Сообщество - Античность

Античность

158 постов 1 450 подписчиков
10

Ответ на пост «Самое великое государство в истории человечества» 

Не знаю, кого что, а меня покоробило вот это:

"И возможно Македонская империя

могла бы зваться самой великой за всю историю человечества, однако в 309 году до н.э. Александр Великий был убит, а государство разделили на многие части его приемники. Фактически, сила державы заключалась в силе одного человека, без которого её существование было абсолютно невозможным".

М-да. Автор статьи не очень хорошо знает историю. Ну как можно писать, что Александр Великий был убит в 309 году до н.э., если он умер по таинственным причинам (возможно, и был убит) в 323 году до Рождества Христова, и это знают даже школьники 5 класса средней школы?! И это ещё не все, в чём я не соглашусь с автором статьи.

Влияние завоеваний Александра превосходит все прочие влияния любого исторического деятеля. Оно породило целую эпоху - эпоху эллинизма, с эллинистическими государствами, эпоху просвещения и расцвета науки и искусства, с Александрийской библиотекой, с величайшим учёными, это была прекрасная эпоха. Да, после смерти Александра его государство как политическая и геогиафическая единица распалось на несколько эпигонских царств. Но эти царства и все, оставленные им на завоеванных территориях Средней Азии и Индии, составили мощный культурологический и этнический синтез, влияние которого чувствуется до сих пор. Я считаю, что самой великой была империя Александра Великого.

12

Чего стыдились древние греки?

Можно отметить преимущественную ориентацию древнего грека на одобрение и порицание, а не на соответствие или несоответствие поступка внутренней системе ценностей. Гомеровский эпос, отражающий в целом аристократическую систему ценностей, демонстрирует нам эту ориентацию с полной четкостью. Αιδώς — стыд и нежелание вызвать к себе νέμεσιν — неодобрение со стороны равных себе регулируют поведение гомеровского героя. В центре системы ценностей гомеровского героя стоит α ρ ε τ ή — доблесть, которая должна быть оценена окружающими. Оценка эта обеспечивает герою добрую славу, к которой он больше всего стремится.

Чего стыдились древние греки? Древняя Греция, История, Мифология, Античность, Культура, Длиннопост

Вот лишь некоторые примеры. Гектор мечтает о том, что и люди последующих поколений, глядя на надгробный холм убитого им противника, будут прославлять победителя, и его, Гектора, слава никогда не погибнет. Нестор обещает удачливому разведчику, кроме материальных наград, еще и восходящую до неба славу среди всех людей. Гомеровский герой может вместо ≪либо я погибну, либо убью неприятеля≫ сказать: ≪либо я ему, либо он мне даст возможность похвалиться≫. Ахилл предпочитает краткую и славную жизнь долгой, но бесславной и отправляется в сражение, чтобы отомстить Гектору за гибель Патрокла, хотя он знает, что и сам вскоре погибнет вслед за своим врагом. Эпитет ≪преславный≫ является постоянным эпитетом Агамемнона. Даже исполин Бриарей (или Айгайон) характеризуется здесь как ≪славою гордый≫. Алкиной в Одиссее даже высказывает мысль, что боги устроили гибель Илиона и смерть сражавшихся в Троянской войне героев для того, чтобы у будущих поколений была άοιδή — песнь, т.е. для того, чтобы появился сюжет для героической песни, прославляющей их подвиги.


При всех переменах в исторических судьбах и умонастроениях древних греков эта положительная оценка славы, ориентация на её снискание остается доминирующей до конца античной эпохи. Этому, в частности, способствовала и обстановка в полисе, где гражданин мог знать если не каждого, то уж, во всяком случае, любого хоть чем-то заметного члена гражданской общины или не имевшего прав гражданства жителя города.


Пиндар утверждает, что полную ценность победе на состязаниях придает песнь, прославляющая победителя. Фукидид устами афинских послов в Спарте выдвигает честолюбие на первое место перед страхом и стремлением к пользе при перечислении мотивов, направляющих человеческую деятельность. У Лукиана, опирающегося на традицию, восходящую к классической эпохе, Солон объявляет ≪любовь к доброй славе≫ высшим благом. Так называемый ≪Аноним Ямвлиха≫ — отрывок из софистического сочинения V в. до н.э. — не только считает стремление к славе или хорошей репутации правомерным вообще, но и полагает, что оно является одной из побудительных причин стремления к богатству, ставя, таким образом, славу выше богатства в иерархии ценностей. Платон думал, что именно стремление к бессмертной славе может заставить людей жертвовать собой. Аристотель одобряет стремление к почету, т.к. человек стремится таким образом убедиться в своей добродетели, хотя в то же время он отмечает, что ≪масса людей жаждет получить прибыль, а не почет≫.


В ряде случаев стремление снискать почести и славу побуждало к поступкам, сомнительным с точки зрения господствовавших представлений. Так, существует традиция о том, что сиракузский тиран Гиерон основал, переселяя людей насильственно, новый город Этну на месте Катаны для того, чтобы почитаться там в качестве героя-основателя. Об Эмпедокле рассказывали, что он, желая уверить окружающих, будто он взят богами на небо, покончил самоубийством, тайно прыгнув в жерло Этны. Об Алкивиаде Плутарх сообщает, что он изуродовал дорогую и красивую собаку, отрубив ей хвост, чтобы афиняне говорили именно об этом его поступке. Общеизвестен поступок Герострата, поджегшего, как он сознался, подвергнутый пытке, только для того, чтобы прославиться, храм Артемиды в Эфесе. О Павсании, убившем Филиппа Македонского, рассказывали, что он решился на этот поступок под влиянием софиста Гермократа: когда он спросил того, как можно снискать наибольшую известность, то получил ответ — убив того, кто совершил наибольшее.


Естественной оборотной стороной внимания к собственной репутации и стремления к славе является характерная для греков всех эпох склонность к публичному поношению врагов и соперников, ярко проявляющаяся уже в гомеровских поэмах. Очень характерно появление уже на самом раннем этапе истории греческой литературы специального жанра, главным содержанием которого были насмешки и брань — ямбической поэзии. Очернение противника (διαβολή) входило в набор приемов греческой риторики.

Вне зависимости от ее историчности, чрезвычайно показательна традиция о том, что насмешки Архилоха довели до самоубийства дочерей Ликамба, а ямбы Гиппонакта заставили покончить самоубийством скульпторов Бупала и Атениса. У Еврипида Медея неоднократно мотивирует свой чудовищный поступок стремлением не дать безнаказанно посмеяться над собой.


У Плутарха мы находим два обобщающих суждения, которые, по-видимому, хорошо характеризуют формы проявлявшегося таким образом контроля общества над поведением индивида. В биографии Тимолеонта он говорит, что люди вообще переносят оскорбления тяжелее, чем ущерб. В ≪Пире семи мудрецов≫ он приписывает Клеобулу утверждение: ≪Народ благоразумнее всего ведет себя там, где граждане боятся порицания больше, чем закона≫.


Источник: А.И. Зайцев, "Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э.", глава 2.

Показать полностью
8

Торговля и сложение полисной организации в Древней Греции

Гибель микенского мира около 1200 г. до н.э. сопровождалась огромным (на 75% в течение последующих двух столетий) падением численности населения Греции. В семь-восемь раз сократилось число обитаемых поселений (от 320 в конце XIII до примерно 40 в XI в. до н.э.). В то же время практически прекращаются контакты с внешним миром. Вместе с тем, именно в период «тёмных веков» складываются условия для демографического подъема VIII столетия. Сокращение численности населения и его плотности снизило уровень межобщинных конфликтов за природные ресурсы, значительно возросли на освободившихся землях масштабы скотоводства и, следовательно, потребления мясной пищи. Так, изучение остеологических материалов мессенских поселений свидетельствует о росте мяса в составе диеты населения с 26% в позднеэлладский период (1250-1200 гг. до н.э.) до более 60% в «тёмные века».

Торговля и сложение полисной организации в Древней Греции История, Античность, Древняя Греция, Экономика

Улучшение питания как в количественном, так и в качественном отношении способствовало повышению уровня здоровья населения, снижению смертности, в том числе и детской, повышению рождаемости. Подсчеты, сделанные некоторыми исследователями, показывают удивительно большой рост числа погребений в Аттике и Арголиде: в шесть или семь раз в период между 780 и 720 гг. до н.э. При этом ежегодный прирост населения должен был достигать 3,1%. По мнению Д.В. Тэнди он не мог превышать 1,9%, но это всё ещё высокий показатель: ежегодный прирост населения в Европе до XVIII в. обычно составлял от 0,1 до 0,4%.

Начавшееся в тот же период активное колонизационное движение традиционно объясняется необходимостью экспортировать избыточное население из старых греческих областей. В таком случае, следовало бы ожидать, что заморские колонии должны располагаться в местах, наиболее пригодных для применения земледельческой и скотоводческой технологий греков. Характерно, однако, что ранние апойкии основывались там, где условия были благоприятны для устройства корабельных стоянок и торговой деятельности, тогда как сельскохозяйственные ресурсы часто были весьма скудными. Следовательно, по крайней мере изначально, это не были аграрные поселения, а именно пункты обмена и мореплавания на вновь осваиваемых торговых путях.


Внешняя торговля на дальние расстояния развивалась вне рамок древнего института oikos (домохозяйство). Очевидно, что и доходы от этой торговли рассматривались её участниками как не имеющие отношения к их обязательствам в качестве членов соответствующих общинных коллективов на родине. Торговые предприятия, часто соединявшиеся с пиратством, как правило, были делом aristoi («лучших»), которые только и обладали необходимыми возможностями для организации морских экспедиций. Появление не связанного никакими традиционными нормами богатства могло иметь решающее значение для трансформации ранжированного общества «темных веков» в polis.


Меняется характер взаимодействия богатства и статуса. Если ещё в начале VIII в. до н.э. статус служил инструментом присвоения богатства, то к концу столетия, напротив, богатство определяло общественное положение индивида. Эта фундаментальная перемена генерировала такие неизбежные последствия в экономической и социальной жизни, как частная собственность, отчуждение земли и новый тип долгов, приводящий к политическому исключению должников вследствие утраты ими земельных участков, а часто и личной свободы.


Источник: "Феномен полиса в современной зарубежной историографии, реферативный сборник", реферат А.Е. Медовичева: "Д.В. Тэнди, Из воинов в торговцы: Могущество рынка в ранней Греции".

Показать полностью
17

Смогли бы выбраться?

По преданиям, этот лaбиринт был пoстроен Дедалом для того, чтобы зaключить в нeго Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных.

Смогли бы выбраться? Мифы, Лабиринт, Античность, Древняя Греция, История, Минотавр
1181

Если бы статуи были цветными...

Древние скульпторы раскрашивали свои творения, а вот подражающие им мастера Ренессанса - чаще нет. "Аааа, так вот чем можно заняться на карантине", - осенило меня.


"Бахус и Ариадна", Тулио Ломбардо, 1499 г.

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Конечно, ни один шедевр не пострадал (кто ж меня пустит?), действо происходило исключительно в фотошопе.Честно говоря, в итоге я несколько пожалела. Всё-таки в статуях, как в женщинах, должна оставаться некая загадка. Но делать всё равно было нечего (веду проект про отдых в Италии, но почему-то сейчас туда никто не собирается). Поэтому я продолжала.


Афина Паллада из музеев Ватикана

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Аполлон и Дафна, Джованни Бернини, 1622 год.

Помните этот миф? Бог так настойчиво преследовал прекрасную нимфу, что не оставил ей выбора: девица превратилась в дерево. ("Хм, такое и в наши дни бывает", - прокомментировал мой парень.)

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Древнеримский бюст безумного императора Калигулы, точное время создания неизвестно

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

"Пьяная старушка", римская копия древнегреческой скульптуры неизвестного автора

Похоже, пьянству пытались дать бой уже в те времена! И не получилось.

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Бюст Ливии Друзиллы, жены императора Августа, копия IV века н. э.

Интересная личность, которая при внешности добропорядочной матроны, плела коварные интриги и исподтишка травила своих врагов.

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

"Пророк Иоанн", Донателло, 1410 г.

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Бюст Юлии Флавии, дочери императора Тита, I век н. э.

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

"Персей с головой Медузы", Антонио Канова, 1801 г.

Правда, в моём исполнении в чертах горгоны почему-то немного проступил Пушкин...

Если бы статуи были цветными... Древний Рим, Ренессанс, Photoshop, Длиннопост

Источник: loveitalia.ru/raskrasili-drevnie-statui-i-pozhaleli/

Показать полностью 9
77

Ответ на пост «Древнегреческое» 

1.

Страстью слепой воспылала к крылатому мужу,

Только Икару милее небес безмятежность

Голубем белым вознесся он солнцу навстречу,

Свесивши вниз естество, будто мне угрожая..


(Полюбила я пилота

А он взял и улетел

Свесил яйца с самолета

Разбомбить меня хотел)


2.

Издалека, из-за снежных Олимпа отрогов,

Из-за лесов, где дриады резвятся нагие,

Муж достославный явил нам секиру златую,

К чреслам своим привязавши её бечевою.


(Из-за леса, из-за гор

Показал мужик топор

Да не просто показал

Его к х..ю привязал)


4.

Вместе с возлюбленным днесь омовение в термах совершали,

В атриум он пригласил меня выйти с неясною целью,

Вдруг, возложивши меня на скамью, обезумел внезапно!

Маком ланиты цвели под его дерзновенною дланью...


(Мы с милёнком мылись в бане

Он завёл в предбанник

Усадил меня на лавку

И набил ебальник)

Если понравилось - накидайте в комментариях что ещё в гекзаметр перепилить. Ещё частушки? Фильм? Песню?

8

Спираль истории

Пал Илион под напором

стремительных орд нумидийских,

Предан огню и разбою

какого не видел доныне...

Стала причиной тому

злодея безвинного гибель,

Ярый ревнитель порядка

лишил эфиопа дыханья.


Выю коленом поправ,

мольбам о пощаде не внемля,

Жертве вдохнуть не давал,

и были разгневаны боги,

Разума тОтчас лишив

сородичей павшего мужа,

Грабить велели они

виновных дома́ и невинных.


Амфоры оземь летят,

огонь пожирает жилища,

Толпы вчерашних рабов

вчерашних господ низвергая

Прах заставляют лобзать

кевлародоспешных гоплитов...

Гибельна демоса власть

коль разумом граждане скУдны.

Спираль истории Смерть Джорджа Флойда, Миннеаполис, Америка, Стихи, Гекзаметр
9

ИСКУССТВО ЗАКОНЧИТЬ НА МАЖОРНОЙ НОТЕ

Лепрей - легендарный основатель древнегреческого города Лепреон, столицы Трифилии, входившей в состав Элиды - области на северо-западе Пелопоннеса.


Лепрей был одним из немногих современников великого Геракла, кто познал вкус победы над ним.


В состязании из трех единоборств: метании диска, черпании воды и поедании быка на скорость Лепрей праздновал победу в самой престижной дисциплине, справившись с быком раньше Геракла.

Воодушевленный таким успехом, Лепрей вызвал Геракла на поединок по правилам смешанных единоборств. В этот раз, однако, удача не сопутствовала Лепрею: ему не суждено было выйти из последней схватки живым.


Мораль: надо уметь вовремя остановиться.

315

Освобождение гладиаторов в Древнем Риме

Сегодня разберемся в том, насколько реально было вообще получить свободу рабу-гладиатору Древнего Рима.Сразу же оговорюсь о том, что в посте не будут затрагиваться свободные граждане, которые решили добровольно пошли в этот жестокий бизнес.Также за бортом останутся военнопленные, которые в качестве гладиаторов участвовали в боях(есть небольшое отличие от рабов, не будем вдаваться в подробности за ненадобностью), и Спартак(прости, родненький).
Единственным способом получить свободу был выигрыш на императорских гладиаторских боях. Тогда император мог лично вручить триумфатору деревянный меч рудис, что означало дарование свободы и разрешение закончить карьеру гладиатора с чемпионским титулом. Кроме этого, гладиатора мог освободить хозяин, как и любого другого своего раба, по личным причинам.

Освобождение гладиаторов в Древнем Риме Гладиатор, Древний Рим, Рабство, Длиннопост

Для начала разберемся какие критерии для получения заветного меча свободы - рудиса.Вернее, в их отсутствии. Конкретных статистик относительно количества освобожденных гладиаторов и причин их освобождения нет. Поэтому будем разбираться на конкретных примерах гладиаторов, о которых достоверно известна информация и делать их сравнение.
Итак, первым "кейсом" можно назвать гладиатора Фламма родом из Сирии. Статистика боев:21 победа, 9 боев вничью, 4 поражения, 4 "рудиса"(освобождения). Погиб на арене в возрасте 30 лет, будучи уже 4 освобожденным. Пока не будем делать выводов и перейдем к следующим счастливчикам. Можно лишь сказать, что в среднем каждый 9 бой у него заканчивался освобождением.

Освобождение гладиаторов в Древнем Риме Гладиатор, Древний Рим, Рабство, Длиннопост

Вторым "идущим на смерть" хочу разобрать Спикула. Знаменитый боец во времена правления Нерона, мурмиллон,  по некоторым источникам, его приятель, собутыльник и компаньон по походам в бордели. Был справедливо любимчиком Нерона среди гладиаторов, благодаря величайшему искусству ведения боя.От него получил помимо свободы дворец и солидный участок земли, хотя, как известно, освобожденные рабы - не полноценные граждане Рима.

Освобождение гладиаторов в Древнем Риме Гладиатор, Древний Рим, Рабство, Длиннопост

Небольшим параграфом будет не очень известный гладиатор.В римских хрониках упоминался рудиарий Публий Осторий(Не знаю насчет отношения к роду Осториев) родом из Помпеев, одержавший верх в 50 поединках.Но заострять внимания на нем не будем, сказав лишь, что рудиарий подчеркивается в римских хрониках, что явно показывает, что освобожденные не были таким частым явлением.

И последняя парочка известных гладиаторов-освобожденцов - Приск и Вер.К сожалению, об этих гладиаторах информации не так много, точнее сказать доподлинно известно только об одном бое состоявшимся как раз между ними. Этот бой был первым в амфитеатре Флавиев( знаменитый Колизей), а такую честь могли оказать только действительно выдающимся бойцам(!!!). Согласно историческим записям этот бой длился два часа, и так и не определив победителя Приск и Вер, под одобрительный шум толпы и с напутствия организаторов игр, спрятали свое оружие в ножны и покинули амфитеатр как свободные люди.
Теперь лично мое  умозаключение.Раз они своим поединком открывали Колизей, значит они уже имели за плечами колоссальный опыт в боях, иначе зрелища бы не состоялось. Таким образом, они долго шли к этому.

Освобождение гладиаторов в Древнем Риме Гладиатор, Древний Рим, Рабство, Длиннопост

Подведем итог.Гладиатор мог заработать свободу многими вариантами: от  долгих и упорных боев( иногда заканчивавшихся поражениями) и одной долгой и невероятно зрелищной схватки на открытии одной из величайших арен гладиаторских боев(по совместительству - амфитеатр) до личных дружеских отношений с Императором.Но без мастерства в боях это было осуществить было никак нельзя. Нужно банально было дожить  и регулярно зрелищно выступать.
Закономерно, можно сказать, что среди всех гладиаторов  способных  на освобождение был относительно небольшой процент, иначе нам бы было известно больше освобожденных, подобных Фламме или Приску и Веру и Публию Осторию.
Большинство гладиаторов-рабов так всю жизнь и болталось от поединка к поединку , получая от своего владельца небольшие плюхи.
З.Ы.Небольшая статистика гладиаторских боев для понимания контекста:"Любопытны данные подсчетов, проведенных Ж. Виллем, который проанализировал сохранившиеся материалы по 100 поединкам, имевшим место в I веке н.э. Из 200 гладиаторов, участвовавших в этих поединках, умерло только 19. Причем реальное число людей, которые не получили миссио, еще меньше, так как из этих девятнадцати кто-нибудь, возможно, получил смертельную рану в ходе боя, а кто-то, возможно, умер от ран впоследствии. Таким образом, гладиатор, выходивший в то время на арену, имел шансы остаться в живых примерно 9:1, а проигравший — 4:1."
Пост первый, прошу не судить строго.
Если будет интересно , то запилю пост о роли Спартака в современной культуре и культуре Советсткого Союза.

Показать полностью 3
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества,
пользователей — и читайте персональное «Горячее».
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.
Отличная работа, все прочитано!