Серия «Уроки наедине»

119

Уроки наедине #1. Экзаменофобия

Готовлю детей к ОГЭ и ЕГЭ по точным наукам уже три года.

В прошлом году ко мне в руки попал мальчик Гриша. Цель - подготовка к ЕГЭ сразу и по математике, и по информатике.

На первый взгляд, обычный парень, со знаниями чуть ниже среднего, на пробном занятии информацию впитывал хорошо, логически рассуждать способность имел... Что же могло пойти не так?

Конечно же, всё.

Через месяц наших мозговых штурмов Гриша пишет пробник в школе. Я, конечно, знал, что Нобелевку по математике ему не дадут, но 2 балла из 12 -- это как на марафоне 10 метров пробежать.

Начал разбираться. Дал ему на занятии похожие задачки -- щёлкает как орешки. Сую ему пару задачек из других вариантов ЭТОГО ЖЕ пробника -- ещё и говорит мне: "а посложнее что-нибудь есть?"

После разговора с мамой всё встало на свои места. Гриша, оказывается, был мастером по части внутренних эмоциональных качелей— особенно, когда дело доходило до страха и паники. На контрольных у него руки тряслись, как у барабанщика на рок-концерте, а бонусом неизвестный вирус нажимал в мозге кнопку "выкл". И это при том, что в спокойной обстановке он мог запросто написать на четвёрку!

Но это ещё цветочки. Ранее, в 9 классе Гриша пересдавал экзамен по математике. И знаете, почему? Парень пришёл на ОГЭ, сел, посмотрел на первые задачки (те самые про шины, для тех, кто в теме), понял, что не может их сразу решить, встал, сдал чистые бланки и вышел из аудитории с гордым видом.

Б Л Я Т Ь.

Вот это слово идеально описывает мой внутренний диалог в тот момент. Я не представляю, как на экзамене можно просто встать и уйти. Ну не поддаётся это логике. И здравому смыслу.

Ещё как-то раз во время одного из занятий я внезапно узнал, что парню летом стукнет уже 19. Почему? Отвечает, что злая математичка оставила его на второй год в 10 классе. Хз, насколько это правда, может, и соврал.

Блин, зная, что у ребенка такие проблемы с самоконтролем, я бы не тянул его в 10 класс и на высшее образование. Колледжи и техникумы ждут, там можно получить специальность и спокойно работать.

Дальше всё шло абсолютно в таком же русле. На моих занятиях Гриша усердно работал и домашку делал, а на контрольных какал жидким и с трудом перебивался с двойки на тройку.

Я свои размышления маме озвучил, сказал, что ребёнок на экзамене точно так же поступит, нужно либо работать усердно с психологами, либо отказываться от идеи сдачи ЕГЭ. На что мама причитала "не надо, Гриша всем рассказывает, какой вы у него замечательный, он с вами полюбил математику, к вам никаких претензий, просто занимайтесь дальше, пожалуйста, мы будем платить".

Хозяин - барин. У Гриши была тяга к знаниям, у меня - к деньгам.

Итог предсказуем, как финал мыльной оперы. Казалось, дно пробито, но снизу постучали -- 18 баллов по информатике. По математике полная неизвестность -- со мной оборвали все контакты одним днём.

А я предупреждал.

Серия "Уроки наедине" - записки про репетиторство.
И
вот тут можно подписаться на меня на Пикабу.

Показать полностью
333
Лига Педагогов
Серия Уроки наедине

Записки юного учителя #58. Пряник хорош, но где же кнут?

Я работаю учителем информатики в школе.
В первый год работы репетиторствовал и не гнушался ездить заниматься на дом.

И есть у меня одно довольно любопытное наблюдение. Быть может, у меня плохая выборка, или я просто ещё мало ездил, но вот что я заметил.

Дети, в основной своей массе, довольно пофигистически относятся к занятиям, плюс их не сильно вообще волнует основная цель занятий - глубже понять какие-то темы и подтянуть таким образом оценки в школе.

Ребёнок 1 - Ваня, 9 класс. В школе по информатике едва-едва тройки, но планирует сдавать ОГЭ по информатике. Знания так себе, старается мало, а домашки, если и делает, то в последний момент. Иногда я даже заставал его за этим занятием - перед моим приходом Ваня лихорадочно пытался что-то сделать, но... Естественно, если всю неделю ничего не учить, то всё забудешь.

При всём при этом у Вани был 13-й айфон, а занимались мы с ним на невероятно навороченном компьютере. Огромный монитор в 4к разрешении, на рабочем столе куча ярлыков крутых игр, топовая видеокарта, красивая RGB-подсветка, водяное охлаждение...

Но пока остановимся на этом и перейдем к следующему.

Ребёнок 2 - Дима, 9 класс. Про Диму я недавно писал (ссылка), но если вкратце - знаний ноль, а желание учиться, кажется, вообще имеет отрицательное значение. Но при этом занимаемся мы на новеньком игровом ноутбуке, который полностью его, как я выяснил у мамы. Опять же -- куча ярлыков игр, и даже дошло до того, что когда мы один раз занимались, я увидел у него свернутую Доту.

Уже понимаете, к чему я? Ну давайте, на добивочку.

Ребёнок 3 - Вася, 11 класс. Оценки хреновые, знания ниже плинтуса, топовый игровой компьютер в комнате, приставка, два планшета и игровой ноутбук до кучи.
К занятиям отношение никакое, парень откровенно скучает, не сильно что-то слушает, как я ни стараюсь, домашки не делает вечно с оправданиями "я забыл, я не успел" и т.д.

Во всех этих случаях я говорил мамам, что для эффективности занятий стоит все-таки объяснить детям, мол, домашку делать надо, проявлять интерес тоже надо, иначе высоких оценок нам не видать, выхлоп от занятий будет околонулевой, и хоть мне 5 тысяч за час плати, хоть 10 - ничего не поменяется.
Но, по всей видимости, им просто хотелось кидать в меня деньгами для собственного успокоения.

А теперь личное мнение.
Если бы у меня были настолько хреновые оценки, и при этом я бы ещё так пофигистически относился к занятиям, у меня давно бы вместо новенького смартфона была кнопочная нокия, а вместо игрового ноутбука -- старенький семейный ноут, который такой слабый, что действительно "только для учёбы".

Понятно, что хорошо учиться меня мотивировало не только это - за хорошую учёбу в школе я получал много других плюшек. И нет, за единичные двойки или тройки у меня ничего не отбирали. Зато я хорошо понимал, что всего этого лишусь, если двойки и тройки будут систематически.

Ну и всегда был принцип: "сделал дело - гуляй смело".
А дети, про которых я рассказал, почему-то спокойно играют, при том, что к занятию со мной абсолютно не готовы.

Выводы делайте сами.

Показать полностью
80
Лига Педагогов
Серия Уроки наедине

Записки юного учителя #57. Отношение к матери

Репетиторствую. Раньше выезжал на дом, и сегодня вспомнил один пиздец, хотел поделиться с вами.

Как-то раз закончил заниматься с одним парнем, выхожу из комнаты, тот сразу за компьютер и начинает играть.

Уже в сенях, собираюсь выходить, и тут мама мальчика говорит мне, что сегодня все деньги сняла с карточки, поэтому занятие оплатит наличкой. Стою жду. А в зеркало в прихожей с моего ракурса очень хорошо видно дверь в комнату пацана. И вот мама деньги взяла, и по пути ко мне стучится к сыну. Открывает дверь и спрашивает:

- Серёженька, у тебя всё хорошо?

А Серёжа, даже не повернувшись к матери, медленно поднимает вверх средний палец. И она только и может растерянно сказать:

- Ну, я рада, что у тебя всё в порядке.

Вот просто нет слов. Я после этого даже деньги не хотел брать.

Слава богу, через неделю она позвонила и сказала, что они из-за финансовых проблем не могут себе позволить репетитора, поэтому наши занятия прекращаем. Может, оно и к лучшему.

Я бы не смог после такого его учить.

230
Истории из жизни
Серия Уроки наедине

Продолжение поста «Записки юного учителя #56. Мальчик Дима с чистыми глазами»1

Итак, вводные из предыдущего поста.
Я учитель информатики.
В мои руки попал лентяй Дима, которому надо было срочно подготовиться к экзамену по информатике.
Невероятно, но подготовить его я смог.
Теперь надо его готовить к математике...

Первое занятие математикой с Димой показало, что путь будет сложным.
Я прихожу в квартиру, дверь мне открывает его бабушка и с порога заявляет:
-- А у нас капризы!

Я, естественно, особо ничего не поняв, раздеваюсь и прохожу в комнату. Бабушка идёт за мной. Я спрашиваю, мол, а где Дима, на что получаю фееричный ответ:
-- Он в ванной заперся, когда вы позвонили в домофон.

Сказать, что я очень сильно удивился - это ничего не сказать :)
Ну т.е. прикиньте, мама заплатила деньги, я приехал, а он заперся в ванной.
Ну, собственно, моя задача учить, а не воспитывать, поэтому бабуле я заявил, что час мой оплачен, а значит, я располагаюсь здесь и жду, когда Дима соизволит выйти.

Заодно позвонил маме, но она была на работе и мне не ответила. Написал смску.

Дима, конечно же, не вышел, и я отправился восвояси, попутно охреневая от происходящего.

Дальше - больше. Дима не знал математику ВООБЩЕ.
При решении уравнений плюсы и минусы к числам он ставил совершенно случайно, неравенства были для него чем-то из области фантастики, а знак квадрата над иксом он просто игнорировал - двоечка и двоечка. Про сложение дробей, а если ещё и с разными знаменателями... Я промолчу.

Про геометрию тоже сказать нечего - Дима не мог нарисовать прямоугольный треугольник и посчитать гипотенузу по теореме Пифагора. В остальных областях познания были такими же.
И его надо было в считанные дни натянуть на тройку. Человека, в глазах которого при вопросе "чему равен дискриминант" в глазах стоял февраль...

В общем, всё было настолько хреново, что я искренне не понимал, как Дима доучился до девятого класса. КАК, ну вот КАК можно было нарисовать тут ему тройку...

В общем, две недели я пытался что-то в Диму вбить, получая неплохие деньги. Самая сложность была в том, что он не только должен был набрать определённое количество баллов, но и преуспеть как в алгебре, так и в геометрии. И, учитывая, что он не делал домашку, этого достичь было сложно.

Математику он в итоге тоже сдал. Мама написала мне восторженный отзыв на Профи.ру, а я отправился отдыхать.

Показать полностью
168
Истории из жизни
Серия Уроки наедине

Записки юного учителя #56. Мальчик Дима с чистыми глазами1

Я работаю учителем уже больше года, и хочу сегодня вам рассказать одну историю. Это будет история про мальчика Диму.

16-летний мальчик Дима появился в моей жизни летом, в июне. Диме предстояло сдавать ОГЭ по информатике, и, как сказала мне его мама, "нужно ребёнка немного подготовить и подтянуть слабые места".

Что ж, накидал примерный план занятий, решили, что занимаемся 9 дней, по одному часу в день. Конечно, этого недостаточно, чтобы написать экзамен на пятёрку, но нужна была хотя бы тройка.

В первый раз, когда я приехал к Диме, ничего сильно странного я не обнаружил. Обычный вроде довольно блеклый парень, занимающийся из-под палки и не вполне осознающий, что ему предстоит. Тройки, по всей видимости, рисуют, потому что знаний нет. У него были очень чистые красивые глаза, в которых, к сожалению, было пусто.

Ничего, провели первое занятие, да, соображает медленно, считает ещё хуже, но работать можно.

А вот потом начались проблемы. Три раза мама отменяла занятие со словами "у Димы болит голова" -- вместо 9 раз мы позанимались всего 6. Ну и Дима принципиально не делал домашку. Вообще. Никак.

На третий раз я сказал маме, что ничего гарантировать не могу -- если Дима ничего не делает, и на следующий день как чистый лист, а я себя попугаем ощущаю, по десять раз одно и то же рассказывать.
Серьёзно, я прихожу к нему, задаю самый простой вопрос по теме прошлого занятия, он молчит. Я заглядываю в его глаза, а там -- февраль...
Мама сказала, что всё нормально, и она в нас верит.

Дима, тем временем, заявил мне после одного из занятий, что пойдёт работать в Макдональдс. Что ж, для подростка стремление неплохое, и даже похвальное, я бы сказал. Но потом Дима начал рассуждать, что заработанные деньги он поставит в казино по какой-то невероятно выигрышной стратегии... и тут мой интерес увял.

В общем, когда Дима пошёл на экзамен, я молился, чтобы он сдал, ибо накануне мне показалось, что он не знал ничего вообще, даже после недели занятий.
И каким-то чудом на минимальный балл написал.

Я облегчённо выдохнул, клятвенно себе пообещал, что НИКОГДА БОЛЬШЕ не возьмусь за таких учеников и продолжил заниматься июньской школьной рутиной.

Но буквально через несколько дней раздался телефонный звонок:
-- Тимофей Алексеевич, а вы математику преподаете? Дима тут завалил ОГЭ по математике, надо подтянуть.

Об этом я расскажу в другой раз. Я даже не знал, что мне предстоит...

Показать полностью
2481

Записки юного учителя #29. Стимул!

Прикольный случай был вчера.
Еду к ученику.
Уставший уже, вечер.
Иду от метро, понимаю, что опаздываю минуты на две, не критично.

Приходит смс-ка о зачислении денег на карту от папы ученика...
...
...
...
Резко ускоряю шаг!!!
В итоге успел.

5440

Записки юного учителя #27. Деньги за так

Работаю репетитором.

Уже которую неделю происходит что-то странное. Не первый раз.

Я приезжаю к ученику, его по какой-то причине нет, мама извиняется передо мной, отдаёт денежку и отпускает.

У богатых свои причуды...

124

Записки юного учителя #15. Репетиторство

Увидел на просторах интернета вот этот мем, решил с вами поделиться.

Записки юного учителя #15. Репетиторство

Ситуация-то близка к реальной.

Вот я репетиторствую.
У меня есть ученики как за тысячу, так и за 3 тысячи в час. Там довольно большой разброс, что забавно.
И вот их отношение...

Ученики за 1к:
— постоянно опаздывают
— д/з часто не делают
— переносят занятия
— забывают перевести вовремя деньги

Ученики за 3к:
— Здравствуйте, trenchar Батькович, очень рады, что вы пришли! Мы всё сделали ещё позавчера! Чай, кофе будете? Как он? Успевает, всё хорошо? Ну и слава богу. Всё, занимайтесь, не мешаю, денежку Вам я уже перевела!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!