Dragon age спгс-теории
11 постов
11 постов
Главный сценАраст Патрик Викс сначала отретконил вид идола в "Тевинтерских ночах", заменив три фигуры на две, а в игре пихнул вот это.
Говорят игра еще копирует последние похождения Кратоса, но я в них не играл. Только игрофильм на ютубе видел.
Если напомнить про победы над ящерами эванурисов, то тебе скажут, что их марионетки ничто в сравнении со случайным драконом.
Пара ошибок, допущенных мной в первой части:
Лейтенант Кортез говорил не о полете на орбите планеты Трезубец, а о орбитальных тренировках на истребителе с одноименным названием. Минус аргумент. Это не отменяет захват людьми данного мира с помощью Цербера.
Сын Андерсона от бывшей жены Синтии. Согласно «Открытию» Карпишина, на момент развода детей у них не было. В досье Серого Посредника есть письмо от нее, отправленное капитану не позднее 2185 года. В нем говорится, что ее сын выпустился из универа в Сан-Франциско и стал аэрокосмическим инженером. Среднее образование в США заканчивают в 18-19 лет. Допустим, он поступил на вышку в 18 лет и закончил только бакалавриат за 3 года. Это уже дает 21 год+9 месяцев беременности. Андерсон расторг брак с Синтией в 2165 году. Причиной развода была не измена и ребенок от другого мужчины, а частое отсутствие кадрового офицера дома. Джейсон был зачат минимум в 2163 году. Синтия была невестой Андерсона еще в 2157, перед войной Первого контакта. Типичная ситуация для поздней BioWare. На проработку сюжета и соблюдения канона положен болт. Каждый лепит что хочет без оглядки на предшественников.
По кодексу 2 части дреллы живородящие рептилии, а не яйцекладущие.
1 Владельца казино «Серебряный берег» на Цитадели и по совместительству контрабандиста оружия Элайджу Хана впервые можно увидеть на приеме у Донована Хока в DLC: «Касуми - украденная память». Он присутствует безымянным нпс в сопровождение 2 азари и обсуждает с ними Архангела на Омеге. В DLC: «Цитадель» азари получили имена — Сельяна Эрранос и Лихана Пиррит.
2 Призрак ответственен за создание оригинальной «Нормандии». Он убедил Альянс согласится на совместный проект с турианцами, чтобы изучить как они строят свои военные корабли. Так Цербер получил чертежи корабля-невидимки и смог создать его более совершенную версию. Это объясняет отношение адмирала Михайловича, считавшего «Нормандию» дорогостоящим бесполезным экспериментом. Военные чины изначально были против проекта. Про это можно узнать расспросив Сузи после нападения Коллекционеров, когда Джокер снимет с нее ограничения установленные Цербером.
3 Потерянную часть тела можно клонировать. Правда сам процесс может занять до нескольких месяцев. Например, при потере ноги. Поэтому протезы в этой вселенной развиты слабо. Это известно из Новостей Цербера и разговора раненого солдата с врачом в больнице Гуэрта, а также ответов сценариста Mass Effect 1-2 Криса Л’Этуаля. Наличие шрамов у Рекса при таком раскладе легко списать на их привлекательность для кроганок. Почему Заид за 20 лет не удосужился убрать последствия выстрела в голову и заменить искусственный глаз на настоящий остается загадкой.
4 Распространено мнение о вопиющей некомпетентности Цербера. Джокер на вечеринке, общаясь с Мирандой и Джейкобом, высмеивает организацию по полной. Проект «Властелин», похищенный агент, пропавшие ученые Кайше и О’Лой, корабль с взбунтовавшимися рахни из первой части, показывают Цербер сборищем безмозглых кретинов. Только это не так. Присоединившийся к Церберу после воскрешения Шепард стал решать его проблемы. Точно также как он делал будучи спектром для Совета и Альянса. Во время войны Первого контакта люди отправили по всей галактике зонды с термоядерными бомбами и за 26 лет не удосужились найти их все. Экспериментировали с ВИ «Ганнибал» на лунном полигоне, что кончилось горой трупов. Это после санкций за разработку ИИ на Сидоне в 2165 году и нападения гетов на Иден Прайм. Майора Кайла, получившего серьезную психологическую травму, выкинули на пенсию. Вспомнили о нем только когда он создал секту биотиков и начал критиковать Альянс, обвиняя его в их бедах. Хакет еще удивляется за что тот на бывших работодателей взъелся? Хотя именно он принимает от нас результат миссии с заложником-председателем подкомиссии по делам сверхлюдей Мартином Бернсом. Тем самым, что постановил не платить компенсации биотикам изувеченным имплантами L2. Они вызывают тяжелые умственные нарушения, сильные физические боли, безумие, длинный список побочных эффектов, а удалить их можно лишь хирургической операцией чреватой превращением в овощ или паралитика. Это не говоря о экспериментах на станции «Гагарин», где эти импланты ставили детям и жестоко с ними обращались. Несколько трупов и инвалидов прилагаются. А после «несчастного случая» с Вирнусом проект прикрыли, а все данные засекретили. Причем, правительство настоятельно советовало родителям отказаться от детей-биотиков. Под предлогом их опасности запрещало держать с ними связь. Некоторые родители так и поступили. Еще был проект «Восхождение», где вообще ставили импланты аутистке и тренировали ее. Что предсказуемо чуть не кончилось горой трупов. Ну а производством биотиков для проектов Альянса в начале 2170-х занимался Цербер, будучи тогда его тайным подразделением. Агенты Призрака устраивали аварии с распылением нулевого элемента над колониями людей, чтобы он попал в организм беременных женщин. Гриссом в «Открытии» и Аленко в МЕ1 дают жирные намеки, что марсианские руины открыли гораздо раньше официальной даты. Миранду создали в 2150 году, когда о нулевом элементе еще мало что знали, а первых биотиков обнаружат лишь через 6 лет согласно истории. Так что Кайл все верно говорил о вине Альянса. И вот тогда его решили лечить и послали за ним пару агентов с предсказуемым результатом. А после Шепарда, чтобы тот его грохнул. С лейтенантом Забалетой поступили аналогично майору Кайлу — выкинули на мороз. У Альянса была Аманда Кенсон с кучей агентов, ресурсами и ее никто не контролировал. Причем, найдя артефакт Жнецов и зная про одурманивание, она также как ученые Цербера не додумалась его экранировать. Только в DLC: Левиафан людям пришла в голову мысль закрыть опасные объекты защитным полем. И то с устройством левиафанов это сделать забыли. Призрак со всем Цербером ради собственного бездарного слива разместил останки протожнеца рядом со своим кабинетом без всякой защиты. Альянс изучал их после захвата станции Кронос через роботов с дистанционным управлением. Призрак начал одурманивать своих сотрудников и ставить им импланты Жнецов. Потом поставил один такой себе, чтобы управлять кальмарами, но это они взяли его под свой контроль. Глава Цербера является вменяемым персонажем лишь во 2 части и «Обмане» Уильяма Дитца. Иронично, ибо эта книга состоит из анбэка и ахинеи. Единственным дебилизмом Призрака там является отправка Кай Лена на 2 опасные миссии, когда он еще не выздоровел после ранения в «Возмездии».
Совет игнорировал доказательства предательства Сарена и свидетелей. Передал расследование смерти Найлуса СБЦ без допуска к секретным документам и оставил доступ ко всем материалам спектру находящемуся под следствием. Тела Вазир десятилетиями работала на Серого Посредника. Как мы видим Шепард занимался решением проблем организаций на которые работал в текущий момент. Вопиющая дебильность некоторых миссий на совести сценаристов. Впрочем, совершенно идиотские результаты работы спецслужб с правительством, военными и учеными совсем не редкость в реальной истории. Так что часть их можно записать в плюсы, как элемент реализма.
5 Встречал в интернете мнение, что при спасении Совета адмирал Михайлович ударяется в ксенофобию и забивает на войну. Поэтому его нет в военных ресурсах. Логика тут другая. При спасении Совета адмирал, командовавший 63 разведывательной флотилией, погибает. Вместе с 8 крейсерами Альянса и 2400 человек личного состава на них.
6 Встречал мнение, что адмирал Хан’Геррель резко изменился в триквеле и развязал войну с гетами. Если расспросить его во 2 части, можно узнать что он с отцом тали были авантюристами еще до своего Паломничества. Когда на корабль где они проходили обучение напали батарианские пираты, приятели решили игнорировать приказы и отбили судно. Команда корабля назвала их героями, а командование идиотами и выкинуло из флота раньше положенного. Учитывая воинственность, авантюризм и желание уничтожить гетов, его поступки в 3 части вопросов не вызывают.
7 Во вселенной ME есть огромная проблема с численностью населения. Валерн в первой части говорит, что от решений Совета Цитадели зависят жизни триллионов. Причем, речь лишь о подконтрольной им территории. Карпишин в книгах пишет о сотнях обитаемых систем и тысячах планет. У людей при этом 11, 4 млрд человек на Земле и по нескольку миллионов в самых старых колониях. Как при таком раскладе человечество может лезть в галактическую политику и побеждать батарианцев непонятно. Это как если бы нашли карликовое государство пигмеев в Африке и оно с ходу вступило в СБ ООН, наваляв перед этим стране с которой веками приходилось считаться даже мировым гегемонам.
8 За всю 2 часть мы ни разу не видим пилота челнока. При побеге со станции «Лазарь» в прологе его точно нет. Как и после похищения команды Коллекционерами. Во время миссии на Нейте выясняется что челноком управляет виртуальный интеллект.
9 Описании Тучанки во 2 части гласит, что с 2183 года столицей планеты является Урднот. Со слов Призрака, Рекс вернулся домой в 2184 году. Из военных ресурсов 3 части следует, что клан поднял свой статус в течении последних 10 лет. Если Рекса умер, Рив во 2 части говорит, что теперь брат не сможет отнять у него трон. Общая у них мать, то есть наследование ведется по женской линии. Подъем клану Урднот обеспечил Рив, а потом пришел Рекс и отобрал у него власть по праву старшего брата.
10 Совершенно случайно РПГ с последствиями решений принятых в прошлых частях стала отличной иллюстрацией реальных исторических процессов. Этому способствовали ограничения в создании сюжета, бюджете и времени разработки. Как говорили сами сценаристы, они дают игроку не выбор, а лишь его иллюзию. Шепард не определяет течение истории и кроме пары сомнительных моментов не оказывает на нее существенного влияния. Саботирование лечения генофага мало что меняет. Кроганы живут очень долго и еще не оказывались перед лицом реального вымирания. Их было минимум несколько миллиардов. Потери в войне с Жнецами легко сподвигнут их к поискам лекарства, изменению социума с целью снижения смертности (чего саларианцы и желали, создавая генофаг, чтобы уменьшить воинственность ящеров) или массовому применению клонирования. Как говорил шаман клана Урднот, кроганы всегда ценили выживание выше традиций. А может всего и сразу. После уничтожения гетов или заключения мира между ними и кварианцами, советник азари говорит о изолированных группах синтетиков, продолжающих войну с органиками. О них же рассказывал Легион во 2 части. С кварианцами тоже самое — небольшая часть флота сбежала через ретранслятор во время бойни у Ранноха. Еще у них есть изгнанники и корабли с долговременными исследовательскими миссиями. Шепард лучше других может выполнить задание, но незаменимым не является. Выбирая психологический портрет персонажа вы можете сделать его спасителем Элизиума во время Скиллианского блица или отморозком зачистившим базу батарианцев на Торфане ценой жизни сослуживцев. Но при выборе иного варианта эти функции выполняет кто-то другой. Если мы не проходим DLC: Гибель с небес или DLC: Прибытие, то Балака и Кенсон останавливают солдаты Альянса. Да, с несколько худшими результатами, но основную задачу они выполняют. Не будь Шепарда, галактику спасли бы другие люди. Тот же Андерсон вполне способен его заменить в 1 части. Общество так или иначе решает возникшие проблемы. Роль отдельного человека может быть значимой, но незаменимых не бывает. Даже Светофор вписывается в эту схему, представляя варианты выбора уже озвученные другими персонажами — Андерсоном, Сареном, Призраком. Шепард никакой не избранный. Сюда же относится совершенно логичный пофигизм кварианцев на призывы какого-то там человека к миру с гетами во 2 части. Потому что выживание их расы на кону. При таком раскладе слова алиена, даже известного на всю галактику, для них мало что значат.
11 Некоторые игроки не понимают ситуацию с битвой за Цитадель в финале 1 части. Станции никогда ничего не угрожало, ибо в случае нападения ее всегда могли закрыть и вызвать подмогу из других частей галактики. Но с помощью Канала Сарен провел внутрь гетов и оставил Цитадель открытой атакам противника. Потом заблокировал ретрансляторы в системе Вдова после того как через них прошли его союзники. Из-за этого следуя протоколу, матриарх Лидания эвакуировала Совет на «Путь предназначения». Специально для этой цели на вершине Башни Цитадели есть специальный док с челноками для нужд советников и спектров. Поэтому дредноут какое-то время не мог принимать участие в бою с гетами и Властелином. А потом, толи был слишком поврежден для ухода на сверхсветовую скорость, толи сценаристы забыли о такой возможности. Властелин имел превосходство благодаря неожиданному нападению, захвату Цитадели изнутри и превосходству технологий — один из турианских кораблей он просто протаранил и его щиты выдержали столкновение. Основное орудие Жнеца уничтожало вражеские корабли с одного выстрела.
После того как Шепард убил Сарена или уговорил того покончить с собой, на связь с ним вышел Джокер. Он сообщил, что арктурский флот готов прийти на подмогу если Шепард разблокирует ретрансляторы. Тут надо вспомнить военную доктрину Альянса, описанную в кодексе. Колонии имеют лишь номинальные гарнизоны, неспособные долго справляться с массированной атакой противника. Мендуар и Элизиум тому яркие примеры. На первом батарианцы сожгли города, захватили рабов и какое-то время сдерживали атаки прибывших сил людей, пока не сбежали. Это известно из истории лейтенанта Забалеты. На Элизиуме Шепард или кто-то другой объединил колонистов и отбивал атаки батарианцев до прибытия флотов Альянса. А те разгромили устаревшие суда пиратов, профинансированных Гегемонией. Суть в том, что флоты Альянса базируются в узловых системах где расположены несколько ретрансляторов. Откуда, получив сигнал бедствия, в течении нескольких часов могут достичь атакованной колонии. В системе Арктур расположена одноименная станция с парламентом Альянса систем и его военным командованием. Тут же находится наибольшая группировка космолетов людей. Так что флот готовый прийти на помощь Цитадели в рамках лора. Проблема в Джокере и «Нормандии», которые только недавно были у Ила в системах Терминус. Им долго лететь до Арктура.
12 Миллиард с лишним лет, пока проводились жатвы, количество пригодных для развития разумной жизни миров росло. Соответственно, уменьшалась продолжительность цикла и увеличивалось число рас достигших разумного состояния. Этому способствовали как естественное развитие органической жизни на планетах, так и их терраформирование колонизаторами. Не говоря о создании искусственных существ и ускорении эволюции. Например, последним активно баловались протеане.
13 Сценарист Крис Хеплер рассказывал, что никаких миров земного типа вблизи Солнечной системы нет и он не понимает где приземлилась «Нормандия» в конце 3 части. Этот бред навязали его начальники, игнорируя возражения подчиненных. Этим он лишь показал свою профнепригодность как хранитель лора. Есть 2 планеты в разных системах подходящие по описанию. Одна в системе из 3 звезд Альфа Центавра — ближайших к Солнцу. Она описана в Новостях Цербера, создание которых курировал как раз сам Хеплер. Пусть он там был не единственным автором, но главным. Другая планета — Деметра в системе Дельты Павлина, где расположена первая колония людей за пределами Солнечной системы. Правда, этот кандидат подходит намного хуже. От Земли он расположен куда дальше — в 19,89 световых лет и там развитая колония. А в роликах с «Нормандией» никакой цивилизации на планете не замечено. Дело все в том, что Хеплер стал хранителем лора под конец разработки 2 части, сменив ушедшего из компании Криса Л’Этуаля. Он сам признавал неравноценность замены.
14 Жнецы построены по тому же принципу, что и ИИ органиков. Они навеки заперты в своем теле — квантовом компьютере. В отличии от гетов, которые могут перенестись в новую платформу. Мы не встречаем Властелина после его гибели. Вместо него в сиквеле на связь с нами выходит Предвестник.
15 Почему кварианцы проиграли Утреннюю войну всего за год и потеряли Раннох вместе со всеми колониями? Потому что всю грязную, тяжелую и опасную работу за них делали геты. В том числе воевали. Их отключение и уничтожение на подконтрольной кварианцам территории подорвало их экономику, а противопоставить армии гетов было просто нечего.
16 Прототипом Цитадели является монумент советско-египетской дружбе «Цветок лотоса» у Асуанской плотины. Дерек Уоттс нарисовал ее концепт основываясь на фотографии. Артбук в честь 25-летия BioWare называет монумент скульптурой вблизи города Асуан, Египет.
17 N7 на броню Шепарда попала благодаря художественному руководителю проекта Дереку Уоттсу из его любимого набора креплений для катания на лыжах N77.
18 Звук появления Жнеца это обработанный скрежет открывающейся и закрывающейся крышки мусорного контейнера в парке на окраине Эдмонтона, Канада.
19 О потерях Жнецов во время жатв. Последний цикл не является типичным. Благодаря жертве протеан с Ила Жнецам не удалось захватить Цитадель и отключить систему ретрансляторов. В противном случае, они могли бы пожинать одну систему за другой вообще без потерь, благодаря многократному перевесу в военной силе. Без ретрансляторов перелеты на сверхсветовой скорости ограничены количеством топлива и наличием на пути планет с сильным магнитным полем для разрядки двигателей. Галактическая экономика рухнула бы в одночасье и серьезного сопротивления оказать не получилось. Гибель Властелина была большим достижением. Благодаря ей в МЕ2 Предвестник с коллегами сочли людей достойными жатвы и возвышения в себе подобные. Остальные расы последнего цикла были признаны непригодными и подлежали уничтожению. Судя по технологическому уровню протеан и размерам их империи, в прошлый цикл Жнецы начали жатву поздно. Он намного превышает уровень органиков текущего цикла. А ведь у них было 500 лишних лет, если считать с момента появления Коллекционеров. Концовка 3 части вызывала фейспалм совершенно ненужной битвой после захвата Цитадели Жнецами. Потеря станции автоматически означала проигрыш органиков, которые при отключенных ретрансляторах застряли бы в своих системах. Не стоит также забывать, что флот Жнецов частично состоит из управляемых кораблей не имеющих разума. Их потери восполнимы.
20 В DLC: Омега мы можем, отыграв парагона, сделать Арию Т’Лоак более мягкой. Королеву пиратов, которая веками занималась преступной деятельностью. Звучит не очень правдоподобно, но есть одно но. Патрик Викс подтвердил, что Ария это старая подруга Рекса по имени Алина. Та самая десантница, которую ему века назад заказали, но убить ее у него не вышло. Как сказал Рекс, она всегда была мягкой. Так что Шепард не менял личность существа с многовековым опытом силой своей харизмы. Скорее, он напомнил ей себя в молодые годы.
21 В книгах Карпишина Шепард пожертвовал Советом и назначил советником Удину. И если последний поступок вызывает вопросы, то первый единственно верный и правильный. После разговора с Властелином, Сареном, Стражем на Иле и слов Джокера о невероятных маневрах Жнеца от которых любое судно Альянса развалится, тратить силы на спасения никчемных бюрократов никто бы не стал. Гигантский разумный дредноут еще и на планеты садился, что невозможно для судов органиков крупнее фрегата. ТТХ Жнецов превосходит корабли противника по всем параметрам. Чтобы иметь шанс на победу нужно сохранить все доступные силы для битвы с ним. Иначе всем конец. Любой командир с зачатками мозга это поймет. По итогу, лишь уничтожение тела Сарена под контролем Жнеца привело к гибели Властелина. Без него победы могло не быть.
22 Минутка жести. В лоялке Джек Ареш Агдашлу рассказал, что большинство детей в исследовательский центр на Прагии привезли батарианские пираты. Вот только откуда в 2160-е у них взялось такое количество человеческих биотиков? Цербер созданием новых поколений озаботился лишь в начале 2170-х. При капитализме спрос рождает предложение. Ученым тилтонской ячейки нужны были человеческие биотики и они были готовы платить за них большие деньги. Не обремененные моралью батарианцы произвели их. Искусственным оплодотворением рабынь, что прагматично ибо результат нужен быстро. Или естественным, попутно наварившись на съемке и продаже порно с изнасилованиями. Далее, беременных невольниц подвергли воздействию нулевого элемента в виде пыли. По канону 10% таких детей становятся биотиками, 30% выкидышами или получают онкологию, а на оставшиеся 60% он никак не действует. Первых продали Церберу. У организации был способ выявлять биотиков еще в младенчестве. Джиллиан Грейсон из «Восхождения» Карпишина тому пример.
23 В межгалактическом пространстве время течет быстрее, чем внутри галактик, где оно замедляется гравитацией. В рамках идеи о темной энергии губившей звезды, это могло бы объяснить почему туда улетали Жнецы между жатвами. Чтобы иметь больше времени для решения проблемы, а не заваливаться в спячку. Конечно если бы эти мотивы кальмаров не отвергли и нормально проработали.
24 О экономике кроганов на Тучанке. Фортак говорил, что генно-модифицированные злаки, лекарства и прочее можно купить у саларианцев, вместо собственного производства. Возникает вопрос «На что он их собрался покупать?» Все ресурсы в системе Аралах и соседних с ней выбраны еще века назад. Кроганы нормально не производят ничего, даже самих себя. Живут охотой и ограниченным сельским хозяйством у женских племен. Так откуда деньги? Кроганы-наемники-гастарбайтеры отправляют их в свои кланы. Иных вариантов нет. Можно вспомнить крогана-механика с Иллиума, мистера Тэкса, основателя «Кровавой стаи» которому деньги позволили с триумфом вернуться из изгнания на родную планету. Причем ящеры занимаются на чужбине не только войной и охраной, но и шахтерским делом с использованием рабов-ворка. На планетах «Пляжный гром» и «Жестокий прилив» они конфликтовали с конкурентами в лице ханаров с дреллами за разработку ресурсов в 2170-е годы. Связь кланов с убывшими на заработки членами отлично налажена. Когда кроганы-наемники получили известие о излечении генофага, то массово рванули домой пополнять армию для войны с Жнецами.
25 Крис Л’Этуаль, проработавший кварианцев в 1 части и делавший набросок их сюжетной линии во второй, говорил что вдохновлялся историей евреев. Циганские мотивы тоже витали в воздухе, но основа была именно иудейская. Отсюда молитвы перед судом над Тали и некоторые названия у этой расы. Например, родная система кварианцев Тиккун отсылает к каббале. Коллективизм и сознательная самоизоляция, чтобы сохранить свою культуру. Кварианцы не колонизировали ни один мир за 3 века изгнания, потому что хотели вернуться в Землю обетованную — на Раннох. Про Угандийский план, Химьяр и Хазарский каганат сценарист явно не слышал. Можно провести аналогию между гетами и големом. Л’Этуаль считал виновными в конфликте обе стороны. Его идеи во 2 части переработал Патрик Викс. Он же в 3 части написал большую часть линии гетов и кварианцев. По его мнению, кварианцы были однозначными злодеями в этой истории.
26 Генофаг прописан в серии с кучей ошибок и ретконов. Это привело к некоторым заблуждениям среди фанатов. Последовательность событий непосредственно перед и после его применения:
Ящеры отвергли перемирие с расами Совета. Кроганы уничтожили 3 мира турианцев с помощью сброшенных на них станций и астероидов. Саларианцы к тому моменту создали генофаг, но собирались использовать его для шантажа. Турианцы считали иначе. Командир подразделения, посланного распылить вирус на Тучанке, отправил представителя саларианцев (ждавшего решение своего правительства) и несогласного подчиненного под арест. 90% кроганов сознательно заразились генофагом, считая что смогут его превозмочь. Позже заболели оставшиеся 10% ящеров у которых были мозги. Вирус поражал каждую клетку в организме и менял ДНК. Это делало невозможным откат изменений генной терапией. Перестроив все клетки, вирус погибал. Никаких зараженных генофагом кроганов к концу 22 столетия не существует. Несмотря на слова Рекса в 1 части. Правда, еще он говорил что мало знает о вирусе. И писал его тогда будущий автор светофора с Андромедой. Кроганы живородящие ящеры, не яйцекладущие. Фертильных самок не существует. Каждая беременность — это лотерея, где лишь один плод из 1000 избегает деградации нервной ткани. Генофаг применили в 710 году нашей эры. Кроганы сдались только когда турианцы захватили все их планеты. Это случилось в 800 году. Правда, турианцы умудрились получить место в Совете Цитадели за победу над кроганами в 762 году. После поражения в войне обитатели Тучанки раскололись на отдельные племена и больше не имели единого правительства.
Рассказы Рекса и Бакары о том, что генофаг сделал из них животных не соответствуют действительности. Последняя еще вещала, что во всем виноваты мужики и все изменится когда женщины снова получат власть. Кроганы сожгли свой мир ядерной войной задолго до контакта с иными расами. Ветеран Восстаний кроганов Окир возмущался тем, что самки нянчатся с немногими родившимися детенышами и созданных клонов отправлял на убой наемникам. В основе военной тактики кроганов до применения генофага был численный перевес. Бойцов не щадили, ибо рождаемость была очень высокой. Другой очевидец событий древности — Патриарх рассказывал интересные вещи. До генофага обряд посвящения был иным. Юные братья и сестры сражались между собой насмерть. Слабые умирали, а сильные становились полноценными членами племени. У кроганов были женщины-полководцы. Джарроду — одному из немногих переживших поражение вождей, было плевать на вымирание своей расы. Он пытался прикончить собственного сына во время переговоров на священной земле. Лишь бы драться дальше и не важно с кем. Так что, генофаг изменил кроганов в лучшую сторону. Но одновременно с этим озлобил. Бесчисленные выкидыши приносили их самкам как психологические, так и физические мучения. После войны перевоспитывать и интегрировать кроганов в галактическое сообщество никто не собирался. Их оставили медленно вымирать. Превращение нескольких малочисленных племен, выживавших в условиях постапока, в армию кровожадных дикарей-завоевателей на совести саларианцев.
27 Совет Цитадели коррумпирован сверх всякой меры. Советницы азари на побегушках у Арии. Последняя благословляет Синие светила совершать налеты на корабли, перевозящие оружие для СБЦ, в пространстве Цитадели. С ее подачи Совет приказывает выпустить главу Затмения психопатку Джону Сидерис из заключения. Удина в записях Серого Посредника развлекается в Загробной жизни на Омеге.
28 Не раз читал рассуждения, что в 3 части на Цитадели никак не сказалась война со Жнецами. Из-за многочисленных проблем с разработкой игры последствия конфликта для гражданского населения и экономики были раскрыты не так хорошо как хотелось бы, но они есть.
Многие игроки критиковали развлечения на станции. Проведем аналогию с нашей реальностью. После атаки террористов поехавший кукухой герой войны начинает косплеить гибрид Дружко с «РЕН ТВ» и полковника Шендакова. Рассказывает о грядущей атаке рептилоидов с Нибиру, которые всех истребят. Через месяц он погибает в стычке на границе. Высшие чины объявляют его мертвым, а заявления списывают на ПТСР. Через пару лет появляются слухи, что покойный на самом деле жив и ушел в криминал. Потом его арестовывают за дезертирство и военные преступления, либо работу на террористов и судят. Заседания транслируют на весь мир. После происходит нападение рептилоидов. Правительство заявляет, что все рассказанное этим психом правда. Готовьтесь умирать без вариантов потому, что рептилоиды успешно проводят регулярные истребления минимум миллиард лет. Нужно отвлечься, чтобы крыша не поехала. Вот народ и смотрит эскапистские боевички про Бласто, бухает и отрывается в клубах. Точнее, это делают те у кого есть такая возможность. Военным в увольнительной тоже надо отдыхать от боевых действий. В Президиум даже кроганов стали пускать.
Есть засекреченный доклад волусов на терминале спектров о том, что галактическая экономика скоро загнется. В самом лучшем случае ее хватит на год. Саларианец торгующий оружием отказывается принимать деньги в качестве оплаты и предсказывает скорый переход на бартер. Склады у доков переоборудованы под лагеря для беженцев. Станция переполнена, новоприбывших уже разворачивают на подлете. Джона Эшланд в депрессии бухает — Жнецы уничтожают инфраструктуру его компании по добыче топлива по всей галактике. Нехватка медикаментов даже на Нормандии. Чтобы их достать Шепарду приходится лично идти к беженцам и договариваться о обмене. Письмо на Арене Армакс от шахтеров добывающих нулевой элемент сверхурочно. Кандидат в городской совет района Закера вещает, что беженцам нужна работа, еда и жилье. Нехватка довольствия в семьях военнослужащих из общения инженера-турианца и его жены-азари.
Единственный серьезный просчет связан с нехваткой еды на Цитадели. Гаррус говорит, что раненные турианцы могут умереть от голода. Беженец в доках заявляет, что ему нечем кормить детей. Об этом на благотворительном вечере в казино говорят все кому не лень. Вот только это невозможно после реткона 2 части. В сиквеле и триквеле не раз упоминаются белковые чаны хранителей. В основании станции они перерабатывают все отходы в разнообразные виды безвкусной питательной пасты. По кодексу ее раздают совершенно бесплатно. На Цитадели нельзя умереть с голоду. Это лишний раз подчеркивает статус станции как ловушки для органиков. Нет нужды завозить продовольствие или тратить пространство и ресурсы на гидропонику. Но это рушит заявления Стража на Иле о том, что протеанам, перенесшимся на станцию, было нечего есть.
29 Как бы шутка. Сюжет 2 и 3 частей — бред умирающего от нехватки кислорода Шепарда после гибели «Нормандии». Первым воскрешенного героя встречает биотик Джейкоб. В МЕ1 на «Вортингтоне» коммандер мог отключить от систем жизнеобеспечения его тезку-биотика с поврежденным от кислородного голодания мозгом. Это объяснило бы поведение Совета, игнорировавшего угрозу Жнецов, глупейшие мотивы самих кальмаров и фэнтезийные концовки.
Духи — порождения эмоций обитателей материального мира. Чувства попадают в Тень, когда люди спят (их души переносятся туда во время сна) или эмоции проходят через Завесу (когда испытывают очень сильные). Дух — это замысел, отражение реального мира, воплощение страстей и качеств его обитателей. Демон — это обезображенный замысел, отвернувшийся от своего предназначения. Под действием собственных страстей (по словам Справедливости) или воздействием эмоций разумных существ. Если дух перестанет выполнять свою функцию, то станет чем-то чуждым. Смерть молодого мага Коула изменила дух сострадания. Он не знал как помочь умирающему. Поэтому принял его форму, скопировал память и забыл кем является. В остальном духи и демоны по сути одно и тоже. Маги могут своим предубеждением или действиями изменить суть обитателей Тени. Подругу Соласа — дух мудрости сковали и заставили убивать. Это было против ее природы и она трансформировалась в демона гордыни. Кодекс DAI описывает превращение духа любви в демона желания под воздействием восприятия, призывавшего ее мага. Солас говорил, что те кто ожидают во время призыва увидеть демона — его и получат — дух изменится из-за их представлений. Страсти Андерса трансформировали Справедливость в Месть. Войны и негативные эмоции меняют облик Тени и ее обитателей — превращают их в демонов. Через разрывы в Завесе в мир затягивало духов против их воли. Полученные травмы делали из них демонов. Нормальное состояние духа — мирное полусуществование. Духов интересует только то, что они воплощают собой. Они мало что помнят и не могут учиться, развиваться.
Духи питаются эмоциями, которые воплощают. Демоны меняют подконтрольные им участки Тени так, чтобы манипулировать реакцией спящих. Вызвать нужные им эмоции и спровоцировать производство большего количества пищи для себя. Для этого они используют образы взятые из снов и воспоминаний людей. Собственной фантазии у них нет — они лишь копируют увиденное. Той же цели служит облик демонов. Плененные в Тени души обитателей материального мира используются аналогично — их мучают ради получения пищи и потому что такова природа демонов. Это описывает кодекс, Ниалл, Фелассан, Справедливость, демон голода в Первозданном тейге. Дух веры спасший Винн питался от нее, а потом перешел в столь же религиозную Евангелину де Брассар. Коул, даже частично материализовавшийся, питался болью людей и забирал вызывавшие ее воспоминания. Поэтому не нуждался в еде и сне. Кошмар изначально помогал людям, забирая страх перед Мором, порождениями тьмы. Но потом разросся, изменился, усложнился, поумнел, начал вызывать у спящих ужас и пожирать его. Чем сложнее сфера деятельности демона, тем большей психической территорией в Тени он владеет и могущественнее становится.
Демоны завидуют обитателям реального мира, жаждут пройти сквозь Завесу и слиться с живой душой (это делает их сильнее), чтобы испытать настоящее существование. Еще они хотят с помощью одержимых породить больше пищи для себя, разрастись, стать могущественнее и таким образом возвысится над собратьями. Это описывают маги в кодексе, говорят Справедливость и Торпор. Для вселения демону нужно получить согласие, но не обязательно добровольное. Манипуляции иллюзиями, моменты слабости или банальные пытки. Одержимый Ульдред занимался последними в Кинлохе, чтобы привести в мир еще больше демонов и заселить их в магов. Еще для насильственного вселения демон может использовать магию крови. Разработчики и Ирвинг говорили, что спасти можно лишь добровольного одержимого. Демон, получив согласие, берет тело жертвы под контроль, накачивает магической энергией и манипулирует им как марионеткой, но сам при этом остается в Тени. По каналу связывающему одержимого и духа, последнего можно отследить. С помощью лириума или магии крови маг может зайти в Тень и убить демона. Тогда одержимый будет спасен. Это работает для всех рас, кроме эльфов. Из-за их природы материализовавшихся духов одержимость бесповоротно ломает остроухих. После этого они становятся легкой добычей для демонов и их приходится убивать. Об этом рассказывает Маретари и мы видим эмоциональную нестабильность Фарамонда в «Расколе».
С помощью магии крови демоны могут взять под контроль сознание человека и вселиться в него силой. Разделить их невозможно. В таком случае спасти одержимого не выйдет — остается только убить его. Солас говорил, что использование магии крови мешает входить в Тень. Значит демон остается привязан к сосуду и погибает вместе с ним. Убийство добровольного одержимого не наносит духу вреда. Магией крови можно заселить демона даже в обычного человека — не мага. Возможна и добровольная одержимость магла в месте где Завеса сильно истончилась. Как было в подземельях Киркволла, где тевинтерцы веками проводили кровавые ритуалы.
Уртемиэль смог подселиться в Кирана без согласия и не слился с ним в одну сущность потому, что последний еще не успел обзавестись собственной душой. В ином случае произошла бы взаимная аннигиляция обеих сущностей. Так работает механика убийства архидемона Серыми Стражами. Дух веры вселился в тело Винн, а позднее Евангелины вскоре после их смерти. Оживление тела вернуло душу, но не слило с гостем и не требовало согласия. Тут видимо ситуация аналогичная вселению в труп или зародыш ребенка. Последнее произошло еще с Эйтоном из Dragon Age Legends.
Духам не интересны усмиренные. Они отрезаны от Тени и лишены эмоций, которыми кормятся нематериальные сущности. Тех кто был усмирен давно духи вообще не видят. Усмиренные являются абсолютно логичными существами и не поддадутся на манипуляции демонов. Фарамонд в «Расколе» целенаправленно искал способ обратить усмирение, следуя приказам Джустинии 5. И обнаружил что для этого нужно прикосновение духа. Он вызвал демона и убедил его помочь. Вернувшиеся эмоции повергли его в шок, а демон воспользовался моментом слабости, чтобы получить согласие. Одержимый или чародей может вселить в усмиренного демона с помощью магии крови. Разработчики рассказывали это в интервью. В Западном пределе можно найти запись о Фарамонде с той же информацией. Она есть в статье кодекса DAI «Окулярумы».
Андерс-Справедливость говорил, что духам нужно смертное тело, чтобы выжить в материальном мире. Солас рассказывал, что они стремятся к чему-нибудь прикрепиться, пройдя Завесу. Иначе истают и прекратят существование. Непонимание материального мира приводит к тому, что одержимыми могут стать деревья, трупы. Покинуть их они не могут и начинают сходить с ума. Это рассказывал дуб-стихоплет в Бресилианском лесу, Справедливость и Коул. Последний говорил, что лучше когда трупы сжигают. Тогда духи не смогут в них вселиться. Они хотят вернуться домой и принимают тела за свои. Духи вроде Справедливости, никогда не желавшие покинуть Тень, понятия не имеют как попасть обратно. Или пройдя Завесу, они могут забыть как это сделать. Со временем некоторые способны найти способ вернуться. Но не все. Справедливость смог покинуть тело Кристоффа и вернуться в Тень (в одном из эпилогов «Пробуждения») или переселиться в Андерса (канон DA2). Часть демонов ни в кого не вселяется и становится «призраками». Но для выживания им нужно регулярно тянуть жизненные силы из разумных существ, со смертельным исходом для последних. У древних эльфов развоплощение и привязка к определенному месту были высшей мерой наказания. Это следует из записей в Соласане. Вот почему Солас ненавидит неварранских морталитаси. Они мумифицируют тела и вселяют в них духов. Навеки обрекают жителей Тени на страдания в склепах Великого Некрополя и его малых аналогов.
После смерти духа его энергия возвращается в Тень, туда где он зародился. Если давшая ему жизнь идея была сильна или воспоминание изменило других духов, то когда-нибудь он возродится. Только памяти погибшего у него не будет. Коул говорил, что поклонение дает силу. Главные «Боги» аввар благодаря подношениям и обрядам являются могущественными сущностями и возрождаются после смерти. Потому что представление о них есть у кучи верующих в материальном мире и собратьев в Тени. Для более слабых локальных «богов» приходится проводить ритуалы длинной в год. Возродившиеся духи похожи на оригинал, но не совсем. Вот зачем Митал был нужен Источник Скорби, где содержалась ее частица и память. При этом Флемет называет себя всего лишь обломком богини, тенью древнего создания. Абелас считает свое божество мертвым. Потому что оригинал погиб, а замена просто нечто похожее с частью памяти оригинала. Как клон с имплантированными воспоминаниями. Похожими способностями обладают Недозволенные. По записям эванурисов и «Империи масок» они могли свободно бродить по элувианам и без проблем находились в материальном мире в своей истинной форме, меняли ее по желанию. По кодексу после гибели Недозволенные возвращаются в Тень. Имшэль узнал Фелассана, хотя до вызова эльфами много веков не посещал реальный мир. Видимо у четверки есть свои заначки с памятью, как у эванурисов. Или они делятся между собой не только силой (как упоминает Имшэль перед гибелью), но и воспоминаниями.
«Боги» аввар в обмен на поклонение, которое дает им силу, отгоняют от племени демонов, помогают советами, иногда участвуют в битвах (даже погибают в них), обучают магов. Последнее осуществляется путем вселения духа в юного чародея. Авгур говорил, что нет лучшего учителя магии, чем тот кто из нее соткан. При этом добровольная одержимость носит временный характер. Прочие духи-покровители племени следят, чтобы их собрат не слился с душой ученика в одно целое. Также делают шаманы хасиндов и провидицы Ривейна. В записях древних эльфов духи обучали молодежь остроухих, правда без вселения. Америдан носил в себе духа-спутника. Долийцы принципиально стараются не иметь с обитателями Тени никаких дел.
Когда смерть настоящего Коула заставила духа сострадания воплотиться в реальности, он забыл кем является на самом деле. Потом ему «помог» все вспомнить глава Искателей. Вернуться в Тень он уже не мог (Попав в ее пределы материально он все ощущает иначе.). Для этого ему нужно было стать больше духом — простить обидчика настоящего Коула и забрать его воспоминания — вернуться к своему предназначению. Или «отомстить» — прожить эмоции, вместо того чтобы их воплощать как духи и окончательно стать материальным. По легенде аввар, Хозяйка Небес приняла материальную форму «листоухи» на длительное время, а после развоплотилась и вернулась в Тень. Но это чрезвычайно древняя и могущественная сущность с кучей верующих, а не рядовой обитатель нематериального мира. Став больше человеком, Коул теряет умение забирать память, но теперь может учиться и развиваться. У него остается способность читать места и мысли людей — часть способностей духа. У материализовавшихся духов, ставших эльфами было также. В отличии от них он не является магом. Потому что оригинальный Коул свой дар ненавидел и мечтал от него избавиться.
Тень и населяющие ее духи отражают и сохраняют воспоминания, но не все они правда — это точки зрения как участников событий, так и тех кто о них слышал. Нужно уметь найти среди них истину. Демоны имеют доступ к памяти одержимого. Духи способны читать мысли связанные с воплощаемыми ими эмоциями. Так Коул умел чувствовать боль или способ ее утолить. Ему были доступны связанные с этим воспоминания и мысли людей. После победы над Корифеем Коул говорит, что зная истинное имя духа можно его подчинить. Кунари считали также и искали настоящее имя Соласа в «Тевинтерских ночах».
Прекрасная песнь Древних богов идет от Золотого Города-Камня с которым они связаны. Исходит она от «положительных» душ, что ушли туда после смерти и от самого создания (после реткона DAI скверна может заразить лишь живое существо). Это воспоминания с эмоциями и энергия жизни. Через связь титанов с Камнем она трансформируется в песнь лириума. До падения подземные исполины выпускали воспоминания в Тень и формировали ее, вырезали Стену Памяти. Это «увидела» Дагна после исследования образцов с места разрывов в Завесе, описывали надписи ша-бритолов и рассказывал Коул. Справедливость называл песнь необработанного лириума самым прекрасным что только можно слышать, но по-настоящему это могут сделать лишь обитатели Тени. До свержения Древних богов или до падения титанов песнь была одна, но после разделилась. Подземные гиганты лишились связи с гномами, когда их выпотрошили эванурисы. После создания Завесы титанов отрезало от Тени. Солас говорил, что духи редко контактируют с гномами из-за их связи с Камнем, даже кастрированной ее версии. В отличии от наземников подземные жители не сжигают тела, а хоронят. Духи не трогают даже останки гномов. Еще они никогда не приближаются к Черному Городу. И дело не в скверне — в Первозданном тейге демон голода вселился в дикаря. То есть никаких духов вблизи гномов не было до того как Древние боги прорыли ходы к Камню и уволокли его на небо. Когда храмовники или Искатели используют свои способности подавлять магию, все духи вокруг погибают. Исключение составляют те из них, кто материализовался как Коул с эльфами, одержимые и привязанные к чему-либо обитатели Тени. Способности храмовникам с Искателями дает связь с титанами. Эльфы убивали и калечили подземных исполинов в том числе, чтобы беспрепятственно использовать магию в материальном мире. До того никаких духов без тела во владениях гномов быть не могло.
Забытых эльфийские мифы именуют богами ужаса, злобы и ненависти. Они обитали в Бездне-Пустоте, куда по Песни Света отправляются души нераскаявшихся грешников. Оттуда происходит скверна-тьма и красный лириум. По словам Коула, этот минерал жжется злобой и из него исходит болезненная песня. Красных храмовников он пожирал полностью, пока в пустых оболочках не оставалась одна злость. Корифея Коул называл «колодцем ненависти». Бартранд «кормил» идола из красного лириума, пытая людей. Даже маленький осколок изваяния привлек кучу духов, превративших особняк Тетраса в «дом с привидениями». Демоны являлись за испускаемыми им негативными эмоциями — своей пищей. Исходит она от душ, обреченных на вечные муки в Пустоте. После заражения Золотого Города скверной, туда отправляются все умершие, кроме гномов (Минус те Дети Камня, что заразились скверной или красным лириумом.). Они избежали этой участи благодаря своей связи с Золотым Городом.
В DAO есть квест Легиона Мертвых, где нужно сразиться с демоном. Его сопровождает статья в кодексе «Тень пустой породы» (в оригинале «The Gangue Shade»):
«Камень не чист, он содержит порчу, древнюю, как само равновесие. Чтобы гномы процветали, необходимо вырубать пустую породу ― примеси и неустойчивые вкрапления. Но пустая порода, так же, как и Камень, влияет на нас. Все мы должны бороться с ней, вырубая из себя наихудшее, но Легион Мертвых несет особую ответственность. Только ветераны Легиона могут выйти на поединок с пустой породой, врубиться во тьму, оскверняющую изначальный Камень. Камень окружает нас, и мы должны защищать его ― здесь, где свет смыкается с тьмой.»
Титаны сдерживали Пустоту в глубинах земли пока не началась война с эванурисами. Большинство из них погибли, а оставшиеся были выпотрошены и «уснули». Барьеры ослабли и влияние Бездны усилилось. Некоторые гномы были развращены ей и после смерти превратились в демонов. Камень отверг их. Часть из них вселилась в булыжники и стала каменными духами. Других гномы сковали, как сделал Совершенный Файрель и его последователи в гробницах Кэл Репарты. Они называли их «гангом» - каменными отходами или нечистыми духами Камня. Коул сказал, что они были гномами и до сих пор себя таковыми считают. Люди-маги тоже становились демонами, что мы знаем на примере Мыша и Баронессы.
В ходе Истязания ученики попадают во владения демона гордыни. Тот разыгрывает целое представление с участием подчиненных ему духов, чтобы юный чародей стал одержимым. Из разговоров с демоном и его подручными выходит, что маги попадают в его владение регулярно. Очевидно те кто проводит Истязания с ним договорились. И церковь эту практику одобряет. Ничего удивительного — она и запретную магию крови в амулетах использует для отслеживания всех чародеев.
Страж-маг-человек — ребенок Дункана. В книге Дэвида Гейдера «Призыв» будущий наставник Алистера занимается сексом с одной из чародеек ферелденского Круга магов. Дело происходит в промежуток между 9:07-9:11. Гейдер путается в датах внутри произведения, а прочая субпродукция хронологию событий лишь усугубляет. Вероятность зачатия от Серого Стража мала, но это возможно. Шансы повышает противоскверновый кинжал Первого чародея Ремийе, который был среди одежды Дункана. Позже он спас Серого Стража от ускоренного разрастания скверны в организме и помог убить своего создателя, нейтрализовав применяемую им моровую магию. При первой встрече с магом реакция Дункана отличается от знакомства с прочими версиями Героя Ферелдена. Она идентична и для и мага-эльфа, но это можно списать на нехватку времени и ресурсов у разработчиков. Так всех Стражей в финале игры заставили добивать архидемона двуручником. В DA2 Героя Ферелдена-мага-человека превратили в ребенка Ревки Амелл, чтобы ради отсылки породнить его с Хоуком.
Серые Стражи — злодеи предыстории долийца. Дункан выступает спасителем для каждой версии Героя Ферелдена. Его отсутствие приводит к гибели потенциального рекрута в Стражи. Последствия этого интегрированы в игру. Броска умирает в заточении, Эдукан на Глубинных тропах, Махариэль от моровой болезни, Кусланд от рук людей Хоу и так далее. В Денериме, замке, Круге магов и Орзаммаре Страж присутствует как почетный гость. Первые три локации Дункан посетил в качестве вербовщика, а город гномов для экспедиции ордена на Глубинные тропы. Лишь его неожиданное появление в Бресилианском лесу никак не обосновано. Как он там оказался и почему? Экспедиция Стражей целенаправленно или случайно обнаружила и активировала элувиан на Глубинных тропах. Через него порождения тьмы попали в тевинтерские руины, где древние эльфы ложились в утенеру. Троица безоружных людей перед визитом долийцев посетила их и ушла целой. Значит зеркало активировали недавно. Иначе порождения тьмы убили бы людей. Охотники клана Махариэль обнаруживают у элувиана зараженного скверной медведя-берескарна. Тамлен касается зеркала и оно показывает ему разные места. Потом он видит город под землей — гномий тейг. Тут же рядом стоит статуя в честь торговых отношений гномов с эльфами. В «Империи масок» Фелассан и Морриган в DAI рассказывали, что в государстве элвен не было обычных дорог — их функции выполняла сеть элуванов. На момент выхода DAO Перекрестка еще не придумали и одно волшебное зеркало могло соединятся с множеством других. От прикосновения к элувиану Тамлен заражается скверной (До реткона DAI c поражением только живых существ она росла даже на камнях. В «Украденном троне» и «Призыве» ей покрыты Глубинные тропы и пещеры.). Он видит огромное черное существо и не может отвернуться. Герой Ферелдена тоже подхватывает моровую болезнь и теряет сознание. Тамлен, заразившись скверной, подпал под контроль архидемона и прошел через элувиан. Позже мы встречаем его во время нападения порождений тьмы на лагерь, уже ставшего вурдалаком. Махариэль ненадолго приходит в себя у входа в подземные руины и видит Дункана. Тот говорит, что ему очень жаль. Пройдя элувиан, Серый Страж спас эльфа и отнес в лагерь клана. Остальные члены экспедиции погибли. Очевидно Дункан не встретил Эдукана или Броску, что позволило бы ему покинуть отряд и направиться с рекрутом в Остагар. Позже Серый Страж разбивает элувиан, чтобы через него больше не прошли порождения тьмы с Глубинных троп.
Если играть долийцем кодекс DAO включает запись о том, что хагрены на Арлатвене проводят день и ночь в спорах по поводу истории эльфов. У каждого клана своя трактовка событий. В «Империи масок» тоже самое говорит Фелассан. В DAI над долийскими историями многократно иронизирует Солас. Дэвид Гейдер рассказывал, что при создании первой игры многие вещи старались писать так, чтобы в продолжении можно было направить развитие истории по любому пути.
Тевинтер до того как замолчали Древние боги и начался 1 Мор и после — это два совершенно разных государства. Исходя из слов Морриган в DAI, знаний из тома Кослуна, предыстории Кальпернии и ритуала в святилище Думата под темницей Корифея, кровь была платой за силу и знания. Предводитель Кровавой банды говорил, что она должна проливаться только добровольно и в услужение богам. По словам Дориана, в современном Тевинтере запрещен контроль разума и использование чужой крови. Резать себя для подпитки заклинания совершенно законно. Слуга Корифея писал, что его господин никогда не был жестоким и поначалу вскрывал свои вены, пытаясь дозваться до умолкших богов. Принесение в жертву эльфов началось после того как ему ответили. Во время проведения ритуала для вторжения в Золотой Город против резни открыто выступил один из жрецов и сбежал к архонту в Минратос. Пока боги являлись тевинтерцам во время сна (Воспоминания в Тени свидетеля явления Думата как архидемона. Он узнал его потому что много раз приносил подношения и видел бога когда спал.) и отвечали на молитвы жрецов (Следует из записей Корифея в Храме Думата.), противоречить их воле было немыслимо. Они веками направляли развитие империи и любого святотатца ждало суровое наказание. Аналогии с реальным миром, где клирики стабильно говорят одно, а делают прямо противоположное неуместны. С реальными сущностями, которые регулярно выходят на связь с верующими подобное поведение не останется безнаказанным. В «Песни Тишины» говорится, что Думат одним шепотом мог положить конец войне или сместить архонта. Когда боги умолкли началась гражданская война и хаос. Жрецы Разикаль в Морозной котловине дошли до человеческих жертвоприношений, пытаясь связаться с ней.
Во время мора люди творили все чтобы выжить. Отсюда рассказы южной церкви о горах трупов и реках крови на алтарях Тевинтера. В пропагандистских целях они переносят подобные действия на весь период существования империи. На юге запретили имперскую «Песнь Света», а все источники информации о Тевинтере проходят надлежащую обработку. В первом «Мире Тедаса» северная империя названа самой оболганной и демонизированной нацией материка. Когда Мор закончился ситуация стала ближе к реальному миру — кто-то соблюдал запреты, а другие их нарушали. Борьба за власть диктовала магистрам использовать все возможные преимущества. Иначе их применит твой противник, а ты сам погибнешь. Но это не значит что все общество скатилось к жертвоприношениям эльфов с людьми. В 35 году Древней Эры префект Сантариус из Эмериуса (будущего Киркволла) ужасался зверствам магистра-надсмотрщика карьера Махариан (будущая Костяная Яма), который скармливал рабов драконам. Тевинтерский маг Нереда была против использования бескастовых гномов для создания мясных големов в Амгарраке. И согласилась продолжить исследования только из-за прогрессировавшей гибели подземной империи. В кодексе DAI есть письмо магистра Эстии ученику, где она осуждает использование магии крови даже с благими целями и приводит наглядные примеры. С другой стороны есть такие персонажи как Данариус, готовые убивать детей, чтобы развлечь своих друзей-сенаторов.
Почти вся территория Тедаса некогда принадлежала империи Тевинтер. Мор и Священный поход Андрасте привели к ее падению и образованию новых государств. Но кто был дворянами в отколовшихся провинциях империи и мелких варварских княжествах у ее границ? При веками царившей магократии ответ очевиден. В своей книге Варрик называет аристократов Киркволла потомками орлесианских захватчиков и тевинтерских землевладельцев. По версии империи Андрасте — потомок влиятельных вождей аламарри и цириан была магом. Основатель южной церкви и Орлесианской империи Кордилиус Драккон был внуком тевинтерского магистра. Вот откуда среди знати юга рождается столько магов даже спустя века после завоевания независимости. Наглядные примеры — Дети эрла Эамона и леди Изольды, дядя Кассандры Весталус Пентагаст, дети Ревки Амелл и ее кузины Лиандры, Эмиль де Копьи, Баронесса с Черных болот, Финн, Гаскар Дюпуи, Джоан Хариманн, Лиенна де Монтсиммар, дочь семьи Д’Онетер, ривейнские провидицы.
После реформ Гессариана маги утратили власть в Тевинтере — им было запрещено заниматься политикой. За членами Кругов надзирали имперские храмовники. Первой крупной подвижкой для возвращения магократии стало избрание Верховным «Черным» жрецом мага Валхэйла в 3:87. Но главные запреты были ослаблены, когда при всеобщем ликовании избрали архонтом чародея Номарана в 7:34. После этого магистры вернули себе всю полноту власти в течении 100 лет. Что послужило причиной возросшей популярности магов, позволившей им вновь встать у руля? Сперва обнаглевшая сверх всякой меры южная секта Кордилиуса Драккона, потребовавшая в конце 3 века привести имперскую «Песнь Света» в соответствие с их фанфиком, сочиненным на полтора века позже. И последовавшие в следующем столетии Священные походы против Тевинтера. Маги помогли отразить их все и сохранить экономическую, политическую и религиозную независимость. Потом вторжение кунари в 6:30. Технологическому превосходству захватчиков аборигены смогли противопоставить лишь магию. За 50 лет Тевинтер смог вернуть захваченные рогатыми территории. После чего кунари переключились на Ривейн с Антивой, что привело к совместным Священным походам Черного жреца и Белой жрицы начавшимся в 7:25. В 7:84 кунари изгоняют с материка почти полностью — у них остается всего пара городов на побережье Ривейна и Андерфелса. Южная церковь подписывает сепаратный мир с рогатыми. Тевинтер отказывается от мирного договора и продолжает войну. Внешний враг оправдывает нахождение магов у власти.
Становление Серым Стражем преподносится как некая жертва. В некотором смысле так и есть — не все рекруты переживают Посвящение. Но в остальном члены ордена получают одни плюсы. Со слов Алистера и Лария, после посвящения Стражу остается жить 30 лет максимум. В орден набирают в основном людей за 20 лет из отличившихся воинов и преступников. При средней продолжительности жизни в Средневековье — 30 лет для простолюдинов и 45 у высшей знати, дожить до 50 лет подавляющему большинству никогда не светило. Так что никакой жертвы тут в принципе нет. Дэвид Гейдер очень жалел, что огласил столь большой срок и впоследствии отретконил его. Теперь во время Мора или при частых сражениях с порождениями тьмы на Глубинных тропах и поверхности срок жизни Стражей уменьшается. Орден собирает десятину со всех стран, кроме территории кунари. Став Серым Стражем человек получает кучу денег, почет и уважение. Андерфелсом Стражи фактически правят. По словам Зеврана, среди Антиванских Воронов считается дурным тоном принимать заказы на борцов с Мором. Когда эрл Хоу обратился с предложением работы, то кроме него других желающих не нашлось. Сам он согласился из желания самоубиться чужими руками. Учитывая специфику работы, посещение борделей, пиры и прочие развлечения в свободное время должны быть нормой у Серых Стражей. Человеческая психика на одном мрачном настрое долго не выдержит. Так что в рекрутах орден не должен испытывать недостатка. Единственной страной где к Стражам заслуженно относились отрицательно был Ферелден. Глава местного отделения София Драйден посягала на престол страны и предположительно убила своего предшественника. За это орден на два века изгнали из Ферелдена и вернули только благодаря пророчеству Флемет.
Многократные переписывания сюжета DAO не дали нормально раскрыть поступки Логейна. Его мотивация неоднократно менялась в ходе разработки. Он то был под контролем архидемона, то наоборот становился главным злодеем истории. Или давал отпор заговору императрицы Селины с орлесианским переворотом и осадой Денерима. Сценаристы хотели показать одно, но вышло другое, а с выходом книг вообще третье. Я не встречал толкового освещения именно 3 варианта в бесконечных спорах на тему «Предавал ли Логейн?»
С точки зрения Логейна, он все делал правильно. Ему пришлось отвоевывать страну у орлесианцев пока Мэрик натыкался на пики и вел себя как идиот. Когда Логейн разбивал легионы шевалье на реке Дейн, будущий король Ферелдена был далеко. Во вражеском лагере он в одиночку бессмысленно рисковал жизнью, атакуя мага Северана. Как и на всем протяжении «Украденного трона» ему повезло выжить и даже убить противника. Потом был поход Мэрика с Серыми Стражами Орлея на Глубинные тропы. Сперва они хотели взять с собой Логейна, но тот отказался и король удрал с ними. Бросил престол из-за предсказания Флемет о Море, что придет в Ферелден, когда Тейрин уже будет мертв. Оно сбылось лишь частично — Мэрик Мор пережил и умер в 9:40 на Сегероне. Экспедиция Стражей была частью заговора орлесианской аристократии во главе с Первым чародеем ферелденского Круга Ремийе и Архитектора. Орлесианцы хотели захватить Логейна и преподнести его в дар императору. Неожиданная замена его на короля их лишь больше обрадовала. Архитектор хотел положить конец вражде порождений тьмы с обитателями поверхности. Для чего планировал заразить весь Тедас скверной и Ремийе ему в этом помогал. При этом намереваясь обмануть и не дать заклинанию сработать, чтобы уберечь Орлей, но расправиться с другими странами. То есть совершить массовый геноцид и угробить экономику Орлея. Часть Стражей перешла на сторону Архитектора. Остальные с Мэриком попали в плен. Орлесианские храмовники Кинлоха перешли на сторону Ремийе. В ключевой момент явился Логейн с войсками и всех спас. В том числе большую часть Тедаса от гибели. Потому что не доверял орлесианцам. А Мэрик после этого возвращает Стражей в страну и заключает мир с Орлеем.
Как в свете перечисленных событий выглядит ситуация сложившаяся к 9:30? Недоумок Кайлан, под влиянием дяди женатого на орлесианке, планирует развестись с дочерью тэйрна. После чего хочет жениться на императрице Орлея Селине. В кодексе DA2 есть письмо Аноры банну Перрину датированное 9:27. Уже тогда Селина пыталась охмурить Кайлана и присылала ему различные подарки. Стражи объявляют начало Мора и на границе с Ферелденом собираются легионы шевалье. Кайлан хочет впустить их в страну несмотря на уговоры Логейна. Он жаждет участвовать в битвах лично, игнорируя советы тэйрна. Логейн не считает Мор настоящим (говорит это Аноре в одной из кат-сцен), ведь архидемона никто не видел. Порождений тьмы может контролировать Архитектор, снова спевшийся со Стражами и орлесианцами, которые жаждут вновь оккупировать Ферелден. Преступления Софии Драйден в стране никто не забыл. На ум приходят 2 версии дальнейших событий:
1) Логейн составляет план действий. Подсылает к эрлу Эамону отравителя, чтобы тот не привел свои войска к Остагару и не смог ему помешать. Договаривается с Ульдредом дать свободу Кругу магов в обмен на союз. Во времена восстания против Орлея чародеи Ферелдена (за исключением одного Вильгельма) соблюдали нейтралитет. При этом в стране вовсю действовали их орлесианские коллеги. Церковь была на стороне оккупантов. И тут ничего удивительного — ее создал первый император вражеской державы и она всегда продвигала интересы Орлея. Логейн вероятно планировал отделение ферелденской церкви. В башне Ишала люди тэйрна обнаруживают подземные ходы и закрывают ее для посторонних. Само здание строили гномы, а значит оно должно соединяться с Глубинными тропами. В свое время Логейн вместе с отрядом Легиона Мертвых прошел путь от Западного Холма до тейга под Гвареном. Он должен был понять, что во время боя оттуда полезут порождения тьмы. Именно с ее вершины Кайлан планировал дать сигнал войску тэйрна. Логейн позаботился, чтобы подземные пути не были перекрыты, а само строение охранял минимум людей. Задержка сигнала дала тэйрну повод отступить и Кайлан погиб. После чего Логейн планировал разобраться с фальшивым Мором, Стражами и орлесианцами. Но началась гражданская война, а Мор оказался настоящим.
2) Все тоже что и в первом варианте, но с поправкой на чужое влияние. В молодости Логейн вместе с Мэриком встретил Флемет. Пока будущий тэйрн спал, ему могли заложить в голову любые мысли с помощью магии крови. Экспедицию Мэрика со Стражами и разрушение планов Ремийе с Архитектором спровоцировало предсказание Митал. Если бы Флемет нужно было остановить Мор, то ей следовало спасти Кайлана. Морриган так и говорит, что на месте матери выбрала бы короля ради выкупа. Кайлан казнил бы Логейна, призвал орлесианских Стражей с легионами шевалье и архидемону быстро пришел бы конец. Но ей было нужно не это, а душа Уртемиэля. Опытные Стражи не пошли бы на сделку с ведьмой, а с новобранцами шанс был. Откуда Логейн взял магический яд, чтобы погрузить Эамону в кому? Гейдер говорил, что у тэйрна было к нему противоядие и он планировал излечить эрла после захвата власти в стране. Причем никто не знал как идентифицировать этот яд и нейтрализовать его действие — ни маги, ни целители. После Посвящения и в разговоре с Кошмаром Логейн признается, что сам не понимает как докатился до такого. Как его действия чуть не привел Ферелден к гибели. Флемет в Тени сказала, что неоднократно направляла историю в нужное ей русло. По легенде, объединение Ферелдена Каленхадом — ее рук дело. Морриган в конце «Охоты на ведьм» предупреждала опасаться своей матери.
Логейна отчасти виноват в том каким вырос Кайлан. Помешательство на легендах старины и подвигах героев ему привила мать Эйлис, которую тэйрн привел ко двору и сделал воспитательницей принца. После смерти королевы Роуэн Мэрик своим наследником почти не интересовался.
«Хроники порождений тьмы» повествуют о том как Алистер, оставшийся единственным Серым Стражем в Ферелдене, принял неверные решения и погиб в битве с архидемоном. После чего Мор продолжился и распространился на другие страны. В «Хрониках порождений тьмы» можно узнать, что торговец Херрен на самом деле демон. Судя по всему дух питающийся скукой, хандрой, депрессией. Он делает все, чтобы Вэйд был недоволен своей жизнью. Когда Страж радует кузнеца новыми материалами Херрен становится враждебным. В «Пробуждении» он тащит Вэйда в ненавистное захолустье делать доспехи и оружие простым солдатам.
Порождениям тьмы не нужна еда чтобы жить. Но маткам нужна пища для создания новых моровых тварей. Порождения тьмы утаскивали пленников под землю не только для обращения в вурдалаков и издевательств над ними. Вот зачем подручные Матери похищали путников, которых искал Кристофф в «Падении Стража».
Сверхэмоциональное состояние Фарамонда в «Расколе» не следствие снятия усмирения. Проблема в том, что он эльф перенесший одержимость. В DA2 Маретари говорила о непоправимых последствиях вселения злых духов в остроухих. Душа эльфа ломается и он становится легкой добычей для обитателей Тени. Поэтому одержимых долийцы предпочитают убивать. Гейдер правда забыл обо всем этом, когда сделал Фиону одержимой в «Призыве». Но у него там были еще гном-маг и скверна не превращавшая женщин в маток.
В «Клейме убийцы» Варрик признается, что спланировал знакомство с Хоуком. Он хотел встретиться с ним до разговора с Бартрандом, но не успел. Эпизод с карманником явно был постановочным, чтобы произвести хорошее впечатление.
По первому «Миру Тедаса», киркволлскую стражу набирают из молодежи мелкой знати. Иногда ее дополняют рекрутами из крестьян. Вспоминаем сержанта Килоуна и его сетования на знатных ублюдков пристроенных родителями на хорошую зарплату, которые не желают работать. Его аналога в Киркволле не нашлось. Авелин без Хоука мало на что годна, да и он не всесилен. Потому в городе немереное количество разнообразных банд, орудуют маньяки и отступники. В том же томе становится известна судьба Аришока, которому Хоук отдал Изабеллу. Повышение и профпригодность командиров в Антааме проводят с помощью ралшокра — вызова на смертельный поединок. Так Стэн стал новым Аришоком. Это объясняет его поведение во время поисков урны при низком одобрении. Когда он усомнился в правильности действий лидера отряда и бросил ему вызов. Кабо в DAI говорит, что новому Аришоку стоит быть осмотрительным, ибо в тени таится Аришок. Во 2 томе «Мира Тедаса» ралшокра объявили орлесианской байкой демонизирующей кунари. Аришок же был снят с должности и отправлен заниматься более простой и менее ответственной работой. Сначала отношение к женщинам на войне переврали, потом ралшокра вырезали в стремлении сделать сеттинг более беззубым и толерантным. Клингонам аналогичный обычай и зашкаливающая кровожадность не мешают быть главными любимцами фанатов «утопического» «Звездного пути».
Каллен — ужасный командир храмовников. Он до последнего защищал Мередит, когда она усмиряла магов за мелкие провинности и 6 лет сходила с ума под действием меча из красного лириума. Проворонил заговор своих подчиненных с магами против нее. Проглядел вербовку храмовников Корифеем. Во втором «Мире Тедаса» описано как его подчиненные во всех кабаках и борделях рассказывали про будущий отъезд из города. За 2 года до того как его заберут Лелиана с Кассандрой. Иронично, но Дэвид Гейдер как-то говорил в интервью, что Каллен мог бы посчитать себя плохим храмовником. Он не заметил магов крови в ферелденском Круге, а потом чародея Хоука в Киркволле. Ралей Самсон под стать командиру. Этот идиот стал служить Корифею, жрать красный лириум и кормить им своих людей. Он сам видел, что минерал сделал с психикой и телом Мередит. Свое религиозное воспитание Ралей забыл. По «Песни Света» Корифей был дураком обманутым демонами, которым он поклонялся. В прошлый раз магистр вылетел из Черного Города вместе с коллегами, а в мире начался 1 Мор. Причем его босс излагает примерно ту же историю. Ради чего Самсон стал служить Корифею непонятно.
Живая Фиона обитает в библотеке рядом с тевинтерским аристократом Дорианом. Ребенком ее продали в рабство его орлесианскому тезке — графу, насильнику и садисту. Она убила последнего, когда впервые проявила свой магический дар. В DAI Фиона в Вал Руайо пригласила нас в Редклиф на переговоры. Но по прибытии она не узнает инквизитора. Потому что в столице Орлея мы видели Фиону прибывшую из будущего. Если мы отправимся в Теринфаль и потом убьем мать Алистера в битве за Убежище, то эта версия персонажа останется жива. При спасении магов их станет две.
Морталитаси в Неварре обладают намного большей свободой, привилегиями и влиянием на короля, чем прочие маги Тедаса. Исключая чародеев империи Тевинтер. Потому что в битвах используют некромантию для вселения духов в трупы и натравливания их на противника. Военные успехи и экспансия Неварры во многом обеспечены именно ими.
«Инквизицию» в процессе разработки переписали примерно на треть, а пролог 8 раз. Поэтому игра пестрит сюжетными дырами и противоречиями. Вроде выживания инквизитора и Джустинии 5 после открытия первым сферы уничтожения. Хотя отпереть ее мог лишь Корифей и при этом все должны были погибнуть по плану Соласа. Изначально Сетий создавал портал в Черный Город старым способом — через массовые жертвоприношения в Киркволле. Но с отменой финального DLC DA2 «Священный поход» эту идею вырезали. В воспоминаниях инквизитора Корифей наполнял сомнаборий энергией из Джустинии 5. Коул в «Чужаке» говорил, что поклонение дает силу. Верховная жрица южного андрастанства выступала в прологе в качестве аккумулятора. Сама она этой энергией управлять очевидно не умела, да и не знала о ее наличии. Однако после смерти дух скопировавший ее воспоминания обладал невероятной силой. Он мог противостоять Кошмару, который питался от ужаса, вызываемого Морами и порождениями тьмы, больше тысячи лет.
Селина Вальмон — ужасный правитель. Она наглядный пример продвижения повесточки сценаристом-либералом, который не понимает и не желает знать как все работает в реальном мире. Написавший ее Патрик Викс в интервью проводил параллели с Екатериной Великой. В доковидные времена он даже ездил с семьей в Санкт-Петербург и посещал достопримечательности где жила императрица. В написании персонажа это ему нисколько не помогло.
После воцарения Селины Неварра вторглась в Поля Гислена и оккупировала город Ларекольт. Гаспар требовал дать решительный отпор и императрица передала ему командование. При этом поставив условие — при потере более 1000 солдат просто оставить город Неварре. Гаспар смог вернуть город, вызвав командующего гарнизоном на поединок и победив его. Кодекс и нпс позиционируют Селину сторонницей мира и процветания. Империи благоденствуют за счет эксплуатации колоний и нагибания соседей. Одно из условий которого — постоянное расширение территории, политического и экономического влияния. Иначе империю ждет плачевный конец. Гаспар это понимает. По словам Бриалы, он десяток раз отражал нападения Неварры на границе. Политика Селина ведет к развалу Орлея. Она настроила против нее шевалье, которые боготворят своего военачальника. Реальные правительницы империй не чурались развязывать войны и устраивать геноциды. А Селина даже свою территорию защищать не желает.
Селина пыталась династическим браком вернуть Ферелден. Анора прекрасно об этом знала еще в 9:27 согласно кодексу DA2 «Честь барда». План провалился и Кайлан погиб, а Орлей чуть не получил Мор на свою территорию. Император Ревиль Безумный в 8 веке ввел цензуру в театре, а Селина ее отменила. В «Империи масок» Гаспар устроил постановку пьесы где императрицу публично унизили. Это спровоцировало ее на непродуманные действия, что привели в засаду кузена и едва не стоили жизни. Университет Орлея при царствовании Селины издает мутные книжки анонимов, где критикуют Орлей и превозносят Кун. Императрица отказывается от замужества, а отвергнутые женихи становятся ее врагами. У нее нет детей или назначенного наследника престола. Среди ее союзников местная Салтычиха. Которая после деоккупации деревни резала своих крестьян за подчинение солдатам Гаспара. Узнав об этом, Селина советует крестьянам бунтовать против собственной союзницы. Это буквально провоцирование народного бунта против самой себя во время гражданской войны и мотивация дворянам переходить во вражеский лагерь. Селина отказывается от брака с Гаспаром и игнорирует его дельные советы.
Селина выпустила из рук контроль над церковью — важнейшим инструментом влияния Орлея на другие страны и собственное население. Южное андрастианство создал основатель империи Кордилиус Драккон. Первой Верховной жрицей он назначил свою единственную женщину-генерала. Правители Орлея использовали церковь для продвижения своих интересов. Во время оккупации Ферелдена клирики были на стороне Мегрена. Храмовники Кинлоха подчинялись Первому чародею Ремийе. Основатель династии Вальмон посадил на Солнечный трон свою сестру Амару 3. Хотя она даже священницей не была. Наместник Киркволла Перрин Тренхольд повысил пошлины для орлесианских кораблей, а после отказа платить перекрыл им единственный безопасный проход из Недремлющего моря. По указке императора Флориана Верховная жрица Беатрикс 3 свергла его руками киркволлских храмовников. С попустительства Селины Джустиния 5 начала проводить сомнительные реформы, которые привели к войне магов и храмовников. В «Расколе» терракт Андерса из причины восстания сделали незначительным событием. Сам конфликт начался спустя 3 года после взрыва церкви в Киркволле. Джустиния санкционировала успешные поиски лекарства от усмирения. Она не знала, что после восстановления связи с Тенью маг обретет способности Искателей Истины. Они могут поджигать лириум в крови, а некоторые даже убивать любителей минерала на расстоянии. Что делало храмовников совершенно бесполезными для контроля над магами. Последовавший конфликт с главой Искателей и открытое вмешательство Верховной жрицы привели к войне. Незадолго до этого Гаспар советовал Селине взять под контроль отбившуюся от рук главу церкви и пресечь раздор внутри Белого Шпиля. По второму тому «Мира Тедаса» императрица представила Морриган двору и назначила отступницу придворным чародеем, когда отношения храмовников и магов достигли точки кипения.
Некомпетентность Селины демонстрирует ее ближайшее окружение. Большая часть шпионской сети императрицы находится в руках ее любовницы-эльфийки. Причем остроухие преданы не трону, а лично Бриале. Ради нее императрица удалила дворян плохо обращавшихся с эльфами, заставила принимать их на учебу в Университет Орлея, дала привилегии торговцам этой расы. Чем вызвала недовольство дворянства и простонародья. При этом Селина в юности приказала убить родителей Бриалы. Когда последняя узнает об этом их отношения мягко говоря портятся. Чемпион и телохранитель Селины Мишель де Шевин на самом деле самозванец-простолюдин-полуэльф. Он более предан своим представлениям о чести, а не монарху. Из-за них Мишель раскрывает свое происхождение в финале «Империи масок» и лишает Селину победы в гражданской войне.
На фоне Селины Гаспар смотрится отличным вариантом. Если забыть идиотскую шутку сценаристов с его возрастом. Из записки на балу можно узнать, что он родился в 8:74, то есть ему 68 лет. Это не отражает вид персонажа или его действия в «Империи масок». Перед походом к храму Митал новоиспеченный император говорит, что потом еще будет время состариться, помудреть и потускнеть. Гаспар реально прогрессивен в отличии от повесточной кузины — он держит слово данное простолюдину-эльфу, назначает людей по заслугам независимо от происхождения (квест с возвращением ко двору Мишеля в DAI), презирает деградировавшее дворянство, собирается покончить с Игрой после воцарения. На последнюю он еще в «Империи масок» наплевал, когда начал все решать военной силой. Если бы не вмешательство Фелассана, то ему была обеспечена быстрая победа в гражданской войне.