as91

as91

Пикабушник
Дата рождения: 14 июля 1974
поставил 200 плюсов и 160 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу лучший пост недели лучший длиннопост недели лучший авторский пост недели более 1000 подписчиков
57К рейтинг 3583 подписчика 23 подписки 81 пост 61 в горячем

Опыт заказа печатных плат в 23-24 году

Привет.

Начиная с 22го года у электронщиков из России начались проблемы с заказом печатных плат. Наибольшей популярностью пользовались PCB Way и JlcPCB, но они ввели санкции. До санкций я, преимущественно, закупался у Jlc. Там же у них делал и сборку для своих плат. Сначала они отключили оплату с карт банков РФ, но можно было оплатить чрез Ali, позже вообще по адресу доставки закрыли возможность заказа. Сегодня я расскажу о своем опыте заказа печатных плат в 2023 – 2024 году.

JLCpcb через посредников

Так как JLC, всем устраивал, то решено было попробовать заказать у них же. Для этого пришлось обратиться к посредникам. В одной из групп в телеграмме мелькал посредник pcbchina. Он вылезает на первых строчках в поиске по запросу jlcpcb Россия. Пообщался с техподдержкой, почитал отзывы и решил заказать 30 плат 14х42 мм и 30 плат 32х58. Обе платы двусторонние с шелкографией и фрезеровкой. Платы обошлись в 5400 рублей с доставкой СДЭК до пункта выдачи заказов (ПВЗ). Все прогнозируемо, все так же как и с JLC на прямую, только дороже и дольше. Сначала хотел сделать со сборкой. Но получался не гуманный ценник. Тогда прикидывал сколько будет стоить на сайте JLC и у посредника. Через посредника выходило что доллар на сайте jlc стоит 180-200 рублей у посредника.  Заказ до меня шел чуть больше месяца (возможно через соседнюю страну). Заказ был в пакете chinaPCB в котором была знакомая коробка из JLCPCB. В коробке запаянные пакеты с платами.

Опыт заказа печатных плат в 23-24 году Печатная плата, Радиоэлектроника, Своими руками, AliExpress, Длиннопост

 

Плюсы

- Знакомое многим качество.

Минусы

- Дорого и долго.

Резонит

С Резонитом я знаком довольно давно (лет 5), работал с ними когда надо было быстро изготовить печатную плату для прототипа. Заказ они могут сделать за 2 дня. Чем меньше срок, тем больше ценник. В моем случае хотелось немного сэкономить, потому заказ был средней срочности и его изготовление заняло 4 дня. Отправка была курьером. За 3т рублей я получил панель с 5х2 плат размером 14х40 мм каждая. Плата односторонняя, без шелкографии с маской с одной стороны. Панель разделена скрайбированием. Примерно 2.5т стоила подготовка к производству, и рублей 500 само производство одной панели. Поэтому, если заказывать второй раз эти же платы, то надо будет платить только за сами платы. К примеру, повторный заказ этой же платы мне обойдется в 300р + доставка. Это был первый прототип, на плате были небольшие ошибки, но она заработала.

От того заказа у меня осталось только 2 платы. Вот они на фото.

Опыт заказа печатных плат в 23-24 году Печатная плата, Радиоэлектроника, Своими руками, AliExpress, Длиннопост
Опыт заказа печатных плат в 23-24 году Печатная плата, Радиоэлектроника, Своими руками, AliExpress, Длиннопост

 

Плюсы.

- Высокая скорость.

Минусы

- Ценник. Особенно если делать с шелкографией и в 2 слоя.

Aliexpress

Ну и последний заказ делал по поиску на аликспрессе. Нашел магазин BOSONSTAR Store где смог заказать. Кстати это был единственный магазин, который выпал мне в поиске. Заказ был на 5 панелей на 12 плат 13х39мм и 30 фрезерованных плат 32х58мм. Вышло на 3600 рублей с бесплатной доставкой. Для заказа надо было скинуть файлы на почту менеджеру, которая посчитает заказ, потом пришлет ценник, и, если все устраивает, даст ссылку на лот на али для оплаты. По качеству исполнения и упаковки все сильно похоже на JLCpcb, только на наклейке есть китайские иероглифы. Визуально отличить платы JLC от китайских я бы не смог. Похоже, что у них одинаковое оборудование. Заказ делал в ВПЗ aliexpress, но заказ пришелся на черную пятницу, когда во всех доставках были заторы. 2 недели шел заказ до Москвы и еще 2 недели он из Москвы до ПВЗ.

Так же они предлагают сборку. Пока сборку у них не пробовал, возможно, попробую позже. Но с JLC можно было быть уверенным в качестве комплектующих. Откуда китайцы будут брать те же микроконтроллеры STM32 – будет вопрос.

Опыт заказа печатных плат в 23-24 году Печатная плата, Радиоэлектроника, Своими руками, AliExpress, Длиннопост

Плюсы

- Стоимость

Минусы

- Скорость. Возможно если бы не черная пятница то было бы все веселей.

Выводы.

Для себя я сделал выводы, что заказывать на jlc через посредников идея не очень, такие же платы дешевле и быстрее можно заказать в Китае. Конечно, у них удобнее сайт, особенно при заказе сборки печатной платы, но это будет стоить в 2 раза дороже, чем сборка напрямую в Китае.

Резонит же хорош в 2х случаях: если нужно быстро сделать прототип, или если у вас стабильные заказы на один и те же платы. Тогда один раз можно заплатить за подготовку к производству и тогда платы уже начинают стоить адекватных денег.

На этом все, благодарю за внимание

Показать полностью 4

Я думал, что СДЭК днище, но снизу постучала Яндекс доставка

Всем привет.

Со СДЭКом по работе постоянные терки, грузы они теряют, заказываем доставку дверь-дверь, доставить надо коробку 40 кг, к нам приезжает курьер-девушка чуть большей массы. Приходится спускаться и забирать груз из нее машины. Но сейчас мы не про СДЭК.

У меня на летней резине в моем авто 2 балона в плохом состоянии. Один с 3мя жгутами, второй с боковым порезом. Решил я купить 2 новых таких же балона. И я имел неосторожность сделать заказ на ОЗОНе. Озоном пользовался достаточно часто, проблем с ним не было.

Заказал, оплатил, жду, все это было 28го февраля. За доставку дополнительно списано 300р.

Заказал у продавца ООО Автоэксперт (крайне не рекомендую), который из Москвы, из г Подбельского.

И вот я жду, день, второй, на третий приходит смс с номера STRIZH, где транслитом написано, что доставку они доставят 3го марта. Но ни 3го, ни 4го, ни 5го заказа не было. Заказ они привезли только 13.

Я думал, что СДЭК днище, но снизу постучала Яндекс доставка Отзыв, Доставка, Яндекс Доставка, OZON, Наглость, Длиннопост

10го числа пришла смс, что мой заказ едет, даже есть номер телефона курьера! какая удача. Звоню курьеру - называю свой адрес, на что курьер отвечает, что это не его район, а он с другой стороны Москвы катается. Пытаюсь связаться с Яндекс доставкой, там мне говорят что они общаются только с отправителем, и идите на ОЗОН.


Пишу в ОЗОН, они мне перезванивают, всем им объясняю, на что они отвечают что надо подождать 3 дня, они во всем разберуться. Спойлер - ничего подобного. ОЗОН ничего не сделал.


Пишу продавцу, на что продавец отвечает что по его информации я уже все получил 7го. И он запросил документы. После этого продаван отморозился.

Я думал, что СДЭК днище, но снизу постучала Яндекс доставка Отзыв, Доставка, Яндекс Доставка, OZON, Наглость, Длиннопост

После этого я еще несколько раз попытался связаться с этим "Автоэкспертом", но не добился от него ни какой реакции, меня просто игнорируют. Номера телефона нигде нет, связаться с ним ни как нельзя.


Теперь самое интересное началось 11го числа.

Пришло сообщение, что заказ мой едет ко мне и есть номер курьера. Звоню курьеру, 4 раза звоню - трубку не берет. Думаю что все как вчера и еду домой. В пятницу еще попадаю в жуткую пробку, потому что из за какого то членовоза перекрывают съезд с МКАД на киевку. Час еду до дома, только захожу домой и звонок от курьера - говорит что через час будет.


Ладно, хоть заказ нашелся. Подрываюсь на работу, обратно, еду, приезжаю к назначеному времени - звонит курьер. Я, говорит, в пробку попал. В глухую. Я к вам не приеду. Подождал я его 30-40 минут, а вдруг все же пробка рассосется, но нет, курьер не приехал! Договорились с курьером, что привезут мой заказ домой в субботу.


В субботу опять приходит СМС, что доставка переносится. Звонит девочка с неизвестного номера, определитель номера определяет номер как Яндекс, девочка представляется как менеджер яндекс доставки, спрашивает когда доставку сделать, оформляем на воскресенье, но в воскресенье опять приходит смс, что доставки не будет.


Звоню по номеру, с коротого звонила эта девушка, и там мне опять говорят идите в озон, мы вам ничего не скажем. У меня аж запас цензурных слов закончился и пришлось молча положить трубку. Даже в СДЭК можно позвонить и узнать информацию о своей посылке и не важно, отправитель ты или получатель.


Вобщем доставка пришла только сегодня, 13го числа, с задержкой в 10 дней.


Извиняюсь за сумбур. Никому не рекомендую пользоваться Яндекс доставкой, ОЗОНом, если доставка не идет самим ОЗОНом, и крайне не рекомендую магазин Автоэксперт, который из Москвы, из г Подбельского


Извиняюсь за сумбур, накипело.

Показать полностью 2

Мое знакомство с каналом Русская Джимхана

Привет всем, не равнодушным к автомобильной тематике.


Я очень люблю позалипать в ютубе на разные автомобильные проекты, конечно же все началось с Академега, потом нашлись Iling show, недавно стал смотреть ВАЛ канал, но творчество команды Русская Джимхана стоит отдельно от них.


Видео на их канале выходят редко, но качество всегда меня поражало. На их канале сейчас меньше 250т подписчиков, при этом на канале только 2 видео с просмотрами свыше 1 млн.

На видео нет воды, четко проработанный сценарий, мало технички, отличная съемка и операторская работа.


Начал свое знакомство с Русской Джимханой с видео о Лютом запорожце.

Мое знакомство с каналом Русская Джимхана Авто, YouTube, Тюнинг, Видео, Длиннопост

Это запорожец с двигателем от спортивного мотоцикла с мощностью в 180 лошадей. И на этом двигателе машина едет очень круто. На Лютом был сделан первый в России и второй в мире бек-флип (сальто), о чем у них на канале есть несколько серий.


Василий - реально отмороженный (в хорошем смысле слова) человек! Делать бек-филп было очень рисковано, получилось это у него только с 3го раза, о всех попытках есть видео, которое, кстати, набрало только чуть больше 300т просмотров.


Видео об этом есть у них на канале

Помимо этого запорожца у них есть полноприводная Победа на 550 сил.

Мое знакомство с каналом Русская Джимхана Авто, YouTube, Тюнинг, Видео, Длиннопост

дрифт кабрио-трайк из копейки

Мое знакомство с каналом Русская Джимхана Авто, YouTube, Тюнинг, Видео, Длиннопост

Супраход, который они ставят то на гусиницы, то удлиняют рычаги

Мое знакомство с каналом Русская Джимхана Авто, YouTube, Тюнинг, Видео, Длиннопост

Так же у них есть нива, построенная на базе супры, дрифт телега и строится троффи трак УАЗ Ураган.

Познакомиться со всеми их проектами можно в коротком промо видео.

Так же отдельно стоит выделить ролик про сельский дрифт, который набрал свыше 3 млн просмотров ролик про сельский дрифт. Ролик снят качественней, чем большинство отечественных кино/сериалов. В посте итак слишком много видео, так что ищите видео на их канале  https://www.youtube.com/watch?v=g5AQRffHQG4



Почему я пишу этот пост? У ребят возникли технические проблемы. На данный момент у них вышли из строя 2 крупных проекта - Победа и Нива. У обоих вышли из строя двигатели. Ребята выкладывают свои проекты одним видео, без обилия воды и технички, поэтому видео у них на канале выходят редко и на рекламе они зарабатывают не так много, как топовые блогеры.

О своих проблемах они говорят в последнем видео на своем канале (на 16 июня 2021 года)

https://www.youtube.com/watch?v=4UfCG7qXtiE

Конечно реклама в начале видео сомнительного качества, но, как я понимаю, у ребят не остается другого выбора. В машины надо вкладывать крупные суммы, а крупные рекламодатели не идут на контакт с ними из-за маленького канала. Это первый раз, когда я заметил у них на видео сомнительную рекламу.


Я поддержал ребят рублем, так как мне очень нравиться их творчество и я бы хотел видеть больше видео от них. Ни кого не агитирую платить деньги, но вы можете помочь каналу, хотя бы лайками, просмотрами и подписками на их канал на ютубе


https://www.youtube.com/channel/UCR7CxPS7ge24QDxLivulnzg


Я не имею ни какого отношения к команде Русская джимхана, просто мне нравиться их творчество, поэтому я делаю этот пост. Ставлю тег без рейтинга и надеюсь, что у них все будет хорошо.

Показать полностью 4 3

Простой лайфхак, если сломался сенсор на телефоне, а посидеть на любимом сайте очень хочется

Помниться раньше была на пикабу традиция, выкладывать пятничное "Моё", а так же мне тут сказали что везде хорошо заходят лайфхаки. Вот держите, простой пятничный лайфхак от меня!

Сначала в формате видео, а для тех, кому больше нравится текст, текстовая версия ниже.

Теперь текстовая версия.


Если у вас телефон перестал реагировать на касания к нему, но посидеть на любимом сайте ну очень хочется, то не стоит унывать, есть простой лайфхак!

Возьмите джойстик iDrive от BMW, в моем случае от F-серии. Наверняка и у вас такой завалялся.

Простой лайфхак, если сломался сенсор на телефоне, а посидеть на любимом сайте очень хочется Лайфхак, BMW, Пятница, Stm32, Программирование, Паяльник, Видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом, Юмор

Дальше нужно подружить этот джойстик с нашим телефоном. Для этого берем микроконтроллер Stm32f105 или аналогичный, разводим под него печатную плату и пишем прошивку. Данный микроконтроллер имеет всего 64 ножки и припаять его на плату не вызывает ни каких проблем. Допаиваем Can модуль, стабилизатор напряжения и USB разъем. О программировании STM32 есть много уроков, код является интуитивно понятным и не требует дополнительных пояснений.

Простой лайфхак, если сломался сенсор на телефоне, а посидеть на любимом сайте очень хочется Лайфхак, BMW, Пятница, Stm32, Программирование, Паяльник, Видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом, Юмор

В результате получаем плату, которая слушает джойстик iDrive и передает команды на телефон по USB. Подключается она к телефону через OTG провод.

Простой лайфхак, если сломался сенсор на телефоне, а посидеть на любимом сайте очень хочется Лайфхак, BMW, Пятница, Stm32, Программирование, Паяльник, Видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом, Юмор

После подключения на экране планшета появляется курсор, как будто к нему подключена мышка. Джойстик распознает касания 1 или 2 пальцами, поэтому доступно как управление мышкой, так и прокрутка 2мя пальцами.

Простой лайфхак, если сломался сенсор на телефоне, а посидеть на любимом сайте очень хочется Лайфхак, BMW, Пятница, Stm32, Программирование, Паяльник, Видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом, Юмор

Вот и все, наслаждаемся любимым сайтом! Единственный недостаток - джойстику iDrive нужно дополнительное питание 12 вольт. У меня он питается от дополнительного блока питания.  Это досадное недоразумение можно решить повышающим конвертором с 5 вольт до 12, и тогда данный лайфхак станет мобильным!

Показать полностью 4

Самокритично

Был на днях в автосервисе и там увидел вот эту BMW

Самокритично BMW, Автосервис, Поломка, Тележка, Авто

Привлекла меня красная бирка, которая висит на зеркале заднего вида

Самокритично BMW, Автосервис, Поломка, Тележка, Авто

тележка требует ремонта. Самокритично.

Показать полностью 1

Просто старая микросхема памяти

Микросхема памяти из "мозгов" АКПП от KIA Shuma 1998 года выпуска.

Окно в микросхеме служит для стирания памяти. В него нужно светить ультрафиолетом. Сверху заклеивается наклейкой, что бы избежать случайного стирания.

Кстати современные микросхемы выглядят внутри точно так же, но, так как исчезла необходимость светить ультрафиолетом, то и окно в микросхемах тоже пропало.

Просто старая микросхема памяти Память, Микросхема
Просто старая микросхема памяти Память, Микросхема

https://www.instagram.com/fokin91_smart/

https://vk.com/fokin_alexey

https://www.drive2.ru/users/as91/#blog

https://zen.yandex.ru/id/5f8750055d10384182cb56d2
Показать полностью 1

Свеклоуборщик Ropa EuroMause

Всем доброго дня.


В середине сентября 2020 года меня пригласили в Уфу, что бы снять некоторые данные со свеклопогрузчика Ropa EuroMause 2008 года выпуска. Погода в тот день не задалась, и уже 3 дня шел дождь. К погрузчику пришлось идти по разкисшему полю. Впечатлений на месяц вперед. Вот фото трактора.

Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост

К самой технике я отношения имею мало, так как я на ней не работаю, а работаю я с телематикой. Меня попросили найти в ней данные по уровню топлива и по статусу выгрузной ленты. На трактор установлено оборудование, которое с определенным интервалом передает на сервер данные с трактора, заведен он, идет ли процесс выгрузки, обороты двигателя заданные и фактически и т.д. Так предприятие видит, работает ли техника, или в холостую прожигает топливо. Позже он может быть дооснащен системой "свой-чужой". Такая систему у них уже стоит на комбайнах. На комбайн ставится оборудование, а на грузовики ставятся специальные беспроводные метки. И, если комбайн не видит метки своего грузовика, то оборудование в комбайне блокирует выгрузку. Если же комбайн видит метку своего грузовика, то он передает на сервера компании, во сколько и в какой грузовик этот комбайн выгрузился. Со слов представителя кампании после установки этой системы значительно увеличилось количество зерна, собираемое с поля. Выгода идет на сотни миллионов рублей.


Ну это предисловие, теперь к трактору. Этот трактор подбирает свеклу из куч,  и погружает в грузовики для вывоза с поля. Грузовики уже едут на завод, который из этой свеклы сделает сахар. Пока ехали до трактора видели вот такие кучи свеклы

Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост

Фото взято из поста "Апофеоз уборочной кампании" за авторством maxsharrr .


А свеклу в эти кучи собирает другой трактор, к примеру такой как Ropa Tiger 6

Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост
Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост

В тот день я не видел эту технику на полях, потому что 3 день шел дождь и все поле раскисло до такой степени что там не проходили грузовики, поэтому сбор был временно приостановлен. Что, к слову сказать, было мне на руку, так как не нужно было отвлекать механизаторов от работы. Фото выше было сделано в Орловской области весной 2020 года.


В кабине Euromouse установлено кресло, которое вращается почти на 360 градусов. Сбоку к креслу прикреплен монитор и джойстики для управления комбайном. Что странно - сиденье вращается вместе с рулем, но педали стоят на полу неподвижно. По бокам от водителя есть 2 джойстика, с помощью одного из них управляется выгрузной руков, с помощью второго идет управление высотой подборщика.

Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост

На мониторе можно увидеть такую картину

Свеклоуборщик Ropa EuroMause Уфа, Свекла, Телематика, Видео, Длиннопост

Это достаточно старый трактор 2008 года выпуска. Внизу я прикреплю ролик работы современного трактора EuroMause, взятого с сайта кампании. Там уже и дисплей цветной и есть видео процесса погрузки.


Достаточно много времени ушло на поиск точек подключения, но тем не менее было найдено 2 can шины, через которые вытащили нужную информацию. Кстати информации можно было вытащить больше, к примеру не стали искать ошибки, скорость трактора, мгновенный расход т.д. , но эти параметры были не интересны заказчику и их поиск занял бы дополнительное время.


Наличие двух кан шин было удивительным, учитывая год выпуска трактора. Не на всех легковых машинах этих годов были can шины, а тут их целых две.


На прощанье сделал видео работы

и видео работы трактора посвежее, которое можно найти на сайте производителя. Тут видео от 2011 года, но тут уже виден цветной дисплей у водителя.

Если нравятся мои посты, то можете подписаться на меня в соцсетях, я там чаще что то выкладываю того, что не дотягивает до постов на пикабу или имеет другую тематику.

https://www.instagram.com/fokin91_smart/

https://vk.com/fokin_alexey

https://www.drive2.ru/users/as91/#blog

Показать полностью 5 2

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan

Всем привет.

Когда то я загружал видео на пикабу с разбором значений can шины автомобиля. Но тогда пост не стрельнул. После этого статья была переписана в виде статьи с большим количеством поясняющих изображений. Эта статья изначально была опубликована на Хабре (где получила хорошие отзывы), а сегодня я решил еще раз попробовать рассказать по этом на пикабу. Тематика тут явно не пикабушная, потому посмотрим, стоит ли продолжать тут эту тему.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Сегодня мы поговорим о методах расшифровки данных CAN шины на примере автомобиля VW Polo Sedan 2019 года выпуска. В интернете такие статьи часто называют Хаками CAN шины, но мне такое название не по душе.

В статье описаны методики поиска нужных данных в CAN шине автомобиля, примеры применения этих методик на VW Polo Sedan. В качестве оборудования для подключения к CAN шине используется Vega MTX. Еще чуть-чуть поговорим о телематике.


Подключение к CAN шине произведено в двух местах: за приборной панелью (шина 500 Kbit/s) и за магнитолой (100 Kbit/s). Так же есть одно дублирующее подключение — подключение к разъему OBDII непосредственно на самом разъеме (500 Kbit/s).

Из использованных инструментов: блок мониторинга транспорта Vega MTX, оснащенный CAN сканером. Для его настройки на ПК программа Конфигуратор 1.27.14.

Больше информации о подключении к автомобилю и о MTX можно получить из видео, которое будет в конце статьи.

При подключении ко всем CAN шинам мы увидим такую картину:

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

В этом потоке данных надо найти те биты и байты, которые отвечают за нужные нам параметры.

На скриншоте ниже показано сколько датчиков в данный момент прописано в блоке телематики, и это еще не полный список. Можно уходить еще глубже и искать еще большее количество датчиков. Часть из этих датчиков в режиме реального времени отсылает показания на сервера, что позволяет в любой момент видеть состояние своего автомобиля.

Телематика — тема для отдельной статьи, поэтому не будем тут подробно на этом останавливаться.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Сразу появляется вопрос — зачем нужно искать данные в потоке, если можно их увидеть через ELM327 или другие диагностические приборы?

Здесь уже вопрос в том, для чего нам нужны эти данные. В нашем случае данные нам нужны для телематики, и, чтобы не вмешиваться в работу CAN шины, и не слать в нее ни каких данных, мы ищем их в потоке. В Vega MTX есть специальный режим работы с CAN шиной — режим «прослушивания». Режим говорит сам за себя, оборудование только слушает кан шину и ничего в нее не отправляет, тем самым минимизируя какие либо воздействия на штатную систему автомобиля.

К примеру датчик на открытие двери. Если мы будет его спрашивать запросом, то мы сможем это делать только на включенном зажигании. После выключения зажигания и засыпания CAN шины этот датчик будет нам недоступен. Если же мы найдем этот датчик в CAN потоке, то мы будем его видеть все время, когда работает CAN шина. А, при открытии двери, CAN будет просыпаться автоматически.

Также следует понимать, что все приведенные ниже примеры актуальны только для Polo Sedan в комплектации connect. В других комплектация может не быть каких-то из приведенных датчиков, а для других марок и моделей автомобилей данные будут находится совершенно в других ID.

Обращаю внимание, что по умолчанию в Конфигураторе стоит отображение значений в HEX формате. В дальнейшем нам не раз придется переводить данные из HEX формата в десятичные значения. Легче всего это сделать с помощью встроенного в Windows 10 приложения Калькулятор. Переводим его в режим “программист” и у нас появляется выбор, в какой системе счисления вводить данные, и они дублируются в других системах счисления.

По методу поиска все датчики в автомобиле я разделяю на несколько типов:

1. Бинарные датчики.

2. Быстро меняющиеся датчики.

3. Температурные датчики.

4. Пробег автомобиля.

5. Датчики уровня.

6. Датчики индикации.

7. Датчики с запросами.

Теперь перейдем к методам, с помощью которых можно найти каждый тип датчиков.


1. Бинарные датчики


Начнем с самых простых датчиков, бинарных.

К этим датчикам относятся датчики дверей, ремни безопасности, тормоз (горят ли стоп сигналы), ручной тормоз, нажаты ли кнопки и т.д. Их значение помещается в 1 бит, то есть может быть 0 (дверь закрыта) или 1 (дверь открыта).

Поиск их прост, но требует внимательности. Для поиска двери водителя надо открывать/закрывать дверь и смотреть, что меняется в CAN шине.

Конфигуратор подсвечивает красным те данные, в которых были изменения в течении нескольких последних секунд.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

В нашем случае за дверь водителя отвечает нулевой бит первого байта сообщения с ID 470.

В том же байте лежат датчики все остальных дверей + датчик багажника.


2. Быстро меняющиеся датчики


Быстро меняющиеся датчики похожи на бинарные датчики, только их значение больше, чем 1 бит. На эти датчики мы можем воздействовать и сразу же видеть изменения в CAN — шине.

К таким датчика относятся большинство датчиков положения: положения педали газа, положение стекол, положение АКПП, положение ключа зажигания. Помимо них это датчики скорости, оборотов, датчики ускорения руля, ускорения педали газа и т.д.

Для начала разберемся с датчиками положения на примере датчика положения педали газа.

Для этого глушим автомобиль, включением зажигание и, не заводя двигателя, нажимаем на педаль газа и следим за изменением в CAN шине.

Как правило, при отпущенной педали газа значение этого датчика 0, и, по мере нажатия на педаль газа, увеличивается до какого либо значения. Такой параметр мы видим в первом CAN в ID 280. Пятый байт изменяется от 0 (педаль отпущена) до FA (педаль нажата “в пол”).

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Если перевести FA из HEX в DEC, то получим число 250. Следовательно, чтобы получить нажатие на педаль газа в процентах (от 0 до 100) надо умножить наше значение на 0.4.

Теперь перейдем к датчикам, которые не влезают в один байт, например, к оборотам двигателя. Плавно повышаем и понижаем обороты двигателя, при этом смотрим, что меняется в CAN шине. Обороты двигателя находятся в том же ID, что и педаль газа.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Поработав педалью газа можно понять, что данные тут стоят в обратном порядке. То есть старшая часть находится в 3м байте (считаем байты с нулевого), а младшая во втором байте.

Дальше надо перевести данные из HEX в DEC.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Дальше надо оценить реальные обороты по тахометру, или по диагностическим приборам. В моем случае стрелка была, примерно на 1600 об/мин по тахометру.

Дальше делим данные из CAN в десятичном формате (6508) на обороты двигателя с тахометра (1600) получаем 4.0675. Учитывая погрешность определения оборотов на глаз, округляем делитель до 4. После этого надо проверить показания по нескольким точкам. Для этого педалью газа выставляем разные обороты двигателя и сверяем их с данными из CAN шины.

В конфигураторе можно подставить все коэффициенты в настройки датчика и в режиме реального времени смотреть за изменениями оборотов.

Таким образом ищется большое число датчиков: усилия на тормозе, положение руля, ускорение руля, скорость автомобиля и т.д.


3. Температурные датчики


В Polo Sedan найти температуру было очень сложно. Для начала был найден байт, который медленно изменялся в большую сторону при нагреве автомобиля. После этого начинались поиски нужных коэффициентов.

Подключаем диагностику, выбираем температуру двигателя, и сравниваем показания CAN шины и данных из диагностики. Строим таблицу соответствия и подбираем коэффициенты.

В результате подбора коэффициентов появилась формула для расчета температуры.

XX* 0.75 — 48

где XX — значение 1 байта из ID 288 в DEC.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

по формуле можно подсчитать, что на скриншоте была температура

179 * 0.75 — 48 = 86.25 °C.

где 179 это переведенное в десятичную систему число B3 из первого байта ID 288.

Но это тяжелый случай, на многих авто температура ищется намного легче.

Так как в шине сложно передать отрицательное число, то производители в качестве 0 измерений принимают значение -40°C, -48°C или -58°C. Поэтому подключаем диагностику и смотрим, какое сейчас значение температуры. Прибавляем к этому значения 40 (48 или 58), и переводим в HEX. Ищем полученное число в потоке. Ждем когда температура машины изменится на один градус и сверяем с найденным значением. Если его значение тоже увеличилось на 1, значит это нужный нам датчик.

Важно не путать значения из CAN шины со значениями диагностических запросов. Если одновременно будете искать показания в шине и будет подключен диагностический прибор, то в шине появятся еще и ответы на диагностические запросы. Их можно определить по ID. Обычно все, что идет свыше 700 ID — диагностические запросы и ответы.

Так же температуру охлаждающей жидкости всегда можно сделать запросом, о данном методе будет описано ниже в разделе о датчиках с запросами.

Можно для поиска температуры воспользоваться и другим методом: находим физически датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на двигателе, отключаем его и подключаем к проводке автомобиля переменный резистор. Далее вращая резистор и следя за CAN шиной по методике поиска быстро меняющихся данных, можно найти показания температуры двигателя.

На практике таким методом не пользовался, так как ТОЖ всегда находилась или в потоке, или спрашивали машину запросом.


4. Пробег автомобиля


Один из самых важных параметров для телематики.

Для начала надо оценить, каких размеров мы ищем число. Если взять 2 байта (16 бит) данных, то в них максимум влезет число FF FF = 65 535. Автомобиль явно может проехать свыше 65 тысяч, значит пробег автомобиля должен быть минимум 24 бит длинной. Туда уже влезет 16 млн. км., что явно достаточно для пробега.

Но опять же, в разных автомобилях по разному. В Polo Sedan пробег пишется в км, в некоторых французах он передается с точностью до 100 метров. тогда число может занимать и 32 и больше бит.

Дальше для поиска следует взять пробег с приборной панели автомобиля и перевести его в HEX.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

В нашем случае это 5732 км. Переводим его в HEX и получаем 16 64. Дальше поиском надо найти строку, где будет встречаться эта комбинация. Искать надо по одному байту, то есть сначала искать 16, потом в найденых вариантах смотреть, есть ли рядом с числом 16 еще и число 64. Число 64 может быть как слева, так и справа от числа 16. Так как пробег в этом автомобиле не большой, то, вероятнее всего, рядом с числом 64 так же будет 00. В Конфигураторе есть удобный поиск (CTRL + F), если пользуетесь другим инструментом, то придется искать вручную эти данные.

В нашем случае пробег найден в 520 ID

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

00 16 64 = 5732 км.

Для проверки желательно проехать еще несколько километров и проверить значение найденного датчика.

Таким же образом ищется пробег до заправки. В этом автомобиле приборная панель пробег до заправки не передает в шину, поэтому он сделан запросом.


6. Датчики уровня


Второй наиболее важный датчик для телематики — датчик уровня топлива. Можно его найти или в потоке, что предпочтительно, или запросом (менее предпочтительно, но в некоторых авто по другому не получится).

Для начала надо найти показания уровня топлива в диагностическом приборе. У меня уровень топлива нашелся в комбинации приборов (17 блок). В комбинации приборов показания с датчика уровня идут в литрах.

Сейчас в автомобиле 21 литр топлива.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Переводим 21 из DEC в HEX и получаем число 15. Поиском пробуем найти его. В потоке находится данное число в ID 320. Если число не находится, то нужно попробовать искать значения на единицу больше или меньше. В некоторых авто топливо идет с точностью в пол литра, потому надо поискать значение в 2 раза больше.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

После того, как найден уровень топлива надо залить в автомобиль несколько литров топлива и посмотреть за результатом.

Так же можно разобрать бензобак, вытащить ДУТ из бака и перемещать его, следя за показания CAN шины. Или же снять разъем с ДУТ и подключить туда переменный резистор. Вращая его и следя за изменениями можно найти датчик уровня топлива. Если решили разбирать, тогда уровень топлива следует искать по методике поиска быстро меняющихся датчиков.

Так же при поиске не следует брать во внимание данные с ID свыше 700. Это диагностические запросы. После отключения диагностического оборудования эти данные пропадут. Более подробно с запросами мы разберемся ниже.

К примеру ответ на запросы диагностического оборудования уровня топлива из приборной панели выглядит так.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Также уровень топлива (в процентах) можно найти в стандартных OBDII запросах, но на VAG группе они не всегда показывают верные данные. На Skoda Rapid и Skoda Oktavia при полном баке диагностика показывает уровень топлива 85 %.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

6. Датчики индикации


Датчики индикации сильно похожи на бинарные датчики, и искать их следует по той же методике. К этим датчикам относятся разнообразные иконки на приборной панели. К примеру состояние значка Check Engine находится в первом байте ID 480. При включении зажигания в этом датчике 2С.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

После запуска, когда погаснет значок Check Engine (CE) в этом датчике будут 00.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Теперь остается вопрос, какой именно бит отвечает за значок CE. Переводим 2C в BIN и получаем число 0010 1100.

Дальше копируем весь 480 ID, изменяем первый байт на 2C (0010 1100) и пробуем посылать этот пакет в автомобиль.

Внимание!, слать данные в автомобиль не всегда безопасно, можно что нибудь сломать, или накрутить пробег. Прибегать к этому методу стоит только в случае, если датчик не смогли найти методом поиска бинарных датчиков.

В моем случае я слал в заведенный авто (что делать не рекомендуется) и у меня на приборке моргает значок CE и EPC.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Дальше посылаем вместо 2C (0010 1100) 08 (0000 1000). На приборке начинает моргать CE. Следовательно 3 бит отвечает именно за эту иконку.

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Если слать 04 (0000 0100), то моргает значок EPC.


7. Датчики с запросами


Не все данные можно найти в потоке. К примеру в дизельном VW Transporter T4 в потоке нет температуры двигателя. Ее нет и на приборке. Поэтому приходится автомобиль спрашивать об этих параметрах. То же самое относится к уровню топлива на Rio\Solaris.

В этом примере попробуем спросить уровень топлива Polo Sedan. Заходим в 17 блок, как это мы делали в пункте про поиск уровня топлива, и спрашиваем приборную панель. Проанализировав запросы мы видим, что диагностика спрашивает уровень топлива следующей командой:

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

А в ответ приходит ей:

Расшифровка данных в CAN шине VW Polo sedan Volkswagen Polo, Телематика, Гифка, Видео, Длиннопост

Дальше копируем ID 714, отключаем диагностический прибор и пробуем послать в автомобиль запрос. Если в ID 77E приходит такой же ответ, какой был при подключенной диагностике, то мы получили пакет с уровнем топлива (4 байт. HEX 15 = DEC 21 ) 21 литр.

В Vega MTX есть встроенные средства работы с датчиками с запросами. Там можно настроить, что бы запросы слались после включения зажигания с определенным интервалом или при соблюдение каких то условий.

На этом заканчиваю с методикой поиска данных в CAN шине. Если кто знает еще какие методики поиска нужных данных в CAN шине или поделится своим опытом, то с удовольствием выслушаю их.

До написания данной статьи делал видео по этой теме. В видео есть больше информации по подключению к CAN шине автомобиля, работе с Конфигуратором и файловым сервером

Ссылка на Конфигуратор


На сервере есть настройки для некоторых легковых автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники. Все файлы лежат в зашифрованном виде, можно увидеть какие датчики видны в CAN автомобиля. При подключении будут видны значения датчиков, но посмотреть адреса не получится.


Продолжение следует.


Уже на подходе статья о управлении внешней нагрузкой с руля, впрочем мои подписчики в инстаграмм и вк уже в курсе.


Я ВКонтакте https://vk.com/fokin_alexey

Я в инстаграмм https://www.instagram.com/fokin91_smart/

Я на драйв 2 https://www.drive2.ru/users/as91/#blog

Показать полностью 20 1
Отличная работа, все прочитано!