Серия «Эпоха не сериальных Викингов»

63

"A Furore Normannorum Libera Nos Domine!"

26 июня 891 года при реке Гёйле (приток Мааса) викинги одержали крупную победу над защитниками тех земель: Зунцо (Зундерольдом), архиепископом Майнцским и маркграфом Арнульфом. Сама битва не особо примечательна, а вот творившийся в те годы бардак помянуть стоит.

Конец IX века пестрит сообщениями о нападениях норманнов, у англичан даже бытует собирательное название: "Великая языческая армия". Народы, селившееся по берегам Северного моря, переживали прям-таки адские страдания. Правда главной виной тому была неспособность защищаться: слабая центральная власть не могла толково оборонять границы от множества атак, следовавших в совершенно хаотичном порядке.


Кого-то годы лишений закалили. Например, короля Альфреда в Уэссексе тоже активно пинали скандинавы, однако он нашел в себе (и в округе) силы одержать пару громких побед (878 год), заключил с пришлыми шаткий мир, и вошел в историю с прозвищем "Великий". Удары извне сплотили британских парней.

 Альфред Великий доказал, что защищаться от норманнов можно. Причем не только на суше

Альфред Великий доказал, что защищаться от норманнов можно. Причем не только на суше

У франков, фризов и всяких там немцев всё было не столь радужно. Как только Альфред смог прикрыть лавочку в Англии, все кому ни лень ринулись южнее. Не то чтобы викинги до того момента обходили берега будущей Франции и Бельгии-Голландии вниманием, но теперь всё стало ещё хуже. В те годы корону носил эпилептик Карл III Толстый из династии Каролингов. Пожалуй лучшей характеристикой его, как правителя, будет финал пребывания на троне - монарх был низложен знатью и лишен короны за хреновое руководство державой (ноябрь 887 года). Учитывая, что в государстве творился полнейший бедлам - этому не стоит удивляться.

Викинги ни в чем не хотели отставать от местных феодалов и творили что хотели: осаждали Париж, вырезали виноградники и виноградарей на Луаре, бухали в Нормандии, насильно улучшали демографическую ситуацию в Бретани... Проходной двор, а не франкские королевства! Карл Великий в гробу бы перевернулся, знай он, куда заведут некогда великую державу потомки.

Крест против топора плохо работает

Крест против топора плохо работает

1 мая 888 года на соборе в Меце было постановлено, чтобы на всяких христианских собраниях воспевались к Богу молитвы об избавлении от норманнов. Во многих местах в текст молебна была включена фраза: "... a furore Normannorum libera nos, o Domine! ("...избавь нас от ярости норманнов..."). В условиях полной импотенции власти светской, людям оставалось лишь уповать на помощь свыше.

Может быть помогли молитвы, а может смена короля, но дела франков немного улучшились. В 889 году скандинавы вновь осадили Париж, но взять не смогли. Примерно в то же время герцог Бретани Аланус Великий разбил крупное войско северян у себя в землях. Говорят там вырезали 14 000 викингов, но в это число так же сложно поверить, как и в то, что Аланусу помог лично святой Пётр. Число убиенных явно завышено, однако сам факт победы позволил местным воспрянуть духом.

Наметившийся прогресс перечеркнула битва в июне 891 года. Крупный отряд вторженцев шалил у Лёвена (нынешняя Бельгия), когда упомянутые уже архиепископ и маркграф подошли с юга, дабы с Божьей помощью изгнать морских людей назад за море.

Норманны вовремя узнали о гостях и спокойненько переправившись через Маас продолжили шалить на той стороне. Если верить вики, то предводительствовал ими некто Зигфрид. При этом ссылка на "Походы викингов" Стриннгольма явно не в тему - Андрес ничего такого у себя не пишет. Упомянутый там же современный труд "Викинги" (сочинитель Ласкавый) - это полная калька вышеназванных "походов", почти слово в слово. В общем неизвестно, кто именно командовал скандинавами, но если христиане его действительно величали Зигфридом, то предположу, что истинное имя - Сигурд. Таковая перестановка характерна и проявляется в героических песнях.

Войско Зунцо и Арнульфа утром 26 июня переправилось через водную преграду у Гёйле, и там остановилось. Вожди решили организовать разведку. Пока судили рядили, вдали показался отряд врагов. Далее произошло странное, но винят во всём архиепископа: будто бы он всем распоряжался, а остальные просто исполняли и ни в чем не виноваты. Войско защитников земель бросилось на группу агрессоров. Стремглав. Безо всякого порядка. Просто все вдруг побежали бить меньшее число викингосов. Те, почему-то, не захотели остаться на месте и принялись очень спешно отступать.

Карта пестрит событиями - желающие помериться силушкой богатырской в те годы точно не скучали

Карта пестрит событиями - желающие помериться силушкой богатырской в те годы точно не скучали

Дальше просто - забег с оружием закончился в ближайшей деревушке, где христиан поджидали главные силы готовой к бою пехоты в не рогатых шлемах. Зунцо и Арнульф пытались на ходу соорудить строй из разогнавшейся толпы (точно знаю - это бесполезная затея). Сигурд времени на построение не дал. Как говорится в мемасиках: "В любой непонятной ситуации делай стену щитов". Вот она-то по стаду южан и ударила. Результат предсказуем.

Есть ещё один интересный момент в описании - мол, разгром довершил удар конницы. Вы слышали о грозной викингской кавалерии? Я нет. Предполагаю тут два варианта: или на поле действительно показался конный отряд, который вступил в бой (например разведка на экспроприированных лошадях вернулась), но и тут биться с седла продолжали бы только в случае погони - в спину так рубить даже удобнее. В сражении против организованного строя скандинавы бы спешились. Ну или второй вариант: появление пугающей "конницы" приписали позднее, дабы хоть как-то объяснить разгром - во франкских землях и иже с ними это был весомый аргумент.


Кстати, "его святейшество" - предполагаемый виновник поражения сгинул в тот день. Искупил кровью, так сказать. Предстал перед Петром со словом пастора, побазарить за тактические моменты применения вооруженной паствы. До чего-то они там договорились. За сим - всё! Спасибо за внимание)

Больше материалов тут: https://t.me/pomin_history


Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526
(для тех то наглухо в танке - денежная отметка - дело сугубо добровольное, и НЕ обязательное)

Показать полностью 6
43

Сигрид зажигает - сжигая женихов!


Раз пост о мужчине, сделавшем достойный выбор не нашел особого отклика в сердцах - вот вам сказ о даме, зажигавшей и сердца, и усадьбы...

Да, в среде и среди суровых воителей Эпохи викингов обитали совсем не слабые духом девы! Сегодня у нас история о том, как сильная и независимая Сигрид НЕ захотела выходить за муж за лохов без короны на голове!

Итак, по паспорту барышню величали Сигрид, хотя есть основания полагать, что папенька с маменькой её звали Святославой. Странное имя для скандинавки, знаем, а вот для польской княжны - вполне сойдет. Происхождение дамы из рода польских властителей лишь версия, но версия достаточно обоснованная.


По другой версии, исландской, девочка родилась в пределах нынешней Швеции, в семье Скагула Тости, ярла Вестергётланда: живописной местности, зажатой между морем, Норвегией и парочкой здоровенных озёр (фанаты футбола должны знать местную команду Гётеборг, основанную немного позднее описываемых событий). Для дальнейшего повествования не столь уж и важно, на каком языке говаривала девушка до замужества - всё одно её помнят как Сигрид.

Польская панночка(?) была выдана за муж за шведского конунга Эрика, годившегося ей в отцы, ну да кого такие мелочи смущали в средние (и не только) века?! Неравный брак и староватый муж недолго напрягал девчулю - Эрик в тот же год купил билет на погребальную ладью и скоропостижно отбыл к Хель. Сигрид за супругом не последовала, решив отложить "прогулку верности" до следующего раза. Вряд ли кто-то её за это хвалил...

"Прогулка верности" - это когда на погребальный костер, или в курган, заодно с почившим супругом и жена восходила. Ей могли при этом ножиком по горлу полоснуть специально обученные помощники, но, скорее всего, вариантов было несколько

"Прогулка верности" - это когда на погребальный костер, или в курган, заодно с почившим супругом и жена восходила. Ей могли при этом ножиком по горлу полоснуть специально обученные помощники, но, скорее всего, вариантов было несколько

День хвали вечером,
жен — на костре,
меч — после битвы,
дев — после свадьбы,
лед — если выдержит,
пиво — коль выпито.

Получилось, что молодая, симпатичная дама, при хорошем доходе, осталась сама себе хозяйкой. Благо в Скандинавии законы были достаточно демократичны по женской части и подобная самостоятельность без наличия мужской половинки была возможна.


Однако, куда же от этих мужчин деться?! Желающие разделить с юной вдовушкой все горести вдовства и тяжесть богатства, нашлись мигом. Она их отваживала по мере сил, но господа упорствовали. Интерес соискателей подогревала и сама Сигрид - не то чтобы носительница бус была против нового замужества, нет конечно! Однако взять в мужья (ну а как это ещё назвать?) человека недостаточно высокого ранга - это уж увольте! В кандидаты ожидался как минимум конунг!

К большому сожалению красавицы к ней наезжали в основном "какие-то" мелкие ярлы с дружинами... Она их потчевала, спать укладывала (в гостевой комнате), но в руки не давалась. Долго такие игры в недотрогу продолжаться не могли, и когда один из давних знакомых - правитель Вестфольда (юго-восток Норвегии) Харальд по прозвищу Гренландец, женатый человек, к слову говоря, наехал аж второй раз за два года и посватался вновь: обещая развестись, достать звезду, подарить розовый драккар немецкой закладки, и выполнить вообще ВСЕ капризы желанной и ненаглядной. Сигрид плюнула и сделала ход конём...

Примерно такой домишко чаще всего являлся банкетным залом и гостиницей для дорогих гостей

Примерно такой домишко чаще всего являлся банкетным залом и гостиницей для дорогих гостей

Назойливому гостю нарыли столы в одном из домов усадьбы, не очень новом, зато достаточно обширном, чтобы вместить всю приехавшую братию, да еще некоего Виссавальда с товарищами, заглянувшего на огонек в тот же день (есть мнение, что это Всеволод, возможно Владимирович, а то и Ясносолнышкович, но это исследование точно требует отдельного поста). Два претендента на ложе РУКУ и СЕРДЦЕ сытно кушали и много пили в тот вечер (саги пишут, что наливали им самое хмельное пойло, которое только могли найти в округе люди хозяйки). Пир удался на славу, и к темноте все гости почивали, назюзюкавшись до потери сознания.


Меж тем барышня приняла окончательное решение касательно возможного замужества и сподобилась тут же довести свой ответ до обоих женихов, а заодно и до других, будущих: дом со спящими заперли и... спалили к херам, вместе со всеми приезжими.

Шах и мат в одном флаконе (бойтесь барышень-шахматисток, господа)!

Просто для информации: выбранный способ скучноват, я бы даже сказал банален, для скандинавских ссор, зато очень действенен - очередь из жаждущих погреться от щедрот Сигрид растворилась как туман после восхода солнца. Хозяйка получила передышку и прозвище Гордая (Надменная), а чуть позднее к ней начали захаживать люди уже совсем иного масштаба, и её потомок стал истинным королем Севера, но и это ужа совсем другая история...

За сим закончу свой короткий сказ, в честь милых дам. Вы нам мил разные: как сильные да независимые, так и брезгующие разводить сонм кошек. Спрячьте спички - мы хорошие ;)


Больше материалов тут: https://t.me/pomin_history

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526
(для тех то наглухо в танке - денежная отметка - дело сугубо добровольное, и НЕ обязательное)

Показать полностью 4
43

Выбор сильных духом!

Недавний мой рассказ о Снорри Стурлусоне, собирателе саг, легенд и злобных взглядов окружающих, сподвигнул вспомнить и сами саги. Приводить их здесь в полном объеме нет никакого смысла, но некоторые любопытные моменты стоит разместить - хотя бы потому, что они повествуют не столько о событиях, сколько о нравах людей той давней эпохи. Например в "Саге об Эрике Рыжем" упоминается о гибели умелого морехода Бьярни, сына Гримольфа, который, к слову, плавал к берегам Америки!

Выбор сильных духом!

"...Корабль Бьярни, был отнесен ветром в Гренландское море. Там они оказались в червивых водах, но обнаружили это, только когда корабль был весь источен червями и начал погружаться.

Они стали обсуждать, что делать. У них была лодка, пропитанная тюленьим жиром, а говорят, что червь не может точить дерево, так пропитанное. Большинство сказало, что надо посадить в лодку столько народу, сколько она выдержит. Но когда попробовали сделать так, то оказалось, что она подняла не больше половины людей. Тогда Бьярни сказал, что надо садиться в лодку по жребию, а не по знатности. По жребию вышло, что садиться в лодку должен был Бьярни и с ним почти половина людей.

Когда те, кому выпал жребий уже были в лодке, один молодой исландец, спутник Бьярни, сказал:
- Неужели ты бросишь меня здесь, Бьярни?

Бьярни отвечает:
- Так выходит.

Исландец говорит:
- Другое ты обещал мне, когда я покидал отцовский дом в Исландии, чтобы ехать с тобой!

- Я не вижу другого выхода, — говорит Бьярни. — Но скажи, что ты можешь предложить?
- Я предлагаю, чтобы мы поменялись местами, ты пойдешь сюда, а я туда.

Бьярни отвечает:
- Что ж, пусть будет так. Ты, я вижу, очень жаден до жизни и думаешь, что трудная вещь - умереть.

И они поменялись местами. Молодой исландец сел в лодку, а Бьярни перешел на корабль, и говорят, что Бьярни и все, кто остался с ним на корабле, погибли в море. А те, кто был в лодке, поплыли своей дорогой и достигли берега, и рассказали об этом случае..."


Забавно тут даже не то, что Бьярни предложил честный жребий, хотя был хозяином корабля и мог спокойно рассчитывать на место в лодке, и даже не то, что сын Гримольфа обладал железными яйцами и невозмутимо поменялся с малодушным.

Главный интерес представляет оценка окружающими. Рассказчик, а саги долгие лета передавались изустно, полностью на стороне морехода, и даже не сохранил для потомков имя молодого исландца, как не достойное упоминания. Спасся? Ну и шут с ним - всё равно помрёт. Не о чем тут говорить...

Для сравнения вспомните ситуацию с поджогом храма Артемиды в Эфесе - там засранцу с факелом таки удалось попасть в учебники Истории - O tempora, o mores!
Не надо так!

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Больше постов на разные темы тут: https://t.me/pomin_history

Показать полностью 1
60

Снорри Стурлусон

Без данного персонажа невозможно представить образ и знания о Эпохе викингов, скандинавской мифологии, культуре, быте и прочее прочее. Да, жил он чуток позднее, но достаточно близко к интересующим нас векам, чтобы обычай и те же саги были переданы им почти из первых уст.

Происходил фольклорист из рода Стурлунгов и в истории Исландии ещё надо поискать более известную фамилию! Эти ребята устроили на острове борьбу за власть длиной в несколько десятков лет – этот период, собственно, даже назвали Эпохой Стурлунгов. В наше время про это сняли бы сериал, в тринадцатом веке ограничились сагой. К слову, сохранилось два экземпляра тысяча семьсот мохнатого года, а так же имеется несколько переводов на русский.

Снорри воспитывался не дома, а в семье, тянущей корни к норвежским королям. Содержанец выделялся умом и сообразительностью - он весьма успешно освоил историю, право (законоговорителем на ровном месте не становятся - таковой должен ПОМНИТЬ все законы). Где законы, там и умелое изустное мыслевыражение - без этого на тинге вас гнилой редькой забросают. Проявившийся талант скальда был весьма кстати будущему политику!

Альтинг - место тяжб, выборов и разговоров - народная власть в Исландии

Альтинг - место тяжб, выборов и разговоров - народная власть в Исландии

Кстати, на содержание в чужой род, наш герой попал не из-за бедности. То была обычная практика воспитания вдали от дома. Корни обычая теряются в глубине веков. Конкретно же в семью исландца Йона Лофтссона (того самого - с королевским корнями) Снорри попал по юридической причине – жена родственника Йона, в религиозном припадке решила выколоть отцу Снорри глаз, сделать этакий косплей на Одина. Получилось из рук вон плохо - пострадавший отделался шрамом на щеке да легким испугом, а вот род виновной попал на основательную виру (выкуп/компенсацию). Дабы родственники на разорились в хлам (или не стали чередой могилок) Йон предложил взять юного Стурлусона себе на воспитание. Учитывая знатность Лофтссона - это было почётное предложение. На том и разошлись.

К восемнадцати годам, помимо великолепной эрудиции, Снорри обзавелся и собственными землями (как приданое невесты) и определенной известностью среди сильных мира сего в северных масштабах. Побыв несколько лет на должности законоговорителя (это как спикер Парламента, только на тинге), он заскучал в Исландии и взял билет на ближайший драккар в Норвегию - мир повидать. Цели поездки можно обрисовать словами Шурика из известной комедии:

"Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты…"


Записать это всё Снорри, очевидно, удалось. Однако, его известность была и плюсом и минусом: королю Хакону не нужны были сказки, ему нужен был дипломат, что сможет решить норвежские вопросы в Исландии. То есть убедит население острова признать власть Хакона IV. В итоге Стурлусон оказался между двух огней – он хотел погрузиться в сказания, а все остальные хотели макнуть его в политику.

Пришлось совмещать. Ратуя за объединение Норвегии и Исландии, Снорри попутно выбивал себе власть в последней. Пожалуй, наш герой таки хорошо подходил для роли политика: он и в политических вопросах повиливал как флюгер на ветру, и по койкам прыгал не особо задумываясь о мнении жены. В общем - человек великих свершений и низких социальных устоев!

Исландия эпохи народовластия (тинги, альтинги, законоговорители и прочее) с 930 по 1262 годы

Исландия эпохи народовластия (тинги, альтинги, законоговорители и прочее) с 930 по 1262 годы

В Исландии, тем временем, начинается гражданская война – та самая, про которую была впоследствии написана сага. По некоторым сведениям, Снорри был одним из зачинщиков веселья. Там было всё, чем пестрят саги - кровушка, наветы, подлость, отвага, чужие жёны... Тут еще и король Хакон вспомнил, зачем он Стурлусона в Исландию отправил. Результатов то ни на грош, а подарен корабль, между прочим, и другое добро! Получилось, что сказителя искали и внутренние и внешние враги. Так долго продолжаться не могло.

Снорри погиб в полном соответствии с традициями гордых викингов! Нет ничего славнее, чем поджечь длинный дом врага и порубать у дверей всех (да, детей тоже можно - они же вырастут!), кто попытается из огня выбраться. Снорри погиб в огне. Нападением, к слову, командовал его бывший зять. Саги они такие.

Любимый способ решения проблем в Скандинавии тех лет - сжигание усадьбы "проблемного человека" вместе со всеми человеками

Любимый способ решения проблем в Скандинавии тех лет - сжигание усадьбы "проблемного человека" вместе со всеми человеками

В итоге, Норвегия таки поимела власть над островом – правда, не мирно, как того хотел наш герой, а огнем и мечом. Вместе норвежским влиянием в Исландию пришли большие перемены, и не сказать, что позитивные. Какие – читайте у иных классиков, например у Стриннгольма.

А мы тем временем вспомним то, чем всё-таки хотел жить Стурлусон – поэзию, искусство и прочее прекрасное. Собранные, заботливо переписанные и скомпонованные саги до сих пор будоражат умы любителей суровой северной красоты. Популярны так же песни о совсем уж легендарных временах, когда боги вступали в перепалки за кружками пива, а проигравших в споре кишками приматывали к скалам. Старшая и Малая Эдды, Сага об Олафе Святом, Круг Земной и многое-многое другое. Снорри даже учебное пособие для скальдов успел написать!


Больше тут: https://t.me/pomin_history

UPD:

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Показать полностью 4
57

Хорик - "не совсем" король данов

Пост навеян комментариями в предыдущих материалах, мол, чего это я только позднюю часть Эпохи викингов затрагиваю. Оке, пойдем в былинные века!

Речь пойдет о конунге Хорике, известном большинству по яркой роли в исполнении Донала Лога. Да, это тот самый дядя, череп которого Рагнар расколбасил несколькими мощными "бычками". Как ни оторвано творение Майкла Хёрста от исторических реалий, но персонажа он взял историчного, хотя бы и почти не мелькающего в книжках.


Хорик был одним из вождей на землях данов в первой половине IX века. Он вышел на арену местных разборок, случившихся после смерти предыдущего "главного" властителя Хемминга, примерно в 812 году. Надо понимать, что королём умерший не был, экстраполировать наше представление о феодальном государстве на Данию эпохи викингов будет большим перебором. Просто "первый среди равных", "самый главный фюрер", или что-то подобное. Притом степень влияния правителя на другие области скорее всего была оформлена на местных тингах, где всё взрослое население какого-нибудь фюлька присягала конунгу громко шумя и поднимая руку с оружием (давний обычай германцев, перекочевавший и в раннее средневековье). Если почитать саги, то станет очевидным, что свободные люди могли быстро изменить своё мнение, и на следующем тинге крикнуть конунгом кого-то ещё. Например кого-то, кто в данный конкретный момент времени находился на собрании с крепкой дружиной и намекал, что неверный выбор закончится пожарищем и массовым убийством. Таких случаев уйма - настоящая демократия!

Потому не стоит удивляться, что Хорик стал самым главным только на семь лет. В 819 году его враг, сбежавший ранее, смог выставить больше войска и нашему герою пришлось подвинуться. Ещё бы не подвинулся, когда его соперник (имя ему Харальд) метнулся к государю франков Людовику I Благочестивому и, дабы задобрить покровителя, даже крестился. Причем дважды! Видимо один обряд крещения - это как-то не убедительно...

Людовик I

Людовик I

В итоге всё вышло как в плохой комедии - да, Харальд стал совсем главным, но Хорик тоже был не лыком шит - тоже прогулялся к Людовику и к 826-827 году вернулся на Ютландию, где занял первое место уже окончательно. Это при том, что окунаться в речку с головой, поминятке не пришлось. Он так и помер язычником, хотя в самом конце жизни разрешил построить одну церквушку в торговом граде Хедебю. Расстроенный Харальд вернулся к Людовику, мол, как же так? Король погладил обиженного крестника по волосам, дал ему надел во фризских землях, и.. посоветовал больше никогда не соваться в Данию. Вот такая геополитика от жителей IX века.

Последующее правление Хорика не примечательно. Остались лишь упоминания о частых матерных жалобах франкского короля на деяния бравых ребят, подкатывающих к берегам фризов на драккарах с датскими регистрационными номерам, и разоряющими побережье. Наш герой в ответ слал заверения, что это всё маргиналы и люмпены двуухие шалят. Он, мол, только редиску выращивает и налаживает развитие социальных инициатив, а грабители просто случайно заглянули к соседям - штормом прибило. Ну, а резкие скачки смертности мужского населения в время высадок, равно как исчезновения всех богатств и женщин - это от антисанитарии и несоблюдения правил личной гигиены. Баснописец Крылов курит в сторонке.

Ежели серьёзно, то говорят, что Хорик делал всё от него зависящее, дабы викингов наказать. Даже казнил кого-то. Возможно и так, но вряд ли конунг мог действительно масштабно бороться с "пиратством". Если бы вождь начал всерьёз напрягать население по поводу того, кто и как на жизнь зарабатывает, то правление его вряд ли затянулось бы на три десятка лет.

Собственно в сериале относительно не плохо показаны взаимоотношения местного вождя Рагнара и Хорика. Да, Лодброг конунга уважал (на словах), да, они шли вместе до первого перепутья, но когда случилась размолвка один из мужчин тут же сделался удобрением для придорожной травы, а второй пошел дальше. Кстати говоря, эти двое вполне могли знаться - имеются куцые сведения, что Рагнар хвастал перед правителем богатствами, привезенными из похода на Париж в 845 году. "Вождь данов" при этом грабителя не казнил, не наказал, и вообще ничего не сделал - это к вопросу о реальности борьбы Хорика с викингами. Однако и эпизод со смертью поминятки от ударов табуретом должен был бы выглядеть несколько иначе. Как по участникам сцены, так и по форме.

Рагнар не убивал нашего героя. Есть мнение, что в 854 году на ютландские земли вернулся племянник вождя, изгнанный Хориком ранее из страны. Разговор молодого викинга с дядей в истории не сохранился, но Хорик его не пережил. Могу только предположить, что вряд ли воин с мечом/топором/автоматом Калашникова в руке долбился бы лбом о череп родственника. Зачем? Прирезал и всего делов. Тут и сказочке конец.

Больше тут: https://t.me/pomin_history

UPD:

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Показать полностью 3
40

Последняя битва Святого(?) Олафа

Продолжу серию викингосских сказаний Олафом за номером Два - Первый у нас открывал бал, несколько ней назад, пора бы и его тезку вспомнить. Тем более в прошлом материале и отмечали пересечения биографий обоих героев.

Часть 1. Жизнь


*тиканье секундомера, папка с личным делом, голос Ефима Захаровича Копеляна...*


"Олаф II Харальдссон, он же Олаф Святой, он же Олаф Толстый. 995 года рождения.

Сын конунга Харальда Гренске (Гренландца) и праправнук Харальда Прекрасноволосого; Харальд Суровый (тот, который дожил до 1066 года) был его единоутробным братом."

До 14 лет не замечен, не привлекался. Затем жизнь будущего святого пошла бурно и совсем не свято. Четыре года Олаф воевал в Англии (сначала за данов, потом переметнулся к англо-саксам - O tempora, o mores!). В 1013 году принял христианство, крещён в Руане и поступил на службу к английскому королю в изгнании Этельреду. Помог вышеупомянутому монарху вернуться на Туманный Альбион, где вновь Сражался против упомянутых данов.Успешно сражался - через пару лет, то есть в 1015 году, наш герой вместе с епископом Зигфридом отплыл в Норвегию, где бонды и ярлы провозгласили его королём.


Правление, в итоге, затянулось на добрый десяток лет. И хоть и начиналось всё почти как в сказках - женитьба, эль, проповеди. Однако, закончилось, как в поговорке...

Начнем с женитьбы. В 1017-1018 Олаф неудачно посватался к дочери тезки и коллеги из Швеции (Олафа Шётконунга) - Ингигерде. Неудачно потому как дама вышла за Новгородского князя Ярослава Мудрого. Наш герой страдал очень сильно, но очень не долго - махнул рукой и женился на сестре сбежавшей невестушки - Астрид.

По истории с Ингигердой можно пару мыльных опер снять, но денег нету((

По истории с Ингигердой можно пару мыльных опер снять, но денег нету((

Оженившись, Харальдссон занялся делами государства, развернув кипучую деятельность по реформированию вверенного ему общества. Большой промах, учитывая, что его предшественники занимались походами, и не лезли в дела бондов, и это радовало народ (ну сами посудите, какая Эпоха Викингов, без, собственно, походов, "в викинг"?).


Учесть можно и тот недавний пример, в котором попытки переделать мировоззрение - мол, Бог один, а не Один, и уж тем более не Тор, и тд и тп, уже отправили в рай/ад/Вальгаллу (нужное подчеркнуть) ещё одного Олафа, который Трюггвасон (из прошлого моего повествования). Он тоже был королем Норвегии, правда лишь 5 годков. По прошествии оных, неблагодарные поданные отправили венценосца на тот свет, разбираться как же в точности выглядит потусторонний мир. Олаф Второй не мог эту историю не знать, но упорствовал...

Новое мировоззрение требует жертв несогласных (с)

Новое мировоззрение требует жертв несогласных (с)


По-первости народ терпел. Какое-то время...


Когда же конунг в костёр борьбы с язычеством добавил сокращение "свобод" с целью усиления королевской власти, и изменения в системе сбора податей (ну, как же без налоговой реформы и цифровизации), подданные взялись за топоры. Большая часть старой знати и бонды встали на сторону претендовавшего на власть в Норвегии короля Англии и Дании Кнута Великого. Запахло Джордано Бруно.

Как власть решает проблемы внутреннего недовольства? Правильно - находя внешнего врага. Работает, проверено десятки раз. Есть только одно "но": внешнего врага обязательно нужно нагнуть, иначе, внутренние проблемы резко усугубляются (см. начала ХХ века в Российской Империи).

Итак. Олаф собрал товарищей и пошел воевать (1027 год). Далеко идти было лень, поэтому воевать он пошел к соседям, в Данию. Там и огрёб, да так, что вынужден был бросить корону, реформы да и саму Норвегию - первым же рейсом сын Харальда, транзитом через Швецию, отправился в... Новгород! Мёдом там для норвежцев намазано, не иначе! Видимо понятия "залечь на дно" и "свалить в Новгород" для королей Норвегии тогда были тождественны.

Сами решайте кто тут который из Олафов

Сами решайте кто тут который из Олафов

Очутившись в спасительных далях, беглый правитель повел себя очень уважительно по отношению к принявшему его князю Ярославу. Гонял на охоту, жрал в три горла (прозвище "Толстый" просто так не дают), да и вообще, чувствовал себя как дома. Настолько, что, если верить саге, княжна Ингигерда (да-да, та самая сбежавшая невеста) "имела с ним тайную любовную связь". При этом и Ярослав, муж барышни, и Астрид, жена полюбовника, всё ещё здравствовали. Кстати, в 1030 году родился будущий князь киевский Всеволод, первый из великих князей "всея Руси". С - совпадение!

Но мы отвлеклись. Пока святоша вкушал нелёгкой доли в Новгороде, норвежский престол занял Кнуд I Великий - истинный Король Севера, не чета Старкам из "Игры престолов". Новый король нашел климат в районе фьордов непригодным к проживанию, посему поставил "наместником" некоего ярла Хакона Эйрикссона, а сам вернулся в Англию (где он тоже был королем, ну так получилось).

Отдохнув пару лет, Олаф Харальдссон, решил, что пора возвращать корону (а может Ярослав что-то прознал да заподозрил), засобирался, в общем, норвежец в Норвегию. Там, как раз, по слухам, скоропостижно утонул этот самый наместник. Как не воспользоваться удачным моментом?

Часть 2. Смерть.

1030 год. Олаф повел себя мудро - один решил домой не соваться, поэтому сначала заехал в Швецию, кликнул товарищей. В число оных вошли брат возвращенца - Харальд, настолько буйный для своих 15 лет, что заслужил среди друзей прозвище "Суровый". Кроме братца, слова Олафа нашли отклик в сердце ещё одного родича Дага Хрингссона и дюжине сотен его людей. Долго ли коротко, но к моменту встречи с войском бондов-язычников Харальдссон привел около четырех тысяч человек.

Группа встречающих была "несметной", если верить сагам, так что сочтем превосходство бондов двоекратным (максимум), и будет об этом. Руководили силами "самообороны Норвегии" замечательные мужи с примечательными именами: Харек из Тьотты, Кальв Арнассон (ранее служивший Олафу Святому, да передумавший) и Торир Собака.

Сама встреча произошла при Стикластадире, километрах в семидесяти от Тронхейма, а вот с датами есть нюанс. Сага повествует, что состоялась она в конце июля, и она же (сага) сообщает, что было солнечное затмение. Астрономы насчитали таковое только 31 августа... В целом, для нас сейчас это не так важно - почти 1000 лет провшло.

Мемориальная стела, посвященная битве при Стикластадире

Мемориальная стела, посвященная битве при Стикластадире

В отличие от современности, тогда лидеры сами вели вперед свои полки. Пожалуй, это было намного честнее. Как там у классика:

Представь, что цари бились бы сами, вот было бы зрелище.

Итак, по письменным источникам, Олаф выхватил меч и крикнул: "Вперед, вперед, люди Христа, люди креста, люди конунга!". Люди послушались. Началась рубка. О тактике источник умалчивает, да и мало в те годы было тактических изысков, зато бойня вышла знатная, определённо. Позднее, Снорри Стурлусон, автор "Саги об Олафе Святом", перечисляет поименно далеко не одного павшего знатного воя, а уж простых бондов полегло не счесть.

Битва битвой. Но где же наш воин Христа? А! Вот он бьётся в первых рядах. Олаф рубился с Ториром Собакой и ранил его. Возрадовался христианин, но, судьба-злодейка, выкинула фортель. Вскорости Олаф получил сразу три удара: Торстейн по прозвищу Корабельный Мастер ударил его секирой по ноге, оправившийся от раны Торир Собака (не отсюда ли "заживет как на Собаке?") ранил Олафа копьем в живот пониже кольчуги (этот момент был запечатлен Петером Николаем Арбо на полотне, посвященной битве при Стикластадире - картина ниже, но историчность матчасти там хромает сильно), последний смертельный удар Олафу нанес предводитель бондов Кальв Арнассон, ударив противника мечом в шею (контрольный в голову!).

После смерти полководца, началась форменная резня его сторонников. Был ранен и сводный брат Олафа - Харальд Суровый. Он (Харальд) затем скрылся в Швеции, откуда и бежал ... в Новгород! (точно мёдом там намазано).

Дольше всех сопротивлялся Даг Хрингссон, с дружиной. Он даже смог обратить часть противников в бегство. Дело креста ещё могло выгореть! Не срослось - бонды перегруппировались и побили пришлого наглеца.

Дальше будет сказочка... Если верить сагам, Торир Собака после боя уважительно отнесся к телу Олафа: положил труп на землю, накрыл его, а также решил вытереть кровь с лица... как вдруг, по легенде, произошло чудо! Огромная рана на теле убитого будто бы зажила сама собой. Это поразило Торира, и позже он стал первым, кто признал убиенного святым. Переобулся Собака!

Как бы то ни было, прославление Олафа как нимбоносца состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году — в этот день епископ Гримкель, с согласия конунга Свейна и "по решению всего народа (ой ли...) объявил, что Олаф конунг — "святой" и перенёс его останки в церковь Св. Клемента, основанную Олафом Первым в Тронхейме. Окончательно в список довольствующихся манной небесной, северянин вошел в 1164 году, когда папа Александр III официально причислил его к лику святых.

Над могилой Святого Олафа за 230 лет построили вот такую красоту. Начали в 1070 году.

Над могилой Святого Олафа за 230 лет построили вот такую красоту. Начали в 1070 году.

Ныне Святой Олаф считается покровителем Норвегии, а так же является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым и на Западе и на Востоке (Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии креститель и просветитель норвежцев).

В России имени святого Олафа были освящены храмы в Новгороде и Старой Ладоге. На Ильмене он жил и (#ноэтонеточно) любил, а на Волхове проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, родственника Ингигерды, так как между Олафом и Ингигердой была "самая большая дружба" ;)

За сим предлагаю заканчивать чтение и переходить к делам рабочим - вторник сам себя не проживет! Хорошего вам дня!

Больше тут: https://t.me/pomin_history

UPD:

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Показать полностью 8
53

Дети бедных. Норвегия


Небольшая зарисовка о нравах и обычаях, так сказать...

Поговорка не имей сто динариев, а имей щедрых родственников, стара как мир. Один из ярких примеров её справедливости мы можем увидеть при изучении норвежских законов XII века (датировка расплывчата, многие акты явно попахивают бОльшим архаизмом).

Так, в титуле "О бедствующих" сказано, что в случае, если бонд впадет в крайнюю нищету, то его малолетних детей нужно передать родственникам его и его жены.

Терпимо, в общем. Да, нахлебники, но все ж у родни. А вот быть ребенком нищего вольноотпущенника в те времена было весьма вредно для здоровья. Таковые чада считались "обреченными на могилу". Им буквально выкапывали яму на кладбище, всех помещали туда и... оставляли. Последнего выжившего должен был вытащить назад на свет Божий и выкормить господин родителя. Остальных... "на братских могилах не ставят крестов"...

Сериал "Викинги" покуривает в сторонке.

Желаю вам всяческих, в том числе - финансовых, благ! А то - детишек жалко...
Больше тут: "Пьём помин!"

Дети бедных. Норвегия

UPD:

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Показать полностью 1
77

Олаф Трюггвасон. Викинг, конунг, смельчак!

Наш сегодняшний герой погиб в сентябре 1000 года. И вот тут первая интересность - погиб то Олаф, как и подобает викингу - в сражении, да имеется в этом деле нюанс - не от меча сгинул сын Трюггви. Хотя переживать за опоздание поминятки на Вальхалла-экспресс не стоит - с язычеством усопший завязал за несколько лет до смерти... Короче, расскажем по порядку, а то долго плутать будем.

Было у Трюггви Олафсона три сына..., но это если в сказке, а вот в реалиях не задалось: у обозначенного норвежского конунга действительно имелось трое детишек. Только сын был один.

Дочери откликались на имя Астрид и Ингеборга. Первая нам не очень интересна, а вот вторая станет женой некоего Рёнвальда Ульфсона. Этот муж был посадником в Ладоге при Ярославе Мудром и приходился двоюродным дядей Ингегерде - жене упомянутого князя. Зачем мы это написали? Потом поясню. Помечу как (1). Далее просто буду оставлять номера, а разъяснения их найдете в самом конце - в PS.

Остается сынок. Это как раз герой сегодняшнего повествования - Олаф.

Мальцу не повезло со спокойным детством - отец его был подленько убит кузеном Гудрёдом во время мирных разговоров в год рождения сына. Мама, будущего короля Норвегии, ещё одна Астрид, оказалась женщиной разумной, способной оценить плачевные перспективы встречи с убийцами мужа. Вспомнив, что она дочь не последнего человека в соседней Швеции, дама упаковала вещи, прихватила сына, и испарилась в сторону границы, мол, "папа, выручай". Годика через три-четыре, Астрид почуяла, что убралась не так далеко от Норвегии, как хотелось бы. Навигатор, выдал ей новый маршрут: чемодан+сын и... в Новгород (2) - это и далеко, и там братец Сигурд служит у конунга Вальдемара (будущего "Красно солнышко").

Северный кусок пути "Из варяг в греки" - это и не совсем Тьмутаракань для скандинавов - сородичей много вокруг, опять-таки, но и не сама Скандинавия, где могли прирезать за здрасти. Удобное место для релокантов

Северный кусок пути "Из варяг в греки" - это и не совсем Тьмутаракань для скандинавов - сородичей много вокруг, опять-таки, но и не сама Скандинавия, где могли прирезать за здрасти. Удобное место для релокантов

Злоключения вдовы на этом не закончились. По пути в Гардарику на судно напали пираты, и отправили в полурабство маму с сыном на 6 лет. Что примечательно записных "викингов" ограбили... эсты. Прибалтика - дело тонкое!

Прежде чем продолжить, вспомним важную часть товарно-денежных отношений того времени. Чем тогда занимались князья? Правильно - воевали. А как воевать, если производственной деятельностью дружина не занималась? Правильно - нужно силой отжать плоды чужого труда, ну или просто налогом подать назвать и узаконено ограбить. Владимир от других князей ничем не отличался и в начале 70-х годов Х века отправил Сигурда к эстам, погостить и дань собрать. Сигурд привез в Новгород себя, дань, и Олафа - чудом найденного и узнанного. Сценаристы "Санта-Барбары" грустно курят.

Полюдье - один из главных способов содержания войска в раннем средневековье - полгодика погостили вои за стенами города на чужих харчах и все довольны

Полюдье - один из главных способов содержания войска в раннем средневековье - полгодика погостили вои за стенами города на чужих харчах и все довольны

С десяток лет сын Трюггви жил при Владимире. Рос, службу служил, и вообще выделялся. В дружину был зачислен с четырнадцати лет. Славился по военной части - сильным воином вырос. Саги сказывают, что Олаф мог рубиться двумя мечами одновременно, метать два копья за раз, и вообще с места прыгал выше своего роста - олимпионик, не иначе! Настолько выделялся молодой норвежец при княжеском дворе, что отправил его Владимир на все четыре стороны, от греха подальше.

"Ну и хрен с вами!" - подумал поминятка и ушел за море. Да не за одно! Основательно поплавал: воевал в Швеции, Ирландии, женился в Польше, схоронил жену, втоптал в грязь войско Эссекса в Англии, воевал в Шотландии, Уэльсе. Славно жил - зарезанный папа наверняка мог гордиться наследником.

И же надо такому случиться: повстречал наш славный викинг оракула на своем жизненном пути. Ведун узрел в кофейной гуще для сына Трюггви великие свершения, корону, можно сказать, да вот есть незадача - веру требовалось сменить, да многих в новую веру обратить. Заодно оракул накаркал посетителю, из которой будущий конунг чуть ли не чудом убережется, типа - как сбудется, знай - правду я вещал. И ведь всё точно получилось - попал Олаф в предсказанную передрягу, и таки принял христианство. В довесок - ещё раз женился - на ирландке, дочери правителя Дублина.


Отметим, что наш герой совсем не чурался гадания, даже славен был им. Не мог он не понимать силу воздействия слов, приписанных велению свыше. Учитывая, что история с прорицанием весьма удачно и вовремя легла в вектор действий викинга, стремившегося стать конунгом, признаем: если бы оракул ничего интересного сыну Трюггви не сказал, что самому сыну Трюггви стоило выдумать всё, что ему было нужно, лишь бы приободрить сторонников.

(картинка выше - как один из хрестоматийных примеров приспособленчества морских путешественников - как вы подобное изделие подвесите, тем оно и будет - за морду, и у вас молот Тора, наоборот - крестик. Приведено для наглядности "схемы" происходящего, лезть в глубины конкретно по данной находке, не будем)

Ну, а касаемо принятия христианства - тут всё просто. У большинства скандинавов не было сложностей со "сменой" веры, в том плане, что они, по факту, подходили к новому Богу как к еще одному в пантеоне "родных" и привычных им асов и ванов. Викинги признавали право сильного. Очень практичный подход - жертвы нужно приносить тому, кто решает вопросы в данной местности. Если в условной Франции христианский Творец сильнее далёких Одина и Тора, то именно его следует просить о помощи. По крайней мере, пока за бортом любимые фьорды не замаячат.

Итак. Через некоторое время, монотеист Олаф внезапно вспомнил, что он не только сын Трюггви, но и правнук Харальда Прекрасноволосого - собирателя норвежских земель. Пророчество опять же имеется! Недолго поразмыслив, норвежец решил вернуться на историческую родину, заодно заявив права на правление этой самой Родиной. Масштабно мыслил наш герой! Время для миграции было выбрано подходящее - аккурат в тот самый момент норвежские бонды подняли восстание против действующего руководителя, Хакона. Олаф подсуетился, победил в паре битв, отрубил пару очень важных голов, убедительно рассказал предвыборную программу на всеобщем тинге, и вот перед нами король Норвегии Олаф I Трюггвасон! Шёл 995 год. Skol!!

К сожалению, с секирой да копьем поминятка управлялся лучше, нежели со скипетром и державой. Малоопытный политик сразу же допустил две крупные ошибки.

Во-первых он начал крестить народ (3). Народ, то бишь свободные бонды, вчерашние помощники и выборщики Олафа, негативно отреагировали на попытки влезть в порядки отцов. Тем более, когда свободным людям стали рассказывать, что теперь они "рабы Божьи". Вольный народ нахмурился, и потянулся за избирательными бюллетенями - то есть топорами. К слову, многие приняли нового Бога спокойно - именно с посыла Олафа крестили Гренландию и Исландию.

И тут король совершил вторую ошибку - решил жениться. В очередной раз. Невесте (имя ей - Сигрид) было поставлено условие - она примет христианство. Сигрид, как женщина свободная, отправила Олафа по матушке. Трюггвасон обозлился и съездил невестушке по личику. Та боксом не занималась, но намекнула, что лепешку расшибётся, однако грубияна на тот свет отправит. Не откладывая обещаний на потом, дама вскорости стала женой короля Дании - Свена Вилобородого. Олаф же плюнул и женился на сестре Свена, Тюре. Та как раз в одностороннем порядке развелась с польским муженьком. Кстати, первая жена Олафа была... дочерью данного персонажа. Сценаристы сериала "Санта-Барбары" устали курить.

Сигрид Гордая - дама, достойная отдельного сказа!

Сигрид Гордая - дама, достойная отдельного сказа!

И вот срослось! Просто не было вариантов у Свена, кроме как пойти в Норвегию: бонды Олафом не довольны - датчанина зовут, жена пилит - сходи, мол, по морде этому супостату надавай, за меня. Как тут не пойти?

При всех своих недостатках, как политика, воином Олаф был выдающимся. Трусость не значилась в числе его недостатков от слова СОВСЕМ! Собрав друзей да провожатых норвежец взошел на палубу и занялся привычным морским делом. Для начала наведался к бывшему мужу новой жены. За её приданным. Имущество успешно перешло из рук в руки, а вот обратный путь в Норвегию у жениха не задался...

Сказывают, что обманули Олафа, убедили в безопасности моря Балтийского. Конунг поверил, что странно. Как бы то ни было, в обратный путь, норвежец шел малой флотилией - его "Великий Змей" и ещё десяток судов.

10 сентября 1000 года (хотя есть версии и 9 и 11 числа - не велика разница) в проливе Эресунн (Øresund) эскадру ожидали (о месте битвы есть споры, но мы их обсуждать не будем). Примем за веру координаты из саги:

"Позади острова, называемого Свёльдер, что лежит недалеко от Славии"


11 судов короля Норвегии встретили примерно 80 кораблей. Тут сын Трюггви поступил как... ээээ, как герой! Вместо потакания нытью дружины, мол мало нас, поплыли в сторонку, огородами прокрадёмся, вождь приказал связать суда и дать бой (тут должна звучать очень героическая музыка):


"Я никогда не бежал из битвы. Пусть бог распорядится моей жизнью, но я никогда не обращусь в бегство".

Битва не изобиловала разнообразием тактик и хитросплетением стрелочек на карте. Флоты сомкнулись, и на палубах началась жесточайшая рубка тел на запчасти. Что характерно, сначала норвежцы даже одерживали верх, но численное превосходство таки сказалось - полностью окружив суда Олафа, датчане, шведы, а затем и его соплеменники из оппозиционной партии, сжимали кольцо, вырезая защитников монарха.

Сам Олаф I Трюггвасон погиб одним из последних. Окруженный на носу "Великого Змея" он прыгнул за борт и оставил некоторую недосказанность в вопросе своей смерти - тело так и не нашли, что породило слухи, легенды и тд. Мы их обсуждать не будем - пора сворачиваться!

Памятник Олафу Первому в Тронхейме - он тут еще и как основатель города выступает

Памятник Олафу Первому в Тронхейме - он тут еще и как основатель города выступает

Вспомним добрым словом Олафа, сына Трюггви, а вместе с ним и всех погибших в битве при Свёлдере. Вспомним так же вису скальда Халльфреда:

Живого ли славлю
Я вождя, иль умер
Сей потатчик крачки
Пляски палиц аса?
Разно бают вязы
Сеч, двояки речи.
Твердо лишь, что в буре
Стрел всесильный ранен.

PS Обещанная расшифровка смысла цифр в тексте.

Судьба Олафа I Трюггвассона тесно переплетается с судьбой его тезки Олафа II Толстого (Святого), правившего Норвегией на три десятка лет позднее. Посудите сами:

(1) - Ингеборг, сестра Олафа I Трюггвасона вышла замуж за Рёнвальда - дядю Ингигерд. Последняя была женой князя Новгородского Ярослава Мудрого, но, при этом, к ней ранее сватался Олаф II Толстый. А когда дела в Норвегии у Второго Олафа пошли туго - вот Вам (2), он уплыл.. в Новгород, и, как говорит сага, ОЧЕНЬ дружен был с Ингигерд. Ну и (3) Олаф II таки тоже был королём Норвегии, и таки тоже крестил народ... несколько более успешно, чем предок, но закончил аналогично - восстание и битва при Стикластадире, где тезка нашего героя получил копьем в живот и отправился на тот свет выяснять, Один его дожидается или же апостол Пётр. Сценаристы сериала умерли от рака лёгких. Конец.

Больше тут: "Пьём помин!"

UPD:

Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!