МОСКВА-ВЛАДИВОСТОК по Транссибу и БАМу
12 постов
12 постов
Наконец-то спустя месяц путешествия по железной дороге мы попали в по-настоящему «народный» поезд - нам достался вагон старого образца. Кроме угольного отопления, парового титана с водой, в нем самые обычные туалеты, которые закрывают перед станциями, чтобы соблюдать санитарные нормы. На этой части нашего пути мы узнали много от нашего проводника и попутчиков, а еще на наших глазах разыгрался целая драма спассажирами, полицией и обысками.
.
К счастью, смотрителем вагона был настоящий профессионал - проводник дядя Женя. Работает на этой должности уже больше 30 лет и знает о железных дорогах все! За день мы много раз пересекались и разговаривали об этой части Сибири, о том как люди живут в Новокузнецке и области, местном курорте - Шерегеш.
Вагоны такого старого типа - это не только неудобство пассажиров, но и проводникам они доставляют много неудобств. Например, нет специального места, где складывать грязное постельное белье, которое сдают пассажиры, когда выходят. Огромное количество мешков лежит прямо в первом «кубрике» вагона на самых разных полках. Под нижними полками все те же старые «коробы» для багажа - совершенно неудобное изобретение - далеко не все сумки туда нормально помещаются.
.
Уже исходя из своего небольшого опыта ж/д путешественника, мне показалось что на всей ветке БАМа ходит более старая линейка поездов и вагонов, будто все древнее поставили на малопопулярные маршруты. Но это мое субъективное мнение. Тем не менее, на Транссибе в поезде все время находится транспортная безопасность, это те люди, кто решает оперативно конфликты между пассажирами и все такое. В нашей второй части путешествия - сотрудники безопасности курируют поезда «по частям», то есть на каких-то станциях они едут, а на каких-то нет. И вот этот момент мне совсем не понятен. «Чего только у нас не было», - рассказывал дядя Женя… И тут просто целая плеяда практически однотипных рассказов про вахтовиков, которые мягко говоря, некорректно себя ведут, посылают в далекие дали и проводников и начальника поезда, курят в вагонах и тамбуре, употребляют алкоголь. «Некоторых мы скручиваем скотчем пока они не доедут, потому что совсем неадекватно себя ведут»… Мои глаза округлялись как два блюдца, когда я слушал все это и молился, что вахтовики вышли на прошлой станции. Во время проезда таких «веселых» компаний многие бригады поезда не спят по двое суток…
.
Представляете какой это труд? У меня нет слов это описать еще красочнее. Так что я просто загружу тут видео одной процедуры, которую выполняют проводники по несколько раз в день. Вода, которой пользуются в туалете намерзает и в зимнее время нужно отогревать специальный слив. Делают это при помощи обычной грелки и шланга. Такие вот дела в 21 веке у нас!
Про вечерний променад с полицией - в следующем посте!
Для нас не было слова «НЕ МОГУ»
Это слова почетного гражданина города Тайшет, кавалера ордена «Знак Почета» Анатолия Михайловича Радионова.
Увидев Тайшет в сером и заброшенном состоянии, мы были приятно удивлены отзывчивостью простых жителей, рабочих. Этотрудолюбивые и неунывающие люди, энергичные, честные.
.
1 ноября. Утро. Колючий ветер. Температура воздуха -10 по Цельсию. Мы решили посетить музей железнодорожного Депо. Навигатор ведет нас по дороге частично покрытой асфальтом и пылью, тротуаров нет, так что идем по обочине. По адресу, который нашли в интернете, музея не оказалось. Женщина в машине подсказала в какую сторону идти. Сначала зашли в какое-то поле со складами, там немолодой сторож в старом бушлате показал, где найти Депо.
.
В музее нас встретили как старых друзей - радушно и гостеприимно напоили горячим чаем с конфетами. Когда мы отогрелись, смотритель музея (бывший машинист) повел нас на экскурсию. Мы узнали о Тайшете и людях, которые его строили, о Депо и строительстве этого участка БАМа, вокзале, предприятиях, руководителях… Было столько интересной информации!!!
Честно признаться, перед каждым приездом в город, я читаю о нем в интернете. Так вот, про Тайшет в музее мы узнали в разы больше!
.
Мы своими глазами увидели как чинят локомотивы и проводят их техосмотр. Простые рабочие - мужчины и женщины, каждый знает свое дело и работает с душой. Они все еще верят в светлое будущее! На территории депо сохранили и раритетные исторические сооружения - агрегат для заправки паровоза водой, огромное сооружение, которое засыпало уголь для топки паровоза, кузнечный молот 1939 года.
.
Мы провели там весь день: смотрели работу Депо, старинные экспонаты, листали архивные журналы о награждениях рабочих, альбомы с черно-белыми фото… Я совсем по-другому стал видеть этот город.
Люди живут, работают…верят в возрождение Тайшета, который раньше имел такое важное значение для этого региона. Наверное, потому город до сих пор и жив!
А больше всего мне запомнились слова нашего проводника: «…Если не мы, то КТО?»
Тайшет - город-призрак? Такие впечатления навеяла прогулка по улицам и разным районам города.
У меня было какое-то горькое ощущение… Как будто наблюдал за тем, как большая сильная страна родила и воспитывала одного из своих сыновей… а потом выбросила, как щенка за дверь.
Город оказался брошенным в 90-е.
Градообразующие предприятия (мясокомбинат, кондитерское производство, лесозаготовка) были просто уничтожены! Когда-то асфальтированные дороги постепенно превращаются в грунтовки и пыль. Тайшет, который когда-то снабжал северные области страны, теперь сам завозит большую часть продовольствия из соседних регионов.
Современные предприятия в последние годы сдали несколько «облагораживающих» город объектов, но складывается впечатление, что все это только лишь для очередной «галочки» в отчетах. Стоит обратить внимание хотя бы на новый «парк» - будто именно тут проходила Сталинградская битва…
Одним из «живых» островков в городе остаётся железнодорожное предприятие. Тайшет - один из крупнейших ЖД узлов на востоке страны. Но даже тут на вокзале до сих пор не стоит рентген-оборудование для багажа. Так что сумки и чемоданы служба безопасности «потрошит» вручную у каждого пассажира. Во время прибытия поездов, огромная очередь собирается у входа в здание вокзала прямо на перроне.
Вопрос, который не дает мне покоя уже второй день: как можно так безнаказанно и беспринципно ломать то, что строили кровью и потом наши предки? Кто в ответе за это?
24 дня в пути. Мы преодолели более 11000 км. На нашей карте новый город!
Сегодня мы прибыли столице БАМа - Тынду. Утренний город встретил на 12 градусным морозом, но добродушный таксист заверил, что «это еще теплынь»! Кстати тут нет «яндексов» и «максимов», так что приходится по-старинке искать где-то телефон местных такси!
.
Тында - это маленький городок (около 30тыс. жителей) в Амурской области, который стал одним из центров строительства Байкало-Амурской Магистрали. Сейчас, несмотря на небольшое население, он является крупным железнодорожным узлом. Возможно, вы спросите какая тут главная достопримечательность…
Я долго думал, что же мне отвечать на этот вопрос. Дух стройки, веры в светлое будущее, свое дело, самоотверженность, энтузиазм. Тында до сих пор пропитана этим духом. На зданиях можно увидеть старинные (еще «тех» времен) барельефы, прославляющие стройку века. В этом году на многие стены домов были нанесены тематические муралы - рисунки о БАМе. Во время прогулки по городу мы заметили и небольшие памятные монументы строителям железнодорожникам, рабочим и прочим участникам БАМа.
.
Современному молодому поколению сложно понять важность постройки БАМа, и на этот вопрос невозможно ответить развернуто в нескольких предложениях.
.
Протяженность этой железнодорожной ветки - 4324 км, она пересекает 11 полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов, через БАМ проложено 10 тоннелей. Всего на пути построено 2230 больших и малых мостов через разные водотоки, включая крупные реки.
Эта железная дорога - труд многих тысяч людей, стратегически важный объект нашей страны. Построить БАМ в таких сложных географических условиях - это реальный подвиг!
Как вы заметили, мы пишем про поезда, вокзалы и города, которые встречаются на нашем пути. Поскольку наше путешествие лежит по железной дороге - мы не можем обойтись без описания нашего транспорта.
.
Поезд, который вез нас по участку БАМа от Комсомольска-на-Амуре до Тынды укомплектован вагонами более старого образца (все ждут новые вагоны!). Вы удивитесь, но до сих пор вагоны топят углем! В тамбуре есть специальная печь и проводники подсыпают туда уголек, чтобы никто не замерз. На небольших станциях и полустанках запасы топлива пополняются. Вот такой XXI век! Одна розетка на плацкартный «кубрик» это конечно маловато, но как-то все нормально с этим справляются, заряжая свои гаджеты поочереди.
.
Путешествующих немного - основная масса - это простой народ, люди едут на свои вахты, а кто-то возвращается на этом поезде, когда он едет обратно. На пути следования не один десяток остановок по 1 минуте - маленькие станции и разъезды поездов, там тоже кто-то живет и работает. Пейзаж за окном - бескрайние километры тайги, сопки, небольшие замерзшие болотца. Повсюду уже лежит первый неглубокий снег и по всей видимости это уже до весны. Деревья и провода покрыты белым «пушком», корки льда на лужах и маленьких озерцах.
.
Многие нас спрашивают какая обстановка в вагонах, по всей видимости имея в виду, как себя ведут пассажиры; много ли тех, кто ведет себя вызывающе или некультурно. Это естественный вопрос, особенно от тех, кто давно не ездил в дальних поездах. Расскажу немного об этом.
.
На самом деле на железной дороге сейчас достаточно строгий контроль. Во-первых, на всех вокзалах стоят «рентгены», которые просвечивают багаж абсолютно всех пассажиров, каждый проходит через рамку металлодетектора. Во-вторых, посадка в вагоны происходит только при предъявлении паспорта (а билет, кстати, не нужен - данные проходят через их внутреннюю электронную систему) и после отправления поезда - вторая проверка паспортов. Третье, на более-менее крупных станциях перрон патрулирует полиция и неоднократно при мне интересовалась у проводников все ли в порядке. В-четвертых, все вагоны обязательно обходит начальник поезда и интересуется У КАЖДОГО (!!!) пассажира все ли хорошо. Пару раз за сутки все вагоны обходит транспортная полиция - просто внимательно все осматривают. Ну и в-пятых, если все же кто-то слишком «громко» выпивает из своей потайной фляжечки так, что это слышит полвагона, то вы можете пожаловаться проводнику и РЕАЛЬНО примут меры! При нас в одном случае буйного пассажира высадили на станции с помощью транспортной полиции. Буквально вчера вечером слишком громкую компанию утихомирили менее радикальными способами. Увещевания и сентенции проводника не подействовали, и тогда начальник поезда в сопровождении полиции провела разъяснительную беседу как нужно вести себя в поезде. Все закончилось мирно.
Ждем ваших вопросов о путешествиях! Впереди - Северобайкальск и Тайшет!
Комсомольск встретил теплой осенней погодой и суровыми многоэтажками 60-х или 70-х. На какой-момент даже забываешь, что ты в 21 веке, и только вывески современных брендов напоминают об этом!
.
Тут протекает река Амур. Мы встречали ее уже в Хабаровске и вот теперь встретились во второй раз. Пожалуй самый свежий ремонт был именно на набережной - лавочки, ограждения, фонари на солнечных батареях, спортивные тренажеры.
.
Возле речного вокзала - ремонт. Успеют ли до холодов - пока неизвестно. Тут же рядом с вокзалом - гигантский валун с надписью, посвященной строителям города - комсомольцам.
Недалеко - и серьезная и веселая монументальная композиция также посвященная первостроителям. Несколько фигур - мужчины и женщины - объединены в единую композицию. Скульптор изобразил даже гитару!
.
Заросшие парки и давно не ремонтированные тротуары, но люди живут в этом суровом городе. Улыбчивые продавцы овощей, молодые мамы с младенцами, маленькие пугливые школьники - потомки энтузиастов, приехавших строить город на голом месте! Если вы скучаете по романтике 90-х - приезжайте жить в Комсомольск-на-Амуре
Ремейк "Владивосток 2000" гр. Мумий Тролль (Илья Лагутенко)
.
Провел 4 дня во Владивостоке, и поскольку я давний поклонник творчества Ильи Лагутенко, то просто не мог не сделать творческое видео на неофициальный гимн города - Владивосток 2000. Культовая песня в непростые времена!
ФАНТАСТИКА - красота природы Владивостока и Приморского края. Мы были в восхищении не только от города и людей!
Нам очень повезло попасть на Дальний Восток осенью, погода тоже благоволила. В первый день мы увидели канал между островами «Русский» и «Елена». С этого места открывается красивый вид на город, мост и маяк Токаревского. Ритуально зашли в чистейшую воду в этом месте. Потом мы посетили бухту Новик, там есть несколько причалов, где проводятся различные соревнования на воде. Повсюду небольшие кафе и рестораны, на пирсе - любители рыбалки в ассортименте (всех возрастов и полов!).
.
Также в нашей культурной программе не обошлось и без поездки на различные пляжи, все они находятся недалеко от города. На «стеклянухе» (так его называют местные жители) я «завис» надолго. Когда-то в этом районе была фабрика по выпуску стеклянных и фарфоровых изделий. За многие годы обломки стекла и фарфора море превратило в причудливые камешки и арт-миниатюры. Если бы нам не нужно было ехать дальше, я бы весь день собирал малюсенькие фарфоровые абстракции.
.
Отдельно мы заехали в бухту «Шамора» - это народное название, а на картах и в навигаторе эта бухта называется «Лазурная». Наверное в 90-е это был дикий пляж, но сейчас повсюду находятся базы отдыха с небольшими домиками для отдыхающих, есть отель, множество кафе и ресторанов. Сейчас, осенью, тут почти нет людей и можно любоваться пустым пляжем и прозрачной морской водой. Песок на пляже крупный с желтоватыми оттенками и маленькими кусочками гладких обломков ракушек.
Целый день мы посвятили тому, чтобы съездить к пляжам в районе Триозерья. Дорога туда идет через Находку. Кроме того, что это самый южный город нашей бескрайней родины, ярких впечатлений мы не получили. Поэтому дальше - про пляжи. Времени было не очень много, так что мы увидели только одно озеро. Побывали на прекрасном пляже с белым и мелким, как мука песком. Это очень живописное место. Высокий скалистый берег, рядом - громадные камни, торчащие из воды. И опять - ни души, место для медитации, свидания с собой! Дорога к этому берегу моря лежала через золотистый лес. Мы получали удовольствие даже просто смотря в окно: ярко-красные и желто-кадмиевые краски листьев, мшистые валуны…
.
Во Владивостоке находится потрясающий сафари-парк (4 по своим размерам в мире)! Животные содержатся не в клетках, а в естественной для них среде. Посетители парка могут наблюдать за их жизнью с высоких металлических пролетов. Тут можно встретить и Уссурийский тигров, медведей, косуль, леопардов, множество оленей самых разных возрастов, различные птицы и мелкие животные. Отдельно можно сходить на экскурсию, где живут львы, но нам больше хотелось посмотреть на тигров. Приятно, что в парк принимают найденных больных диких животных и вылечивают. После выздоровления их выпускают на волю, а те, что больше не могут жить в дикой среде, остаются на территории парка.
.
Изюминкой нашей остановки во Владивостоке стал полет на небольшом самолете вокруг прибрежных островов, вокруг города и мостов. Впечатления сложно передать словами. Как говорят - лучше один раз самому попробовать, чем сто раз услышать! Я даже не знаю, где еще в России можно за час увидеть столько всего из окна самолета - море, проливы, покрытые осенним лесом сопки, городские пейзажи и такие красивые мосты, маленькие и большие острова, живописные скалы и мысы, дикие стаи морских птиц… Владивосток попал нам в самое сердечко. Недавно я выкладывал видео с экскурсии на самолете, это только маленькая часть наших впечатлений!
.
Могу вам точно порекомендовать - это место, куда хочется возвращаться!