Большой пост о морали Ветхого Завета
Часть первая. Мораль 3000-летней давности
Для начала, несколько добрых историй из библии, просто для разогрева:
Бог наслал на всех людей потомственный первородный грех, за то что некто Адам и Ева съели некий фрукт. Забудем, что это бог заложил в них такой характер (всезнающий бог же знал их судьбу и решения наперед в момент создания).
Бог решил убить всех людей, включая женщин, детей, младенцев и стариков исключительно за так называемые грехи. Кстати, вместе с ними он убил всех животных, поскольку методов точнее всемирного потопа не нашлось.
Бог поспорил с сатаной, и проверил некоего Иова на праведность, в том числе убив его десятерых детей. Ну ладно, ему новых нарожали. Кого это волнует. Интересно, без эксперимента Бог не знал результат?
Древний военачальник Иеффай купил у бога победу над аммонитянами взамен на сожжение первого, кого увидит. Увидел дочь. Пришлось ее зажарить, ведь Бог уже ждал не дождался обещанного запаха горелого мяса.
А зачем богу запах горелой исаачатины баранины, непонятно.
Пока Моисей беседовал с богом (сейчас такое встречается только в психбольницах), Аарон сделал идола для евреев, а потом с помощью клана левитов убил всех, кто ему - Аарону - поверил. А богу было мало, он на остальных ещё и мор наслал.
Однажды Бог убил всех жителей городов Содом и Гомморра за то, что они были гомосексуалистами. Женщин, детей, младенцев тоже убил.
Бог заставил Авраама ни много ни мало зарезать и зажарить собственного сына. Оказалось, что это розыгрыш с целью проверить Авраама на покорность. С первым апреля!
Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя… (Числа 31:17–18)
Часть вторая: десять заповедей
Ладно, теперь серьезно. Американские евангелисты просто мечтают обвесить все учреждения вроде школ и судов моральным кодексом - скрижалями Завета. Возникает такое впечатление, что из заповедей они знают только "не убий" и "не укради"
Я – Господь, твой Бог, Который вывел тебя из Египта, земли рабства. Пусть не будет у тебя других богов кроме Меня.
Не знаю, в чём мораль, но по современным меркам это как минимум ограничение свободы вероисповедания. Кроме того, бог вывел из Египта исключительно древних евреев.
Не делай себе идола подобного тому, что на небе вверху, на земле внизу, или в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ведь Я, Господь, твой Бог – ревнивый Бог, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения тех, кто ненавидит Меня, но являющий милость тысячам поколений тех, кто любит Меня и соблюдает Мои повеления.
Ммм, наказание детей за грехи родителей. Морали опять не вижу, только ревность (если, кончено, не поклоняться другим многочисленным богам это мораль). Заметьте, бог запрещает поклоняться, а не верить в них - ещё одно свидетельство в пользу политеистической происхождения этой заповеди. Вроде того: другие боги есть, но я вас убью если будете их ублажать вместо меня.
Не используй имени Господа, твоего Бога, напрасно, потому что Господь не оставит безнаказанным никого, кто использует Его имя напрасно.
Опять не мораль, а какие-то бессмысленные запреты и опять угрозы наказанием. По меркам современной морали это как минимум ограничение свободы слова.
Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день — это суббота Господу, твоему Богу. Не делай в этот день никакой работы — ни ты, ни твой сын или дочь, ни слуга или служанка, ни твой скот, ни чужеземец в твоих городах.
Мораль - это соблюдать шаббат? Кстати, за несоблюдения полагается такая моральная штука как публичное забивание камнями до смерти. Заметьте, прошла почти половина, а до "настоящей" морали мы так и не добрались - сразу видно моральные приоритеты Яхве.
Почитай своего отца и мать, чтобы тебе долго жить на земле, которую дает тебе Господь, твой Бог.
Это уже хорошо, но слишком категорично - бог забыл, что бывает, например, домашнее насилие. И опять за непочитание - смерть.
Отлично, наконец-то что-то полностью адекватное. Правда, эта заповедь по видимому значит "не совершай криминального убийства еврея", поскольку у героев библии проблем с убийством врагов, богохульников, нарушителей шаббата или иноземцев (Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев)
Конечно, сейчас это не считается моральным, но наказывать за это по закону никому в голову не придет (кроме Афганистана или Ирана).
Отлично, ещё адекватная заповедь. Правда, в самом конце, и тоже относится, по-видимому только к евреям, поскольку ограбление египтян или ханаанеев не порицается.
Не давай ложного свидетельства на другого
Вот, все совершенно правильно. А то ещё забьют камнями кого-то не того.
Не желай дома ближнего твоего. Не желай жены твоего ближнего, его слуги или служанки, его вола или осла: ничего из того, что принадлежит ближнему твоему.
Видимо, относится только к мужчинам. А женщины на положении собственности - недвижимости, рабов и скота. Кстати, желаниями человек в принципе управлять не может.
Почему-то нет заповедей вроде "не изнасилуй", "не держи никого в рабстве", "не причиняй физического вреда и боли", что сейчас считается вполне себе преступлениями.
Часть третья: Ф. М. считает верующих аморальными
Может быть, без бога, Библии и заповедей люди станут аморальными?
Начнем с того, что это - просто оскорбление чувств верующих - заявлять, что они не убивают, воруют и соблюдают шаббат только потому, что на них смотрит огромный глаз с неба.
Во-вторых, как мы выяснили выше, наша мораль в принципе построена на других нормах. Например, гомосексуализм в библии порицается, потому что бог сказал, что это плохо, а в светской гуманистической морали - нет, поскольку не приносит страданий. А с рабством - наоборот.
В третьих, Будда и Конфуций в Индии и Китае соответственно построили нормальные моральные системы вполне себе без богов, и, тем более, Библии.
Так что - давайте придерживаться светской гуманистической морали. Убивать, грабить и не соблюдать шаббат (эта равноправная заповедь идёт раньше, чем не убий) лжесвидетельствовать плохо не потому, что это правила с неба, а потому что это приносит страдания и вред.