«Платформа» Роджера Леви: фантастика о бессмертии в соцсети
Земля уничтожена. Жадность корпораций и отказ людей хоть немного пожертвовать удобствами привели к планетарной катастрофе. Человечеству пришлось немедленно искать новые планеты для жизни.
Жизнь по новым правилам
К счастью для бывших землян, они открыли систему, пригодную для терраформирования и заселения. Платой за такую возможность стало собственное здоровье: воздействие излучения местной звезды на организм приводило к раку, при том постоянно мутирующему. Каждый был болен и имел свою особую форму онкологического заболевания. Срок человеческой жизни уменьшился, а ее скорость возросла.
Люди поселились на семи планетах в соответствии с корпоративными договорами, кредитами и обязательствами. Всех связывала единая сеть, усовершенствованный интернет — Песня.
Но были и две планеты-исключения: Геена и Неназываемый мир. Последний прекратил любые контакты с новым сообществом, а Геена оказалась единственным пристанищем религии: в других мирах вместо нее появилась всеобщая социальная сеть ПослеЖизнь. Население семи планет было подключено к ней с помощью вживленного в мозг нейрида. ПослеЖизнь дарила пользователям надежду на реинкарнацию.
В произведении две сюжетные и временные линии. Первая повествует о жизни Алефа, превосходного математика с синдромом Аспергера, — с ранних лет и до зрелости он жил на религиозной Геене. В книге он — одним из двух преступных умов, управляющих человеческой цивилизацией.
На родной планете Алеф познакомился с Пелленхорком — сыном мафиозного босса, психопатом и садистом — и стал его товарищем. Эта странная и болезненная связь впоследствии оказала огромное влияние на весь мир.
Путь Пелленхорка похож на историю Фауста, но в исполнении Мефистофеля. Геена изменила наследника криминальной империи, и Пелленхорк отдал жизнь борьбе с Богом. И не только свою.
Во второй сюжетной линии три главных действующих лица. Каждый герой Леви имеет свой узнаваемый голос. Когда слово берет полицейский и адреналиновый наркоман Бейли, его ни за что не спутаешь ни с собирательницей историй Рейзер, ни с меланхоличным ремонтником Талленом.
Бейли живет на планете, где произошла серия убийств. Полицейскому удалось спасти последнего выжившего, Таллена, но оба оказались в госпитале с сильными ранениями. Таллену предстояло несколько операций, в результате которых он превратился в киборга. Бейли продолжил расследование, не предполагая, что за преступлениями стояла лишь больная психика серийного убийцы. На помощь ему пришла Рейзер, которая имеет куда большее отношение к делу, чем сама предполагала.
Эти сюжетные линии оказываются одной историей, и каждая деталь, каждое совпадение имеют важное значение. Перед развязкой все они соединяются в единый узел на той самой Платформе, что выкачивала расплавленную кору планеты и качалась на штормовых волнах Моря, внутри которого — капсулы с телами людей, у которых была возможность на реинкарнацию.
Научная фантастика о людях
Эта книга — сай-фай высшего класса. Как из-за множества деталей миропостроения, так и благодаря отдельным продуманным, любопытным идеям. Ко всему прочему, Леви гениально пишет. Главы от имени Алефа восхищают: криминальный гений с синдромом Аспергера повествует о своей жизни ровным, спокойным голосом, а фоном чувствуется полное отчаяние и обида на судьбу. Таллен, очарованный смертью после нападения убийцы, поехал на Платформу, чтобы стать там, по сути, живым киборгом: только так он смог побороть мысли о самоубийстве. Чувствуя Платформу как собственное тело, он со временем сливался с ней и терял свой разум. Бейли неприятен другим людям, он упрям, угрюм и готов на все, лишь бы почувствовать новый прилив адреналина. А Рейзер собирала чужие истории по всей системе, но не могла поведать собственную.
Каждый из героев, включая злодеев, испытывал страх и одиночество. И каждый старался найти что-то или кого-то близкого. Результатом этих поисков могло стать новое счастье, но и несчастья случались ничуть не реже.
Соцсети — это сплошная ложь, иллюзия. Такими они представлены и в романе. Но ПослеЖизнь — это не просто контролирующая судьбы людей программа или обещание свободы от алчных корпораций, как это представлено в большинстве произведений киберпанка и научной фантастики. В книге ставится много вопросов. Можно ли жить без веры? Стоит ли жизнь той боли, которую она причиняет? Насколько поступки важнее намерений?
Тема, не дающая автору покоя, — одиночество
Вся система ПослеЖизни держалась на простом принципе: память некоторых людей оцифрована во всей полноте, и человечество, прослушав и оценив всю историю их жизни, могло проголосовать, возрождать этого человека или нет. Но в результате возможность поделиться своим рассказом, остаться в памяти людей, быть понятым и принятым оказывалась даже важней реинкарнации.
Соцсеть в «Платформе» показана тем, чем хотелось бы, — местом, где люди рассказывают свои истории, и где тебе скажут, что ты не один. Недаром ресурс, на который работала охотница за историями Рейзер, проигрывал в популярности только ПослеЖизни. И не зря его создали те же люди.
Произведение Леви — это умная фантастика, которую необходимо читать вдумчиво и неторопливо. Хотя заключение романа вышло довольно смазанным: как минимум две сюжетные детали остаются непонятными читателю, и этот фактор ослабляет восхищение книгой. И все же любителям серьезной фантастики «Платформа» очень рекомендуется.