Прививка от лохотронщиков
Главный принцип лохотронщиков - это подцепить человека на эмоциональный крючек, вывести его из равновесия. Поэтому:
1) НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАЙТЕ во время телефонного разговора.
- НЕ переводите никуда деньги
- НЕ называйте НИКАКИХ данных (номер карты, секретный код, содержимое СМС, телефонные номера родственников и т.д.)
- НЕ поддавайтесь на угрозы (здесь и сейчас вам никто ничего не сделает)
2) ПРЕРВИТЕ/перебейте звонящего и попросите повторно представиться и ПОД ДИКТОВКУ ЗАПИШИТЕ на бумагу (как правило, после этого звонящий бросает трубку):
- ФИО звонящего
- его должность
- адрес отделения
- КОНКРЕТНУЮ причину (а не общие фразы "не по телефону")
3) После завершения звонка (надеюсь, вы не нарушили правило из пункта 1) важно сделать паузу, успокоиться.
- Позвоните родственнику/другу/соседу и расскажите о звонке.
4) Перепроверьте информации.
- Узнайте из официальных источников (сайт) телефон и уточните действительно ли в указанном отделении имеется представившийся сотрудник и ЗАНИМАЕТСЯ ЛИ ОН ВАШИМ ВОПРОСОМ.
Типичные сценарии:
1) Звонок из Банка: "У вас уводят деньги"
2) Звоно из полиции/милиции/др.силовых структур: "На дачу показаний"
3) Ваш сын/дочь/внук/др.родственник попали в беду и срочно нужны деньги "Для решения вопроса"
4) "Вы выиграли в лотерею, но нужно подтвердить переводом денег"
5) Звонок от сотового оператор, коллекторов: "У вас огромная задолженность"
Повторюсь: НЕ предпринимать мгновенных действий. Ваши 5-10 минут ничего не решают. Если действительно что-то приключилось, то для мгновенного реагирования существуют специальные службы: скорая, полиция и др. структуры государства.
Донесите эту информацию до своего окружения.
Всех с наступающим, берегите себя и своих близких.