Большой Террор сам по себе, разумеется - не фейк. Фейк - это всё то, что вокруг него наворотили, причём - с обеих сторон.
У нас почему-то принято считать, что Партия была "едина и неделима", и строем шагала в Светлое Будущее во главе с Вечно Живым Лениным, а потом - Сталиным и далее по тексту.
Это не так. Срачи, тёрки, разборки и прочая подковёрная возня, составляющая нормальную политическую жизнь, шла еще даже до того, как все они воедино-то собрались. Если вы думаете, что "срач в комментариях" придумали только с появлением интернетов - я имею вас сильнейше удивить.
Проблем была масса. Во-первых, каждый из Великих Отцов-Основателей имел свой собственный взгляд на вещи. Они друг с другом соглашались по определённым вопросам, а по другим - яростно не соглашались. Но это - полбеды, для этого и существовала "партийная дисциплина", проблема была в том, что каждый из них был старым (не по возрасту, по стажу, так сказать), заслуженным и вот это всё, с которым более молодой поросли и спорить-то неудобно. В итоге они начали сколачивать внутри партии группки единомышленников, в которых основным стало не то, об чём все были согласны, а то, об чём лидер данной конкретной группки был _не_ согласен с остальными. Борьба с фракционностью была довольно долгой и началась практически сразу после Революции. Потому что пока Революцию совершали - каждая пара рук была в тему и на мелкие разногласия закрывали глаза ради общего дела, а когда пришло время решать "как дальше жить будем" - тут эти самые разногласия и встали в полный рост.
Кто-то добросовестно заблуждался - таких удавалось переубедить, что называется, "на спиче", объяснить им их заблуждение (и к чему оно может привести), и они потом добросовестно двигались в русле Генеральной Линии.
Другие упирались рогом и их с позором ставили на лыжи. А третьи... Третьи (два штуки самых известных - это Бухарин и Троцкий) начали сколачивать подпольные организации для вооружённой борьбы. Бухарина взяли за филейные части сравнительно быстро - конспиратор из него оказался хуёвый. Что характерно - он _дважды_ соскакивал именно на том, что "да я, с первых дней, с вами вместе, как могли подумать!", но в третий раз доказательства собрали совсем уж железобетонные.
А вот с Троцким намучались знатно. Но об этом - чуть позже.
Еще одна проблема была в том, что "не коммунистами едиными". Помимо проблем внутри Партии - оная Партия была весьма малочисленной и в одно жало Революцию не потянула бы. Пришлось блокироваться, сиречь - заключать политические союзы и альянсы. Опять же - со всеми, кто хотя бы издалека был похож на левого. Обо всех перипетиях межпартийного взаимодействия в тот период я рассказывать не буду: люди гораздо умнее меня уже сотни часов записей на Запрещённотуб выложили, а конца не видать. Отмечу только одно:
В течение всего того неспокойного времени, пока в стране одна за другой гремели три Революции (про Пятый год не забываем, ага), была... Даже не партия (не, партии такие тоже были, но речь не о них), а, скажем так, группа, работавшая _внутри_ антибуржуазно настроенных граждан в интересах буржуазии.
Буржуа были бы дураками, не заведи они такую группу, ага. Они прекрасно видели, чё творится, и понимали, чем им это всё грозит. Основной задачей сей группы был "выпуск пара в свисток", в идеале - требовалось свести всю борьбу к "битве за парламент" и профсоюзам. В Парламенте любую революционно настроенную партию тут же превратили бы в то, что в наши дни носит название "КПРФ", а профсоюзы не менее стремительно пожелтели бы. Удобно же. Как это происходило и происходит - видим по всей Европе.
Группа эта в разное время носила разные названия, самое раннее, что я помню - это "экономисты" (те, кто топил за то, что нужно выдвигать только экономические требования, и не лезть в политику. Чем такое кончается - см. "Жёлтые Жилеты"). Также они были известны, как "Меньшевики", с ними в меру сил боролись, но даже после разгрома меньшевиков группа никуда не делась.
Тут мы подходим к сути, к Большому Террору. Я, всё-таки, склонен полагать, что материалы судебных дел, которые прошли по итогам всей этой кровавой бани (я имею ввиду суды над НКВД-шниками уже при Берии) всё же более-менее объективны, и дело в действительности обстояло примерно так, как выяснило следствие.
Итак, началось всё с того, что встретились два одиночества: экс-меньшевики, находящиеся в подполье, внедрились к так же старавшимся не отсвечивать троцкистам. Я сейчас не буду, опять же, рассказывать, почему Давыдыч считал себя охуенным парнем, а Виссарионыча - шлимазлом и поцем, скажу только, что ледоруб свой он вполне заслужил, но дело его было живо. И дело было вот какое: Давыдыч сотоварищи считал, что в СССР при Виссарионыче всё - не то, всё - не так, и вообще: "Ваши коммунисты - не коммунисты. Я - коммунист, а вы все - говно!". Соот-нно - нужно брать управление в свои потные ладошки. Из подполья, куда их всех загнали, сделать это можно двумя способами: запилить свою Революцию, с блекдж^W так, это из другой сказки, или - прийти на иностранных штыках.
Для первого варианта силёнок было маловато, а вот со вторым, вроде бы, намечались интересные перспективы: вот-вот, буквально, вчера, СССР чуть не закусился с Англией. Алоизыч, опять же, своих людоедских намерений особо не скрывал. Отсюда родился "гениальный" план: вот мы сейчас устроим кипеш, парализуем всё управление, Бесноватый (еще не бывший на тот момент особо Бесноватым, на химию его посадят чуть позже, но больно уж погремуха хорошая) это увидит, и кааааак нападёт! И Срален каааааааак сдристнет в ужосе! И тут мы такие, герои-спасители, все в белом, выходим, берём власть, ???, PROFIT!!!". В плане, правда, не уточнялось, каким образом получится поставить на лыжи уже Гитлера - ну да ладно.
В целом план состоял из трёх частей и сильно опирался на то, что троцкотня, в основном, кучковалась в Наркомате ВнуДел (хочешь что-то спрятать - клади на видное место. Хочешь, чтобы тебя не нашли Компетентные Органы - возглавь поиски).
Первым пунктом плана была максимально полная парализация работы означенного Наркомата (он, всё же, далеко не на сто процентов состоял из заговорщиков, было там в достатке и нормальных сотрудников). Для этого - начали миллионами фабриковать доносы и дела. Такой бумажный DDoS еще тогда, когда он не был мейнстримом, ага. На качество никто не смотрел, счёт шёл по количеству, через это я охотно верю, что случаи с "завернул рыбу в газету, измазал фото Сталина жиром" действительно имели место. Дело в том, что каким бы нелепым ни был донос - сотрудник _обязан_ был на него прореагировать.
Под таким аналоговым дудосом работа, очевидно, встала. Органам теперь не то, что троцкотню искать некогда стало - там вообще мало кто понимал, а чё, блядь, происходит-то.
Вторым пунктом плана было под шумок наколотить как можно больше сторонников Сталина, и тем самым - ослабить его группу в частности и правительство в целом. Тут дополнительно масла в огонь плеснули разнообразные предприимчивые граждане, которые быстро смекнули, чё почём и начали сводить счёты с неугодными (приснопамятный Королёв, скорее всего, стал жертвой именно таких граждан: у них в КБ шла застарелая грызня, в основе имевшая тот факт, что КБ было собрано из двух, одного военного и одного гражданского, и они друг друга весьма недолюбливали).
Третьим пунктом было свалить всю вину на происходящее на, собственно, Сталина, объявить его кровавым упырём, шизлом, параноиком и фу, скинуть с Олимпа и самим усесться на его место, опционально - дождавшись, когда кто-нибудь на ослабший СССР нападёт и всем станет еще сильнее не до них. С этим пунктом они немножко не успели - власть, наконец, очнулась и послала Берию разобраться в происходящем блядстве, так что его в основном реализует уже Хрущёв, но это, как говорит один известный телеведущий - уже совсем другая история.
Так что Большой Террор, конечно, был. Только был он не Сталинский.
Такие дела.