AlexZakonov

На Пикабу
в топе авторов на 182 месте
4920 рейтинг 65 подписчиков 0 подписок 28 постов 11 в горячем
30

Смертная казнь в России

Частенько встречаю посты и комментарии с двумя мнениями про смертную казнь.

  1. Мораторий необходимо отменить и назначать смертную казнь. Это снизит преступность. Смертную казнь будут назначать «коррупционерам и казнокрадам» и жить станет веселее.

  2. Если снять мораторий на смертную казнь то «нас всех расстреляют», будут убирать неугодных, несогласных и еще бог знает что будет твориться, а вы видели сколько невиновных по тюрьмам сидит.

Это два сам распространенных мнения.

И оба в очередной раз основаны на незнании законов Российской Федерации, а именного Уголовного кодекса. И, видимо, даже отсутствием попыток, прежде чем писать, попытаться что-то узнать.

И так, что там в кодексе из основного.

УК РФ Статья 59. Смертная казнь

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Ну как видим всякое «казнокрадство и коррупция» уже покидают составы преступлений по которым может назначаться смертная казнь.

Идем дальше.

УК РФ Статья 60. Общие начала назначения наказания

1. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений общей части настоящего Кодекса. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания

То есть смертная казнь назначается только за те преступления по которым смертная казнь содержится в санкции статьи. То есть статья УК предусматривает за преступление такой вид наказания как смертная казнь.

И так в УК РФ такие преступлений всего пять.

А именно:

ч. 2 ст. 105 УК РФ, то есть убийство с отягчающими квалифицирующими признаками.

ст. 277 УК РФ, то есть посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

ст. 295 УК РФ, то есть посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.

ст. 317 УК РФ, то есть посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

ст. 357 УК РФ, то есть геноцид.

А теперь вернемся к двум самым распространенным мнениям.

«Мораторий необходимо отменить и назначать смертную казнь. Это снизит преступность. Смертную казнь будут назначать «коррупционерам и казнокрадам» и жить станет веселее.»

Каким образом смертная казнь по вышеуказанными преступлениям должна снизить преступность? Каким таким коррупционерам и казнокрадам ее будут назначать? Никак и никаким. У нас вообще самое распространенное преступление это банальная кража, а вовсе не геноцид, и не ч. 2 ст. 105.

На первое я сам ответил, а вот со вторым все интереснее получается.

«Если снять мораторий на смертную казнь то «нас всех расстреляют», будут убирать неугодных, несогласных и еще бог знает что будет твориться, а вы видели сколько невиновных по тюрьмам сидит.»

Я вот не могу себе представить, что за человек сидит и переживает, что его вдруг обвинят скажем в геноциде.

Или вы много знаете людей осужденных и в невиновности которых вы уверены по вышеприведенным статьям?

Как закончить не знаю. Выводов не будет. Пост для информации накиданный под утренний кофе.

Показать полностью
1171

Ответ на пост «Бастрыкин хочет возбудить уголовные дела против 6 судей!»3

Как люди из-за своего незнания законодательства и гос систем делают новости и далеко идущие выводы.

Сначала про Бастрыкина и его восхваление, в связи с уголовными делами в отношении судей.

Во первых он единственное должностное лицо которое в силу закона вносит представление в ВККС о даче разрешения на возбуждение уголовного дела и он же единственное должностное лицо, которое их возбуждает.

Статья 16 Закона о статусе судей

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда и мирового судьи - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

То есть дело не в Бастрыкине, а в должности. Будь там Вася Пупкин было бы тоже самое.

Во вторых. Дела то он в силу закона возбуждает, но расследуют его другие люди которых вы не знаете и не узнаете. Так же и ОРМ изначальное и оперативное сопровождение после ВУД осуществляют люди и вовсе из другой «конторы», о которых вы тем более не узнаете.

Ну с этим ладно.

Почему то все возбудились на целых 6 судей разом. Поясню.

До 2019 года согласие на ВУД давали региональные ККС и сведения о количестве никто из СМИ так как сейчас не встречал и не публиковал из-за неудобства.

С 2019 года все проходит ВККС и публикуется на одном сайте. ВККС заседает даже не каждый месяц и соответственно рассматриваемые вопросы скапливаются на заседания и рассматриваются скопом.

Но что же со статистикой.

В 2020 году согласие на возбуждение уголовных дел было дано в отношении 17 судей.

В 2021 в отношении 26 судей.

В 2022 в отношении 16 судей.

В 2023 в отношении 22 судей.

В 2024 в отношении 19 судей.

И вот на данный момент - ноябрь 2025 в отношении 15 (данные самим ВККС еще не обобщены, считал по повесткам заседаний, так как некоторые вопросы откладывались могли быть повторные рассмотрения и по факту их может быть даже меньше).

Для справки в России более 30 000 судей.

Вот и думайте над уникальностью сложившейся ситуации и сделанными некоторыми далеко идущими выводами о борьбе и чем то там еще.

Обычная ежегодная работа не выбивающаяся из общей статистики за 5 лет.

Ну и далеко не все ВУД по коррупционным статьям. Там и часто банальные 264 УК например.

Ну и пост чисто для информации не о том, что все плохо или все хорошо.

P.S на всякий случай оставлю ссылку на обзоры деятельности ВККС со статистикой -

https://vkks.ru/category/8/

Показать полностью
21

Ответ на пост «А пересмотр дел будет?»4

@atmiss, ну что же ты блокируешь комментарии не давая опровергнуть твой вымысел. Ну придется так.

Из комментария:

а запрет для судей двойного гражданства действовал примерно с 1992 года, плюс достоверность сведений, поданных при назначении на пост судьи.

Нет, не действовал.

До 2020 года, то есть до поправок в КС РФ не было ни в КС, ни в законах положений о запрете судьи иметь гражданство иностранного государства, также и оснований для прекращения статуса было только прекращение гражданства РФ (пп. 6 ч. 1 ст. 14 Закона о статусе судей в редакции до 2020 года), а приобретение или наличие гражданства другого государства основанием для лишения статуса и назначения на должность не являлось (до 2020 года).

Все это проверяется сравнением редакций закона о статусе судей и Конституции РФ.

До 2020 вообще было полно судей и не только судей с иностранным гражданством кто назначался в 90-2010, банально полученным по рождению, некоторые до прохождения проверки о нем даже не знали.

Были некоторые позиции Конституционного суда и то не с 1992, а ближе к концу нулевых, на этот счет, но этот же Суд указывал, на возможность отказа от гражданства и принятие соответствующих мер, что в последствии позволяло занять должность и касалось это не только судей, а тех же например губернаторов, на практике отписывались объяснительными, что не знали о наличии гражданства, предпринимали меры для отказа от гражданства. В те годы это не являлось особой проблемой. Ситуация поменялась и усложнилась после 2014 и то относительно.

Но вернемся к основному. К пересмотру.

После лишения судьи статуса встал вопрос, а что делать с его решениями и приговорами за время работы (там где-то лет 10 было), так как по закону эти решения все были постановлены ненадлежащим лицом и подлежали отмене.

Основания для пересмотра указаны в ст. 413 УПК, 392 ГПК, 350 КАС РФ.

И как не трудно посмотрев их, узнать о том, что основанием для пересмотра является установленное приговором преступление судьи совершенное при рассмотрении конкретного дела.

Никакого основания для пересмотра всех дел в законе нет, лишение статуса судьи основанием так же не является. Преступления и приговора как понятно никакого в этой ситуации нет.

Незаконный состав суда является основанием для отмены конкретного судебного акта при апелляционном и далее обжаловании. Опять же в конкретном деле.

Но лишением судьи статуса не образует незаконный состав суда на момент рассмотрения дела.

Так согласно например позиции ПП ВС РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

дело признается рассмотренным судом в незаконном составе, в частности, когда оно рассмотрено лицом, не наделенным полномочиями судьи, судья подлежал отводу по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 1.1, 2 части 1 и частью 2 статьи 16 ГПК РФ, а также если судья повторно участвовал в рассмотрении дела

В целом это относится ко всем процессуальным кодексам и такая позиция была и ранее, и как можно понять, если судья обладал статусом судьи полученным в установленном порядке - состав суда являлся законным. То есть нет как основания для пересмотра, так и нет основания для отмены судебных актов по такому основания при обжаловании в апелляционном и далее порядке.

Оснований для пересмотра еще раз повторю - нет и у кого якобы такой вопрос мог встать не понятно. Вымысел. Хотя….

Эту историю мне рассказал один из преподавателей академии Генеральной прокуратуры в 2009 году

понятно.

Показать полностью
16

Дисциплинарная и уголовная ответственность судей в 2024 году

В прошлом посте описывал кадровую ситуацию в 2024 году и вот дошли руки до дисциплинарной и уголовной ответственности.

И так по видам дисциплинарной ответственности.

К дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий – 21 судья.

К дисциплинарной ответственности в виде предупреждения - 114 судей.

К дисциплинарной ответственности в виде замечания - 82 судьи.

К дисциплинарной ответственности в виде понижения в квалификационном классе - 5 судей.

Также были приняты решения и об отказе в привлечении судей к дисциплинарной ответственности в отношении 47 судей.

Относительно уголовных дел в 2024 году.

Дано согласие на возбуждение уголовных дел – в отношении 19 судей судов общей юрисдикции, на привлечение в качестве обвиняемых – в отношении 3 судей судов общей юрисдикции и того судьи стали фигурантами 22 уголовных дел.

Ничего особо интересного по этой теме, так для статистики.

Показать полностью
6

Кадры судебной системы в 2024 году

И так наконец опубликовано обобщенные сведения о работе ВККС и региональных ККС за 2024 год.

Помимо привлечение судей к дисциплинарной ответственности и даче разрешений на возбуждение в отношении судей уголовных дел затронем еще статистику по отбору кандидатов и прекращению полномочий.

В этом посте затрону именно кадровый вопрос. Статистика, сухие цифры.

Основное по рекомендациям к назначению.

Так в 2024 году ВККС рассмотрело 715 заявлений кандидатов. Из них было рекомендовано к назначению только 540. Из 715 кандидатов 619 – действующие судьи, 62 – работники аппаратов судов, 11 – работники иных органов государственной власти, 6 – адвокаты, 17 –  иные лица (судьи в отставке, преподаватели вузов, сотрудники бюджетных учреждений или коммерческих организаций).

ККС субъектов Российской Федерации рассмотрели заявления 6163 претендентов на судейские должности. Рекомендован 5001 кандидат: в суды общей юрисдикции – 4683, в арбитражные суды – 318. Отказано в рекомендации 398 претендентам; отозвали заявления 646 претендентов (592 на должности судей судов общей юрисдикции, 54 на должности судей арбитражных судов);  118 претендентам (107 на должности судей судов общей юрисдикции, 11 на должности судей арбитражных судов) отказано в рекомендации как не соответствующим законодательным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи.

Из 6163 претендентов 3318 – действующие судьи судов различного уровня, 2188 – работники аппаратов судов, 437 – работники иных органов государственной власти, 53 – адвокаты, 167 – иные лица.

Основное по прекращению полномочий.

Решениями ВККС РФ прекращены полномочия 165 судей и руководителей судов (4 судей Верховного Суда Российской Федерации, 95 судей судов общей юрисдикции и 66 судей арбитражных судов):

Из них по письменному заявлению судьи об отставке – 154 (2 судей Верховного Суда Российской Федерации, 89 судей судов общей юрисдикции и 63 судей арбитражных судов);

За совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи – 3 (1 судьи суда общей юрисдикции и 2 судей арбитражных судов).


ККС субъектов РФ прекращены полномочия 1436 судей и руководителей судов (1349 судей судов общей юрисдикции, в том числе 258 мировых судей, и 87 судей арбитражных судов):

По письменному заявлению судьи об отставке – 1370 (1290 судей судов общей юрисдикции, в том числе 248 мировых судей, и 80 судей арбитражных судов);

За совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи) – 18 (16 судей судов общей юрисдикции, в том числе 2 мировых судей, и 2 судей арбитражных судов).

И того по всей стране за 2024 год к назначению в судьи судов всех уровней рекомендовано - 5541 кандидатов из которых 3937 уже действующие судьи. Конечно по итогу какая-то часть не получила назначение по каким-либо причинам.

Соответственно новых судей (рекомендованы не действующие судьи) всего 1604.

За тот же период ряды судей всех уровней покинул 1601 судья из которых по собственному желанию 1524. За совершение дисциплинарных проступков 77.

Таким образом соотношение по назначенным новым кадрам - ушедшие в отставку = 3 судьи на всю страну.

В следующем посте распишу основную статистику по дисциплинарной и уголовной ответственности.

Показать полностью
17

Как стать судьей (Прохождение ККС)

Здесь описывалась процедура сдачи экзамена на должность судьи. В этом же посте обещал рассказать про прохождение ККС на должность судьи.

Прохождение ККС самое долгое и сложное мероприятие, которое даже без учета ожидания самого назначения на должность после заседания ККС занимает 3-4 месяца. Далее еще месяцев 4-6 на само назначение если говорить о судьях федеральных судов назначаемых указом Президента.

Сразу скажу, что прохождение ККС для мировых судей и судей федеральных судов отличаются не сильно, немного могут отличаться представляемые документы. Главное отличие в порядке назначения. На мировых судей документы после ККС уходят в законодательный орган субъекта федерации и назначение происходит в течении 1-2 месяцев. На судей федеральных судов документы уходят в администрацию президента и срок назначения растягивается на 4-6 месяцев.

Буду писать пост без ссылок на НПА, простыми словами так сказать и главным образом на примере прохождения ККС на должность судьи федерального суда нового кандидата, для действующих судей отличается перечень документов, он обширнее.

Укажу только то, что сам порядок назначения и прохождения ККС определяется главным образом ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и главами 2 и 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14.03.2002 N 30-ФЗ.

И так после освобождения в суде ставки председатель суда не позднее 10 дней сообщает об этом в ККС.

ККС не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи.

Тут сразу оговорюсь, что да пишут в СМИ, как правило, в местной газете, но главным образом сведения размещаются на сайте ККС.

Обычно срок на подачу документов составляет плюс-минус один месяц. То есть если на сайте ККС объявили о ставке 30 августа, то прием документов будет, как правило, до 30 сентября.

Перечень документов разнится от региона к региону. В некоторых регионах он весьма большой и помимо основного - анкеты, справки БК, сведений о сдаче экзамена, диплома, сведений о трудовой деятельности, медицинской справки, справок из псих. и нарко. диспансеров, характеристики и военного билета для мужчин требуют и разные дополнительные документы за которыми иногда нужно побегать. Справки из ГАИ о штрафах, сведения из ФССП, сведения из налоговой об отсутствии задолженности, справка об отсутствии иностранного гражданства и тому подобное. Документы конечно же не только на самого кандидата, но еще и на родственников и свойственников, родителей, братьев, сестер, супруга, родителей супруга и так далее.

То что вы с кем-то не общаетесь и вообще не имеете представление как связаться с кем-то из тех кто попадает вам в анкету мало кого волнует. ККС на это еще может закрыть глаза и принять ваше объяснения о том, что вы не можете представить сведения на кого-то, но посмотрят ли на это также в администрации президента никто не гарантирует.

Почти все документы представляются в копиях, которые должны быть заверены. Если вы работаете не в гос. органе, то есть вероятность, что вы пойдете их заверять к нотариусу за деньги. В гос. органах их спокойно заверяет кадровое подразделение.

Вот после того как вы собрали все документы по перечню вашей региональной ККС и подали их туда в установленный срок начинается проверка документов длящаяся до 2 месяцев.

Запросы по достоверности представленных вами сведений рассылаются главным образом в ФНС, ФССП, МВД и ГАИ, прокуратуру, ФСБ, Росфинмониторинг, Росреестр, для мужчин в военный комиссариат и Главную военную прокуратуру.

Если будут расхождения между ответами на запросы и тем, что вы написали в анкете и представили в ККС, это повлечет вопросы на заседании ККС вплоть до отказа в рекомендации ввиду представления недостоверных сведений, даже если это была ошибка в указании банковского счета в справке БК, так как из ФНС приходят очень и очень подробные сведения о ваших счетах и финансах в целом о которых вы можете и забыть. (не знать)

И так после истечения срока проверки будет назначена дата заседания ККС, обычно это чуть выходит за пределы двух месячного срока проверки, а иногда и в него вмещается, если ответы пришли быстро.

На заседании ККС будет присутствовать скорее всего 15+ членов ККС при численности в 20 членов ККС (не всегда все участвуют), в том числе федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, а также скорее всего председатель или один из заместителей председателя ваше суда субъекта (областного, краевого и т.п.). Сам состав ККС указывается на сайте ККС. Это 7 представителей общественности, и все остальные не считая федерального инспектора - судьи.

Заслушают доклад на кандидата, характеристику, решение по проверки достоверности сведений, заслушаю мнение председателя или заместителя председателя суда субъекта, могут задать какие-либо вопросы кандидату.

Далее в отсутствие кандидата и приглашенного председателя/заместителя председателя суда субъекта проголосуют за кандидата.

В случае если за кандидата проголосовали положительно, то всё, кандидат идёт дальше работать и ждать инструкций, что делать дальше.

Дальше начинается техническая возня, отсканировать кучу документов. К моменту окончания проверки на кандидата собирается весьма увесистая папка документов, запросто листов на 200+, если есть много родственников и имущества то и поболее. И вот все это кандидата скорее всего заставят отсканировать в ПДФ.

Далее все это вместе с флэшкой на которую кандидат скинет отсканированные документы вместе с документами в бумажном виде поедут в Москву в администрацию президента.

И так Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий и ее состав.

Подносова И.Л. Председатель Верховного Суда Российской Федерации (председательствующий на заседаниях Комиссии);

Травников М.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции (секретарь Комиссии);

Брычёва Л.И. помощник Президента Российской Федерации – начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;

Королёв С.Б. первый заместитель директора ФСБ России;

Кучерена А.Г. председатель центрального совета Общероссийского общественного движения за достойную жизнь и справедливость «Гражданское общество», председатель Общественного совета при МВД России (по согласованию);

Лавренко А.В. заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции;

Локаткина Т.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан;

Миронов Д.Ю. помощник Президента Российской Федерации;

Момотов В.В. председатель Совета судей Российской Федерации (по согласованию);

Рябзин Р.А. судья Верховного Суда Российской Федерации (по согласованию);

Тимошин Н.В. председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (по согласованию);

Ткачёв И.В. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (по согласованию);

Храпов А.И. заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации;

Чиханчин Ю.А. директор Росфинмониторинга;

Шальков Д.В. помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации;

Ярин А.В. начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике.

Вот примерно в таком составе документа кандидата изучат еще раз. И тут как понимаете сложно объяснить, то о чем я писал ранее, например, что вы не можете узнать информацию о своем же родственнике или что вы где-то что-то забыли.

Если всё сложилось хорошо, то кандидата включат в Указ Президента. Комиссия заседает раз в месяц и указы выходят недели через 2 после их заседания.

С момента заседания ККС можно ждать указа месяца 4-6. Так же в какой-то месяц комиссия может не заседать по какой-либо причине или рассмотрение конкретного кандидата отложить, в том числе для запроса каких-то пояснений или документов.

И вот после такого изучения кандидата и его родственником под микроскопом, по истечении плюс-минус 7-9 месяцев после открытия ставки кандидат если нигде не оборвалось скажем так дожидается указа Президента. После его издания идёт увольняется со своей текущей работы и идет в УСД оформляться в штат суда и после зачисления в штат приступает к работе.

Показать полностью
10

Подать в суд на судью/суд

Часто встречающийся вопрос "можно ли подать в суд на судью/суд?"

Конечно нельзя за исключением одного единственного случая, но встречаются в комментариях и иные ответы на этот вопрос.

В основном подобный вопрос возникает, в связи с недовольством действиями судьи и принятым судебным актом.

И так что же если Вы вдруг решили обратиться с требованиями о взыскании вреда, в связи с действиями судей, поскольку считаете, что судьями ненадлежащим образом выполняются возложенные на них функции по осуществлению правосудия, что выразилось в неправильном применении судьями норм права?

Ответ прост и однозначен на основании существующей практики.


Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Определения от 22 апреля 2010 года N 548-О-О, от 17 июня 2010 года N 873-О-О, от 15 июля 2010 года N 1061-О-О и др.).

Из смысла и содержания ст. ст. 10, 11, 118, 120, 122 Конституции РФ никакие действия (бездействия) судей, судебных органов и судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства, поскольку в противном случае это означало бы незаконное вмешательство судьи в профессиональную деятельность своих коллег, нарушение принципа независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Порядок привлечения судьи к ответственности за виновные действия предусмотрен ст. 12.1 Закона о статусе судей в Российской Федерации, ст. ст. 19, 22, 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Особый порядок привлечения судей к юридической ответственности, обусловленный конституционным принципом самостоятельности и независимости судебной власти, не освобождает судей от обязанности при осуществлении правосудия соблюдать требования Конституции РФ и закона (ч. ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Как указал Конституционный Суд РФ, положения статьи 16 Закона Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации, в том числе ее пункта 1, не могут быть истолкованы как препятствующие защите прав граждан от злоупотреблений властью и осуществлению ими права на доступ к правосудию, поскольку установленные этой статьей юридические гарантии независимости и неприкосновенности судей не затрагивают закрепленное статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, а также не препятствуют гражданам направлять жалобы и сообщения о дисциплинарных проступках судей в соответствующие квалификационные коллегии и иные органы судейского сообщества (Определение от 21 декабря 2006 года N 529-О).

По смыслу правовых норм, закрепленных в статьях 6.2, 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", пункте 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ, в их системном единстве действия (бездействие) судей и судебных органов не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке, предусмотренном нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом иск к судье может быть заявлен только в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Следовательно действующее законодательство, исходя из особого конституционно-правового статуса судьи, не предусматривает возможность проверки законности действий (бездействий) судьи или суда в порядке искового производства, поскольку для их обжалования законом предусмотрен иной порядок.


Таким образом подобные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского или административного судопроизводства, поскольку фактически выражают несогласие с действиями судей при осуществлении правосудия. В таком случае заявитель вправе реализовать свое право на обжалование судебного акта, в том числе, вступившего в законную силу, в предусмотренном порядке (путем апелляционного, кассационного обжалования судебного акта), а также обжаловать действия судей в соответствующий орган судейского сообщества.

Показать полностью
17

Экзамен на должность судьи (СОЮ)

На сей раз комментаторы тему для поста не подсказали. Подумал про что еще не писал и вот придумал сам.

Писать буду без ссылок на НПА, смысла в них нет. И также писать буду про экзамен на судью СОЮ, в арбитражный суд свои билеты, их обычно меньше и отраслей права там меньше, банально там нет уголовного права например. В остальном в целом все тоже самое.

Но если кому-то нужно, то порядок сдачи экзамена изложенный на «бумаге» содержится в Федеральном законе от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" - статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи и в "Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи" (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002).

Читать человеку идущему на экзамен это все смысла особо нет, так для общего развития.

Все, что нужно узнать это то какие документы требует комиссия, как правило это заявление, анкета, мед.справка, расписка, копии диплома и трудовой книжки. (могут быть региональные отличия) То есть то, что подтверждает образование и требующийся юридический стаж (5 лет).

О самом же экзамене нужно знать то, что в нем (на данный момент вроде бы по всей стране количество такое) плюс минус 30 билетов. В каждом билете 3 теоретических вопроса по всем отраслям права, 2 практически задачи и одно задание на составление проекта судебного акта, это может быть как постановление о назначении например судебного заседания по уголовному делу, резолютивная часть приговора, так и например целое определение, или постановление по делу об административном правонарушении.

Билеты по регионам отличаются, теория по сути то одна и та же, примерные вопросы по теории на сайте Высшей экзаменационной комиссии посмотреть можно, отличаться будет компоновка билетов, а вот практика (задачи) уже разная по всем регионам. Составляют задачи обычно судьи из этого региона в котором сдается экзамен.

После подачи документов вас пригласят на определенную дату, в разных регионах по разному, где-то раз в месяц, где-то реже, а где-то и чаще проводится экзамен.

Перед ответом на экзамен дается 3 часа на подготовку. Тут сильные региональные отличия. Где-то разрешают приносить с собой все, что угодно. Где то выдают кодексы бумажные и более ничего нельзя. Где-то сажают за компьютеры с обрезанным К+ с доступом только к кодексам. В общем этот момент везде разный. Но везде однозначно (ну может где-то и нет) забирают телефоны. Телефонами пользоваться нельзя.

Ну то есть понимаете объем того, что нужно держать в голове и по теории и по практике.

У среднего кандидата подготовка длится месяцев 6 к экзамену. В зависимости от интенсивности, опыта и свободного времени. Кто-то за несколько недель отпуска успевает. Но это обычно те кто знает уже какую либо отрасль на отлично, уголовное право например и ему остается освоить уже гораздо меньше.

Билеты на экзамене в бумажном виде и просто вытягиваются кандидатом.

При подготовке вы на специальных бланках набрасываете свой ответ и пишите проект судебного акта.

Рекомендуется начинаться с проекта так как он должен быть написан понятно и полно, то есть начиная с даты и места его принятия до проставления своей подписи. Полноценный судебный акт, только написанный от руки. Вариант, что вы не успели в нем что-то дописать там не принимается.

Потом писать задачки, чтобы при ответе ничего не упустить и потом только набрасывать план ответа на теорию.

Если говорить о самом уже ответе то учитывать нужно и состав комиссии. Это 10+ человек. Состав можно на региональном сайте комиссии посмотреть. Могут присутствовать не все. Обычно это несколько преподавателей местного ВУЗа по типу государственных университетов, юридического факультета соотвественно и остальные судьи местных судов общей юрисдикции и арбитражного суда.

Если вы сдаете на судью СОЮ то судьям арбитражного суда вы скорее всего будете не интересны. У них там свои кандидаты со своими же билетами.

При самой сдаче вам нужно действительно разбираться в том, что вы говорите.

Ответ на сам вопрос сколько бы полный он не был не дает вам пятерку за него. На экзамене в любом случае будут дополнительные вопросы, их количество конечно зависит от полноты ответа на основной вопрос, но они все равно будут, чтобы выявить не плаваете ли вы в теме. Если вы поплыли то пятерки у вас за ответ скорее всего уже не будет. Все понимают, что вы могли что-то зазубрить или банально списать и с листочка подглядывая зачитывать. Да при ответе ваши наброски ответа у вас перед лицом. (Тут тоже могут быть региональные отличия). Читать целиком нельзя, подглядывать можно.

По практике так же могут быть вопросы, потому если вам удалось кому-то с телефона (вы принесли второй телефон, ну тут как на любых экзаменах да) скинуть задачу и вам ее просто решили, но вы плаваете это тоже увидят.

По времени сам ответ займет минут 20 может больше, смотря как отвечать и от того сколько будет дополнительных вопросов.

По итогу за каждый ответ выставляется оценка и выводится итоговая. Если есть хотя бы одна тройка даже при итоговой 4 или 5, то это почти крест, две тройки при даже итоговой 4, это крест. По рекомендациям ВККС такой кандидат требованиям на должность судьи не соответствует. Бывают исключения, но скорее только в мировые судьи и то куда бог пошлет, соотвественно в места куда никто другой не идет и вас туда просто сбагрят, чтобы хоть кто-то был.

Зависит опять же от кадровой ситуации в регионе. Но для федералов две тройки это крест.

При получении итоговой двойки пересдача через пол года возможна. При тройках экзамен все же считается сданным, а его срок действия 3 года. То есть тройку пересдать можно только через три года. Так что если что-то пошло не так или на момент вытягивания билета понятно, что это не ваше, лучше просто отказаться и придти через пол года.

………..

В целом вроде бы всё. Мог конечно и забыть какие-то моменты. На вопросы отвечаю как обычно в комментариях.

Следующий пост думаю уже будет про сбор документов, подачу документов и само прохождения ККС.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!