Romanignatov

Роман Игнатов
Пикабушник
Дата рождения: 08 мая 1978
поставил 3060 плюсов и 183 минуса
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
20К рейтинг 12 подписчиков 122 подписки 350 постов 96 в горячем

"Со второй половины XIX века многие страны стали проводить различные тюремные конгрессы"

Со второй половины XIX века многие страны стали проводить различные тюремные конгрессы и съезды организаций и общественных деятелей, занимавшихся реформированием пенитенциарной системы.


Первые конгрессы проводились в Америке, отличаясь не только частным характером, но и большим кругом вопросов.

Сначала обсуждали пенитенциарные достижения, потом проблемы и статистику, а в завершение - глобальные вопросы нищенства, надзора за проституцией, профилактикой отдельных видов правонарушений и т.д.


Постепенно практика тюремных конгрессов распространилась и на Европу, поддерживая общественную дискуссию о реформах и обмене опытом.


Уже в 1872 году состоялся I Международный тюремный конгресс в Лондоне, объединивший участников из многих стран для решения общих проблем. В ряде стран выпускали брошюры, личные наблюдения, воспоминания и периодические печатные издания, обсуждавшие вопросы

тюрьмы и ссылки.


Так,в России с 1892 года издавался журнал «Тюремный вестникъ», поднимавший важные проблемы того времени, в том числе и монастырской ссылки. Конгрессы расширили круг заинтересованных лиц, которые стремились реформировать национальные пенитенциарные системы. Стали появляться монографии, учебники и специальная литература, занимающаяся тюремной статистикой.

<...>


Роль настоятелей монастырей в церковно-пенитенциарной системе России XIX - начала XX века

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Матвеева Евгения Сергеевна

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastoyateley-monastyre...


-----


В 21 веке в Финляндии:

Закон о тюрьмах, принятый в Финляндии в 2000 году гласит: «Условия жизни в тюрьме должны быть такими, чтобы они — в той степени, в какой это возможно, — соответствовали жизненным условиям, преобладающим в обществе. Вред, наносимый лишением свободы, должен быть, если это возможно, предотвращен». То есть, факт лишения свободы – это и есть наказание, в остальном заключенный сохраняет все свои права, гарантированные конституцией Финляндии.

Подробнее: https://e-finland.ru/info/culture/finskie-tyurmy-ispravlenie...

"Со второй половины XIX века многие страны стали проводить различные тюремные конгрессы" Церковь, Закон, Преступление, Монастырь, Тюрьма, История, История России, Российская империя, Россия, Православие, Религия, Финляндия, Европа, Евросоюз, Длиннопост

А в России


08.03.2011 00:00

Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года

https://rg.ru/documents/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.h...


II. Общие положения, цель и задачи Концепции

<...>

Основными целями Концепции являются:

повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.


Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

<...>

развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.


<...>

2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

<...>

разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных;

разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;

<...>


https://fsin.gov.ru/upload/original_doc/1772-2010.pdf

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года>

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------КОНЦЕПЦИЯ федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)"

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 2808-р

http://government.ru/docs/all/109961/


http://static.government.ru/media/files/AzuhOmFGu36Hybd4qYpA...


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 г.

18 Мая 2021

https://www.advgazeta.ru/novosti/utverzhdena-kontseptsiya-ra...


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КОНЦЕПЦИЯ

развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации

от 29 апреля 2021 г. № 1138-р

http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202105050004


<...>

X. Обеспечение порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы

<...>

создание коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил;

обеспечение возможности приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной системы продуктов питания и предметов первой необходимости более широкого ассортимента и качества, а также регулирования цен на товары;

обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками;

обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных при организации специальных перевозок, включая соблюдение стандартов полезной площади на одного человека, питания;

обеспечение создания доступной среды для инвалидов как из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и из числа посетителей учреждений уголовно-исполнительной системы;

увеличение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах;

повышение норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на мирное время;

улучшение порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств;

улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.


<...>


ХХ. Повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества

Современное развитие уголовно-исполнительной системы невозможно без эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.

<...>

создание необходимых условий для осуществления деятельности представителей институтов гражданского общества при оказании содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

обеспечение на постоянной основе сотрудничества со средствами массовой информации;

участие дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, о применении к осужденным мер взыскания, а также закрепление порядка создания указанных комиссий.


ХХI. Развитие международного сотрудничества

Международное сотрудничество, изучение и внедрение международного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в уголовно-исполнительную систему является одной из важнейших задач в процессе дальнейшего совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Расширение и укрепление международного сотрудничества предусматривает:

активизацию участия Федеральной службы исполнения наказаний в мероприятиях, проводимых под эгидой Организации Объединенных наций, Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем, Глобального контртеррористического форума, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской организации тюрем и исправительных учреждений, других международных организаций, касающихся сферы исполнения наказаний и обращения с осужденными;

<...>

--------------------


По мнению многих экспертов, от исправительных колоний с бараками для размещения осужденных необходимо переходить к тюрьмам с камерами.

Тюремные системы большинства стран (исключение — Россия и Китай) предполагают размещение заключенных в индивидуальных помещениях, которые запираются в ночное

время. Это снижает психическое напряжение и способствует процессу ресоциализации осужденных, в то время как постоянная скученность большого количества

заключенных в одном месте не только является отличной почвой для возникновения конфликтов, но и лишает человека личного пространства72.<...>

ОБЗОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ОБЗОР ВЫПОЛНЕН

ЕКАТЕРИНОЙ КОРОСТЕЛЕВОЙ

https://www.csr.ru/upload/iblock/5e2/5e2816ecb46c0abf5116dcb...

Фонд «Центр стратегических разработок».

Показать полностью 1

В  монастырских тюрьмах  Российского царства

Многие авторы, раскрывающие состояние церковно-пенитенциарной системы России XIX - начала XX века, видели её взаимосвязь с развитием общей стратегии государственной политики в области укрепления законности и правопорядка.

<...>

Монастырские тюрьмы уже современники воспринимали как печальную и мрачную аномалию, несовместимую с областью веры и религиозных убеждений.


<...>

Как отмечало большинство современников, церковные наказания сохранялись долгое время только в России, тогда как в других государствах они давно утратили свою жизненную силу. Их наличие является неудивительным, так как они были в те моменты государственной жизни народов, когда отношения между государством и Церковью не были ещё основательно выяснены. Это то время, когда уголовными кодексами были священные книги; когда две власти: и светская, и церковная находились в совершенном слиянии, и когда Церковь за грехи карала уголовными мерами [9, с. 141].


Узниками монастырей могли стать духовные или светские лица, насильственно ссылающиеся в монастыри на постриг, на смирение среди братии или же для заточения в качестве «колодников» или «арестантов».


Уже в XVIII веке был определён полный перечень преступных деяний против веры и нравственности, за которые полагалось такое тяжёлое наказание. К ним относились: богохульство, церковный мятеж, совращение лиц в другую веру и вероотступничество, раскол, государственная измена и ересь, уклонение от исполнения общих постановлений Церкви, волшебство и суеверия, святотатство, разрытие могил, лжеприсяга и другие отступления в религиозной деятельности [6, с. 283].


Основными целями заточения были: лишение свободы, лишение возможности распространять свои заблуждения, исправление и раскаяние. При этом нужно отметить, что никто из узников не оставил описания своих страданий и мученичества, так как в инструкциях к настоятелям по их содержанию указывался запрет на предоставление им чернил, карандашей и бумаги, чтобы «никаких писем они никому не писали, ни под каким предлогом» [7, с. 23].


Число духовных лиц, ссылающихся в монастыри, не было значительным. Чаще всего их направляли в дальние монастыри за провинности для исправления. Наибольшее число узников составляли «колодники» и «арестанты», среди которых были дворяне, офицеры, чиновники, канцеляристы, солдаты, купцы, однодворцы, мещане, крестьяне.

Меньше было духовных лиц, которых воспринимали как раскольников, еретиков или сектантов.


В России XIX века ввиду такой широкой практики сформировался целый ряд монастырей, имеющих региональную специфику, выражавшуюся в сложных природных условиях и отдалённом положении обители. Они воспринимались обществом как тюрьмы и обладали арестантскими отделениями в структуре. Мужчины содержались в Соловецком монастыре, Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре, Сийском монастыре на Северной Двине, Спасо-Прилуцком монастыре у Вологды и др. Среди женских монастырей такую специфику имели Суздальский Ризоположенский монастырь, Суздальский Покровский монастырь, Каширский монастырь Тверской губернии, Енисейский Рождественский монастырь и др.

Эти монастыри, как крепости, окружались массивными каменными стенами с часовыми солдатами. Ворота крепостей не открывались без особого разрешения, или как ранее говорили применительно к должности, «не открывались без благословения отца архимандрита - настоятеля монастыря, который являлся одновременно и комендантом крепости» [Там же, с. 13]. Все монастырские тюрьмы находились вне всякого контроля со стороны судебных и тюремных учреждений, состояли в полном и единоличном заведовании коменданта-настоятеля [Там же, с. 85].

Если рассматривать наиболее крупные монастыри, как, например, Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, то число заключённых в определённые периоды доходило до 100 человек, только четвертая часть из которых могла состоять из духовных лиц. При этом исключений не было ни по возрасту, ни по полу и положению, так как ссылали за правонарушение.


Относительно точные данные о числе ссыльных по монастырям, их условиях содержания стали известны к началу XX века, ранее эта информация была закрытой. Только в 1880 году, ввиду краткосрочного послабления в прессе при Лорис-Меликове, появилась возможность большому кругу лиц узнать об истинном положении дел.


Ссыльные особым способом доставлялись в монастырь. Иногда передавались по этапу, но чаще сначала их принимал губернатор, на чьей территории находилась обитель. Далее уже губернатор передавал ссыльного настоятелю. Приезжая в монастырь, жандармы или полицейские, которые сопровождали арестанта, представляли его и инструкции по его содержанию принимавшему архимандриту. Затем он выдавал особую квитанцию-расписку. Содержание этого документа примерно было одинаковым во всех монастырях. К примеру, «доставленный во вверенное мне управление - Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь к содержанию в крепостном арестантском отделении арестант (такой-то) от сопровождающих (таких-то) жандармской команды унтер-офицера (такого-то) и рядового (такого-то) в означенном монастыре сего года и числа, мною благополучно принят, в чём им, унтер-офицеру (такому-то) и рядовому (такому-то), за подписью моею, с приложением монастырской казённой печати, квитанция сия и дана» [Там же, с. 65]. Потом настоятель приказывал обыскать арестанта, изымая все личные вещи и деньги, выдавая только самое необходимое. Личное имущество арестантов находилось на хранении у настоятеля. Далее ссыльного направляли в каземат.


Достаточно часто узники поступали анонимно, без указания имени и принадлежности к сословию, но со строгими установками по содержанию. Даже родственники не могли проследить за судьбой узников, потому что они поступали тайно под ответственность настоятеля монастыря. Николай I был большим сторонником монастырского заточения, но наибольшего развития в России оно достигло к 50-60-м годам XIX века, и до начала XX века эта средневековая форма наказания держалась на том же уровне.


Содержание узников было тяжёлым, но желающих совершить полное раскаяние через чистосердечное отречение от всех еретических заблуждений было мало.

В заключение попадали люди, всецело убеждённые в правоте своих взглядов, поэтому они предпочитали завершить свои дни в неволе, а не признать ложью всё то, во что верили.

И даже ежедневные увещевания и проповеди духовников не приводили к желаемым результатам.

На территории монастырей и за их пределами было много могил без крестов, без плит и без всякой надписи, по которой близкие могли найти дорогого человека. Если уходил из жизни какой-либо идеолог раскола, остававшийся верным своим убеждениям, то его хоронили отдельно от прочих.


Настоятели монастырей стремились использовать все средства, чтобы скрыть место его погребения и тем самым предупредить дальнейшую возможность различного паломничества из числа их последователей и почитателей. Захоронение проходило рано утром, тайно, вне стен монастыря. Закапывали без особых почестей, без церковного пения и ладана, без опознавательных знаков и возвышений, в уровень с поверхностью земли. Так, например, были похоронены Максим Рудометкин, основатель секты кавказских прыгунов, декабрист князь Фёдор Петрович Шаховской (но в дальнейшем с памятной плитой), предсказатель монах Авель и другие [8, с. 43].


Ввиду трудных почв (песка или булыжников) и сложных погодных условий для захоронений в холодное время года возникала некоторая региональная специфика. К примеру, в Соловецком монастыре всегда было несколько заранее подготовленных ям для могил, которые предусмотрительно подготавливались узниками по благословлению настоятеля.


В допетровский период заточение в монастырской тюрьме могли присудить только царь, патриарх, митрополит или архиерей.

В XIX веке поступали арестанты на основании временных распоряжений Тайной розыскных дел Канцелярии или по окончательным резолюциям Святейшего Синода.

С 1835 года, ввиду различных нарушений, основанием для ссылки могло быть только Высочайшее повеление [3, № 11, с. 340]. Но в качестве отбывающих наказание в этот период уже были узники, направленные разными правительственными учреждениями, к которым относились и Святейший Синод, и Комитет министров, и Сенат, и Главный штаб, и даже лица по «секретному отношению из губернаторского правления» [7, с. 22].


Были случаи, когда настоятели монастырей сами становились инициаторами заключения в монастырь. Так, Иван Бураков был заключён в Соловецкую тюрьму за отступление от православия и переход в раскол [Там же, с. 82] по донесению настоятеля Соловецкого монастыря.


Устройство помещений, в которых содержались узники, только по указаниям настоятелей монастырей могло меняться и модернизироваться.


К примеру, в историческом очерке М. А. Колчина отмечалось, что первоначальный устроитель казематов в крепостных стенах Соловецкого монастыря, монах Трифон, немало поработал, чтобы заключённые не могли выйти из «молчательных келий», а «свет Божий только украдкою входил бы в эти гробы для живых людей». Это были «особые уединённые места» для людей, которых желали поместить так, чтобы «о них ухо не слышало и глаз не видел» [3, № 10, с. 51, 56]. Коменданты монастырской крепости с «великим бережением» должны были организовать охрану для данных лиц.


Подначальные лица запирались или замуровывались в казематы, к которым приставляли особого солдата-сторожа, наблюдавшего и следившего, чтобы не было у арестантов с кем-то общения устного или письменного.


Некоторые ссыльные были особо опасны, по мнению начальства, и из-за боязни их влияния на сторожа допускался дополнительный надзор от назначенного монаха. Кроме этого, к заключённому настоятель монастыря приставлял и духовника-священника, который занимался увещеванием.


Любые тексты проповедей или увещевания контролировались также настоятелем и соборными старцами.


Только настоятелю монастыря разрешалось при особых обстоятельствах посещать заключённого, сообщая высшему начальству о его поведении. Также только с разрешения настоятеля могли исповедовать и приобщать к святым таинствам узника, но чаще всего это делалось перед смертью или по его особой просьбе. В печати фиксировались иногда и случаи, когда ярые раскольники и еретики (как, например, сектант Фёдор Ковалёв) принимали Православие и отпускались, что происходило только через прошение Синоду от настоятелей монастырей, но это информация уже начала XX века [7, с. 19].


Земляные тюрьмы, которые считались самым тяжким наказанием, по указу Святейшего Синода всё же были замурованы в монастырях к середине XVIII века. Их заменили на особые места для узников, «чтобы не они не могли и их никто не мог видеть» [Там же, с. 39].

Такие уединённые казематы иногда охранялись особой стражей и обустраивались по предварительно составленному плану, утверждённому высшим начальством.


Большая часть тюремных помещений в XIX веке представляли собой тёмный, длинный коридор, с затхлым запахом, по бокам которого были входы в небольшие арестантские чуланы. Содержание арестантов было разным, в зависимости от степени нарушения и приложенной инструкции.


Остальная часть помещения обычно принадлежала солдатам и стрельцам, а иногда и особым воинским командам. В этих коридорах они жили, ведя караульную службу. В некоторые годы число охраны достигало до 50 человек солдат и одного обер-офицера. Такая близость к арестантам могла привести к дружбе, но чаще приводила к многочисленным неприятным столкновениям между ними. Настоятели монастырей своим авторитетом старались устранить эти разногласия, но и параллельно способствовали обустройству отдельной территории для охраны. Так, например, в 1842 году по просьбе архимандрита Илария Соловецкого монастыря солдат и офицеров перевели в подстроенные особые казармы с решётками на окнах [3, № 10, с. 55]. В любом случае летом надзор был строже, а зимой сама природа становилась препятствием для узников. Именно исключительные климатические условия северных монастырских тюрем: постоянные туманы, длительные полярные ночи, бесконечные суровые зимы, морозы, тьма и мрак окружали заключённых, томившихся в сырых и душных казематах десятки лет.


Рядовые колодники могли размещаться в общих казематах по два человека, но старались свести людей, чьи взгляды на веру не совпадали. С начала XIX века места заключений стали значительно лучше. Узников переводили из сырых казематов в новые, более сухие и светлые. Днём они могли быть в общих коридорах, часто обсуждая вопросы веры, иногда даже в драке.


Большое значение имели разряды по степени наказания.


Одни сидели в ручных и ножных кандалах, которые приковывались на цепь к стене.

Другие лица носили оковы на руках и ногах или только на ногах, некоторые содержались без оков. Большая часть колодников была задействована настоятелем в работах для нужд монастыря, род деятельности которых изначально фиксировался в инструкциях. Распространёнными работами были труд на кухне, заготовка дров, воды и пр.


Для трудных работ давали отдых на несколько часов. Если человек плохо работал и ленился, то по усмотрению настоятеля могли «смирять по монастырскому обычаю нещадно» [Там же, с. 61], сажая на цепь, наказывая плетьми и батогами.


Самым лёгким из наказаний были сотни поклонов после тяжёлого 18-ти часового рабочего дня. Многое относительно строгости или же слабости содержания узников зависело от настоятеля монастыря, который был единственным начальником и комендантом для всех находящихся в крепости. Именно личностные качества настоятеля влияли на меры воспитательных работ, которые порой доходили до различных «изощрённых форм» [10, с. 123].


После окончания вечерней службы узников отводили в казематы. Положение узников, не назначаемых на работы, было ещё худшим: они годами сидели в сырых, тёмных и душных чуланах без дела. Для чтения настоятели иногда предоставляли арестантам молитвенники или произведения старцев, но разговаривать с ними запрещалось.

Стражи, а иногда и сами настоятели всё же могли общаться с узниками, нарушая инструкции.


Настоятели могли разрешить некоторые виды работ выполнять и в казематах: ремонт вёдер, починка обуви или одежды. Эти работы были и для братии монастыря, и для частных лиц, что могло приносить прибыль. Лучшим было положение лиц, которых ссылали для смирения и строгого смотрения за ними. Они наравне с братией должны были трудиться по приказу настоятеля, но если они были обеспеченными и знатными, то могли и откупиться от тяжёлых работ. Однако если в инструкциях по их содержанию были прямые указания относительно строгости или рода выполняемых работ, то милость местного настоятеля, деньги или знаменитое происхождение узника не могли избавить его от работ.


При добрых, гуманных настоятелях жизнь относительно свободных для перемещений арестантов была легче. Их могли водить в церковь по праздникам, предоставляли возможность мыться в банях. Они самостоятельно ходили на кухню за едой или за водой, по территории и вне стен монастыря. Иногда разрешались даже небольшие прогулки. Но всё это было в зимнее время, когда отсутствовали паломники или кто-то ещё из посторонних людей. Летом ссыльные могли только рано утром сходить в баню, когда не было народа.


Если настоятели были суровые, то и положение арестантов делалось невыносимым. Они находились в душных казематах и не выпускались даже по естественным нуждам, тем более - на прогулки. Их хуже кормили (только хлеб и вода), строже относились охранники и т.д.


Один из ярких примеров строгости содержания арестантов был в Соловецком монастыре 1830-х годов при архимандрите Досифее Немчинове.

По воспоминаниям арестанта-священника Лавровского, жизнь при этом настоятеле стала несносной. Арестанты находились полностью закрытыми в душных и маленьких казематах по двое. Разные представления о вере у сектантов, содержащихся вместе, делали их существование хуже, чем одиночное содержание.

Только один раз в день они могли очистить судна в нужных местах.

Самую большую радость испытывали от мягкого хлеба, который был редкостью. Запрещалось освещать каземат, поэтому зимними вечерами ели на ощупь.


Жалобу на настоятеля написать было нельзя, так как вся документация проходила через него. Было развито шпионство за всеми, и каждый поступок становился известным настоятелю.

Так, Досифей перехватил письмо, написанное на имя старообрядческого епископа Геннадия, с содержанием «Г. I. Х. С. Б. П. Н.». Он написал донесения начальству о секретном послании. И хотя выяснилось, что это было безобидное «Господи Исусе Христе Сыне Божий, Помилуй Нас», настоятель показал начальству свою бдительность [7, с. 63].

Духовная Консистория поддержала его действия и рекомендовала и далее контролировать ссыльных. И такое состояние было бы ещё дольше, если бы не внезапная проверка высшего начальства, которая выявила самовластие Досифея.


Жандармский полковник Озерецковский, командированный для ревизии Соловецкого монастыря, отметил, что положение арестантов было слишком тяжёлым, и многие преступники несли наказание более тяжелое, чем их вина. Впоследствии настоятеля сменил Иларий, более мягкий человек, при котором были сделаны существенные улучшения и в быту, и в пище заключённых. Он лично проводил беседы с заключёнными в своей комнате, призывая добрыми словами к исправлению, смягчая тяжесть заключения [3, № 10, с. 64, 65].


Во второй половине XIX века практика ссылки распространилась и на обычные монастыри, которые не имели специальных лиц для охраны. В каждой епархии утверждались списки монастырей, которые могли принимать преступников. А в 1866 году изданное Уложение о Наказаниях уточняло категории лиц и совершенные ими правонарушения, подходящие для заключения в монастырь [4, с. 55].


Многие настоятели монастырей писали в Святейший Синод жалобы о том, что крайне тяготятся возложенными на них исправительными, полицейскими и надзирательными обязанностями.

<...>

В завершение хотелось бы ещё раз отметить, что проходившие в XIX веке практически во всех мировых державах реформы национальных пенитенциарных систем не существенно поменяли отношение в России к монастырской ссылке. Хотя общественность и воспринимала её как средневековый пережиток, но законодатель использовал её как форму наказания до начала XX века. Ссылка в монастырь, по сути, была самым тяжёлым наказанием. Как показывают архивные данные, произвол настоятелей монастырей не имел границ.

<...>

Роль настоятелей монастырей в церковно-пенитенциарной системе России XIX - начала XX века

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

автор: Матвеева Евгения Сергеевна

CC BY

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastoyateley-monastyre...


---Список источников

1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / пер. Е. М. Лысенко, примеч. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1973. 232 с.

2. Елисеев А. Л., Матвеева Е. С. Формирование региональных особенностей в осуществлении церковного судопроизводства в России на рубеже XIX-XX веков // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 4 (29). С. 12-16.

3. Колчин М. А. Ссыльные и заточённые в остроге Соловецкого монастыря в XVI-XIX веках (исторический очерк) // Русская Старина. 1877. № 10. С. 45-69; № 11. С. 333-363; № 12. С. 591-617.

4. Матвеева Е. С. Историко-правовые аспекты становления российской пенитенциарной практики монастырей во II половине XIX - начале XX века // Казанская наука. 2013. № 11. С. 55-58.

5. По делу об освобождении женских монастырей от заключения в них преступниц, присуждаемых к монастырскому заключению светскими судебными местами: Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Макарию, Епископу Орловскому и Севскому от 30 июля 1868 года // Государственный архив Орловской области. Ф. 220. Оп. 1.

6. Попов А. В. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань: Типолитография Императорского университета, 1904. 520 с.

7. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством^ (к вопросу о веротерпимости). М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1905. 130 с.

8. Сахаров Л. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир: Печатня Александровского, 1870. 104 с.

9. Филиппов О. А. Очерк русского уголовного права. Петербург: Тип. П. А. Кулиша, 1866. Вып. 1. Часть I. Уголовные наказания. Часть II. Исправительные наказания. 200 с.

10. Шаляпин С. О. Церковно-пенитенциарная система в России XV-XVIII веков: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 240 с.


Монастырская тюрьма в Российском царстве


"Как и в прежние времена, в XIX веке в монастырский острог религиозных преступников ссылали без суда..."


Заключение в монастырскую тюрьму

Показать полностью

Собаки на территории детсада

2022 год, 16 июля, Россия, Саратов


https://vk.com/wall-2048224_575106


Здравствуйте. Не оставьте без внимания детский сад по улице Ладожская. Каждый вечер и ночь там появляется стaя брoдячих собaк. Лaют, вoют и гадят твaри на площадке где потом играют дети.



Администрация Заводского района:

Здравствуйте! Животные попадают на территорию, делая лаз под забором. Охрана засыпает его. Поскольку этих мер недостаточно, руководством учреждения прорабатывается укрепление в нижней части забора. Уборка территории осуществляется ежедневно до прихода воспитанников.

Также в этом микрорайоне запланированы выезды для отлова собак

https://vk.com/wall-2048224_575106?reply=575313

Собаки на территории детсада Бездомные животные, Собака, Бродячие собаки, Бурматов, Длиннопост
Собаки на территории детсада Бездомные животные, Собака, Бродячие собаки, Бурматов, Длиннопост
Собаки на территории детсада Бездомные животные, Собака, Бродячие собаки, Бурматов, Длиннопост
Собаки на территории детсада Бездомные животные, Собака, Бродячие собаки, Бурматов, Длиннопост
Показать полностью 4

Козёл и собаки

2022 год, 9 июля, Россия, Астрахань



Есть в открытом доступе видео продолжения?


https://vk.com/wall-132030591_1007335

Упадут?

2022-07-08

Россия, Владимирская область,

Петушинский район, Покров город.

С одной стороны крыши здания покровской

поликлиники обрушился кирпичный "зуб".

Кирпичные "зубья" сделаны наверху по периметру крыши.

Рядом со стеной поликлиники, при входе, есть детская площадка.

Упадут кирпичные "зубья" на головы людей: детей и их родителей?

Монастырская тюрьма в Российском царстве

"В. А. Рогов, реконструировавший русскую карательную доктрину допетровской эпохи, утверждал, что целью тюремного заключения преступника являлось его исправление. Время пребывания в заточении рассматривалось как время осознания греховности содеянного и искреннего раскаяния [3, с. 30].


В грамотах и инструкциях, при которых присылались в монастыри ссыльные и арестанты, почти всегда указывались эти три главные цели ссылки и заточения. В то же время грамоты и инструкции содержали подробные наставления об условиях ссылки или заточения, о порядке содержания арестанта в тюрьме, о надзоре за ним, о его сношениях, переписке и т. д.

<...>

Типичные монастырские тюрьмы отличались от иных широко известных тюрем дореволюционной России (Петропавловская крепость, Шлиссельбург, Свеаборг и т. п.), совмещая в себе несколько специфических черт:

а) удаленность от центров цивилизации. Расположение монастырей вне крупных городов, на малонаселенных территориях давало представителям власти ряд преимуществ. Помещенный в такую

тюрьму узник отрывался от своей родины, лишался поддержки родственников и единомышленников. Если в обычную ссылку или каторгу осужденного могла сопровождать семья, то о появлении в мужском монастыре жены или дочерей не могло быть и речи. Специфика географического положения монастырей чрезвычайно затрудняла побег заключенных;

б) заключение в монастыре давало уникальную возможность духовного окормления заключенных. Узники попадали в совершенно специфическую обстановку, которую немыслимо было представить даже на самой строгой каторге, например, в монастырях нельзя было петь. Вместе с тем тщательный и неусыпный контроль за состоянием духа заключенного и его воззрениями со стороны допущенных к этому монахов давал власти уникальную возможность психологической работы с узниками.

<...>

Исторический опыт взаимодействия русской православной церкви с государственной системой исполнения наказания

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

авторы: Мачкасов Александр Игоревич,

Симакова Татьяна Александровна

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-vzaimod...

------------


Из поставленных правительством трех целей в отношении религиозных преступников: наказать, лишить возможности распространять свои учения, заставить раскаяться, монастырская тюрьма выполнила только одно предназначение, заключавшееся в наказании виновных.


Большое количество нераскаявшихся арестантов и тех, кто раскаялся лишь для того, чтобы получить возможность освободиться из острога, показывает, что монастырским тюрьмам не удалось не только заставить еретиков отречься от своих вероучений, но даже лишить их возможности приобщать других к своим взглядам.

Находясь в тюрьме, религиозные узники вовлекали в свои секты и толки монахов, послушников, охранников и богомольцев. Бывали даже случаи, когда солдаты военного караула бежали вместе с арестантами, видимо, сила убеждения последних была очень велика.

автор: Кокорева Татьяна Викторовна

кандидат исторических наук

Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке

2001, Москва

https://www.dissercat.com/content/monastyrskie-tyurmy-kak-me...


И священник Фудель

Показать полностью

И священник Фудель служил в храме Бутырской тюрьмы

В мае 1831 г. Комитетом министров была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов, а также предписывала тюремной администрации следить, «чтобы во время церковной службы не было со стороны арестантов никаких непристойностей» [1, с. 106].

В этот период повышается роль священнослужителей в организации тюремного быта и религиозно-нравственного воспитания заключенных.

Четко прослеживается стремление государства объединить усилия тюремной администрации и священников в воспитательном воздействии на заключенных.

Начинается активное строительство (или оборудование в приспособленных помещениях) церквей и часовен при тюрьмах.

Формально священники, дьяконы и псаломщики с этого времени входят в состав тюремной администрации, что и было законодательно закреплено в 1887 г., когда их признали официальными должностными лицами аппарата управления мест лишения свободы.

С этого времени в России появился самостоятельный институт тюремного духовенства, находившийся в подчинении местного епископата.

Уже в 1911 г. в 273 тюремных церквах и 77 церквах, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков [2].<...>

Исторический опыт взаимодействия русской православной церкви с государственной системой исполнения наказания

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

авторы: Мачкасов Александр Игоревич, Симакова Татьяна Александровна

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-vzaimod...



-----------------------------------------------------------------

В 1892—1907 годах служил в храме Бутырской тюрьмы в Москве (св. Александра Невского, в 1899 году был переосвящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы) священник  православный Ио́сиф Ива́нович Фу́дель.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фудель,_Иосиф_Иванович



В  своём дневнике Иосиф Фудель пишет:


1892 год

"31-го октября.

Получил от начальника тюрьмы разрешение устроить школу грамоты среди каторжан. Передал ему список желающих учиться. В списке 55 человек. Сделал начальник распоряжение поместить их всех в одну камеру. С Божьей помощью дело начнется.

<...>

1893 год

5‑го февраля. Слушал сегодня проповедь в церкви тюремного замка. Характер обличительный. Вы воры, вы отверженные, вы поделом наказаны и т. д. Не нравится мне.

<...>

12-го февраля. Среди каторжан множество невинно осужденных; одни за бунт попались, другие по обвинению в укрывательстве убийства, третьи и большинство по обвинению в поджоге; часты случаи подкупа свидетелей.

Замечательны такие случаи: один брат совершил преступление, другой брат узнает об этом после совершения деяния, по родственному чувству не доносит и идет в каторгу с ним.

Многие невинно осуждаются вследствие формальной неправоты; вследствие какой-либо формальной неправильности отвели его свидетелей и человек пропадает.

Формальный принцип в юриспруденции.

Знают ли наши законодатели и судьи какое страдание нравственное приносит такому каторга? Человек навеки отрывается от семьи; семья распадается; кормильца отняли нравственное клеймо на семье; жена бросает детей идет за мужем, а если с детьми, то не лучше. Добровольно-следующие добровольно-страждущие. Картина свиданий в тюрьме с женами и детьми.

И на такое безысходное нравственное страдание осуждаются, например, за то, что солдат нагрубил офицеру или на посту совершил кражу.

Не слишком ли строга оценка преступлений?

<...>

автор: Иосиф Фудель

Дневник священника пересыльной тюрьмы

https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-svyashhennika-peresylnoj-t...


-------


Сергей Фудель  вспоминал о своём отце священнике Иосифе Фуделе:

"Его любили не только каторжане. Дом, где мы жили, стоял против Пугачевской башни. Помню, я семилетний играю где-то около нее, а какой-то служащий тюрьмы идет мимо и приветливо мне говорит: "А ты знаешь, что твой отец теперь стал протоиереем?"

Я не понимаю, что такое протоиерей, но чувствую, что этот человек радуется за моего папу. Когда он умирал в 1918 году, отходную читал очень ему преданный второй священник тюремной церкви о. Дмитрий.

Но любимый каторжниками батюшка, наверное, уже давно вызывал недовольство начальства. Пятнадцать лет такой широкой христианской деятельности, не дожидавшейся "консисторских указов", закончились в 1907 году.

Поводом к этому, очевидно, послужил отказ отца ввести политику в свою христианскую проповедь.

Сохранились копии отношений московского губернского тюремного инспектора и ответов на них отца.

Первым отношением предлагалось организовать в коридорах тюрьмы беседы на духовно-нравственные темы с обязательным посещением их арестантами.

Отец отвечал так: "Духовно-нравственные чтения и беседы велись всегда в тюремной церкви и школе. Вызывались для этого из числа арестантов только желающие, так как я не нахожу возможным принуждать (зачеркнуто более резкое: "насиловать совесть") кого-либо участвовать в духовно-нравственной беседе, ибо принуждение в этом случае не уменьшает, а укрепляет противорелигиозное настроение, в ком оно есть.

В настоящее время такое настроение преобладающее среди каторжников, ибо из них более половины осуждены за политические преступления. Беседа на религиозные темы с такими людьми тотчас же переходит на почву социально-политическую и возбуждает страсти, а не умиротворяет".

В своем ответе на это тюремный инспектор указал, что "в последнем случае вина всецело лежит на священнике, не умеющем руководить беседами и умиротворять страсти.... Обязанности тюремного священника не исчерпываются церковными службами и проповедями на узкой почве укрепления в заключенных начал православия..."

"Вся нравственная жизнь заключенного... все помыслы и влечения сердца должны быть под моральным контролем тюремного пастыря".

В заключение этого второго отношения говорится: "Конечно, здесь важен почин, энергия... и не казенное исправление должности священника, обязанного служить определенные дни за определенное вознаграждение при готовой квартире".

Эта переписка велась с февраля по апрель 1907 года, а в конце сентября этого же года "пресветлейший батюшка", как его называли каторжане, не считавший, что проповедь христианства есть "узкая почва", не пожелавший быть "моральным контролером" арестантских помышлений, не умевший "насиловать их совесть", да притом еще служивший "за определенное вознаграждение и при готовой квартире", переехал в маленький и бедный приход на Арбат.

автор: Сергей Иосифович Фудель

Воспоминания

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/vospominanija/#0_2
Показать полностью

"Разнесся слух, что<...>образ Богоматери проливает слезы". Как Пётр фейковое чудо раскрыл

1720.

<...>1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипушечного корабля, наименовав его Фридрихштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.

В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю премногие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее.


В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы.


Hарод начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.


Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу.

Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели.

Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах.

Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец.

Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.


Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее.

Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. "Вот источник чудесных слез!" - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.


По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом.

Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана.

Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: "Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня. Я поставлю его в своей "Кунст-Камере".


автор: Голиков И. И.

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России. В 15 томах

Том8, СС.66-68, 1832 год, издание второе

"Разнесся слух, что<...>образ Богоматери проливает слезы". Как Пётр фейковое чудо раскрыл Религия, РПЦ, Православие, История, Россия, Церковь, Российская империя, Царь, Монархия, Чудо, Длиннопост
"Разнесся слух, что<...>образ Богоматери проливает слезы". Как Пётр фейковое чудо раскрыл Религия, РПЦ, Православие, История, Россия, Церковь, Российская империя, Царь, Монархия, Чудо, Длиннопост
"Разнесся слух, что<...>образ Богоматери проливает слезы". Как Пётр фейковое чудо раскрыл Религия, РПЦ, Православие, История, Россия, Церковь, Российская империя, Царь, Монархия, Чудо, Длиннопост
"Разнесся слух, что<...>образ Богоматери проливает слезы". Как Пётр фейковое чудо раскрыл Религия, РПЦ, Православие, История, Россия, Церковь, Российская империя, Царь, Монархия, Чудо, Длиннопост

Продолжение поста «"Иеромонах Лука рассказал о мироточении икон, креста и стен в алтаре"»


"Обвиняемые состряпали «чудо—явление иконы Божьей Матери на колокольне Казанской церкви»."

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!