
Антикварная кукла
4 поста
4 поста
2 поста
«Она верила, что единственно доступное земной душе – это ловить далеко впереди, сквозь туман и грезу жизни, проблеск чего-то настоящего.»
В. В. Набоков
Привет, Пикабу!
Меня зовут Юля, и я делаю кукол. Почти два года я работала над фарфоровой коллекцией кукол "Другие берега" и даже показывала часть коллекции здесь.
Вообще, куклы – чудная выдумка, способная воплотиться в наш физический мир из воспоминаний, мыслей и снов, хрупкий невесомый мостик, ведущий нас сквозь пространство и время к берегам нашего детства. Когда-то я отдала куклам своё сердце, не сомневаясь ни секунды, а фарфор стал для меня тем самым «проблеском чего-то настоящего», и теперь в него заключены величайшие мои драгоценности: любимые книги, от которых невозможно оторваться; мамины театральные марионетки – печальные глаза и россыпь стеклянных звёзд по розовому фатину; старые, пожелтевшие от времени фото – узорный край, жемчужные тени, лёгкие платья и шляпки с цветами…
Процесс материализации памяти завершен, пришиты последние бусинки и завязаны бантики, куклы собраны к выставке, а я наконец могу выложить сюда что-то новенькое.
Итак, начинаю работу - достаю с полки формы, разнимаю, смачиваю водой с добавлением уксуса, закрываю, стягиваю резинками:
Заливаю в формы красивый белый Париан (для литья у меня используются половники, мерные стаканы и кондитерские силиконовые лопатки, очень удобный набор):
Париан капризный, придётся повозиться, но оно того стоит. Иногда отливки рвутся в форме, иногда лопаются во время обжига, хорошо, если из отлитых восьми комплектов наберётся деталей без брака на пять кукол. Достаю отливки из форм, засверливаю и подрезаю литники по-сырому, кладу на просушку (и так со всеми деталями):
Сушьё обрабатываю - убираю швы, вырезаю глаза, уши, ноздри, ноготочки и прочее, прохожусь по деталям наждачкой и абразивными губками (пылищи море, в процессе обязательны респиратор, очиститель воздуха, регулярная влажная уборка всех поверхностей, протирание инструментов, так как дышать фарфором очень не рекомендуется). Высушенная фарфоровая отливка до обжига хрупка как мел, работать нужно аккуратно и осторожно, но неприятности иногда всё же случаются, пальцы только так отлетают, отламываются тонкие края шарнироприёмников, если выронить деталь из рук на стол, она разобьётся.
Обработанное сушьё отправляется в утельный обжиг на 800 градусах, после которого приобретает приятный кремовый оттенок. Разница наглядно - головы после первого обжига, остальное - необработанное сушьё:
Утель нужно отшлифовать в воде и хорошо просушить перед высоким обжигом:
Загружаю печь, врубаю семичасовую программу на 1220 градусов, через сутки (остывает долго) открываю. Получилось? Получилось. Детали выглядят восковыми (у париана хорошая прозрачность), имеют приятный золотистый оттенок и мягкий сатиновый блеск:
Следующий этап - роспись. Наношу на каждую деталь несколько тончайших слоёв краски. После каждого слоя обжиг на 780-820 градусах.
Ставлю шпильки внутрь деталей, они требуются для сборки куклы и для того, чтобы у куклы корректно сгибались и разгибались конечности:
Проклеиваю шарнироприёмники кожей и приступаю к сборке:
Клею парики:
Берусь за костюмы. Рисую эскизы, конструирую выкройки, шью платья:
Бельишко всякое кружевное делаю - панталоны, нижние юбки, рубашки. Кружева у меня есть и винтажные, и современные, но изготовленные на старинном оборудовании по старинным же образцам. Тончайший мягкий хлопок (не люблю синтетику, хотя порой приходится её использовать).
Колдую над обувью:
Завершающие мелочи - цветы и банка с бабочкой:
Всё, мои девочки готовы к торжественному выезду в Гостиный Двор:
Между извлечением гипсовых форм с полки и банкой для бабочки прошло пять месяцев. Сюда не поместились все фото, которые я хотела показать, их у меня больше раз в десять, ну да ладно.
Телега с моими куклами: https://t.me/yukidolls
Спасибо, что прочли!
Увы, всё же нашлись те, кого не устроила прозрачность одного кукольного платья, а так же то, что я, профессиональный художник, смею зарабатывать своей работой на жизнь и смею показывать авторский контент здесь. По ссылке на мой телеграм можно увидеть всех кукол коллекции, ознакомиться с обновлением информации по готовой коллекции, спросить что угодно о рабочем процессе, инструментах, материалах, способах ведения работы над проектом и т.д.
Выскажусь о некоторых раздражающих особенностях современной литературы.
Ладно — Дуглас Адамс, думаю, он вполне сознательно добивался эффекта нелепости для полноты образа Дирка Джентли, но вот к Ли Бардуго у меня есть вопросы. Ужасно не люблю, когда авторы впадают во грех имитации и вместо того, чтобы исследовать этнос-прототип, начинают имитировать, коверкая подходящие им названия и имена. Авторам в этот момент кажется, что переизобретённое ими словцо обрело нужный этнический оттенок, а вот хренушки, не приобрело.
Мне, в целом, понятно, как возник «Новокрибирск». Тут всё просто — есть местность Сибирь, есть Новосибирск. На родном языке Ли Бардуго всё выглядит примерно так же. А дальше начинается имитация. Ли Бардуго, очевидно, не является богиней морфемики (и богиней чего-либо вообще, коль уж на то пошло) и вряд ли знает хоть какой-то из славянских языков настолько, чтобы свободно оперировать хотя бы пластом имён, фамилий и географических названий. Посему она, ничтоже сумняшеся, заменяет «s» на «c», а «c» на «k». Простейшая логическая цепочка. Окинув взглядом получившееся, Ли Бардуго засовывает в слово ещё и букву «р» для надёжности (о, да, это Срибирь, детка! ). Для этносов-прототипов такое несчастное слово-уродец выглядит неубедительно и криво. Оно неблагозвучно. Оно ненормально. Увы.
Ну вот зачем, зачем надо имитировать, если можно исследовать интересующую тебя область хотя бы по верхам, а не выстраивать литературное произведение на оторванном от реальности представлении о прототипе? Без исследования мы в итоге получим условную страну «Равку» (тут повеяло Польшей и господином Сапковским), где будет править условный тсар Киколай Воранов, толстый и жестокий, облачённый в шубу в золотом окладе.
Покажите англоязычному читателю писанину про славный град Нью-Бздорк, в котором живут леди Лгауры и Хвессики с сэрами Пьюго и Дзозепами, уверяйте, что вдохновлялись историей Англии и наблюдайте за реакцией. Получите массу удовольствия (но читательскую любовь — вряд ли).
Ещё одна моя «любимая» разновидность чепухи, которой часто грешат авторы уже отечественной сетературы (АТ, например, набит таким под завязку). Лезешь, бывало, в этот заповедник непуганых графоманов и видишь диво дивное — там деревни «Верхнее Ветлужье», «Гнилки» или «Заячья падь»оказываются отчего-то сплошь населены Джонами, Эшами и Галадриэлями. Время при этом измеряется седмицами, расстояние вершками и верстами — черт-те что. Дейнерис Анатольевна Кукушкина передаёт вам привет, дорогие авторы, с пожеланием опаршиветь.
Откуда эта стойкое убеждение, что необыкновенное, вычурное или хотя бы иностранное имя украсит произведение? А если так хочется удивительного — ну, потрудитесь тогда уж согласовать имена, названия и единицы измерения друг с другом. Хотите изобретать необыкновенное и доселе невиданное? Пожалуйста, глокая куздра вам в помощь и да пребудут с вами хливкие шорьки. Только делайте это правильно (всем начинающим тут здорово поможет Нора Галь, «Слово живое и мёртвое», очень рекомендую).
Выговорилась. Спасибо всем, кто прочитал и согласен. И ещё: дамы и господа, а насоветуйте, прошу вас, хорошей фантастики и хорошего фэнтези. Желательно без попадацев с гаремами и тсарей Киколаев.
Подобрали мы её в сентябре - бродяжничала. Размеры и характер у неё совершенно валькирические, поэтому назвали Брунгильдой. Весила она 6.5 кг (ожирение), наши коты рядом с нею выглядели несчастными заморышами, она на них завывала басом из переноски.
В ветклинике сказали, ей 5-6 лет. Судя по всему, она провела на улице не так много времени - не успела отощать и разжиться блохами, только сильно испачкалась, обзавелась колтуном на жопе, перхотью из-за стресса и пачкой неврозов. Мы ее привели в порядок - удалили колтуны, искупали, обработали, выдали домик и игрушки.
За несколько месяцев стресс прошёл, вес снизился до 4.9 кг, теперь она может запрыгивать на подоконники (в сентябре, бывало, не долетала), бегать и прыгать, не уставая сразу же.
Дерёт диван. Я её за это порицаю, но она всё равно дерёт. Гоняет мяч, любит наркоголубя Валеру (игрушка-птица, набитая валерианой), частенько шипит на молодого кота и бьёт его по мордасам— всё ещё боится, хотя уже не так, как осенью. Что, впрочем, не мешает ей еретически лежать перед этим самым котом:
Помогает мне лить фарфор:
И обжигать тоже:
Ещё у Брунечки очень красивая борода:
Валяться и бездельничать она тоже умеет как никто другой:
Ежедневно украшает и озаряет своим присутствием мою мастерскую:
Если потрогать её за носок или потискать чуть больше, чем ей хотелось, ругается и кусается, за что была прозвана Кусеницей-Великомусеницей. Вот такая у нас теперь есть прекрасная кошка.
Довелось поучаствовать в небольшом сюжете о куклах на RT, для съёмок нужен был в том числе мастер-кукольник за работой, мастера искали и выбирали, в итоге им оказалась я (приятно). Получилось очень здорово, куклы в сюжете разные — и музейные антикварки, и современные. И выставка на Тишинке есть. «Мой» кусочек с четвёртой минуты. Съёмочная группа приехала к нам домой, поставили в мастерской свет, надели на меня микрофон и я рассказывала о куклах и показывала, как готовлю мастер-модель для снятия форм.
«– Я хочу, чтобы она глядела на меня не так, как кукла, – сказала Сара. – Я хочу, чтобы мне казалось, будто она слушает меня, когда я говорю с ней. Куклы нехороши тем, что они как будто совсем не слушают, – задумчиво прибавила она, склонив голову набок.»
(«Маленькая принцесса, или История Сары Кру» Ф. Бёрнетт)
Привет, Пикабу!
Казалось бы, я довольно опытный кукольник и давным-давно знаю (это легко, когда позади не одна сотня кукол): взгляд куклы — всего лишь вопрос правильной установки глаз. Поставил — и вот уже девочка смотрит и слушает. Знаю. И всё же снова и снова поддаюсь очарованию девчушек, которые смотрят совсем по-настоящему.
На сей раз это куколка Simon & Halbig/Heinrich Handwerck, 54 сантиметра, глаза спящие, отличная сохранность. Когда мне в руки попала моя первая антикварная девочка, я не представляла масштаба бедствия. В настоящий момент у меня уже две антикварных куклы. И три в уме, лежат в избранном, а я хожу туда грустно смотреть каждый день и надеюсь, что кто-то из них мне таки достанется.
Кукла была поименована Софией Августой в честь одной великой императрицы, но в семейном кругу мы порой называем куклёху товарищем Соней и Катенькой. У неё тот самый живой взгляд, который искала в куклах Сара Кру. Глаза тёмные, голубовато-серые, нежный румянец, чуточку неровные белые зубки. В общем, я её увидела и пришла в сознание уже в процессе обсуждения отправки. Несколько дней тревожного ожидания — и кукла у меня в руках. Абсолютно прекрасная, в идеальном состоянии, на затылке клеймо Simon & Halbig/Heinrich Handwerck, 2 1/4, на жопке сохранился штамп «Heinrich Handwerck». Без костюма, зато с синтетическим винтажным паричком.
Парик после некоторых размышлений было решено заменить. Не люблю синтетику. Синтетика, даже самая хорошая, очень сильно уступает натуральным материалам, в том числе внешне. Это же правило касается одежды и обуви: ничего блескучего-вонючего, удобного в уходе и технологичного (передаю привет модным маминым и бабушкиным кримпленовым нарядам из семидесятых, они произвели на меня неизгладимое впечатление). Правда, материалы, что у меня в ходу, хоть и натуральные, но чаще всего современные. Я к новизне материалов отношусь легко, к тому времени, как куклы окажутся у моих праправнучек (чего мне очень хотелось бы), антикварным на них будет всё до последней ниточки — время сделает своё дело. Да, я оптимист. Иногда.
Разумеется, София Августа должна быть златокудрой. Шью шапочку:
Затем ищу подходящий мохер, делаю трессы и пришиваю их к основе:
Парик готов (на время позаимствовали старый наряд Адельки, моей первой антикварки, не сидеть же малявке голышом):
Далее в списке необходимого хлопковые чулки и обувь. Впервые в жизни вяжу ажурный узор (дело муторное, но куда деваться) и делаю туфельки для антикварки (туфельки достаточно просты и каноничны, я использовала антикварные лекала с некоторой доработкой):
Когда туфли и чулки готовы, пора подумать о белье и платье. Рисую эскизы:
А теперь время сбора фактур:
Мне не особенно нравится, что роспись делала какая-то торопыга, поэтому и реснички толстоваты, и бровки выписаны слишком размашисто, но молд так хорош, что на мелкие огрехи росписи я закрыла глаза.
Отшиваю панталоны и нижнее платьице, которое по всей длине застёгивается на натуральные перламутровые пуговки:
И девочка отправляется в готовом белье на полку, а я пока буду заниматься платьем:
Платье. Вот тут мне пришлось нелегко. Полотна с нужной отделкой долго собирались вручную из хлопкового батиста, шитья и кружевной прошвы:
Примерки в процессе:
От крылышек на рукавах я опять отказалась, уже во второй раз. Как-то утяжелили они верх платья. Ничего, однажды я всё равно сошью платье с крылышками. Пришиваю поясок под ленту и те же перламутровые пуговицы.
Маленькая хитрость, помогающая регулировать длину рукава-фонарика: продеваю тонкую ленту с изнанки в плечевой шов и манжету так, чтобы свободные концы ленты можно было подтягивать и завязывать. Теперь рукав можно опустить до длины 3\4 или поднять до локтя:
Завершается работа стиркой, купанием в марганцовке, просушкой с подвешиванием за воротник и продёргиванием шёлковой ленты в пояс.
Наряд готов:
Вместе с Аделькой:
Страсть к антикварным куклам у меня совсем юная, с момента появления первой антикварки не прошло и трёх месяцев, я многого не знаю об этих куклах, не всё умею (реставрировать, например, не умею), но учусь — захватывающий процесс, и впереди ещё много интересного. Телега с моими куклами: https://t.me/yukidolls
Спасибо, что прочли!
Мои дедушка и бабушка, Бохан Платон и Бохан Александра. Дед учился в лётном, но лётчиком так и не стал из-за проблем с сердцем. Бабушка в начале войны была школьницей. Воевать они ушли совсем юными, дошли до Германии, познакомились в госпитале, уже где-то на Одере (да, если бы не было этой чудовищной войны, они никогда не познакомились бы, и я бы сейчас не писала этот пост на Пикабу, меня попросту не существовало бы). На одном мероприятии в честь победы, проходившем в Штеттине, бабушка внимательно рассматривала и пыталась пересчитать награды Рокоссовского, но он ей сказал "Всё равно собьёшься". И она сбилась.
Дед Платон, командир огневого взвода 890 Краснознаменного артполка:
Ему 21 год, совсем мальчишка, а вот его Красная Звезда:
Бабушка Александра - белые платья, шляпки с цветами, красная помада, очаровательная улыбка. А ещё торфоразработка во время школьных каникул, мороженый картофель, ночное патрулирование улиц родного города с винтовкой, авианалёты, эшелоны с ранеными - и продвижение вместе с госпиталем следом за линией фронта.
В госпитале дед начал знакомство с бабушкой со слов: "Девушка, выходите за меня замуж!", переписывались они до конца войны, а после войны дед приехал из Сибири в Лен. область, чтобы жениться на бабушке.
Уже женаты, оба - будущие педагоги, у них впереди целая жизнь, дочь, и две внучки:
Здесь деду за 50 (по внешнему виду как-то и не заподозришь, что он очень мягкий и добрый человек, да ещё и на скрипке играет):
Дед умер рано, в 60 (снова сердце, да и ранения сказывались), бабушка пережила его на полтора десятка лет. Их давно нет. Но осталась память, осталась их Победа, которая для них всю жизнь была самым большим праздником.
"Итак, Эмили купили, тотчас же отвезли в магазин, где продавались все принадлежности туалета для кукол, и после тщательной примерки выбрали для нее такие же роскошные вещи, как и для самой Сары. Ей тоже накупили кружевных, бархатных и кисейных платьев, и шляп, и кофточек, и великолепного, отделанного кружевами белья, и перчаток, и платков, и мехов."
Привет, Пикабу!
Моя антикварная Адель обзавелась не только париком, но и батистовым нижним бельём, и - о, да - бархатным платьем (как мне хотелось в детстве свою Эмили, когда я читала "Маленькую принцессу! вы знаете, как это бывает, вам тоже в детстве хотелось чего-то из книг).
Действую я совершенно не в рамках канона и делаю не копию исторического кукольного костюма, а просто стилизацию под него. Единственное, чего мне хочется - чтобы было красиво. Использую в работе и швейную машину, и оверлок.
Бельё: крой у кукольных вещиц простейший, много декоративных элементов, и чем вся эта красота пышней, тем лучше. Работать с хлопковым батистом легко, но с мелочами вроде застрочки, сборок и кружева пришлось повозиться. Шью я по меркам, но обхожусь обычно без сложных подсчётов и точного построения по формулам, всё на глаз. Нарисовала лекала, раскроила, а затем скалываю и сшиваю. Разметку наношу акварельными карандашами каких-нибудь неядовитых оттенков. Для тёмных тканей идеально подходит белый, для светлых и цветных какая-нибудь охра. Акварельные карандаши отлично удаляются с вещей при стирке с обычным порошком или мылом. Отдельно отмечу - когда мне нужно что-то белое, я не покупаю белоснежные (холодные) ткани. Беру только молочные и сливочные белые, у них тёплый оттенок, на куклах они выглядят куда приятней белоснежных.
Моя любовь - тончайшее валансьенское кружево цвета экрю:
Мне понадобятся пуговки для сорочки. Подходящих белых нет, но есть латунные с ободочком. Заливаю углубления в пуговицах холодной эмалью цвета слоновой кости. Ну и чтобы не возиться с эмалью дважды, заливаю бирюзовый комплект для платья (забегая вперёд - бирюзовые пуговицы мне, к сожалению, не понадобились). В качестве палитры использую обычную фарфоровую тарелку. Тарелки от этого портятся. Та, что на фото, служит мне палитрой уже лет десять, выглядит соответствующе.
Когда бельё готово, я его стираю, чтобы убрать разметку, и купаю в слабом растворе марганцовки - нужно создать искусственные "следы времени", чуть поджелтить. Сушить готовые вещи лучше в подвешенном состоянии, прихватывая прищевками за верх и не перегибая пополам. И не гладить. Так сохраняются красивые и натуральные складочки на батисте. Подставки у Адельки пока нет, одеваю и ставлю на мягком безопасном диване:
Принимаюсь за платье и рисую эскиз для начала:
Дальше отрисовка бумажных лекал и раскрой. В процессе прикидываю, какая будет декоративная отделка:
Эти чудесные рюши меня потом очень подвели - когда я их обработала, сколола и нацепила на платье, они оказались слишком толстыми и жёсткими. Низ платья они держали негнущимся ободом, так что пришлось от них отказаться. Закладываю все нужные складки, накалываю и пришиваю вручную кружево на перед платья, ставлю подкладку, прошиваю и отутюживаю. Было искушение настрочить кружево мелким зигзагом, но ручные швы-невидимки всё же эстетичней:
Без примерок не обойтись. Хотела ещё приспособить крылышко над рукавом, но с ним та же история, что с оборками на подоле - слишком толсто.
Вот так выглядит почти готовый верх платья:
Воротничок-стойка:
Платье собрано, пришиваю кружевной поясок, застёжки-крючки, отделываю кружевом подол. Я хотела застёжку с пуговицами и прорезными петлями. Но хлопковый бархат плотный и сыпучий, прорезные петли у меня на нём получились бы неаккуратными в лучшем случае, а в худшем мне пришлось бы распарывать всё платье и заменять деталь спинки. Я испугалась и не стала рисковать.
Отшиваю разноцветные бантики из шёлкового шифона и шёлковой тафты:
Финальная примерка с двумя вариантами бантов:
С зелёными бантами мне пока нравится больше. Нужно бы ещё обновить чулки, сшить ботинки и шляпу, да и пальто Адельке не помешало бы, жаль только, что времени сейчас на это нет. Телега с моими куклами: https://t.me/yukidolls
Спасибо, что прочли! Надеюсь, кому-нибудь это даже пригодится, я точно знаю, что здесь много любителей кукол.
Привет всем!
Недавно я разжилась антикварной куклой (58 см, William Goebel, модель B3, поступившая в производство примерно в 1912 году, но это не точно, я не знаток антиквариата), назвала её Аделью и начала приводить к виду, соответствующему моим представлениям о прекрасном. Кукла досталась мне в простеньком костюме и искусственном парике. Вот так выглядела девочка, когда я решила её купить (фото сделано прежней владелицей):
Несколько лет назад этот парик был неплох, но лучшие его времена позади.
Он же изнутри - синтетическая сетка, укреплённый край, резинка для регулировки размера и бирка производителя.
Я решила соблюсти технологию изготовления кукольного парика хотя бы условно и взять натуральную основу и натуральную шерсть. Сшила основу-шапочку из плотного хлопка:
Примерям основу. Тут, кстати, очень хорошо видно, что фарфоровая голова куклы почти в идеальном состоянии - ни трещин, ни сколов, ни царапин, всё чистенькое и свеженькое, как будто и не было никакой сотни лет. Композитное тело тоже очень приличное, с минимумом повреждений.
Проклеила и прошила трессы. Слева - вымытая, окрашенная, собранная в пучки и завитая шерсть (покупала уже готовую), справа - клеевой тресс ещё без прошивки (клей "Момент Кристалл" не аутентичен, но здорово облегчает жизнь):
На одну маленькую Адельку нужен тресс около 120 см в длину. На ручную прошивку после проклеивания у меня не хватило терпения, так что прошивала на машинке. Когда тресс был готов, я пришила его к основе по заранее сделанной разметке.
Изнанка парика. Видно ряды, пробор и место прошивки макушки:
Аделька обновлённая:
Впереди костюм и обувь. Будет где разгуляться - у меня уже есть два метра бирюзового винтажного бархата, хлопковый батист для нижнего белья и семь метров узкого кружева "валансьен", шитьё и шёлк ещё в пути. Телега с моими куклами: https://t.me/yukidolls
Спасибо, что прочли!