Потеря близких
1 пост
1 пост
1 пост
Дисклеймер – Все истории из практики выкладываются ТОЛЬКО с разрешения клиентов
На консультацию периодически приходят люди, у которых умер кто-то из близких. Один из таких клиентов обратился в связи со смертью отца. Переживания потери давалось ему тяжело, никто из близких обсуждать эту тему не хотел, а к алкоголю тяги не было. Мы некоторое время поработали, клиенту стало несколько полегче, и я порекомендовал ему сделать следующее:
«Возьми машину, и съезди куда-нибудь на природу, подальше от города и от людей, чтобы тебя никто не видел и никто тебе не мешал. Я запишу тебе текст на бумаге, возьми его с собой. Когда прибудешь в уединенное место, некоторое время побудь в тишине, настройся на работу. После этого проделай технику, как записано на листочке, и наблюдай за своими ощущениями. После этого твоя задача — прожить и выплеснуть всё, что на душе накопилось так, как тебе этого хочется. Можешь кричать, орать, плакать, рыдать, биться головой об деревья, прыгать, танцевать, заламывать руки, бить себя по лицу — в общем все, что только в голову придет. Соблюдай несколько правил:
Не бери с собой никаких травмоопасных предметов, если есть с собой — отложи куда-нибудь в сторонку. Если возникнет желание нанести себе вред, то соблюдай минимальную технику безопасности. Хлестать себя по щекам может сколько угодно, прыгать головой в землю — нет»;
Твоя задача — максимально выжать из себя все эмоции и переживания. Снять любые барьеры и ограничения. Если будут ограничивающие мысли вроде: «Да это тупо, что я здесь делаю, ничего не выйдет, я выгляжу глупо, я взрослый мужик…» — смело шли их в жопу. Весь социум, со своими правилами и ограничениями остался там, тут ты позволяешь себе максимальную свободу.
Ощущения будут идти волнами, временами всё будет утихать, и будет казаться, что ничего не осталось. Как показывает практика, это не так. Психика как луковица, вскрывается слоями, и если всё затихло, значит ты подошел к границе следующего слоя, и тебе надо его насильно пробить. Буквально выжать из себя эмоции, приговаривая «Больше скорби, больше печали, больше отчаяния, больше чувства вины и стыда, больше страха, больше безысходности, больше…!»;
В качестве временных рамок поставь себе минимум полтора часа, можно больше, но не меньше. Большую часть времени ты всё равно потратишь на преодоление психологических барьеров, в эти моменты будет «тупняк», когда вроде бы ничего не происходит, и ты не знаешь что делать дальше. Задача — довести переживания до предела, когда сильнее уже переживать физически не получается.
Как только вернешься из леса, любые контакты с людьми исключи, возьми себе выходной и проведи его в одиночестве. Это время на интеграцию и осмысление прожитого, тебе никто не должен мешать;
Неделю-две, скорее всего, будешь ходить как пришибленный, сложно будет концентрироваться, будешь постоянно зависать. Это нормально, надо чтобы психика переварила полученный опыт. Алкоголь желательно исключить, как и все остальное, что мутит сознание. Качественно техника пройдет если ты будешь в сознательности все 100% времени.»
Клиент инструкцию получил, неуверенно сообщил что попробует, и ушел. У меня не было уверенности, что он её сделает, поскольку техника специфическая, необычная, и просто решиться её сделать уже непростая задача.
Однако, через месяц, клиент пришел на повторную консультацию, и сообщил, что технику сделал, и она ему прям дико зашла. Мы обсудили его опыт, и у меня появилась идея записать его переживания и выложить их в открытый доступ. Клиент дал своё разрешение. Далее, мой примерный пересказ его опыта своими словами (аудиозапись встречи я не вел):
«После встречи с тобой, приехал домой, и долго думал. Вроде слышал, что кто-то так делает, даже в интернете читал, но самому делать как-то сыкотно. Больше всего переживал что накроет так, что кукухой поеду. Там в лесу и останусь жить.
Думал, думал и через пару дней опять вспомнил отца, снова х*ево стало, и подумал: «Пох*й, попробую!». Выбрал место в пригороде, чтобы дорога была, но подальше от людей, взял тачку и припасов, и днем выдвинулся.
Приехал на место, тачку оставил метрах в двухсот, нашел опушку. Стою, туплю как лось. Вспомнил, что забыл твой листок с техниками, вернулся забрал, опять стою. И че то взял меня какой-то спортивный интерес, типа «Ну раз приехал, так давай х*ярить, будь что будет».
В общем по листочку поработал, там представил образ отца, попросил прощения, вспомнил о всём непрожитом и всё такое. Несколько раз пробивало на слезы, позволил им течь, не зажимался. Вроде неплохо пошло, но времени только полчаса прошло, еще час нужно что-то делать. Начал у отца спрашивать какую-то херню, что-то там фантазировать… Чувствую – нет, херня, не то. Вспомнил твой совет позволить телу делать что хочется, и нести всё что в голову взбредет. Начал бродить по чаще, дергаться и танцевать, разговаривать с деревьями, представлять что там сидят духи которые меня слушают, че-то им рассказывать… Бл*дь, такой х*ней загонялся, мне стыдно было пизд*ц, постоянно озирался по сторонам, не увидит ли кто меня? В общем в таком тупняке еще полчаса повисел. Потом вернулся обратно на место, я там листочек твой положил, и стою на деревья залипаю. В голове вообще тишина, мыслей никаких, все что мог сказать — сказал. Тут засмотрелся на ветки от деревьев, ну знаешь типо когда несколько деревьев вместе стоят, они из веток иногда какие-то фигуры складывают. Смотрю, а там как будто бы лицо отца моего проглядывается. В голову приходит мысль: «Бати больше нет». И тут меня просто расх*ярило…
Я начинаю рыдать, и рыдаю так, что воздуха в легких не хватает. Соплями захлебываюсь, икаю, и рыдаю. Упал на землю, начал по земле кататься. Потом начал бить землю, натурально месить почву. Начал орать, что я гандон конченный, что время с отцом не проводил, что не звонил ему, что не помогал когда он просил, вечно отмазки какие-то придумывал… Катаюсь по земле, рыдаю, и ху*сосю себя на весь лес, вот сцена, да? Потом свернулся калачиком, начал прощения просить, бубнил охрипшим голосом «папа прости, папа прости, папа прости». Потом вспоминал все наши моменты, когда он мне велик починил в детстве, как мы с ним на речке рыбачили, как мы машину в гараже чинили и всё такое. Такая тоска, такая жалость была в те моменты, никогда так жалко не было.
Не знаю, сколько я так истерил, но в какой-то момент встал, весь грязный, и просто стою. Внутри как будто бомба ядерная взорвалась, как будто пустой внутри. Только усталость такая, как будто плитой бетонной к земле придавило. Вообще ничего не чувствую, как будто тела и нет вообще, одна точка в пространстве размытая.
Как робот доковылял до машины, плюхнулся грязный на сидение, завис минут на 10. Сижу в темноте, смотрю куда-то в пустоту. Потом догадался машину завести, включил печку. И минут через десять до меня дошло, что я пиз*ц как замерз. Руки дрожат, зубы стучат, озноб херачит, никогда так холодно не было. Я печку на максимум, а нихрена не помогает, холод вообще до костей. Кое как выехал, и медленно поехал домой, лишь бы ни в кого не врезаться.
Домой приехал, одежду так на полу в прихожей и оставил, и сразу в душ. Стою почти под кипятком, а согреться вообще никак не могу. Стучу зубами, вытираюсь, иду в кровать, и только коснулся подушки — сразу вырубился.
Бл* мне такие сны снились, не представляешь. Какие-то монстры, обрывы, меня кто-то жрет, потом я кого-то жру… Просыпался за ночь раза четыре в бреду, как будто в бочке из говна. Вообще непонятно было, то ли сплю, то ли не сплю, по комнате какие-то черные мерцающие фигуры двигаются, паника п*здец.
На следующий день проснулся, темпер померил — 38,3. Заболел короче.
Дня три меня штормило, благо хоть живу один и по работе все хвосты закрыты. На четвертый день под отпустило, решил сходить прогуляться, за машину садиться не хотелось. Пошел в ближайший парк, сел на лавочку и туплю. В голове пустота, на душе пустота, как будто бы и нет меня.
Тут вспомнил отца, все наши с ним моменты. Чувствую, тепло как-то становится. Причем, знаешь, и грустно вроде аж п*здец, но при этом тепло. Чувствую, слезы потекли, но мне уже похер. Увидит кто-то, да и хер с ним.
В общем просидел так в парке около часа, физически тело чувствую замерзло, а на душе тепло. И тут мне голову мысль приходит: «Батя рядом». Чувствую, опять истерика подбирается, я быстро домой и там еще час прорыдал. Только на этот раз уже как-то спокойно, не знаю как объяснить. Вроде слезы херачат, а на душе спокойно, как будто так и надо.
В общем еще недели две меня так еще порубило, а потом отпустило. Бл*, так спокойно мне было, натурально ходил по улице и людям улыбался. На работе даже спросили «Че куришь, и мне отсыпь».
Сейчас с тобой говорю об отце, и спокойно на душе. Грустно конечно, что его нет, жаль что у нас нет больше времени, и жаль, что не могу сказать ему все, что на душе накопилось. Но при этом тепло. Он прожил нормальную жизнь, даже можно сказать достойную, и надеюсь что смогу прожить не хуже, а может даже лучше. Он ушел, я когда-нибудь уйду, а жизнь продолжается. Жизнь продолжается…»
Здесь, сразу же оговорю несколько вещей:
Способ не универсальный, не всем может подойти. Кому-то легче проживать утрату через обсуждение с близкими. Здесь у клиента таких людей не было;
Способ порекомендовал именно этому клиенту потому, что у него по жизни была склонность зажимать свои эмоции, подавлять себя. На таких клиентов техники катарсиса работают особенно хорошо (но опять-таки, нужно смотреть на индивидуальный случай);
Способ непростой, неприятный, так что учитывайте это, если захотите его попробовать;
На сегодня все, увидимся в следующих заметках.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить)
На психологических консультациях, при успешной проработке психологических проблем, у клиента частенько возникает желание переделать своё окружение.
Например, девушка, испытывавшая обиду на родителей за профуканное детство, отпускает свою обиду и прощает родителей. Окрылённая, она завершает психологическую работу, а через несколько месяцев — возвращается обратно, с жалобами на своих родителей.
Изменившись, она пытается выстроить новые отношения, полные доверия и открытости. Однако родители её энтузиазма не разделяют, и продолжают воспроизводить старые взаимоотношения. Они манипулируют чувством вины, обесценивают попытки здорового общения и всячески избегают открытого разговора про свои чувства и переживания.
Данная ситуация сбивает клиентку с толку. С одной стороны, она любит родителей, и хочет поддерживать с ними хорошие взаимоотношения. Однако её картина мира, и её понимание хороших взаимоотношений, не совпадает с картиной мира родителей. Поэтому, с другой стороны, ей, для того чтобы взаимодействовать с родителями, нужно либо отказываться от своей картины мира, либо менять картину мира родителей. Ни одна из сторон меняться не собирается, что неизбежно приводит к конфликтам.
Клиентка возмущается: «Неужели они не понимают, что наносят вред сами себе? Неужели не понимают, что их отношения построены на манипуляциях? Ведь я же вижу, как они страдают, и желаю им лучшего! Неужели нельзя их как-то переубедить?».
Краткий ответ — можно, но это чрезвычайно сложно. Чтобы «переделать» человека, необходимо поместить его в социальную среду с желаемой для нас картиной мира. Такую среду еще надо найти.
После этого, человека необходимо изолировать от возможности взаимодействия со старой средой, дабы у него не было соблазна «тащить» свои старые модели поведения в новую среду. Естественно, человек будет сопротивляться, и никак кроме «насилием» это не назовешь. Таким образом, нужно еще преодолеть сопротивление человека, его попытки уйти, спрятаться, скрыться от перемещения в новую среду.
Если нам всё-таки удалось переместить человека в новую среду, необходимо изолировать его от возможности «внутреннего бегства», когда человек уходит внутрь себя, чтобы минимально взаимодействовать с неприятным для него контекстом. Такое происходит, в частности, у алкоголиков, которые под грузом проблем, которые они не могут решить, стараются пребывать в бессознательном состоянии как можно дольше. Алкоголь в этом плане выступает в качестве костылей для больных ног, который либо помогает минимально адаптироваться к неприятному контексту, либо снимают необходимость адаптации вообще. Бухнул — и проблем как будто бы и нет вовсе.
Если нам удалось преодолеть сопротивление человека новой среде, нужно теперь его всячески положительно стимулировать, и желательно чтобы стимуляции были приятнее и насыщеннее чем стимуляции в его старой среде. Нужно вовлекать человека в новую для него деятельность, поощрять построение новых социальных связей, и мониторить его «тоску по старому контексту», дабы человек не сорвался в типичные для человека мечты по «потерянному раю».
В новом контексте, теперь, человека нужно держать достаточно долго, чем старше человек — тем дольше. Если ребенок перестраивается достаточно быстро, за счет пластичности мозга, то взрослый человек более «тугой», и ему на перестройку потребуется гораздо больше времени и усилий. И для взрослого человека процесс перестройки гораздо неприятнее, чем для ребёнка.
Вот и получается, что для перестройки одного конкретного человека требуется чудовищное количество усилий огромного количества людей. Даже если такие люди и найдутся, возникает вопрос, а с чего бы им этой перестройкой заниматься?
Поэтому с сожалением приходится сообщать клиентам, что переделать своих родителей у них вряд ли получится. Изменить какие-то отдельные реакции, способы взаимодействия — да, возможно, но переделать — нет.
Многих клиентов эта новость огорчает. Ведь им казалось, что если родители будут с клиентами «На одной волне», то это поможет выстроить качественные, близкие, доверительные отношения. Однако желание «жить по-старому» рубит на корню эти благие начинания.
В итоге, у клиента остается несколько вариантов:
Снизить общение с родственниками до минимума, оставив только обязательные ритуалы вроде семейных встреч или созвонов раз в полгода;
Отказаться от собственной картины мира, добытой с огромным трудом, и согласиться жить по правилам родственников;
«Играть роль» по правилам родственников, сохраняя собственную картину мира для других контекстов;
Первый вариант многих клиентов не устраивает потому, что они чувствуют обязательства перед родителями. Им кажется, что если они будут меньше общаться, то это будет проявлением неуважения и нелюбви: «Как я могу не общаться с родителями, ведь они так много для меня сделали!».
Второй вариант нежелателен потому, что это воспринимается как «предательство самого себя». Даже если человеку удаться адаптироваться к картине мира родственников, маленький червячок всё равно будет грызть изнутри, напоминая о неправильности всего происходящего.
Третий вариант лично мне представляется наиболее разумным, однако здесь барьером выступает идея о «лицемерии». В российском обществе существует представление, что везде, во всех возможных контекстах, нужно вести себя одинаково, то есть иметь одну модель для всех. Если человек имеет разные модели поведения для разных контекстов, то он объявляется «лицемером». Например, на работе, мужчина властный и требовательный начальник, а дома — мягкий и покладистый муж. Вердикт ясен — каблук, причем «правильной» объявляется именно домашняя модель мужа, а рабочая модель начальника — это притворство, «лицемерие».
«Одномодельность» как социальный стандарт приводит к гамме интересных негативных эффектов. Например, когда люди на работу тащат модели из семьи. Тогда рабочий коллектив строит свои отношения по типу семейных или дружеских. Это может приводит к курьезным ситуациям, когда один из работников отказывается сдавать кусок проекта другому работнику, потому что второй оскорбил первого. Про многочисленные романы и разборки в стиле «Дома 2» упоминать даже не стоит.
Поэтому клиенты, узнав о возможности «играть роль примерного ребёнка», испытывают фрустрацию, ибо им это кажется обманом, аморальным поступком, неуважением к родственникам.
Однако, такой вариант зачастую единственная возможность поддерживать взаимоотношения с родственниками, сводя конфликты к минимуму. Вы остаетесь в своей картине мира, они — в своей. Попытки переделать их не вызовут ничего кроме отторжения, агрессии и прочих способов сопротивления. Попытки переделать себя под них больно ударит по вам самим, создавая ощущения «неправильной жизни», которая будет подъедать изнутри. А вот создание ролей и масок для общения с родственниками — выгодный для обоих сторон вариант. Стоит только переосмыслить идею о «лицемерии», осознав что многомодельность дает выгодные социальное преимущества, не связанные с аморальными проступками.
Об этом и многом другом — в следующих заметках.
На сегодня все, подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить)
Мы живем в тревожное время. Внешняя среда раз за разом подкидывает нам новые поводы для беспокойства. Люди переносят это по-разному, в зависимости от типа нервной системы, жизненного опыта, психологических ресурсов и компенсаторных психологических установок. Для тех, кто воспринимает вызовы внешней среды с пофигизмом или даже с радостью рекомендации не нужны, у них и так все в порядке. Однако, для многих, события последних дней вызывают столь сильное беспокойство, что нарушаются базовые физиологические потребности, вроде сна или питания.
Если вы относитесь к последним, то ниже написанные рекомендации для вас. Важно отметить, что данный пост не дает ответов на вопрос «Что делать во внешнем мире?». Здесь вы не найдете рекомендаций, как уберечь себя от возможных негативных последствий, которые могут наступить в вашей жизни в связи со сложившейся жизненной ситуацией.
Логика поста укладывается в довольно меткую сцену из фильма Шпионский мост:
«—Скажу честно, вас хотят отправить на электрический стул
—Понятно…
—… И вы совсем не волнуетесь?
—… А это поможет?»
Ваша высокая тревога, помимо своей неприятности, так же мешает размышлять здраво, т.е. строить план действий исходя из ваших целей и текущих возможностей. В состоянии аффекта ваши действия становятся импульсивными, непоследовательными, что в перспективе может привести вас к усугублению вашей и без того непростой ситуации. Пользуясь принципами прагматизма, мы не считаем тревогу чем-то «плохим» или «хорошим», «правильным» или «неправильным». Мы задаемся вопросом: «А к какому результату приводит меня моя тревога, и соответствует ли это тому результату, который я хотел бы получить».
Если ответ на второй вопрос утвердительный, то продолжайте делать то, что делаете, поскольку вы получаете именно то, что хотели бы. Если же чрезмерная тревога не служит вашим целям — это пост для вас.
Методика, которую мы будем использовать называется EMDR. О самом методе, его истории и научной базе вы можете почитать в статье на википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Десенсибилизация_и_переработка...
Поскольку сама методика существует в нескольких вариантах, мы будем использовать тот, что годится для самостоятельного использования для проработки тревоги и тревожных состояний.
Первое, что вам нужно сделать — оценить свой уровень тревоги по стобальной шкале, где 100 — паника, а 0 — абсолютное спокойствие. Запишите оценку где-нибудь на листочке.
Далее, вам необходимо письменно (от руки) описать ощущение тревоги и как оно проявляется в вашем теле. Список вопросов для описания:
1. Где именно в теле ощущается тревога? Голова, шея, грудь, солнечное сплетение, живот, спина, руки, ноги? ;
Например: Моя тревога ощущается в солнечном сплетении, в голове и в ногах.
2. Как именно она ощущается?
— Размер ощущения (горошина, теннисный мяч, баскетбольный мяч);
— температура (холод, жар);
— характер ощущения (давящее, тянущее, режущее);
— динамика ощущения (пульсирует ли, перемещается ли, увеличивает или уменьшается, или остается статичным?);
Например: В солнечном сплетении я чувствую сильный давящий жар, в голове как будто ватой набили, в ногах холод и дрожь;
Далее, вы задаетесь вопросом: «Какие именно мысли и образы вызывают усиление этих ощущений?». Например, от мысли: «За мной придут» ощущение жара в груди усиливается, а дрожь в ногах становится сильнее. Запишите эту мысль/ образ.
Далее открываете вот это видео:
Приблизьтесь к экрану настолько, чтобы границы движения шарика совпадали с границами вашего зрения, чтобы глаза двигались по полной амплитуде.
После того, как настроили звук и приблизились к экрану на рекомендованное расстояние, запускайте видео с шариком (и с музыкой, если используете свою), и наблюдайте за движением шарика. На заднем плане (вместо неба) вы представляете тот образ/картинку, которая усиливает ощущение тревоги. Если в качестве стимула у вас выступает мысль («со мной случится страшное»), то вместо представления картинки вы можете мысленно проговаривать неприятную мысль.
Продолжая наблюдать за движением шарика и представлять/проговаривать неприятный стимул, доведите сессию (10 минут) до конца.
После завершения сессии отметьте письменно, какова интенсивность ощущения сейчас? Если уменьшилась — отлично, если осталась прежней — нормально.
После завершения сессии отвлекитесь на полчаса, например на легкую физическую активность или уборку. Хорошо помогает умыться ледяной водой или принять контрастный душ (последнее — только если нет противопоказаний по здоровью).
Через полчаса, при необходимости, вы можете повторить сессию по вышеуказанному алгоритму.
Некоторые эффекты из практики, наблюдаемые в ходе выполнения техники:
1. В самом начале техники приготовьтесь к тому, что уровень тревоги может на время усилится, вместе с представлением неприятного образа или проговариванием неприятной мысли. Исходя из моей психологической практики, ощущения будут идти волнообразно, то усиливаться, то уменьшаться. Это абсолютно нормально, нервная система перерабатывает неприятный стимул;
2.В какие-то моменты вы можете поймать себя на мысли, что «плывете». Вам становится трудно удерживать неприятный стимул (образ или мысль) в памяти, он как будто постоянно расплывается, ускользает и вы отвлекаетесь на что-либо другое. Это хороший сигнал о том, что интенсивность стимула снизилась. В таком случае доведите сессию до конца (10 минут), спокойно переключаясь на неприятный стимул тогда, когда отмечаете, что отвлеклись;
3. Организму в общем и нервной системе в частности требуется время на переработку сигнала, поэтому не ожидайте, что вам полегчаете сразу. Хотя некоторых моих клиентов отпускало сразу, но это зависит от индивидуальных факторов. Получасовые перерывы между сессиями как раз и нужны для того, чтобы у вашего организма было время перестроится;
4.Когда переработаете один неприятный стимул (мысль или образ), то можете переходить к следующему, так как тревога, обычно, запускаете цепочку образов/мыслей, усиливающихся при каждой итерации (меня заберут — мне некуда бежать — все будет только хуже — из этого нет выхода и т.д.)
На сегодня все, если у вас будут вопросы по выполнению техники, смело задавайте их в комментариях. Удачи, и берегите своё психологическое здоровье. Оно может увеличить ваши шансы на благоприятный исход.
Все, что тебя окружает, является продуктом деятельности поколений людей до тебя. Мир, в котором ты живешь, был построен людьми до тебя.
Стол, за которым ты сидишь, прошел длительный путь. От людей, которые впервые взглянули на дерево и решили его срубить для собственных нужд. До простого служащего завода, который собрал твой стол.
В природе никогда не было и не будет такого стола, как у тебя. Он есть продукт человеческой деятельности, продукт преобразования окружающего мира. Без этой деятельности, не существовало бы мира, в котором ты родился и живешь.
Большей части людей, которые участвовали в создании твоего стола, уже давно нет в живых. Те, кто придумал инструмент (топор и пилу), те кто придумал способы обработки дерева, те кто придумали лак и многое другое — уже покинули этот мир. Однако то, что ты пользуешься результатами их трудов, незримо связывает вас воедино. Можно мысленно нарисовать линию времени, в котором к тебе, из прошлого, тянется цепочка тех преобразований, которые совершили люди до твоего рождения.
Возникает вопрос — а какова твоя роль в этой цепочке? Что ты сделаешь с этим факелом, переходящим из поколения в поколение? Подхватишь ли ты его, пронеся немного дальше, для уже твоих потомков? Или же на тебе этот огонь и закончится?
Разумеется, я не имею ввиду, что цель твоей жизни — это заниматься производством столов для будущих поколений. Стол — это всего лишь пример, метафора. Что бы ты не выбрал, на что не бросил свой взор — всё есть результат деятельности предыдущих поколений людей. Человечество несет десятки и сотни тысяч таких факелов: наука, культура, политика, экономика... Какую область не возьми, всюду есть вещи, которых никогда не существовало в природе, появившихся на свет только благодаря человеческой деятельности.
Из этих сотен тысяч вещей наверняка найдется что-то и для тебя, не так ли?
Однако, связь у тебя есть не только с теми, кто был до тебя. Ведь не ты один будешь нести этот огонь. Какие то факелы несут миллионы людей, какие-то — тысячи. Есть даже и такой огонь, которые несут единицы, и таких людей мы можем поистине назвать гениями, ибо они несут то, что другие нести не решаются. А есть и области, в которые никто не идет. Одиноко стоящие факела на границе тьмы.
Тьма окружает человечество. Тьма непознанного, не решенного, не сделанного. Те, кто считает, что все придумано за нас, и ничего нового придумать нельзя, находятся далеко от этой тьмы. Они не видят её, потому что так и не решились выйти за рамки привычного. Они живут в мире, в котором всё решено за них. Лучшее, что они могут сделать, это выбрать какой-нибудь из простых ответов на сложнейшие вопросы и успокоиться. Заснуть.
Однако, этот сон не будет длиться вечно. Тело дрехлеет, и с каждым днем закрываются двери тех возможностей, которые человек мог бы использовать еще вчера. Рано или поздно, каждый из спящих, начнет подводить итоги своей жизни. Зачем я жил? Что я сделал? Что останется после меня?
Ответ будет неутешительным — пустота. Всю жизнь, они потребляли результаты трудов других людей, не считая нужным дать что-нибудь взамен. Озабоченные собственным комфортом, они изолировали себя от деятельности всего человечества, разрушили все связи с собственной историей. Вместо того, чтобы стать частью всеобщего пламени, они остались маленьким тлеющим угольком, выброшенным на обочину. И там же, на обочине, они закончат свои дни, не находя в себе силы даже для самоутешения.
Каждый из нас, сколь бы ничтожным он себя не считал, связан с другими людьми. Но мы связаны не каким-то "Духом", "Родом", "Кровью" и прочими псевдо-понятиями. Нет, мы связаны Делом. Только в совместной деятельности раскрывается весь наш потенциал, только совместными усилиями мы можем преобразовывать эту реальность. Раздвигать и разгонять ту тьмы непознанного, которая нас всех окружает.
В сущности, эта тьма и является нашим единственным соперником. Вызовом всем нам. Нашим будущим. Без борьбы с этой тьмой, мы начинаем бороться друг с другом. Отнимать друг у друга ресурсы в разрушительных войнах, доказывать друг другу собственную значимость бесполезными побрякушками, пытаемся забрать на вершину обезьяньей пирамиды. Только вот там, на вершине, окруженный богатством и признанием, мы обнаруживаем ту же самую пустоту. Взобравшись на вершину лестницы, мы обнаружили, что она стояла не у той стены.
Только в борьбе с тьмой непознанного мы развиваемся как вид и каждый из нас развивается как личность. Только в этой тьме нас ждут новые возможности и новые достижения. Сколько планет в солнечной системе? Сколько звёздных систем в нашей галактике? Сколько галактик в нашей вселенной?
Вокруг нас бесконечное пространство для роста и развития. Бесконечное количество возможностей для освоение. Для того, чтобы бороться с этой тьмой требуется участие каждого из нас, требуется наше объединение против общего врага.
А что делаем мы? Злобно скалимся на собственное отражение в зеркале, считая, что там сидит другая обезьяна, которой обязательно нужно начистить её отвратительную рожу.
А где-то в это время, на границе с тьмой непознанного, одиноко стоят факела... И тьма, терпеливо дожидающаяся своего исследователя.
В прошлом посту, мы разобрались в том, откуда берется самокритика. Ребёнок считает: «Если я сделал что-то плохое, то я становлюсь плохим. Чтобы вновь стать хорошим, я должен искупить свою вину. Я должен быть наказан». Человек проносит эту идею уже во взрослую жизнь, искреннее считая, что если делает что-то плохое (например, лентяйничает), то он должен поругать самого себя (наказать), чтобы исправить собственное поведение.
В этом посту я дам вам технику, многократно проверенную моими клиентами, которая позволяет существенно снизить потребность в самокритике, до её полного исчезновения. Техника называется «Даже если…».
Мои старые подписчики знают, что я уже рассказывал об этой технике несколько лет назад. Однако, за это время я получил много обратной связи от клиентов, которая позволила улучшить и без того отличный инструмент.
Первый вопрос, на который вам необходимо ответить — в каких ситуациях включается ваша самокритика? Иначе говоря — когда (и за что) вы себя ругаете?
Проанализировав ответы своих клиентов, я выделил несколько типологических ситуаций:
Из этой таблички следует несколько интересных выводов, все из которых ложны:
1. Причина, по которой я думаю, чувствую, делаю то, что я не хочу в том, что моя личность не в порядке (я плохой);
2. Если бы я был в порядке (стал хорошим), то я бы думал, чувствовал и делал то, что я хочу;
3. Значит, чтобы исправить свое мышление, своё психоэмоциональное состояние и своё поведение, мне нужно исправить свою личность (стать хорошим);
4. Для того, чтобы быть в порядке и стать хорошим, мне нужно поругать себя;
Чтобы не вдаваться в научные психологические дебри, приведу вам иллюстрирующую метафору. Скажем, у вас есть дом, в котором нужно поменять лампочку. Нужно ли вам для замены лампочки менять весь дом?
Самокритика это процесс, при котором вы бьете стекла в собственном доме и мажете коричневой жижей стены для того, чтобы в нем поменялась лампочка. Вы причиняете самому себе боль в надежде на то, что это как-то поможет исправить ваши мысли, чувства или поведение.
Для устранения этой вредной ментальной привычки и существует техника "Даже если". Суть её сводится к следующим шагам:
1. Фиксируем момент самокритики;
Первое, что вам необходимо научиться делать — это ловить самого себя на флагеллантстве. У нетренированного человека самокритика — бессознательный процесс, который происходит сам по себе, помимо желания и воли. Как только вы сознательно фиксируете момент самокритики, это процесс из бессознательного (неконтролируемого), становится сознательным (контролируемым). Для подспорья, вы можете завести себе средство фиксации, в виде блокнота, тетрадки или мобильного телефона. В нем вы фиксируете время и дату, в которое вы поймали себя на самокритике и повод, по которому вы себя критикуете.
2. Находим и фиксируем повод для самокритики;
Как только вы поймали себя на самокритике, вы отвечаете самому себе на вопрос: "А за что, конкретно я, прямо сейчас, себя критикую?". Если у вас не получается ответить на этот вопрос, воспользуйтесь таблицей, которую я выложил выше. Прямо по ней водите пальцем и задаете себе вопросы вроде: "Я сейчас критикую себя за мысли, чувства, поведение или за события?". В большинстве случаев, вы обнаружите несколько поводов, например "Я прокрастинирую важную работу (поведение), и чувствую тяжелую лень (ощущения)".
3. Проговариваем формулу "Даже если..."
Как только вы обнаружили повод для самокритики (например "Я прокрастинирую"), вы проговариваете (желательно вслух, но можно и про себя), следующую фразу:
"ДАЖЕ ЕСЛИ Я...(ПРОКРАСТИНИРУЮ), Я ВСЁ РАВНО В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!"
4. Фиксируем возражения внутреннего критика;
Разумеется, нечто внутри вас не согласится с такой смелой формулировкой:
"Что вообще за чушь такая? Как можно прокрастинировать и быть в порядке?! Это же совершенно нелогично! Очередная хрень, от очередного инфоцыгана в интернете, а ты, как дурачок, поверил и хренью занимаешься!"
Используя средство фиксации (блокнот, тетрадь, телефон и т.д.), вы пишите заголовок: "Мой внутренний критик считает что...". Далее, вы перечисляете все возражения, которые у вас возникли.
5. Используем формулу "Даже если..." для всех мысленных возражений;
Вы выбираете первое возражение из списка, заключаете в уже известную вам формулу, и проговариваете её вслух (или про себя). Так вы поступаете со всеми возражениями, в том числе и с теми, которые возникают в процессе.
Например:
"Даже если... (я говорю нелогичные вещи), я всё равно в полном порядке";
"Даже если... (я занимаюсь сейчас херней), я всё равно в полном порядке";
"Даже если... (это очередная херня от очередного инфацыгана и я выгляжу позорно), я всё равно в полном порядке";
6. Продолжаем проговаривать формулу "даже если..." до тех пор, пока поток от внутреннего критика не закончится
Внутренний критик — существо коварное. Вступать с ним в дискуссию бесполезно, поскольку всё, что он будет вам говорить будет звучать логично и правильно. Вы механически, находясь в позиции "А Баба-Яга против!", продолжаете проговаривать ему формулу "Даже если...я всё равно в порядке". Через некоторое время ваш внутренний критик устанет, покрутит у виска пальцем, и исчезнет до следующего повода для самокритики. В этот момент техника считается завершённой.
Вот и вся техника. Делать её необходимо КАЖДЫЙ раз, как только у вас возникает повод для самокритики. Если вас подмывает покритиковать себя три раза в день, значит технику стоит выполнить три раза.
Ни у одного из моих клиентов срок выполнения техники не превышал недели. Большинству хватало десятка раз для формирования устойчивой привычки осекать себя фразой "Даже если...".
Отработка внутренних возражений — наиболее сложный и зачастую болезненный этап этой техники. В этот момент люди натурально «ломаются», сталкиваясь с «неразрешимым» внутренними противоречиями.
Как это может быть: я ленюсь, прокрастинирую, и прожигаю свою жизнь… и я всё равно в порядке? Как это может быть: я не хочу общаться со своими родителями… и я всё равно в порядке? Меня раздражают собственные дети… и я все равно в порядке?
Да, именно так. Вам не нужно быть хорошим, чтобы делать что-то хорошо. Если вы делаете что-то плохо, то это не делает вас плохим. Вам не нужно «быть кем-то», чтобы сделать что-то. Если у вас что-то не получается, то это не потому, что вы «неправильный». Не надо быть «правильным», чтобы у вас что-то получалось.
Наиболее частое возражение, которое я слышу о своих клиентов: «Если я одобряю себя, значит я одобряю свое поведение? Если я в порядке, когда ленюсь, значит я одобряю то, что я ленюсь? А значит я никогда не перестану ленится!».
Нет, не значит. Если вы ленитесь, и это вам не нравится, то вам нужно менять не свою личность, вам нужно менять своё поведение. Причина, по которой у вас что-то не получается не в том, что вы «неправильный», а в том что вы либо не знаете что и как делать, либо не умеете это. А значит, вам необходимо либо узнать, либо научиться. Для того, чтобы узнать и научиться, нужно совершить некоторые действия, и потратить некоторое количество времени.
Для всего этого, самокритика вам не нужна ВООБЩЕ. От самокритики у вас не появятся знания и умения, не откроются новые возможности, не возникнут необходимые условия и ресурсы.
К каким же последствиям приводит самокритика? Наиболее частый вариант я уже описывал в предыдущем посте, и он ничуть не потерял актуальности за три года:
— вы негативно оцениваете самого себя;
— это вызывает у вас неприятные ощущения;
— неприятные ощущения блокируют вашу деятельность;
— вы негативно оцениваете то, что вы нихрена не делаете;
— вы пытаетесь справится с негативными ощущениями от того, что вы нихрена не делаете;
— вы негативно оцениваете то, что у вас не получается справится с неприятными ощущениями;
— вы испытываете неприятные ощущение по поводу того, что у вас не получается справится с неприятными ощущениями;
— вы негативно оцениваете то, что вы испытываете неприятные ощущения по поводу того, что у вас не получается справится с негативными ощущениям, по поводу того, что вы нихрена не делаете;
— вы испытываете негативные ощущения по поводу того...
Весь этот поток приводит к тому, что вместо того, чтобы искать способы исправить собственное поведение, вы всё глубже и глубже погружаетесь в пучины отчаяния, в бессмысленных попытках исправить самого себя. Что ведет вас к существенному ухудшению вашего психоэмоционального состояния, и вы на ровном месте создаете для себя новую проблему: «Как мне успокоиться и расслабиться после того, как я хорошенько себя отругал?!».
Однако, я слишком категоричен. В некоторых случаях, самокритика действительно помогает, если используется как короткая ментальная пощечина самому себе: «Так, ну-ка собрался, кусок говна! Хватит херней заниматься, пора дело делать!». Некоторым людям это действительно помогает мобилизоваться, переключиться, и приступить к выполнению поставленной задачи.
Это плавно подводит нас к следующей технике по коррекции самокритики (мадам Денис и Беатрис, для вас, для всех — сюрприз-сюрприз!).
О которой я… расскажу в следующий раз. Пока что практикуйте технику из поста, задавайте вопросы в комментариях, и подписывайтесь, чтобы не пропустить кучу других интересных материалов)
P.S. Открыта запись на психологические консультации. Записаться можно по почте psy.kuz@yandex.ru , либо в личку в контакте https://vk.com/psykuz
Если бы мы захотели придумать демона, вселяющегося в человека и отравляющего разум гадкими речами, то это точно был бы демон самокритики. Скотина, комментирующая каждую неудачу и отговаривающая от любой попытки что-то изменить. «У тебя не получится, ты не достоин, всё хреново, не лезь и не высовывайся» — вот те мантры, который он нашептывает своим противным, постсоветским голосочком.
Негативные последствия самокритики нам все известны:
1. Постоянные сомнения в собственных действиях, ведущие к параличу деятельности. Человек не может сделать выбор, так как любой выбор плохой, и он обязательно выберет неправильно;
2. Постоянно обесценивание собственных результатов ведет к падению мотивации даже в тех действиях, которые человеку нравится выполнять;
3. Проблемы с социализацией и общением, из-за навязчивых мыслей о собственном несовершенстве. Человек боится общаться с людьми потому, что сам постоянно оценивает себя невысоко;
4. Систематическое профукивание собственных возможностей, из-за отказа от предлагаемых жизнью вариантов, которые человек не решается реализовать, потому что «он не достоин этих вариантов»;
5. И десятки других ужасных последствий.
Откуда же эта зараза берётся?
Представим себе, что ребёнок сломал игрушку. Что в этом случае говорит среднестатистический российский родитель? «Ты — косорукий дурак, постоянно все ломаешь, как можно быть таким неосторожным!». То есть оценивается не поступок ребёнка, а его личность. Родитель как бы сообщает: «Ты сломал игрушку, ты плохой!».
Ребёнок плохим быть не хочет, ведь тогда с ним и обращаются плохо — не разговаривают, лишают удовольствий, не гладят и т.д. Стало быть, ребёнку хочется вновь стать хорошим. Как ему это сделать?
Через страдание.
Ребёнок подмечает, что если он совершил плохой поступок, то становится плохим, и к нему относятся плохо. Но стоит ребёнку понести наказание (заслуженное, с точки зрения родителей), как к нему, через некоторое время, вновь относятся хорошо. Наказание сопровождается физическими, либо нравственными страданиями. Следовательно, чтобы ребёнку вновь стать хорошим и вернуть расположение родителей, ему нужно искупить свою вину, то есть пострадать. Таковы правила семейной игры.
Из этой ситуации ребёнок может сделать следующий бессознательный вывод: «Если я сделаю что-то плохое, то я становлюсь плохим. Чтобы вновь стать хорошим, я должен искупить свою вину, а сделать это я могу только через страдание». Эта идея — фундамент для механизма самокритики.
Следующим этажом становится всеобщее заблуждение о связи личности и деятельности, суть которого выражается в простой формуле «личность=поведение». Если человек сказал или сделал что-то глупое — значит он глупый. Если человек сказал или сделал что-то умное — значит он умный. Это заблуждение работает и в обратную сторону: если человек глупый, значит все что он делает — глупо, и сделать что-то умное он в принципе не способен.
Если мы присовокупим это убеждение к нашему ребёнку, то мы получим формулу самокритики: «Если я сделаю что-то плохое, то я становлюсь плохим. А значит всё, что я делаю и буду делать — плохо. До тех пор, пока я вновь не стану хорошим, я не смогу ничего сделать хорошо. А чтобы стать хорошим, мне нужно искупить свою вину, то есть пострадать. Я должен наказать себя. Например — хорошенько отругать. Тогда я вновь стану хорошим, а значит и делать всё буду хорошо и правильно!»
На первый взгляд, выглядит супер-нелогично, но если вы попробуете оценить собственную самокритику с этого ракурса, как всё встанет на свои места.
Давайте посмотрим на самокритику как на ментальную привычку, и зададимся вопросом — а для чего она нужна? Скажем, вы работаете на удаленке, и у вас есть куча свободного времени, которое вы могли бы потратить на освоение новой специальности. В нынешний кризис, повышать свою компетентность особенно актуально. Но вместо этого вы смотрите сериалы, играете в игры, или просматриваете соцсети (например — Пикабу). Вам это не нравится, и вы хотели бы поменять свое поведение. По старой привычке, вы начинаете крыть себя половыми органами, обзывая самыми последними словами. Ключевой вопрос — помогает ли вам это? Меняется ли от этого ваше поведение? Может быть пропадает лень, и желание прокрастинировать?
Если помогает — можете закрывать этот пост и не читать дальше. Как говорил один профессор: «Не чините то, что не сломано. Не чешется —так не чешите».
Если не помогает, тогда возникает логичный вопрос — а зачем тогда вы это делаете? Сколько не бей мертвую лошадь, она не побежит. Безумие совершать одни и те же действия, и ожидать разных результатов.
Вы можете мне воззразить — «Я это не контролирую, это происходит само, помимо моей воли». Особенно продвинутые могут сказать, что это «делает мозг», или «внутренний самокритик». В одном я могу с вами согласится — это действительно происходит по себе, но только потому, что вы никогда не пытались взять самокритику под свой контроль. Раз и навсегда заткнуть этот противный голос, который к тому же и не ваш собственный.
Как это сделать? В следующем посту я дам технику, которую я рекомендую почти всем своим клиентам, и которая отлично нейтрализует самокритику. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить)
В сущности невольное внушение и взаимовнушение, будучи явлением всеобщим, действуют везде и всюду в нашей повседневной жизни. Не замечая того сами, мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предубеждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего общаемся. Подобное прививание психических состояний происходит взаимно между лицами, совместно живущими, иначе говоря, каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты. Происходит, следовательно, в полном смысле слова психический взаимообмен между совместно живущими лицами, который отзывается не на одних только чувствах, мыслях и поступках, но даже и на физической сфере, поскольку на ней вообще может отражаться влияние психической деятельности. [...]
Один из интересных примеров массовых иллюзий и галлюцинаций представляет случай, произошедший с французскими военными судами в 1846 г. Фрегат «Belle-Poule» и корвет «Веrceau» были застигнуты страшным ураганом близ островов Соединения. Первый из них вынес ураган благополучно, но потерял из виду корвет «Веrceau» и, считая бесполезным разыскивать его открытом океане, направился к условленному заранее пункту встречи у восточного берега Мадагаскара, острову Св. Марии. Здесь корвета не оказалось, причем все поиски его вблизи острова были бесплодными. Естественно, что вслед за этим начался для экипажа «Belle-Poule» мучительный период ожидания. Каждый день приносил все более и более беспокойства за судьбу несчастного корвета, экипаж которого состоял из 300 человек. В таком мучительном ожидании прошел целый месяц. Наконец однажды в жаркий солнечный день после полудня сигналистом, сидевшим на мачте, был замечен на западе вблизи берега корабль, лишенный мачты. Весь экипаж устремил свой взоры на указанный пункт и убедился, что сообщение сигналиста было справедливо.
Само собой разумеется, что это событие взволновало всех, причем волнение достигло еще большей степени, когда все увидели перед собой не разбитый корабль, а плот, наполненный людьми и буксируемый морскими шлюпками, с которых подавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причем с каждой минутой выяснялись все более и более ужасающие подробности этой сцены. На помощь погибавшим по приказу командира был тотчас же отправлен стоявший на рейде крейсер «Archimedе». День уже приходил к концу и начинала спускаться южная ночь, когда «Archimedе» подошел месту своего назначения. Надо заметить, что все это время экипаж крейсера «Archimedе» видел погибавших на плоту людей; были даже слышны крики о помощи, заглушаемые плеском весел. Эта поразительная иллюзия рассеялась лишь тогда, когда спущенные крейсера шлюпки подошли к предмету, принятому за плот с людьми и оказавшемуся массой вырванных с берега огромных деревьев, принесенных сюда течением. Вместе этим надежда видеть пассажиров разбитого корабля «Веrceau» окончательно погибла и самая их судьба покрылась густым мраком неизвестности.
Нечего и говорить, что в развитии этой массовой галлюцинации, так сказать, сквозит влияние внушения. Несомненно, что бедствия, пережитые в море, сильно возбудили нервы пассажиров. Беспокойство и страх за участь 300 сотоварищей, бывших на «Веrceau», сильно содействовали известному направлению умов.
Естественно, что мысли всех сосредоточивались на предположении возможной гибели своих несчастных сотоварищей. Все разговоры сводились к одной и той же теме. В такое-то время сигналист замечает на горизонте на стороне солнечного заката странный предмет с неясными очертаниями, и под влиянием мысли о крушении корвета в его глазах воссоздается образ последнего. Одних его слов, что вдали виднеется разбитый корабль, было уже достаточно, чтобы внушить всем одну и ту же иллюзию. Далее идет развитие той же самой внушенной идеи. При обмене мыслей о видимом предмете все соглашаются, что это не разбитый корабль, а плот, наполненный людьми и буксируемый шлюпками, с которых раздаются сигналы бедствия. Такая галлюцинация длится много часов до наступления ночи, когда посланные крейсера «Archimedе» шлюпки врезались в густую листву плавающих деревьев. [...]
Путем невольного внушения, взаимовнушения и самовнушения без труда объясняются и многие своеобразные стороны нашего сектантства, выражающиеся в крайне грубых формах. Кто не помнит еще так недавно проявившегося изуверства тираспольских беспоповцев погребением и замуровыванием живьем в подземельях 25 человек по их собственному желанию? Читая описание этого потрясающего события, перед которым бледнеет всем известный аскетизм буддистов, невольно приходишь к выводу, что так спокойно шли эти сектанты на верную смерть лишь в силу укоренившейся путем внушения и самовнушения идей о переселении вместе с этим погребением в лоно праведников.
Ковалев, выполнивший этот обряд погребения в Терновских хуторах над 25 сектантами, в числе которых были его мать, дочь и жена, сам, очевидно, также находился под внушением со стороны монахини скитницы Виталии, которая отдавала ему свои повеления даже в то время, когда уже находилась в числе шести человек в подземной нише и была забрасываема землею.
Бесспорно, что убеждения раскольников, признающих народную перепись за антихристову запись, за отчуждение от Христа и от истинной христианской веры, создают почву для самоистребительных стремлений; но отсюда до массового самосожжения, как случалось уже не однажды с нашими раскольниками, до закапывания в землю или до так называемого запощения или до уморения себя голодом еще далеко. Не подлежит, однако, сомнению, что раскольничья среда в скитах, в некотором отчуждении от внешнего мира, при постоянном посте и молитвах представляет крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. При этих-то условиях самоистребительная проповедь и находит себе благодарную почву. Эта проповедь действует в этих случаях не столько путем убеждения, сколько силой внушения и взаимовнушения, что и приводит к окончательному решению «соблюсти благочестие без отступления», согласно выражению самих раскольников.
Не подлежит никакому сомнению, что в терновских происшествиях роль главного вожака играла Виталия, которая, действуя первоначально по убеждению, значительной мере укрепляла себя в проповеднической роли благодаря самовнушению. Общая атмосфера скита во время бывшей переписи, постоянные толки и обсуждения последней в ските, общая тревога и страх за последствия переписи поддерживали и укрепляли между членами путем взаимовнушения мысль о необходимости закопаться или запоститься. Исполнитель же закапываний Ковалев, как человек недалекий, находился под внушением как Виталии, так и других лиц, поддерживавших общее настроение раскольничьего скита.
Время не позволяет долее останавливаться на этом животрепещущем вопросе; но вся картина самоистребительных происшествий в Терновских хуторах решительно не поддается иному объяснению, если не принять в этом деле влияния внушения и взаимовнушения на почве уже укоренившихся суеверий, сыгравших здесь, бесспорно, крупную роль.
Источник: В. М. Бехтерев. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М.: Мысль, 1994. – С. 111-112, 114-115, 119-120.
Во время дискуссий о стабильности в обществе нередко можно услышать в качестве аргумента китайскую пословицу о трудностях жизни в меняющемся мире. Мы проверили, существует ли такое восточное изречение.
Выражение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» (также встречается формулировка «Не приведи господь жить в эпоху перемен») уже несколько десятилетий используют в дискуссиях о плюсах и минусах стабильности. Почти всегда эту идиому идентифицируют как китайскую поговорку или китайскую пословицу, причём не только в интернет-дискуссиях, но и в публикациях СМИ — например, в историческом журнале «Дилетант». Егор Гайдар в книге «Долгое время» называет эту фразу «китайской мудростью», а автор статьи в «Ведомостях» и вовсе приписывает изречение Конфуцию.
Самые ранние употребления этой «китайской поговорки», которые нам удалось найти, датируются 1998 годом. Одно из них встречается в статье «Цивилизационный выбор и сценарии мирового развития» академика РАН Вячеслава Стёпина в формулировке «Не приведи вас бог жить в эпоху перемен». Устоявшийся сейчас вариант «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» упоминает Николай Чапаев в учебном пособии «Введение в курс "Философия и история образования"», которое издали в Екатеринбурге. В обоих случаях авторы не приводят источник, где выражение было бы названо китайской поговоркой. При этом в крупнейшей китайской энциклопедии Baidu этого выражения найти не удалось. Крайне подозрительно, что нет такой фразы и в «Китайско-русском фразеологическом словаре», содержащем около 3500 крылатых китайских выражений. Маловероятно и то, что автором изречения был Конфуций — в работах специалиста по его наследию, китаиста Ивана Семененко, оно не упоминается, хотя значению «перемен» в философии восточного мудреца уделено немало размышлений.
Выражение, очень похожее на «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», есть в английском языке. Оно звучит как «May you live in interesting times» и буквально переводится «Чтобы вы жили в интересное время». Довольно долго считалось, что эту саркастическую идиому позаимствовали как раз у китайцев. В англоязычном мире выражение стало особенно популярным после того, как его упомянул в своей речи брат президента США Роберт Кеннеди. Во время выступления в Кейптауне в 1966 году он сказал: «Есть китайское проклятие, которое гласит: "Чтобы вы жили в интересное время!" Как ни крути, мы живём в интересное время».
Происхождение пословицы в английском языке исследовано куда лучше, чем в русском. Переводчик и преподаватель Вассарского колледжа в США Брайан ван Норден в своей книге «Введение в классическую китайскую философию» утверждает, что существование подобной идиомы в китайском языке — миф. С ним согласен и преподаватель Йельского университета, редактор сборника The Yale Book of Quotations Фред Шапиро. Китайцы, опрошенные исследователями на форумах, также открестились от этого «проклятия», а Нэнси Макфи в вышедшей в 1978 году «Книге оскорблений» и вовсе приписывала авторство идиомы не китайцам, а шотландцам.
Впервые в связи с китайцами выражение «May you live in interesting times» употребили в 1936 году. Британская газета The Yorkshire Post процитировала выступление сэра Остина Чемберлена, который сказал: «Не так давно в Лондоне дипломат, проработавший несколько лет в Китае, сказал мне, что есть китайское проклятие, которое звучит как "Чтобы вы жили в интересные времена". Несомненно, что на нас обрушилось проклятие». Кстати, об «интересных временах» в своих выступлениях не раз говорил отец Остина Чемберлена, видный государственный деятель Джозеф Чемберлен. Правда, с китайцами он это выражение никак не связывал.
Доподлинно не известно, кто был тем дипломатом, который рассказал о «китайском проклятии» Остину Чемберлену. Хью Нэтчбулл-Хьюджессен, который в 1936–1937 годах служил британским послом в Китае, в своих мемуарах вспоминает: «Перед тем как отправиться из Англии в Китай, один друг рассказал мне о китайском проклятии "Чтобы вы жили в интересное время". Если всё так, то наше поколение, безусловно, стало свидетелем того, как это проклятие сбылось». Американский конгрессмен Фредерик Кудерт рассказывал: в том самом 1936 году он переписывался с Остином Чемберленом, и при встрече тот прокомментировал его ремарку о том, что «мы живём в интересное время» историей про дипломата, о которой написали в том же году в The Yorkshire Post.
Как бы то ни было, появившаяся в Великобритании в середине 1930-х годов фраза уверенно набирала популярность именно как «китайское проклятие». Довольно быстро на крючок стали попадаться литераторы. Например, в 1951 году французский поэт Пьер Эммануэль в своей статье для журнала The Atlantic Monthly написал: «Старое китайское проклятие звучит примерно как "Чтобы твои дети жили в историческую эпоху!"». Несколько лет спустя Альбер Камю на выступлении в Уппсальском университете упомянул «восточного мудреца, который просил в своих молитвах бога быть настолько добрым, чтобы избавить его от жизни в интересную эпоху». В 1965 году «проклятие» упоминает в своём эссе Артур Кларк: «Как гласит старое китайское проклятие: "Чтобы вы жили в интересное время", и XX век, вероятно, самый интересный период, который когда-либо знало человечество». Впрочем, писателями и поэтами всё не кончилось — помимо уже упомянутого Роберта Кеннеди, фразу использовала бывший государственный секретарь и экс-первая леди США Хиллари Клинтон. В автобиографии 2003 года она пишет: «Есть старое китайское проклятие "Чтобы вы жили в интересное время", которое в нашей семье стало популярной шуткой».
Повторимся, что к настоящему моменту нет доказательств, что в Китае существует (или по крайней мере распространена) пословица «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». При этом близкие по смыслу аналоги действительно используются в китайском языке. Например, не позднее середины XVII века появилось выражение «Лучше быть собакой в эпоху спокойствия, чем человеком в эпоху хаоса». На форуме о китайском языке житель Шанхая сообщил, что популярно другое похожее выражение «Меняющийся мир порождает героев». Но эти идиомы в русскоязычной среде распространения не получили. Судя по всему, к нам фраза «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» всё-таки попала через англоязычную публицистику и художественную литературу, причём формулировка «захватила с собой» ещё якобы китайское происхождение.
Мы благодарим старшего преподавателя департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Екатерину Старикову за помощь в подготовке материала.