Салах ад-Дин
Один из величайших правителей Востока за всю историю, родился в 1137 году в окрестностях города Тикрит на севере современного Ирака. Его отец Айюб был начальником городской крепости, однако вместе со всей своей семьей был изгнан из города по приказу местного губернатора за убийство знатного горожанина, которое совершил его брат по мотивам чести. В ночь после изгнания из Тикрита жена Айюба родила мальчика, которого назвали Юсуфом. Спустя несколько десятилетий весь мир узнает его под прозвищем Салах ад-Дин (Благочестие веры).
Учитывая, что и отец, и дед Юсуфа служили наемниками на службе у фатимидов, военная карьера была уготовлена ему еще с пелёнок, однако он сам в молодом возрасте больше интересовался вопросами изучения Ислама, чем аспектами военного искусства. Тем не менее, по настоянию семьи Юсуф все же поступил на должность младшего офицера в войско своего дяди Ассад ад-Дин Ширкуха, и отправился наводить суету в Египет.
В середине XII века Фатимидский халифат пришел в упадок, и некогда великое государство разрывала изнутри борьба за власть. Главным объектом вожделения всей местной элиты был титул визиря Египта, в чьих руках находилась фактическая власть над Халифатом. С 1121 по 1162 годы на посту правителя Египта сменилось семь человек, при чем шесть их них занимали трон после убийства предшественника. В декабре 1162 года Шевар ибн Муджир сверг с трона своего коллегу по опасному бизнесу, сел на его место и немедленно занялся старыми добрыми репрессиями и грабежом. Он убил всю семью своего предшественника и присвоил себе их золото, драгоценности и дворцы. На центральные должности новый правитель усадил своих друзей, которые также не стеснялись разворовывать казну. В результате спустя девять месяцев правления новый визирь был свергнут сам. Однако Шевар остался жив в результате переворота и сумел бежать в Сирию, где принялся строить планы мести. За помощью он обратился к эмиру Дамаска Нур ад-Дина Занги и попросил дать ему армию, в обмен на что после возвращения титула обещал покрыть расходы на экспедицию и каждый год отправлять треть государственных доходов в пользу Занги. Подумав, что от таких предложений не отказываются, Занги дал Шевару в подчинение армию Ширкуха, в которой и служил Салах ад-Дин.
В начале мая армия Ширкуха подошла к Каиру, свергла нового визиря Дирхама и восстановила на троне прежнего правителя. В благодарность за помощь Шевар отказался выплачивать вознаграждение спасшей его армии и немедленно приказал им убираться из Каира... Разумеется, предводитель войска Ширкух такого жеста не оценил и пригрозил визирю очередным свержением. Недолго думая, Шевар отправил посольство к королю Иерусалима Амори I и призвал к себе на помощь крестоносцев, а тех и не надо было просить дважды... В июле 1164 года христианское войско вторглось на территорию Египта и вскоре осадило армию Ширкуха в крепости Бильбейс. В свою очередь воспользовавшись отсутствием иерусалимского короля в родных пенатах, Занги созвал мусульманских эмиров в священный поход против крестоносцев и вскоре вторгся в их земли. 12 августа христианская и мусульманская армии сошлись в битве при Хариме. Сражение закончилось полной катастрофой для христиан - арабские отряды симулировали отступление и заманили крестоносцев в заросли тростника, в котором всех их и перебили засевшие в засаде мусульмане. В результате сражения погибло около 10 тысяч христиан, а в плен к врагу попали князь Антиохии Боэмунд, граф Триполи Раймунд III и граф Эдессы Жослен III (все они в разные годы были отпущены из заключения в обмен на выкуп), тем самым оставив без правителей три крестоносных государства из четырех. Лишь Иерусалим сохранил своего короля Амори I, который после разгрома крестоносцев был вынужден возвратиться в Палестину.
Тем не менее, союз визиря Египта и иерусалимского короля действовал еще несколько лет, и их объединенные войска периодически сходились с армией Ширкуха с переменным успехом для обеих сторон. Конец союза крестоносцев и египтян наступил в 1169 году, когда Амори I неожиданно двинул свои войска на завоевание Египта. Первым делом крестоносцы захватили город Бильбейс и устроили в городе жуткую резню, истребив всё его население, невзирая на возраст, пол и вероисповедание, после чего двинулись на Каир. Визирь Шевар срочно запросил помощь у Занги, против которого он и призвал этих самых крестоносцев... И вновь Ширкух в сопровождении Салах ад-Дина выступили на помощь непутевому визирю. Узнав о приближение крупной армии мусульман, Амори решил не искушать судьбу и повернул назад в Палестину. Ширкух же со своей армией вскоре вошел в Каир и взял под стражу Шевара. 18 января Салах-ад-дин собственноручно отрубил визирю голову с письменного одобрения халифа. Новым правителем Египта стал полководец сирийской армии Ширкух, который благополучно скончался в том же году, вновь освободив теплое, но очень опасное место на троне. Тогда на пост выдвинули племянника умершего Ширкуха Салах ад-Дина, которого поддержала основная часть сирийских правителей за его заслуги в сражении с крестоносцами. Получив нежданно-негаданно в свою руки гигантскую власть, Салах ад-Дин не растерялся и укрепил свое влияние во вверенной ему территории, в том числе из-за постоянных побед над войсками Амори, который не прекращал попыток вторжения в Египет.
В 1174 году умер эмир Дамаска Нур ад-Дин Махмуд Занги, даровав тем самым Салах ад-Дина политическую независимость и возможность привести под свою власть еще и Сирию. Уже 23 ноября 1174 года Салах ад-Дин сумел договориться с сирийской знатью и направил к Дамаску отряд из семисот конников, которых верные ему люди пропустили в город. В последующие несколько лет войска Салах-ад-дин захватили главные сирийские города, разбили армии эмиров, также претендовавших на местный престол, тем самым приведя Сирию под властью их предводителя. Объединив восток под своей властью, Салах ад-Дин повел решительную войну против христианских государств в регионе в надежде вернуть под мусульманское влияние города, потерянные в результате первого крестового похода.
Продолжение следует...





Лига историков
19.4K пост55K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения