Серия «Как это все работает: летадло»

71

Ответ Jah6atist в «Гордость за Россию!»22

Вам хуй угодишь и проще просто сказать - идите нахуй. Потому что я на протяжении года, а мои коллеги пары лет остаются ночами на заводе чтобы отправить очередное сложнейшее изделие для двигателя ПД-14. В виде Модуля ТНД, Ротора ТВД, разделительного корпуса и других изделий. Наши лучшие умы работают чтобы вас, пидоров, потом возили на этих самолетах. Нет ничего сложнее приемки гражданской авиации и эти двигатели собираются, испытываются, разбираются, дорабатываются, собираются, испытываются, разбираются, дорабатываются... и

Проверим даты.

Ростех: В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т).
Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные – в 2015-м.
Ростех: 30.01.2020 ПД-14: пять фактов о новом российском двигателе

Про ТВ7-117СТ для Ил-112В ничего не хотите вспомнить? Кто его проектировал, и точно ли это "лучшие умы" ? Или это "лучшие, готовые работать бесплатно" ?
И стоит ли куда-то ставить ТВ7-117СТ такой "ночной сборки", кроме музея?

Похоже, автор принципиально не понимает, что его "два года ночами" означает только одно - отвратительную организацию труда на всех стадиях, с соответствующим качеством.

8

Почему российская импортозамещенная гражданская авиация не взлетает, и не собирается. Итоги 20241

Для лиги лени. Самолет – это не только двигатели, крылья и хвост, это еще и система обслуживания.

Не лепо ли ны бяшетъ, братїе, начяти старыми словесы трудныхъ повестїи?

Прилетала в наши теплые края одна знакомая, искупаться, и не только, и (очень странно, но так совпало) зашел и с ней, и не только с ней, разговор «что не так с ГАРФ» и почему. Что изменилось за 30 лет, с распада СССР и куда это все прилетело.

Легаси, которое потеряли.

В перестройку СССР вошел с огромным зоопарком ГВФ – гражданского воздушного флота. В строю были одновременно:

Ту-134. Выпуск – Харьков, двигатели - Д-20П-125 -  Д-30 (1,2,3 серий, Рыбинск, Пермь). Первый полет 1963, серия 1966, прекращения выпуска – 1989.
Варианты - Ту-134А, Ту-134Б и еще десяток малых серий для военных и не только.

Ту-154. Выпуск - Куйбышев (Самара), двигатели - НК-8-2 (Казань) и Д-30КУ (Рыбинск). Первый вылет 1968, серия 1970, выпуск после конца СССР. (1968 – 1970 – 1990+)

Ан-24. Выпуск – Киев, (1959 – 1962 – 1979). Двигатели - АИ-24 (Запорожье).

Як-40. Выпуск – Саратов (1966 – 1966 – 1981). Двигатели - АИ-25 (Запорожье).

Як-42. Выпуск – Саратов (1975  - 1977 – 2003). Двигатели - Д-36 (Запорожье).

Ил-76. Выпуск – Ташкент (1971 - 1973 – формально до сих пор в виде Ил-76МД-90А ПС-90А-76). Двигатели - Д-30 (1,2,3 серий, Рыбинск), ПС-90А (Пермь).

Вариации типа Ту-204, Ил-86, Ил-96 , Ан-2 и Ан-12 считать не буду.

Кто-то вспомнит Ту-144? До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами 23 мая 1978 года экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажиров. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.

Ан-72 – грузовая машина.

Что общего у всех этих машин?

Это все машины (кроме Ил-76МД-90А)
- разработки середины 60х – начала 70х
- с БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) на основе технологий 60х.
- с двигателями из тех же 60х.
- с крылом и общей конструкцией, и материалами оттуда же.

Насколько это критично?

В июле 2019 года СибНИА завершил работы над самолётом на базе ЯК-40. Установленные два двигателя (Garrett TFE731, теперь Honeywell TFE731) вместо трёх и цельнокомпозитное крыло позволило увеличить крейсерскую скорость до 700 километров в час вместо 500 км/ч у ЯК-40 и снизить расход топлива до 560-590 килограммов в час вместо 1150.

Можно ли снизить расход топлива еще больше?
Можно. Разными путями:
CFM тестирует RISE (Revolutionary. Innovation for Sustainable Engines) open-rotor design – сразу на A380. 20% топливной экономии, с работой на Sustainable aviation fuel, SAF (очистках), и водороде.
Rolls-Royce показывает UltraFan – обещая на 10% больше выше эффективность, чем Trent XWB.

Идет работа и по материалам:
A University of Virginia-led research team has developed new protective coatings that allow turbine engines to run at higher temperatures before components begin to fail.

Kristyn D. Ardrey et al, Opportunities for novel refractory alloy thermal/environmental barrier coatings using multicomponent rare earth oxides, Scripta Materialia (2024)

Bjorn’s Corner: New engine development. Part 21. The High Turbine.

Система управления:
С 2016 года Safran Electronic поставляет FADEC 4 – в 4-10 раз быстрее FADEC 3, применение снижает потребление топлива на 15%. 
Next-Gen FADEC Systems Pursue Digital Advances

Что еще можно сделать, и что делается в мире?
Пробуют новые материалы и работают над качеством уже имеющихся. Тут и новые композитные материалы, и внедрение нано-микро-всякого в структуру, и неразрушающий контроль качества. Все вместе это позволяет сбросить килограмм тут – килограмм там. Везде, начиная от материалов обивки для сиденья, и заканчивая толщиной стенок надувных трапов.

Новые бортовые системы.
Современный самолет набит электроникой.  Если в ходе плановой замены скинуть 10-20-50 килограмм, хотя бы на весе возимых экранов в спинках, то их скинут.

Новое крыло.
Появление винглетов (1975 впервые - 1985 в серии - 1991 новые варианты) снизило расход топлива на 5-7%.  Возможно, 0.5 – 1% еще найдут.

Экипаж.
Бортинженер – это не только 60-100 килограмм, это и кресло, и его консоль, и кислородная система, и зарплата и место в салоне. Full Authority Digital Engine Control (FADEC) стоит дороже, но весит меньше, в пересчете на пару лет работы получается дешевле. И топливо экономит.

Система обслуживания.
Самолет мало набить пассажирами, его надо набить пассажирами быстро.  Быстро заправить, водой и керосином, быстро разгрузить от пассажиров, багажа и сортира. И быстро починить. Можно использовать поддоны (unit load device). Или не использовать.
Вокруг самолета есть масса всякого специализированного железа – от водила (Towbars, выпускается Clyde Machines) до заправщиков, систем замены колес, и до ассенизационной машины.
И, конечно, системы управления для всего бортового оборудования управления салоном и не только – от контроллеров сортира до FAP (Forward Attendant Panel) и PTP (Programming and Test Panel), в том числе и радио (Radio Management Panel).

И тысячи мелочей.
Начиная от масел и гидравлической жидкости в амортизиторах, заканчивая подшипниками в турбинах и удобство доступа к кранам, съемным панелям и прочая, прочая.
Казалось бы, такая мелочь – жидкость в амортизаторах. Но почему-то летавшие много лет более-менее исправно SSJ стали прикладываться при посадке, и вовсе не по перевесу.

Самое главное – деньги.
Почти никто в мире не покупает самолет за наличные или по карте. Почти всегда это лизинг, привязанные страховые взносы, etc. Нет системы кредитования и возврата самолета обратно в различных случаях, без этого число новых самолетов будет, но каким?

Что в итоге?
В итоге авиация из СССР летала, пока это было выгодно – пока Ту, Ил, Ан не доработали свой ресурс, пока были запчасти, пока были пилоты, тренажеры, система подготовки, обслуживания – всего, что было выше по списку. Про выпуск «новых» много говорили, но мало делали – задача действительно сложная, а прибыль от нее не очевидна. Кроме, разумеется, некоторого прилипания денег в процессе.

Что в итоге 2024 года?
ИНТЕРФАКС - "Аэрофлот" в 2025 году планирует вернуть в эксплуатацию двухпалубные широкофюзеляжные самолеты Boeing 747, сообщил гендиректор компании Сергей Александровский журналистам на ВЭФ-2024. Интерфакс.

Почему Джамбо? Есть и такое мнение:
двухпалубный  салон Boeing 747 позволяет установить больше кресел бизнес-класса, билеты в который значительно дороже, чем в эконом, и приносят авиакомпаниям хороший доход

«Аэрофлот» собирается вновь поставить на крыло Boeing 747

Что тут делать? Запишем эти простые, но в то же время мудрые слова:
В ближайшие 6 лет - до 2030 года - в России должно быть построено более 600 полностью отечественных лайнеров. Основу парка российских авиакомпаний составят Superjet и флагманские МС-21, эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300.
29 мар 2024. Ространснадзор.

Но не будем радоваться раньше времени:
авиакомпании приостановили полеты на 34 Airbus A320/А321neo — это половина всех самолетов данного семейства в России. Часть лайнеров выведены в резерв для экономии ресурса двигателей до высокого сезона, но 15–20 бортов могут так и не вернуться к полетам.
Двигатели выводят из оборота

TLDR.
Сделать 1,2,5,10 самолетов с характеристиками 70-х можно, и они даже будут летать.
Для текущего пассажиро-потока нужно около 1000-1200 «всяких» самолетов с годовым выпуском около 50, плюс пара сотен региональных – формата Viking DHC-6 Twin Otter или DHC-8

Все про это в курсе –
по прогнозам Минтранса в КПГА, парк иностранных самолетов всех типов должен был сократиться в РФ с 738 лайнеров в 2022 году до 319 самолетов к 2030 году с ускорением выбытия с 2026 года.
Планы выпуска российских самолетов до 2030 года могут быть сокращены

Показать полностью

Частная посадка на Луну – 2025 или почем копиум для НОРОТ

Для ЛЛ: невнятные рассуждения про полимеры

15 января 2025, без особого шума, к Луне ушел очередной робот - Blue Ghost Mission 1. Сегодня, 2 марта, в 8:34 UTC (11:34 по Москве) он так же тихо сел. Полторы тонны тихо, мирно сели – без шума, песен и плясок. Подача копиума в российских СМИ начнется завтра, и вот почему.

В первую очередь, это запуск частного посадочного модуля от Firefly Aerospace. Частная фирма за пять лет сделала то, что Роскосмос не смог с Луной-25 за двадцать лет.
Во вторую, с 2018 года их R&D находился на Украине, город Днепр, а заказы они пытались размещать на тогда чуть живом Южмаше. Не удивлюсь, если они забрали себе все оставшиеся кадры с КБ «Южное».

Так что, с понедельника с интересом жду рассказов «да там полезной нагрузки всего 91 кило», и «да СССР сажал такое еще в 19.. году».
СССР сажал.
РФ ?

Что в информационном поле РФ по космонавтике кроме этого?
В информационном поле РФ подают не очень свежий копиум, про то что NASA успешно догнало СССР.
Вроде уважаемый человек, популяризатор, а рассказывает вот такое.
Начисто забыт проект Skylab, которая по внутреннему объему ( 352.4 м3) почти не отставала от Мир (376 м3) – только это 1973 год, а не 1986.
Начисто забыт тот момент, что программа США с момента Шаттлов предусматривала эксперименты на Шаттлах, когда Шаттлы таскали на борту мини-станцию, SpaceLab, причем с 1981 года.
Но никак же нельзя сказать, что Роскосмос в существующем виде не способен даже сделать и запустить многострадальный НЭМ-1.
Проектировать НЭМ-1 начали в 2015, тогда же он должен был быть запущен, в крайнем случае в 2016 году. И сразу же начались переносы -  на 2019, 2022, и, в настоящее время, «на потом» - потому что в настоящее время модуль собран (в конце 2024), но не доделан настолько, что даже по плану испытания отнесены на куда-то «может конец 2025, может начало 2026».
План запуска отнесен на «конец 2027, но может и в 2028».

В беге на 100 метров советский спортсмен пришел одним из первых. Американский бегун был предпоследним"

Показать полностью 1
0

Ответ на пост «Мал золотник, да дорог... 02.09.2025»1

В Казани совершил первый полёт лёгкий многоцелевой вертолет "Ансат" с российскими двигателями ВК-650В.

КАРТА ДАННЫХ СЕРТИФИКАТА ТИПА № FATA-01065E
Авиационный маршевый двигатель ВК-650В

5. Ограничения по ресурсу критических деталей стр. 7
5.1 Ресурс, не менее:

Начальный ресурс вала свободной турбины, часов 74.36
Начальный ресурс остальных основных деталей, циклов 100
Интервал до первого тех. обслуживания, часов 74.36
Источник: Росавиация

Turbomeca safranArrius 2G1 (это двигатель) Ка-226T helicopter
Long TBO period: 3,000 hours.
Источник

TBO, Time between overhauls, это не совсем то же самое, что "интервал до ТО", но это проблема тех, кто пришет идейно верные скрипты

7

Гражданская авиация в РФ в 3 квартале 2025: ничего нового, по прежнему никто никуда не летит

Для лиги лени: Третий квартал 2025 не отмечен чем-то особенным, по прежнему никто никуда не летит.

Для лиги не такой сильной лени:
Сложность российской гражданской авиации не в том, что самолеты не летают – летать то летают. Был бы мотор – полетит и забор. Сложность в том, что цена на километра провоза пассажира существенно выше, чем на Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Let Kunovice, Cessna, итд.

Почему? Качество всего: Двигатели, система управления и прочие приборы, материалы, проектирование самого крыла и корпуса, система постпродажного обслуживания.
Когда самолет стоит «на ремонте», он денег не приносит. Хотя может показывать сопоставимые цифры в идеальных условиях.Но даже если и сопоставимые. Разница в расходе 10% от 20 тонн керосина, полной заправки МС-21, это 2 тонны керосина, по 75-80 тысяч рублей за тонну. 20 тонн - это при расходе от 2 до 3 тонн в час, это половина рабочего дня.

Теперь к теме.
У меня нет никаких сомнений в том, что МС-21, даже с упавшей до 2000 километров дальностью, рано или поздно выйдет на линии. Один. Или два. Или десять, если брать срок «до 2030 года». Есть короткие рейсы Москва – Санкт Петербург (700 км),  Москва – Нижний Новгород (450 км). Москва – Казань (800 км), Москва – Минск (700 км), Москва – Череповец (400 км), Москва – Архангельск (1200 км). При рабочей дальности 2000 км (с остатком топлива на запасные итд) МС-21 дотянет и до Сочи, и до Мурманска, и до Пятигорска и до Махачкалы. И даже до Екатеринбурга (1400 км), а там еще 1400 и Новосибирск, и еще 1400 и Иркутск, еще 1600 и Благовещенск, а там и Владивосток. Подумаешь, с 4 промежуточными посадками на дозаправку.
Коммерческая составляющая тут не важна, по гораздо более простым причинам, и это не гражданское импортозамещение.

Импортозамещение

Сейчас специальный летный отряд Россия, это открытая информация, включает:
Ми-8 — 8 шт (RA-25529, RA-25533, RA-25538, RA-25633, RA-25634, RA-25635, RA-25636, RA-25827).
Як-40 — 2 шт. (RA-87968, RA-87972);
Ту-214ПУ — 2 шт. (RA-64517, RA-64520);
Ту-214СУС — 2 шт. (RA-64522, RA-64524) — резервные;
Ил-96-300ПУ(М) — 2 шт. (RA-96012, RA-96016) — пункт управления (модифицированный) — резервный;
Ил-96-300ПУ(М1) — 2 шт. (RA-96020, RA-96021) — пункт управления (модифицированный) — флагман;
Ил-96-300 — 1 шт. (RA-96023) — специальная комплектация «Салон»;
Ил-96-300ПУ(М1) — 1 шт. (RA-96022)

Все самолеты не новые, или очень не новые, и как легко заметить, никаких суперджетов там нет.
У военных та же проблема.
Военным нужен минимум два типа транспортных самолетов. 
Первый тип - тяжелый, дальний, надежный как кирпич, транспортник. Он может быть с 4 двигателями, как Ил-96, может быть с двумя, но тягой побольше. Нужен транспортник, в который влезает хотя бы один танк.  В Ил-96-400 с его 58 тоннами как раз один танк и влезет. В том числе тяжелый борт нужен для платформы под аналоги Northrop Grumman E-8 Joint STARS (списаны в 2022-2023, идет разработка платформы Advanced Battle Management System - Joint All-Domain Command and Control JADC2) и Boeing E-3 Sentry.

Но ни о какой серии Ил-96 в Воронеже, и, тем более, о восстановлении Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ»)*, даже разговоров нет.
* ТАПОиЧ  - банкрот с 2010 года.

Второй тип – легкий, учебный, тренировочный. Вместо Як-40, Як-42 и Ту-134УБЛ - Ту-134УБКМ
Если вспомнить про задачи Ту-134УБЛ - Ту-134УБКМ , то отсутствие восстановление выпуска Ту 204/214 выглядит очень странным. Очень громко говорили, но отсутствие результата, в виде летающих новых бортов, тоже результат.

Теперь к теме: «МС-21 вот вот полетит почти как серийный, только не серийный, а из серийного там только технологии».

Проектирование и материалы:

08.07.2025 Специалисты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в Ростех) рассчитывают снизить вес нового самолёта МС-21 благодаря новым материалам и изменениям конструкции. Об этом рассказал первый заместитель управляющего директора ПАО «Яковлев» — директор Инженерного центра Анатолий Гайданский.

источник

То есть сейчас, при заявленной дальности 2000-2500 – МС-21 уже с трудом долетит из Москвы даже до Калининграда по заявленному маршруту. С трудом, потому что это не полет «для испытаний», а полет с остатком топлива для ухода на запасные аэродромы, плюс килограмм 300 «на прочий случай» итд . Или будет постоянно летать с полными баками, что на цену эксплуатации тоже влияет.

Весенние новости поражали своей прямотой –

11.04.2025 Новейший российский авиалайнер МС-21-300 совершил настоящий прорыв в сфере экономии авиационного керосина. По данным ЦАГИ, расход топлива у МС-21-300 вдвое меньше, чем у советского предшественника в своем классе, самолета Ту-154М (такое обозначение носит модернизированный Ту-154). Об этом заявил генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало в интервью РИА Новости. Ixbt, aviastat.

Учитывая, что при сравнимом запасе топлива Ту-154М отставал от Боинга в 1.5 – 2 раза по дальности, то «вдвое меньше» в 2025 году означает «где-то на уровне двигателей и самолетов 1990 года». Первый полет Ту-154м был в 1984 году, 40 лет назад.

Про бортовую электронику МС-21 доверили писать каким-то студентам из «сделано вроде у нас», и те сдали общеизвестный факт, что с импортозамещением микроэлектроники на МС-21 «не очень». К 2025 году, наконец, переписали бортовую операционную систему, но написать в тексте «но она работает только на 2.5 западных микропроцессорах» - это надо суметь. Впрочем, что еще ждать от студентов, знаний ?

Ничего нового с времен клеветы от Royal United Services Institute (RUSI) (Silicon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia's War Machine) (кто не умеет читать по-английски –может найти этот образце бессовестного вранья на русском, Кремниевый спасательный круг: западная электроника в сердце российской военной машины) на не имеющую аналогов.

Итого
Ничего нового к концу 3 квартала.
Производство Ил-96 не планировали, и не делали.
Производство ТУ-204\214 стоит, сколько то корпусов готовы, но степень готовности такая, что даже про тестовые полеты речь не идет.
Существующие образцы МС-21 с имеющимися характеристиками не хочет брать даже Аэрофлот. Характеристики так себе, дорого покупать, долго и дорого переучивать экипажи на другой тип воздушного судна, долго и дорого переучивать ремонтные команды, итд.
Импортозамещенный Суперджет сейчас упирается в двигатель. ПД-8, скорее всего, доведут до состояния «работает достаточно неплохо», но сколько времени это займет, вряд ли кто-то скажет.
Про легкие самолеты и вертолеты смотреть лень, там все то же самое, только двигатель меньше.

Хотя, пока у меня обед, как раз прислали:

У разработчика самолета «Байкал» второй раз за год сменилось руководство
Бывший гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ректор Московского авиационного института Михаил Погосян покинул пост председателя совета директоров Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), на который был назначен менее года назад. Об этом со ссылкой на источник на одном из авиазаводов и собеседника, близкого к акционеру УЗГА, пишут «Ведомости». (Лента)

Не знаю, не знаю. Я когда-то работал в одном здании, где раньше, в 90-е, был бордель. Там, когда дела не шли, не кровати двигали. Впрочем, и тут ничего нового.

Единственное «новое», это очередной пример бюрократических формулировок относительно новых самолетов. Новая формулировка:
«Сделан по серийным технологиям».
Не «серийный», не «полностью готовый», а «по серийным технологиям».

Сейчас других и нет, уже скоро 100 лет как плазово-шаблонный метод (и тот серийный) заменен. Сначала на численный, потом на цифровой.

Плаз (от фр. place — «место», сам плаз по-французски называют salle à tracer) — помещение для разбивки чертежа судна, необходимое для изготовления шаблонов и каркасов под сгиб и раскрой.

В самолётостроении — чертёж узла или части авиационной техники, выполненный на листе (щите) фанеры, металла или винипроза (пластамасса) в натуральную величину.

Lofting is a drafting technique to generate curved lines. It is used in plans for streamlined objects such as aircraft and boats. The lines may be drawn on wood and the wood then cut for advanced woodworking. The technique can be as simple as bending a flexible object, such as a long strip of thin wood or thin plastic, so that it passes over three non-linear points, and scribing the resultant curved line; or as elaborate as plotting the line using computers or mathematical tables.
One of that war's outstanding warplanes, the North American P-51 Mustang, was designed using mathematical charts and tables rather than lofting tables

С 1944-1945 года, а там и первые автокады в авиапромышленности появились.

Удар в спину

Airbus сейчас активно вкладывается в проект Future aircraft. Там все новое – новое крыло, новый двигатель, причем не турбовентиляторный, а с «открытым вентилятором» -
Open fan, Open Fan for Environmental Low Impact of Aviation , OFELIA, и
SWITCH (Sustainable Water Injecting Turbofan Comprising Hybrid-Electrics), и
EcoPulse (это под другие проекты, конечно)

Если проект «взлетит», то есть наработки окажутся эффективными хотя бы на 3-5%, то будет интересно.

Литература и ссылки
02.09.2025 Почему самолёт Ил-96 возит только президента, а обычных пассажиров — нет
The open fan revolution

Показать полностью
14

Авиация: промежуточный итог 2 квартала 2025 или почем копиум для народа

Для лиги лени: бумажные отчеты и восторженные статьи не заменяют отсутствия производства.

Вместо предисловия:

Те, кто характеризуется как либеральные круги, чиновники либеральных взглядов, они тут же [после отмены санкций] постараются обязательно свернуть все те достижения по импортозамещению, по суверенизации нашей экономики, ее производства, по обеспечиванию безопасности в тех сферах, от которых действительно зависит развитие в государстве — и военная безопасность, продовольственная безопасность, технологическая», — сказал Лавров. 14.04.2025,  Коммерсант, Сергей Лавров: нужна проверка чистоплотности наших украинских соседей

По словам Патрушева, доступность параллельного импорта привела к тому, что российские компании по-прежнему предпочитают закупать иностранные товары, не ведя собственных «перспективных разработок» и не используя «имеющийся в стране научно-технический потенциал». РБК, Экономика , 31 окт 2023 Патрушев заявил об изменении роли параллельного импорта в экономике

Тут что-то кучно пошли новости.

Вслед за как-бы-вовсе и не белорусским литографом, у которого из отличий:
Новая совместная разработка имеет ряд преимуществ: существенно увеличена площадь рабочего поля — 22 × 22 мм по сравнению с предшествующей — 3,2 × 3,2 мм, на ступень больше максимальный диаметр обрабатываемых пластин — 200 мм вместо 150 мм.

Удивительно, но не смогли не соврать даже в мелочах. Еще в 2022 году Планар заявлял:
Что касается диаметра пластин, сейчас большая часть оборудования предприятия позволяет обрабатывать пластины диаметром 150 и 200 мм. Визит в демонстрационно-маркетинговый центр ОАО «Планар»

Если бы к рекламе «уря уря» не привлекали кого попало, причем за тот же самый мелкий прайс, то имело бы смысл обсуждать, почему не смогли пойти в стандартный размер масок, цитата:

The industry standard EUV field and mask sizes are 26 by 33 millimeters and 6 by 6 inches, respectively. To make high-NA work, ASML and Zeiss opted to double the magnification in one direction, resulting in a half-sized field of 26 by 16.5 millimeters. ASML throws weight behind bigger EUV masks
ASML PAS5500/300 (DUV) - 22x27mm Stepper Mask-Making Guidelines (Generic)

Разговаривать же с пастой совершенно не интересно, тем более, что только что приняли закон:
основанием для попадания в перечень лиц, находящихся под иностранным влиянием, стало вовлечение сограждан в сбор и распространение военно-технической информации, которая может быть использована против России. В России расширили основания для признания иноагентом

НО, к самолетам.
Судя по новостям, каждый год импортозамещение все более лучше замещается
26.01.2023 Первый полет новых «суперджетов» перенесли на 2024 год
29.08.2023 Импортозамещенный самолёт SJ-100 впервые поднялся в воздух и сел на облако
17.03.2025 Опытный образец самолета «Суперджет» совершил первый полет с отечественными двигателями ПД-8.
31.03.2025 Третий опытный самолет Ил-114-300 присоединился к программе летных испытаний.
09.04.2025 Опытный образец самолета «Суперджет» с двигателями ПД-8, создающийся в широкой кооперации предприятий Ростеха, продолжает серию испытательных полетов. (Ростех)
29.04.2025 Лайнер МС-21 с новыми российскими системами совершил первый полет
04.07.2025 За два года отечественный самолет МС-21 подорожал на 65%

Как легко заметить, последние несколько лет каждый раз Суперджет «почти импортозамещенный», как и МС-21, и Ил-114.

Немного истории.
В 2002 Garuda Indonesia Flight 421 сел на реку, в результате остановки сразу двух CFM International CFM56, выпускаемых с 1974 года. Потребовалась пара доработок, пара лет, и пара сотен миллионов, чтобы CFM56 перестали глохнуть в дождь.  
В 2023 году начались очередные проблемы с семейством Pratt & Whitney GTF - Pratt & Whitney PW1000G (PW1100G, PW1500G, PW1900G).
Про боинг и говорить не стоит.

У всех бывают проблемы. Ожидать, что у первых полу-опытных импортозамещенных машин, сразу все будет хорошо, и хорошо «везде» можно, но нужно ли?

Проблемы SSJ-100 и MC-21 не в технике.

Проблемы  SSJ-100 были давно известны и до санкций, и эти проблемы – обеспечение запчастями. Мало сделать самолет, 1 штуку. Нужно обеспечить его ремонтопригодность, и эксплуатацию.
Ремонтопригодность, это в первую очередь, обученные специалисты, запчасти, и инструменты. Или возможность максимально быстро доставить все вышеперечисленное.
Эксплуатация, это в первую очередь тренажеры, учебные материалы, и учебные программы.
Для показательных полетов, как всю свою недолгую историю в 50 (пятьдесят) полетов летал Ту-144, можно брать хоть летчиков-испытателей. Для реальной эксплуатации пилотов придется учить с ноля. При том, что суточный \ месячный налет в первые пару лет эксплуатации будет страдать.
Это было известно давно, еще в 2024 вышла статья падение суперджета.

Немного статистики за 2 квартал 2025.

«СуперджетНью» (Superjet 100, он же SSJ-NEW)
SaM146 борт заводской 97001 регистрационный 97021 – на испытаниях с весны 2024.
SSJ-NEW с ПД-8 борт 95157 – на испытаниях с весны 2024.
Всего на испытаниях три борта: 95157/97012, 97001/97021, 95003/97003
БЕ-200 – второй для Алжира. Доставлен с задержкой в пару лет - 16.12.2024.
Algeria received the second Be-200ES amphibious aircraft
ТУ-204 (214). Поставок нет, планы сдвинуты «на потом».
Казанский авиационный завод имени Горбунова (КАЗ) сорвет обновленный план по выпуску самолетов Ту-214 и не сможет до конца года построить и передать авиакомпаниям четыре новых борта. Об этом со ссылкой на источники, знакомые с производственными планами предприятия, пишут «Ведомости»
Ил-112В и Ил-114. На испытаниях, планы сдвинуты «на потом».
МС-21. На испытаниях, планы сдвинуты «на потом». При этом [в протоколе совещания Минтранса России с представителями авиакомпаний, «Ростеха», ОАК и Росавиации по вопросам летно-технических характеристик воздушных судов МС-21, Ил-114, SJ-100, «Байкал» (ЛМС-901) и их обслуживания] подчеркивается, что летно-технические характеристики МС-21 не соответствуют плановым.

Ничего нового с 01.03.2024, статья Российские самолеты тяжелы на подъем:
Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов, разрабатываемых для замещения западного флота,— SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300. Поставки должны были начаться в 2024 году, но теперь сдвинуты на 2025–2026 годы. Кроме того, по данным “Ъ”, сертификация самолета «Байкал» Уральского завода гражданской авиации перенесена на 2024 год, начало поставок — на 2025 год.

То, что сроки будут сорваны, теперь выдается за «запланированный срыв», цитата:


— С чем связан сдвиг вправо срока производства самолетов?

— Для начала, если говорить о сдвижке вправо — это изначально было про наши внутренние сроки: по самолетам SSJ100 и МС21 были не 2023-й и 2024-й, а 2025-й и 2026-й. Но для более, извините за моветон, жесткой мотивации самой промышленности — это и мной принималось решение для того, чтобы на внешний периметр и на принимаемые обязательства со стороны министерства были более жесткие сроки.
Первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью телеканалу РБК, 17.06.2025

И перенос стоит уже на 2027-2028:

«Если мы говорим сегодня про двухчленный экипаж на тот же самый Ту-214, который мы планируем производить если не десятками, то хотя бы двумя десятками к 2027–2028 годам. <...> Мы рассчитываем на грузовые версии 214-го», — сказал он в эфире РБК-ТВ.

Финал.

Те, кто характеризуется как либеральные круги, чиновники либеральных взглядов, они тут же [после отмены санкций] постараются обязательно свернуть все те достижения по импортозамещению, по суверенизации нашей экономики, ее производства, по обеспечиванию безопасности в тех сферах, от которых действительно зависит развитие в государстве — и военная безопасность, продовольственная безопасность, технологическая», — сказал Лавров. 14.04.2025,  Коммерсант, Сергей Лавров: нужна проверка чистоплотности наших украинских соседей

Ранее стало известно, что Минпромторг намерен исключить из схемы параллельного импорта ноутбуки и серверы японской компании Fujitsu и американской Hewlett Packard (HP), что должно сократить поставки их продукции в Россию и сделать ее дороже. Такую меру также давно лоббируют отечественные производители, которые не могут увеличить свои продажи из-за невостребованности их техники.
Российские производители электроники попросили частично запретить конкурентов

Вместо постскриптума.
Случайно увидел ролик про советскую гражданскую авиацию.
Ту-154 расходовал 6 тонн керосина в час. 164 пассажира. Баки – 40 тонн (39,75), дальность – 5 часов.
Первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва — Минеральные Воды Ту-154 рег. СССР-85016 совершил 9 февраля 1972 года (командир экипажа Е. И. Багмут).
Максимальная взлётная масса – 98 .. 104 тонны
Дальность полёта с максимальной заправкой- 3900 км (с НК-8-2 ) и 6600 км (с Д-30КУ-154-II)
Потому что три движка НК-8-2(У) или Д-30КУ-154-II
Boeing – 757. Расход – 3600 килограмм в час. 180 пассажиров . Баки - 42,680 - 43,490 литров. 43490 литров обычного керосина - 34.792 тонн, на 8 часов.
Eastern Air Lines placed the initial 757-200 variant in commercial service on January 1, 1983.
Максимальная взлётная масса – 115,660 .. 123,830 тонн
Дальность от 5,435 до 7,250 километров, в зависимости от модели.

Почему? Требования по прочности конструкции одинаковы, но стабильность качества материалов, то есть толщина балок, и их масса, и тип сплавов, определяют сухую массу самолета.
Все очень просто, для тех кто в школе учился. Если нужна балка 10 мм толщиной, и завод ее производит с точностью +-1% по прочности и +- 0.1 мм по толщине, то это куда лучше, чем балка 11 мм, прочностью +- 5% и +-0.2 мм по толщине.
Если самолету надо два двигателя возить, а не три, и двигатель НК-8 весит 2350 кг в сборе с соплом, то это плюс 2 тонны полезной нагрузки, плюс топливо.
С ростом надежности двигателей, мощности двигателей, и получения разрешения на перелеты для 2-двигательных самолетов (ETOPS-90 и потом ETOPS-120) 4 и 3 двигательные самолеты постепенно уходили в историю.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!