Пересечение границы на автомобиле
Пересекали границу в районе с.Бугристое - пос.Каерак рано утром, около 8:00 в выходной день. Было много машин. Перед пограничным пунктом выстраиваются две колонны – легковые и грузовые авто. Сотрудник пункта запускает автомобили партиями: сначала легковые, затем грузовые, затем пауза. Для заезда на пограничный пункт нужно показать документы (загран паспорта или паспорта гражданина РФ), а также сообщить количество человек в автомобиле, сотрудник выписывает талон на данный автомобиль (указывает дату пересечения границы, гос.номер и количество человек в автомобиле). После заезда на пункт необходимо остановиться у шлагбаума или за впереди идущим автомобилем. С талоном, загран паспортом и свидетельством о регистрации авто всем пассажирам необходимо пройти внутрь контрольно-пропускного пункта, где в паспорте ставится печать о пересечении границы РФ, а в ранее выданный талон – отметка. Могут спросить о цели визита, откуда вы и куда направляетесь, а также были ли ранее в Казахстане.
Далее необходимо предъявить автомобиль для осмотра сотрудниками погран. пункта, включая бардачок, подлокотник, капот и багажник. После прохождения осмотра можно двигаться дальше, талончик забирает сотрудник погран. службы чуть дальше по ходу движения.
При подъезде к погран. пункту со стороны Казахстана необходимо получить аналогичный выданному ранее российскими пограничниками талон и повторно пройти те же самые процедуры – в паспорте поставить отметку о пересечении границы Казахстана, предъявить машину для осмотра. Талон с отметкой о прохождении осмотра также отдать сотруднику погран. пункта далее по ходу движения.
В обратную сторону пересекали границу вечером, машин было значительно меньше, особенно легковых. А поскольку они идут отдельной очередью, границу пересекли сравнительно быстро.
Важно! мы брали с собой заграничные паспорта, поэтому по поводу взаимодействия с гос.структурами через паспорт гражданина РФ ничего не подскажу.
Страхование гражданской ответственности
Страховку мы оформляли на стороне РФ. При этом немного потеряли времени в том плане, что опоздали попасть внутрь погран. пункта с ближайшей очередью легковых авто, пришлось пропускать грузовые автомобили и выжидать паузу (около 30 минут). Оформление страховки заняло 10-15 минут, для чего необходимо было передать следующие документы: паспорта водителей (если несколько в страховке), водительские удостоверения водителей и свидетельство о регистрации ТС. После оформления полис приходит на ранее сообщенный Вами номер телефона в WhatsApp, а также страховой агент выдает распечатку на руки.
Стоимость страховки на стороне РФ составила 1200 рублей, а на стороне Казахстана уже 1500 рублей. Страховка пригодилась позже, когда мы отъехали приличное расстояние от пограничного пункта, на перекрестке всех иностранцев проверяют местные ГИБДД: осматривают документы, интересуются целью и конечным пунктом прибытия в страну.
Обмен валюты
Частично валюту обменяли после пересечения границы, сразу за погран. пунктом на территории Казахстана. Курс 7,20 тенге (здесь и далее ТГ) за рубль при биржевом курсе около 8,5 ТГ за рубль. Позже, по прибытии в Костанай нашли обменники с курсом 7,6 ТГ за рубль. Учитывая курс на сайтах некоторых банков около 5 ТГ за рубль очень обрадовались. Не стоит ходить в банки – курс крайне не выгодный: от 5 до 5,5 ТГ за рубль. В столице Нур-Султан курс менее выгодный по сравнению с Костанаем, не понятно пока с чем это связано. Возможно, в Костанае более высокий спрос на рубли из-за приграничного расположения.
Снятие наличных в банкомате местного Сбербанка прошло с комиссией, причем размер комиссии за конвертацию рубль-доллар-тенге, а также размер комиссии дочернего банка Сбербанка выяснить через поддержку российского Сбербанка узнать не удалось. С 7000 ТГ комиссия составила 115 рублей. Таким образом, преимущество биржевого курса нивелируется комиссиями. Наличные проще и надежнее.
Обменник нормального человека:
Стоимость топлива
Бензин АИ-92 стоит от 180 ТГ, АИ-95 стоит от 260 ТГ, газ пропан стоит от 57 ТГ. Стоимость зависит от региона и бренда АЗС/АГЗС. На наши деньги переводите и сравнивайте сами.
На все путешествие протяженностью 7000 км на одном авто, оборудованном ГБО, затрачено около 9500 рублей.
Фото табло с колонки на газовой заправке:
Мобильная связь
Сим-карту можно приобрести в любом салоне сотовой связи, в т.ч. где продают смартфоны. Стоимость сим-карты от 200 ТГ, оператор Амтел (использует вышки ТЕЛЕ2). Вариант с роумингом отмели еще в России при изучении вопроса. Сотрудник салона предложила услугу активации симкарты за 3000 ТГ, но мы разобрались сами (не сложно). Для регистрации сим-карт на нерезидентов страны требуется вставить сим-карту в смартфон и выполнить команду USSD (справку можно найти на сайте мобильного оператора). По правилам, для регистрации сим-карты требуется указать номер загран паспорта, фамилию и имя. Мы указывали как написано в документах, никаких проблем не возникло. Привязка номера телефона к IMEI смартфона и регистрации этой информации у оператора мобильной связи – для борьбы с кражей и черным рынком смартфонов, согласно местным законам.
Получение ИИН
Для получения необходимо лично обратиться в один из местных ЦОН, находящихся рядом с вашим местом проживания. На стойке справочной информации по запросу «хочу оформить ИИН» вам выдадут талон электронной очереди, далее всё происходит автоматически. Для получения услуги необходим загран. паспорт (мы делали с его помощью, возможно ли сделать с паспортом РФ – не известно). Желательно идти в ЦОН с действующим местным номером телефона. По окончании первого этапа выдается регистрационный талон с номером заявки, а на телефон должна прийти смс с оповещением о готовности. ИИН получил в тот же день вечером, обратившись так же на справочную стойку.
Открытие счета в банках Казахстана
С недавних пор оформление счетов в банках Казахстана для резидентов осложнилось. Некоторые банки требуют наличие ИИН, копию трудового договора, справку с работы. Всё меньше банков для открытия счета достаточно только ИИН. Удалось оформить карту в банке «Центркредит», персоналу банка большое СПАСИБО!
Временная регистрация
По местным законам, за отсутствие временной регистрации положен штраф. Временную регистрацию нам сделали хозяева апартаментов в Нур-Султане, бесплатно, выслали готовые бланки с QR-кодами на электронную почту, все прошло без проблем.
Еда и продовольственные магазины
В отеле, где мы заселились в Костанае, очень демократичные цены (с учетом обменного курса). За шикарный ужин на троих, где каждый выбрал два блюда, заплатили около 15000 ТГ, что составило около 2000 рублей на всю компанию. Еда свежая, вкусная.
В магазинах Нур-Султана цены обычные, сравнимые с нашими в РФ, некоторые позиции дешевле. Некоторые сильно дешевле (шампуни, женская гигиена).
Цены на другие товары
Заходили смотреть цены на автомобили в центральный автомобильный салон – цены по прайс-листам в среднем дешевле наших на 10-20%, присутствуют марки автомобилей, которые не увидишь в провинциальных городах РФ – все-таки столица.
О местных жителях
С кем ни встречались в Костанае и Нур-Султане – везде люди добрые, приветливые, готовые помочь. Пример – хозяин кафе в пригороде Нур-Султана, который согласился нас покормить за 5 минут до закрытия заведения, а также владельцы апартаментов в Нур-Султане, где мы остановились на 3 дня, а они сделали нам регистрацию на всё время пребывания в стране.
О дорогах и их качестве. Городские и междугородние.
Ближе к границе дороги оставляют желать лучшего. Однако, чем ближе к столице, тем качество дорог лучше. В городах максимальная скорость ограничена 60 км/час, правила дорожного движения схожи с российскими, действуют российские права.
На трассе Костанай-Астана имеется несколько участков дорог, где ведутся работы по среднему ремонту (со съемом асфальта). На большинстве дорог скорость ограничена 100 км/час. На трассе Астана-Павлодар отличная бетонная автомагистраль, где скорость ограничена 140 км/час. Допустимое превышение скорости 10 км/ч.
Словил штраф 10 местных МРОТ (МРОТ = 3060 ТГ) за пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, оплатить в течение недели можно со скидкой 50%. На руки выдали протокол, но в местных банках запутались с реквизитами. В итоге оплатил в почтовом отделении с комиссией 2%.
Платные дороги имеются от Астаны в трех направлениях из четырех. По дороге из Астаны до Караганды наши друзья заплатили 400 ТГ, мы заплатили 780 ТГ (возможно, потому что съезжали с дороги, когда искали газовую заправку).
Далее, от Караганды до Балхаш дорога идет через степь, заправки и придорожные кафе отсутствуют в принципе, поэтому необходимо позаботиться о бензине и пище заранее. Виды нереально красивые. Днем температура в степи поднимается до 40 градусов. Встречаются табуны лошадей и верблюды.
Местные достопримечательности
Ездили на «Розовые озера» в сторону оз. Кобейтуз – никакие они не розовые, возможно это связано с неудачным временем посещения, сильной жарой и обмелением озера. Приехали на грязевую лужу с соленой коркой.
Балхаш - большое озеро, почти море. На побережье множество баз отдыха, дачных домиков и просто гостевых мест. Везде тихо, уютно, красиво.
Обязательны к посещению в г. Алматы - горнолыжный курорт Шымбулак, район Кок-Тебе, озеро Большое Алматинское, озера Кольсай и Чарынский каньон. Для любителей путешествовать - рядом граница с Киргизией и озеро Иссык-Куль, а также 350 км до границы с Китаем.
Западный Казахстан мы не видели, поэтому рассказать про него ничего не могу.
Вечерний Нур-Султан (здание министерств республики Казахстан).
Вид на торговый центр Хан Шатыр.
Монумент Байтерек - смотровая площадка, символ переноса столицы Казахстана из Алматы в Астану (Нур-Султан).
Резиденция президента Казахстана
Горы северного Тянь-Шаня, на подъезде к Алматы.
Горнолыжный курорт Шымбулак летом, высота около 2300 м.
Ночной Нур-Султан, вид из отеля в центре города.
Что удивило
Мусульманские кладбища – особый вид искусства.
Днем кондиционер в квартире не справляется с жарой, только вечером начинает более-менее охлаждать.