Почему в ресторанах есть чаевые?
Считается несправедливым, что в общепите, особенно средней ценовой категории и выше, чаевые считаются практически обязательными, в то время как представители прочих важных профессий вроде как недостойны.
Между тем, ситуация с чаевыми именно в общепите достаточно простая, если подумать дольше пары минут. Ответ простой - так сложилось. А почему так сложилось и почему это всех устраивает - работников, гостей, владельцев?
В данной сфере, как и во многих других, система оплаты труда состоит из двух частей - оклада и премии. Вот только штукатур или сварщик легко могут установить справедливую цену напрямую, поскольку квалификацию и качество легко оценить. И премии устанавливать тоже несложно - за скорость, за сложность, за риск.
Платить же официанту большой оклад невозможно, это сразу увеличит стоимость блюд. Да и работа в базе объективно несложная. Но как оценивать официанта? Невозможно следить за каждым заказом и ставить оценку. И тут на помощь приходит непосредственный участник - гость, который этот вопрос успешно решает.
Общепит - это система, состоящая из огромного количества реально независимых участником, и такое состояние является для системы в настоящий момент равновесным, оптимальным образом балансирующим интересы всех сторон.
