vasiakovrov

vasiakovrov

Селлер на маркетплейсах
На Пикабу
33 рейтинг 8 подписчиков 7 подписок 13 постов 3 в горячем
4

Как работают селлеры на маркетплейсах в разгар праздников

Вы думаете, декабрь — это милые огоньки, подарки и рождественские истории? Ха! Для селлера это время, когда единственное, что горит — твой зад. Ты либо станешь богом распродаж, либо запутаешься в коробках и сидеть с ними на складе весь год. И да, этим надо было начать заняться пару месяцев назад. Но для тех, кто в танке, рассказываю про свои способы не оставаться с фигой на счете и фигней на складе.

Перед Новым годом живем старую жизнь

Пожалуйста, давайте без экспериментов. Вот чем торговали, тем и торгуйте. Понимаю, хочется в ассортимент добавить что-то новогоднее (год кого там? а — коняшки). Но заверяю, накупив праздничной фигни,  вы завершите декабрь не на коне, а задолбавшейся лошадью.  И это в лучшем случае. В худшем — вся эта игогошная шняга останется занимать склад.

На рынке одежды в этом плане попроще. Там никто не ищет уродскую кофту с конями. А раз не ищут, я и не закупаю.

Тут покупатели на три категории делятся. Я их называю девоньки, бабоньки и вахтовики. Первые — кто ищет костюм на корпоратив. Чтобы блестело, было прочным и все завидовали — это я не блесны описываю, а платье для главбуха. Вторые — кто дарит варежки, шарфы и пижамы. И третьи — кто хочет утеплиться, поэтому берет пуховики.

Я так много перечисляю потому что уже на опыте. Но даже мне не представить, как я бы удовлетворил запросы всех трех аудиторий. Вам браться за хренову гору позиций, если только учитесь, не надо. Все про… горит. Но что обязательно должно быть у выбранных категориях — это размерные сетки без дыр, нормальные отфотканные карточки (если ИИ, то там люди не с тремя руками должны быть).

Прикрываем свою пятую точку

Если ты хочешь выжать максимум из предновогоднего сезона — нельзя просто «догрузить всё в ноябре» и надеяться на чудо. Я разделил свой ассортимент на две части: новогодние «хиты», которые взрываются именно в декабре, и более «вечнозелёные» позиции, которые могут жить и после праздников. Такой подход — моя страховка от остатков, которые потом придется распродавать по минимальным ценам.

Кроме того, я закладываю в свои прогнозы возвраты: да, подарки — это хорошо, но подарки могут не подойти, быть обменены и отправлены обратно, а стоимость обработки возвратов в высокий сезон может существенно съесть прибыль.

Вопрос еще и к карточкам. На ЯМ всегда щедро расписываю характеристики и делаю качественные снимки и участвую в акциях маркета по продвижению и настраиваю директ. На Озоне я козыряю еще и фотками материалов, деталей и упаковки. На ВБ покупатели попроще, им продавать можно и в лоб, раскрашивая карточки новогодней мишурой. Ну и вэбэшная карточка не зашевелится, если денег в рекламу не вкинуть. Будьте готовы.

Убери пыль со скидки

Если вы рассчитываете, что сейчас скидок напихаете и все попрет — вы не продавец. Вы олень, и даже не волшебный.

Прежде чем шубу с барского плеча выдавать, возьмите калькулятор в руки. Процент площадки, расходы на доставку и хранение (не забываем, что маркетплейсы могут делать добрые дела – предлагать особые условия в сезон.) — все это смотрим, чтобы вывести 2 циферки. Оптимальный размер скидки (это когда ты в плюсе) и предельно допустимый (это когда не завален склад и ты не в минусе).

И помним, что все платформы сравнивают цены не только у себя, но и на других маркетплейсах, а потом «рекомендуют» наиболее выгодную для продавца. Если используете эту фичу, то там еще должны быть бонусы в виде продвижения в поиске.

Протри витрину


Не только карточкам нужен хороший уход. Перед новым годом, с энтузиазмом матери, которая перед новым годом «а что о нас гости подумают», наведите генеральную уборку на своих витринах.

На ВБ за свою витрину я плачу почти 10 тыщ в месяц - дорогова то, на мой взгляд, с учетом, что у ЯМ и Озона есть бесплатные варианты, у вторых правда за апргейрд придется доплатить, но базовый минимум все равно имеется.

Добавляем красивые баннеры, оформляешь подборки и запускаешь ссылку на нее в рекламу - вуаля, все готово из палок и ... палок. Но, надо конечно, не забывать ее обновлять, как в целом и карточки

Не посчитаешь логистику — потеряешь денег

Логистика в сезон — это отдельная вечеринка. Конкуренция возникает не только на витринах, но и за место у перевозчиков. Маркетплейсы грустно выдыхают, покупатели истерят и всем же надо срочно. Поэтому я заранее распределил поставки, чтобы товары лежали в стратегически выгодных складах маркетплейсов.

Новый год — время чудес, но есть чудо, которое никогда не произойдет. И называется оно отсутствие возвратов. В сезон их становится столько, что кажется, будто вся страна одновременно покупает и возвращает одно и то же. И если упаковка у вас была хлипкая, дешевая или «на отъе…авось», то обратно прилетает уже не товар, а убожество, которое стыдно даже сфоткать в поддержку. Но люди фотографируют, сдают (даже если нет претензий), а дальше начинаются приколы с хранениями, которые могут тебя увести в убытки. И это надо знать.

Из новинок этого сезона:

У Озона с 1 октября подорожала логистика и изменилась схема возвратов по FBS: если покупатель отменил или вернул без претензий к качеству, теперь автоматически возвращаются на склад Озона и могут быть выложены в продажу повторно. И тут упаковка играет роль: чем хуже вы упаковали, тем выше шанс, что товар доедет обратно в состоянии «не очень», и площадка решит, что он уже ненадлежащего вида. В декабре процент таких случаев растёт как на дрожжах — просто потому что загрузка огромная.

У ВБ с конца марта мы платим за возврат товара с ПВЗ, если он там пролежал долго. Неприятненько, но цена не то чтобы ах. Но хочу предостеречь — если толкаете товары сомнительного качества, то в январе жестко просядете именно из-за возвратов.

А что после новогоднего бума? (Да, там тоже есть жизнь)

Когда все думают, что 1 января можно расслабиться, то спешу расстроить все не так. Товары в новогодку как прошлогодние салаты — либо их надо кому-то всучить, либо смириться с тем, что пропадут..

Часть «новогодних» товаров я перевожу в распродажу: купоны, скидки — чтобы ускорить продажу остатков. Да, не всё уйдёт в праздник, но план Б помогает не остаться «с мешком мишуры».

Параллельно я смотрю, какие позиции из ассортимента «вечнозелёных» заработали: они живут и после декабрьского безумия, и это даёт мне стабильность и деньги, на которые можно тестировать новые товары и рекламу.

Показать полностью 6
2

Раздать стиля и заработать. Есть ли смысл продавать одежду на маркетплейсах в 2026 году


Я сделал невозможное — объяснил отцу, кем я работаю. И он понял! Так и сказал: ты челнок на удаленке! И не поспоришь же. Да, мне не приходится таскать на горбу клетчатую сумку. Но рискую я деньгами и задницей иногда больше контрабандистов 90-х. Потому что они то товар в дефицитные годы могли точно сбагрить, а я каждый раз рискую остаться с полным складом и в полной ж..е..

Если вы помните, продавать я начал всякое, что даже в карточке называлось шапка-какашка. Но такие приколы с прочими футболками с карманом для кошки — на так сказать любителя. А вот одежда — она всегда нужна. И после того, как половина брендовых магазинов закрылись — спрос вырос. Цифры не врут — у всех маркетплейсов это одно из ключевых направлений. Только сильно губу не раскатывайте, продавать надо уметь. Не попадете — потратите время и деньги.

Женское царство


Начнем с базы - Озон. Осенью в топе была детская одежда и офисная женская одежда, оно и понятно почему. В этом сезоне у меня также хорошо пошли огромные свитера и все, где есть яркий/необычный принт.Нишу эту правда уже распробовали все, кому не лень. Конкуренция стала бешеной, из-за чего приходилось пару раз вливать в скидки почти весь бюджет  на партию, чтобы не проиграть.

При этом Озон жирно намекает, что в следующем году надо делать упор не шмотки за 300 рублей, а на так называемый “средний класс”. Запустили для этого свой Озон селект и приводят данные, что в первом полугодии кол-во клиентов с чеком выше 50 тысяч увеличилось на маркетплейсах на 78%, а с чеком свыше 200 тыс - на 72%. Хотелось бы, конечно, увидеть такие средние чеки у себя, но пока приходится верить на слово.

Кстати, про “средний класс” и средний чек)) В этом плане хорошо идет ЯМ - фэшн там за последние два года прет как на дрожжах, так еще и реально покупатели берут более дорогие позиции, комплекты, которые не особо (из-за цены) уходят на других площадках, ну и возвратов меньше.

Поэтому делаюсь с вами своими планами (только тсс, никому больше) - на след сезон уже заказ партию шелковых блуз, кашемировые пальто/тренчи на осень-весну и кружева. Хочу поймать волну, пока такая пляска, и удвоить свой заработок на этих 2-х площадках. А, ну и еще пижамы - тут пока не понял, почему начали резко расти продажи, но грех не воспользоваться.

А вот ВБ в этом плане, по моим ощущение, подотстал от остальных - да, обороты баснословные, но адски много жрет реклама, а на возвратах у меня катается больше половины ассортимента сейчас - основа которого, это как раз футболки по 500 рублей. Такое себе…

Поэтому на следующий год план прежний -недорогой в закупе базовый ассортимент, без сложной упаковки, моделей и тд. Чтобы “потерять” не страшно было (читай - подарить кому-то ушлому в ПВЗ).

Лев в шоуруме не одевается

С мужчинами все намного проще - это я и как мужчина, и как продавец говорю. Пока прекрасный пол мотыляет от кокошников до косух, мужские товары у меня продаются стабильно хорошо и из года в год - одни и те же. У меня в портфеле классика: синие/черные плотные джинсы, базовые хлопковые футболки всех цветов и рубашки, которые гладить не надо (это вообще имба - сам ношу и всем советую!).

Так что тут делаем упор на качество и ткань — «чтоб надолго».

Не трогай, это не на Новый год

Что точно испортит даже самую топовую карточку с ходовой одеждой на МП? ИИ! Да-да, про его пользу я сам ни раз писал, но коллеги по цеху явно перестарались. И тепер что не день, то новая трехрукая/шестипалая/косоглазая ИИ-мадама смотрит на меня из карточки и зазывает купить что-то такое же сгенерированное на ней (Спойлер - люди отзывах сильно негодуют, ибо в реальности то приезжает совсем другое). А добивает это все еще и сгенерированные ИИ-отзывы, довери сразу -100500.

Поэтому используем ИИ с умом - например, чтобы поправить описание в карточки или заготовить парочку новых шаблонов в ответ на отзывы. Иначе придется с убытком плакать в следущем году в цифровую жилетку ГПТ.

Не берем с собой в новый год и классическую ненативную рекламу у блогеров - она а) хуже стало работать б) из-за новых законов можно нарваться на неприятности из-за нее. Поэтому открываем креативную чакру у себя, блогеров, ГПТ, кошки, собаки и всех остальных - и думаем о том, как интересно завернуть рекламу нашего барахло в очередной рилс. А еще с барского плеча подгон - в телеге по-прежнему можно размещать и ссылки, и артикли и все, что захотите. Сам пользуюсь и вам советую. При этом, судя по статистике от тех мадам, с которыми я работаю, конверсия в переходы в карточки и на витрину - не хуже, а у некоторых даже выше, чем была в инсте.

Пакет брать будете?

Таким образом, резюмируя, продавать одежду в 2026 году на маркетплейсах - можно и нужно (создаю себе же конкурентов, какой я молодец). Но важно следить за трендами еще больше, чем обычно, потому что барышни - как ключевая аудитория - уже устали от однотипных предложений, делать ставку на качественные материалы, дорогие фасоны и фурнитуру. Не забывай про и эксперименты с упаковкой - вау эффект от момента получения до распаковки помогает не только в повторных продажах, но и создает бесплатную рекламу в социальных сетях.

И не надо сломя голову бежать во все и сразу - начните с линейки из 5-10 товаров. Посмотрите на конкурентов, проверьте документы, поработайте с контентом, карточки сделайте красивые и будет вам счастье.

График того, где покупают одежду в 2025 году. Уверен, что и дальше он будет расти

График того, где покупают одежду в 2025 году. Уверен, что и дальше он будет расти

Показать полностью 5

Во все тяжкие на МП: как я пробовал смешать разные инструменты продвижения и что из этого вышло

Что общего между макдаком в соседнем дворе, игрой в мортал комбат на приставке и продажами на маркетплейсах? Правильно — хорошее комбо. У меня нет диплома рекламщика, зато было такое, что склады пустели быстрее, чем если бы их грабили мародеры. Так что вот вам мой опыт.

Бросил перчатку

Летом я выложил новые зимние перчатки (вот только осуждать не надо, у хорошего продавца и снег зимой заказывают), карточка висела внизу — даже на 5-й странице не находилась. Решил включить подъём. Лучше бы сам по будильнику встал

Перчатки не служили, на команду «подъем» реагировать не стали. Начал искать людей с холодными руками бодрее и добавил баннер в каталоге «Зимняя одежда». Сразу результатов не дало. И, окончательно опустив руки с тремя сотнями пар перчаток, сделал скидку 15% на первые 100 заказов.

За 3 дня 97 человек решили пальцы свои утеплить. Первые 10 отзывов — за 4 дня (обычно это занимает 2 недели). Карточка поднялась с 200-го места до 34-го. Через неделю баннер выключил, но заказы шли дальше — карточка уже жила своей жизнью и освободила меня почти от всей партии еще до холодов.

Платить только за подъём на ВБ смысла нет — его всё равно никто не увидит. Ну и давайте время на разгон, я думаю с перчатками и без скидки мог бы обойтись.

Дьявол носит что-то с Озона

Почти с каждой бывшей (да, у меня была не только бывшая жена) я смотрел один и тот же фильм, где у героини проблема, что сумка не подходит к сапогам. Или целый сериал, где в квартире для туфлей отдельная комната. Я тогда смеялся — кому это все лепят?

А потом начал продавать на маркетплейсах женские сумки и понял, что покупательниц с такими шкафами полстраны. И конкуренция в этой нише адская: десятки тысяч одинаковых моделей, а все продавцы включают рекламу.

Я тоже включил и слил кучу денег. Люди кликали, но не покупали. Тогда я решил выйти в люди, как сказать. Отношения с девушками научили — женским спросом двигает зависть. Нашёл девушку из Подмосковья с 20К подписчиков. Она не из гламурных, наоборот — рассказывает, как её обманывали байеры, где вещи стоят своих денег, а где нет. То есть вся из себя такая честная, что аж бесит.

Написал ей, предложил бартер (меня, ясен пень, выслали нахер, поэтому к бартеру пришлось добавить 10 000 рублей — шутил, что по 50 копеек на каждую душу в ее аккаунте) и подарил ей к сумке кошелек, который она у себя тоже засветила. У себя этот же набор оформил как комплект «сумка + кошелёк», промокод, все дела и реальные 40 заказов прилетели с отзывами. В итоге средний чек вырос, а я бюджет потратил на реальные продажи, а не, например, на озоновский «отзыв за балл», который через раз срабатывает.

Распродажа ВБ — комбо с привкусом крови

Перед распродажами ВБ у меня всегда странное чувство. С одной стороны азарт: трафик, клиенты с карточек не уходят, продажи летят. С другой тревога, потому что это выбор без выбора, и твоими хозяевами становятся маркетплейс и жадность покупателей.

Весной я решил поставить на велюровые халаты. К распродаже подготовился серьёзно. Сделал нормальные фото, добавил видео, прописал описание, где каждое слово было выверено. Прям гордился карточками. В первые же дни акции пошёл трафик, потом заказы, потом отзывы. Алгоритм подхватил карточку, и она улетела в топ. Я просто сидел и обновлял статистику (в халате — нет) с кофе в руке — кайф.

И тут жадность сгубила фраера. Без подготовки я решил закинуть в распродажу еще и пижамы.


И с ними вышло всё наоборот. Запасы для распродажи оказались маленькие, размеры не все, логистика подвела. Пока я дожал поставку, остатки уже закончились. Карточка упала в выдаче, пошли отмены, и как итог — минус по марже. В итоге, со всеми подготовительными моментами и подставой от пижам еле вышел в плюс. Но, наверное, еще раз попробую.

Примечания мамкиного маркетолога

Перед тем как применять запростотак мои секреты, я настоятельно рекомендую, конечно, посмотреть на то, что вы продаете. Если карточка фуфло, то никакая реклама не спасет. А если товар фуфло и вы его от нормального отличить не можете, ну вы и в продажи не лезьте.

Показать полностью 3
8

«Эксперты» по маркетплейсам гребут миллионы, которые вы никогда не поднимите1

Больше, чем людей, которые считают, что продажа на маркетплейсах — не работа, я не люблю тех, кто пересылает мне из самых лучших побуждений посты в стиле «Я с нуля заработал на маркетплейсах сто миллионов за месяц!». Типа я должен побежать срочно к гуру, чтобы наконец-то узнать этот сакральный секрет и начать зарабатывать золотые горы. Первые просто могут, как моя бабушка, считать, что все что не завод — не работа. Но до сих пор не понимаю, как вторые дожили до сегодняшнего дня, не оказавшись жертвами мошенников, финансовых пирамид и прочего, что обещает легкий заработок.

Чем народнее, тем проще быть обманутым

Самый жирный поток «экспертов» — по ВБ. Это, как правило, ребята, которые сами полгода назад закинули носки и чехлы для айфона. Теперь они учат, как зарабатывать миллионы.

Проблема в том, что ВБ — это вообще лотерея. Тебя могут штрафануть за всё что угодно, клиент может вернуть ботинки «с дефектом», а на деле они просто три дня в грязи валялись. Короче, я об этом много раз писал, задолбался повторять. Курсы об этом молчат.

Я однажды купил «интенсив» за 15 тысяч. Мне пообещали кейсы, поддержку и другие прелести. Итог: дали чек-лист «как оформить карточку товара» и всё. Поддержка после окончания курса — это чат в телеге, где модератор отвечает раз в неделю. А по делу — никогда.

А у меня тогда как раз случилась проблема: клиент вернул рюкзак, а ВБ списал с меня стоимость как за «бракованный». Я написал «куратору» курса — он сказал: «Ой, мы не консультируем по таким вопросам». Отличный курс, надо брать, ага.

Озон заставляет учиться

Здесь ситуация другая. Там шарлатаны тоже есть, но их меньше. Мне кажется, что это из-за того, что тут и денег в целом поменьше и свой Seller University есть. Там кстати всё по делу: видеоуроки, инструкции, примеры ошибок. Не так красиво, как у «экспертов», зато бесплатно и реально полезно. Мне это в свое время помогло с комиссиями разобраться.

Правда теперь Озон их меняет по четыре раза в месяц и уже никакие курсы не помогают, только если про то, как пользоваться мылом и веревкой...

Поэтому глобально - тут существовать без постоянного обучения невозможно. Но, в первую очередь, надо следить за новостям и и учиться самого, иначе улетишь в ноль. Поэтому любые курсы от «гуру» тут бессмысленны: пока ты смотришь их видео, правила уже поменялись.

ЯМ шарлатаны не жалуют

Нажившись на первых двух площадках в ЯМе эти недокоучи видать устали и перестали совсем стараться -- пытаются впарить то, что у площадки уже есть бесплатно. Например, пишет мне как-то товарищ мой, который только начинает торговать - говорит, что купил какой-то нереально крутой курс по тому, как сделать лучшууууую в мире карточку, чтобы продать на маркете любой вообще товар, а еще и за доп плату взял доступ к закрытому тг-каналу, где присылают ссылки на всякие ИИ и прочие ресусры, помогающие с карточки. За все это он заплатит суммарно тыщ тридцать, если не больше.

Каково было мое удивление (шок в шоке), когда я понял, что этот курс просто копирка бесплатной программы «Продвижение товаров в интернете». Молчу еще про то, что ИИ-генератор в карточках на ЯМе вообше бесплатно встроен..

Истина в конце

Я уверен, что заработать при помощи курса про то, как поднимать миллионы на маркетплейсе, можно только если ты продавец этого курса. 

Да и любой, кто знает, как заработать пару тройку миллион за месяц, сидит и помалкивает в тряпочку. А не делится этим знанием, создавая себе конкурентов. Но встать в очередь с лохами — это все еще выбор.

Показать полностью 3

После 30 я стал нравится девушкам - мои сто мэтчей на Мамбе

Я развелся и зарегался на сайтах знакомств ради интереса. Хз почему, но девушки как с цепи сорвались - бомбили сообщениями, слали фотки. Провожу аналогию с собой 20+ летним и не понимаю, что изменилось? Я стал старше, а значит уже не молодой красавчик…

После развода с женой я прилично так запил - почти каждый вечер то в баре, то дома пивко под кинцо.. Всё началось одним злополучным вечером, когда мы с коллегой отдыхали в баре - он холостяк, начал мне заливать про своих баб. Ну я ему начал в коматозном состоянии говорить хрень, мол завидую тебе, тоже хочу, всё такое. А он мне - а тебе что мешает, ты ж развелся? Ну я такой, а реально, что мешает? Ну черт меня побрал, он и сподвигнул меня на то, чтобы хотя бы пообщаться. Максимум, чем бы это закончилось, как я думал - просто кофе. Никаких серьезных намерений у меня не было.

В общем я зарегистрировался везде, где мог - от Мамбы до Дайвинчика (да, да, хз, что мной двигало). Поставил свою лучшую фотку - то есть единственную, которая стоит тут, где я не похож на отпетого скуфа. Ох, конечно расписал все о себе в лучших красках: продавец на маркетплейсах, владелец бренда одежды, не женат, спортом занимаюсь (конкретно в тот вечер литрболом). Чет посидел пару штук полайкал - и наверное бы бросил эту затею, если бы не разрывающийся на следующее утро телефон от сообщений.

Моя анкета

Моя анкета

К сожалению, да, я был уже трезвый и все равно пошел чатиться как малолетка и писаться с каждой симпатии. На то было много причин: я офигел от такого количества внимания, вроде раньше тоже сидел на сайтах знакомств и там больше история, что пишешь ста девушкам и дай бог одна тебе вообще ответит. Я в те времена чувствовал себя прыщавым жирным подростком (а мне на минуточку было 23+ и я хорошо выглядел), которому никто не дает, хотя причина была в том, что девушки там просто избалованы вниманием, им не до тебя. А щас я прям не понял, что поменялось, даже подумал “Ну может настолько похорошел?”. А ведь и правда - я занялся собой, стал хорошо выглядеть, на встречах одноклассников у меня спрашивают “Вася, это реально ты?”.

В общем - в этом или в чем-то другом была причина, я так и не узнал. Поэтому для меня это до сих пор загадка, кто знает, может пообщавшись больше бы и разгадал (тарелочницы может еще активизировались? я ж там накатал, что бизнес свой, маркетплейсы, все дела). Но, пообщавшись с одной красоткой лично и слив на нее пару тысяч, даже не видя - свернул эту затею. Болтали мы с одной фифой, так она даже ДО встречи уже запросила цветы, скинуть денег на кафе и т д – обошлось мне это счастье в пять тысяч и я решил пока успокоиться.

Но и меня понять можно - на меня напал такой соблазн, мне стало очень любопытно, почему я вдруг оказался привлекательным (особенно, когда в женатой жизни угасли страсть, чувства, жене ты уже не нравишься так как прежде - всё по классике). Даже не знаю, зачем я сюда это пишу - наверное это крик души. И возможно просьба о совете – может у кого тоже так было? Что после 30 жизнь заиграла новыми красками?

Показать полностью 2
0

Как я накатал пост о службах поддержки, пока они возвращались с ответом

«Ситуация проверяется», «Мы вернемся к вам с ответом», «Статус: в работе» — иногда я развлекаюсь тем, что “предсказываю” ответы службы поддержки.  Я придумал челлендж — если мне очередной раз не помогут с решением вопроса в течение 2 суток, то я напишу пост про то, как работают службы поддержки там, где я торгую. И как видите, пост уже здесь. А в конце я напишу, кто меня до сих пор заставляет ждать.

Они хотели как лучше, получилось не у всех

Перед тем, как брать проблему в руки и идти разбираться к роботу или консультанту (читай — сидеть перед монитором и ждать у моря погоды), посмотрите еще раз — не решалась ли эта проблема перед вами так часто, что ее записали в справочные материалы.

Мы, селлеры, не то чтобы интеллектуальная элита, но вроде не тупые ребята, поэтому прежде чем задалбывать поддержку, надо бы попробовать самим разобраться. Я сам, как баран, стучался в ворота, хотя они были открыты.

У Маркета все собрано в Справке, если не нашли то, что вам нужно, там же  инструкция, как обратиться в поддержку. Неплохо сделано и у Озона — тамошняя База знаний лежит в разделе помощи и реально закрывает многие вопросы. У ВБ все разбросано по кабинету и разным справочным материалам. Когда на опыте — еще приемлемо, но на старте так же непросто, как начать играть в Dark Souls без пальцев (а вы думали, как я провожу время в ожидании ответа?)

Ни любви, ни тоски, ни жалости

Если вашей проблемы нет в медицинском справочнике, готовьтесь к тому, что придется побороться за ее решение. Многое, конечно, зависит от вас самих — если с эмоциональным интеллектом туго, то служба поддержки из вас выпьет все соки.

Я для себя сделал что-то вроде шаблона, который хоть и характеризует меня как профессионального терпилу, но все же местами сильно пушит то, что стопорится.

Опиши максимально чётко: SKU, дату/время, что уже пробовал, приложи скриншоты. Выбирай правильную тему обращения — не «всё и сразу», а тема вроде «блокировка карточки», «логистика», «финансы». Фиксируй сроки: запиши, когда ты отправил запрос, когда поддержки обещали ответ, проверяй. Если ответ шаблонный — отвечай с дополнительными деталями. Иногда поддержка хочет, чтобы ты сам объяснил, где ошибка, даже если она на их стороне.

Конкретный базар

Губит людей не время ожидания, губит людей вода в ответе. И одно дело, когда тебе даже если не помогли, то хотя бы вникли в суть. Другое — переписка с автоответчиком.

На Озоне был случай: груз завис в приёмке на складе. Я написал в чат, приложил фото и трек. Уже на следующий день пришёл ответ, что заявка передана логистам. Через сутки статус исправили, товар появился в системе. Вроде нормально, но два дня простоя — это продажи мимо кассы. В плюс Озону — чувствуется, что реально читает человек: задают уточняющие вопросы, не копипастят одинаковые фразы. Но скорость всё равно оставляет желать лучшего, особенно если ситуация горящая.

На ЯМ был похожий стресс: карточку товара сняли с поиска из-за модерации фото. Обычно такие вещи бьют по продажам моментально. Я написал в поддержку утром и через пару часов получил ответ от сотрудника. Поговорил с живым человеком вот прям ртом в ухо: он спросил SKU, уточнил, что я пробовал, посмотрел скрины. В тот же день карточку вернули. Но иногда ждёшь до следующего дня, особенно после выходных.

На ВБ клиент заказал товар, но заказ завис в статусе «ожидание подтверждения». Клиент уже пишет гневные сообщения, а я в панике — деньги заморожены, рейтинг падает. Я сразу открыл кабинет и написал в поддержку. Приложил скриншоты, описал проблему, указал номер заказа. Ответ пришёл через два дня: «ваша ситуация проверяется». Через ещё день попросили уточнить данные, которые я уже прикрепил в первый раз. В итоге вопрос решается уже пятый день, а я теряю время и почти флиртую с клиентом.

Что в итоге

Подозреваю, что где-то есть завод служб поддержки – там выпускают шаблонные команды и скрипты на все случаи жизни. Причем не важно – для маркетплейса, банка или магазина садовых гномов. Потому что все они работают примерно одинаково – так, что лучше все-таки постараться разобраться самостоятельно. Но если никак, то лучше писать вопрос как промпт для тупой нейросети – максимально подробно, уточнять несколько раз, не надеяться на идеальный результат.

Да и вообще, служба поддержки – не психолог, чтоб нас всех тут успокаивать.

P.S. Кажется, пришел ответ от ВБ. Но пост уже написан)

Показать полностью 4
1

Кто реально помогает, а кто просто хайпует: разбираю, что можно сделать с ИИ на маркетплейсах

Как я осваивал ИИ на маркетплейсах: обзор фич на ВБ, Озоне и ЯМ

Бывает, сидишь, сочиняешь пятнадцатое описание для свитера, а потом видишь, что конкурент уже сотню карточек наклепал, и текст написан, и картинки, и все практически по ГОСТу. И видно, что он не сам! Я сначала не верил в ИИшки, но потом попробовал и понял: кто не юзает нейросети, просто теряет время. Разбираю, где что работает и сколько это стоит.

Зачем это вообще нужно?

Если коротко — чтобы не утонуть в рутине, пока конкуренты занимаются процессами и растут. Алгоритмы всех маркетплейсов часто продвигают именно те товары, у которых карточки заполнены идеально, а контент привлекает внимание. Сделать это вручную на сотнях SKU нереально. Особенно, если продавец только выходит на МП и не может потратить много денег на фотосессии. ИИ здесь реально может помочь.

ВБ: 20 бесплатных генераций или «Джем» за 19 тысяч

На ВБ есть и генерация рич-контента, и своя «фотостудия» — загружаешь фото футболки, а нейросеть надевает её на сгенерированную модель. Всё выглядит реалистично, думаю, дай-ка попробую создать несколько карточек. Начал ковырять, а мне выдаёт: «Лимит исчерпан». Бесплатно дают всего 20 генераций в месяц — это на две карточки, если что. А если картинка не понравится, это только твои проблемы, придётся переделывать в счёт лимита.

Был момент, где я чуть сам не залетел из-за невнимательности. Перепутал модели и вот у меня на обложке счастливый мужчина в платье. Думаю, если бы это реально попало в ВБ, товар точно разлетелся, но не совсем по той причине, на которую я рассчитывал. Хорошо, что за ошибку заплатил бесплатной генерацией.

Чтобы работать всерьёз, уже нужна платная подписка «Джем». Стоит она (внимание!) около 19 тысяч в месяц. И это ещё дешёвая версия. За неё, кроме расширенной аналитики, А/Б-тестов главных фото и прочего, даётся по 50 генераций в каждом инструменте. Для большого магазина этого не хватит даже на коллекцию. А для селлера, который не готов вкладываться просто за возможность пользоваться базовыми вещами, это проигрышная история.

Озон: фоторедакторы на любой вкус

В личном кабинете Озона есть сразу два приложения для работы с контентом: TopSeller для генерации описаний и 24AI для работы с фото. Первое просто пишет тексты с учётом правил модерации Озона, второе — прям мультиварка. Например, можно удалить фон с картинки, сгенерировать интерьер для объекта, вытянуть качество изображения и многое другое. «Надеть» товар на модель тоже можно, но пока только на виртуальную женщину.

Есть и бесплатные пакеты, и платные тарифы, но цены не так кусаются, как в случае ВБ. Если уже есть хоть какой-то опыт общения с нейросетками — разобраться довольно просто. Ламерам придется поковыряться сначала, чтобы понять, как что работает и как сварганить что-то приличное. Но вообще, хотелось бы, чтобы конечно появилось какое-то собственное предложение от Озона, а не сторонние разработки – может, тогда и работать с ними будет проще…

ЯМ: ИИ-ассистент и «всё включено»

На Маркете подход оказался самым простым. При заполнении карточки товара можно нажать кнопку «Создать описание с YaGPT» и получить готовый текст за пару секунд. Бесплатно, без лимитов. Все свои карточки я обновил за пару дней, раньше бы неделю страдал.

Для картинок инструментов не так много, как в Озоне, но есть полезные для тех, кто продаёт, например, технику или мебель. Можно загрузить фотографию предмета, и нейросетка сгенерирует обстановку, в которой он мог бы стоять.

YandexART как прораб маминой подруги — вместо унылой белой стены у тебя на карточке стильная кухня или лофт с кирпичом. Один раз, правда, конкретно переборщил: попросил фон «уютный домашний», и мне сгенерировало картинку с котом, который явно собирался сожрать мой чайник. Выглядело забавно, но в карточку не пошло :) Случаются периодически с ним и другие затупы, но в целом за попытку лайк.

Конечно, неплохо было, чтобы можно получить и продающие видео, или делать инфографику — наглядные инструкции сборки или оформленный размерный ряд, чтобы стилизовать под каждую позицию, а не таскать из карточку в карточку. Но тут придумали кое-что интереснее.

Уже в тестовом режиме внедряют ИИ-ассистента. Обещают, что он не только сможет давать советы по работе с площадкой, но и упростит работу с контентом, отзывами, проанализирует продажи и т.д. Мало советчиков в нашем деле, скажете вы. Но на том конце — у покупателей, уже внедрили похожего говоруна, который поможет выбрать товар, как продавец-консультант.

Вообще, кажется, что скоро уже мыло будет с ИИ – нейросетки вкручивают буквально везде. Но вот для селлера это действительно полезная штука. Тут важно только, чтобы не навязывали и не заставляли платить за каждое действие.

Но главное не забывать проверять за любым ИИ конечный результат.  А если не проверил… Ну это как посадить на выдаче заказов немецкую овчарку: порода умная, способная, но прием товаров не осилит.

Показать полностью 5
0

ВБ кладёт болт на закон, а отдуваюсь я

ВБ поднасрал мне и как клиенту, и как продавцу. Если кратко - недавно я принял джинсы от клиента в какашках (без шуток), а как покупатель - чуть не подрался с ПВЗшником. Я устал об этом молчать, поэтому изливаю душу здесь.

Я продаю одежду на маркетплейсах уже 3 года - и все три года охреневаю с наглости ВБ. При том не только как продавец, а ещё и как покупатель. Не знаю даже как больше…

Одежда

Я торгую одеждой и мне до ужаса обидно за себя и других селлеров, когда товар портят, вымазывают, воруют. Но еще хуже осозновать, что сама площадка подогревает такую атмосферу - то есть Вайлдберриз знает о всех этих проблемах и просто игнорит, даже наоборот, местами поощряет.

Проверка товара на стойке

Ни на одном МП нет таких проблем с кражами, как на ВБ. Нормально, что ВБ стали принимать меры против воришек - я и коллеги только за. Но только не в том случае, когда это превращаеться в полное неуважение к клиентам и хамство. Приходили как-то мы с женой на пункт ей за одеждой, она заказала 6 разных платьев. Мы всегда проверяем товар у стойки даже если не просят и только потом идём мерять. Но скажу так - проверять это все, потом упаковывать по пакетам, та ещё задачка, это тяжело – потом запыхавшись идешь мерять, уже немного даже портиться настроение, но не в этом суть.

Жене подошло 4 платья из 6. Соответственно, остальные два мы вернули сотруднице. Она открывает, смотрит каждое по минут 5 и чуть ли не с лупой их разглядывает.. По итогу обнаружила какое-то малюсенькое пятнышко (как по мне оно было похоже на портновский мел для шитья) и отказалась возвращать! Мы были в шоке, сколько раз заказывали и никогда такого не было. Но сотрудницу было не переспорить – не сделала возврат да и всё. На этой почве у меня куча вопросов:

  • Почему в таком случае под камерой должен проверять товар покупатель, а не сотрудник? У всех разный глазомер, а у кого-то и вовсе зрение минус 7, почему проверяет товар клиент? Будем честны - аудитория на ВБ уж очень разная, может прийти и алкодамочка, для которой пиво за гаражами и следы от тоналки на новой кофте – норм, даже не заметит и пойдет мерять. Очевидно конечно, что это полностью нарушает защиту прав потребителя… Но в отношении ВБ кого это вообще волнует?

  • Понимает ли ВБ, как вредит продавцам? Дальше ведь с клиентом разбираться будет селлер, а он даже и не одупляет что происходит. Потом у покупателя негатив к магазину, который таким “наглым образом” “ворует” деньги у бедных клиентов. Им ведь не объяснишь, откуда свет горит - по итогу крайние мы.

  • Понимает ли ВБ, как влияет на всю категорию одежды (и в проигрыш себе в первую очередь)? После такого у покупателей нет желания заказывать одежду на ВБ. А зачем? Тоже самое клиент найдёт на Яндекс Маркете с Озоном и Ламодой, только голову ему никто дурить не будет. Лично моя жена уже ничего не заказывает на ВБ после той истории (а это между прочем она еще и живёт с продавцом, понимает что к чему). И я понимаю ее - ты идешь себе что-то купить с хорошим настроением, а получаешь ругань, где тебе приходится буквально выбивать свои же деньги, кому-то что то доказывать. Такая покупка может принести удовольствие? Нет.

Воровство и подмены

Про воровство на ВБ я уже подробно рассказывал и показывал подсчёты. В целом и не секрет, что таких жутких проблем с кражами, как на ВБ, больше нигде нет. И вот если поведение покупателей меня совсем не удивляет - свиней хватает, то отношение площадки к своему партнёру просто убивает. Тебе подменили джинсы? Ага, дорогой, мы разберемся, но подожди пока мы в поддержке вообще увидим твое обращение и дадим шаблонный ответ в формате “Ожидайте, изучаем ситуацию” – недельки так две. А ещё недельки две подожди, чтобы мы сказали, что вообще-то у тебя такие джинсы и были. Да и пофиг, что ты отправлял новые черные, а обратно получил серые заношенные с дыркой на заднице. Закон? Не, не слышали.

Хрюшки-клиенты

Тоналка на рубашках, платьях, жакетах, куртках – и на всём на чем не лень меня уже давно не удивляет. Ну не умеют дамочки аккуратно просунуть свою башку в кофту, чтобы не оставить помады и не отпечатать брови. Ок, с этим научились жить - моя жена сидит вечерами и пачками оттирает кофты, благо знаем лайфхаки. Но вот месячные с какашками – это новый уровень… Рука-лицо, даже писать противно. Девушки, вы чего?! В каком состоянии вы доходите на эти пункты?! В каком состоянии вы выходите на улицу??? Почему и зачем?? Даже матерного слова на это нет - я уважаю себя, а еще больше уважаю своих клиентов. Что-то стирать и оттирать от этих биологических отходов - нет, не прикоснусь и своим покупателям совести просто не хватит такое отправить даже выстиранное.

Только вот вопрос - а почему же здесь не работают ваши гениальные способы защиты продавца? Проверка под камерами, пристальная проверка товара от сотрудников? Почему приличному человеку за мелкое пятнышко предъявят, а вот такому чуду и слова не скажут? Ну и конечно можете представить, сколько хейта я получил, когда люди получали такие товары…. Минус репутация бренда гарантирована.

Товары для дома

Я сам начинал с товаров для дома (в 2022 году) - и могу сказать смело больше меня не тянуло вообще никак разбиратся в этой нише. Поэтому актуальных новостей не знал, пока не пришёл на пункт выдачи за постельным бельём… Заказал два комплекта на выбор, потому что переживал за материал, ничего кроме хлопка не переношу. А хлопок… Не всегда хлопок как указывают продавцы в описании, вот и заказал чтоб наверняка уйти с товаром. В общем пришёл я на пункт, бельё упаковано в пакеты. Я стою, достаю белье из этих пакетов на стойке, проверяю себе минут 20 дырки, пятна, в целом щупаю ткань. Так досконально я проверял, потому что видел много отзывов (не конкретно на это белье, а вообще когда выбирал), где люди писали, что белье уже было в использовании и это сопровождалось дырками и подозрительными пятнами - ну в общем решил всё проверить. Пока проверял ни слова мне никто не сказал, когда запихивал в тесный пакет комплект, который не подошёл – тоже. Как только всё запихнул, сотрудница ПВЗ мне раздражённым голосом:

– Постельное белье нельзя доставать из пакета. Его можно только открыть и пощупать!

– Ага, а где это написано? И почему вы не сказали, когда я только начал доставать?

– Э…ы…а… У нас такие правила!

Потом она стала мне тыкать на наклейки на стойке (на минутку стойка ВСЯ в бумажках с информацией, настолько что некоторые наклейки перекрывают друг друга). Ну окей, я почитал и все равно не нашёл конкретного правила, что нельзя доставать бельё из пакета. Там были какие-то общие правила проверки товаров для дома - оч размытые и я так до сих пор и не понял ничего. Но вот вопрос - а какого лешего нельзя? В магазине можно, на базаре можно, а на ВБ нельзя? Опять новый закон внутри великого государства Вайлдберриз? В общем сотрудница снова меня пыталась вынудить купить второй комплект, я ее послал и стал снимать на телефон. Она успокоилась и сделала возврат. Братья-селлеры в нише товаров для дома, мои соболезнования.

Техника

Ну это вообще песня - сто историй и на Пикабу, и везде где вообще можно писать. Вот хотя бы нашумевший пост о том, что ВБ нарушает закон с возвратом технически сложных товаров. Скажу только, что у моего знакомого была до боли избитая история - он заказал ноут, а через месяц он перестал пахать. Угадали уже, что произошло дальше? Конечно, никто ничего не вернул. И будь это не огромный маркетплейс, нагнули бы по всей строгости, но увы)) Как я и сказал - там свои законы, по которым площадка существует.

Что делать продавцам и покупателям

Как покупатель я на всегда прекратил заказывать на ВБ. Я хочу спокойно прийти и забрать свой товар, а не учить 100500 придуманных правил перед походом и выполнять их как собачка в цирке. Я хочу, чтобы моя жена уходила не только с красивыми платьями, но и с хорошим настроением. Именно по этим причинам ничего больше не заказываю - не вижу смысла. Я возьму тоже самое на Озоне с Маркетом, только никто не будет обсирать мне день и заставлять ругаться.

А как селлер вот что скажу: я привёл примеры нарушения закона лишь на трёх нишах - и это капля в море. Проблем гораздо больше и это всё сильно влияет на продажи. Поэтому я рекомендую смещать фокус с ВБ, если сейчас у вас это главный канал продаж - смотрите в сторону других МП.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества