Почитать постапокалипсис. «Бог калибра 58» и другие книги серии INFERNO
Очень часто постапокалипсис — это вестерн. И не имеет значения, что на страницах книги не появится ни одного ковбоя, герой не носит кожаной шляпы, а вместо револьверов в набедренных кобурах — однозарядный капсюльный карабин, бутыли с порохом и горсть огромных пуль, да одноногий кот в клетке, заранее чувствующий опасность.
От книги «Бог калибра 58» писателя Макса Острогина я не ожидал ничего — в последнее время жанр постапокалипсиса настолько дискредитирован, что спасти его в России, кажется, уже ничего не сможет. Каково же было моё удивление, когда по чьей-то наводке я нашёл эту книгу.
После прочтения первой сотни страниц появилось необычное ощущение. Как будто читаешь одновременно «Тёмную башню», «Парня из преисподней» Стругацких и смотришь «Брат» Балабанова. И ещё какая-то неуловимая тень на периферии зрения, только потом догадался, почему.
Идёт по дорогам российской провинции, давно пережившей Большой Песец (БП) двадцатилетний парень с однозарядным ружьём, принципиально не использующий автоматическое оружие и вообще вооружение с патронами. Потому что так удобнее.
Женщины в их поселении умерли, поэтому глава вынул на свет запасы пороха, чтобы отправиться за МКАД и выменять его на несколько невест на рынке. Идёт простой парень Дэв с порохом к Москве — спутников он растерял, кругом подстерегают мутанты, нечисть и железные хищники, а он идёт и идёт. И философия у него простая, иногда его можно принять за умственно отсталого — я человек, а они здесь все пришлые. Почему я должен бояться? Пусть они меня боятся.
И им стоит бояться. Парня с детства тренировали терпеть лишения. Да с молитвой — не какому-то определённому богу, а непонятно кому. Да с постоянным ношением вериг. Идёт парень Дэв, считает себя праведником, и на шее у него, как и у всех жителей этой реальности подвеска со знаком-пацификом (который играет не последнюю роль). Завалит очередное чудище из своего огромного карабина, прочитает тропарь, у него их много, да и шагает дальше, к цели.
Постепенно цель меняется и Дэв всё больше становится похожим на Стрелка из «Тёмной башни», если бы тот умел в самоиронию и чувство юмора. И одновременно своими рассуждениями — на «бойцового кота» из «Парня из преисподней».
Сначала я не мог понять, чего не хватает. А потом как понял. Несмотря на нормальное такое количество смертей в книге почти отсутствует вот это «кровь-кишки», а вопросы межполовых отношений деликатно обозначаются, но обходятся делеко стороной и вообще это совсем не главная тема.
С удовольствием прочитал все книги серии. Конец слегка слит, на мой взгляд, некоторые сюжетные линии грубо обрублены, но в целом неплохо. В сравнении с большинством современного постапа — ну просто очень хорошо. Издался бы под каким-нибудь псевдонимом вроде Джеймса Вулфа, добавил бы пару упоминаний Нью-Йорка и Лас-Вегаса, наши доморощенные эстеты пищали бы от восторга.
Я потом понял, почему так мало расчленёнки и секса. Макс Остргин — широко известный в узких кругах детский писатель Эдуард Веркин и серия у него получилась для очень широкой аудитории, от 12+ пожалуй, а то и младше. Но отлично заходит и взрослым ) Говорят, у него есть намного более жёсткая «Остров Сахалин», но до неё пока не добрался.
Последняя книга серии «Здравствуй, брат, умри» — совсем никак не пересекается сюжетно и, кажется, это даже другой мир, хотя тоже сделано неплохо. Скорее всего, маркетологи издательства засунули в уже раскрученную серию INFERNO, чтобы добро не пропадало.
Книги довольно старые, пишу потому что вот сейчас попалось.