. Шахматные движки сегодня

Глава 4. Показательная партия

===

*** Глава 2. Как роботы научились играть в шахматы ***

Чтение советской и американской прессы 70-х годов прошлого XX-го века оставляет приятное послевкусие.

Конечно, нельзя было говорить о дружбе между СССР и США, но отношения явно улучшились по сравнению с послевоенными годами.

В американской прессе мелькают сообщения о смягчении давления американской бюрократии на Коммунистическую партию США. В частности, в 1973 году федеральный окружной суд в Аризоне постановил, что большая часть закона против американских коммунистов неконституционна, и Аризона должна допустить КП США к участию в голосовании на всеобщих выборах ("Блавис против Болина").

В советской прессе насмешки над убогим мещанским западным (в основном американским) образом жизни продолжались (в духе Михаила Задорнова "ну, тупые"). Но при этом явно начала изменяться эмоциональная окраска этих насмешек. Злая язвительная сатира потихоньку менялась на добродушный юмор с весёлыми приколами.

Вот мы читаем сообщение о нищем, который обитает на богатой парижской помойке. Ничего особо интересного в этом факте нет. Не было никакого секрета в том, что на этом Западе нищих огромное количество, как блох на бродячей собаке. Но именно в этом нищем была интересная изюминка. На своём плакате, ниже стандартного объявления "подайте плиз, кто сколько может жертве холокоста, бюрократии и бездушия", нищий сделал странную и наглую приписку "доллары США не принимаю".

Не знаю, придумал журналист эту хохму, или реально зафиксировал нечто подобное, но эта короткая заметка порождает у читателей множество мыслей, начиная от надежд, что долларовая долговая пирамида скоро рухнет до желания дать нищему полезный совет: "бери, дурачок, что дают, потом ненужное выбросишь".

Учёные экономисты по обе стороны океана начинают осторожно высказывать идеи о возможности "конвергенции" капитализма и социализма. При этом, в США должны усилиться социальные гарантии для трудящихся, а в СССР для "деловых людей" должны быть предоставлены возможности для полезных экономических частных инициатив (типа строительства личных дач и не только).

Самое главное, что в такой атмосфере о прямом военном конфликте не могло быть и речи. Решались вопросы о возможностях сотрудничества в разных областях.

В 1972 году в Москве председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписывают "Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях". В 1975 году в рамках этого соглашения был реализован совместный полёт советского и американского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите (знаменитый проект "Союз - Аполлон").

Вот в таких условиях мирной конкуренции и делового сотрудничества СССР и США с явным желанием обеих сторон уйти от прямых военных столкновений в 1974 году состоялось грандиозное событие для всех любителей шахмат и прикладного программирования: первый в мире чемпионат мира среди шахматных программ.

Состоялось это мероприятие в Стокгольме во время конгресса ИФИП (IFIP, International Federation for Information Processing).

Лидерами в области шахматного программирования были американцы. В США было 50 действующих шахматных программ, во всем остальном мире (Европа + СССР) около 20. Также в США уже был богатый опыт проведения внутренних чемпионатов. Последний чемпионат США стал отборочным к первому чемпионату мира. Лучшими оказались программы: "Чесс-4.0", "Теч-2", "Хаос" и "Острич". Они и представляли США на этом турнире.

Что же касается нашей страны, то у нас в боевом режиме была единственная программа "Каисса" и ещё несколько программ в стадиях подготовки и перспективной разработки. Именно "Каисса" и представляла СССР на этом турнире. По итогам турнира "Каисса" заняла первое место и завоевала золотую медаль весом 110 грамм.

После окончания турнира "Каисса" в виде бонусного трека сыграла дополнительную товарищескую партию с лучшей американской программой "Чесс-4.0". После долгой и упорной борьбы партия завершилась вничью.

Насколько сильно играли лучшие компьютерные программы в 1974 году? Мне представляется, если бы они играли в сегодняшних (2025 год) турнирах для людей, например, на популярном шахматном сайте "ЛиЧесс", то изначально показывали бы рейтинг в диапазоне 1800-2000 в блице с контролем 5+0. Для сравнения сегодняшние лучшие гроссмейстеры показывают здесь рейтинги 3000+ или, как минимум, около того. А если бы обсчитывали рейтинги современных лучших компьютерных программ типа "Стокфиш" и "АльфаЗирро" при их играх с людьми, то мы увидели бы рейтинги 4000+ или даже 5000+. Короче, эти современные роботы били бы всех людей без малейших шансов для последних. Примечание. При условии взаимной честной игры, но это уже совсем другая тема.

После первого чемпионата разработчики упорно работали над усовершенствованием своих программ.

В 1977 году состоялся второй чемпионат мира среди компьютерных программ в канадском городе Торонто.

Наша "Каисса" приняла участие и в этом чемпионате. Уже в первом туре чемпионка преподнесла неожиданный сюрприз для всех, включая зрителей, своих разработчиков и присутствовавших на турнире гроссмейстеров и мастеров.

Позиция из партии: "Duchess" - "Каисса", Торонто, 1977. Тур: 1.

Позиция из партии: "Duchess" - "Каисса", Торонто, 1977. Тур: 1.

"Каисса" до этого игравшая неплохо в этой чуть лучшей позиции вдруг делает ряд странных ходов, начиная отсюда: 29. … а5?

30. g4 Фe6

31. Лc6 a4?

32. Ф:а4 Лd6

33. Л:d6 Ф:d6

34. Фа8+

Здесь все ожидали естественного хода 34. … Крg7

Здесь все ожидали естественного хода 34. … Крg7

Здесь все ожидали естественного хода 34. … Крg7

Но "Каисса" вдруг ставит под бой ладью 34. … Лe8 и затем постепенно проигрывает без каких-либо шансов.

После партии, когда Каиссу спросили, в чем дело, она объяснила, что ход 34. ... Крg7 гораздо хуже, чем сделанный ею ход 34. ... Лe8.

В доказательство "Каисса" показала такой вариант:

34. ... Крg7 35.Фf8+! Крxf8 36. Сh6+ Сg7 37. Лc8+

"Каисса" демонстрирует вариант, которые не увидели даже гроссмейстеры

"Каисса" демонстрирует вариант, которые не увидели даже гроссмейстеры

37. … Фd8 38. Л:d8+ Лe8 39. Л:e8X.

Специалисты, среди них были гроссмейстеры Ботвинник, Эдуард Ласкер, Ганс Берлинер, канадский международный мастер Леон Пиасетский эту комбинацию не обнаружили и объясняли народу этот заскок Каиссы "несовершенством шахматных программ".

В конечном результате турнира Каисса разделила 2—3 места с программой Duchess. Победила в чемпионате программа "Чесс-4.0".

До сих пор идут диспуты, а увидела бы программа Duchess во время партии этот выигрывающий ход 35.Фf8+

Далеко не факт, учитывая, ограниченность времени на обдумывание в турнирной партии.

В любом случае, если ход 34. ... Лe8 объективно сильнее (т.к. затягивал поражение на много ходов), то никто не будет спорить, что практических шансов больше у скромного хода 34. ... Крg7

Мне стало любопытно, а как бы в критической позиции пошла бы современная программа: 34. ... Лe8 или 34. ... Крg7 - ?

Я задал этот вопрос "Стокфишу" и получил ответ: 34. ... Лe8

Вот так!

Такие тонкие психологические моменты не понимали шахматные программы в 1977-м году, не понимают их они и сейчас, в 2025-м.

Возьмем этот факт на заметку, он нам пригодится для дальнейших рассуждений.

А как вообще роботы научились играть в шахматы? Точнее говоря, кто был их первым учителем?

Вообще говоря, много умнейших людей брались за эту интереснейшую проблему и решали её с разной степенью успеха.

Традиционно считается, что самым первым шахматным программистом в мире был Алан Тьюринг. В 1951 году он написал алгоритм Turochamp, с помощью которого машина могла бы играть в шахматы. Самое забавное, что это был чисто теоретический труд. У Алана не было компьютера, чтобы проверить свою программу на практике.

Тем не менее, его идеи были использованы другими учёными, а идеи тех, в свою очередь, новыми учёными, и вот, что мы имеем в сухом остатке.

Попробуем набросать примерный алгоритм игры в шахматы.

Что нам нужно сделать? Написать программу, которая умеет находить сильнейший ход в любой позиции.

Немного подумав, почитав разных полезных статей, становится ясно, что тут есть 2 принципиальных краеугольных камня.

Функция, которая оценивает позицию (оценочная функция).

Функция, которая как-то умеет определять максимальную глубину просмотра.

Давайте, попробуем набросать функцию, которая оценивает позицию.

Для простоты пока сделаем глубину просмотра равную одному полуходу и анализировать будем начальную позицию.

Начальная позиция. Оценка компьютера: +0.2 (незначительное преимущество белых)

Начальная позиция. Оценка компьютера: +0.2 (незначительное преимущество белых)

Опять же для простоты, чтобы не перенапрягать мозг, возьмем для оценки позиции следующие факторы (первые, которые пришли в голову).

Материал.

Количество пробиваемых полей (ударов по свободным полям).

Премия за очередь хода.

Проверка: нет ли кому-то вообще мата (пата) в данной позиции?

Материал Белые = 2Л*4.5+2К*3.0+2С*3.1+1Ф*9.0+8п*1.0=9+6+6.2+9+8=38.2

Материал Черные = 2Л*4.5+2К*3.0+2С*3.1+1Ф*9.0+8п*1.0=9+6+6.2+9+8=38.2

Количество пробиваемых полей Белые = 14 (пешки) + 4 (кони) = 18 (1.8 баллов)

Количество пробиваемых полей Черные = 14 + 4 = 18 (1.8 баллов)

Примечание. Пусть будет 0.1 балл за одно свободное поле под атакой.

Премия за очередь хода. Пусть пока будет 0. Не уверен, что это вообще хорошая идея.

Проверку на мат проводим. Вообще, вряд ли кому-то будет мат в начальной позиции или после первого полухода. Но проверять надо.

Оценка позиции = Белые - Черные = (38.2+18)-(38.2+18) = 56.2-56.2 = 0

Теперь нам надо подобным образом оценить все позиции после всех возможных ходов.

Оценка позиции после 1-го хода белых

Ход Баллы

a3 0.0

a4 0.2

b3 0.2

b4 0.2

c3 0.2

c4 0.3

d3 0.6

d4 0.7

e3 0.9

e4 0.9

f3 0.0

f4 0.1

g3 0.2

g4 0.2

h3 0.0

h4 0.2

Кa3 0.1

Кc3 0.3

Кf3 0.3

Кh3 0.1

Получается следующий результат. Если применять данную оценочную функцию и использовать глубину расчета на 1 полуход, то в данной позиции получаются лучшие ходы: e3 или е4.

Теперь мы можем уточнить оценку начальной позиции. Если изначально она была равна 0, то после первого полухода стала равной 0.9.

Разумеется, если мы посмотрим чуть глубже (т.е. оценим все позиции после всех возможных 2-х полуходов), то оценка начальной позиции опять изменится. Наверное, она опять станет равной 0, например, после 1. e4 e6.

А если посмотреть немного глубже, хотя бы на 20 полуходов? Все это, конечно, можно сделать, посвятив этому процессу месяц или два, но это уже всё сделано до нас.

Предлагаю теперь уже полностью перейти в наш текущий 2025 год и зайти в гости в компанию, которая занимается шахматным программированием.

...

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00102/

===

Показать полностью 4
0

01 Шахматы: человек против робота (гл.1 из 4)

Приглашаю вас окунуться в удивительный и прекрасный мир шахматного программирования. Сначала, в первой главе, чисто для разогрева, мы, с доброй улыбкой, вспомним не такое уж далёкое прошлое, когда люди пытались имитировать работу шахматных программ. Гримасы истории! Сначала игру людей выдавали за игру шахматных автоматов, сегодня игру компьютерных программ выдают за игру людей. Во второй главе вас ждёт самое начало настоящей истории шахматного программирования, включая эпические битвы советских и американских программ. В третьей главе обзор современного состояния дел на поле шахматного боя. В четвёртой заключительной главе я приглашаю посмотреть мою шахматную партию с одним из лучших на сегодня шахматных ботов. Я вам немного завидую, уважаемый читатель. Вас ждут удивительные и интересные приключения. Добро пожаловать!

© 2025 Константин Оборотов

=== Список всех глав

Глава 1. Имитация шахматного робота *

Глава 2. Как роботы научились играть в шахматы

Глава 3. Шахматные движки сегодня

Глава 4. Показательная партия

===

01 Шахматы: человек против робота (гл.1 из 4)

*** Глава 1. Имитация шахматного робота ***

В 1777 году в популярной Берлинской газете "Berliner Unsinn und Anderes" было опубликовано необычное объявление.

"Для нового популярного проекта требуется маленький смышлёный мальчик примерно десяти лет. Работа лёгкая, лежачая. Мальчик должен быть спокоен, молчалив и хорошо знать математику. Желательно еврейской национальности. Оплата по договоренности. Бесплатное питание гарантируется в любом случае".

- Марта, дорогая! Мы спасены! - закричал Ганс Липке своей жене, прочитав это объявление, - один из наших десяти детей теперь не будет голодать! Иди сюда!

Жена Ганса Марта немедленно бросила стирку белья, вытерла руки о подол и надела очки.

- Ну и каким жуликам ты поверил на этот раз? - спросила Марта, начиная чтение, - где читать? Вот это что ли, "новый способ быстро разбогатеть?"

- Нет, ниже, там, где про "лежачего мальчика". Наверняка, это какой-то пансионат для особо одарённых детей евреев типа нашего Питера.

- А разве наш Питер еврей? - удивилась Марта.

- Тебе видней, ты ведь его рожала. Да это и неважно! Скажем, что еврей, как они узнают, так это или нет. Не будут же они измерять штангенциркулем его череп. Вообще, Питер по всем параметрам подходит. Маленький, постоянно лежит и молчит.

- А разве он знает математику?

- Сейчас проверим. Эй, Питер! Сколько будет дважды два?

- Четыре, - ответил Питер после минутного размышления.

- Гений! Вставай и собирайся. Пойдём на работу. Какая тебе разница, где лежать и молчать? А там тебя за это будут кормить.

Работодатель, некий Вондерганг фон Шахритер объяснил суть работы.

Имеется ящик из дорогого дерева. На этом ящике расположена шахматная доска с фигурами. Мальчик должен быть размещён лёжа внутрь ящика прямо под шахматную доску. Специальный механизм позволял мальчику чётко видеть движения фигур, а также передвигать их.

- Очень перспективная тема сейчас в Германии, да и вообще в Европе, - с энтузиазмом рассказывал Шахритер, - интерес народа к автоматизации шахматной игры просто зашкаливает. Несколько десятков шахматных автоматов ползают по нашей стране, огромные деньги заколачивают. Да, чуть не забыл. Ты, паренёк, хорошо в шахматы играешь?

Питер впал в глубокое раздумье.

- Задам вопрос попроще, - понимающе кивнул головой Шахритер, - ты в шахматы играть умеешь?

На этот вопрос Питер ответил довольно быстро:

- Не знаю, не пробовал.

- Не слушайте его! - закричал Ганс Липке, - он очень талантливый. Задачки по математике щёлкает как орехи. А любой математик - отличный шахматист, это всем известно.

- Ладно, - махнул рукой Шахритер, - я его научу. Шахматы - это просто. Вот бином Ньютона - это сложно. Питер, ты сам-то хочешь этим заниматься? Будешь работать шахматным автоматом?

- Буду, - ответил Питер неуверенно, но зато быстро.

- Попробовал бы ты только отказаться, - проворчал Ганс Липке, - я бы тебе сделал ход конём по голове, чтобы лучше соображал, чего ты хочешь делать, и чего ты будешь делать.

Так началась карьера Питера, одного из многих шахматных автоматов конца 18-го, начала 19-го веков. Несмотря на то, что "шахматы - это просто" по утверждению Шахритера и упорные тренировки, играл в шахматы Питер плохо. Зато он проявил себя в роли артиста. Когда он проигрывал, он начинал очень правдоподобно рыдать басом. Когда выигрывал (случилось и такое), очень язвительно обращался к сопернику, "вам матец, херр Миттельбрахенветтер, ха-ха-ха".

Народу нравились такие шоу. Нравилась даже относительно слабая игра Питера. Ведь у него мог выиграть даже слабый игрок, а это положительно сказывалось на интересе к автомату Питера. Какой интерес играть с автоматом, который всё время выигрывает?

Шахритер придумал хорошую систему ведения бизнеса. Партия игралась на довольно большую ставку, а также продавались недорогие билеты на просмотр игры. В результате, даже если Питер проигрывал, убыток с лихвой покрывался за счёт зрителей.

К тому же через пару лет, благодаря приобретённому опыту, качество игры Питера заметно улучшилось, что положительно сказывалось на доходах.

Беда подошла с другой стороны. Питер подрос и перестал помещаться в ящик. Можно, конечно, было заменить ящик на другой, больший по размеру.

Но хитрый Шахритер подошёл к решению проблемы с другой стороны. Он просто нашёл другого мальчика, более молодого, подходящего по габаритам. Питер перешёл на должность тренера, консультанта и ответственного за безопасность.

Так дело двигалось и дальше. Постепенно команда Шахритера увеличилась до десяти человек, работа находилась для всех. Для самых способных парней всё-таки делали новые ящики для игры. Другие работали на должностях "подай - поднеси". Ну, чисто как "Ласковый Май"!

Самым крупным успехом корпорации была партия одного из автоматов против самого Наполеона. В шахматы Наполеон играл плохо, но у автомата хватило ума эту партию проиграть. Это было правильное решение. Наполеон очень нервничал, когда проигрывал. В приступе ярости он вполне мог разгромить автомат и поколотить членов команды, тусовавшихся рядом.

Неплохо шли дела у Шахритера и его команды! Но только некоторое время.

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Начались разоблачения конкурирующих автоматов, а через это у народа начал пропадать интерес к шахматной игре всех остальных профессионалов рынка. Народ желал играть именно с автоматами, а не с какими-то малогабаритными жуликами спрятанными внутрь.

Доходы сначала упали, а затем и вообще пропали.

Шахритер уехал в Америку в поисках новых идей, а участники его команды разошлись кто куда.

Вот такие гримасы истории! Если сейчас подозреваются люди в том, что они используют подсказки шахматных движков, то тогда подозревались автоматы в том, что за них думают люди.

Прошла эпоха шахматных автоматов со встроенными в них живыми людьми.

Началась эпоха настоящих шахматных автоматов, которые играют вполне самостоятельно.

Об этом следующая глава.

...

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00102/

===

Умеете ли Вы играть в шахматы?
Всего голосов:
Показать полностью 1 1
12

Женские шахматы

Я с женщинами играл крайне редко. Просто потому, что женщины не очень любили играть в мужских турнирах, справедливо опасаясь, что им там мало что светит хорошего. За все время в турнирах, кроме Лены, я сыграл только одну партию против прекрасной дамы. Это был принципиальный матч на десяти досках "Спартак" – "Динамо".

Да, традиционная конкуренция между этими спортивными обществами была не только в футболе, но и в шахматах тоже. Меня, несовершеннолетнего, включили в "Спартак" для усиления этого славного коллектива. Строго говоря, состав обеих команд был не такой уж сильный, раз уж мое участие считалось как усиление. Я нисколько не волновался, у меня уже был большой опыт игры против взрослых. А тут был какой-то праздник, то ли юбилей какого-то из этих обществ, то ли еще что-то, не помню. В общем, было хорошо, весело и интересно. Наша команда собралась перед матчем в отдельной комнате, мы попили лимонада, подбодрили друг друга, тихонько покричали немного "Спартак – чемпион!" и ринулись в бой.

Да, я имел большой опыт игры против взрослых. Я играл и против молодых, и против старых, и против слепых. Бывало, и против пьяных. Моими противниками были и кандидаты в мастера, и мастера. Удивить меня было трудно. Тем не менее, этот противник меня реально удивил. Им оказалась молодая красивая женщина примерно 25-ти лет, да еще и в милицейской форме старшего лейтенанта.

Для меня это был двойной шок. До этого я ни разу не играл против женщины (кроме Лены) и также, ни разу не играл против человека в милицейской форме.

Преодолев смущение, через несколько минут после начала партии, я решил внимательно изучить, что же мы за это время создали на шахматной доске. Я тогда впервые четко понял, что такое "женские шахматы". Лена в основном играла с парнями, поэтому ее стиль был не совсем чисто женским. Она успела немного огрубеть от общения с нами. Здесь же женский стиль был во всей своей красе. Партия развивалась по принципу "ты меня не трогай, я тебя тоже не трону". Мы даже не пытались хоть как-то атаковать друг друга. Мы просто вяло переставляли фигурки на своей половине доске, думая лишь о том, чтобы эти фигурки стояли как можно красивее, гармоничнее.

Перед критической позицией соперница сделала самоубийственный ход 1. Кg1-e2

Перед критической позицией соперница сделала самоубийственный ход 1. Кg1-e2

Тут вдруг я увидел, что простой, но элегантной жертвой ферзя могу поставить моей красивой сопернице не менее красивый мат в два хода. Я перепроверил расчет и немедленно реализовал свой план.

1 ... Ф:h2+!

1 ... Ф:h2+!

Увидев дерзкого беззащитного вражеского ферзя рядом со своим королем, соперница удивленно и очень строго посмотрела на меня. Это был взгляд профессионального сотрудника органов на малолетнего преступника, нагло нарушившего какой-то важный закон. Затем, немного подумав, соперница-красавица сдалась, мило улыбнулась и поздравила меня с победой, пожав руку.

Мат был неизбежен.

2 Кр:h2

2 Кр:h2

2 ... Лh6X

2 ... Лh6X

Капитан нашей команды не выдержал, и, нарушая режим тишины, закричал, "вот так играют спартаковцы!"
Впрочем, как выяснилось позже, спартаковцы играют не так уж хорошо. Эта моя победа не спасла нашу команду от итогового печального исхода матча. Мы проиграли со счетом 4:6.

...

Это был отрывок из моего произведения "Мы - чемпионы!"
Это сложное трагическое произведение о том, как подростки учились в шахматной школе, о поражениях и о победах, о радостных и трагических событиях. Если вы чувственная натура, то не советую вам к прочтению это произведение. Оно может вас сильно расстроить.

Я сам сейчас перечитал и заплакал.

Короче, я предупредил.

https://wpvi.ru/pages/story/00047/

--

Показать полностью 4
8

Субботний пикабушный праздник шахмат 20250118

Шахматный турнир "Январская Пикабу Arena" состоялся на сервере Личесс 18.01.2025. Всего в турнире приняло участие 265 игроков. Получился интересный развлекательно-спортивный праздник шахмат. Поздравляю победителей турнира: 1.Sergey-Slupskiy, 2.dsgdfg-gdfg, 3.OzzY666. Подвожу итоги турнира в целом и своей игры в частности.

© 2025 Константин Оборотов

===

Начну с регламента и основных итогов турнира в целом.

Продолжительность полтора часа. Система Арена, контроль 5+0, работают берсеки и премии за серии побед.

Несколько слов о том, что такое "Арена", "Берсек" и т.п.

Система присуждения очков следующая.

Победа - 2 очка, ничья - 1 очко, поражение - 0 очков.

Начисляются премиальные очки за серию побед. Если игрок вышел на серию побед, например, одержал 4 победы подряд, то тогда он получает:

За 1 и 2 победы по 2 очка, за 3 и 4 победы по 4 очка.

Еще есть понятие "берсек", - это когда игрок выбирает для себя сокращенный режим времени на обдумывание (вместо 5+0 только 2,5 минуты на всю партию). В этом случае игрок в случае победы получает дополнительное бонусное очко (т.е. 3 очка за обычную победу и 5 очков за победу в серии).

Итоги текущего турнира такие.

Всего участников: 265 игроков

Average rating - Средний рейтинг участников: 1610

Games played - Всего игр - 1 046

Moves played - Всего ходов - 68 101

White wins - Победы белых - 47%

Black wins - Победы черных - 47%

Draw rate - Ничьи 6%

Berserk rate - Берсеки - 17%

В этих итогах меня удивил низкий уровень берсеков. Регламент турнира "Блиц Арена 5+0" побуждает как раз брать берсеки, чтобы сыграть как можно больше партий для завоевания высокого места в турнирной таблице.

Но большинство игроков предпочло по каким-то причинам более осторожную тактику.

Призы участникам

За победу в своей категории выдается ачивка в профиль Пикабу.

Дебютанты – до 1300 рейтинга

Новички – 1300-1600

Любители – 1600-1900

Полупрофессионалы – 1900-2200

Профессионалы – от 2200

Понятно, что ачивка - вещь гораздо более ценная, чем обычные деньги. Деньги можно заработать разными способами, а вот получить ачивку можно только через победу в шахматном турнире. Понятно, что победить в шахматном турнире намного труднее, чем банально заработать деньги удобным способом.

По поводу соревнования внутри рейтинговых категорий некоторые участники после окончания турнира высказывали сомнения.

DimasFantomas: странный турнир. Игроки с 1300 и ниже играют на уровне 2000 и выше. Как будто специально рейт насливали перед турниром

Vazelinchik: Или новый акк накатили, 10 партий с закрытым глазом поиграли - вуаля, нижняя весовая категория

В принципе я где-то согласен с авторами этих высказываний. Но, нужно понимать, что идеального регламента турнира не существует. Любой регламент имеет свои достоинства и свои недостатки. И вот эта система с разбиением по рейтингам позволила привлечь в турнир большое количество участников.

Теперь, давайте посмотрим на тройку победителей и сравним их результаты с моими.

1. Sergey-Slupskiy

Performance - Эффективность: 2615

Games played - Сыграно игр: 17

Win rate - Процент побед: 82%

Berserk rate - Процент берсеков: 53%

Average opponent - Средний рейтинг противников: 2232

Очков: 57

2. dsgdfg-gdfg

Performance - Эффективность: 2252

Games played - Сыграно игр: 22

Win rate - Процент побед: 68%

Berserk rate - Процент берсеков: 91%

Average opponent - Средний рейтинг противников: 2047

Очков: 50

3. OzzY666

Performance - Эффективность: 2176

Games played - Сыграно игр: 20

Win rate - Процент побед: 65%

Berserk rate - Процент берсеков: 50%

Average opponent - Средний рейтинг противников: 2001

Очков: 50

7. sumat777

Performance - Эффективность: 2217

Games played - Сыграно игр: 13

Win rate - Процент побед: 77%

Berserk rate - Процент берсеков: 54%

Average opponent - Средний рейтинг противников: 1910

Очков: 35

Любопытный факт. У всех трех победителей сыграно партий намного больше, чем у меня. Но процент побед при этом, лучше у меня, чем у второго и третьего места.

Из этого сравнения становится понятен главный принцип победителей: играть надо много, играть надо быстро! А не просто тупо и медленно выжимать победы.

Это правило проще озвучить, чем ему следовать. Я пытался играть быстро. Каков результат? Огромное количество грубых зевков. От полной катастрофы меня спасло только то, что противники в ответ зевали не меньше.

Разбор моего творчества на этом турнире начнем с примера взаимных зевков.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268)

Ты зевнул. И я зевнул. Оба мы - зеваки.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 12. b3

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 12. b3

Из дебюта я вышел с небольшим преимуществом. Мне бы тут спокойно рокироваться или пойти, как советует анализатор, 12. ... Сd7.

Но я, на свою беду, обратил внимание, что конь белых на c3 остался без защиты, и я решил сыграть красиво.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 12. ... Кd4?

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 12. ... Кd4?

Белые в ответ забрали дерзкого коня.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 13. К:d4

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 13. К:d4

Тут еще можно было отказаться от неправильной идеи и сыграть 13. ... ed с примерно равной игрой.

Но настырный черный ферзь доводит пагубную идею до конечной реализации.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 13. ... Ф:с3?

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Позиция после 13. ... Ф:с3?

Черный ферзь нанес красивый двойной удар на ладью a1 и коня на d4. Проблема только в том, что у белых есть несложный, но эффективный контрудар 14. Сb5+ с выигрышем ферзя.

Но мне повезло, белые прошли мимо этой возможности, сыграли робко 14. Сd2 и затем, имея лишнюю фигуру, я довел партию до победы.

Этот пример ярко демонстрирует характерные особенности почти всех моих партий. Или я зеваю, или мне зевали. А иногда и вот такие случаи взаимных ляпов.

Vova_yadro(1146) - sumat777(2268) Партия полностью в формате gif

Какая мораль из этой партии? Надо меньше зевать самому и замечать зевки соперника.

sumat777(2262) - G0ldman(2503)

Все зевают. И мастера тоже.

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 75. ... Крh1

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 75. ... Крh1

Моя партия с мастером G0ldman(2503) получилась длинной и довольно скучной.

Я получил эндшпиль без пешки, который выиграть и проиграть трудно из-за разноцветных слонов. Тогда G0ldman решил отдать качество за пешку и попытаться выиграть эндшпиль с двумя лишними пешками за качество.

Но получилось так, что я потихоньку обе пешки выиграл. Получился теоретически ничейный эндшпиль "ладья против слона".

Эндшпиль хоть и ничейный, но "противный" для слабейшей стороны. Всегда есть возможность что-то зевнуть. А вот сильнейшая сторона в полном комфорте, нет никакого риска играть такую концовку, ничья для них всегда в кармане.

Здесь черные рассчитывали, что я пойду ладьей по линии h, продолжая держать черного слона на связке. Поэтому черные автоматом пошли следующим ходом Крg1.

Но я сделал другой ход.

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 76. Лb7

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 76. Лb7

Тут черным надо было бы пойти куда-нибудь слоном. Но, вероятно, был премув королем.

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 76. ... Крg1??

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 76. ... Крg1??

Тут ладья, обрадовавшись нежданной халяве, ставит черному королю кооперативный мат при поддержке предателя черного слона.

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 77. Лb1X

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Позиция после 77. Лb1X

Вот такая случилась совсем незаслуженная случайная победа.

sumat777(2262) - G0ldman(2503) Партия полностью в формате gif

Какая тут мораль. Часто бывает так, что отказавшись от синицы в руке (ничьей) и погнавшись за журавлем в небе (победой) в результате мы ничего не получаем, точнее, получаем поражение.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257)

Когда очень сильно хочется сделать что-то прекрасное.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 28. Кd5

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 28. Кd5

Вот тут я заметил интересную возможность. Если как-то отвлечь белого ферзя от защиты пункта b3, то может получиться очень красивый мат конем на b3.

Дело за малым, реализовать эту идею на практике.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 28. ... Л:d5

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 28. ... Л:d5

Дерзкого коня надо уничтожить в любом случае, тут нет никаких сомнений.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 29. Ф:d5

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 29. Ф:d5

А теперь подставляем ферзя под бой!

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 29. ... Фb7

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 29. ... Фb7

Никто не удержится от искушения бесплатно съесть целого ферзя.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 30. Ф:b7

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 30. Ф:b7

А вот и красота!

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 30. ... Кb3X

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Позиция после 30. ... Кb3X

Красивый мат, но, к сожалению, случился он только в моем воображении.

Я не пошел на этот вариант. Жертва 29. ... Фb7 легко опровергалась 30. Л:d4.

Поэтому я просто взял слона 29. ... К:b5, затем выиграл, но без всяких красот.

barracudaBC(1851) - sumat777(2257) Партия полностью в формате gif

Какая тут мораль. Красота в искусстве - это одно. Но часто так бывает, что реальная жизнь не так красива, как хотелось бы.

Теперь прошу принять участие в голосовании.

Ваше личное участие в турнире и Ваше личное мнение
Всего голосов:

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00093/

Имеется видео

===

Источники, упомянутые в произведении и ссылки по теме:

История 00052. Шахматы. Рождественский турнир Пикабу 07.01.2024 +разоблачение читера Hacho_Puri 29.04.2024

https://wpvi.ru/pages/story/00052/

История 00090. Как я играл в шахматы в Даугавпилсе

https://wpvi.ru/pages/story/00090/

Шахматы, учебник шахматной игры для новичков.

https://wpvi.ru/pages/games/chess/course1/

История 00077. Шахматный субботник 20240914

https://wpvi.ru/pages/story/00077/

История 00045. Шахматы. 78-я командная супер битва 20240112

https://wpvi.ru/pages/story/00045/

===

Показать полностью 19 1
1

Как я играл в шахматы в Даугавпилсе

Эта история произошла со мной в прошлом двадцатом веке. Мне было пятнадцать лет и я, вместе со своими товарищами по шахматам, приехал в Латвию в поисках шахматных приключений. В городе Даугавпилсе был организован детский шахматный турнир. Мне повезло, в этом турнире и сыграл неплохо. Кроме того, запомнились забавные шахматные и около шахматные приключения.

© 2025 Константин Оборотов

===

Как я играл в шахматы в Даугавпилсе

У меня никогда не было каких-то серьезных достижений в шахматах. В пятнадцатилетнем возрасте лет достиг уровня кандидата в мастера. Это было пиком моих достижений. Не слишком высокий уровень для такого возраста, но он был достаточным для участия в многочисленных турнирах, как для взрослых, так и для детей.

В городе Даугавпилсе (Латвия) был организован детский шахматный турнир, в котором мне повезло принять участие. У этого турнира был серьезный спонсор. Кто-то это был конкретно, сейчас уже не помню точно, то ли "Комсомольская правда", то ли лично Роман Абрамович. Давно это было! Так или иначе, турнир был прекрасно организован во всех отношениях, в том числе и финансовых. Участники турнира никаких затрат не несли. Они только получали за каждый игровой день, как давным-давно обещал Остап Бендер.

Добрался я до пункта назначения на обычном поезде, "Москва-Рига", если не ошибаюсь. Выйдя из вагона на темный пустынный перрон, я сначала забеспокоился, не потеряюсь ли я в незнакомом городе заграницей. Ведь поезд поехал дальше, а на перроне никого не было.

Но вскоре с облегчением обнаружил, что я тут не одинок. Какая-та одинокая девушка бродила около вокзала, вероятно, кого-то встречала. Это меня успокоило.

"Вот и первая даугавполчанка", - с радостью подумал я. Может, организаторы турнира послали ее для встречи со мной? Как выяснилось, я немного ошибся. Эта девушка также приехала на турнир, как и я.

Мы легко добрались до гостиницы, где для нас были забронированы номера. На следующий день состоялось открытие турнира и первый тур.

Игра у меня шла легко и приятно. Вероятно, я был на каком-то случайном пике формы. Я уверенно обыгрывал почти всех соперников. Сейчас мне кажется, что причиной моего успеха был тот факт, что в большинстве своем соперники были моложе меня, и мне помогал мой опыт. В основном на турнир съехались ребята из Прибалтики и России. Атмосфера турнира была творческой, приятной и дружелюбной.

Единственным исключением был инцидент у входа в гостиницу. К нам, участникам турнира, пристали какие-то местные националисты. Основной их претензией был тот факт, что мы "понаехали", а русских в Даугавпилсе и так слишком много. Я объяснил, что мы тут временно. Отыграем турнир и вернемся домой. На вопрос, по какому вида спорта тут турнир, я ответил, что по боксу. Это успокоило хулиганов, и они оставили нас в покое.

Пользуясь возможностью, мы покупали разные местные сувениры и полезные вещи. Я присмотрел для себя удивительно красивое портмоне.

- Вот тут написано "ис. кожа", это что значит? - поинтересовался я у продавщицы.

- Истинная кожа, - ответила белокурая девушка, честно смотря мне прямо в глаза и ласково улыбаясь.

Я немедленно купил это портмоне, и оно до сих пор хранится у меня, как артефакт из той далекой жизни.

Для участников турнира было проведено несколько развлекательно-познавательных мероприятий, а самым интересным обещало быть то мероприятие, которое, увы, не состоялось. Шли переговоры с Михаилом Талем, рижским шахматным кудесником, чтобы тот заехал к нам на пару часиков для лекции и сеанса одновременной игры. Но не получилось, что-то не срослось. Таль то ли заболел, то ли уехал играть в шахматы куда-то совсем далеко.

И вот турнир подошел к концу. Получилось так, что я и Олег Константинов (Москва) выиграли у всех соперников, а между собой мы сыграли вничью.

Главный судья твердо решил, что следует выявить единственного победителя, а с этой целью мы с Олегом должны сыграть дополнительный мини блиц матч из двух партий.

До этого я воображал, что в блиц играю хорошо, но Олег избавил меня от этой иллюзии. В первой партии я зевнул коня, во второй - целого ферзя, в результате обе партии проиграл.

Но даже после этого турнир не был окончательно завершен. Второй судья турнира заявил, что никакой дополнительный матч между победителями турнира не предусмотрен регламентом. Поэтому, его результаты следует отменить, а победителями следует считать нас обоих (Олега и меня).

Главный судья заявил, что он главный, поэтому его мнение является решающим. Второй судья сказал, что накатает жалобу куда-то в высшее шахматное руководство. И после этого главный судья уже никогда главным не будет.

Тогда решили создать временную комиссию по решению проблемы в составе четырех человек: двух судей и двух победителей.

Олег на закрытом заседании комиссии заявил, что он удивлен, что участник турнира должен решать голосованием свою участь, победитель он или нет. И хоть это нескромно, он голосует за себя. Он выиграл дополнительный матч, значит, он - победитель.

Я сказал, что слабо разбираюсь в этих юридических нюансах, но вынужден признать, что Олег прав. Он выиграл дополнительный матч, значит, он победитель. Да, второй судья прав в том, нельзя было назначать дополнительный матч, раз это нарушение регламента. Но также нельзя отменять результаты матча, раз уж он состоялся.

Тогда главный судья предложил компромиссное решение, объявить победителем Олега, но первый приз разделить между нами пополам.

Олег деликатно спросил, что собой представляет первый приз. А когда получил ответ и взял этот первый приз в руки для предварительного осмотра, то искренне громко расхохотался и заявил, что уступает мне этот приз без всякого дележа.

Приз, действительно, оказался неожиданным для шахматиста. Это был набор фломастеров.

Попробуйте угадать, какой был первый приз

Варианты для голосования - угадайте, какой был первый приз
Всего голосов:

Вот так и завершился этот замечательный детский шахматный турнир в прекрасном городе Даугавпилсе. Это соревнование запомнилось мне на всю жизнь, хотя было просто одним из многочисленных турниров, в которых я принимал участие.

...

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00090/

===

Источники, упомянутые в произведении и ссылки по теме:

Шахматы, учебник шахматной игры для новичков.

https://wpvi.ru/pages/games/chess/course1/

История 00077. Шахматный субботник 20240914

https://wpvi.ru/pages/story/00077/

История 00052. Шахматы. Рождественский турнир Пикабу 07.01.2024 +разоблачение читера Hacho_Puri 29.04.2024

https://wpvi.ru/pages/story/00052/

История 00045. Шахматы. 78-я командная супер битва 20240112. ➳

https://wpvi.ru/pages/story/00045/

===

Показать полностью 1 1
5

Шахматный субботник 20240914

Эх, давненько я не брал в руки пешек! А также коней, слонов, ладей, ферзей и королей! Примерно полгода воздерживался от шахматного наркотика. А более или менее серьезный турнир, в котором я принимал участие - История 00052. "Рождественский турнир Пикабу 07.01.2024 +разоблачение читера Hacho_Puri 29.04.2024". Запомнился этот турнир скандалом, который разгорелся через несколько месяцев после турнира. В результате был разоблачен чемпион-читер и сброшен с первого места. В результате я переместился с четвертого места на третье и получил ценный приз. Что за приз - читайте подробный отчет по ссылке. Впрочем, это дела давно минувших дней. А вчера, прекрасным субботним утром 14 сентября 2024 года, решил побаловать себя острыми шахматными ощущениями. А вас удивить красотой и гармоничностью своего шахматного мышления.

© 2024 Константин Оборотов

===

Шахматная осенняя партия - 5+0 • Rated • Blitz

Решил сыграть острую и веселую партию в шахматы, чтобы порадовать себя и вас со случайным партнером.

Партия получилась совсем не острой и не слишком веселой, но зато очень короткой и поучительной для новичков.

Кстати, и демонстрация партии, и мои мысли по ходу - все это рассчитано на новичков, которые либо совсем не умеют играть, либо играют совсем слабо. Гроссмейстерам можно не смотреть и не слушать. Для них тут пользы будет не слишком много.

Основной вывод, который я сделал для себя - длительное воздержание оказывает скорее положительное влияние на качество игры, хотя это может показаться странным. Но факт есть факт. В течении всей короткой партии я не допустил ни одной грубой ошибки (мелкие ошибки бывают всегда и у всех). Также ни разу не стоял хуже.

Впрочем, давайте, об о всем по порядку, медленно и тщательно.

По жребию достался мне игрок с ником Akil2016 и белые фигуры.

Белые: sumat777 (2247) +24

Черные: Akil2016 (2166) -4

Прим. Последнее число - изменение рейтинга по результату партии.

О качестве состоявшейся игры нам расскажет встроенный анализатор "SF 17 - 79MB NNUE".

Интересно, что в начальной позиции движок-анализатор рекомендует за белых первый ход 1. d4

Но, конечно, гораздо более острым, интересным и зрелищным является первый ход 1. e4

Этот ход я и сделал.

1. e4

К моей большой радости соперник ответил Сицилианской защитой. Предстоит острая интересная игра. Что еще надо для шахматного счастья?

1. ... c5

2. d4

Желая ошарашить соперника я сразу, со второго хода, начинаю жертвовать. К моему удивлению, это легко удалось. Соперник смутился и среагировал немного странно.

2. ... e6

Один из основных шахматных принципов: дают - бери, а бьют - беги.

Соперник реагирует робко и слабо.

Обратите внимание, анализатор сразу оценивает позицию в пользу белых +0.6

Конечно, это мелочь, но приятно.

3. d5

3. ... d6

Здесь анализатор советует за белых активный ход 4. Сb5+

Но я во время партии этот ход не поднял, пошел по другому, чуть хуже.

4. de

Размен пешек в центре несколько преждевременен. Так считает движок-анализатор, Бог современных шахмат.

Но я очень боялся, что противник закроет центр, что нивелирует мое преимущество в пространстве.

Сейчас анализатор советует черным сыграть 4. ... fe

Это увеличило бы пешечную массу черных в центре.

Но противник решил взять слоном.

4. ... С:e6

Теперь анализатор советует белым 5. Кe2 с идеей перевести коня затем на f4, чтобы надавить на слона e6 и слабое поле d5.

Но я пошел более прямолинейно и утратил почти все преимущество.

5. Кf3

5. ... Кf6

Теперь место того, чтобы спокойно укрепить центр ходом 6. Кc3, как советует анализатор, я решил сыграть резко и дерзко.

6. e5

Черным надо было пойти 6. ... Кg4 с примерно равной позицией.

Но соперник решил двинуть своего коня в центр, что немного хуже.

6. ... Кd5

Анализатор тут советует белым напасть конем на слона 7. Кg5

Но я предпочел более шаблонный ход слоном, развивая фигуру, нападая на вражеского коня и готовя рокировку.

7. Сc4

Здесь вместо спокойного хода 7. ... Кc7 соперник вдруг решил сыграть "комбинационно".

7. ... Кf4?

Идея "комбинации" черных заключается в варианте 8. С:e6 К:e6

Но другие варианты к выгоде белых.

Анализатор советует белым выиграть фигуру после 8. Сb5+

Я во время партии этого не увидел, ограничился выигрышем пешки.

8. С:f4

8. ... С:c4

9. ed

В результате этого форсированного варианта соперники пришли к позиции с преимуществом белых +2.9

Даже для блица такого преимущество означает очень вероятную победу белых.

Но всегда есть возможность ошибиться, попасть в какую-нибудь хитрую ловушку.

9. ... Фf6

Двойное нападение на слона f4 и пешку b2.

Анализатор советует тут белым ход 10. Фd2, жертвуя пешку b2, а затем еще и ладью a1.

Но для меня поднять эти варианты во время партии - задача невыполнимая. Я пошел проще и хуже.

10. Ce5

Анализатор тут советует черным ход 10. ... Фe6, подвязывая белого слона на e5.

Но соперник решил атаковать пешку g2, что оказалось менее перспективным.

10. ... Фg6

11. Кa3

Атакуя черного слона на c4 и даже не пытаясь защитить пешку на g2.

Здесь у черных был ход 11. ... Фe4+ с целью потрепать нервы белому королю.

Вместо этого черный ферзь играет прямолинейно и допускает ошибку.

11. ... Ф:g2?

12. Лg1

12. ... Фh3

13. К:c4

В результате белые закончили этот вариант с лишней фигурой.

13. ... Кd7

14. Фd5

14. ... 0-0-0

Здесь белые могли красиво выиграть в один ход: 15. Кa5!

Но, увы! Я прошел мимо этой возможности.

15. ... Фf5

И снова черные дают возможность белым выиграть в один ход: 16. Кa5!

И снова белые проходят мимо этой возможности.

16. С:g7

Тут черные неожиданно зевают ферзя.

16. ... С:g7?

17. Ф:f5

Здесь, оставшись без целого ферзя, черные сдались.

Какая основная мораль из этой партии?

На этом уровне (рейтинг в диапазоне 2100-2300) вы можете выигрывать исключительно за счет внимательности и аккуратности, используя грубые зевки соперника.

Конечно, при условии, что ваш противник играет честно, не "читерит".

Теперь, для лучшего усвоения материала, посмотрим эту же партию в формате gif в режиме "нон стоп".

Партия sumat777 (2247) - Akil2016 (2166) в формате gif

Спасибо за внимание и интерес к шахматам.

...

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/story/00077/

Включает подробные скриншоты, видео и pgn форматы этой партии.

Бесплатно! Без регистрации!

===

Шахматы, учебник шахматной игры для новичков.

Оригинальный авторский курс Константина Оборотова.

От полного нуля до игрока с теорией и практикой за час.

Бесплатно! Без регистрации!

https://wpvi.ru/pages/games/chess/course1/

Забавная, почти сказочная шахматная история с разоблачением злого волшебника-читера

https://wpvi.ru/pages/story/00052/

===

Конец

===

Показать полностью 10
2

Какой-то он мутный

Ханс. Не нравится мне Андрейкин. Какой-то мутный.

Андрейкин. Закати свои шары. Сдаюсь. Крамник разберется, кто тут мутный.

Первоисточник:

https://wpvi.ru/pages/pics/024/

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!