Цветные снимки Дореволюционной Москвы. Жизнь и виды города в начале ХХ века. Часть 81
Торговцы возле Смоленского рынка. Москва, 1903–1906 год.
Продолжаем наше виртуальное путешествие по старой Москве и её окрестностям в эпоху, когда по булыжным мостовым ещё ездили извозчики.
Все снимки в этой подборке раскрашены, чтобы вернуть прошлому не только очертания, но и живые краски быта, свет уличных фонарей и оттенки исторического времени.
Некоторые улицы до сих пор узнаваемы, те же фасады, перекрёстки, парки… А другие навсегда исчезли с карты, растворившись в новостройках и проспектах.
Именно в этом контрасте, между знакомым и утраченным — и кроется особый шарм такого путешествия: мы не просто смотрим на старые здания, а прикасаюсь к дыханию ушедшей эпохи, где за каждым окном чья-то история, а за каждым углом отголосок великой, неповторимой Москвы.
Никитский бульвар. Храм преподобного Феодора Студита, 1913 год.
Вид на слободу Лужники с Воробьевых гор, 1890-е.
Московские босяки возле Ляпинской ночлежки. Большой Трехсвятительский переулок. Москва, начало ХХ века.
Этот дом принадлежал купцам Михаилу и Николаю Ляпиным, которые в 1870–1890-х годах активно занимались благотворительностью. Помимо ночлежки на Трёхсвятительском переулке, они финансировали благотворительный дом для вдов и девочек-учащихся, а также общежитие для студентов Московского университета и учеников Училища живописи и ваяния на Большой Дмитровке.
Анета, Володя и Александр Георгиевич во дворе дома Кирхгоф. 4-я Мещанская ул., 1904 год.
Кудринская улица. Церковь Покрова в Кудрине. Москва, 1912-1914 год.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине, построенная в стиле петровского барокко. Располагалась на оси Кудринской площади и Большой Никитской, церковь создавала гармоничную архитектурную композицию с Вдовьим домом.
В 1931 году храм закрыли, а в 1932-м Моссовет утвердил его снос. К 1937 году здание было полностью уничтожено. Сегодня на этом месте возвышается сталинская высотка на Баррикадной.
Красная площадь в Вербное воскресенье. Москва, 1910-е.
В этот день, несмотря на строгость поста, делались послабления — устраивались народные гулянья и вербные базары. «Поехать на вербы» означало именно это — отправиться на праздничные торжества и ярмарку.
Церковь Покрова в Филях. Москва, начало ХХ века.
Москва, 1910-е годы.
Крестьянин на санях. Сокольничье шоссе. Москва, 1904 год.
Название Сокольническое шоссе появилось в конце XIX века, когда дорогу проложили по территории бывшего Сокольнического поля. В 1921 году улицу переименовали в Русаковскую — в честь врача Ивана Васильевича Русакова, большевика, погибшего во время подавления Кронштадтского мятежа.
Московская губерния, конец XIX, начало XX века.
Фотография Самуэля Гопвуда, представителя компании «Кодак», работал до революции в магазине «Мюре-Мерилизе» (ныне — ЦУМ). В посёлке Светлые Горы он построил дачу, где вместе с семьёй проводил всё свободное время.
Гопвуд увлечённо занимался фотографией: он запечатлевал не только свою семью и гостей, но и жителей окрестных деревень. Большинство его сельских снимков сделаны в окрестностях Коростово, Марьино-Знаменского, Сабурова, Путилкова, Аристова и села Ангелово.
Триумфальная площадь. Москва, 1901-1910 год.
Пожар Малого театра. Москва, Театральная площадь, 1914 год.
2 мая 1914 года в Москве произошёл пожар, традиционно именуемый «пожаром в Малом театре». На самом деле само здание театра не горело — огонь охватил пристройки Александровского пассажа, где хранились декорации Императорских театров.
В результате пожара были уничтожены все декорации Большого театра и значительная часть сценографии, подготовленной для спектаклей Малого театра.
«Маня, г-н Корицкий и г-н Шерешевский на платформе Шереметьевом». Московская губ., Московский у. 1904 год.
Наводнение. Москва, апрель 1908 года.
Страстная неделя в 1908 году выдалась необычайно тёплой — весна пришла рано, снег стремительно таял, и в воздухе уже витала радость предстоящей Пасхи. Однако вместе с оттепелью пришла беда: в Подмосковье начались подтопления, а к 23 апреля вода хлынула и в саму столицу.
В Страстную пятницу уровень Москвы-реки подскочил на 9 метров. Почти пятая часть города ушла под воду, улицы превратились в каналы, а Москва на несколько дней оказалась парализована.
Современники описывали картину почти фантастическую:
«Набережные — сплошное море. Из воды торчали только фонарные столбы, ломались перила, а по течению неслись брёвна, стога сена, дрова, обломки изб. У мостов возникли импровизированные «извозчичьи биржи» — ломовики перевозили пассажиров через затопленные кварталы. В лодках рисковали ходить редкие смельчаки: течение могло унести их в миг... А отрезанные от суши жильцы махали родным носовыми платками из окон».
Катастрофические последствия не заставили себя ждать: почти 25 000 зданий были повреждены или разрушены; одна из главных городских электростанций оказалась под водой, и половина престижных районов осталась без света; в магазинах вспомнили про ацетиленовые фонари, а на улицах бурно вырос спрос на керосиновые лампы.
Чудом уцелела Третьяковская галерея: вокруг неё вовремя возвели кирпичную дамбу, спасшую шедевры от потопа.
Но, несмотря на разрушения, москвичи сохранили дух — и даже романтическое настроение. Богатые горожане брали лодки напрокат, чтобы совершить прогулку по «московской Венеции», любуясь затопленными садами и дворцами. Шутили: «Теперь Москва не хуже Петербурга!»
Через десять лет столица и вправду вернётся в Москву, но уже не из-за наводнения, а по воле истории.
Памятник генералу Скобелеву. Общий вид. На заднем плане справа Тверская полицейская часть (фрагмент), 1912 год.
«Мотя среди поваленного ураганом леса в Сокольниках», 1904 год.
Матвей Данилович Гринберг, брат фотографа.
Первый Русский Автомобильный Клуб. Москва, 1912 год.
По адресу Кузнецкий Мост, дом 15 в начале XX века находился «Первый Русский Автомобильный Клуб» — один из первых и самых влиятельных автоклубов в Российской империи.
Основан он был в 1899 году под названием «Московский клуб автомобилистов», а его устав был официально утверждён 20 марта 1900 года. В 1911 году клуб получил новое имя — «Первый Русский Автомобильный Клуб».
К 1915 году в клубе насчитывалось 220 действительных членов. С 1901 по 1914 год здесь активно проводились автомобильные пробеги, гонки и дальние поездки, способствуя популяризации автомобилей в стране.
С началом Первой мировой войны клуб перепрофилировался: были созданы автомобильно-санитарные отряды и лазарет. Однако после революции 1917 года клуб прекратил своё существование, оставшись в истории как символ зарождения автомобильной культуры в России.
Вид на Трубную площадь с проезда Рождественского бульвара. Москва, 1900–1910.
Юная москвичка, 1912–1914 год.
Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.































































































































































