25

Почему Келеустес

Иерархия на судах появилась ещё до нашей эры и сохраняется в таком виде до наших дней (читал у одного немецкого автора).
На греческих галерах и триерах каждый офицер отвечал за своё заведование.

Был и такой, который отвечал за двигательную установку - гребцов, иногда прикованных к вёслам. Он назывался келеустес. Гребцы должны были быть здоровы, бодры, натренированы, чтобы обеспечить максимальную скорость судна.

На каждой палубе, где сидели гребцы были свои надсмотрщики, подчинявшиеся келеустесу. Наверное, каждый из нас представляет себе этих горластых извергов с плетьми. Это они.

Прошли столетия, гребцов заменил дизельный двигатель и пароход стал независим от ветра и течений, как в случае с парусами. А келеустес стал называться старшим механиком. На русском флоте его уважительно называют дедом, даже если у него нет внуков.

- Дедушка, - спрашивает иногда капитан, сможем ли мы дойти до Сингапура без бункеровки (без заправки топливом) за три недели? А "дедушка" младше его по возрасту.
Примерно так.

Кстати, кибернетика - "искусство управления" тоже имеет корни на тех же галерах. Кибернетос - тот, чьи функции выполняет теперь старший помощник капитана.
А сам капитан триеры назывался триархом.