Как понять "Твин Пикс"? Почему Линч снимает такие странные фильмы?
Сериал "Твин Пикс" в свое время наделал много шума. А уж какой эффект произвел он на жителей молодой и неискушенной России! Газетные кинокритики разного разлива наперебой стремились продемонстрировать свою эрудицию, находя в сериале отсылки и намеки, которым подивился бы сам автор. А простые зрители от мала до велика спешили к экрану в надежде узнать ответ на главный вопрос: "Кто убил Лору Палмер?". И наверняка многие были разочарованы концовкой первого сезона и пожалели потраченного времени. Остальным же визуальный язык и атмосфера мрачного городка полюбились настолько , что они 25 (!) лет ждали выхода продолжения.
К слову сказать, куда более сложного для восприятия. И вновь у зрителя возник вопрос: "Что курит автор?!". Действительно, что вдохновило режиссера на создание столь...кхм необычных работ?
Начнем с начала. Дэвид Кит Линч родился во вполне благополоучной семье в американской глубинке, где, кроме него, было еще двое детей. Родители были интеллигентами, уделяли детям должное внимание и жили душа в душу.
Дэвид с братом и сестрой
А как же детские травмы, спросите вы. Да, в семействе Линчей все было замечательно, но даже самые крепкие стены не в состоянии скрыть от ребенка ужас этого бренного мира. В один прекрасный день, когда детишки мирно играли на лужайке, откуда ни возьмись появилась абсолютно голая изувеченная женщина, все лицо которой было в крови. Эта встреча настолько шокировала мальчика, что он какое-то время не мог говорить.
Картина, посвященная эпизоду с женщиной
Родителям Дэвида приходилось часто переезжать из одного городишки в другой. Потому-то взрослый Линч с таким удовольствием смакует эстетику американской провинции. За внешним уютом часто скрывается пугающая изнанка, и у каждого жителя есть своя жуткая тайна. Так, однажды на вечеринке в честь очередного переезда семейства один из соседей просто взял и прострелил себе голову посреди двора, никого о своем намерении не предупредив. А что делает художник с травматичным опытом? Правильно, переосмысливает его в творчестве. И каждую из травм Линч еще не раз будет использовать при создании причудливых образов в своих картинах, музыке (да, он еще и художник и музыкант) и фильмах.
Отношение Линча к школе можно передать словами его героини Одри Хорн: "От школы немеет задница". Дэвид, как полагается типичному старшекласснику, пил, курил сигареты и не только, пропадал из дома на несколько дней. Он был уверен, что школа подавляет свободу личности и душит в человеке творческое начало. Поэтому и появлялся там нечасто. Зато был активным скаутом, получил звание орла - высшее в иерархии и даже был приглашен в числе лучших на инаугурацию Кеннеди.
Провинциальное детство - причина любви к индустриальным пейзажам
Дэвид с детства увлекался рисованием и по окончании школы понял, что хочет посвятить этому жизнь. Бросив Бостонскую академию после года обучения и попытав счастья в Европе, в 1966 году Линч переезжает в Филадельфию учиться живописи. Там он знакомится с Пегги Риви, через год женится на ней. Молодая семья по дешевке покупает просторный дом в криминальном районе. У Дэвида осталось двоякое впечатление от проживания в Филадельфии. С одной стороны, он общался с единомышленниками и реализовывал свои творческие замыслы, а с другой - этот город был полон опасностей. В них с женой несколько раз стреляли, дважды грабили их дом, а один раз - машину, выбив в ней окна. И вновь Дэвид ощутил двойственность мира, увидел изнанку провинциальной идиллии.
С первой женой Пегги Риви
Однажды отец режиссера решил навестить сына и был шокирован его мастерской в подвале: там были мертвые птицы, мыши, мелкие животные на разной степени разложения. И напрасно Дэвид пытался убедить отца, что его разлагающаяся органика интересует лишь с эстетической точки зрения, тот посоветовал ему проверить голову и никогда не заводить детей. Но было поздно: Пегги уже была беременна. В 1967 году у пары родилась дочь Дженнифер.
Со старшей дочерью Дженнифер
В Филадельфии Линч снимает свои первые короткометражки. В 1968 году семья перебирается в Лос-Анджелес, где Дэвид продолжает обучение. Там он снимает свои первые полнометражные фильмы "Голова-ластик" (1977) и "Человек-слон" (1980), чем привлекает внимание всего мира кино и приобретает репутацию сюрреалиста.
На съемках фильма "Голова-ластик"
Так что же, Линч черпал вдохновение только из треша, творившегося вокруг него (то безумная женщина бегает вокруг и орет, что она цыпленок. То у него на глазах насмерть сбивают паренька? Неужели он не использовал допинг? Дэвид уверяет, что с семидесятых годов абсолютно чист, а все безумные фантазии он выуживает из своей головы благодаря трансцендентальной медитации. Кстати, с тех пор он является ее активным популяризатором, уделяя ей едва ли не большее внимание, чем своему творчеству. После того как он сам прошел курсы обучения медитации за 2 млн долларов, он принялся колесить по Америке и миру, распространяя знания. И даже открыл представительство этой организации (кто-то скажет, секты) в соседней Украине.
При просмотре фильмов Линча может показаться, что он мрачный психопат (столько в них крови, насилия и всякой мерзости), но на самом деле он творит в состоянии умиротворения и легкой эйфории, попивая сладкий кофе с вишневым пирогом. А простым зрителям остается только догадываться, о чем он хотел рассказать. Ведь сам он в этом ни за что не признается.
Адекватность? Не, не слышали
Для самых внимательных: отыщите Твин Пикс в программе 2001 года)