Начало моего увлечения фотографией.
Выставка ВДНХ электроники в 80х годах. Возле павильона с японской электроникой толпится куча народа. И вот японец с жутким акцентом спрашивает, что у меня в вытянутом кулаке. И какой-то шутник отвечает, что цветной телевизор. Японец отвечает, что правильно. И добавляет: «А сколько?»
Услышал я именно в таком виде. Но когда услышал, это воспринималось именно как анекдот. Так как в конце 80-х цветной телевизор весил в среднем 50 кг и стоил 600-800 рублей при зарплате учителя в 150 рублей.
К чему я это все – процесс фотографирования сейчас отличается так же, как телевизор из 80-х с нынешними смартфонами. Примерно такое же отличие по удобству пользования между пленкой и цифрой.
Небольшое отступление – фотографией я заинтересовался где-то в классе 5. Это было середина 80-х годов. Первый мой фотоаппарат был Смена-8.
Учили пользоваться фотоувеличителем и фотоаппаратом родители. Они сами были любители и допускали очень много ошибок. Если забегая немного вперед, я понял это позже, когда в 95 году устроился в один из первых появившихся салонов Коdak. Да, я застал, с чего начался бум цветных фотографий, сделанных с помощью мыльниц. Когда нажимаешь кнопку, отдаешь потом отснятую пленку в лабораторию и получаешь готовые фотографии.
Мой начальник был неплохим фотографом и на тот момент я узнал очень много.
До середины 90-х процесс фотографирования принципиально ничем не изменялся.
У моей матери был тогда фотоаппарат Зенит. Который еще где-то и лежит дома. Свадьбу моих родителей фотографировали ее знакомые на ее фотоаппарат. Остались несколько фотографий.
Вступление получилось довольно большое. Надеюсь, что это немного поможет понять мою мысль.
Итак, с чего начиналась карьера фотографа. И часто заканчивалсь.
Нужен был фотоаппарат. Лучше зеркальный – там резкость можно было отслеживать визуально. В остальных – развивать глазомер. Ниже буду сравнивать с Зенитом, которым я потом стал фотографировать в старших классах. И да, стоил он зарплату учителя месячную.
Оставлю в стороне тот момент, что нельзя было вот прямо пойти и купить все необходимое. Буду рассказывать технические моменты с точки зрения, пожалуй, продвинутого любителя.
Первое, с чего начиналась съемка – так это фотограф должен был определиться, при каком освещении будет происходить съемка. Чем темнее, тем выше должно было ISO (больше 400 я не пользовался. Были и выше, но редкость). С повышением чувствительности довольно сильно возрастала зернистость. Да, еще желательно было, что бы фотопленка была не просроченная.
При съемке в помещении очень желателен дополнительный свет. Или фотовспышка. Внезапно, все вспышки работали от сети. Что резко ограничивало мобильность. Первую фотовспышку на батарейках я встретил в 92 году у одноклассника. Ему отец привез из Японии. Отечественных вспышек на батарейках не встречал. Включить вспышку, зарядить и выйти на улицу вечером/ночью – если очень быстро. (у меня не получалось) Заряд утекал довольно быстро.
Смартфон выбирает автоматически. Еще и с помощью продвинутых алгоритмов и съемки одновременно с нескольких камер снимки получаются очень хорошими. Лично у меня смартфон откровенно не справляется только полной ночью и когда нет луны. (Цифровая камера на штативе или с объективом со стабилизатором справляются при выдержке вручную).
И вот, ты отснял несколько пленок.
Надо было купить химию. Продвинутые фотографы могли приготовить сами. Я покупал готовую.
Надо их проявить. Как обычно делали - предварительно разводили растворы проявителя и закрепителя. Между ними и после промывали водой, потом сушили. Да, пленку надо было заправить в бачок.
1. Кто-то заправлял при свете красной лампы – пленка засвечивалась. Ч/б полностью, цветная давала очень плотный оттенок. Второй раз уже так не делали.
2. Нужна была абсолютная темнота. Что бы без засветок. То есть если заряжать в ванной днем с просветами снизу двери – пленка тоже частично засвечивалась.
3. Отснятую пленку нельзя было долго хранить – сталкивался с тем, что кто-то фотографировал ребенка раз в месяц в течение трех лет (пленка 36 кадров) – первые кадры были уже откровенно испорченные из-за деградации. Не самая очевидная вещь, но и была такая ошибка.
4. Более неочевидная ошибка, но самая распространенная – нужна была постоянная температура растворов – были бачки с подогревом – это нужно было для того, что бы получить гарантированный постоянный результат. Чем точнее выдерживалась температура к рекомендованной, тем лучше был результат. Особенно это касалось цветной печати и проявке.
5. Фотобумага тоже была разная.
Были еще всякие разные вещи типа «голодного проявления» и т.д. Но это уже настолько профессиональные заморочки, что я уже когда добрался до этих вещей, они уже утратили актуальность.
И так, пленка успешно проявлена.
Любителю нужен фотоувеличитель и свободное помещение. Ванная пойдет, но на постоянной основе заниматься не получиться.
1. Тут уже можно использовать красную лампу. При печати цветной – нельзя.
2. Так же прям очень желательно использовать постоянную температуру. Особенно для цветной печати. Для этого нужны ванночки с подогревом. Для цветной печати – плюс-минус градус – больше – прям сильно нежелательно – цвета очень сильно уходят.
3. Опять же, если целимся в предсказуемый результат, нужен экспозиметр.
4. Время выдержки для предсказуемого результата – всегда одинаковая (зависит от мощности лампы) Количество света и выясняется экспозиметром – регулируется диафграмой на фотоувеличителе. Все это выясняется экспериментально (есть базовые величины, но с поправками по месту)
5. Время обработки в проявителе – тоже одинаковое. Больше или меньше – появляется вуаль или не детали не допроявляются. Цветные фото – там все строго по времени.
6. Чем мощнее лампа, тем быстрее процесс – для профессионального фотографа это важный фактор.
Опять же опционально, мокрые снимки для получения глянцевого эффекта – сушатся на специальном аппарате, попутно приобретая глянцевый эффект. Один глянцеватель я разбил в злости. Плохо промыл пластины и фотографии прилипли с концами.
И да, возможность ретуши – это прям охрененно прямые руки.
1. Куча технических ограничений.
2. Ждать от любителя интересных и живых (и качественных фотографий) – хотелось бы, но чисто технически все упирается в очень нездоровый/здоровый энтузиазм знакомого, который увлекается фотографией. И да, для этого надо было достаточно много свободного времени, денег и желания. Также разбираться в куче технических нюансов.
Жмешь кнопку на смартфоне – он делает одновременно снимок несколькими камерами, мощное программное обеспечение обрабатывает кадр, полностью снимая с пользователя все то, что я описывал выше. И мало того, он еще может наложить/изменить фон, пририсовать тебе всякое
Раньше – нужна была фотолаборатория, много оборудования, которое прям нельзя было пойти и купить сходу, знания и неудачный опыт, которые в деньгах стоили достаточно дорого. И это все только для ч/б фотографии. Цвет умножал сложность на порядок.
P.S. И рассказал еще далеко не все. Будут вопросы, постараюсь ответить.
P.S. Следующая часть будет про то, почему мыльницы и фотолаборатории были так популярны. Будут картинки. )