Большинство педагогов и родителей придерживаются мнения, что компьютерные игры являются бесполезной тратой времени и даже негативно сказываются на развитии детей, отвлекают от учебного процесса, а также служат причиной рассеивания внимания.
Однако, существуют уникальные игровые продукты, которые сочетают в себе множество функций: познавательную, развлекательную, образовательную и т.д.
Одним из таких продуктов является игра Minecraft, которая уже имеет большую армию фанатов. Minecraft стала одной из самых успешных компьютерных игр в истории: осенью 2014 года её продажи превысили 60 млн копий, а число зарегистрированных игроков перевалило за 100 млн человек.
Такая бешеная популярность игры привлекла внимание компании-гиганта Microsoft, которая купила её вместе с разработчиком Mojang в сентябре 2014 года и теперь активно приспосабливает для целей образования. В поддержку этой идеи был запущен портал, направленный на оказание всяческой помощи педагогам по внедрению Minecraft в различные предметы школьной программы. Данная идея не является оригинальной, в 2011 году уже создано сообщество из педагогов и программистов, целью которого стала интеграция компьютерной игры Minecraft в предметы школьной программы. Не так давно, в 2015 году, образовательная версия игры была внедрена в средние школы Северной Ирландии, таким образом охватив порядка 50 тыс. учащихся.
Сейчас Minecraft широко используется на уроках географии, истории, биологии, математики, физики, химии и, конечно же, информатики. Игра помогает совершенствовать существующую традиционную программу обучения дополняя её визуализацией и элементами творчества. Например, уроки математики можно превратить в путешествие по поиску клада, координаты которого зашифрованы в уравнении, требующем решения. Что касается изучения химии, то благодаря возможностям Minecraft педагогу доступна не просто постройка макета молекулы, а 3D-иллюстрация процесса создания объекта от добычи полезных ископаемых до конечного материала и предмета. Игра придает наглядность и урокам физики, например, при объяснении поведения вещества в различных состояниях: настройки свойств материи в Minecraft позволяют демонстрировать реальные физические процессы на планете.
И в первую очередь, блестящее применение Minecraft находит при изучении информатики и программирования. На данный момент в свет выходят книжные издания, имеющие методическую направленность, т.е. применимые в педагогических целях, примером может служить книга Дэвида Вэйла и Мартина О’Хенлона «Minecraft. Программируй свой мир», она позволяет «играючи» освоить язык программирования Python. Через игровой процесс учащиеся осваивают практические навыки проектирования, развивают логическое мышление. Игровая среда Minecraft может служить базовой ступенью в изучении более сложных уровней программирования и 3D-моделирования. Команда специалистов Учебно-методического центра РАОР занимается созданием универсальной образовательной программы по курсу «3D-моделирование и прототипирование», а также повышением квалификации педагогов по данному направлению. На наш взгляд, использование подобного «игрового» инструмента в педагогических целях позволит повысить заинтересованность слушателей, а следовательно, и эффективность процесса обучения.
Наибольшую востребованность компьютерная игра Minecraft обрела в системе школьного образования США, Финляндии и Швеции. На просторах нашей Родины она делает уверенные «первые шаги» как педагогический инструмент и средство для увеличения охвата детей техническим творчеством.
В России возможности игры представляют особый интерес для внедрения в школьный урок технологии. Учебно-методический центр РАОР достаточно продолжительное время занимается разработкой методического обеспечения для современного подхода к преподаванию предмета «Технология». В 2016 году вышел в свет сборник проектов для 7-8 классов, который получил большое количество положительных отзывов после апробации в регионах и взят «на вооружение» многими педагогами России.
Образовательно-методический портал ФГОС-ИГРА.РФ приглашает педагогов, освоивших и осваивающих креативные педагогические инструменты к обмену опытом и развитию возможностей Minecraft, а также подобных игровых решений в образовании.