Серия « Российская империя»

2162
Серия Российская империя

Цветные снимки Дореволюционной Москвы. Жизнь и виды города в начале ХХ века. Часть 81

Торговцы возле Смоленского рынка. Москва, 1903–1906 год.

Продолжаем наше виртуальное путешествие по старой Москве и её окрестностям в эпоху, когда по булыжным мостовым ещё ездили извозчики.

Все снимки в этой подборке раскрашены, чтобы вернуть прошлому не только очертания, но и живые краски быта, свет уличных фонарей и оттенки исторического времени.

Некоторые улицы до сих пор узнаваемы, те же фасады, перекрёстки, парки… А другие навсегда исчезли с карты, растворившись в новостройках и проспектах.

Именно в этом контрасте, между знакомым и утраченным — и кроется особый шарм такого путешествия: мы не просто смотрим на старые здания, а прикасаюсь к дыханию ушедшей эпохи, где за каждым окном чья-то история, а за каждым углом отголосок великой, неповторимой Москвы.

Никитский бульвар. Храм преподобного Феодора Студита, 1913 год.

Автор: А. А. Губарев

Автор: А. А. Губарев

Вид на слободу Лужники с Воробьевых гор, 1890-е.

Московские босяки возле Ляпинской ночлежки. Большой Трехсвятительский переулок. Москва, начало ХХ века.

Этот дом принадлежал купцам Михаилу и Николаю Ляпиным, которые в 1870–1890-х годах активно занимались благотворительностью. Помимо ночлежки на Трёхсвятительском переулке, они финансировали благотворительный дом для вдов и девочек-учащихся, а также общежитие для студентов Московского университета и учеников Училища живописи и ваяния на Большой Дмитровке.

Анета, Володя и Александр Георгиевич во дворе дома Кирхгоф. 4-я Мещанская ул., 1904 год.

Кудринская улица. Церковь Покрова в Кудрине. Москва, 1912-1914 год.

Фотограф: Лебедев Николай Николаевич

Фотограф: Лебедев Николай Николаевич

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине, построенная в стиле петровского барокко. Располагалась на оси Кудринской площади и Большой Никитской, церковь создавала гармоничную архитектурную композицию с Вдовьим домом.

В 1931 году храм закрыли, а в 1932-м Моссовет утвердил его снос. К 1937 году здание было полностью уничтожено. Сегодня на этом месте возвышается сталинская высотка на Баррикадной.

Красная площадь в Вербное воскресенье. Москва, 1910-е.

Фотограф: Самуэль Гопвуд

Фотограф: Самуэль Гопвуд

В этот день, несмотря на строгость поста, делались послабления — устраивались народные гулянья и вербные базары. «Поехать на вербы» означало именно это — отправиться на праздничные торжества и ярмарку.

Церковь Покрова в Филях. Москва, начало ХХ века.

Фотограф: Мазурин Алексей Сергеевич

Фотограф: Мазурин Алексей Сергеевич

Москва, 1910-е годы.

Фотограф: Самуэль Гопвуд

Фотограф: Самуэль Гопвуд

Крестьянин на санях. Сокольничье шоссе. Москва, 1904 год.

Фотограф: Александр Гринберг

Фотограф: Александр Гринберг

Название Сокольническое шоссе появилось в конце XIX века, когда дорогу проложили по территории бывшего Сокольнического поля. В 1921 году улицу переименовали в Русаковскую — в честь врача Ивана Васильевича Русакова, большевика, погибшего во время подавления Кронштадтского мятежа.

Московская губерния, конец XIX, начало XX века.

Фотограф: Самуэль Гопвуд

Фотограф: Самуэль Гопвуд

Фотография Самуэля Гопвуда, представителя компании «Кодак», работал до революции в магазине «Мюре-Мерилизе» (ныне — ЦУМ). В посёлке Светлые Горы он построил дачу, где вместе с семьёй проводил всё свободное время.

Гопвуд увлечённо занимался фотографией: он запечатлевал не только свою семью и гостей, но и жителей окрестных деревень. Большинство его сельских снимков сделаны в окрестностях Коростово, Марьино-Знаменского, Сабурова, Путилкова, Аристова и села Ангелово.

Триумфальная площадь. Москва, 1901-1910 год.

Пожар Малого театра. Москва, Театральная площадь, 1914 год.

Фотограф: Сергей Челноков

Фотограф: Сергей Челноков

2 мая 1914 года в Москве произошёл пожар, традиционно именуемый «пожаром в Малом театре». На самом деле само здание театра не горело — огонь охватил пристройки Александровского пассажа, где хранились декорации Императорских театров.

В результате пожара были уничтожены все декорации Большого театра и значительная часть сценографии, подготовленной для спектаклей Малого театра.

«Маня, г-н Корицкий и г-н Шерешевский на платформе Шереметьевом». Московская губ., Московский у. 1904 год.

Фотограф: Александр Гринберг

Фотограф: Александр Гринберг

Наводнение. Москва, апрель 1908 года.

Страстная неделя в 1908 году выдалась необычайно тёплой — весна пришла рано, снег стремительно таял, и в воздухе уже витала радость предстоящей Пасхи. Однако вместе с оттепелью пришла беда: в Подмосковье начались подтопления, а к 23 апреля вода хлынула и в саму столицу.

В Страстную пятницу уровень Москвы-реки подскочил на 9 метров. Почти пятая часть города ушла под воду, улицы превратились в каналы, а Москва на несколько дней оказалась парализована.

Современники описывали картину почти фантастическую:

«Набережные — сплошное море. Из воды торчали только фонарные столбы, ломались перила, а по течению неслись брёвна, стога сена, дрова, обломки изб. У мостов возникли импровизированные «извозчичьи биржи» — ломовики перевозили пассажиров через затопленные кварталы. В лодках рисковали ходить редкие смельчаки: течение могло унести их в миг... А отрезанные от суши жильцы махали родным носовыми платками из окон».

Катастрофические последствия не заставили себя ждать: почти 25 000 зданий были повреждены или разрушены; одна из главных городских электростанций оказалась под водой, и половина престижных районов осталась без света; в магазинах вспомнили про ацетиленовые фонари, а на улицах бурно вырос спрос на керосиновые лампы.

Чудом уцелела Третьяковская галерея: вокруг неё вовремя возвели кирпичную дамбу, спасшую шедевры от потопа.

Но, несмотря на разрушения, москвичи сохранили дух — и даже романтическое настроение. Богатые горожане брали лодки напрокат, чтобы совершить прогулку по «московской Венеции», любуясь затопленными садами и дворцами. Шутили: «Теперь Москва не хуже Петербурга!»

Через десять лет столица и вправду вернётся в Москву, но уже не из-за наводнения, а по воле истории.

Памятник генералу Скобелеву. Общий вид. На заднем плане справа Тверская полицейская часть (фрагмент), 1912 год.

Автор: Губарев Александр Александрович

Автор: Губарев Александр Александрович

«Мотя среди поваленного ураганом леса в Сокольниках», 1904 год.

Автор: Александр Гринберг

Автор: Александр Гринберг

Матвей Данилович Гринберг, брат фотографа.

Первый Русский Автомобильный Клуб. Москва, 1912 год.

По адресу Кузнецкий Мост, дом 15 в начале XX века находился «Первый Русский Автомобильный Клуб» — один из первых и самых влиятельных автоклубов в Российской империи.

Основан он был в 1899 году под названием «Московский клуб автомобилистов», а его устав был официально утверждён 20 марта 1900 года. В 1911 году клуб получил новое имя — «Первый Русский Автомобильный Клуб».

К 1915 году в клубе насчитывалось 220 действительных членов. С 1901 по 1914 год здесь активно проводились автомобильные пробеги, гонки и дальние поездки, способствуя популяризации автомобилей в стране.

С началом Первой мировой войны клуб перепрофилировался: были созданы автомобильно-санитарные отряды и лазарет. Однако после революции 1917 года клуб прекратил своё существование, оставшись в истории как символ зарождения автомобильной культуры в России.

Вид на Трубную площадь с проезда Рождественского бульвара. Москва, 1900–1910.

Фотограф: В. Г. Шухов

Фотограф: В. Г. Шухов

Юная москвичка, 1912–1914 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1320
Серия Российская империя

Удивительные и интересные фотографии Санкт-Петербурга времен Дореволюционной России. 20 раскрашенных фотографий. Часть 4

Фруктово-овощной отдел гастрономического магазина фирмы «Огурмэ» Рогушиных. Санкт-Петербург, 1905 год.

Сегодня мы отправимся в виртуальную прогулку по столице Российской империи — Санкт-Петербургу и его окрестностям и заглянем в эпоху на стыке XIX и XX веков. Это было время величественных парадов и скрытой тревоги, бурного промышленного роста и утончённой культурной жизни, когда по Невскому проспекту мчались не только кареты, но и первые автомобили, а над городом уже звучал гул революционных настроений.

Посмотрим, как выглядел Петербург тогда — его улицы, набережные, дворцы и попробуем почувствовать пульс города, стоявшего на пороге великих перемен. Все фотографии в подборке были раскрашены.

Открытие трамвайного движения по 4 маршруту. Санкт-Петербург, 1907 год.

29 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие трамвайного движения. Первый трамвайный маршрут в городе № 4 был невелик по протяжённости: он связывал 8-ю линию Васильевского острова с Главным штабом, проходя через Благовещенский мост.

Каталь на Неве, 1900-1907 год.

В начале XX века в России, под влиянием финнов и норвежцев, стала популярной езда на «ренвальфах» — лёгких санках-стульях, изначально задуманных не как развлечение, а как практичный транспорт для перевозки мелких грузов по заснеженным дорогам. На них можно было развить скорость до 15 км/ч, впечатляющий результат для зимнего бездорожья.

Управляли «ренвальфом» просто: одной ногой вставали на полоз, а другой отталкивались от снега. Чтобы не скользить, на отталкивающую ногу часто надевали специальную «шпору».

С наступлением морозов такие санки превратились в один из видов зимнего общественного транспорта, особенно при пересечении льда Невы. Здесь на помощь горожанам приходили так называемые «люди-лошади» — извозчики, которых с горькой иронией так прозвали современники.

Когда река сковывалась льдом и становилась оживлённой городской магистралью, у берегов сооружали деревянные съезды и сходни, а «петербургские рикши» — по аналогии с китайскими носильщиками, перевозили пассажиров через Неву в двухместных креслах-санях по специально проложенным ледяным маршрутам.

"Кукушка" на станции Ораниенбаум, 1899 год.

Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

«Кукушка» получила своё прозвище за характерный свист паровоза, напоминавший крик птицы. Маршрут длиной около 13 километров служил как для перевозки пассажиров, так и для доставки грузов — в том числе строительных материалов и почты. Особенно активно линия использовалась летом, когда императорская семья и аристократия перебирались в свои резиденции под Ораниенбаумом.

Трехсотлетний дуб, по легенде посаженый Петром I, 1900-1901 год.

Автор: ателье К.Буллы

Автор: ателье К.Буллы

На Каменном острове некогда рос знаменитый дуб, который, к сожалению, погиб в 1990-е годы. На его месте вскоре посадили молодое деревце, но ему не суждено было укорениться: его спилили. Сегодня на этом месте растёт уже третий дуб, упорно пытаясь выжить и продолжить живую связь с прошлым.

Занятия гимнастикой воспитанниц приюта, 1913 год.

Автор: К. Булла

Автор: К. Булла

Справочная Петербургской городской телефонной станции. Российская империя, начало XX века.

Измайловский трамвайный мост. Санкт-Петербург, 1910-1912 год.

Измайловский трамвайный мост через Фонтанку до наших дней не сохранился.

Тут есть несколько причин. Во-первых, резкий изгиб трамвайных путей на съезде с моста постоянно приводил к сходу вагонов с рельсов. Попытки исправить ситуацию — увеличить радиус поворота, не дали результата.

Во-вторых, мост утратил своё значение после строительства новой трамвайной линии по Лермонтовскому проспекту.

Кроме того, рядом был возведён Красноармейский пешеходный мост, расположенный в более удобном месте.

В 1951 году комиссия «Ленмостотреста» признала мост аварийным, а в июле 1957 года Ленгорсовет официально постановил его разобрать. Демонтаж завершили к 1958 году.

Сегодня от моста остались лишь береговые устои, которые входят в ансамбль объекта культурного наследия федерального значения — «Набережные и мосты реки Фонтанки».

Пожарные Петровской Пожарной Части на пожаре. Санкт-Петербург, 1905 год.

Бани Егорова. Санкт-Петербург, 1907 год.

В 1875 году купец Ефим Савельевич Егоров получил разрешение на строительство шестиэтажного здания на Казачьем переулке в Петербурге — так началась история одного из самых амбициозных и роскошных коммерческих проектов дореволюционной столицы.

Архитектор Павел Сюзор, воплотивший замысел, позже был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Вене за это здание.

На месте строительства вырос не просто дом, а один из самых комфортабельных и изысканных банно-оздоровительных комплексов в России. Егоров не стеснялся в средствах: бани, разместившиеся в нескольких корпусах во дворе, по уровню убранства и сервиса напоминали фешенебельный отель.

Внутри работали не только парные, но и комнаты отдыха в псевдо-китайском стиле, а также бассейн, в котором даже тренировалась местная команда пловцов. Комплекс быстро стал любимцем петербургской публики, а название «Бани Егорова» стало нарицательным — наравне с московскими Сандунами.

После революции судьба бань резко изменилась: они пришли в упадок, здания переоборудовали под жильё, а сам переулок переименовали в Ильича. В советских путеводителях он упоминался лишь как место, где, якобы, арестовывали Ленина.

В начале 1990-х попытались восстановить былую славу бани Егорова, но новое заведение так и не обрело культового статуса — оставшись в памяти скорее как эхо ушедшей эпохи.

Погрузка медикаментов и санитарного оборудования, 1912-1913 год.

Автор: К. Булла

Автор: К. Булла

Погрузка медикаментов и санитарного оборудования, доставленных с Главного склада РОКК в вагоны для отправки.

Император Николай II верхом у своего первого автомобиля, «тройного фаэтона» (то есть с тремя рядами сидений) Delaunay-Belleville C4 40/45 HP.

В машине сидят черногорские княжны Милица и Стана, а перед автомобилем – князь В. Н. Орлов и водитель А. Кегресс. Красное Село, лето 1908 года.

Юный путешественник. Санкт-Петербург, 1910-е.

Рекламные фургоны на Морской улице, 1903-1910 год.

Автор: Карл Булла

Автор: Карл Булла

Терраса у дворца Монплезир в Петергофе, 1885-1895 год.

Операторская в кинотеатре, 1913 год.

В декабре 1913 года петербургская пресса с восторгом сообщила об открытии кинотеатра «Пикадилли» на Невском проспекте, 60 — напротив Аничкова дворца. Это было событие городского масштаба: «Пикадилли» стал первым в России кинотеатром на 800 мест, оставив далеко позади даже самые роскошные европейские образцы — например, парижский зал компании «Гомон», открывшийся годом ранее и рассчитанный всего на 380 зрителей.

Сразу же «Пикадилли» поразил публику грандиозностью, изяществом и беспрецедентным комфортом. Роскошный интерьер, два ряда уютных задрапированных лож и тонкая атмосфера утончённой театральности так впечатлили горожан, что кинотеатр стали называть «маленькой Мариинкой».

Новейшая проекционная техника, огромный экран и постоянно обновляющаяся программа превратили «Пикадилли» в любимое место отдыха петербуржцев — символ эпохи, когда кино впервые стало не просто зрелищем, а настоящим искусством.

Гужевая повозка напротив подворья Киево-Печерской лавры, 1909 год.

Автор: Andrew Murray Howe II

Автор: Andrew Murray Howe II

Трамвай № 9 на конечной у Балтийского вокзала, 1908 год.

Автор: ателье Буллы

Автор: ателье Буллы

Доходный дом А. А. Суворина, 1910-1917 год.

Автор: Карл Булла

Автор: Карл Булла

В 1905 году здание приобрёл Алексей Алексеевич Суворин — писатель и издатель, сын знаменитого основателя «Нового времени» А. С. Суворина. Вскоре во дворе возвели трёхэтажный флигель, в котором разместилась типография.

С 1910 по 1917 год первые два этажа занимало издательство «Сельский вестник», выпускавшее одноимённую газету, а также сельскохозяйственные книги и брошюры. После Октябрьской революции, с 1917 года, в одной из квартир здания разместилась редакция газеты «Правда».

В январе 1984 года здесь открылся музей «В. И. Ленин и газета “Правда”», а в 1991 году он был преобразован в Музей печати Санкт-Петербурга.

Крестьянин в двуколке с сыном. Окрестности Санкт-Петербурга, 1900-1914 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
684
Серия Российская империя

Удивительные и интересные фотографии Санкт-Петербурга времен Дореволюционной России. 20 раскрашенных фотографий. Часть 3

Автомобили «Рено» на Дворцовой площади, 1910-1912 год.

Фотоателье Карла Буллы

Фотоателье Карла Буллы

В 1907 году предприниматель Петр Фрезе первым в Российской империи наладил систему регулярных поставок автомобилей марки Renault. Его фирма не только реализовывала готовый транспорт, но и осуществляла собственное производство кузовов, а также сборку автомобилей с силовыми агрегатами Renault.

Помимо этого, с 1910 по 1917 год по адресу: Эртелев переулок, д. 10 (сейчас ул. Чехова), функционировала специализированная СТО для данной марки. Таким образом, компания «Фрезе и К°» стала первым официальным дилером Renault в России.

Сегодня снова отправляемся в виртуальную прогулку по столице империи и её окрестностям — в прошлое, оживлённое красками. Все фотографии в подборке тщательно раскрашены, чтобы приблизить нас к атмосфере былых времён и показать город глазами тех, кто жил в нём.

Большой каскад. Петергоф, начало ХХ века.

Автор: George Walter

Автор: George Walter

Делегация из Англии осматривает великолепную территорию дворца. Снимок был сделан во время визита английского бизнесмена из Холмферт в Санкт-Петербург.

Президент Французской республики Раймон Пуанкаре в коляске в сопровождении эскадрона лейб-гвардии казачьего его величества полка проезжает по Невскому проспекту у Екатерининского сквера. 8 июля 1914

Визит французского президента Раймона Пуанкаре в Петербург в 1914 году был официальным и высоко символичным — первым за время его президентства. Он прибыл на линкоре «Франс» с эскадрой, избегая проезда через Германию, что само по себе говорило о напряжённой обстановке в Европе.

Пышная протокольная программа должна была подчеркнуть крепкую дружбу Франции и России — союзников по Антанте. Однако за торжествами ощущалось приближение войны: убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево усилило напряжённость.

Пуанкаре, известный как «Пуанкаре-война», придерживался жёсткой линии в отношении Германии и стремился укрепить боевой дух Николая II, заверяя в полной поддержке. В Петербурге повсюду висели плакаты с тремя «Сердечное согласие» в бело-сине-красных цветах — символом Антанты, чьи флаги объединяла эта цветовая гамма.

Разгрузка почтового вагона на Варшавском вокзале, 1908 - 1912 год.

Фотоателье Карла Буллы

Фотоателье Карла Буллы

Постройки на берегу Ладожского канала, конец ХIX, начало ХХ века.

Землечерпалка на Ладожском канале, конец ХIX, начало ХХ века.

Работы по углублению Ладожского канала.

Группа рабочих с инженерами на берегу Ладожского канала, конец ХIX, начало ХХ века.

Ломовой извозчик на Стрелке Васильевского острова 1895-1910 год.

Ломовой извоз — разновидность транспорта, получившая широкое распространение в середине XIX века и использовавшаяся для перевозки тяжёлых грузов. Существовало несколько категорий ломовых извозчиков, каждый из которых специализировался на определённом виде работ: транспортировка грузов; вывоз снега зимой; вывоз нечистот (так называемый «золотой обоз»); доставка воды — водовозы; поставка продуктов в магазины и на рынки; обеспечение строек — подвоз песка, кирпича, леса, труб, керосина и нефти; перевозка мебели, дров, оружия и других тяжеловесных предметов.

Мариинская школа глухонемых. Обучение разговорной речи в младшем классе, 1907 год.

Фото Якова Штейнберга

Фото Якова Штейнберга

Попечительство императрицы Марии по делам глухонемых — учреждённое в 1898 году под покровительством императрицы Марии Фёдоровны — со временем превратилось в центральный орган, руководивший обучением и воспитанием глухонемых в России. Оно открыло отделения во многих городах страны, став ключевой силой в развитии образования и социальной поддержки для людей с нарушениями слуха.

Статуя на Аничковом мосту, 1901 год.

Манифестация в день объявления войны Германии России. 1 августа 1914 год.

1 августа 1914 года, после официального объявления войны Германии, в российских городах, особенно в столицах — Петербурге и Москве, прошли массовые народные манифестации. Улицы заполнили толпы людей: студенты, рабочие, чиновники, интеллигенция, духовенство — все вместе выражали патриотический подъём и поддержку страны в начале Первой мировой войны.

Люди несли флаги, иконы, портреты императора Николая II, пели государственный гимн «Боже, Царя храни!» и скандировали «Смерть Германии!». В Петербурге толпа разгромила здание немецкого посольства, вывески с немецкими названиями, а также немецкие магазины — как проявление антинемецких настроений.

Реформатская церковь на набережной Мойки, 1901-1903 год.

Автор: К. Булла

Автор: К. Булла

До середины XIX века немецкая реформатская община арендовала помещение у французских единоверцев. Рост числа прихожан заставил общину построить собственный храм. Власти поддержали инициативу и выделили участок у Мойки.

В 1865 году по проекту Гаральда Боссе возвели кирху в романо-готическом стиле из красного кирпича. После пожара 1872 года Карл Рахау перестроил здание, сохранив стиль, но изменив пропорции.

Судьба кирхи резко изменилась в советское время: в 1929 году её закрыли, а в 1930-м радикально перестроили в конструктивистский Дом культуры, полностью изменив её исторический облик.

Невский проспект перед Казанским собором, 1895-1897 год.

Автор: Ателье Буллы

Автор: Ателье Буллы

Автобус шведский "Тидагольм" (Tidaholm) на Владимирском проспекте, 1911 год.

Опель у Торгового дома «Победа», 1911-1914 год.

Фотоателье Карла Буллы

Фотоателье Карла Буллы

Основанный в 1892 году Федором Ивановичем Танским в Санкт-Петербурге, торговый дом «Победа» удостоился высочайшего звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Компания, начинавшая с торговли велосипедами (как импортными, так и собственного производства), с 1899 года стала пионером российского рынка, представив мотоциклы и автомобили. История предприятия, сменившего несколько адресов в центре столицы (среди которых — угол Гороховой и Малой Морской, набережная Мойки). История этого предприятия оборвалась вместе с эпохой в 1917 году.

Балерина Анна Павлова на репетиции с педагогом Энрико Чекетти в своей студии, 1907 год.

Согласно сообщению «Петербургской газеты» за 1907 год: «Наши балетные артистки позволяют себе роскошь, о которой не мечтали прежние балерины: госпожа Павлова оборудовала у себя дома танцевальный зал со всеми необходимыми приспособлениями для занятий». Именно в этом домашнем зале Михаил Фокин создал для Анны Павловой знаменитый танец «Умирающий лебедь».

Переучет в книжном магазине товарищества А. Суворина, 1900-1903 год.

Фотоателье Карла Буллы

Фотоателье Карла Буллы

У редакции газеты «Вечернее время», 1914 год.

Местные жители читают газеты в день обьявления войны.

Роллер-ринг на благотворительном базаре, 1911 год.

В дореволюционной России благотворительность считалась неотъемлемой частью общественного долга для каждого уважаемого человека. Богатые промышленники — такие как Морозовы, Шелапутин, Третьяков и другие — щедро вкладывали огромные средства в строительство школ, музеев, театров, а также приютов для вдов и нуждающихся, оставив после себя значительное культурное и социальное наследие.

Вывозка льда с Малой Невы, 1890-1899 год.

Автор: ателье К.Буллы

Автор: ателье К.Буллы

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1738
Серия Российская империя

Цветные снимки Дореволюционной Москвы. Жизнь и виды города в начале ХХ века. Часть 7

Толкучий рынок у Устьинского моста. Москва, 1904 год.

Торговля на этом месте велась ещё с конца XVIII века. В народе рынок давно прозвали «Толкучкой» или «Толчком». Покупатели буквально толкались, пробираясь между прилавками.

Основными посетителями были бедные слои населения, у которых в кармане едва хватало копеек. Зато цены здесь были смешные, а выбор — поразительно широким.

На рынке продавали как новую, так и бывшую в употреблении одежду: казакины(просторные кафтаны), армяки(шерстяные пальто без пуговиц), которые завязывали поясом, тулупы и чуйки(верхняя одежда до колен), напоминающая халаты.

Кроме того, можно было найти нижнее бельё, обувь и другие предметы первой необходимости. «Толкучка» была не просто рынком — это был народный универмаг бедноты, где каждый, даже с пустым кошельком, мог уйти с покупкой.

Отправляемся в Москву эпохи Российской Империи и окунёмся в бурлящую жизнь города столетней давности. Все снимки тщательно раскрашены и восстановлены. Все снимки сделаны в границах современной Москвы – за прошедшие годы город разросся в десятки раз. Места, которые раньше считались далёкой окраиной или деревней, теперь находятся едва ли не в центре столицы. Приятного просмотра!

Рынок на Старой Триумфальной площади. Москва, 1909 год.

Фотограф: Andrew Murray Howe

Фотограф: Andrew Murray Howe

Сквер у храма Христа Спасителя. Москва, 1890 год.

Благодаря этим уникальным фотографиям мы можем заглянуть в прошлое и увидеть величественный Храм Христа Спасителя таким, каким он был до печального момента своего уничтожения.

Возведён храм был в память о победе в Отечественной войне 1812 года по проекту Константина Тона. Строился 23 года, стал самым высоким православным храмом мира (103,5 м).
В 1931 году был взорван по решению советской власти для строительства Дворца Советов (проект не реализован). На месте храма появился бассейн «Москва» (1960–1994).

Редакция еженедельного приложения к газете «Русское слово» журнала «Искры». Москва, 1907 год.

Еженедельный журнал "Искры", сочетавший литературные произведения, юмористические материалы и карикатуры, издавался в качестве иллюстрированного приложения к популярной газете "Русское слово".

Легендарное «Русское слово» - настоящий медиагигант дореволюционной России! Начав в 1895 году с 5 тысяч читателей, московская газета всего за несколько лет совершила головокружительный взлёт. К 1917 году её тираж перевалил за фантастические 1,2 миллиона - абсолютный рекорд для российских СМИ того времени. Недаром современники окрестили её "фабрикой новостей"

Женщины возле Торговых рядов на Красной площади. Москва, 1900 год.

Фотография предположительно была сделана во время гуляний на вербное воскресенье. Вербные гулянья, зародившиеся в России в середине XVIII века, сохраняли свои традиции вплоть до начала XX столетия. Городские площади и сельские ярмарки в этот день наполнялись особым оживлением: здесь устраивали конные катания, а главным товаром становились пушистые ветви вербы. Их привозили целыми телегами, предлагая покупателям как простые веточки, так и нарядные букеты, украшенные бумажными цветами, тканевыми лентами и даже миниатюрными ангелочками из воска и папье-маше.

Московский трамвай, 1910-1917 год.

Из архива Т. Яржомбека.

Из архива Т. Яржомбека.

Наводнение в Москве, 1908 год.

В апреле 1908 года Москва пережила одно из самых разрушительных наводнений в своей истории. Уровень воды в Москве-реке поднялся на 9 метров, затопив около 16 км² городской территории.

Лавки в Охотном ряду. Москва, 1912-1914 год.

Фотограф: Губарев Александр

Фотограф: Губарев Александр

Рыбная ловля на Москве-реке. Москва, 1897 год.

Фотограф: В.Н. Домогацкий

Фотограф: В.Н. Домогацкий

Церковь Святой Живоначальной Троицы в усадьбе Шереметевых Останкино под Москвой. Конец XIX, начало ХХ века.

Фотограф: Самуэль Хопвуд

Фотограф: Самуэль Хопвуд

Построенный на рубеже XVII-XVIII веков, Останкинский Троицкий храм является ярким примером древнерусского зодчества и одной из вершин московского архитектурного стиля. Сегодня этот охраняемый государством памятник входит в комплекс знаменитой усадьбы "Останкино".

В московском дворе, 1899-1910 год.

Церковь Покрова Богоматери в Филях. Москва, 1900-1910 год.

Перед вами церковь Покрова в Филях - истинный бриллиант в ожерелье московских храмов! Построенная в 1690-х годах Львом Нарышкиным, она пережила века, став единственным уцелевшим строением из некогда роскошной усадьбы знатного рода.

Вид с Царской площади на памятник Александру II. Москва, 1913 год.

Фотограф: Муха А.

Фотограф: Муха А.

Во время своего визита в Москву в 1913 году чешский художник Альфонс Муха запечатлел этот вид, который впоследствии использовал как натурный этюд для работы над картиной "Зимняя ночь" ("Странница") - одной из наиболее значительных работ его монументального "Славянского эпоса".

Городская центральная трамвайная электростанция. Москва, 1912-1913 год.

Фотограф: П. Павлов

Фотограф: П. Павлов

Построенная в 1907 году, эта электростанция стала ключевым объектом столичной инфраструктуры, обеспечивая энергией первые линии московского электрического трамвая.

На Тверской улице. Москва, 1906 – 1907 год.

Фотограф: Александр Гринберг

Фотограф: Александр Гринберг

Усадьба Старо-Никольское. Главная аллея. Московская губерния, 1900-1915 год.

На живописном берегу Десны в 1660 году появилось имение Старо-Никольское - детище царского фаворита Федора Ртищева, получившего эти земли упраздненного монастыря. Два столетия усадьба принадлежала роду Ртищевых, пока не перешла сначала к Мусиным-Пушкиным, а затем - к предпринимателям новой эпохи. Сейчас это уже территория новой Москвы.

Конфирмация в московском храме Святого Людовика Французского. Москва, 1905 год.

Фотограф: С. Гопвуд

Фотограф: С. Гопвуд

Католический храм Святого Людовика уникальный памятник католической архитектуры в центре Москвы, возведённый в 1830-х годах на Малой Лубянке для французской общины.

Конфирмация — церковный обряд, символизирующий духовное совершеннолетие. В православии таинство миропомазания, схожее с конфирмацией, совершается сразу после крещения младенца.

У протестантов, в частности у лютеран, конфирмация — это осознанный шаг подростка, подтверждающего личную веру в Бога. Обряд проводится в возрасте 13–14 лет, который считается подходящим для сознательного выбора.

Сама церемония — торжественная и торжественно украшенная. Священник обращается к конфирмантам с нравоучительной речью и молитвой, звучат псалмы, играет орган, все вместе молятся вслух.

Особое внимание уделяется внешнему виду: девушки приходят в нарядных белых платьях, символизирующих чистоту и духовное обновление. Конфирмация становится важным событием в жизни семьи и прихода днём перехода от детства к духовной зрелости.

Станция Бутово. Москва, 1910 год.

Архив А.А. Аллендорфа

Архив А.А. Аллендорфа

Зарядье. Большой Знаменский переулок. Москва, 1913 год.

Фотограф: А.А. Губарев

Фотограф: А.А. Губарев

Извозчик. Москва,1896 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
497
Серия Российская империя

Как жила и выглядел Пермь в начале XX века? 20 раскрашенных фотографий дореволюционного города. Часть 2

Русские крестьяне Сергинской волости Пермского уезда. Конец XIX - начало XX веков.

Автор: Теплоухов Федор Александрович

Автор: Теплоухов Федор Александрович

Сегодня представляю новую подборку — раскрашенные и отреставрированные фотографии, посвящённые Перми и её окрестностям. Учитывая, что границы Пермской губернии в разные периоды значительно менялись, я собрал снимки, отражающие реалии современной Пермской области. Погружаемся в прошлое этого живописного уголка Урала.

Вид с горок на Егошиху. Пермь, 1898-1909 год.

Вид на Добрянку со стороны Камы, 1900-1917 год.

Автор: Павел Васильевич Сюзев

Автор: Павел Васильевич Сюзев

Базарная площадь. Соликамск, 1910-1915 год.

Город и сегодня остаётся духовным центром региона — его улицы украшают множество храмов и церквей, свидетельствующих о богатой религиозной традиции и архитектурном наследии. Многие из них продолжают действовать, привлекая прихожан и туристов.

Набережная Камы. Дом Мешкова. Пермь, 1900-1902 год.

Автор: Александр Александрович Якунин

Автор: Александр Александрович Якунин

Одной из самых знаковых достопримечательностей Перми является дом Мешкова, в котором с 2007 года размещается местный краеведческий музей.

История этого изящного здания началась в 1820 году, когда оно было построено в стиле позднего русского классицизма по проекту известного архитектора Ивана Ивановича Свиязева — уроженца Перми, сумевшего добиться выдающихся успехов в архитектуре.

К сожалению, первоначальное здание почти полностью сгорело и на протяжении почти сорока лет стояло заброшенным. Второе рождение оно получило в 1887 году, когда его восстановили на средства купца Мешкова. Проект реставрации разработал Александр Бонавентурович Турчевич — пермяк по месту жительства, дворянин из Киева польского происхождения.

Это была удивительная личность — человек редкого таланта, сумевший гармонично совместить в себе дар актёра и архитектора. Благодаря его работе дом приобрёл новую архитектурную выразительность и стал одним из архитектурных символов города.

Строительство "Царь-молота" и кузнечно-молотовой фабрики. Пермь,1873-1874 год.

Царь-молот — гигантский ковочный паровой молот Российской империи, который при создании стал крупнейшим в мире.

Весом 50 тонн, он был запущен в эксплуатацию 17 февраля (1 марта) 1873 года на Пермских пушечных заводах — ныне это территория ПАО «Мотовилихинские заводы».

Молот предназначался для ковки крупногабаритных стальных заготовок, используемых при производстве мощных артиллерийских орудий. Его мощь и масштаб сделали его символом промышленной силы империи и выдающимся достижением инженерной мысли XIX века.

На дальнем плане можно увидеть чугунолитейную "грасгофскую" фабрику № 1.

Делегация пермского губернатора Александра Владимировича Болотова. Ныроб, 1907 год.

Демонстрация делегации пермского губернатора Александра Владимировича Болотова цепей, в которые был закован во время ссылки в Ныробе боярин Михаил Никитич Романов, дядя царя Михаила Федоровича Романова.

Чёрный рынок. Пермь, 1900-1917 год

Чёрный рынок — крупный торговый центр, существовавший в Перми в XIX — начале XX века, также известный как Хлебный рынок. Здесь кипела оживлённая торговля, собирались купцы, ремесленники и горожане.

Сегодня на месте части бывшего рынка расположен сквер Уральских добровольцев.

Слудка. Река Кама, 1915 год.

Автор: П. Н. Наумов

Автор: П. Н. Наумов

Пароход «Пермь». Начало ХХ века.

Принадлежал пароходству «И.И. Любимов и Ко» (с 1904 года АО «Иван Любимов и Ко»). Построен в Перми на заводе Любимова в 1894 году. До революции обслуживал линию Пермь – Н. Новгород. В 1933 г. переименован в «Уральский Рабочий». В конце 1950-х годов списан.

Пянтег. Церковь Богоявления Господня.

Автор: Edmond Cochet

Автор: Edmond Cochet

Богоявленская церковь в селе Пянтег — самая древняя деревянная постройка на Урале. Это уникальный архитектурный памятник представляет собой редчайший пример шестигранной деревянной церкви, аналогов которой больше не сохранилось.

Долгое время дата её создания оставалась загадкой — учёные предполагали разные годы, вплоть до 1500 года. Однако в 1982 году исследователи нашли точное упоминание в дозорной книге Чердынского уезда за 1707 год, указывающее на постройку церкви в 1617 году. Эту дату подтвердили и археологические раскопки 1983 года, материалы которых также относятся к XVII веку.

Мост через реку Усьва на 54 версте, 1885–1890 год.

Коми-пермяки, Чердынский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Чердынский уезд Пермской губернии. Начало XX века.

Первый Пермский Яхт-клуб, 1914-1917 год.

Возник в 1914 году. Клуб находился на левом берегу реки Камы у Осинского спуска недалеко от пристани А.Д. Истомина. Кроме гребных и парусных соревнований, члены яхт-клуба принимали участие в конькобежных и лыжных состязаниях. Огромную роль яхт-клуб сыграл в становлении пермского футбола. В период 1914-17 годов клуб стал центром спортивной жизни Перми. В 1922 году яхт-клуб ликвидирован губернским советом по физкультуре.

Работы по прокладке канализационной выходной трубы в реку Каму недалеко от Камского железнодорожного моста. Пермь, 1917 год.

Станция Пермь I, 1883–1885 год.

В начале XVIII века на месте будущей железнодорожной станции Пермь I бессистемно располагались торговые лавки, а с 1745 года здесь начал функционировать гостиный двор, ставший центром купеческой жизни.

Так продолжалось более века, пока в 1874 году не было принято решение проложить железную дорогу, связавшую уральские города.

Так станция Пермь (ныне — Пермь I) стала отправной точкой первой железной дороги на Урале — Уральской горнозаводской магистрали, соединившей Пермь с Екатеринбургом (тогда — Екатеринбург-I). Это событие положило начало новой эре в развитии транспорта и экономики региона.

Часовня и пожарная каланча на Вышке. Пермь, начало ХХ века.

Улциа Киттарская. Кунгур, 1900-1917 год.

Летняя рыбалка на Каме. Конец ХIX века начало XX века.

Снимок сделан недалеко от железнодорожного моста. Слева на кадре возвышается Кафедральный собор, а по центру фотографии - соляной склад: "Наследники графа А.П. Шувалова".

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
290
Серия Российская империя

Жизнь Екатеринбурга и окрестностей на рубеже XIX—XX веков. 20 раскрашенных фотографий. Часть 2

Батюшка Свято-Троицкого собора отец Алексий Будирн. Красноуфимск,1910-1917 год.

Екатеринбург был основан как город-завод, и его история тесно связана с промышленностью. Плотина и Городской пруд, созданные искусственно, стали ровесниками самого города — они изначально выполняли функциональную роль, обеспечивая водой для нужд металлургического производства.

С годами пруд превратился в сердце Екатеринбурга, вокруг которого формировались общественные пространства и архитектурные ансамбли. Его набережные неоднократно менялись — от простых деревянных ограждений до благоустроенных каменных берегов, отражая эстетику разных эпох.

Эти изменения фиксировали гравюры, открытки и фотографии, ставшие ценным историческим источником. Благодаря им мы можем проследить, как менялся облик города — от уездного заводского посёлка до современного мегаполиса.

Сегодня новая партия раскрашенных и восстановленных фотографий будет посвящена Екатеринбургу и его окрестностям, а точнее городам входящую ныне в Свердловскую область.

У Царского моста. Екатеринбург, 1890–1900 год.

Автор: Вениамин Леонтьевич Метенков

Автор: Вениамин Леонтьевич Метенков

После пребывания в Екатеринбурге императора Александра I в сентябре 1824 г., через реку Исеть был выстроен новый деревянный мост, который получил название Царский. В 1889—1890 гг. мост был перестроен в каменный архитектором С. С. Козловым.

Группа детей на Лисьей горе. Нижний Тагил, 1909 год.

Автор: С. М. Прокудин-Горский. Реставрация to4et. Колоризация моя.

Автор: С. М. Прокудин-Горский. Реставрация to4et. Колоризация моя.

Лисья гора один из главных символов Нижнего Тагила, известный своей узнаваемой башенкой на вершине. Точного происхождения названия не установлено, но существует несколько интересных версий.

По одной из них, на склонах горы раньше водилось множество лис, что и дало название.

Согласно другой версии, гору назвали так из-за дымов, напоминавших лисьи хвосты, которые поднимались с находящегося неподалёку Демидовского металлургического завода.

Также бытовало название «Лысая гора», связанное с тем, что ранее она была покрыта густым лесом, который со временем исчез.

Сегодня Лисья гора остаётся любимым местом отдыха горожан и важным историко-культурным символом Нижнего Тагила. С её вершины открывается живописная панорама на город.

Сейчас скала изменилась до неузнаваемости. Уцелели лишь несколько камней по краям, а всю середину со временем видимо разобрали ребятишки.

На вершину горы теперь ведёт аккуратная каменная дорожка, выложенная специально для удобства местных жителей.

Ледяная горка на городском пруду. Екатеринбург, 1900-1910 год.

Автор: Вениамин Метенков

Автор: Вениамин Метенков

Ледяные горки были одним из самых любимых зимних развлечений в Российской империи — их с удовольствием посещали и простые горожане, и представители высшего света, включая царскую семью.

Пристань Демидовской дачи. Нижний Тагил, 1914 год.

Автор: Александр Михайлович Протовский (сын фельдшера Нижнетагильского заводского госпиталя)

Автор: Александр Михайлович Протовский (сын фельдшера Нижнетагильского заводского госпиталя)

Демидовская дача принадлежала Павлу Павловичу Демидову (1738–1821) — видному представителю знаменитого русского промышленного и меценатского рода Демидовых, потомка Никиты Демидова — основателя династии уральских металлургов. Сейчас дача принадлежит государству и в неё расположен музей.

Усадьба Расторгуева--Харитонова. Екатеринбург, 1900-1915 год.

Усадьба Расторгуевых — Харитоновых (Дом Харитонова) — один из самых значимых архитектурных памятников Екатеринбурга, представляющий собой уникальный усадебно-парковый ансамбль. Объект имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Расположена усадьба в самом центре города, на живописной Вознесенской горке, по адресу — улица К. Либкнехта, дом 44.

Этот комплекс является ярким примером гражданской архитектуры Урала XIX века и отражает рост благосостояния и культурного уровня местной предпринимательской элиты. Усадьба сочетает элементы классицизма и романтического направления в архитектуре, дополненную благоустроенным садом и парком.

Щепная площадь. Смотр войск. Екатеринбург, 1900-1915 год.

Фото сделано с купола придомовой церкви женского епархиального училища.

Свято-Троицкий собор в Кушве, 1909 год.

Перевоз паровых котлов через Турью. Краснотурьинск, 1890-1910 год.

Спичечная фабрика С.В. Логинова. Екатеринбург, 1910-е годы.

5 апреля 1867 года в Екатеринбурге купец Василий Логинов основал первую спичечную фабрику на Урале, ставшую важным шагом в развитии местной промышленности.

Промывка золотоносного песка. Урал. Район города Берёзовский, начало XX века.

Фотография Прокудина-Горского.

Фотография Прокудина-Горского.

В XIX веке на Урале началась настоящая золотая лихорадка, ставшая важным этапом в истории региона. Всё началось со случайной находкой золота в окрестностях Екатеринбурга, которая положила начало масштабной добыче и превратила Урал в один из ключевых центров золотодобычи Российской империи.

Однако истинное начало этой истории относится ещё к 1745 году, когда старообрядец Ерофей Марков, разыскивая горный хрусталь для гранильной фабрики, обнаружил кусок кварца с золотыми вкраплениями между деревнями Шарташская и Становая. Он передал находку властям и получил за неё 42 копейки — символическую плату за открытие, которое вскоре изменило судьбу региона.

Выяснилось, что это одно из крупнейших месторождений золота в мире. На его основе был создан первый в России рудник по промышленной добыче золота. С 1754 по 1914 год на этом месте было добыто 3504 пуда золота, из которых 44,8% пришлось на долю рудного золота — добытого из породы, а не намывного.

Железнодорожный мост у слияния Полдневой Чусовой с Западной, 1896 год.

На набережной Исети. Почтовый переулок. Екатеринбург, 1890-1899 год.

Велопробег участников Общества Велосипедистов. Екатеринбург,1900-1910 год.

На северном Урале. Берег реки Шайтанки, 1900-1917 год.

Автор: Метенков В.Л.

Автор: Метенков В.Л.

Вид на лютеранскую кирху апостолов Петра и Павла с крыши Оперного театра, 1910-1912 год.

Нижнетагильский чугунолитейный и железоделательный завод. Нижний Тагил, 1900-1915 год.

Один из старейших металлургических заводов Урала — Нижнетагильский чугунолитейный и железоделательный завод — просуществовал 264 года, с единственным перерывом в 1919–1923 годах, когда на Урале шли бои Гражданской войны.

Завод был заложен ещё в 1698 году по указу Петра I, но первые результаты появились лишь спустя почти три десятилетия: в 1725 году был выплавлен первый чугун, в 1726 году — получено железо, а к 1730 году завод освоил производство меди.

На протяжении XVIII века Нижнетагильский завод входил в число ведущих металлургических предприятий Европы, обеспечивая не только российские нужды, но и экспорт. Он стал символом индустриальной мощи страны и одной из жемчужин уральской промышленности.

Покровский проспект. Екатеринбург, 1890-е.

Автор: В. Л. Метенков

Автор: В. Л. Метенков

Режевской пруд и Успенский храм. Реж, 1900-1910 год.

Вид с Лисьей горы на плотину и центральную часть посёлка. Нижний Тагил, 1890-1900 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
374
Серия Российская империя

Удивительные и интересные фотографии Санкт-Петербурга времен Дореволюционной России. 20 раскрашенных фотографий. Часть 2

"Калеки, больные и убогие у паперти храма на Стеклянном". Санкт-Петербург, 1913 год.

С таким названием фотография была опубликована в журнале "Огонек" за 1913 год, №31 от 4(17) августа.

Продолжаем наше виртуальное путешествие по городам Российской империи эпохи конца XIX — начала XX века. Сегодня наш маршрут приводит нас в самое сердце империи — Санкт-Петербург (и окрестностей), блистательную столицу, где переплетались величие традиций и динамика перемен.

Электромобиль Milburn Light Electric. Санкт-Петербург, 1915 год.

Фотограф: К. К.Булла

Фотограф: К. К.Булла

На представленном снимке в автомобиле с достоинством и элегантностью позирует Лидия Яковлевна Нагель — супруга выдающегося представителя русской автоспортивной и журналистской элиты, Андрея Платоновича Нагеля.

Андрей Платонович был человеком по-настоящему многогранным: не только страстным автогонщиком и мотогонщиком, но и издателем и редактором целого ряда ведущих специализированных журналов — «Спорт», «Автомобиль», «Двигатель», «Аэро», а также «Аэро и автомобильная жизнь». Благодаря его усилиям развитие отечественного автоспорта и технической журналистики получило мощный импульс, а имя Нагеля стало нарицательным в кругах, где ценили скорость, прогресс и профессионализм.

Раздача обеда в столовой 3-го Городского попечительства о бедных. Петроград. Российская империя, 1916 год.

В начале ХХ века в столице функционировали 393 бесплатные и доступные столовые, игравшие важнейшую роль в социальной поддержке городского населения. Эти заведения стали одной из форм государственной и общественной заботы о малоимущих, обеспечивая пролетариат и нуждающихся горожан питанием по минимальным ценам или вовсе бесплатно.

На стене запечатлённого кадра можно заметить табличку с лаконичной, но примечательной надписью: «На пол не плевать».

Мария Жозе Португальская, великая княжна Елена Владимировна и великий князь Андрей Владимирович на моторном трицикле. Санкт-Петербург, 1898 год.

Фотограф: Филипп Маньеци.

Фотограф: Филипп Маньеци.

Слово «трицикл» сегодня звучит почти архаично — оно постепенно исчезло из повседневного языка, уступив место более привычным «мотоциклу», «велосипеду» и прочим «циклам». Однако на рубеже XIX и XX веков трицикл был не просто модным новшеством — это был один из самых массовых и доступных видов транспорта, сочетающий в себе удобство, мобильность и определённую долю роскоши.

В России трициклы получили особую популярность среди представителей высшего света и, что особенно примечательно, были в числе любимых средств передвижения Царской семьи.

Моторные трициклы в конце XIX — начале XX века считались одними из первых шагов на пути к массовой моторизации. Они пользовались огромной популярностью в странах Европейского континента, особенно во Франции, Германии и России, но почти не прижились в США, где с самого начала доминировали четырёхколёсные автомобили.

Примечательно, что первая в истории отечественных автогонок «гонка моторов», состоявшаяся 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом, стала именно трициклетной — на старт вышли семь моторных трициклов Clement и всего один автомобиль марки Benz.

Это событие стало важным этапом в становлении российской автоистории, показавшим интерес общества к новой технике и заложившим основу для развития отечественного автоспорта. Трициклы участвовали и в более масштабных испытаниях — они входили в число участников легендарных гонок «Москва — Петербург», а некоторые отчаянные "мотористы" даже решались на дальние путешествия: на трёхколёсных аппаратах покрывали расстояние от Петербурга до Парижа.

Невский проспект, 26. Санкт-Петербург, 1912 год.

Доходный дом Г. И. Гансена (1873-74 гг., арх. В. А. Кенель).

Санкт-Петербургская городская телефонная станция, 1901-1904 год.

Чиновники управления связи и сотрудники городской телефонной станции
осматривают установленное на крыше оборудование.

К 1917 году телефонная сеть в Петербурге, а также во многих других городах Российской империи, была уже довольно развитой. Это был признак высокого уровня урбанизации и технической оснащённости общества: проложенные по улицам провода, аккуратно установленные столбы и хорошо организованное сообщение между абонентами — всё это стало неотъемлемой частью городской инфраструктуры.

Императрица Мария Федоровна фотографирует своих семерых внуков. Санкт-Петербург, 1914 год.

Фотограф: Herbert Galloway Stewart

Фотограф: Herbert Galloway Stewart

Слева направо: Никита Александрович, Андрей Александрович, Василия Александрович, Ирина Александровна, Ростислав Александрович, Дмитрий Александрович, Федор Александрович.

Мост Императора Петра Великого в день его открытия. Санкт-Петербург, 1911 год.

Фотограф: Карл Булла

Фотограф: Карл Булла

До 1917 года – Охтинский мост Императора Петра Великого, с 1917 по 1956 год – Большеохтинский мост. До 1956 года официально писали — БольшеохтЕнский или иногда Большой ОхтЕнский, с ударением на «е». Это отражало традиционное произношение, связанное с историческим наименованием реки Охты и расположенных на её берегу поселений.

Однако в середине XX века произошла своеобразная орфографическая реформа в топонимике — стали закреплять написание и произношение названий в соответствии с новыми нормами литературного языка. С тех пор утвердилось написание — БольшеохтИнский, с ударением на «и», как мы его знаем сегодня.

Вид на Неву и Николаевскую набережную. Санкт-Петербург, 1903 год.

Фотограф: Paul Lhuillier

Фотограф: Paul Lhuillier

Воздушный шар Императорского Всероссийского аэроклуба в полете. Санкт-Петербург, 1910 год.

Фотограф: Карл Булла

Фотограф: Карл Булла

Члены Императорского Всероссийского аэроклуба у гондолы воздушного шара. Санкт-Петербург, 1909 год.

Фотограф: Карл Булла

Фотограф: Карл Булла

16 (29) января 1908 года в Санкт-Петербурге, в здании Российского Автомобильного Общества (основанного в 1903 году), был создан Всероссийский Аэро-Клуб с целью развития воздухоплавания в России «во всех формах и применениях».

Приезд депутатов Первой Государственной думы на первое заседание в Таврический дворец. Санкт-Петербург, 1906 год.

Фотограф: Карл Булла

Фотограф: Карл Булла

Здание Финляндского вокзала. Санкт-Петербург, 1909 год.

Фотограф: Белявский М.

Фотограф: Белявский М.

Пожарные на крыше дома. Санкт-Петербург, 1914 год.

Шлиссельбургский проспект. Паровой трамвай Невской линии. Санкт-Петербург, 1915 год.

В 1886 году по Большому Сампсониевскому и Второму Муринскому проспектам в Санкт-Петербурге была проложена первая линия парового трамвая, или, как его называли в народе, «паровика». Официально она именовалась линией паровой конно-железной дороги.

Паровик имел существенные преимущества перед традиционной конкой: большую скорость и мощность — к одному паровозу можно было прицепить до четырёх вагонов. Однако развитие этого вида транспорта встретило сопротивление со стороны владельцев конных извозов, а позднее его вытеснил более прогрессивный — электрический трамвай.

Линия от площади Восстания до села Рыбацкое по нынешнему проспекту Обуховской Обороны стала последней для паровых трамваев.
Также в начале 1880-х годов действовала линия вдоль набережной Лиговского канала. Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке.

Как пассажирский транспорт паровой трамвай просуществовал недолго — последний рейс был совершён в 1922 году. Однако во времена Ленинградской блокады паровики снова вернулись на улицы города — их использовали для перевозки грузов и боеприпасов.

Средняя Невка. Санкт-Петербург, 1900-1910 год.

Группа офицеров гвардейских частей Раяйокского отряда на буере объезжают пограничный участок, 1908 год.

Фотограф: Карл Булла

Фотограф: Карл Булла

Буер — это судно, а точнее — лёгкая лодка или платформа, установленная на особых металлических коньках для скольжения по льду и оснащённая мачтой с парусами.

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс». Санкт-Петербург, 1913 год.

Питомник у Тучкова моста, Санкт-Петербург, 1900 – 1910 год.

Автор: Ленис И. У.

Автор: Ленис И. У.

Броневик "Богатырь". Санкт-Петербург, 1915 год.

«Остин» — это семейство пулемётных бронеавтомобилей, разработанных по заказу Российской империи британской фирмой Остин и выпускавшихся в Великобритании с 1914 по 1917 год.

Эти бронеавтомобили стали самыми массовыми в составе Русской императорской армии в годы Первой мировой войны. Было построено несколько основных модификаций, адаптированных под нужды русского фронта. Машины оснащались бронёй, пулемётами и обладали достаточной для того времени манёвренностью на дорогах.

После Октябрьской революции и распада императорской армии «Остины» активно использовались всеми сторонами в ходе Гражданской войны в России — как Красной армией, так и Белым движением, а также отрядами других вооружённых формирований.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
365
Серия Российская империя

Удивительные и интересные фотографии Казанской губернии времен Дореволюционной России. 20 раскрашенных фотографий

Мечеть Нурулла в Старо-Татарской слободе. Казань, 1909-1911 год.

Автор: С.Н.Радзивилл. Коллекция Н. Ибраимова. Скан с стеклянного негатива.

Автор: С.Н.Радзивилл. Коллекция Н. Ибраимова. Скан с стеклянного негатива.

Юные шакирды в Старо-Татарской слободе. Мечеть Нурулла, ныне улица Парижской Коммуны.

Лодочники на озере Кабан окало первого «Татарского» моста черет Булак, 1914 год.

Фотография из коллекции Г.В. Фролова

Фотография из коллекции Г.В. Фролова

Кабан — уникальная система озёр, расположенная в самом сердце Казани. Она состоит из трёх соединённых между собой протоками водоёмов: Нижнего Кабана, Среднего Кабана и Верхнего Кабана, вытянутых в южном направлении от исторического центра города.

Казанский трамвай, 1905-1910 год.

18 ноября 1899 года тысячи казанцев вышли на улицы, чтобы своими глазами увидеть и даже прокатиться на новомодном «железном чуде» — первом электрическом трамвае. Так в Казани с 10 часов утра начались регулярные перевозки на первом электрическом трамвае, курсирующем по маршрутам Центральной, Проломной и Грузинской улиц.

Сама идея передвижения по рельсам не была чем-то необычным — с 1875 года в городе уже существовала конка, где вагоны тянули лошади. Однако появление трамвая, который двигался без помощи животных, поражало воображение. Для многих горожан, родившихся в XIX веке, мысль о «самобеглом вагоне» казалась просто невероятной.

Улица Вознесенская. Казань, 1900-1908 год.

Главная улица исторического центра Казани , расположенная в Вахитовском районе, простирается от площади 1 Мая до Университетского сквера — территории возле Казанского федерального университета. Эта многовековая магистраль является не только важной транспортной артерией, но и культурным сердцем города.

На протяжении веков она была свидетелем ключевых событий истории Казани и остаётся одной из самых узнаваемых и значимых улиц города.

Воскресенская улица, 1910-1917 год.

В начале XX века на Воскресенской улице (ныне — Кремлёвская), работало 53 магазина, не считая ещё 30 торговых точек, размещённых в двух пассажах. Улица имела благоустроенный и солидный вид: двух и трёхэтажные каменные дома, построенные по проектам ведущих архитекторов, аккуратно вымощенные тротуары и мостовая, сначала газовое, а затем и электрическое освещение . По улице с конца XIX века курсировал трамвай, сменивший собой ранее действовавшую конку.

Эта фотография хорошо передает вид и жизнь этой улицы.

Озеро Нижний Кабан, 1900-1917 год.

Строительство Романовского моста. Зеленодольск, 1911-1912 год.

Когда-то путешествие по железной дороге из Москвы в Казань было настоящим приключением. Пассажиры, прибывавшие в Свияжск, вынуждены были покинуть поезд и продолжить путь на конных подводах до Волжской переправы. Там их ждал паром, который перевозил через реку, после чего можно было сесть на другой поезд и завершить путь до Казани. Грузовые вагоны переправляли зимой по льду, а летом — на специальных паромах.

По случаю 300-летия дома Романовых было принято решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу. В 1911 году был утверждён проект, автором которого стал известный инженер Николай Аполлонович Белелюбский. В феврале того же года состоялась торжественная закладка моста.

Строительство Романовского моста. Нижние Вязовые, 1912-1913 год.

Это строительство стало масштабным и сложным проектом, привлекавшим сотни крестьян с близлежащих деревень. Фермы моста собирали непосредственно на месте. Однако работа сопровождалась трагедиями — дважды происходили серьёзные аварии, унесшие жизни нескольких десятков рабочих.

Прибытие поезда на правый берег Волги. Поселок Нижние Вязовые, 1913 год.

К концу 1912 года опоры моста были возведены, а уже 6 июня 1913 года сооружение прошло государственную приёмку. Мост стал важным этапом в развитии транспортной инфраструктуры России и символом технического прогресса эпохи.

Первый поезд прошёл по новому мосту 10 июня 1913 года, знаменуя собой важный этап в развитии железнодорожного сообщения. Это событие стало прорывом в транспортной истории региона и существенно ускорило сообщение между Москвой и Казанью, избавив пассажиров и грузовые составы от трудоёмкой переправы через Волгу.

Набережная озера Кабан. Церковь Четырех Евангелистов, 1879 год.

Автор: Владимир Павлович Бебин

Автор: Владимир Павлович Бебин

Наводнение. Угол улицы Поперечно-Георгиевская и Дегтярного переулка. Казань, 1914 год.

В Шмелевом овраге. Казань, 1900-1917 год.

Автор: А. Бренинг

Автор: А. Бренинг

Аптека Бренингов до реконструкции,1905-1913 год.

История аптеки началась в 1867 году, когда её основатель, выходец из поволжских немцев, Иоганн Иоганнович Бренинг, переехавший в Казань из Саратова, приобрёл первый этаж дома на улице Большая Проломная (ныне ул. Баумана) и 16 февраля того же года открыл там шестую по счёту вольную аптеку города. Вскоре она стала одной из самых известных в городе.

В 1872 году Бренинг выкупил весь дом и участок от Большой до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная), что позволило расширить торговлю и укрепить позиции аптеки.

После смерти Иоганна Иоганновича в 1895 году аптекой некоторое время управляла его жена, Анна Васильевна, которая затем передала дело в руки сына — Арнольда Ивановича Бренинга. Он окончил университет с золотой медалью, получил диплом химика и степень провизора. Под его руководством аптека достигла новых высот. В 1916 году она была официально признана лучшей в городе, обслужив за один день рекордное количество людей — 251!

У Арнольда Ивановича был простой, но важный принцип:

"Каждый должен иметь возможность получить лучшее лекарство!"

В 1912 году он провёл грандиозный ремонт здания: был построен балкон, на фасаде появилась богатая лепнина, сохранился символ дома — двуглавый орёл, а над входом были установлены большие часы, ставшие заметной городской достопримечательностью.

Однако в 1918 году , после революции, аптека была национализирована , завершив эпоху частного владения.

Георгиевская улица, 1900-1917 год.

Хирургическая клиника медицинского факультета, 1908-1911 год.

Автор: А.А.Козлов

Автор: А.А.Козлов

Закат на фоне Верхнего Услона, 1910-е.

Автор: А. Бренинг

Автор: А. Бренинг

Устье Свияги. Вид на Макарьевскую пустынь, 1894 год.

Мельница Оконишникова в селе Печищи близ Казани, 1900-1917 год.

Первая в городе паровая пожарная машина во дворе второй полицейской части, 1906-1916.

Первая в городе паровая пожарная машина во дворе второй полицейской части, из-за которой выглядывает уничтоженный ныне Воскресенский Собор.

Мечеть в Пороховой слободе, 1900-1917 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!