Не буду собирать плюсы за челендж. Просто переведу деньги)3
Если кому надо - могу скинуть и квитанцию :)
Всем добра! Пусть эта небольшая сумма кому-то поможет.
Если кому надо - могу скинуть и квитанцию :)
Всем добра! Пусть эта небольшая сумма кому-то поможет.
Как и обещал дважды под постами @AlexRadio, расскажу о поездке в КСА (Королевство Саудовская Аравия).
Мне удивительно, но тут подписалось ради одной истории столько же людей, сколько после ряда постов про Отельный бизнес в России. Удивлен.
Будет много текста, ссылок на госструктуры, фонды, каналы помощи бизнесу – если кто-то решится запрашивать помощь в Москве (вообще, если поискать, то есть и федеральные программы поддержки, в каждом регионе есть свои программы поддержки), то это может помочь. Можете пролистать до фоточек и подписей к ним, там поживее текст. Ниже несколько абзацев теории и предыстории всего этого.
Сразу скажу - я не представитель госорганов, не участвую в распределении бюджетов - я как раз один из немногих, кто пытается с переменным успехом этим пользоваться. И Вам всем, мои дорогие коллеги, тоже советую начать это делать. Не надо Государству только отдавать, пробуйте забирать все что можно из предложенного. Мне это в свое время спасло в пандемию коллектив в отельном бизнесе и сейчас помогает в этой работе.
Начну, как это ни странно, с начала :) То есть с короткого рассказа как я к этому пришел:
Некоторое время назад я узнал, что у нас правительство, оказывается, помогает МСП (малым и средним предпринимательствам). Мои партнеры со скепсисом к этому отнеслись, как и любой другой человек, представляющий себе помощь Государства частному бизнесу, но лично у меня в Отельном бизнесе уже был положительный опыт. И, как говорится, за спрос денег не берут (тут, кстати, тоже были сомнения). В итоге пошел смотреть разные меры поддержки, гранты, субсидии и прочее. И хочу Вам сказать – их очень-очень много. Правда, есть одно «но»: Государство после так называемой «программы импортозамещения» 2014-2020 годов у нас резко поумнело в этом плане и черта с два получится что-то украсть, освоить, нае…ть. Во всяком случае, моего опыта точно не хватило бы для этого.
Вся поддержка явная, прозрачная, очень жестко контролируемая – несколько раз обращались, получали и в итоге сами отказывались от помощи из-за сложной и подсудно опасной отчетности. Мы влезли в Гранты, появилась возможность получения льготных кредитов (1-3% под оборудование, под развитие, под импортозамещение: https://www.i.moscow).
И одна из мер поддержки: вывод предприятий на иностранные рынки (https://www.moscow-export.com, возмещение экспортных затрат https://t.me/moscowexport/508, возмещение расходов на логистику и получение сертификатов/патентов https://t.me/moscowexport/447). Я месяца 2 назад поговорил с коллегами и конкурентами, кто уже пользовался этими услугами и решил поехать. Проблема пришла откуда не ждали – всеобщая мобилизация и в следствие чего многие наши менеджеры испугались выезжать за границу или подаваться на загранники, так что пришлось (хе-хе, пришлось) ехать мне и еще одному коллеге, который не попадает под призыв из-за гражданства другой страны.
Из ближайших выездов выбрали две страны: выставка в Узбекистане (https://t.me/moscowexport/470) и Бизнес-Миссия в КСА (https://t.me/moscowexport/463). И там и там оплачивалось все, кроме перелета и проживания. Питание также условное было, о чем нас предупреждали.
И вот я в КСА. Из-за той же мобилизации мероприятие было под большим вопросом и его согласовали по сути за 2 недели до проведения. Организаторы (частная компания) извернулись не знаю как, но сделали все возможное, чтобы поездка оказалась продуктивной. Ими было согласовано большое количество встреч, наняты переводчики, подготовлены материалы, переведены на арабский презентации. Было бы у них времени побольше – эффективность бы точно перевалила за 146% :)
Из участников кроме нас были :
2. ребята, которые организовывают международную логистику сыпучих грузов и производят для этого мешки и оборудование;
3. крутые парни-производители 3д принтеров в больших объемах и ассортименте;
4. производители оборудования неразрушаемого контроля качества тросов;
5. производители косметики;
6. производители эко-продуктов;
7. производители присадок и оборудования для бетона;
8. внезапно для меня – небольшой производитель какого-то очень крутого мёда в очень красивой упаковке;
9. производители роботов, которые без участия человека проводят сложные косметологические процедуры
10+. и кто-то еще, не всех запомнил.
Кстати, уважаемые модераторы, могу указывать название компаний или это реклама? Они все нереально классные и к ним я не имею никакого отношения :)
В первый день было общее собрание с презентацией нам КСА, рассказаны сложности работы в этой стране, про льготы различные, про банковский и инвестиционный сектор. Также немного встреч и переговоров.
Какие сложности для поставок в КСА? Перевод слайда презентации очень крутого и умного местного дядьки, который реально хотел помочь зайти на их рынок и пообщался с каждым, рассказав как лучше действовать:
1. Языковой барьер
2. Попытки выхода на рынок без его изучения, оценки рентабельности, изучения конкурентов, требований к продукту, его преимуществ и недостатков на локальном рынке
3. Отсутствие международных сертификатов и лицензий (на компанию, продукцию, специалистов)
4. Попытки выхода на арабский рынок с российскими стандартами и представлениями о бизнесе в стране
5. Отличие арабской и российской системы личных и деловых приоритетов
6. Завышенные ожидания от местных партнеров
7. Завышенные ожидания относительно сроков заключения контрактов
Все четко, понятно и по делу.
Целью моей поездки в КСА было
- в первую очередь проверить целесообразность таких мероприятий для нас,
- во вторую – найти единого дистрибьютора на наши станки и оборудование,
- и в третью – найти инвестора для одного мегапроекта, который в России из-за СВО теперь невозможно осуществить в обозримой перспективе, а денег тянет просто нереальное количество.
У меня прошло всего около 17-18 встреч, из которых по-настоящему интересными и потенциально эффективными были только 5. Но зато какие! Очень надеюсь, поездка будет полезной.
По словам большинства других участников, с кем я переговорил по окончании Бизнес-Миссии – поездка была вполне эффективной по контактам у всех.
Кстати, лайфхак: когда с кем-то ведешь переговоры и это более-менее уместно – делайте обязательно селфи или просите вас сфоткать. Так как когда начнешь деловое общение по переписке – тебя могут и не вспомнить, а присланная совместная фотография покажет кто на той стороне мессенджера/почтового ящика.
Одно было у всех местных предпринимателей в общении с нами: нас настойчиво «хантили» с целью переезда в КСА. В самом начале это было неожиданно, потом привыкли. Главное, в каждой встрече пережить этот момент покупки нас как бизнеса и перейти к личным целям :)
Условия предлагали сказочные просто: 75-100% инвестиций в строительство завода и переезд, льготная аренда земли (1 риал/метр в год), коммуналка, налоги, дешевая рабочая сила и многое другое. Главное – сделайте нам промышленность и экспорт. Проходя эту ступеньку диалога, уже идет нормальное предметное общение, хотя еще не раз возвращались к этому в переговорах.
Для меня было неожиданностью, когда один из самых серьезных приглашенных местных предпринимателей, пришедший к другим нашим – подошел ко мне познакомиться, вдумчиво узнал о моих продуктах и уже меня не отпускал: вечером повел в ресторан местной кухни (как ни удивительно: смесь Узбекской и Сирийской кухни - в самом низу фотка заведения, оно для местных в основном), потом много переговоров по мессенджерам и дальше сейчас продолжаем общение.
Также был местный принц провинции, представитель какой-то очень крупной семьи, но его я не заинтересовал, хотя общение вышло долгое и интересное.
Что еще рассказать? Ну, во-первых, можно забыть о стереотипах насчет женщин в КСА. В ТЦ (по улицам, как и в ОАЭ никто особо не ходит) и других общественных местах уже есть местные дамы в брюках и с непокрытыми головами. В ряде переговоров у моих коллег были основными участниками местные женщины-директора компаний. Но в никабе, конечно, было большинство представительниц слабого пола.
Мероприятие также поддержало наше посольство – на встречу пришел замечательный в общении человек, торговый представитель РФ в арабских странах Станислав Михайлович Янковец (фиг бы я запомнил, конечно, если бы он визитку не оставил). Очень открытый, было даже неожиданно встретить такого чиновника :) Переговорил с каждым из нас, очень подробно все выяснил, запросил материалы и презентации и сказал обращаться в любое время, будет стараться помогать.
Несколько фотографий Эр-Рияда еще добавлю :) Было очень сложно поймать кадры без строек, кранов, лесов и разрушений - город активно перестраивается из архитектуры 80-90 годов в современные эргономичные и очень красивые здания почти без небоскребов (как я понял, есть два района Сити, остальные здания не выше 20-25 этажей, но могу ошибаться).
И еще вот кого встретил – представителя Umbrella corp. К слову, один из тех, с кем продолжил общение уже вернувшись домой :) Шутка про "это та самая амбрелла корп?" его немного даже достала, говорит, и со всей вежливостью сказал мне, что я вообще не оригинален :)
Вот само заведение где ели. Вообще, товарищ местный бизнесмен не очень хотел туда идти, но я наастоял :) Он предлагал в его собственный итальянский ресторан.
Национальная кухня там из себя представляет что-то вроде острого и вообще не жирного плова из 3-4 видов мяса выложенных отдельно (курица, говядина, баранина и верблюд), различные овощи, хумус, также мясо в овощах в разных вариациях.
Сидишь на полу на коврах и опираешься на подушки. Есть предлагается лепешками вместо приборов, но и приборы дали.
Цены на поесть были в районе 25-40 долларов на человека без алкоголя (потому что алкоголя там пока нет, но уже лоббируется этот закон, по словам отельера одного).
Вообще, еда мне там очень-очень понравилась.
Ну и еще добавлю про шоппинг:
Я, блин, вообще не понял их ценообразование. Часы Бреге стоят дороже чем в Швейцарии, а часы Лакруа - дешевле. Ювелирка Тиффани стоит даже дешевле чем в США, а ювелирка из Европы - дороже чем у нас.
Одежда также непонятно: HM, Zara и прочие не очень и дешево (точно дороже чем у нас были), а кроссовки Асикс, Адики, Найк и Пума - дешевле. Итальянские, Французские бренды также вразнобой по ценообразованию. Американские - стабильно дешевле чем в США.
Короче, есть что выбрать. Я вот себе импортные джинсы купил :)
Двести подписчиков! Ничего себе ... Извините, действительно часто писать нет возможности. Да и тем не так много, для нас это просто работа, как и Ваша для Вас :)
Сегодня расскажу про коммуникации и подрядчиков (будет толика негатива без пруфов). Также про выкладку фотографий в системы бронирования (реальность и фотошоп).
Итак, когда делали предыдущий Отель - был план на все коммуникации, инженерию, дизайн-проект, просчитано напряжение на каждый источник потребления. Короче, все как положено.
Первые проблемы начались с системой приточной вентиляции (ну там воздух подает и забирает, а также немного подогревает его или охлаждает в зависимости от сезона). Картинка ниже. Вес этой фигни около 250кг, размеры 2,5 на 2 метра, вроде).
Получил отличное предложение от российского производителя, закупил блок... и оказалось, что это, блин, только начало пути :) Местных специалистов (а я напомню, Отели у нас в СКФО пока только) вообще не смог на это подрядить - только высотник на наружный блок охлаждения и парня рукастого, который смог соединить трубы вентиляции с этой бандурой. Вся эпопея установки, монтажа, подключения к системе отопления, подключение к системе охлаждения, подключение электрики и программирование заняли полтора года. У нас уже запустились продажи номеров, а вот приточки не было (не скажу, что она очень нужна была, но есть несколько комнат с панорамными глухими окнами, где это просто спасение в жару 40 градусов летом). Всего монтаж осуществляло 7 разных специалистов, которых очень тяжело было туда вытащить, сорганизовать между собой и уговорить доделать.
Но это было полбеды. Поставили "прекрасные" мультисплиты Кентатсу - якобы, дочка Daikin, уж у них если что и сервис и прочее и вообще ИМЯ, чтоб им. Первая ошибка, хотя, кто знает, была в том, что заказали в Москве, монтажников везли оттуда же - аккредитованная компания, ребята просто умнички, честно. Все запустили, все хорошо.
Пришло тепло (через 3 месяца после запуска) и в трех номерах и коридоре через месяц первый и далее с интервалом в несколько недель второй и третий блоки выходят из строя. Звоним местным представительствам - все как один сказали: "ставили не мы, плевать хотели на то что мы официалы в регионе. Приезжать не будем даже за деньги. Вообще, Вы не имели права ставить у кого-то другого, только у нас."
Ок, звоним поставщику. Официальному дистрибьютору, все дела.
- Что делать?
- Говорят: ну обратитесь в СЦ.
Мы им нервно описываем то что выше.
- Ок, мы сами поговорим с ними.
Через неделю результата не было. Жара. Пришлось закрыть 3 номера (один мультисплит на два номера, один на двухкомнатный номер), два из которых с глухими, но панорамными окнами.
Звоним фирме, которая устанавливала - вот эти точно пытались помочь. Даже ездили к дистрибьютору и ругались. Началась тягомотина: пришлите схему, опишите как подрубали и так далее. Соскочить не получилось, пришлось им решать.
Я параллельно пытался выйти на представительство Кентатсу, но его не было в природе. И Дайкина, но им было все равно - отправили к дистрибу в Ростове-на-Дону (тоже, кстати, классные ребята, очень старались помочь, хотя беда не их была).
Ну а дальше уже скучно, но для нас безумно долго: мы снимали блок, отправляли в Москву, там его нам ремонтировали 30 дней, потом следующий, потом третий. Принять сразу все отказывались. В итоге, последний отремонтированный блок прислали месяц назад(кстати, снятие-установка и доставка за наш счет, только логистика в Москве была сделана за счет монтажников). Не скажу, что мы крупный заказчик, но на новый Отель мы уже не стали ставить Кентатсу. И в последующем также не будем работать с этим производителем. Дело даже не столько в качестве, сколько в том, что у них нет единого сервисного пространства. За каждый продукт отвечает только тот дистрибьютор, который его ввез. Ну и отношение дистрибьютора к клиенту также расстроило. решать начали проблему только на спаде сезона летнего.
Немного о маркетинге в Отельном бизнесе.
Как выбирают Отель? В основном, по бюджету, локации и отзывам. Многие отельеры думают, что если накрутить оценки и накатать отзывы (хотя в Букинге это проблематично, так как надо платить им комиссию), то можно поднять цену и снизить издержки на сервис и допуслуги. Ведь народ и так попрет.
Нет. Это не так совершенно. Во-первых, сколько бы ни было хороших однотипных отзывов, а их видно сразу, Гость останется недоволен если они будут хоть немного отличаться от того, что он получит в реальности. И, во-вторых, этот Гость обязательно снизит оценку и следующий снизит и так далее. Так что лучше никогда к этому не прибегать. Просто улучшать сервис надо и быть клиентоориентированным.
Идем дальше. Вот выбирают Отель. Вроде эти 2-3 ничего. И ценник нормальный и оценка хорошая. Как думаете, какой из них выберет Гость?
Фотографии взял из разных городов, но схожих по остальным критериям Отелей.
Во-первых, в первом случае фото сделано на телефон и вообще ничего не видно, что вызвало бы желание там жить при прочих равных. Во-вторых, номер пустой на фото: нет аксессуаров, нет дизайнерского решения. Просто комнатка на переночевать. Зато второй Отель сделал профессиональную съемку, поставил цветочки, отразил площадь номера. Я думаю, выберут второй.
Хотя, по отзывам первый 8,8 и у них есть косметика, тапочки и халат, а второй 7,7 - то есть, кроме фото за душой у него особо ничего и нет, видимо :)
Не верьте фотографиям и читайте последние отзывы всегда :)
Вот, кстати, разница фотографий на мобильный, и на профессиональное оборудование профессиональным фотографом умеющим в фотошоп в нашем Отеле.
Ощутимая разница? Вот и нашим фото тоже не верьте :)
На сегодня все)
P.S. Новый Отель все еще не открыли для массового заезда, так как не решили одну важную проблему, с которой нас подвели смежники в здании :(
P.S.2: О! Тут же сейчас волна пошла про циферки :) Вот и я напишу: Сколько яиц в месяц съедают в мини-отеле за месяц? С учетом сырников, яичницы, обедов для персонала и при средней загрузке - 2250 штук :)
Вас, подписчиков, неожиданно стало еще больше. И попинывают все чаще меня :)
В прошлый раз обещал написать про взаимоотношения с госорганами, интересные истории и еще по мелочам.
Постараюсь покороче и повеселее, длинные серьезные посты не особо читают.
Начну с интересных историй:
1. Есть у нас один случай, за который очень стыдно до сих пор.
Девушка заселилась в хороший номер. Устала, много работала, просила потише выбрать место. И как назло, в соседнем номере свингеры (ну или как там зовутся любители групповых оргий?) решили вечеринку устроить. Переселить было некуда, полная загрузка Отеля. Админ тогда был – сущий ребенок. Один раз к тем пришел попросил потише, два – его послали в итоге, и он просто не смог сориентироваться что дальше делать. Директор Отеля приехал только через 3 часа. Гостья, конечно, не выспалась, написала гневный, но справедливый отзыв на то, что не смогли решить вопрос.
После этого мы запретили пускать «девушек с низкой социальной ответственностью» в Отель. Вычисляются они на раз-два: дважды пришла в Отель с разными мужчинами – в черный список Гостей. А так как регистрируем всех только при наличии живого паспорта, за полгода примерно поток иссяк до нуля. Были жалобы в Букинг, конечно, на отказ в заселении, но он чуть ли не впервые встал на нашу сторону и больше наши «блэк листы» не оспаривал.
2. Постоянно предлагают оплатить много номеров, не заехать (за незаезд штраф за сутки проживания, если не отменили днем ранее), а мы вернем половину суммы наличными. Типа, и вам и нам хорошо. Так вот, совет всем коллегам и другим из сферы услуг: никогда не соглашайтесь, как бы Вам не хотелось «халявных» денег. Это деньги с ворованных карт. Кроме того, что это не этично, вы еще будете единственным живым звеном для полиции, когда начнут копать.
3. Ночью звонит Администратору на мобильный (у нас есть услуга общения с Гостями в мессенджерах) Гость и говорит: нет горячей воды. Админ пошел в бойлерную, все проверил по скрипту и перезапустил там что-то. Звонит Гостю, говорит – все ок, проверяйте. Через 10 минут снова – не работает. Админ идет в бойлерную, проверяет. Все ок. Идет в номер свободный – проверяет. Все ок. Звонит Гостю и говорит: Вы знаете, я все проверил, горячая вода есть. Гость начинает кричать, ругаться, зовет проверить лично. Администратор спрашивает: какой у Вас номер? 15. У нас нет такого номера. А, ну тогда 25. И такого у нас нет. Выяснилось, что Гостю не ответили по стационарному телефону в его отеле и он нашел в сети как-то наш номер и гонял нашего Админа :)
4. А! Еще вспомнил! Есть приложение, в котором можно посмотреть как ты записан у других в телефонах. И тут приходит на Букинг из раздела «вопросы об объекте размещения» письмо с претензиями (имя изменено)» «Как Вы посмели меня назвать «Еремей Лось низкая оценка на Букинге»?
Директор сетки проводит проверку, кто это, как такое может быть (а у нас имена Гостей не сохраняют в телефоне).
Выясняется, что жил он у нас черт знает когда, поставил 8 из 10, ему перезвонили (у нас всегда контроль плохих оценок, чтобы понимать где и чей «косяк»), уточнили, что все отлично, промазал просто. Ну хорошо, связался директор с ним, конечно, сказал, что не сохраняем имена Гостей кроме установленных законом правил, но он не поверил, наверное :) Видимо, кому-то из коллег очень не понравился, раз его даже сохранили в контактах :)
Если еще что-то вспомню, или Админы подскажут, расскажу :)
Теперь немного про взаимоотношения с Госорганами.
Сначала положительное:
Налоговая нас спрашивала, чем могут помочь, чтобы нам лучше работалось :) Реально. Нет, уведомления и предписания шлют конечно, но и такое было. На ответ - не трогайте, сказали - не косячьте :) Вам захочется сказать, что это взятку просили, а мы не поняли. Нет, денег не просили, не намекали, да и мы на упращенке, какой с нас спрос.
Также МЧС приходили на момент открытия одного Отеля и помогли сделать паспорт безопасности на объект. Безвозмездно. Сами связывались с Росгвардией и ФСБ. Честно проверяли пожарку и давали советы. Предложили вариант с ночным аварийным освещением, дали текст записи аварийной пожарной сигнализации на английском и русском языках.
Наверное, это единственные два случая, когда впечатление осталось лучше нейтрального :)
Из отрицательных и нейтральных моментов: сейчас запрет на проведение плановых проверок. Но внеплановые все же приходят и что-то находят постоянно.
Также изредка просят бесплатно заселить, но так как мы не участвуем в гостендерах на размещение - особо не настаивают, когда отказываем. Скидку делаем небольшую, если систематически заселяют, но не более.
А! Что вдвойне обидно, с проверками по зданиям приходят именно к нам, а не к владельцам зданий и предписания-штрафы тоже сыплются нам.
Есть и более неприятные моменты, но о таком не готов писать :)
Вообще, как и в любом другом бизнесе, было бы идеально, чтобы нас не трогали. Но, как и в любом другом – трогают :)
Вот, если интересно, такой нам пришел каток гладильный. Наверное, в своем размере самый крутой от известной фирмы.
Доставка была ПЭКом, обрешетка груза, заказана поставщиком. Приехал, сфоткали груз в упаковке, повреждений нет, все ок. А когда начали распаковывать, чтобы поднять в прачечную – оказался в таком состоянии.
В итоге транспортная говорит, что упаковка без повреждений и к ним претензий никаких, но можете судиться, а поставщик, что грузили новый товар в исправном состоянии. Каток стоит больше 600 тысяч рублей с доставкой и установкой. Претензии написали, конечно. Сотрудник производителя сделал акт осмотра. Но что дальше – не ясно. Если кто-то может дать совет, буду признателен. Есть видео выгрузки и распаковки с камер. Так что доказать, что не мы убили агрегат сможем легко.
Кто дочитал досюда и читал прошлый мой пост, хочу сказать, что на Машук я снова взошел. Теперь по самому длинному маршруту (6,8 км) и не в жару, которая наконец спала, плюс я рано утром вышел. Неделю не пил алкоголь, так что изредка смог даже бежать вверх (смеюсь)! И потом вниз не на канатке спустился, а бегом. Пульс средний 141. Видимо мой возраст плюс алкоголь так себе на спорт влияют. Надо убирать возраст :)
Поставил целью взойти на Бештау в этот приезд в Пятигорск (самая высокая тут среди гор, вроде). И в мае все-таки взойти на Эльбрус.
Что Вам еще интересно? О чем из отельного рассказать? В следующий раз затрону тему коммуникаций и подрядчиков (что-то она очень большая получается, выделю в отдельный пост).
Ну что же, пришла пора сделать обещанный пост, раз столько людей подписалось и не меньше задавало вопросы. Спасибо Вам всем большое, за то, что показали нашу работу немного с другого ракурса :) В самом конце будет ссылка на первый пост.
Сразу оговорю один важный момент: тех, кто уже докопался до названия нашей сети, до моего имени или по каким-то причинам сделает это позже – не публикуйте это тут. Во-первых, это будет реклама (надеюсь, не антиреклама, конечно :), во-вторых, к сожалению, в мире очень много «хейтеров» и мне не хочется, чтобы этот прекрасный порыв рассказать про отельный бизнес и про малый бизнес вообще привел к негативных последствиям для нашего проекта. Спасибо!
Что же, начну, как говорится, с самого начала. Постараюсь пройтись по всем Вашим вопросам. Текста и картинок будет очень много, но и вопросов у Вас было огромное количество, а плодить типовые публикации нет ни времени, ни желания, так что раз просили – получайте! :)
1. Как вообще появился первый Отель и этот бизнес у нас: проект придумал, создал формат, разработал первые стандарты и воплотил, не имея опыта в этой индустрии мой партнер. У него была мечта иметь свой Отель. Я же присоединился к этому мегакрутому человеку и мегакрутому проекту только перед постройкой второго. Мы уже совместно начали в Махачкале (про нее я писал ранее) в нетипичном для отельного бизнеса здании. Проект переделывался несколько раз, чтобы выжать максимум полезной площади и сохранить изначальную концепцию. В итоге получились номера от 26 квадратных метров стандарты (мы их по-другому называем) с потолками около 3,5 метров. Воздуха много, помещение просторное, гости очень ценят это. Формат был доработан, улучшен, кроме гладильных досок с утюгами, чайных станций появились кофемашины. С этого же момента стали появляться люди, которым мы с нашим продуктом очень понравились и которым мы делали проекты, управляли Отелями вплоть до пандемии. Из-за ковида, к сожалению, наша фирма по оснащению просела и из этого клинча до сих пор не вышла, по сути, работающая на наши внутренние нужды. Хотя, народ потихоньку просыпается – недавно оснастили мини-отель в Крыму. Очень классный и уютный вышел.
Что самое негативное в отельном бизнесе? То что банки смотрят на тебя как на говно. Мы «белые», даже наличные деньги, что по индустрии редкость, проводим официально по кассе. Обороты-прибыли банки видят. Но как только речь заходит о кредите на следующий Отель то отказ приходит практически моментально. Они утверждают, что для них это риски. При этом госбанки и находящиеся на спасении банки, пользуясь халявным доступом к деньгам строят отели один за другим. Пусть и многие потом становятся убыточными, но просто так в проекты бы они не вкладывались? Очень неприятно, конечно. Но что есть то есть.
На фото ниже вид из окна Отеля в Махачкале в сторону моря. День и ночь.
А это стойка регистрации в новом отеле в Пятигорске – пока нет логотипа на стене можно и опубликовать тут :)
2. Про Махачкалу и Дагестан: сложная тема, на самом деле. Хвалить их тут не принято, я знаю и вижу сколько на Пикабу фото, видео и шуток про этот регион России и его жителей. Хочу на это одно сказать – внутри региона хороших и плохих людей такое же количество, как и в любом другом месте. И также недалекие и неадекватные люди более заметны и осуждаемы большинством местного населения вплоть до отправки на перевоспитание в родовые горные села … или в Москву (сарказм). Но Дагестан в первую очередь очень гостеприимный. Махачкала сама по себе не самый интересный в плане культурного наследия город. Для этого есть мертвые села в горах, Дербент, Кубачи и так далее.
В Махачкале зато просто нереальное количество ресторанов с безумной кухней. И далеко не только местная Кавказская кухня там! Есть и грузинские, и европейские рестораны, и стейк-хаусы с пабами, но из-за большой конкуренции все они просто замечательные. Один минус – во многих заведениях разрешают курить.
Что делать в Дагестане: море (желательно далеко от населенных пунктов), Сулакский каньон (фото ниже будет), Дербент – единственный на территории России «вечный Город» (место с непрерывным проживанием людей более 2000 лет), Кизляр (ну тут коньячок, конечно), горы, хотя, не так, правильно ГОРЫ. Это просто песня – прекрасные луга, красивые деревни, много местных мануфактур (ковры табасаранские погуглите в Яндексе почем продаются). С сентября прошлого года у нас в Отеле в Махачкале туристы-курортники (в том числе и походники, эко-туристы и прочие) сравнялись по количеству с командировочными (т.е. бизнес-туристами). Пока негативных отзывов от посетивших регион не было.
Сулакский каньон и ГРЭС (вроде, самая высокогорная в мире или Европе. Недавно ее открыли для туристов - говорят, зрелище неимоверное). Фотографии мои.
3. Мебель и другое оснащение для Отелей: моя любимая тема :) Мебель должна быть качественной. Для дома может подойти почти любая, но в Отеле все испытывается на прочность каждый день. Так что я бы не рекомендовал никому ставить в Отели мебель из Икеи или прочих стоковых магазинов. Есть миллион производителей, кто делает гостиничную мебель с антивандальным покрытием и высокой прочности.
Вообще, что самое важное для Гостя? Безопасность, чистота, хороший сон. Все остальное тоже важно, но эти три пункта в первую очередь всех беспокоят. Так вот, нам для хорошего сна пришлось придумать и начать изготавливать свою линейку отельных матрасов просто потому, что нужное нам (и Гостям, конечно) мы не могли себе позволить купить даже близко. Зато какие у нас теперь умопомрачительные матрасы! Наши же Гости у нас же их и спрашивают :)
Немного о белье и подушках. Просто страйп-сатин не подойдет. Нужен максимально плотный и, желательно, не китайский. Иначе внешний вид станет быстро плачевным и, соответственно, амортизация наступит раньше рассчитанного срока. С ним также были проблемы, так что теперь мы закупаем ткань и отшиваем себе сами. Нифига не выгодно, конечно, но так мы получаем отличное постельное белье.
Подушки нужны ни в коем случае не перьевые. В крутых международных сетках, кстати, есть даже специальное «меню подушек» - прикольная фишка.
тут в комментах я затронул немного тему оснащения и персонала.
и тут про мебель еще много слов и про смесители. Повторяться не буду :)
4. Персонал: тут у нас вообще молодец мой партнер. Придумал стандарты и дальше мы их только повышали. Часто проще оказывается обучить с нуля совершенно из другой сферы человека, чем переучивать коллег. У нас в стране, по моему мнению, в первую очередь страдает сервис. Ну вот не любят люди улыбаться, не хотят выходить за рамки минимальной вежливости при обращении Гостя за помощью. Так что с этим идет постоянная борьба. В отзывах у нас много положительных оценок как раз за добродушие персонала.
Кстати, в продолжение прошлого поста скажу, что в Пятигорске мы почти укомплектовали коллектив. Парень из Сибири так и не приехал, как я предполагал, но зато нашлись тут прекрасные девушки, которые рвутся в бой. Надеюсь, все получится у них и запал не пройдет, столкнувшись с негативом некоторых Гостей.
Вообще, может показаться, что весь Отель и бизнес - проект моего коллеги, а я так, присоседился, но это не совсем так :) У нас равноправное партнерство и мы оба вносим свой вклад (иногда даже ругаемся по тем или иным вопросам) в это чудесное дело. Но по сути, да, начал и придумал он, а дальше была огранка и улучшения совместно. Мне пришлось пройти курсы "Руководство Отелем" и еще несколько в России и во время ковида курсы в Бельгии (онлайн). Разбираться с технологиями, инженерией (тут у меня опыт был) и стройматериалами.
5. Был вопрос про маршруты для бега. Сегодня утром решил на гору Машук забежать, специально показать пикабушнику где тут можно в спорт. Я же молодец – в хорошей физической форме (всего лишь 15-17кг лишнего жира, ха-ха), на фитнес хожу регулярно (тут тоже смех) – сейчас, думал, быстренько туда-обратно и за работу :)
Короче, чуть не помер первые 500-700 метров. Оказывается, это не на беговой дорожке или по асфальту в городе ногами перебирать. Пульс под 180 сразу скакнул. Перешел на шаг, но эти 5 километров по дорогам-тропкам и 1 километр вверх (высота Машука 994 метра) за час осилил. Весь такой молодец, гордый собой стою на обзорке, а рядом три пожилые дамы (лет за 70, наверное) хвалят друг-друга как они с Лермонтова легким шагом поднялись сюда всего за часик. Посмеялся над собой и вниз уже на канатной дороге спустился.
6. Специально для @Prishelecz, : как я и говорил, провалы выходных выровняются за день-два до заезда. По итогу, этот месяц по загруженности в одном из отелей выглядит так:
Это скрин статистики загруженности Отеля по дням, если кто не понял.
7. Так как уже получилось очень-очень много, в следующий раз напишу про взаимоотношения с госорганами, пару интересных историй с Гостями, инженерку и работу со строителями и декораторами. Если еще что-то хотите узнать – пишите в комменты. К сожалению, там отвечать развернуто уже не буду – слишком много времени уходит. Но если что-то прикольное будет – распишу в следующий раз. Наверное :)
P.S. тем кто читал первый раз: ссылка на изначальный пост. Сам он ни о чем, но там много комментов и обсуждения.
Небольшое предисловие: у меня с партнером на двоих небольшая сеть Отелей на Северном Кавказе (хотя сам я из славян и жил и живу в средней полосе России). Сейчас на стадии открытия Отель в Пятигорске. Должны были запустить в Апреле, но…бюджет был посчитан в ноябре прошлого года, а с января-февраля цены на все, включая работу мастеров выросли на треть минимум. Так что открытие только-только проглядывается на конец Августа-Сентябрь.
Сама история: а вот сотрудников мы начали искать уже в апреле. Платим процентов на 20 выше рынка в каждом регионе, тут не исключение. Но и требуем на все деньги так сказать (все в рамках договоренностей на стадии собеседования, ничего нового после выхода на работу не появляется). В Пятигорске с засильем курортных здравниц думалось нам, с подбором отельного персонала проблем не будет. Но первый подходящий администратор появился спустя 15 собеседований и 100+ просмотренных резюме. Отель еще не открылся, работа не бей лежачего пока - время на обучение стандартам, подбор линейного персонала, обучение специализированному ПО. Но началось: я опоздаю, я уйду раньше. Ой, собеседования не смогу провести - сестра попросила с ребенком посидеть и так далее. Понятно, расстались.
Нашелся парень, пусть будет из Сибири. Онлайн собеседование. Подходит, готовит переезд и будет через пару недель. И тут как у ТС - приходит девушка. Красный диплом, куча обучений профильных, в том числе за границей, нормальный Английский и ноль записей в трудовой, никуда за разумные деньги ее не берут. Впечатление произвела настолько хорошее, что не задумываясь сделали ей предложение. Пока не жалеем :) Так что два админа из 4-5 есть (если парень из Сибири доедет).
А вообще, чтобы дважды не вставать, добавлю к истории: я думал в Махачкале и других региональных кавказских столицах проблемы с персоналом с учетом миллиона родственников, к которым надо сходить на роды, похороны, свадьбы в обед в среду и так далее. Но Пятигорск переплюнул в разы - было ощущение, что у всего персонала (мастера местные, горничные, админы, разнорабочие) одна бабушка на всех, которую хоронят, так как истории вообще не отличались ни на слово.
Наверное, история, не очень интересная, скорее, нполучилось выговориться)
А! Вот еще что есть сказать: во время пандемии мы распустили персонал почти весь по домам. За свой счет, так как ФЗП от выручки. Но помощь пришла откуда не ждали - государство выплатило субсидии за сохранение рабочих мест. И как оказалось мы были почти единственные, кто это получил в регионе - у нас сотрудники трудоустроены по трудовой. Но вытянули впритык, конечно, к окончанию локдауна.
Спасибо! Если что интересно - спрашивайте.
1. Мне лет 8-9, продленка, я на первой парте. Учитель дает 10 копеек и говорит - сходи, купи пирожок в столовой.
Очень я обрадовался, думал - как узнала, что есть хочу. Да, я его съел по дороге назад, вернулся, сел за парту и поблагодарил.
2. Выкинул сумку с ключами от авто в мусор. Вернулся - взял вторые ключи, думая что забыл и с мусорным пакетом уехал по делам. Благо мусорка индивидуальная у дома и еще не вывезли. Вечером забрал :)
И сюда же - продавал машину, покупатели приехали в Москву из Ростова-на-Дону за ней. Проверили в сервисе официала все. Машина отлично, давайте оформлять. А документов нет. Вообще не помню как пропали. Но опыт есть опыт. Позвонил, попросил проверить в мусоре. Отправили на такси их.
3. Едем с коллегой в Чечне лет 5 назад в горы на озеро Казеной-Ам. Зима, пара недель до Нового Года.
Оба: ух ты, метель! Ну ничего, завтра потепление обещали. Всю неделю снег валил! Хорошо, перевал, уже почти доехали. Сейчас шашлычок, круто же!
На следующий день сошли лавины и дорогу перекрыло на 5 дней. МЧС пробивал путь к деревням. Почти пробил … потепление, снег растаял и снова лавины сошли.
О! Еще вспомнил! Так как я уже 3 раза менял билеты на самолет домой, да и вообще понял, что хватит мне природы и гор - решили назад пешком идти. Выходим такие, сникерсы взяли, воду взяли и по пути местный говорит: палки возьмите еще.
- Зачем?
- Да от волков отбиваться.
Еле добрались до МЧС. 8 часов шли по снегу.
Короче, так себе с причинно-следственной связью «горы-метель-долгие снегопады-потепление» у нас было по пути туда :)
Сникерсы, кстати, так и ездили со мной год еще, пока в Амстердаме не пригодились по прямому назначению сладенького