Изобретатель ценников, распродаж, акций и супермаркетов. Как скромность помогла заработать Фрэнку Вулворту миллионы?
Сейчас поход в супермаркет - самое привычное для нас дело. И если жизнь до нашествия "магазинов с корзинками" мы еще прекрасно помним (продавцы в голубых "халатах" и шапочках, старый кассовый аппарат, счеты, витрины, фанерные вывески...), то ценники, кажется, существовали всегда. Действительно, как же без них?
На самом деле изобретением ценников (да и супермаркетов) мы обязаны неловкому и застенчивому парню из американской глубинки. Знакомьтесь, Фрэнк Вулворт, 21 год, помощник продавца в Ланкастере, штат Пенсильвания.
Хозяин магазина тысячу раз пожалел, что взял на работу такого растяпу. Дело в том, что раньше у товаров не было фиксированной цены, и продавец сам назначал цену, на глаз угадывая платежеспособность покупателя.
А дальше начинались "торги" - как на рынке. Это было настоящей пыткой для Фрэнка, по-видимому, страдающего социофобией. Он начинал лепетать что-то невразумительное себе под нос, краснел, потел и часто убегал, оставляя посетителей в недоумении. Устав извиняться за нерадивого помощника, начальник поставил Фрэнку ультиматум: Он должен целый день провести в магазине один. И если выручка не превысит среднюю, с местом придется распрощаться.
Фрэнк стал судорожно придумывать, как же свести общение с покупателями к минимуму. И тогда его осенило. Он сделал ряд перестановок, разложил товары в открытом доступе и подписал на каждом цену. А еще, чтоб не стоять у входа, зазывая посетителей, сделал пару плакатов. Остатки товаров, залежавшиеся на складе, он положил в ящик и написал "все по пять центов". Ничего не напоминает?
Вывеска будущего магазина Вулворта
Фрэнк очень переживал, не оскорбят ли его таблички почтенных господ. Что это за коробки? Что это за "Все по пять центов"? Парень даже спрятался за прилавком, трясясь от страха. Но опасения были напрасными. Покупатели смели все товары по пять центов, и им очень понравилось просто брать вещи, не тратя полчаса на препирания о цене.
В итоге выручка за этот день едва не достигла недельной суммы! Вот так из никчемного растяпы Фрэнк в одночасье превратился в предпринимателя-новатора. Вскоре он ушел от хозяина и открыл собственный магазин. Так и появились магазины самообслуживания в практически современном виде. На этом Фрэнк не остановился.
Первый успешный магазин в 1879 году в Ланкастере.
Он открыл еще один магазин, уже в Филадельфии. Предварительно просчитав проходимость в этом месте (до него об этом не особо задумывались). И через год заработал на нем миллион долларов.
Фрэнк тщательно продумывал свою стратегию. Касса должна находиться в конце зала. Покупателей обслуживает только один продавец. Он же стоит за кассой. При этом он не уговаривает купить, навязывая товар, а просто отвечает на вопросы. Выкладка меняется каждые две недели, чтобы покупатели постоянно натыкались на что-то новое. Если спрос на товар падал, Вулворт устраивал распродажу. Они оказывались очень прибыльными. И главный принцип - всегда в наличии группа товаров по пять центов.
Фрэнк одним из первых стал напрямую сотрудничать с поставщиками и закупать оптовые партии по более низкой цене. С работниками был строг и платил меньше, но и не заставлял "обрабатывать покупателя". А еще всегда ругал за чрезмерный расход упаковочных материалов или угля.
Со временем магазины Вулворт захватили всю страну и еще долго удерживали господство. В 1900 г. оборот компании составил уже 5 миллионов долларов. В 1919 г. его империя насчитывала более тысячи магазинов по всей Америке, а также в Канаде и Великобритании.
Сам Фрэнк Вулворт накопил состояние в 65 миллионов и купил шикарный особняк для своей семьи. В 1913 году построил в Нью-Йорке Вулворт-Билдинг - самый высокий на тот момент небоскреб. А вот что о нем написал Маяковский в стихотворении «Барышня и Вулворт»:
Вулворт-Билдинг. Визитная карточка Нью-Йорка
Бродвей сдурел.
Бегня и гулево.
Дома с небес обрываются
и висят.
Но даже меж ними
заметишь Вульворт.
Корсетная коробка
этажей под шестьдесят…
Сегодня некогда новаторские приемы Вулворта кажутся чем-то очевидным и нам трудно представить мир без таких привычных и удобных супермаркетов.
У компании Вулворт (ныне Foot Locker, ритейлер спортивной одежды) дело весьма неплохо - оборот составляет 5 миллиардов долларов.
История Фрэнка Вулворта доказывает, что иногда наши слабости заставляют нас находить гениальные решения и многого добиваться.
Подписывайтесь, если вам нравится читать про интересных и незаурядных людей! Больше интересного на канале Яндекс.Дзена PERSONA