Серия «Индия»

7

Индия. Портреты

Индия. Портреты Индия, Фотография, Воспоминания, Азия, Чай, Калькутта

Ночной рынок. Горячий чай. Душевный разговор.

Попробую поделиться своей влюблённостью в Индию и Калькутту не только с помощью всратых метафор (Антиквар, Мансун), но и всратых фотографий.

Здесь представлена бытовая зарисовка из жизни ночного рынка на проезжей части. В индийских городах, в принципе, размыты привычные для нас понятия улицы/дома/рынка. Многие живут на улице. И это не бомжи в понятном нам смысле. Такие люди обустраивают свой быт прямо на тротуарах, сооружают подобие шалаша из коробок и старых рекламных плакатов, организуют из кирпичей очаг. Утром бедняки выстраиваются в очередь к колонке, чтобы помыться и почистить зубы, днём оттирают песком нагар с котлов, подметают "свой" участок тротуара. Улица - их дом. Взятка полицейскому или десятина старшине общины - налоги. Некоторые из таких бедняков развиваются до торговцев и начинают выставлять нехитрые товары, сделанные своими руками, найденные и отсортированные на помойках, слепленные на глинистом берегу Хугли, также прямо на тротуарах. Со временем, если повезёт, уличный торговец сможет купить навес, прижатый к стене и получит лавку-дом. Утром - прилавок, ночью - кровать. По сравнению с тротуаром уровень комфорта зашкаливает.

Так что выложить товары на газеты на асфальте, а самому сидеть на бордюре, пить сладкий масала-ти и болтать с соседом - вполне обычная картина для вечерней Калькутты.

Показать полностью
6
Авторские истории
Серия Индия

Мансун

На часах 22:30. Старый таксист-сикх сказал сквозь серую щётку усов, что Алипур далеко, он не знает, как ехать и хочет спать, а мне пора выходить. Перегнувшись через спинку переднего сидения, я еле разобрал его слова в непрерывном грохоте капель по крыше машины и раскатах грома. В полутьме салона, освещаемого розовой пластиковой Дургой на панели и всполохами молний, я не могу разглядеть глаза таксиста, но уверен, что белки желто-красные от недосыпа и круглосуточного потребления гутки - стимулятора на основе бетеля. В старом амбассадоре с задраенными окнами пахнет дешевыми сигаретами и специями. Древнее покрывало, которым укрыты спинки сидений, прожжено и протерто почти везде, кроме мест, куда пассажиры проливали принесенные с собой напитки и роняли мороженое. Но внутри сухо и тепло, а снаружи потоки воды, несущиеся по дорогам, скрывают тротуары и ловушки колодцев канализации. Снаружи молнии рассекают черные тучи параллельно земле и почти касаются низких крыш. Снаружи тьма узких улиц северной Калькутты без фонарей, без машин, без проблеска надежды.

***

За два часа до этого был на фуршете в китайском ресторане по случаю дня рождения знакомого малайца. Среди гостей дюжина тайцев и малазийцев, включая легендарного мистера Сана, белые, разной степени прокопченные калькуттским зноем, и, конечно, бенгалы. Сидящая напротив симпатичная молодая индианка в красном брючном костюме представляется:

- Хелен Рой, менеджер по персоналу.

Британский английский, изящное построение фраз. Моего словарного запаса едва хватает понимать ее, но поддержать диалог на таком же уровне не могу, несмотря на то, что изрядно пьян. Решаю сдобрить свою куцую речь комплиментом:

- У вас совсем не индийское произношение. Вы изучали язык в Великобритании?

- Нет, здесь. Английский - мой родной язык.

Девушка говорит "mother tongue", и я представляю чопорную mother, вбивающую в чернявую головку маленькой Хелен всё эти THE и R и four o'clock tea, пока смуглый папа в белом дхоти моет во дворе украшенного оранжевыми гирляндами цветов слона. Картинка исчезает, когда сквозь односолодовый туман до меня доходит значение фразы.

Вот оно что. Ясно-понятно. Хелен - представительница очень малочисленной группы калькутян - англо-индийцев. В большинстве своем это полукровки, которые приняли религию и культуру пришедших с запада бледных завоевателей. Отвергнувшие собственное традиционалистское общество и не воспринимаемые на равных белыми джентльменами, на которых так хотели походить, англо-индийцы неприкаянно болтаются между двух цивилизаций. Местом их компактного проживания в Калькутте является обветшалые бараки Боубаракс в районе Боубазар. Осыпающиеся на Боу-стрит и Роберт-стрит трехэтажные здания из красного кирпича в ливерпульском стиле построили во время второй мировой войны для американских военнослужащих. Солдаты так и не приехали и дома были заняты англо-индийцами. В восьмидесятых годах коммунальные службы признали строения ветхими и взяли на баланс для расселения, но 100 семей уперлись и не съехали. Из-за бюрократических особенностей жители Боубаракс с тех пор не платят за аренду, что только укрепляет их упрямство. В общем, доживают свой век на тающих осколках колониального величия.

Все это я узнал из мрачного, как значительная часть авторского калькуттского кинематографа, фильма "Боубаракс навсегда", о чем не преминул сообщить Хелен. Та незамедлительно отреагировала.

- Гадкий фильм, все в нем ложь.

Девушка заметно задета упоминанием картины, где некоторые герои представлены в неприглядном виде, и с жаром начинает рассказывать про выдающихся англо-индийцев, их вклад в развитие страны и мировую культуру. Вполуха слушаю мелодию её прекрасного произношения, всё больше погружаясь в журчащий над столом увлекательный рассказ бизнесмена и авантюриста мистера Сана. На этот раз вниманию публики представлена абсолютно правдивая выдуманная история о поездке в далёкие от цивилизации районы штата Нагаленд, наводненные полуголыми партизанами-нагами и закрытые от иностранцев, но не от полного, лысого, круглоголового проныры.

Вечеринка закончилась около девяти, гости разъехались кто куда, а я решил прогуляться до отеля "Гранд Оберой" - послушать джаз, а по дороге проветрить голову. Лёгкий вечерний променад уже через двадцать минут превратился в серьезное испытание. Сначала порывы ветра сдули прохожих и редкие такси. Сорвавшийся с постамента рекламный щит ветром протащило по тротуару на противоположной стороне дороги и швырнуло в лопнувшую миллиардом осколков витрину аптеки. Потом резко, как будто включили душ, начался тропический ливень с громом и молниями. Кафе и магазины давно закрылись, так что возможности переждать дождь в сухом месте не предвиделось. Да и кто может всерьёз рассчитывать переждать дождь в сезон дождей - мансун? Вода может без перерыва извергаться сутками. Были мысли добраться-таки до "Гранд Обероя", но вскоре расхотелось появляться там в столь плачевном виде. Да и настроение продолжать вечер прошло, ни в какой бар, ни на какой джаз уже не хотелось. Хотелось забраться под теплое одеяло, выпить горячего чая с медом и слушать дождь за окном. Пришлось перебегать от укрытия к укрытию в сторону Нью-Маркета, где такси можно найти даже ночью.

***

Под широким навесом лавки торговцев рисом пьют вечерний чай трое индийцев и мокрый белый - я. Улица похожа на горную реку, бурлящую и извилистую. Допив свой чай, паренёк лет шестнадцати с едва пробивающимися усами, одетый в белую майку и красно-белую клетчатую юбку лунги, плотно повязанную вокруг бёдер на бенгальский манер, белозубо улыбается до ушей, говорит, что поможет найти такси и убегает в дождь. Это Индия, сэр. Скорее всего парень не рассчитывает на рупии с моей стороны, вернее, может оскорбиться, если я их ему предложу при всех. Открытый народ. Несмотря на свою бедность, или благодаря ей, среди простых индийцев встречается искренняя готовность протянуть руку помощи. Тем более, если в помощи нуждается редкий в ночи белый. Думаю, что потом это будет одной из популярных тем разговоров лавочников за стаканом чая. Сказ о том, как белого на такси сажал. Парень возвращается через несколько минут и улыбается еще шире - нашёл.

Иду за ним по щиколотку в воде сначала вдоль улицы, потом резко сворачиваем в узкий, в одного человека, проход между зданиями. Я не чувствую опасности. В другой ситуации вряд ли пошел бы за незнакомцем ночью по этому району. Но не сегодня. Выходим на параллельную улицу и оказываемся на перекрестке. По моим прикидкам, мы где-то в районе Талтала. Два желтых амбассадора под единственным в пределах видимости работающим фонарем. Желтые амбассадоры - фирменный транспорт калькуттских таксистов. Эти машины, модельный ряд которых не менялся с пятидесятых годов прошлого века, уверенно чувствуют себя на подтопленных улицах и могут спокойно передвигаться по мелководью, песку и сугробам.

Водитель ближнего такси - бихарец в темно-сером сафари-сьют - корпоративной одежде таксистов - завидев белого, громко зовет и обещает молнией доставить куда надо. Останавливаюсь возле него, называю адрес. Тот тут же выпаливает:

- Хандред бакс.

Брат, да в такую ночь хоть за сто пятьдесят, только довези. Но улыбчивый парень, который меня сюда привел, тащит за рукав к соседней машине. Похоже, у него договоренность с другим таксистом. Соседняя, так соседняя, какая разница?

Второй водитель - старый сикх в тюрбане и при серьезных седых усах. Молча выслушивает адрес, кивком предлагает забраться в машину, заводит мотор и включает счетчик. Пожимаю руку парню, приведшему меня сюда. От денег он отказывается. Улыбается и смотрит, как машина выруливает, поднимая волны, вверх по улице против потока вспененной дождем воды. Таксист едет молча. Время от времени перекладывает пальцем гутку за щекой. Вот это норм. Не люблю балаболов, а этот, похоже, человек серьезный, не первый десяток лет за рулём.

Оказавшись в машине, первым делом проверяю телефон. Нет. Мансун не забрал свою добычу. Спасли нежную электронику несколько слоев пакетов. Но сигнала все-равно нет. Одежда мокрая, обувь мокрая, документы и кошелёк в пакете сухие. Зонта с собой не взял, да он бы и не помог от капель, несущихся по всем плоскостям над поверхностью земли. Слушаю джазовую импровизацию из убаюкивающего урчания мотора и барабанной дроби капель по крыше, наслаждаюсь наполненным запахами Индии теплом салона. В мыслях я уже дома, после горячего душа и горячего ужина пью горячий чай с пироженкой из бакалеи "Кукиджар". Той самой, с арахисом и карамелью, которая осталась со вчерашнего вечера. Погруженный в грëзы о горячем чае, не сразу замечаю, что мы стоим возле остановки общественного транспорта на улице без фонарей. Вглядываюсь в темноту, пытаюсь разобрать, где мы и зачем. Водитель общается с кем-то, стоящим под навесом остановки. Слышу слово "Алипур" - название нужного мне района. Сквозь грохот грома и шум дождя до меня доходит, что таксист спрашивает дорогу. Обычная ситуация, учитывая, что значительная часть местных таксистов - беженцы из соседнего штата Бихар. Однако старый сикх выглядел достаточно по-калькуттски, чтобы заподозрить его в незнании маршрутов. Обменявшись парой фраз с малоразличимым в мутной мгле за окном собеседником, таксист поворачивается ко мне и говорит, что не поедет до Алипура, потому что далеко и в другую сторону.

Понимаю, что он говорит серьезно. Не паникую. Предлагаю все-таки доехать за повышенную плату:

- Бхайсаб, до соу бакс.

Использую общепринятую в Индии форму обращения к незнакомому равного со мной социального уровня. Что-то среднее между "уважаемый" и "брат". Одновременно обозначив 200 рупий, повышаю ожидаемую цену поездки почти в три раза. Режущее слух "бакс" - всего лишь название местной валюты на жаргоне таксистов. Со всеми накрутками за ночь, дождь и мою белую кожу старый сикх может рассчитывать максимум на 80 рупий.

Надежда на пробуждение интереса водителя к поездке не оправдывается, старик ни в какую не намерен меня возить. Похоже, таксист прямо сейчас пересек крайнюю черту хронического недосыпа и вошел в режим автопилота с заданным маршрутом до дома. Зато упоминание денег запустило в его программе затухшую ранее функцию. Таксист стучит пальцем по счетчику и чеканит:

- Твенти фор рупис.

Впав на мгновение в ступор от непосредственности старого сикха, завёзшего меня неизвестно куда, тянусь к кошельку, но быстро себя одергиваю и ныряю из такси в водоворот калькуттских улиц.

***

Человек из-под навеса на автобусной остановке, оказавшийся полуголым нищим стариком с безумным взглядом, был не особо разговорчив с белым, так что идти пришлось наугад, выбирая самые широкие улицы на перекрестках.

Дождь немного унялся, ушли в сторону от города грозовые тучи, и раскаты грома доносились приглушенно откуда-то слева по ходу движения. Несмотря на липнущие к ногам мокрые штаны, я рад именно такой погоде. Окажись белый турист здесь ясной ночью - наверняка нарвался бы на банду местных гопников на мотоциклах. А так - всего лишь промок. А гопники, попив на ночь сладкого масала ти с буйволиным маслом гхи, уже давно спят и видят сны, в которых они танцуют с Шахрукханом и красотками в ярких сари под песню Катрины Каиф. Единственное, что заботит меня, шагающего по щиколотку в мутной воде - перспективы не заметить водоворота и окунуться в колодец коллектора. А в калькуттских коллекторах есть вещи пострашнее гопников.

Дождь стих настолько, что я могу слышать собственные шаги. Могу даже ориентироваться по вывескам магазинов с написанными на них адресами - зачастую единственный способ понять, где ты находишься в городе, не признающем дорожные указатели. Иду на запад и юг. В крайнем случае упрусь в реку Хугли - она гарантированно выведет к Даймонд Харбор-роад, а по ней до дома рукой подать. Вышел из района Талтала, прошел мимо полицейского участка Боубазар. Позади остались и упоминавшиеся в разговоре с Хелен англо-индийские бараки. Производят мрачное впечатление. Говорят, что здесь самая красивая в городе уличная иллюминация и самые яркие гуляния на Рождество. Может быть и так, но без разноцветных лампочек и гирлянд в слабом свете редких фонарей от жилого комплекса веет безысходностью. Случайно замеченные в окнах первых этажей картины небогатого быта только усиливают гнетущее впечатление.

Ночной Нью-маркет появился после очередного поворота неожиданно и сразу весь, в переливающемся убранстве фонарей и их отражений в лужах. Двигаюсь в сторону Майдана по южному краю мимо закрытой лавки портного Джагги, потом в переулок менял. Пришлось быстро пройти через огрызок трущоб с нищими беженцами из Бихара, оставив армянскую церковь по правую руку, выйти к Индийскому музею. А там, чуть южнее, где Парк-стрит сливается с ЭйДжиСиБосс-роад, под эстакадой круглосуточная стоянка такси и дорогу до Алипура я смогу показать сам.

PS

Из китайского ресторана расходились около девяти часов вечера. Часть гостей, включая виновника торжества, во главе с мистером Саном, набившись в два такси, поехали играть в бильярд в пивной паб "Биг-бен" на Шекспир-сарани. Я, устав от шума и поддавшись волшебству ночного города, решил прогуляться до отеля "Гранд Оберой", чтобы выпить пива и угостить шотландским виски Карлтона Кито - старейшего местного джазмена, устраивающего импровизации на небольшой сцене бара "Чоуринги" по четвергам. Кито - легенда индийского джаза, оставшийся в Калькутте в семидесятых, когда большая часть музыкантов переехала в Бомбей, соблазненные болливудскими контрактами. Кито выбрал этот город и стал ярчайшим представителем феномена калькуттского джаза и почетным гостем ежегодного фестиваля. После многолитрового знакомства с русскими, еще в восьмидесятых, Кито выучил "Подмосковные вечера" и каждый раз играет эту мелодию при появлении кого-либо из наших в баре. В общем, вечер обещает быть томным. Идти, по моим прикидкам, около часа. Как раз китайская еда немного уляжется, освободится место для пары стаканов пива с орешками. Легкий ветер, разгоняющий запахи и звуки засыпающего города, подталкивает в спину и приглашает окунуться в незабываемую атмосферу ночной Калькутты.

Показать полностью
75
Авторские истории
Серия Индия

Антиквар

Дипак - управляющий антикварным салоном "Виктор бросс" - идёт чуть впереди по переулкам Калькутты. Невысокий, как и большинство местных жителей, высушенный палящим солнцем бенгал неопределённого возраста. Прилизанные, блестящие от масла чёрные волосы, непременные усы, белая рубашка с закатанными рукавами, коричневые брюки, шлепанцы на босу ногу. Я знаю дорогу и мог бы дойти сам, но правила восточных приличий обязывают Дипака оставить магазин на помощника и вести постоянного клиента к хозяину Леопольду Виктору, проживающему в престижном жилом комплексе "Особняк на Парк-стрит". Бенгал ловко шлепает по узкой, разбитой машинами и мусонами улочке между обшарпаными стенами домов, покрытыми вездесущей серой плесенью. Дипак останавливается и с притворно уважительным выражением лица смотрит, как я старательно обхожу лужи помоев и раскиданный собаками мусор. Индиец уже раз десять про себя назвал глупого белого насмешливым прозвищем - "мурги", что значит "курица". Под ногами снуют тощие кошки с вытянутыми мордами и заплаканными от осознания своей нелегкой доли глазами. Животные, истомленные мартовским зноем, даже не мяукают, громко кашляют, когда хотят привлечь к себе внимание. И мухи. И мусор. И жара.

Во внутреннем дворе пятиэтажного "Особняка-на-Парк-стрит" плавятся под солнцем белая "Марути-Сузуки" и ржавый черный "Амбассадор". Грузовичок "Ниссан" с грязно-серым тентом прижался ко входу в подъезд, который так и хочется назвать парадной из-за массивных, метра три высотой, распахнутых настежь черных дверей.

В грузовике, почти полностью загородившим проход, свежий улов Алекса Джонса - самого влиятельного антиквара города. Мистер Джонс - высокий, крепкий, европейского вида мужчина в самом расцвете лет. Седые волосы зачесывает назад, говорит громко, с нарочитым американским акцентом, по-американски же улыбаясь несколькими рядами бесстыдно-белых зубов, навязчиво приглашая улыбнуться в ответ. Мистер Джонс местный. Его родители и их предки жили здесь. Английский для него родной, но он хорошо говорит на бенголи, хинди и французском. Он католик, как и остальные члены вымирающей общины англоиндийцев. Но, в отличие от большинства других представителей тонкой межкастовой прослойки, он процветает. Его бизнес развивается, его причёска безупречна, его рукопожатие крепкое как чёрный стаут. Здороваюсь, задаю дежурные вопросы про самочувствие, семью. Жену мистера Джонса, вот так совпадение, зовут Бриджит и она заведует салоном красоты в престижном районе Бхованипур. Заведение называется "Салон красоты Бриджит Джонс" и обеспечивает предприимчивой мадам знакомства со всеми приличными женами и неприличными сплетнями города. Джонсы знают всех, кого надо знать для ведения успешного и преимущественно законного антикварного бизнеса в Западной и Восточной Бенгалии. Джонсы вхожи в высший свет и пользуются заслуженной известностью у бизнесменов, дипломатов и контрабандистов.

Мистер Джонс не обижается, узнав, что я иду к его соседу - Леопольду, он уверен, что скоро заберет истлевающий бизнес семьи Виктор и всех клиентов. Обещает позвонить как только появится что-нибудь стоящее и возвращается к руководству разгрузкой своего улова. Мужчина занимает чёрный стул на резных ножках, вытащенный слугой из кузова "Ниссана", и орет на четырех сухих и прочных как стебли ротанга бенгалов, чтобы выгружали аккуратнее, ибо за каждую царапину на антикварной мебели, купленной за гроши в разорившихся усадьбах, они будут биты палкой. Упомянутую палку из метрового стебля бамбука держит его помощник. Молодой почти черный бенгал стоит рядом с хозяином. Помощник на голову выше бедняков-грузчиков и в полтора раза тяжелее любого из них. Рельеф мышц проступает сквозь белую рубаху с блестящим серебром принтом "Star" на спине. Сомнений в его готовности выполнить приказ шефа нет. Грузчики косятся на палку и, покорно втянув головы в плечи, продолжают таскать старую мебель, мраморные бюсты, свëртки ковров и деревянные ящики из грузовика. Бенгал с палкой улыбается. Его зовут Панкхи. Он улыбается потому что молод, потому что силен, потому что служит такому влиятельному человеку как мистер Джонс.

По резко уходящей вверх старой деревянной лестнице с резными перилами поднимаюсь на третий этаж. Возле квартиры Леопольда Виктора, занимающей весь этаж, жуёт гутку Дипак. Дождавшись меня, бенгал пальцем прячет гутку за щеку и распахивает белые двери. Под ноги тут же бросается пес породы толстый лабрадор. Рыжий и мохнатый он разительно отличается от своих уличных бездомных собратьев - облезлых, покрытых язвами и засохшей грязью калькутских собак. Пес знает, как ему повезло и старается поделиться радостью. По понятным причинам пса не глажу и не даю себя облизывать. Кто знает, в какую кучу отбросов он лазил своим любопытным носом пока гулял сегодня утром под присмотром бихарки-служанки.

За псом появляется хозяин. Леопольд одет в белый с жёлтоватыми пятнами въевшейся пота сафари-сьют и темно-коричневые мягкие кожаные туфли на босу ногу. Невысокий, лопоухий, с редкими седыми волосами по индийской моде неровно покрашенными в насыщенно черный. Из-за множества морщин и темно-коричневого цвета кожи его лицо похоже на недосушенный чернослив. Не сразу в этом скоплении трещин и складок замечаешь глубоко посаженные черные маслины дружелюбных глаз, рот, вразнобой утыканный желтыми зубами, щербатую картофелину носа. Здороваясь, хозяин расплывается смущенной улыбкой человека, который не смог ответить на первый вопрос теле-шоу "Кто хочет стать миллионером?". И эта улыбка подкупает.

- Да, есть кое-что - радостно объявляет Леопольд и ведет в гостиную. Комната огромна. Высокие потолки, широкие окна, лепнина. Тяжелые тёмно-зелёные гардины с золотыми кистями шнуров. Обилие мрамора и благородных сортов дерева давит ощущением дворянской усадьбы. Дом строился для белых господ, а белые господа в Калькутте себя не сдерживали. Так было принято в колониальную эпоху, когда обрастала перламутром улиц, парков и особняков великолепная Жемчужина Индии.

Насладиться простором гостиной мешает хлам. Как и любой антиквар, Леопольд держит самые ценные вещи дома, а не в магазине. Со временем некоторые предметы настолько органично вписываются в интерьер, что их перестают предлагать покупателям. Столик за столиком, шкаф за шкафом эти захватчики подчиняют себе все обитаемое пространство жилища антиквара, превращая его дом в гибрид музея и помойки за художественным училищем.

Протискиваемся к столу в центре комнаты. Хозяин широким движением руки сдвигает хлам, освобождая половину столешницы. Предлагает чай. Индийцы пьют чай по любому поводу. Очень сладкий, крепкий, с молоком и специями. Если вдруг не хочется жирного буйволиного молока, можно попросить черный чай. "Блэк чай, плиз, но милк". Тогда молока не нальют и посмотрят с жалостью и сочувствием, как обычно смотрят дружелюбные азиаты на бездомного щенка у помойки или сморозившего глупость европейца.

Несмотря на привычное и потому вялое возмущение инстинкта самосохранения, выразившееся легким ворчанием желудка, соглашаюсь на чай. Это проявление уважения к хозяину дома. Конечно, в случае отказа он не будет хватать за грудки и кричать: "Ты меня уважаешь!!!?" Но осадок останется. И тогда он может не позвонить мне первому при появлении интересной вещицы.

Молоденькая служанка-бихарка приносит чай в маленьких фарфоровых чашечках в зелёный цветочек и несколько печенек на белом блюдце из того же сервиза. Перед уходом с интересом южанки косится на белого гостя подведенными сурьмой черными глазами из-под накинутого на голову красно-зеленого сари. Ах ты ж, Зита Гитовна! А ведь, хороша! Стройная, аккуратная индианочка, не накопившая ещё авторитета на поджарых боках. Да и сари выгодно подчёркивает значимые аспекты фигуры. Где надо открывает рельеф живота, где надо драпирует форму ног. Буквально на мгновение задержал взгляд на южной красотке, а в голове уже фейерверк эмоций и торнадо желаний. Так, стоп. Усилием воли возвращаюсь в неспешную беседу с Леопольдом. Оказывается, пока я там мысленно болливудил, мы успели обсудить пару городских новостей под терпимо горячий и невыносимо сладкий чай.

Всё в Азии построено на ритуалах. Если не соблюдать ритуалы, тебя не будут воспринимать как полноценного делового партнера. Не будет той свойственной только азиатам теплоты, возникающей между продавцом и покупателем в процессе сделки. А кто же в Индии делает дела и жульничает без теплоты?

На второй чашке чая (опять эта чертовка глазками стреляет!) переходим к делам. Хозяин не показывает сразу сегодняшний товар. Сначала он выносит середнячок. Деревянный ящик размером с две коробки из-под обуви, заполненный серебряными столовыми приборами, открытками, фарфоровыми слониками и прочим сложно различимым в общей куче хламом. С серьезным видом копаюсь в этой пыльной свалке, вытаскиваю маленькую фигурку обезьянки с тыквой на спине. Тонкая работа по сандаловому дереву. Не похоже на индийскую. Скорее Китай. Откладываю в сторону. Продолжаю ритуал перебора вещей. Что-то матово блестит в углу коробки, словно хочет что-то сказать лично мне. Старательно скрывая вспыхнувший азарт, откапываю небольшую прямоугольную зажигалку из желтого металла покрытую чем-то засохшим ржаво-красным. Кетчуп, успокаиваю себя. Конечно, кетчуп. Рассматриваю зажигалку. Газовая. Три на пять сантиметра. На одной стенке аппликация синяя с красным бабочка на белом фоне. Сделано во Франции. Внешних повреждений нет. Грязь - да, присутствует в избытке. На этом и буду играть.

Как можно безразличнее спрашиваю, сколько хочет за обезьянку и зажигалку. Совсем скрыть интерес от цепких глаз хозяина не получилось. Вижу на его лице отсвет яростных вычислений цены, которую он запросит с меня сегодня. Секунда, две, три. Естественно, он понятия не имеет, сколько они стоят в отдельности и вместе. Он покупал все это в усадьбах разорившихся знатных сахибов, или потомков белых хозяев оптом, отдал за полный кузов в лучшем случае две тысячи рупий. Потому и цену выстраивает исходя из своего представления о моем желании их купить. Бросает на стол ставку тысяча рупий. Делано удивившись, уверенно отвечаю - 200. Торг начался. Это тоже ритуал. Через две минуты переговоров отдаю хозяину 400 рупий, получив в довесок книгу о Калькуте издания 30х годов прошлого века. Разогрелись.

Покопавшись для вида пару минут, спрашиваю, есть ли что-нибудь еще интересное. Виктор заговорщически улыбается, встаёт, подзывает слугу, и, пока тот убирает ящик, приносит из спальни сверток желтой упаковочной бумаги около метра длиной.

О, да. То, что надо.

На столе появляется хорошо сохранившийся палаш середины 19 века в слегка облезлых черных ножнах. Рядом с ним слишком короткая, словно игрушечная, шпага и три трости.

Палаш хорош. Клинок Золинген, клеймо приемки британского флота, королевские вензеля, рукоять обтянута акульей кожей, посеребренные, или даже серебряные чаша на гарде и навершие. Прекрасная работа. Оружие офицера. Отправляется в избранное.

Шпага странная. Всего 80 сантиметров в длину. Не игрушка явно, но и не оружие. Сделана грубо. Черные рукоять и перекрестие гарды. Безликий клинок без следов рабочей заточки. Либо деталь интерьера, либо масонский реквизит. Не заинтересовала.

Трости. Резная из сандалового дерева, составная из черного рога и тонкая франтовская из бамбука с серебряной рукояткой. По всей длине резной трости узор в виде крокодилов и львов в африканском стиле. Черная трость тоже пропитана Африкой. Рога, зеленоватого оттенка, отшлифованы до блеска. Чувствуется прочность и прикладной характер вещи. Франтовская, наоборот, слишком тонка и изящна, чтобы на нее опираться. На рукоятке затейливый рельеф, изображающий крестьян, собирающих рис, и гравировка "Чадха Р.С." в сопровождении непереводимого шифра многобуквенной аббревиатуры - столь любимого индийцами краткого списка жизненных достижений выдающегося человека. Похоже, Чадха Р.С. был тот еще модник.

Составную черную и франтовскую откладываю в сторону.

Хватит на сегодня.

Хозяин, крикнув служанке, чтобы организовала еще чая, начинает ритуал торга с вопроса, все ли мне понравилось, не хочу ли посмотреть что-нибудь еще.

Нет, начнем.

Есть вещи с историей. Берешь такую в руки и ощущаешь отпечаток времени. Чувствуешь внимание, которым окружал её владелец. На мгновение будто смотришь на вещь его глазами. Это может быть портсигар бывалого капитана, который тот получил в подарок от отца перед первым походом, а потом заложил в лавке на Нью-Маркете. Или ржавый нож моряка британского флота, которым была порезана не одна сотня краюх серого подсохшего хлеба и несколько сухожилий в портовых драках. Или маленькая фарфоровая фигурка пеликана, которую сухие морщинистые руки вдовы чиновника Ост-Индийской Компании каждую среду бережно протирали от пыли и ставили обратно на полку к коллекции фигурок, доставшихся ей от матери. От каждой из таких вещей тянется тонкая ниточка, распутав повороты и узлы которой можно задать свой вопрос дрожащей на ветру времени тени давно ушедшего вчера.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!