keleustes

В движении
Пикабушник
поставил 116 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
7237 рейтинг 35 подписчиков 18 подписок 27 постов 21 в горячем

Спасательная операция

Если мне было десять, то брату год с чем-то, так получается. Ну, может быть, мне было и одиннадцать уже, врать не стану, не помню.

Родители целыми днями на работе, у меня каникулы, брат при мне, куда бы я ни пошёл и ни поехал на велосипеде.

А куда же пойти летом джентльмену в одиннадцать лет, как ни на речку?
Речка метров двести шириной, судоходная, между прочим. Плавать толком ещё не научился, поэтому, прихватил два надувных круга: размером поменьше для себя и большой лёгкий пластиковый - для брата. Лежит он внутри круга довольный, улыбается.
И вдруг, порыв ветра с берега подхватывает его и начинает быстро уносить прочь.

Руки-ноги трясутся, надуваю маленький круг, натягиваю на себя и прыгаю в воду.
"Только бы не повернулся и не провалился внутрь круга!..."
Ох, и далеко нас унесло ветром и течением, но всё-таки удалось поймать ребёнка и отбуксировать к берегу почти в километре от места начала заплыва.

Никогда не говорил ни родителям, ни брату об этом случае и только два ангела-хранителя были свидетелями этой первой в жизни спасательной операции.

Плэйбой

Капитан - грек, старпом - русский, остальные филиппинцы. Всего 25 человек. Контракты по 9-10 месяцев. Конец прошлого века: о мобильниках пока ещё всерьёз даже не говорят. Звонки домой либо с мостика во всеуслышание, либо с берега, если повезет купить карточку.

Второй механик звонит сразу трём жёнам. Одна на Филиппинах с двумя детьми. Вторая в Германии с одним ребенком. Третья - испанка, тоже с одним ребенком. И все три близки к истерике от счастья во время разговора.

"Роджер, ты же плэйбой!", - заявил капитан однажды за обедом.

- Нет, мастер, я "пэйбой", - отозвался Роджер, который каждый месяц отправлял каждой жене немного денег.

В конце контракта, в бразильском Сантосе ему зачем-то понадобился совет на предмет куда же ехать после рейса. Решил, в конце концов, что в Германию - давно там не был.
Съездив за 80 километров в немецкое консульство в Сан Пауло, оформил там визу и судовладелец купил ему билет до Гамбурга.

Язык не повернётся назвать его аморальным типом. Удачи и немного счастья, тебе, брат!

Уровень моря

Есть в России ничем не примечательная местность, где на берегу реки (судоходной) возвышаются   так называемые меловые горы. Высота над уровнем моря примерно 100 метров.

Теперь - внимание!

Ещё 50 лет назад прямо на поверхности земли на этих горах мы находили камни с отпечатками... морских раковин. Даже домой приносили.

То есть, было время, когда эти раковины лежали на дне МОРЯ.
Каков же был уровень мирового океана в то время? На какой глубине лежали раковины?

Сколько не искал информацию об этом, так ничего и не нашёл.

Сейчас все говорят о грядущем катастрофическом повышении уровня моря на несколько сантиметров...

Беглецы

В воскресенье, по случаю манёвров на выходе из порта в море, нахожусь в ЦПУ (Центральный пост управления) вместе со вторым механиком - румыном, электромехаником - филиппинцем и двумя мотористами - тоже филиппинцами.

Всё как всегда - параметры главного двигателя в норме, слушаем по радио переговоры мостика с палубной командой. Внезапно гаснет освещение - что это?

Все куда-то разбегаются, но сирены и алармов, как ни странно, нет. Просто тишина.
Тогда иду с фонариком вниз в машину и на последних ступеньках трапа замечаю... стоуэвэй!

Stowaway - безбилетный пассажир, чтобы было понятно.

Почему-то белый, с таким недобрым лицом уголовника. Странно, никогда не видел в Африке белых "зайцев".
Неожиданно появляется ещё один. Оба низкого роста, лет тридцати, одеты вполне по-европейски, молчат, неловко топчутся, смотрят недружелюбно, искоса.

Пару раз было такое в моей практике, когда находили на борту беглецов-негров, стремящихся удрать из Африки куда угодно, лишь бы удрать.
Каждый раз мы возвращались и везли их обратно в порт - таковы международные законы. Однажды даже собирали всем экипажем по пять долларов на билет одному из Уганды (Уганда выхода к морю не имеет), чтобы танзанийская полиция согласилась его у нас забрать. Откровенно говоря, не сомневаюсь, что полицейские, покинув судно, быстро отделили угандийца от долларов, после чего их пути разошлись навеки.

Пока раздумывал над этим, появился ещё один! Этакий старичок, интеллигент в стиле 30-х годов, тоже белый, что-то говорит, демонстрируя дружелюбие.
Что за черт?

Рядом никого. Укладываю их лицом вниз прямо на плиты машинного отделения, вяжу всем за спиной руки с помощью кэйбл-тай (не знаю, как по-русски).
И когда всё уже готово к тому, чтобы как-то тащить их наверх... просыпаюсь, понимая, что проспал завтрак.

Чего только не приснится!

Показать полностью

Почему Келеустес

Иерархия на судах появилась ещё до нашей эры и сохраняется в таком виде до наших дней (читал у одного немецкого автора).
На греческих галерах и триерах каждый офицер отвечал за своё заведование.

Был и такой, который отвечал за двигательную установку - гребцов, иногда прикованных к вёслам. Он назывался келеустес. Гребцы должны были быть здоровы, бодры, натренированы, чтобы обеспечить максимальную скорость судна.

На каждой палубе, где сидели гребцы были свои надсмотрщики, подчинявшиеся келеустесу. Наверное, каждый из нас представляет себе этих горластых извергов с плетьми. Это они.

Прошли столетия, гребцов заменил дизельный двигатель и пароход стал независим от ветра и течений, как в случае с парусами. А келеустес стал называться старшим механиком. На русском флоте его уважительно называют дедом, даже если у него нет внуков.

- Дедушка, - спрашивает иногда капитан, сможем ли мы дойти до Сингапура без бункеровки (без заправки топливом) за три недели? А "дедушка" младше его по возрасту.
Примерно так.

Кстати, кибернетика - "искусство управления" тоже имеет корни на тех же галерах. Кибернетос - тот, чьи функции выполняет теперь старший помощник капитана.
А сам капитан триеры назывался триархом.

Верите в совпадения?

Далеко-далеко в прошедшем времени жили мы в Ростовской области в затерянной среди песков и сосен станице.

В классе седьмом, наверное, в школе предложили желающим поехать на зимних каникулах в Ярославскую область в спортлагерь.
Собралась группа, поехали.

Дома родители с младшими братом и сестрой готовились к скорой встрече Нового года, наряжали ёлку.

В спортлагере было необычно: русская зима, мороз, снега много - не так, как у нас.
Однажды, в один из дней, была организована экскурсия в Москву. Совсем не близко, прямо скажем. Да и дороги тогда ещё были попроще, чем сейчас.
И вот, на жёлтом "Икарусе" мы радостно едем в Москву на Красную площадь, естественно. Большинство из нас там ни разу раньше не было. Поэтому, можно себе представить весь этот восторг и ожидания.

Мне же повезло больше. Прабабушка была ещё жива и даже работала в Музее искусств им.Пушкина. А жила прямо на Садовом кольце - от Красной площади пешком дойти можно. Вот я и пошёл, предварительно отпросившись до конца экскурсии.

Возможно, многие знают эту широкую лестницу на спуске в метро, начинающемся на переходе, кажется,в сторону площади Дзержинского. Ну очень широкая летница. И вот, бегу по этой лестнице вниз, смотря под ноги и неожиданно сталкиваюсь к каким-то мужиком. Смотрю на него, он смотрит на меня... Понимаю, что это... мой отец!

Как?

Обычно к таким поездкам люди готовятся ох как заранее и моё семейство не исключение - серьёзные ответственные люди. Что их подвигло вот так экспромтом, зимой на поезде, во время каникул, ни с того, ни с сего, вдруг собраться и поехать за полторы тысячи километров проведать бабушку?
Этот случай до сих пор остаётся для меня загадкой.

А для вас?

Показать полностью

Кукуруза из Китая

16 тысяч тонн кукурузы навалом в трюмах из Китая и мы идём с лоцманом по фарватеру в Сурабаю, Индонезия.
До порта остаётся каких-то три часа, местное время 23:00, темно, старпом с боцманом на баке, готовые в любой момент к аварийной отдаче якоря; вся машинная команда - в машине, готовая вообще ко всему.

На радаре появляется встречный индонезийский военный корабль, дистанция быстро сокращается.
Неожиданно военные меняют свой курс влево, подставляя нам свой правый борт.
- Держись за мачту! - кричит старпом боцману, понимая, что столкновение неизбежно. На мостике грек капитан и индонезиец лоцман ничего не кричат и даже не говорят, застыв, как две статуи с выпученными глазами.

В машине, где нет даже центрального поста управления, все держатся бодро, мечтая лишь об одном - добраться побыстрее до каюты и упасть в постель.

Но что это?! - толчок, судно резко останавливается,, что-то падает вниз и следует немедленная команда машинного телеграфа "Полный назад".
Выполняем, насколько быстро это возможно только выполнить.
"Стоп машина!"
"Отдать якорь!"
Через нескоьько минут: "Вира якорь!", "Малый вперёд!".
Никто ничего не понимает.

Зато на палубе, на баке было интереснее.
После столкновения с военным кораблём, наш капитан решил немедленно начать спасение людей, понимая, что корпус военного корабля аллюминиевый и у него нет шансов долго держаться на плаву, будучи распоротым нашим стальным форштевнем.

В ответ индонезийцы... открыли по нам огонь.
- Поднять якорь, отходим на милю!

Получивший пробоину военный корабль начинает быстро тонуть.

Остаётся только догадываться о причине резкой смены курса не по правилам судовождения индонезийскими военными, но результат плачевный - погиб один их моряк.

Мы снова снялись с якоря и дошли до порта Сурабая, где были арестованы.

Прилетели четыре следователя: один из страны нашего флага, один из страны судовладельца, один из страны страховщика и один из страны ещё чего-то. Помню, что их было четверо.

Каждый день нас - старших офицеров, возили на допрос. Это трудно назвать допросом в нашем обычном понимании. Наручников и конвоя не было. Пока.
Иногда мы даже были приглашены в ресторан вместе с офицерами местного военно-морского ведомства. Хоть они там все и ели руками, мне всё же удалось выпросить вилку и нож у повара ресторана. Хорошо, что овощи на кухне они чистят ножом, а не зубами.))

Сначала сказали, что посадят в тюрьму весь наш экипаж. Честь военно-морского флота Индонезии была задета и, поэтому, у нас нет никаких шансов.
Затем, сменив идею, пообещали, что посадят только офицеров, а рядовые поедут домой. В конце концов, вердикт был таков, что в тюрьму должны были отправиться только капитан со старшим механиком.

Все наши уже знали, что можно говорить, а что нет; что можно подписывать, а что нет. Например, мы все твёрдо заявляли, что сначала была команда "Полный назад", а затем толчок, а не наоборот, как это было на самом деле. Знали мы и то, что нельзя подписывать документы на местном языке, которого мы не понимали.

Время шло и однажды рано утром неожиданно был получен приказ срочно готовить машину к выходу в море.

Кто-то из страховщиков договорился с властями Индонезии о залоге (естественно, невозвратном) в 500 тысяч долларов и нас выпустили в море.

Еще через некоторое время мы ошвартовались у причала в Бангкоке. Внизу у трапа толпились китайцы. Это был новый экипаж, нового владельца судна, купившего его по дешёвке у греков. Дождавшись подтверждения оплаты покупки судна, капитан разрешил впустить китайцев, которым мы с радостью показали, как тут у нас всё устроено, как запускаются машины и механизмы, пожелав им на прощанье удачи.

Так закончились десять месяцев очередного необычного рейса, после чего мы все дружно разлетелись в разные стороны, чтобы никогда больше не встретиться. Что ж, такова специфика нашей работы и нашего образа жизни.

Показать полностью

Исполнение мечты

Бразильская подруга жены с детства мечтала увидеть снег.
Однажды они с мужем решили съездить на неделю зимой в Нью-Йорк.
Вречатления превзошли все ожидания - всю неделю она не выходила из гостиницы.

Отличная работа, все прочитано!