GarikTor

GarikTor

Блог в телеге, изначально пишу там: https://t.me/velonevelo Тренировки. Путешествия. Байки. Автофикшн. О чем угодно ещё.
На Пикабу
Дата рождения: 1 июня
637 рейтинг 52 подписчика 11 подписок 28 постов 10 в горячем
71

Бревет 600

Почитать принёс много букв про то, как ехал бревет на 600 км.


В тексте однократно встречается мат, в виде прямой речи от встреченных личностей. Ответственность за литературных персонажей не несу 😂
Не открывайте спойлер, если вас это травмирует. Никакой важной информации касательно повествования вы не упустите.

__________________

Начнём с того, что пруфов в виде трека у меня для вас нет, зато есть фото, отметки в специальном приложении о прохождении контрольных пунктов, ну и этот рассказ.

Почему нет трека? Никакой интриги тут нет, но обо всём по порядку.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Утро, а вернее ночь, перед стартом



Если хронологически считать от момента, когда я проехал свой первый бревет (веломарафон) в 2020 году, то шёл я к взятию шестисотки 4 года, выходит. В первый раз я не рассчитал силы, сделал несколько ошибок на маршруте и в конце концов сдался на 520-м километре. Потом пошла всякая ежегодная дичь накануне старта: палец на ноге (хрясь пополам!), потом не разъехались с таксистом (велосипед в хламину), затем палец на руке (хрясь!), а прошлый год я ездил исключительно на футбайке (самокат на велосипедных колёсах). В общем, к старту в этом году я относился с опасением и некоей неуверенностью. Да что там - даже со страхом. До последнего дня ждал какого-то традиционного уже подвоха в виде очередного "хрясь!"
Опыт предыдущих бреветов показал, что такие дистанции не берутся на дури в ногах и голове. Нужна подготовка, дисциплина и хоть какой-то план.
Но вот, наконец, день старта, а у меня никакой особой стратегии и полного понимания, как ехать, равно, как и уверенности, что в всё удастся, эта шестисотка - как заговоренная!

День первый:

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Чуден город на рассвете



Стартую в 5:54. Лимит, в который надо уложиться - 40 часов. Маршрут удобен тем, что сделан двумя замкнутыми друг на друга кольцами, типа кривого знака бесконечности, ну или если желаете - цифры 8, с возможностью ночёвки (душ, перекус) дома. Собственно, бревет так и называется: "восьмёрка".

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост



Первый день на север области - с самым большим набором, второй, как думал я - на расслабоне, почти без перепадов, чисто разгрузочный. Отлично, подумал я! И как же я ошибался...
Выкатил из города по утренней прохладе (+16°), а дальше поля, поля, холмы, холмы...

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


Проехал г.Гуково. Вышло солнышко, начало пригревать, участок между Гуково и Углеродским был для меня самым сложным в первый день, постоянно вверх-вниз, солнце, непредвиденно большой расход воды, накапливающаяся усталость. И отличные виды!

Притормозил у какого-то магазинчика, купить чего-нибудь холодного и перекусить бутербродом из дому (вакуумные пакеты - полезная штука, доложу я вам), как ко мне тут же подбегает неряшливого вида, скажем так - женщина, и без здрасьте: "дай мне сотку!" - "не дам" - "сигаре.." - "не курю" - "хоть прикурить дай" - "нет, сказал же". Тут она картинно заламывая руки, эмоционально: "Мужчина, но поймите, мне с утра очень плохо!".
"Мне чтоль хорошо?" - подумал я, но вслух не стал ничего говорить. Предложил поделиться бутербродом, но утренняя страдалица только отмахнулась, оставив меня разбираться самому с философским посылом, поданным ею:
возможно, мне не хорошо в том смысле, что подразумевает отсутствие страданий, боли, жары, голода, жажды, (etc), в общем и в частности. Но очевидно, что  мне и не плохо, отнюдь! Я испытываю счастье, чувствую себя свободным, хоть я и не имею тому очевидных и прямых предпосылок, в совершенном смысле - я несвободен. От общества, от обязанностей, и выше - власти, законов, госуда...
- Эй, слышь, ты чë, путешественник? Откуда едешь? ("с какова ты района?")
Закон, власть и государство материализовались рядом со мной, прервав (к счастью) поток псевдофилософских измышлений.
Рядом остановилась машина с синей полосой, из неё вышло двое представителей аппарата насилия в руках господствующего класса, как говорил другой философ. С автоматами, в брониках.

- Да вот, еду веломарафон, называется бревет, из Ростова, потом опять в Ростов, и ещё раз, короче, знаете, такой восьмёркой, сегодня проеду 300 и завтра столько же...
- Да ну, ты ебанулся! Нихуя себе! Да в рот они ебись такие путешествия!
Возможно, сказано было иначе, наговаривать не стану, но...выражения лиц интерпретировать можно было именно таким образом.
- Ну, каждому своё, мужики, кому дома телек попыриться, кому рыбалка в кайф, а кому и на Эверест залезть.
- Ну да, пожалуй, Вы совершенно правы, не можем не согласиться. У вас хорошее увлечение, главное, полезное. Общественноодобряемое и нужное! Хорошей вам дороги!

Интерес ко мне был потерян, бутерброд доеден, пора двигаться дальше.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

В этих местах я уже был весной на футбайке

Солнце скрылось в облаках, полегчало, да и мысль о том, что где-то здесь пройдена почти половина от всех подъёмов на маршруте обнадеживала.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Большая часть подъёмов на дистанции взята


Общий набор должен составить чуть больше 2600 метров, что немного по меркам Кавказа, но для степных маршрутов, которыми в этом году ездил, даже такое количество показалось совсем немаленьким. Практически половина Эльбруса (или Арарата, кому что ближе).

Примерно на 150-м километре у меня перестала переключаться передняя передача на большую звёздочку. Ну что же, сегодня мне "тяжёлые" передачи не слишком пригодятся, а завтра - посмотрим.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

В коллекцию к "Магнат" и "Манит", п. Владимирский


Вот и закат, впереди г.Новочеркасск с его знаменитым бодрящим подъёмом на улице, по ошибке названной "Спуск Герцена". Какой же это спуск, когда самый натуральный подъём? Вот бы не Герцена сейчас, а холодного квасу, думал я, подъезжая.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Закат, где-то перед Новочеркасском

Внезапно из темноты на материализуется силуэт на обочине, с квасом в протянутой мне навстречу руке: "Гарик, Гарик! Квас, холодный!"
Оказалось, это Володя, представитель клуба из Новочеркасска решил поддержать рандоннера. Неожиданно и очень приятно! Познакомились, немного поболтали. Володя решил проводить меня по Новочеркасску. Ух, и резво прокатил!

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


В какой-то момент на Спуске Герцена (который на самом деле - Подъём!) я спешился и пока Вова бодро крутил педали, я позорно прошёл метров 30.
Доехали вместе практически до выезда из города. Попрощались. С пожеланием попутного ветра покатил дальше. Остался последний рывок перед Ростовом.
Холодный квас взбодрил, такая поддержка согрела и придала сил, за что чрезвычайно благодарен, Вова!

Наконец, Ростов, время 21:57


Итог первого дня:

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


Быстро в душ, перекус, сон. Спалось плохо, бывает такое, когда настолько устал, что сон не идёт. Но на удивление, чувствовал себя вполне хорошо.

День второй:


Сегодня будет лайтовый день, думаю. Основные подъёмы позади. Ветер благоприятный, жары не предвидится (+-30, это разве жарко для юга?)
Выкатил около 3:30
Сразу же начались косяки. Во-первых, забыл смазать цепь. Скрипит. Раздражает. Ничего страшного, музыку, значит, погромче. Починил, ага. Что-то хрустит в педали. Ничего не сделаешь - лишь бы не отвалилась. Музыку ещё чуть громче. Передачи на большую переднюю звезду так и не переключаются. Забить. Топить под 40 км/ч я и в других обстоятельствах долго не выдержал бы, а тут уставший, да и силы надо беречь пока что. Так что даже не проблема. Потёртости - ну, такое. Таблетка обезбола пришлась кстати.
Вот и "тачанка" (контрольный пункт). Запускаю часы с трекером. Однако. Зависли наглухо. Перезагрузка (неоднократно) не помогла. Лаааадно. Есть велокомпьютер, запишу трек на него, а навигация с телефона, да и маршрут почти полностью знаком, в сомнительных местах - уточню с помощью телефона. Но и велокомп отказался нормально работать. До конца поездки так спутники не отловил ни разу. Предполагаю, что в сигнал помех от систем РЭБ каким-то образом нарушил работу обоих гаджетов. Впрочем, "синдром Гарика" никто не отменял (я и исправно работающая техника - два несовместимых понятия).
А вот время велокомпьютер синхронизирует тоже со спутников, что потом сыграло со мной злую шутку. Но пока я об этом не догадываюсь, и решаю забить и на это, доказательством проезда маршрута служит приложение  онлайн трекинга, главное, отмечаться в нужных местах с телефона по дороге.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


На Азовской трассе горит камыш, пепел и гарь сносит ветром прямо на дорогу. Ничего.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Ростов-на-дону со стороны азовской трассы

Ростов скрывается вдали, занимается рассвет, километр за километром исчезают под колёсами. Катится довольно приятно, на небе облачно, ветер свеж и приятен.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Поворот на грунты

Участок грунтовки около 10 километров поначалу совсем не вызвал энтузиазма. Самая большая мышца в теле (под названием musculus gluteus maximus) протестовала изо всех сил, участки сыпухи в которой зарывались колёса как в песок, сменялись гравийкой, на которой трясло и мотало из стороны в сторону. Потом дорога свернула в лесок, небольшой подъём (кажется, там кто-то в кустах - лиса! ну, может и кошка)

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


Ну а как награда - целая россыпь озёр (болот?) со всякой птичьей живностью: белоснежные аисты (цапли?), лебеди...уж не мираж ли это?

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост
Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Вышел на асфальт, трасса, станица Кущёвская.


А дальше поворот, и... Ох, как и сказать-то, чтоб литературно... 76 километров навстречу ветру. Строго навстречу. Сильному ветру. Прям очень. И практически никаких укрытий, лесополос, чего-то, что хоть как-то помогло смягчить стихию.
Если бы Джоан Роулинг любила ездить на велосипеде и оказалась бы в этой степи, то уверен, местом обитания дементоров она бы выбрала не какой-то там отдалённый остров в Северном море, а вот эту вот степь, самое подходящее им место!
Ветер высасывал силы и надежду,  окружающий мир погружался в лёд и мрак, счастья в мире больше нет, я никогда никуда не доеду, останусь мотаться над этой ужасной степью бестелесным призраком, гонимый всеми ветрами (особенно этим проклятым северо-восточным!)
Часы гармин, как я уже упоминал - больше не включались (несмотря на то, что ночью заряжены на 100%), велокомпьютер показывает время почти 18:00. Несложные прикидки пройденного и оставшегося до финиша времени дают чёткий и однозначный ответ - в лимит, отведенный на успешное прохождение бревета (40 часов) я не укладываюсь, финишировать нужно до 22:00. А за оставшихся 4 часа и 120 километров (из них 40 км против сильного ветра) я не успею, никак, будь я даже свеж, полон сил и накачан кофе по самые уши.
Ну что же. Пришла пора смириться и получать удовольствие. В чате велоклуба написал, что сдулся, в ответ получил полную панамку животворящей поддержки ("соберись, тряпка! возьми себя в руки! ты доедешь!"), мысленно привёл в ответ аргументы о том, что время, друзья, время, неужели вы сами посчитать не можете? Но сил объяснять и писать очевидное уже не было. Всё и так понятно, вы чего там, совсем, что ли?
Спешился, прошёлся недолго пешком, слегка полегчало, да и мышцы немного отдохнули. Но не могу же я идти весь этот клятый участок пешком! Во-первых, я знаю, что прямо за мной, с отставанием где-то в полчаса, едет организатор клуба и велоколлега, и когда он меня догонит и увидит, что я иду пешком, совсем как начинающий - вот будет позор! Во-вторых, скоро закат, завтра утром на работу, надо сваливать отсюда! Хоть тушкой, хоть чучелом.


Благо, хоть пасмурно, если б ещё и солнце жарило, вообще бинго было бы. Тут на минуту солнце выходит из-за туч, и...до меня доходит, что что-то не так с моими расчётами. По идее - на носу закат, а солнце, как говорится - в зените! Смотрю в телефон, а времени-то вагон впереди! А велокомпьютер показывает не время, а какую-то белиберду, на пять или шесть часов вперед "убежали" часы!

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

"Я помню, осенью палящей/Когда колосья наливались/Гурьбой веселой и звенящей/Мы за комбайном все бежали."

С этой мыслью, которая не прибавила сил, но придала уверенности, что всё, что задумано, таки может случиться, я рванул (зачеркнуто) поплыл себе галсами дальше.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Не меньше пяти часов, а скорее всего все шесть, потрачены на этот участок, но впереди меня ждал поворот, попутный ветер и запас в 6 часов до финиша на оставшихся 80 километров. Если не будет фатальных поломок, то всё получится!

Вот и поворот, дальше уже практически само несло.

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост

Небольшая поправка здоровья в станице Кировской (чуть меньше 40 км до финиша)

Финиш достигнут в 19:18

Общее время - 37:24 (при лимите в 40 часов). Сделано!

Бревет 600 Длинное, Бревет, Велопрогулка, Велосипед, Одиночное путешествие, Мат, Марафонец, Достижение, Длиннопост


Помимо всего прочего - взята серия бреветов в один год: 200, 300, 400 и 600 км. Соответственно, помимо ачивки, заработанной на взятой, наконец, шестисотке - ещё одно достижение - номинация Super Randonneur (SR). Ну и, конечно: слава, почёт, денежная премия (нет, нет, нет).
В целом, несмотря на опасения и дурные предчувствия одолевавшие до самого момента старта и даже немного после - дистанция далась легче чем я ожидал. А в чём-то (где не ожидал) - сложнее.

Повезло в целом с погодой. Оба дня - переменная облачность, температура не выше +30 днём, что дало существенное преимущество перед предыдущими попытками, когда температура поднималась выше +35 и было совсем хреново.


А как провели это лето вы?

Показать полностью 25
16

Велотрип по заполярной Норвегии. К самой северной точке Европы

Летом прошлого года я совершил небольшой велотрип по заполярной Норвегии к самой северной точке европейского континента. Не той, которая на острове для туристов, а которая "настоящая".

В дороге вел блог (я больше по буквам), ну и снимал немного на телефон, не по сценарию и сюжетно, а скорее короткие зарисовки для блога. Правда, потом всё отснятое умудрился потерять. А что удалось спасти - ниже.

Как прокомментировал один товарищ: "...хардкор тревел тру блог. Снято как есть, без стаба, с ветром, трясучкой, тут камера выпала, тут не успел достать и только кусок нужного кадра, тут забыл что сказать хотел и подобное. И главное, потом все отснятое ещё и потерял"

P.S.: берегите уши! Перфекционистам строго противопоказано.

Часть 1:

Часть 2:

Показать полностью 1
69

Дагестанские коты

Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост

Ой, а что это тут у нас? Снова Дагестан, в этот раз на самокатах, снова коты, а также одна собака, пара коров и птичек. Только фото, много фото, без претензий на художественность и никакого текста. Локации: Дербент, Махачкала, Гуниб, Самур и где-то в пути между ними.
P.S: оказалось, что больше 25 фото в публикации выложить нельзя, поэтому остальные фото будут в следующем посте.

Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Дагестанские коты Фотография, Кот, Животные, Дагестан, Путешествия, Самокат, Длиннопост
Показать полностью 25

Случай в Джалгане

Дагестан, п.Джалган, в нескольких км от Дербента и почти на 600 метров выше.


Разговорился с двумя местными, один рассказывает:

- В позапрошлом году тут пара проходила через наш посёлок, парень с девушкой. А я машину чинил, мотор барахлил. Вот они меня у машины увидели и спрашивают: "Вы в город случайно не едете?" Я бы их отвёз, конечно, просто так! Но я отказал, ведь машина сломана. До сих пор совесть мучает!

Второй:

- Ты бы никак не смог, я помню, тогда у тебя машина не работала.

Первый, эмоционально:

- Да, но я тут теперь думаю - ведь дорога почти везде с горы, спуститься можно и без мотора, а потом я бы машину в Дербенте бросил и пешком домой пришёл! Ну почему я сразу об этом не подумал?!


Поблагодарив за предложение подбросить меня до Дербента и попрощавшись, я продолжил свой путь.

Надеюсь, этот человек не расстроился, ведь он подарил мне ещё одну историю. Об этих удивительных людях Дагестана.

32

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый)

Уважаемые читатели! Букв будет много! Очень много. Я обычный любитель, возможно, чуть увлечённее (морально и физически) среднестатистического велолюбителя, но ненамного (на пару месяцев регулярных заездов), и ни разу не профессионал. Технические заморочки - не мой конёк, многого я не знаю и в чём-то ошибаюсь, но компенсирую это любопытством и капелькой авантюризма. В тексте минимум технического, максимум лирического. Сегодня выкладываю первую часть, остальные будут по мере написания. Ориентировочный срок - через неделю, но это не точно. Первый день - наверное, как у всех в подобных путешествиях, самый яркий и насыщенный, поэтому и текста много.
Фото сняты с рук телефоном, зачастую на ходу, не обессудьте, если порой будет заметны кривость горизонта и дрожащие руки.

*


За несколько дней до выезда:

Итак, Казань! Всё как обычно у меня, немного спонтанно, зато не скучно. Скоро отпуск, и вот я обнаруживаю себя на блаблакаре, изучающим рандомные направления.

О, вот интересно: Ростов-Казань, адекватная цена, 20 с чем-то поездок, пара положительных отзывов, главное, водитель пишет: мицубиси паджеро, куча места под ваш багаж.

Связываюсь: так и так, а если велик, разобран и упакован? - Да не вопрос, едем!
Выезд через пару дней. Через пять минут я уже подписываю отпуск у начальства, изучаю карту, намечаю маршрут велопутешествия, назову "Вдоль по матушке, по Волге". Ключевые точки расставлены, время рассчитано, сын на каникулах у матери, кошку кормить будет друг. Ура!


За день до выезда у меня всë упаковано, завернуто, вел разобран, я готов, но... Дядько пропадает со связи. Я на радостях забыл, что с этим сервисом у меня довольно долгие и не всегда радужные отношения. Процент состоявшихся поездок: 50/50, в лучшем случае.

Ну ладно, думаю, он выезжает откуда-то из Анапы вроде. Ну, в сборах или в пути, сейчас не может ответить, появится. Однако время идёт, вот уже утро выезда и пора бы понять, что происходит... Ни по телефону, ни в соцсетях - абонент не абонент.

Я же, сдуру ещё и забронировал на два дня "гостевой дом" в Казани с отдельным двориком и своим гаражом, следовательно - максимально "байк-френдли".

Пытаюсь отменить гостиницу, но отмена то ли за три дня возможна была, то ли её вообще нет. Моя невнимательность, конечно, но обидно. Позвонил даже хозяину, хотя бы половину верните, мол. А в ответ усышал: "А мне невыгодно, букинг свой процент возьмёт, мне совсем мало останется". Алё, ты получаешь половину денег за пустой номер (минус 10% букингу, ок), который ты вообще-то можешь сдать ещё раз! Сам же сказал: "у нас ажиотаж, номера как горячие пирожки".

Пожелал счастья и здоровья и ему, и водителю, и вообще всем прекрасным людям.

Не, ну чисто по-человечески: изменились у тебя планы, форс-мажор, передумал, пассажир тебе рожей не вышел, мало ли что ещё, но какая религия запрещает тебе написать просто: отбой, мол, как-нибудь сам?

На вокзале из интересующих меня направлений - ближайший рейс завтра, остался последний билет на астраханский автобус, через Калмыкию.

Приходит в голову мысль: во-первых, можно выйти в Яшкуле (условно, центр Калмыкии,  заодно - самая жаркая точка России) и оттуда, в теории, двинуть на север, в Казань. Или на юг, в сторону Дагестана и Чечни.

А "недоеденный" кусок Калмыкии вот уже два года мне потихонечку свербит.

В общем, закрываю старые гештальты, выходит.

Как раз в Яшкуле я и развернулся два года назад, не доехав до Астрахани. Сунулся вообще без подготовки и понимания, в самый жаркий период года. И вот опять... Но в этот раз я понимаю уже больше, да и вел уже - гравийник на 29" колесах, а не складной на 24", с тремя скоростями.

В это время года, конечно, делать нормальному велосипедисту в Калмыкии нечего, слишком жарко, но выбирать уже не приходится, отпуск пошёл, часики тикают.

Итак, без особого плана и маршрута, я загружаюсь в автобус, благо, велик уже давно разобран, а вещи упакованы. Общий вес сумок с вещами - ~10 кг, это без учёта трёх фляг. Плюс ещё, наученный прошлым горьким опытом в Калмыкии - возил поначалу ещё и дополнитый запас воды, в складном рюкзаке, полторашку или пару. Потом перестал, конечно. Но маленький десятилитровый рюкзачок, складывающийся в мини-сумочку и карман, часто выручал, очень удобная вещь, в городе ли, в поездке, рекомендую.



Перекинулся парой слов с водителем и попутчиком,  услышал несколько очередных охренительных историй про ужасные дагестанские дороги, кошмарных водителей, полное отсутствие интересных локаций, опасности и угрозы на каждом шагу: "вот то ли дело Владикавказ!" заявляет водила, и я окончательно убеждаюсь, что он мелет какую-то чушь или судит с какой-то своей, очень-очень странной колокольни. Не осетин.

Из автобуса устроил опрос-голосование у себя в телеге, куда двинуть.

У меня три условных варианта: Сочи, Чечня, Саратов.

Времени на дорогу немного, неделя. И надо бы, чтоб в финишной точке легко и просто было уехать в Ростов, учитывая летний сезон и ажиотаж.

Очень удобно добираться на "Ласточке", где, кстати, и места под велосипеды предусмотрены. Есть нюанс в том, что из Саратова/Казани, если ехать всё же на Казань, кажется, нет прямых маршрутов на Ростов. Пока еду - размышляю так и эдак в полудрëме.

*

Водитель автобуса обсуждает с напарником вакцинацию:

- Но ты понимаешь, их не нае@ешь! Когда за границу едешь, там специальный сканер стоит, лазером через одежду проверяют - был укол или нет!

*


День 1

Яшкуль-Кочубей


Вставка из live-репортажа в телеграм-блоге:

Я и забыл, как холодно бывает в Калмыкии перед рассветом...

Ну что же, я на месте. Яшкуль.

Дальше - через заповедник Чёрные земли на юг. Километров через 70 нужно будет решить: держаться западнее, в сторону Чёрного моря или юго-восточней, в сторону Кавказа и Каспия.

Спасибо всем, кто помогал определиться.

*

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Ни одного голоса за Чечню ))) Сочи (ожидаемо) - фаворит.

Господи, ну и дубарина же в 3 утра (или ночи, кому как, а мне - утра) в Калмыкии! Натягиваю рукава, подумываю о том, что напрасно не взял ничего теплее. Собираю велосипед в кампании местных облезлых котов, умываюсь в придорожном туалете, потом пью кофе на заправке, настраиваясь на дорогу, собирая мысли в кучу: где я, зачем я сюда поехал, что за безумный план, а точнее - полное его отсутствие? А может всё же в Казань?

Решаю заехать посмотреть на местный хурул*, который я в прошлый раз так и не посмотрел.

(*Хурул — буддийский храм в калмыцком ламаизме. Само название «хурул», происходит от монгольского «хурэ» — круг, ограда. Также с монголо-ойратского «хур» — дождь).

Однако стоило свернуть с трассы и сразу же передо мной гоголевских масштабов лужа, а перед ней столпились какие-то тощие коровы, числом семь. Смотрят на меня, вдруг, молча - стадо пошла в мою сторону. Что же, уговаривать меня не надо, даю по педалям и смело ретируюсь. Не больно-то и хотелось, подумаешь, хурул, что я хурулов не видел?

Перекрёсток. Налево пойдёшь - в Казань попадёшь, прямо поедешь - Астраханских арбузов наешься, а кто направо покатит, костей на Кавказе не соберет. Вальяжные калмыцкие менты.

- А что, дорога на юг хороша ли?

- А ты на этом собрался? - смотрит на велик. Потом ещё не раз я слышал: "а ты что, на этом собрался ехать"? Как будто я на палочке к ним подскакал и губами делаю лошадку: "пффрррр-иго-го!"

- Дорога-то может и ничего, но ты автобуса следующего подожди, завтра будет.

- Ага, ну спасибо!

Рассвет, путешествие начинается.

Дорога до горизонта безлюдна, тишина, красота, ветер попутный. Довольно сильный, ровнехонько в спину. Еду смотреть на последнее в Европе стадо сайгаков в заповеднике.

Тревога и неуверенность тают, растворяясь в эйфории, чувстве полёта и сладком предчувствии приключений.

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Спустя какое-то время проскакиваю какой-то указатель и (небывалый случай) от него - асфальтированное ответвление. Решаю вернуться и тут обнаруживаю, что ласковый попутный ветерок - прям стена, будь он встречным, к этому времени я и половину пути бы не проехал и, наверное, совсем обессилел.


Здесь начинается Меклетинский заказник.

Отьезжаю километров на 7-10 от трассы, кажется, что в мире остался только я и... Сайгаки! Вдали, едва заметные. Большое стадо. Я замер. Слышал, что они настолько пугливы, что услышав машину за несколько километров - убегают прочь. Мол, только потому и дожили до сегодняшнего дня. Довольно массивные тела, короткая шерсть, горбатые носы, двигаются быстро, время от времени некоторые скачут вприпрыжку. Наверное, молодняк, играют - думаю я.

Но не приближаются. Мигрируют параллельно дороге. Решаю потихоньку поехать за ними, может подпустят, я ж не машина? Вижу накатанную колею, поворачиваю в степь. В какой-то момент стадо начинает стремительно удаляться, я нажимаю на педали, дорога наполовину из песка, местами (после дождей) - вязкая глина, вот впереди я вижу следы копыт, кучки свежего сайгачьего дерьма, и... теряю управление, попытавшись объехать особо крупную и смачную кучу.

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Ну, кто тут герой? Ещё нет и 8 утра, а я уже в Калмыкии, поскользнулся на сайгачьем говне! И не просто сайгачьем, а краснокнижно-сайгачьем, да и судя по запаху, цвету и консистенции - это вожачье говно! Интересно, большие у сайгаков рога? А то издалека я не разглядел. А на зиму они их сбрасывают? Вот бы рога найти! Но пока я вижу только обертки от шоколадок да шины, местами горелые. Но не так, чтоб много. Заповедник ведь.

Воодушевленный, держу путь обратно к трассе. Вдали вновь появляется стадо, примерно в полукилометре от меня они пересекают дорогу. Ложусь на руль, изо всех сил мчусь наперерез, я обязательно их догоню и посмотрю вблизи!

_____________

Немолодой калмык на стареньком, вроде ещё советском мотоцикле. Пастух.

- Таааааа, не бывает здесь сайгак, километрах в ста они. Там! - машет рукой куда-то в степь.

Да ладно, правда что ли? Всё было зря? Догонялки по пустыне, сайгачье дерьмо, невероятная гонка последних (двух) минут? Да что ты понимаешь, мужик? Ты сам-то сайгака видел хоть раз, пастух? А на дерьме его поскальзываться приходилось? А по пустыне мчаться наперегонки со стадом? Эх ты, пастух! А надпись на въезде видел, что выпас скота в заповеднике запрещен? То-то!

Желаю ему удачи, возвращаюсь на трассу.

Проезжаю розовые соленые озёра.

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Комментарий друга: мертвенная красота.


Из live-отчета в телеграме:

Только что в кафе "Салам" на трассе из Калмыкии на Кавказ не взяли денег за лагман и чай, узнав, что я еду на велосипеде, убеждали, что нужно ехать в Дагестан.

Очень мило

*

Хозяйка в платке и глухом платье до пола, сказала, что я обязательно должен увидеть Каньон.

Рассказывала с акцентом что-то смешное про других велосипедистов, которые ехали тут однажды с машиной сопровождения, и не смогли даже осилить по порции лагмана (в отличии от меня), ныли, как маленькие про плохую дорогу (снова в отличии от меня, но дорога действительно - дерьмо) и просто были жалки на вид: "оооочень худенькие, как ципляты!" (опять же - видимо, в сравнении со мной), пожелала доброй дороги.

Я склоняюсь пока к тому, чтоб свернуть в пос.Комсомольский направо, через Нефтекумск и Буденновск выйти на Пятигорск, оттуда в Сочи, по сути, объехав Северный Кавказ стороной, коснувшись лишь по краю. Безопасно и удобно.

Однако Каньон я и в самом деле не видел, можно и посмотреть, что там. Но подспудно гложут опасения, спасибо многочисленным советчикам: "на Кавказе убивают, грабят, насилуют, похищают, берут в рабство, сажают в яму (варианты на что ещё садят - опущу)! Как минимум тебя обзовут свиньёй, собакой, будут плевать в спину, будут смотреть с ненавистью, угрозой, презрением, злобно зыркать, тыкать пальцами, как в нью-йоркском гетто на заблудившегося белого". Короче, мнения сплошь непредвзятые и из первых рук.

- Но ведь я уже был зимой в Дагестане, мне понравилось!

- Дурак, ты был в туристических местах, где полиция! Ты не ехал на велосипеде в шортах! Да ещё и сам! Ты был слишком недолго, чтобы делать какие-то выводы! Тебе просто однажды случайно повезло, не испытывай судьбу!

Я ужасный скептик, привык верить лишь научным данным, собственным глазам и ушам, всё проверять, всё же в какой-то момент начал слышать в этом вое долю истины. Что же говорить о людях более доверчивых? Когда тебя уверяют все вокруг, что "эта пирамидка белая", ленинжив, кругом враги, а если ещё и "это по телевизору передавали"... Тут хочешь не хочешь, поверишь хоть в заговор мирового империализма, хоть в доброго царя, хоть в рептилоидов, хоть в то, что ехать на Кавказ ни в коем случае не стоит!
*

У человека должен быть свой очаг, чтобы самому разводить огонь. Севший на чужого коня рано или поздно сойдет с него и отдаст хозяину. Не седлайте чужих мыслей, заведите себе свои.
Расул Гамзатов

*


Перед Комсомольким нужный мне поворот на Пятигорск. Но сначала нужно затариться водой, неизвестно, что там впереди.

Поговорил с местными, сказали, что меня ждёт несколько десятков километров грейдера (тогда я ещё не очень понимал, что это, но что ничего хорошего - понял по интонациям). С асфальта сворачивать мне пока не очень хочется. Знал бы я тогда, что впереди у меня сотни км грейдера, и асфальт такой, что лучше б грейдер!..

Заехал в посёлок, а по калмыцким меркам - считай, город, пять тысяч населения. В той же Элисте, столице - сто тысяч.

Нашёл "пятерочку" (следующая попадётся мне только через 200 с лишним километров пути).

Возле магазина какой-то мужик вяло порасспрашивал куда, откуда (что, на этом?).

А куда я, в самом деле? Наверное, рвану всё же на Каньон! Обычно ещё обыватели добавляют  скептически: "а доедешь?" Пока я сам ещё не до конца верю в то, что всё получится, досужие замечания о том, что это невозможно - заставляют и меня осторожничать и сомневаться. Хотя, казалось бы, какой-никакой опыт у меня уже есть, в отличии от таких вот экспертов...

Да и какая разница? Сейчас я просто еду, и волен свернуть на любую тропинку, без привязки к маршруту, не завишу ни от чего, кроме силы собственных ног и пресловутой воли, да от собственного желания приключений пополам с любопытством. Ну и от попутного ветра. Хотя и не будь его, это ничего бы не изменило глобально.

Пройдено уже ~110-120 км, а время всего 11:30 утра. В принципе, будь сейчас часов хотя бы 16, можно было бы искать гостиницу, но я ещё достаточно бодр и полон сил, а дорога зовёт!

Пепси заряжает энергией, бесплатный лагман греет душу и придаёт уверенности, что всё будет хорошо, перестраиваю навигацию на махачкалинское направление. Примерно в 75 км впереди посёлок Артезиан, судя по карте там две или три заправки, значит, как минимум один мотель там должен быть! Что тут ехать осталось? Ерунда!


Вставка из live- репортажа:

Зашёл в хурул (буддистский храм).

Сегодня буддисты отмечают день рождения Далай Ламы. Спросили "турыст?". После утвердительного ответа меня поймали местные бабушки, напоили чаем и накормили тортом.

Не знаю как буду ехать теперь, я ещё лагман не переварил 😂

Внутри снимать нельзя, поэтому фото кривое

*

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Так, заряженный хорошим настроением и кучей сахара я и выехал из Комсомольского.

На окраине некоторые дома заметены песком по окна. Сразу за посёлком, прямо в степи (пустыне?) - свалка. Почти пустая дорога, вдали порой видны занесенные песком по самую крышу строения (похоже, бывшие животноводческие фермы), на обочинах могилы, какие-то брошенные машины, в таком антураже - гарантировано полное погружение в постапокалиптическое мироощущение, и в кино ходить не надо.

Дорога и до этого не блистала качеством, становится бугристой, тряской, в заплатах и трещинах. Полдень. Пекло.


Вставка live:

Ужасная дорога последних 35 км утомила сильнее предыдущих 140.

Вроде и асфальт как асфальт, но мелкая постоянная тряска, как на крупной терке. Плюс каждых 20-30 метров трещины, отбил даже не пятую точку (тут brooks спасает), а всё от макушки до пяток.

Ещё 35, и на сегодня привал. Если гостишку найду.

Дорога ужасная, а виды прекрасные, кажется порой, что ты где-то в Альбукерке, и вот сейчас мимо проедет в передвижной лаборатории мистер (Уолтер) Вайт.

*

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост

Наконец, вкатываю в Артезиан, в придорожном кафе нет ничего, кроме супа (непонятно какого), тётка-калмычка говорит со странным плохо понятным акцентом, впрочем, это может сказывается моя усталость и испортившееся настроение от мерзкого участка дороги. Кондиционер едва охлаждает, но после 40° (это в тени! А её как раз и не было) по самой натуральной пустыне - я кайфую. На деле же, в столовке в лучшем случае +27-28.

Пока жду суп, сую голову под кран, умываюсь. Вода напором, цветом и даже температурой напоминает пис-пис двухдневного крольчонка (я знаю о чём говорю, но лучше не спрашивайте). Разуваюсь, ноги горят, руки дрожат, лапы ломит, хвост отваливается, по голове и позвоночнику марширует армия маленьких злобных пьяных перфораторщиков. В общем, я сейчас с порога упаду в кровать в отеле, даже не раздеваясь. Суп довольно посредственный, куриная голень и половинка небольшой картошки. Разморило, начал "плыть". Где тут у вас гостиница?


Вставка live:

День перестаёт быть томным.

Проехал 200 км на данный момент. Пора бы уже заселиться куда-то, но! Местные говорят: ближайшая гостиница... в Дагестане 🤦‍♂

Ещё плюс-минус 70, может больше километров.

Благо, кафе и магазины по пути есть, по крайней мере с водой и едой порядок.

Но начал конкретно за@бываться, иначе не скажешь.

*

Других вариантов не остаётся кроме как ехать дальше. Палатки у меня нет (вообще), да и где её здесь ставить, ни укрытий, ни деревьев. Впервые поехал налегке, к слову. У меня обычно противоположная проблема - беру кучу ненужного. Но багажника (как и предыдущего велика) больше нет, зато есть пара сумок типа "байкпакинг", и офигенно лëгкий (в сравнении с груженым кучей барахла) велосипед. Правильное легкоходство - я уже понял, это отдельная философия, и не самая дешёвая. Но стоит взять в расчёт стоимость сумок и лëгкой палатки, против стоимости ночëвок в отелях и обедов в кафе, против горелки, например. Простейшая палатка стоила бы как один раз переночевать в гостишке, в общем-то. Но насколько больше усилий пришлось бы затратить на тот же путь, учитывая дополнительный вес, особенно на подъёмах? Впрочем, для байкпакинга есть легчайшие компактные палатки, а к ним такие же спальники, да коврики надувные. Хотя на качественный товар цены кусаются. В общем, это уже математика, нужно искать баланс, и здесь у каждого будут разные приоритеты, собственные формулы и ответы. Свои выводы я сделал и пару идей из путешествия вынес.

Дорога поворачивает направо, ветер становится боковым, появляются холмики, крохотные, но от усталости и ветра кажутся уже какими-то горами. Хочется успеть до заката.

Вот и блок-пост. Говоря о блок-постах или "границе", местные обязательно уточняют, откуда именно там "бойцы". Если там "федералы", не местные, то обычно какая-то едва уловимая доля неодобрения слышится, чужаки. Может мне и показалось. На этом стояли ростовские. И недавно прибывший полный автобус туристов. И очередь.

Включаю улыбку и наивняк. Не уверен, что вышло хорошо, но в тех обстоятельствах лучше я не мог.

- О, драсьте! А я тут путешествую! На велике! А у меня тут справка про прививку есть, кому показать? Или можно уже ехать?

Один из бойцов, коротко расспросив откуда-кто, поудивлявшись, проталкивает меня без очереди. На вопрос: "баулы доставать на проверку?" только интересуется, что из запрещённого я с собой везу (именно так) и машет, да проходи уже! Хмурый "таможенник" вбивает мои данные в компьютер.

Я в Дагестане!

Небольшая передышка на "границе" немного взбодрила, но ненадолго. Меня слегка пошатывает, но держусь. Частично, видимо, причина в полуспущенном заднем колесе, где и когда это произошло - я не понял. Пытаюсь решить: потратить время и подкачать, чтобы ехать потом намного быстрее или тянуть до последнего, пусть медленнее, чем мог бы, но неизвестно что больше времени отнимет. Ничего решить не могу, отупение, в итоге еду как и ехал, стараюсь понять, спускает его дальше или нет. Этого определить тоже уже не могу адекватно. Стрёмно поймать "змеиный укус", но боюсь, что если остановлюсь сейчас, то сил тронуться с места мне уже не хватит. Для этого случая у меня есть личный список групп и исполнителей, которые меня бодрят и мотивируют, музыка мне лично очень помогает и влияет на темп и настрой. Но только не в этот раз. Раздраженно перематываю, переключаю в какой-то лихорадке с Летова на Игги Попа, с Джона Спенсера на Малера, с Заппы на Умку, с Дилана на Гершвина, с Нила Янга на Кейва. В какой-то момент включаю "Реквием" Верди, однако через несколько минут музыка начинает меня пугать, появляется иррациональное чувство, что прямо за мной едет грузовик. Решаю не поддаваться на параноидальные провокации измученного организма и не оглядываться. Всё-таки выключаю колонку, прислушиваюсь. Да хрен пойми, ветер в ушах и шум крови. Оборачиваюсь осторожно... @ля! Прямо за мной! Метрах в двух-трёх, прижимаясь к обочине, так что даже не оттормозиться, пропустив его. Что? За? Х@ня? Выброс адреналина позволил добавить пару км к скорости. Вроде начал отрываться, но запала надолго не хватило, этот странный грузовик меня снова нагнал, так мы и ехали какое-то время, пока впереди я не увидел ещё одну такую же фуру, ехавшую совсем медленно. Подумав, пусть они друг за дружкой ездят, если так уж им хочется, обогнал фуру, оставив их разбираться, кто за кем ехать будет, с какой скоростью и зачем.

Минут через десять одна из этих странных фур промчалась мимо, с протяжным гудком растворяясь в точку на горизонте, наглядно демонстрируя лесли-эффект. А ведь давно я не слушал Хендрикса, подумал я. Вторую фуру я больше никогда не видел. Да и была ли первая?

Мчусь (ковыляю) наперегонки с закатывающимся солнцем. Размышляю в полуобморочном состоянии: если закат в Дагестане ничем пока от заката в Калмыкии, Ростове, Запорожье, Киеве, Саранске (и т.д.), не отличается, то какой смысл во всём? Что я тут делаю? Зачем?

Вставка live:

Доехал до Дагестана и посёлка с исконно дагестанским названием Кочубей.

Заселился в гостиницу. Велик в номер занести не дали притрушеные тетки в платках.

Последних 30 км ехал на полуспущенном колесе, однако даже камеру (камеру, блин) в номер занести не разрешили.

Разбираться буду утром, на ходу.

Ну его нафик такие пробеги, у меня отпуск, а не марафон! 263 км по итогу первого дня.

Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Калмыкия - Северный Кавказ или галопом по Европам (день первый) Велопутешествие, Северный Кавказ, Путешествия, Байкпакинг, Авантюризм, Калмыкия, Дагестан, Авторский рассказ, Длиннопост
Показать полностью 19
3

Северное сияние

(Северные записки)


Протяжный звенящий стон стихает, постепенно он распадается на перестук колёс, потрескивание обшивки вагона и вой ветра. В вагоне жарко натоплено, но за окном не видно ничего, иней и наледь. Кажется, только тронь стекло, как оно с хрустом осыпется мелкими осколками, как ёлочная игрушка из детства.

Появляется впервые за последние сутки сеть, СМС: "напротив вокзала синяя ГАЗель в 13:00"

У меня минут 40 в запасе, но оказалось, что я потрачу их на таможенный досмотр и проверку документов, а не на прогулку по городу.

Впрочем, выскочив на привокзальную площадь я понял, что ни о какой экскурсии речь идти не может, только о мелких перебежках, с закрытым ртом, носом в воротник и прищуренными глазами. С непривычки ощущение, что стоит приоткрыть пошире веки, и белок мгновенно застынет маминым холодцом. Всё такое белое, что даже смотреть больно.

Разглядывать особо нечего, вплавленные в лёд деревянные дома, вмерзшая в набережную до самой середины мая речушка, впадающая где-то там, за горизонтом, под слоем многометрового льда в такое же, мертвенно-пустынное сколько видит глаз, буквально, белое, в торосах - Белое море. Мне же предстоит ехать ещё дальше.

"Газелька" заполнена едва наполовину, в это время года с большой земли регулярного транспорта нет. По созвону или предварительной записи, как только наберется достаточное количество пассажиров - назначается дата и время выезда.

До самого вечера мы едем по жуткой грунтовке, разбитой лесовозами, в пути - следы зверей, простреленные предупреждающие знаки с оленями (лосями?), медведями, волками. Дикий-дикий север. Тайга.

По прибытию - встреча, пара старых знакомых, несколько новых ребят, ещё одного знаю давно, но заочно.

За встречу, за знакомство! Давайте сделаем коктейль!

Устал с дороги, да и завтра первый рабочий день.

Всю ночь мимо окна ездили машины, постоянный свет фар, переливался и подмигивал. Какая-то пьяная сволочь не закрыла занавеску! В арендованной квартире, в деревянном многоквартирном доме работодатель устроил нам что-то типа хостела.

Кто-то ворочается, пряча голову под подушку от заоконных сполохов, я поворачиваюсь к стене, накрываюсь с головой одеялом, и теплей, и меньше мельтешения, от которого и затошнить может, мысль сквозь сон: "нужно будет завтра заклеить окна черной плёнкой".

Утром соцсети и новостные сайты полны заголовками "Сегодня ночью произошло самое сильное северное сияние за всю историю наблюдений!"... И т.п.

Сияние было настолько мощным, что его отголоски видели в Питере, Москве, Калуге, Новгороде и других городах, где никогда раньше его и в помине не бывало.

Дима, обрусевший улыбчивый финн, хочет показать фотки на своём фотоаппарате с каким-то супернавороченным объективом. Смотреть отказываемся.

- Дима, скотина ты такая, почему не разбудил?

- Так вы не просили!

- ... Дима, а если бы пожар, ты тоже не будил бы нас без предварительной договоренности?

- Так то пожар! Я подумал, вам спать надо.

А с парнями договорились: никто не должен об этом знать. "Северное сияние? Тьху, да я их столько повидал, что даже просыпаться лень!" (Кстати, эту фразу я позаимствовал у местных)

Что? Спрашиваете, видел ли я потом, хоть самое маленькое и никудышнее северное сияние? Да, конечно! Я их столько перепил... То есть видел, говорю, видел...

Северное сияние Авторский рассказ, Север, Алкоголь, Полярное сияние
Показать полностью 1
11

Гальюн

Часть 13.

•••

Большинство историй самодостаточны, но для более полного понимания контекста - желающие могут ознакомиться с предысторией (см.профиль).

•••

(Гальюн - туалет, от нидерл. "нос корабля". Во времена парусного флота на носу обычно справляли нужду.

Родственные однокоренные слова: галеон, галера)


Хорошо работающий теплый гальюн - основа обороноспособности и морального духа в армии. Вообще, для чувства собственного достоинства любого человека. Первое: горячее первое, второе - теплый гальюн. Остальное уже вторично. Даже теплый душ не так важен. Замечал, что душем многие пренебрегают, а гальюн нужен каждый день.

На ПСКРе (погранично-сторожевой катер) теплый гальюн был. Пусть он был размером с гроб для

изможденного карлика, пусть отходы выходили напрямую за борт, он был теплым. Там была даже сидушка на унитазе. Это было место где ни зимой, ни летом не переставая горел свет (и не отцветали жасмины), в любое время суток, ни днем, ни ночью не умолкало ласковое журчание. И, главное, снизу не дуло. Вы понимаете. Это важно, чтобы снизу не дуло, иначе расслабиться сложно.

Каких только форм дыр во встреченных мной (уличных) гальюнах за время кмб, учебки и далее везде - я не видел!

Очень странный вырез в виде английской буквы D. Причем в одних туалетах он правосторонний, в других - левосторонний. Логических объяснений направленности я не нашел.

С классикой, казалось бы, всё более-менее ясно: круг, он даже в армии круг. Но и здесь нашлось место разнообразию: широкие вариации степени округлости и/или овальности, включая нескончаемую вариативность размеров: О, о, 0, ◯, °, • .

Очень перспективной и недооценëнной формой является ромб: ◊

Рекомендую.

Визуально же не было равных вот такой фигуре: ✦ По всей видимости - тяжёлое наследие ушедшей эпохи, эхо холодной войны. Явно подразумевался грамотно мотивированный военнослужащий, которому должно быть приятно нагадить прям в условный символ НАТО.

Весьма любопытными образцами являются треугольные конфигурации: △▽, но совершенно случайной направленности вверх или вниз я оправданий не нахожу. Удобней всего вершиной вниз! Но тут, я думаю, у создателей (как и у пользователей) возникала дилемма: как известно, треугольник обращённый вниз - символ женского начала, соответственно, место ему в женском туалете. Хоть он и практичнее. Вот и боролись два иерархических символа в душе творца. Обычай против практики, эмпирика в борьбе с опытом.

Ну а бессмысленное разнообразие многоугольников(⎔) - по сути, варианты круга.

•••

Сижу в ДГО (дизель-генераторное отделение), пишу письмо невесте. Это едва ли не единственное место на крохотном судне, где можно относительно безопасно уединиться. Механизмы, двигателя, насосы, какие-то запчасти, всё в масле, под пайолами (съёмный настил, пол) плещется масло с соляркой, т.н. отработка. Когда работают двигатели - дополняется смрадом выхлопных газов. В общем, уютное местечко, если вы "молодой" и не горите желанием мозолить глаза годкáм. И не против масляных пятен на письмах. Но не в гальюне же шхериться, единственном на 10 членов экипажа?

В теории, есть ещё башня зенитного пулемёта, "Утëс", но туда мне доступ закрыт. За "пушку", по традиции, отвечал повар, кандéй. Это странно, но только на первый взгляд. Кого можно на камбуз назначить? "Маслопупа"-моториста, который вечно в масле с ног до головы? Или "шпáка"-радиста, который должен быть в эфире, слушать горние выси? Штурмана? Ну вот.

С пулемётчиком - логика, я думаю, такая: если уж дело дошло до пулемётов, то точно будет не до жратвы. В остальное время похода - он единственный, кто валандается без дела.

Мне интересно, как морское традиционное "кок" стало вдруг "кандей"? Это особенность местной в/ч или рода войск?

Кандейкой же тут называют ведро, кастрюлю, иногда кружку.

Вот у Солженицына: кондейка (через "о") - карцер.

Также встречается в значении: чулан, кладовка. У Виктора Конецкого (кап.дальнего плавания, писатель, соавтор сценария фильма "Полосатый рейс"): кондей - повар на кораблях рыболовного флота. Однако этимология всё равно неясна.

Смотрим, что там в словаре у Даля: "КАНДЕЯ ж. кандейка ниж. ряз. тамб. - ендова, коновка. Зовут кандейкою, кандеечкою и деревянную чашку, чашечку".

Интересно, а "кондей" у Даля есть?

Есть! В издании 1905 года: "Кондѣй - воркотунъ". Идём смотреть "воркотун", и вот, один из вариантов: "Воркотуха в животе идет, ворчание, воркот..."

С голодухи урчит, стало быть.

Ненаучно, но как увлекательно!

•••

Конечно, в редкие минуты покоя я вовсе не занимаюсь филологическими изысканиями, а пишу письма, как и в этот раз.

Внезапно крышка люка открывается, вниз скатывается Боцман. После палубы меня в полумраке не видит, наклоняется к насосу, подающему забортную воду к гальюну. Пытается что-то открутить, естественно, не получается. Оборачивается к столу с инструментами, за столом сижу я, Боцман аж вздрагивает:

- О! Ты что здесь делаешь?

- Да вот...

- Так, ну ладно! Давай разводной ключ, молоток, пассатижи и иди сюда!

Со старшим по званию спорить, конечно, нельзя, но...

- Товарищ мичман! А что вы это делаете?

- Как что? Насос надо снять!

- Зачем? Он с утра ещё работал!

- Ты что-то много что-то вопросов что-то задаёшь! - Боцман понимает, что пропить целиком насос уже не получается, но не теряет надежду - Тут эта...Тово. Почистить надо, плохо качает!

Делать нечего, сняли, разобрали...

- Товарищ мичман, не видели куда втулка бронзовая делась?

- Ты, матрос, эммм, что-то много спрашиваешь что-то!

- Так без втулки насос работать не будет!

- Ну что-то придумай пока что-то, возьми конец (верёвка, морск. жаргон), привяжи кандейку, забортной водой что-то смывать будете. А я потом принесу что-то на замену!

- Короче, мичман! - (тут я решил пойти ва-банк, терять мне нечего: или настучат по шее годки́ за то, что за насосом не уследил, или мичман, за неподчинение) - Я сейчас иду в кубрик, докладываю дембелям обстановку, а там не знаю, хоть концы в воду, но кто-то что-то точно сегодня отхватит!

Озадаченно шевелит усами, быстро перебирая лапками вылетает на палубу, по дороге бьётся головой о закрытый люк. Выбравшись наверх:

- О! Тут на палубе втулка валялась, на, держи! И это! Не уходи никуда, сейчас вернусь. Солярки отлей. Две...нет, четыре канистры!

Удалясь, бормочет: "Шла шобака по шошше и шошала шило!"

(шило - общеармейск., спирт)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!