Испытания нового электромобиля. Новости. Эфир 16 января 1971
Оптимистичные новости.
Оптимистичные новости.
На удивление и редкость толковый ролик об оборудовании (вплоть до устройства и подключения видеомагнитофона) видеосалонов. Способ подачи сейчас, конечно, кажется наивным, но от этого только лучше смотрится. Киевнаучфильм, 1988г.
Доброго времени суток! Господа, намедни купил на блошином рынке задёшево (а как ещё на блошином-то рынке :) вот такую железяку. Понравилась тугим ходом переключателей вверх и вниз. Сейчас играюсь как со спиннерами молодёжь пару лет назад.
Но все попытки опознать бесплодны. На корпусе указан ГОСТ 71-го года. Ну, остальное на фото видно. Пересмотрел пару сотен салонов автомобилей, нет похожего. Переключатели не фиксируются в конечных положениях. Отсюда версия, что ими регулировалась либо температура, либо громкость. Помогите опознать, пожалуйста. Пытливый ум мне не даёт покоя :)
Вчера привезли зарплату на объект. Сменщик мою оставил в тайном месте в шкафчике и надёжно его запер.
Газовая турбина как двигатель для автомобиля давно привлекает внимание конструкторов, и этот повышенный интерес к ней не случаен. Свойства, присущие газотурбинному двигателю, открывают широкие перспективы дальнейшего технического прогресса на автомобильном транспорте.
Основные преимущества газотурбинного двигателя — это применение различных топлив, простота конструкции, а также отсутствие водяного охлаждения.
Поэтому появление на дорогах нашей страны первого экспериментального отечественного газотурбинного автобуса представляет большой интерес.
Этот автомобиль создан Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) с участием Московского автомобильного завода имени Лихачева. В институте был спроектирован, построен и испытан газотурбинный двигатель, а на заводе — специальная коробка передач для него. Учитывая, что такой двигатель предназначен для большегрузных автомобилей и быстроходных международных автобусов, его мощность была определена в 350 л. с.
При выборе шасси было учтено, что нужно создать «дорожную лабораторию" удобно разместить контрольно- измерительные приборы и исследовательскую аппаратуру. Наиболее подходящим для этой цели оказался междугородный автобус ЗИЛ-127 с его большим салоном и ходовым весом в 13 тонн. Таким образом, после предварительной конструкторской, теоретической, расчетной и экспериментально-лабораторной работы был построен экспериментальный газотурбинный автобус.
Вместо дизеля ЯАЗ-206 мощностью 180 л. с. в моторном отсеке свободно разместился двигатель «ТурбоНАМИ-053».
Двигатель этот состоит из двух основных агрегатов: генератора газа, имеющего турбокомпрессор с обслуживающей его камерой сгорания, и тяговой турбины с трансмиссией. Основным отличием генератора газа от авиационного турбореактивного двигателя в том что выходящие газы направляются не в реактивное сопло, а в тяговую турбину. Таким образом, турбокомпрессор служит только для получения газа, которым питается тяговая турбина. Число оборотов турбокомпрессоров на первом двигателе не превышает 2300, а тяговой турбины — 17 000 в минуту.
В одноступенчатый центробежный компрессор воздух поступает по всасывающей трубе с крыши автобуса (это сделано с той целью, чтобы меньше засасывалось пыли, которая портит поверхность крыльчатки компрессора). Давление и температура воздуха в компрессоре повышаются. Далее воздух попадает в кольцевую камеру сгорания, а топливо подается через топливные форсунки. Температура газа в камере сгорания повышается до 850°С и далее газовый поток устремляется на турбину привода компрессора.
От вала компрессора приводятся во вращение все вспомогательные агрегаты: масляный насос для смазки и охлаждения подшипников, топливный насос, вентилятор для охлаждения масляного радиатора, тормозной компрессор, масляный насос гидроусилителя рулевого управления и электростартер-генератор. Эти агрегаты расположены вместе с фильтрами топлива и масла на особом картере, установленном непосредственно на корпусе компрессора. Никаких отдельных двигателей для их вращения не требуется. Вся установка образует единую систему в одном агрегате.
Отдав часть своей энергии, газ из первой, компрессорной турбины поступает во вторую — тяговую. Эта турбина механически с первой не связана, а ее вал через редукторную передачу, понижающую число оборотов до 3000 в минуту, передает вращение на трансмиссию.
Трансмиссия газотурбинного автобуса отличается от трансмиссии обычного. В силу того, что при торможении тяговой турбины передаваемый ею крутящий момент возрастает, а при полном торможении он возрастает в 2-3 раза число ступеней в коробке передач уменьшено до двух. Есть также передача для движения назад. Передачи переключаются с помощью системы электро-воздушного управления поворотом небольшой рукоятки, помещенной на щитке под приборами. Переход с одной передачи на другую происходит без разгрузки
двигателя. Коробка передач консольно крепится к фланцу редуктора тяговой турбины.
Важным условием надежной работы тяговой турбины является то, чтобы турбину не разносило при внезапном сбросе нагрузки. Это достигается тем, что в конструкции нет ни обычного сцепления, ни нейтральной передачи. Автомобилем управляют лишь с помощью педалей газа и тормоза.
В период испытаний на автобусе пройдено свыше 5000 км со средней скоростью 80—100 км/час. Наибольшая возможная скорость автобуса — 160 км/час.
В пути, даже на загородных дорогах, двигателю приходилось работать в условиях крайне неравномерной нагрузки: режим работы турбокомпрессора неоднократно колебался от минимальных оборотов вала до максимальных. И нужно отметить, что «ТурбоНАМИ-053» показал себя выносливым двигателем.
Кроме того, он легко пускается при низкой температуре. Так, например, были случаи, когда двигатель автобуса, простоявшего сутки на морозе при температуре минус 26°С, пускали за 30 секунд. И автобус выводился на полный газ после пуска менее чем за одну минуту без предварительного подогрева и прогрева. При испытании в жаркие летние дни, когда температура в мотоотсеке доходила до 65°С, двигатель безотказно работал без всяких признаков перегрева.
Некоторые рейсы проводились на дизтопливе, бензине, керосине. Работа двигателя проверялась также и на автомобильном бензине. Во всех случаях работа двигателя была бесперебойной и бездымной. Вибрации двигателя практически отсутствовали. Динамические качества автобуса оказались удовлетворительными.
Часто говорят о большом шуме газотурбинного двигателя. Проведенные измерения шума показали, что он не больше, чем у дизеля, но спектр шума находится в области более высоких частот.
Но наряду с преимуществами у газотурбинного двигателя имеются и недостатки один из которых является повышенный расход топлива.
Статья "украдена" с DRIVE2. https://www.drive2.ru/c/2035001/
В качестве возможного дубликата БМ предлагал это-
Для конструкторов ГТД всё равно, что Miku Hatsune для игроков и анимешников. :)
На рынке увидел вот такое чудо текстильной промышленности Китая. До чего техника дошла! А у меня телек 1080. Взять, что ли, и хвастаться, что UltraHD 5K в дом прикупил? :)
Сегодня, проходя мимо парадной, где живёт Григорий Яковлевич Перельман, увидел такой портрет.
Полез в интернет и узнал, что 13-го числа Геогрию Яковлевичу исполнилось 50 лет.
А портрет и выступление небольшого оркестра 13-го числа организовал екатеринбургский режиссер Андрей Григорьев.
Григорий Яковлевич, по своему обыкновению, на публику не вышел. Такой вот он- отечественный гений.
Для справки: да, это тот учёный, что доказал гипотезу Пуанкаре (что большинству ни о чём не говорит) и отказался от миллиона долларов.
Первое фото моё, последующие- Тимура Ханова.
Кто-то может вспомнить его заслуги?