VovkaBright

VovkaBright

Пикабушник
поставил 12668 плюсов и 15377 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 4 редактирования
Награды:
Сдержал слово
45К рейтинг 30 подписчиков 10К комментариев 12 постов 2 в горячем

Какой рейтинг поста пикабу считает достаточным?

Какой рейтинг поста пикабу считает достаточным? Рейтинг, Пикабу, Длиннопост
Какой рейтинг поста пикабу считает достаточным? Рейтинг, Пикабу, Длиннопост
Какой рейтинг поста пикабу считает достаточным? Рейтинг, Пикабу, Длиннопост
Показать полностью 3
1357

Ответ на пост «Секретарша» 

*Подержите моё пиво!

У меня есть ответ на пост про секретаршу, которая письма в юридическую контору в туалет спускала, в виде старой байки из жизни шереметьевской таможни.


Когда деревья были большие, компьютеры только начинали свой захват человечества, все документы были в бумажном виде. А самые важные документы были в виде самокопирующихся бланков.

Ответ на пост «Секретарша» Секретарь, Работа, Истории из жизни, Ответ на пост, Длиннопост

И на таких же бланках были и таможенные декларации, которые специально обученные люди заполняли и подавали в окошечки, где сидели таможенные инспектора, чтобы "таможня дала добро", и можно было вывезти товар из аэропорта и передать его людям страны, которая только вышла из забвения СССР и начинала развиваться невиданными ранее темпами, потребляя любые товары в невероятных количествах.

Таможенные декларации были на номерных бланках и за ними велся строгий учет.


И однажды, в один скорбный день (что тогда еще никто не подозревал), работать на таможню пришла одна очень умная девочка. И стала работать простым инспектором - проверять декларации, подаваемые ей в окошечко участниками внешнеэкономической деятельности.


Проверки тогда были не чета нынешним, когда все подается в электронном виде и почти все делают специальные программы, и они занимали время.


И все бы было ничего, декларации подавались, проверялись, выпускались, но спустя пару дней после начала работы девочки, декларанты стали ходить и стенать: как же так - декларацию подали давно, никакого ответа таможня не дает, что случилось, почему всё остановилось?

Вы же понимаете - груз хранится в аэропорту, каждый день хранения стоит денег; получатели, которым груз предназначен, начищают любимые ТТ и забивают стрелки, чтобы ехать разбираться куда пропал груз (сами понимаете, какое время было, а грузы могли стоить оч-ч-ч-чень недешево).

Постепенно, жалобы дошли и до начальства. Начали выяснять.

И оказалось, что деклараций, которые были поданы и которые таможня и не выпускает и не предъявляет  никаких замечаний - нет, они просто отсутствуют. Испарились!


Стали искать с пристрастием: кто их принимал, кому передавал, кто вообще что видел? "Опись, протокол, отпечатки пальцев"(с).


И выяснилась шикарная вещь: когда вечером по окончании смены у этой девочки-инспектора оставались непроверенные таможенные декларации, она их просто выкидывала в мусор по причине "Утром же у меня новые декларации будут, и мне некогда будет этими заниматься!"

Ответ на пост «Секретарша» Секретарь, Работа, Истории из жизни, Ответ на пост, Длиннопост

Говорят, что история кончилась хорошо, и несмотря на то, что всей смене таможни в полном составе пришлось покопаться в контейнере, куда вывозили мусор, утерянные декларации не успели вывести на свалку и их нашли. Но также говорят, что девочка была уволена еще раньше, чем утихло эхо от начальственного "...мать-мать-мать!"


На правду не претендую, за что купил - за то и продаю.

Показать полностью 2

Я вам посылку принес, но я вам ее не отдам! (с)

Дорогой support!


Какое-то достаточно продолжительное время (может месяц), какая-то хрень происходит с "ответами".

Например, такая, как на картинке ниже: новый ответ как бы есть, но его не видно.

Я вам посылку принес, но я вам ее не отдам! (с) Баг, Комментарии

Или случается, когда даже нового ответа нет, но и старых нельзя увидеть.


Вот только что "вылечил" нажав на "Отметить все прочитанным". "Новый ответ" справа исчез  и все старые ответы слева стали видны.


Причина мерцающая - иногда все норм и все ответы видны, иногда - вот такая пустота.

Логику я отследить не смог.


Fix it, plz!


//Такая хрень случается и в браузере (Bravo, W10), и в приложении (android).

Показать полностью
-20

Ишу книгу из детства

Книга советская про советских школьников. Действие происходит после 1960 года.
Сюжет, насколько он сохранился в памяти: целый класс 5(?) классников почему-то (из-за неуспеваемости?) оставили на лето(или июнь?) учиться. Класс 5Ю(?). Главный герой под воздействием просмотра фильма "Великолепная семёрка" побрился налысо.

-22

Почему водители яндекс-такси так реагируют на чаевые?

Я не часто езжу на такси, но каждый раз такая ситуация. Жена даже предложила прекратить порочную практику, чтобы не смущать водителей.
Когда я езжу на такси, я всегда оплачиваю по карте. И вчера в очередной раз столкнулся с ситуацией, когда водитель видя, что у меня безналичная оплата, и получив от меня чаевые наличными, впадает в ступор.
Почему так?

-55

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1)

Текст меня побудил написать пост одного пикабушника, который отправлял ценную посылку в другой город, содержимое которой было заменено во время перевозки говном и кирпичами; и этот пикабушник был уверен, что раз в утрате груза виноват не он, то и ответственности у него никакой нет ("я все свои обязательства выполнил").

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Дисклеймер: я слегка упрощаю всё, чтобы не забивать лишним головы читателей, а профи и так все знают. Так что не стоит себя утруждать поиском ошибок в тексте.


1) Первый и самый важный пункт (хотя и выбившийся из цепочки, потому что сильно животрепещущий и часто неправильно понимаемый): надо различать виновность и ответственность.


Пример 1: я решил захватить соседнее, не слишком дружественное ко мне королевство. Нанимаю армию наёмников для маленькой, но победоносной войны, щедро оплатив их услуги вперёд.

Моя армия наёмников в чистом поле проигрывает битву противнику в 50 раз слабее.

Выживших наёмников в цепях притаскивают ко мне, и что же я слышу?

Не было гвоздя -

Подкова пропала.

Не было подковы -

Лошадь захромала.

Лошадь захромала -

Командир убит.

Конница разбита --

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.


Кто виноват в поражении? - Кузнец.


Но это не помешает мне обезглавить всех выживших наёмников. Потому что кто несёт ответственность за поражение? - Наёмники.

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Пример 2: покупаю чехол для телефона на Али. Выбираю метод пересылки, оплачиваю.

Жду месяц, два. Не приходит. Продляю срок доставки.

Три месяца - посылки нет. Открываю спор, мне возвращают деньги.


Кто виноват: а хрен его знает - может выбранная почтовая служба; может продавец, который не отправил на самом деле; может инопланетяне, которым не хватало топлива, чтобы улететь на свою планету Плюк, и они с помощью телепортации украли мой чехол для сжигания в топке их звездолета.


Кто несёт ответственность: продавец. Потому что он должен организовать доставку посылки до дверей или до моего почтового отделения, и он не выполнил этого.

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Пример 3: я решил выкупить корову в пункте проката, в котором брал её напрокат для молока. А так как у меня нет денег, я решил продать что-нибудь ненужное. Например, коробку с гуталином.

Кто-то из пикабушников в соседней деревне захотел её купить. Но только если я сам ее привезу, благо покупатель готов доплатить мне за хлопоты копеечку. Мой трактор сломался, поэтому я воспользовался услугами местного почтальона, который и принял посылку к перевозке, а мне выдал квитанцию.

Но к покупателю коробка не дошла.

Почему так - тайна покрытая мраком: может почтальон решил, что ему гуталин тоже пригодится, и решил её присвоить, может он переезжая в состоянии алкогольного опьянения на велосипеде через мост, уронил в воду и коробка уплыла в Африку, может её украли разбойники напав на почтовый дилижанс, может безалаберность, свойственная почте, отправила посылку к белым медведям чернить носы.


Кто виноват: неизвестно (а даже если почтальон под пытками и признается, что украл и отправил гуталин любимому племяннику чистить копыта зебрам в районном зоопарке - нам от этого не тепло и не холодно, да и много с него не возьмешь: копыта уже начищены, собственности у него нет (велосипед взят напрокат), а зарплата почтальона слова доброго не стоит).


И в этот момент ко мне приезжают злые инвесторы гуталинного ларька из соседней деревни с претензией, что деньги я получил - и за товар с доставкой до их деревни, а товара они не видят. Поэтому с меня требуют возврат уплаченных денег. Почему? - Потому что несу ответственность по договору доставки груза с ними именно я, а все прочие проблемы - не их дело.

Я, конечно, буду прикрываться почтовой квитанцией, но они будут жестко стоять на своем: ты обещал доставить к нам в деревню и не доставил. Я буду говорить: вот же - квитанция! А они снова: твои отношения с почтой - это твои дела, почта это или перевозка попутной статей диких верблюдов - нас не интересует, мы деньги передавали тебе, так что либо гуталин на бочку, либо возвращай деньги до копеечки.

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Пример 3-бис: я заказал на новогодней распродаже в Медиамаркте телефон и оплатил его с карты, а курьера с заветной коробочкой все нет и нет. Естественно, я требую с ММ возврата денег.

Выводы: хорошо, когда виновность и ответственность в конце концов совпадут и виновника возьмут за жабры и он на месте расплатится с потерпевшим или хотя бы потерпевшие получат моральное удовлетворение: подросшие сыновья наемников найдут нерадивого кузнеца и посадят его гузлом на горн; чехол найдется в почтовом отделении Омска и будет возвращен продавцу, т.к. срок хранения в отделении вышел; потерянная коробка с гуталином подплывет к берегу, с которого я как раз ловлю рыбу. Но такое бывает далеко не всегда. И часто с большим опозданием. Но пока виновника найдут, контрагент*, который не выполнил свои обязательства должен их либо выполнить (докупить зп свой счёт новую партию гуталина и передать её покупателю), либо компенсировать другой стороне расходы, если они были (предоплату).

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

*Контрагент - другая сторона договора: для покупателя - это продавец, для продавца - покупатель.

2) Какие есть варианты передачи груза и права собственности на товар и ответственность за него между продавцом и покупателем.


Дисклеймер-2: Ответственность перевозчиков, курьеров, водителей, капитанов подводных судов и т.д. будем рассматривать в следующей части повествования, ибо слишком уж глубокая тема. В любом случае, сперва главенствует право собственности и ответственность за груз контрактодержателей (продавца или покупателя), а только потом идет (или не идет) ответственность всех остальных участников банкета.


Когда-то давно умные люди придумали волшебное слово Инкотермс (Incoterms), которое определяет некие единые во всем мире стандартизированные условия передачи товара и передачи права собственности на товар между продавцом и покупателем.*

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Основные из них:

EXW (ex-works) - покупатель забирает товар со склада продавца, документы (экспортные) оформляет покупатель (как только покупатель или его представитель забрал груз и расписался на накладной, право собственности переходит к покупателю**, при этом у покупателя** есть обязанность предоставить продавцу некие оговорённые заранее документы)

Пример: я подаю пианино на условиях самовыноса покупателем пианино у меня из квартиры.

FCA - документы, в том числе экспортные, оформляет продавец, покупатель забирает груз со склада продавца** (как только покупатель или его представитель забрал груз и расписался на накладной, право собственности переходит к покупателю**)

Пример: я продаю автомобиль пикабушнику из соседней дружеской страны, и снимаю его самостоятельно с учета в ГАИ для целей продажи.


FOB - документы оформляет продавец, и продавец доставляет груз до транспортного средства покупателя (в порт, в аэропорт, на жд станцию) (как только покупатель или его представитель забрал груз и расписался на накладной, право собственности и ответственность за товар лежит на покупателе**)

Пример: я продаю стиральную машину, и покупательница просит спустить стиралку из моей квартиры к её машине.


CPT - продавец** доставляет груз до оговоренного места (за перевозку платит продавец, но не несет ответственности за груз, если с ним что-то случится во время перевозки)

Пример: я продаю пианино на условиях самовыноса и самовывоза из моей квартиры; покупатель говорит, что нашел грузчиков с машиной которые заберут груз, но с ними нужно расплатиться вперед, и он перекинет мне дополнительно к стоимости пианино сумму, которую нужно отдать грузчикам.


CIP - продавец** доставляет груз до оговоренного места + в стоимость включается страхование груза (продавец оплачивает и перевозку, и страховку груза на момент перевозки)

Пример: я продаю раритетный барабан Страдивари пикабушнику из Владивостока и оплачиваю не только упаковку в стальной ящик, но и доставку во Владивосток, и страховку на случай авиакатастрофы, буйства стихий или нападения злобными индейцаии на поезд посреди прерий.


DAP - продавец** доставляет груз до страны покупателя и несет полную ответственность до момента передачи таможенному складу или самому покупателю или его представителю.

Пример: тот же барабан, но пикабушнику из Перу (вопросами таможенного оформления будет заниматься получатель - я же не знаю, какие там в Перу законы и правила).


DDP - продавец** доставляет груз до дверей покупателя с оплатой всех пошлин и прочих сборов (в нашей стране при импорте коммерческого груза нереализуемо, за исключением случаев некоммерческого груза в адрес частных лиц, когда товар не облагается никакими платежами, как, например, недорогие посылки с Али).

Пример: продаю холодильник, но покупатель хочет, чтобы я привез его и даже занес в квартиру.


Ремарки:

* Конечно, никто не может запретить написать в договоре купли-продажи некие стандартные условия Инкотермс, а потом в тексте договора полностью их исказить. Но так обычно не поступают, чтобы не создавать трудности всем участвующим в процессе сторонним лицам (перевозчикам, страховщикам, таможенникам и т.д.), да и и самим не запутаться.


Также можно указать некоторые условия Инкотермс и их дополнить: например, в случае с продажей на условиях CPT покупатель еще и страхует груз в любимой страховой компании, благо сосед у него - страховой агент. Можно так сделать? - Конечно! А можно не страховать? - Можно! Никто вообще не может ничего запретить продавцу и покупателю, даже договориться купле-продаже канистры бензином с передачей товара посреди фаер-шоу. Вообще все могут делать всё, что угодно, просто некоторые деяния наказываются согласно уголовному кодексу, но про это мы пока говорить не будем.


** Естественно, как продавец, так и покупатель часто пользуются посредниками (различными агентами и транспортными компаниями - например, авиакомпанией, или некой транспортной компанией, которая перевозит груз автомобильным транспортом, или экспресс-почтой). Так что в данном случае фразу "продавец доставляет груз" следует понимать, как "уполномоченный продавцом агент/перевозчик доставляет груз", а "покупатель забирает/получает/принимает товар" нужно читать, как "уполномоченный покупателем агент/перевозчик забирает/получает/принимает товар".

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

Если продавец доставляет покупателю товар, то сама личность/название этого перевозчика для покупателя не важны. У покупателя отношения с продавцом, а не с перевозчиком. Так что для покупателя курьер, который доставляет посылку = представитель продавца.

И наоборот: если покупатель сам организует подбор груза со склада продавца, то для продавца - курьер, который приехал за посылкой = представитель покупателя.

Но это не значит, что курьер-доставщик в курсе всех ваших договоренностей с вашим контрагентом. Так что если у вас есть какие-то вопросы/замечания/претензии - их нужно высказывать своему контрагенту, а не курьеру, за исключением случаев, которые непосредственно связаны с данным конкретным этапом перемещения груза, да и то, при всем прочим - ответственная за поступки курьера сторона - это ваш контрагент.


Выводы: тщательнейшим образом оговаривайте кто за что ответственен, кто за что платит, что входит в цену товара, а что нет, и в какой момент переходит право собственности от продавца покупателю (с какого момента продавец может с чистой совестью сказать: "я все свои обязательства выполнил").

Взаимоотношения продавца и покупателя при отправке товара (часть 1) Перевозка, Incoterms, Купля-продажа, Грузоперевозки, Посылка, Торговля, Длиннопост

(end of part 1)

Если зайдет - продолжение в части 2 про ответственность перевозчика и экспедитора при внутрироссийских и международных перевозках.

Показать полностью 7
-57

Найдена серёжка (Москва)

Ювелирной ценности не имеет, но может важна для владелицы.
Отдам той, кто назовёт место, где я это нашёл.

Upd: по умному совету @Deadfoxrider - отдам той, кто покажет парную сережку.

Найдена серёжка (Москва) Находка, Потеряшка
Показать полностью 1
-100

Хамство в магазине электроники - что это было?

Вчера нам внезапно и срочно понадобилась микроволновка. Зашли в близлежащий магазин крупной сети (название на всякий случай в тегах, кому будет очень интересно).

Предварительно подобрали по сайту сети модельку, которая должна быть в этом магазине - ее не оказалось. ОК, выбираем из наличия. Мальчик-продавец предлагает по суперскидке некую модель неизвестного производителя. Подумали-подумали и выбрали другую - подороже, крупного корейского бренда. Зовем мальчика, говорим: заверните.

И тут начинается цирк с конями: мальчик начал хаять выбранную нами модель. Мы попытались снизить накал страстей, объяснив, что у нас есть некоторые дополнительные требования, по которым выбранная СВЧ подходит, а предложенная им - нет. Поняв, что нас не убедить, мальчик расстроился и начал хамить.

Переглянулись мы и ушли заказывать это через инет (естественно, не в этой сети, и чуть дешевле, правда, и с доставкой через пару дней).


Скажите: продавцам сетевых магазинов настолько нужны продажи конкретных моделей/брендов, что если у них не покупают эту модель/бренд, они готовы вообще ничего не продать?

1272

Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию

Звонок сегодня: механический голос говорит, что я имею право на бесплатную юридическую консультацию и если мне это интересно - нажмите 1.
Ясно, что мне это очень интересно, поэтому сразу нажимаю 1.
Через полчаса звонок с мобильного: вы нажали 1, чтобы получить юридическую консультацию.
Я: расскажите, пожалуйста, как мне избавиться от телефонных спамеров?
Голос: я вычёркиваю ваш номер из базы обзвона.

-87

Путеводные записки по Португалии

Расскажу про свой опыт и хинты, которыми овладел на португальской земле.


Я не буду рассказывать много про достопримечательности Португалии, расскажу про то, что может пригодится путешественнику, а маршрут каждый построит сам.


Сразу несколько ссылок:

- Путеводитель по Лиссабону от Lendatravel - http://lendatravel-pt.ru/wp-content/uploads/2014/03/Tour-Gui...

- Путеводители по Португалии и Лиссабону от Arrivo - http://www.arrivo.ru/putevoditeli-po-portugalii.html

- Путеводитель по Лиссабону от Афиши - http://listid.ru/item/1179764.html


Эпиграф:

Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.

-- С целью капитального ремонта Провала, -- дерзко ответил Остап, -- чтоб не слишком провалился. (с)


Путешествие состоялось в августе 2017 году.


Летели туда-обратно через Вену, в обоих случаях пересадка была около 2-3 часов - вполне комфортный срок пересадки.


Сразу по прилету (около 21-22 часов) в аэропорту в работающем красном магазинчике Vodafone (как раз по пути ко входу к метро в здании аэропорта купил предоплатную симку с туристическим тарифом за 15€ (точнее 14,99) на 15 дней с 30Gb на борту. Подобные тарифы есть у всех местных операторов, но мне первым попался Водафон. Продавец сразу поставил симкарту в телефон, все настроил и в дальнейшем я часто даже не пользовался отельными wifi, так как 4G работал шустро, а при необходимости раздавал интернет семье.


Наш маршрут был такой: прилетели вечером, заселились в отель, день провели в Лиссабоне, на следующий день взяли машину и поехали в сторону Эшпинью (чуть к югу от Порту, 30 минут езды до центра города), где провели 9 дней, и оттуда - в Кашкайш на оставшиеся дни.


Из аэропорта добирались на метро: быстро и удобно - можно смело забыть обо всех других видах транспорта, если помнить важные моменты:

- сама бумажная транспортная карточка стоит денег (около 0,5€)

- каждому пассажиру нужна своя карточка

- положить на нее можно не менее 3€ (и по-моему не более 15, но не проверял)

- автоматы по продаже карточек могут переключаться и на английский

- при покупке стоит выбирать не дневной тариф (имеет в названии слово "day" - 1-day, 2-day и т.п. -- afair 2-3-4 пункты меню), а пункт меню, когда вы кладете произвольную сумму на карту; 1 поездка в этом случае стоит 1,40€

- при первой покупке карточек вы можете сразу купить несколько карточек выбрав нужное их количество, положив на них одинаковые суммы

- аппараты принимают карты и нал

- если вы пополняете ранее купленные транспортные карточки, их нужно по очереди засовывать в аппарат и пополнять наличными или картой; для безопасности заблокирована возможность пополнять с одной банковской карты 2 транспортные карты подряд (делайте брейк налом - кредитка-нал-кредитка)

- линий мало, все обозначены разными цветами и картинками, как шкафчики в детском саду - птичка, кораблик и т.д., выбор направления осуществляется по конечной остановке, на станциях висят табло - через сколько придет следующий поезд

- при входе турникет показывает сколько денег осталось после списания поездки

- карточку нужно прикладывать и при выходе из метро тоже

- вы не сможете выкатать все деньги, которые лежат у вас на транспортной карточке до копейки - смиритесь с этим и считайте эти 100 рублей вкладов в экономику прекрасной страны Португалии, а карточку оставьте на память о поездке.


Весь город, да и вся Португалия похоже, замощена мелкой гранитной неровной брусчаткой. Поскользнуться на ней трудно, но из-за ее неровности и обувь нужна не на самой тонкой подошве.


По-поводу достопримечательностей - почти всё в Португалии платно, за исключением отдельных церквей, которые, кстати, почти все действующие.


Много лет назад, когда я первый раз приехал в Турцию, меня посещало чувство, что местные не то чтобы нагло разводят лохов-туристов, но продают/предлагают за деньги то, что может и должно быть либо бесплатным, либо это вообще можно не смотреть/посещать/покупать. И сейчас, спустя много лет, это чувство вернулось.


Нужно помнить, что осенью 1755 года (не так уж давно по историческим меркам) землетрясение практически сравняло Лиссабон с землей, да и вообще сильно пострадала южная часть страны. И все исторические памятники, что мы сейчас можем увидеть - это реставрация или новодел (хотя и, случается, датированный XVIII-XIX веками).


А спустя полвека Португалию завоевал Наполеон Бонапарт и вывез все ценности, что еще остались.


Поэтому большинство достопримечательностей Лиссабона в частности и Португалии в целом представляют собой видовые площадки в историческом антураже.


Несколько примеров:

- кармелитский монастырь - именно посетив его я вспомнил товарища Бендера. И не то, чтобы мне было очень жалко 3 евро/чел ("Членам профсоюза -- десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек."(с)), но это новодел на 90-95%!

- Замок св.Георгия - заказать убер не получилось (не захотел он работать в другой стране почему-то), потащились пешком. Идти далековато, и самое главное - высоко подниматься. Взрослый билет стоит 10€. Скидки только для семьи с 2мя детьми (с одним ребенком - скидок нет и получается дороже, чем с двумя; убедить, что детей двое не получается - детей требуют предъявлять). Можно посмотреть вид на Лиссабон. Это прекрасно. Но не уверен, что это стоит 10 евро/человека, с учетом того, что вы можете увидеть почти такой же вид (чуть-чуть ниже) бесплатно и поднявшись на бесплатном лифте Elevador Castello (https://www.google.ru/maps/place/Elevador+Castelo/@38.712150...), который можно найти, войдя в единственный в той части Лиссабона Pingo Doce и пройдя мимо касс дальше ко входу в лифт.

- Элевадор Сан Хуста - исторический лифт-подъемник размером с автобус (но более квадратной формы). Вечером, когда смеркается, очередь раза в 2 короче, чем днем. Запускают партиями человек по 10. И в даже вечером мы стояли 2 часа. Сколько стоять днем - даже не хочется представлять. Сверху вид будет как бы напротив замка св.Георгия. Билет стоит ~8 евро (вроде можно сэкономить заплатив с транспортной карточки, но я забыл их в отеле и не знаю какова экономия (нужно чтобы на транспортной карте было достаточно денег!)

- Башня Белем. Она просто красивая. Но простояв полтора часа в очереди (запускают партиями) мы стали замечать отсутствие восторга на лицах выходящих - оказалось не зря. Да, первый уровень башни открывает доступ к большой площадке и башня открывается стороной повернутой к воде – правда, красиво! Но стоит оно ли полуторачасового стояния в очереди, подъему по узкой-узкой лестнице на невысокую в башню, чтобы в результате поглядеть на окрестности - сомневаюсь. Кроме того, из-за узости лестницы и пофигизма служителей, которые включают-выключают светофор на спуск (да, там он есть, но только сверху башни, внизу я его не заметил), на лестнице могут столкнуться встречные потоки поднимающихся и спускающихся, и тут-то вы и познакомитесь с португальскими пробками. Хинт1: если сперва посетить монастырь Жеронимуш и приобретя билет одновременно и на башню Белен, то можно при посещении башни встать в очередь-тех-кто-без-очереди; она движется примерно вдвое быстрее, чем обычная очередь-тех-кто-по-очереди.

Хинт2: если вы любите музеи современного искусства, как люблю их я, загляните в музей современного искусства Берардо - он на полпути от Жеронимуш к Белему (или наоборот, от Белема к Жеронимушу).


Важно: всегда имейте с собой воду! Если вы ходите, особенно с детьми - носите много воды.

В Португалии - жарко. И хотя в тени в каком-нибудь замке или монастыре можно даже замерзнуть на ветерке, то выйдя на солнышко вы начнете плавиться.

Воду всегда можно купить, особенно в туристических местах. Цена 1,5-2,5€ за 0,5л. При цене в магазине от 0,2€ за 1,5л.


Возвращаясь к Pingo Doce - прекрасная сеть супермаркетов (я был в Minipresco и Lidl; Pingo doce - лучше!). Цены невысокие, ассортимент широкий, много (в том числе и отличный портвейн!) - под собственной маркой.

Vinho verde начинается от 1,2€, сухое местное от 2,5-3€, сладкие вина, типа мускателей и портвейнов, включая tawny 10-летних - от 5-8€.

Если покупать не в супермаркетах, а местных маленьких продуктовых магазинчиках - цена увеличиваются раза в полтора-два.


И тем не менее, это все равно лучше, чем у нас: я отправил другу фото бутылки vinho verde, которую пил в тот момент, похваставшись, что цена всего лишь 1,3€; он в ответ прислал свою фото точно такой же бутылки со словами, что купил сегодня попробовать - 600р (в Москве) – 6 концов!


Местные мягкие сыры, помидоры, колбаса (не вакуумная, а порезанная с витрины - часто бывают скидки), свежий хлеб - все очень вкусно и недорого по сравнению с Москвой.

Тонкокожие арбузы без косточек , манго, вот это всё... Э-э-эхх!


Да и вообще еда недорогая и в ресторанах, и кафе, причем разного уровня вне зависимости от местонахождения - в туристическом месте или нет: чашка эспрессо ~0,75€, пирожное 1,2-1,5€, большая тарелка еды (основное блюдо с гарниром) от 8€. Не стоит брать апитайзеры (забыл, как это звучит по-португальски - оливки, сыр, местные национальные маленькие коричневые "колбаски" в панировке и т.д.) - их всегда приносят, когда вы садитесь за столик - всегда можно и нужно отказываться: цена за них может превысить основное блюдо (часто их считают по отдельности - оливки отдельно, сыр - отдельно и т.д.), а удовольствия намного меньше, да и аппетит перебьете.


Если хочется архитектурно-культурной программы отдыха - ваш путь к треугольнику Томар-Баталья-Алкобаса. Несмотря на все мои предыдущие скептические замечания о Португалии - это стоит посещения.

Кстати, если вы будете на машине, то можно спланировать путешествие одним днем и слегка сэкономить: это все относительно недалеко друг от друга и можно купить билеты сразу в эти три места в первом из них – выйдет дешевле, чем по отдельности.


Так как мы были на машине, отвлекусь от городов и скажу про автомобили. Я всегда беру машины через агрегатора economycarrentals.com. Фактически получал машину в Sadorent. Машинка досталась Fiat 500. Втроем было нормально. Конечно моторчик маленький, но в целом ничего плохого не скажу.


Когда брал машину, сотрудник ее обошел, пометил все коцки, я сфоткал лист осмотра (ксерокс не работал) и уехал. В один ужасный момент, выйдя из машины на парковке у башни Белем увидел на углу бампера большую вмятину с царапинами, которой не видел раньше. Расстроился, но делать-то нечего. Когда сдавал машину, сказал боссу в ответ на вопрос - все ли ок? - про угол бампера. Тот посмотрев на лист осмотра, сказал, что бампер и по бокам и в центре в повреждениях и был, так что вообще не проблема и забудь.


Про путешествие на машине по Португалии: в моей машине рент-контора поставила транспондер, который позволяет не останавливаться на платных участках и проезжать их через отдельные ворота Via Verde (они всегда слева, обозначены кривенькой зеленой буквой V). Стоимость транспондера была 18 с чем-то евро дополнительно к стоимости аренды авто. За 2 недели мы накатали 55€, которые с нас взяли при сдаче автомобиля.


Основное правило: все едут в правой полосе (встречалось, что при 3х полосах в каждом направлении все едут в правом ряду, перестраиваясь в средний для обгона и снова возвращаясь в правый, при всегда свободном левом). Второе основное правило - всегда пропускай (тех кто выезжает со второстепенной или хочет перестроиться, чтобы уйти с основной). Третье основное правило - никаких резких маневров (частенько перестраиваются очень близко, но это вообще никого не парит - главное плавно и аккуратно, без дерганья). Камер скорости по-моему нет вообще, хотя раза 3 я встречал знаки, что скорость контролируется. Все едут от -50% к разрешенной максимальной до +30%.


Не знаю почему, но стоимость бензина на вывесках часто на несколько центов ниже, чем в чеке. Почему - не разобрался. BP обычно дороже всех.


Навигаторы - обязательны! Развязки сложные, улицы кривые. Так как у нас был практически безлимитный инет (из 30 гигов за 2 недели я то ли 1, то ли 2 истратил - мы не смотрим онлайн видео), я волею судеб пользовался гугл-навигатором. Меня эта барышня вполне устроила за исключением пары моментов: она иногда замолкала и вместо слов пикала в особо важных случаях (я люблю, когда со мной разговаривают). Почему она замолкала и почему начинала говорить снова - я не понял; но я ее не ругал, так что обижаться она не должна была... В общем, не знаю! И один раз, когда перед сдачей машины в Лиссабоне я пропустил АЗС на трассе (они называются Zona Servicio) и искал заправку в городе, она сперва привела меня к отсутствующей в реальности заправке BP, а затем по пути к другой заправке закольцевала маршрут (Лиссабон сложный город в плане улиц), и пришлось выбираться наугад (удивительно удачно - другая АЗС нашлась сразу, как сошел с предлагаемого маршрута). Может ей не хотелось покидать Португалию?


Вернусь к Порту.


И снова товарищ Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей с нами!


Торре-душ-Клеригуш и ее обзорная площадка, дворец Болса, кафедральный собор Порту, церковь святого Франциска… Золото-сокровища, да.


Можно ли это посетить – пурква бы и не па? Но помним, что 1. Все это платно; 2. Туристов много, так что очереди и пешеходные пробки на узких (оценивайте объем талии перед посещением!!!) лестницах башен – постоянный ваш спутник; 3. Мы помним деяния негодяйского с точки зрения Португалии, Наполеона так что кто посещал какой-нибудь Версаль или Севильский кафедральный собор, вряд ли будет впечатлен роскошью.


И все равно, Порту - очень хорош! Не знаю чем, но он очень душевный город! Несмотря на количество туристов, несмотря на ужасные перепады высот, по которым сбиваешь все ноги - это очень милый город!


Так как мы жили в пригороде и приезжали в Порту на машине, задача была найти парковку. Парковки есть разные: 1) бесплатные, 2) платные с простыми паркоматами (столбик, в который ты кидаешь монетки, а он показывает на сколько часов ты накидал), 3) платные со сложными паркоматами (столбик с целой кучей кнопок и аж маленькой клавиатурой - не пользовался, так как они пугали меня своей сложностью), 4) платные подземные парковки.


Скажу сразу: бесплатные парковки есть! Но их нужно искать и они могут быть на некотором удалении.


Платные подземные парковки есть прямо хоть напротив Торре-душ-Клеригуш (именно там я первый раз припарковался), да и вообще их много в центре - есть спецприложение для телефона, которое прокладывает маршрут к ним (www.saba.pt). Обратите внимание на тарифы: они начинаются не с получаса или с часа, как в Москве, а с первых 10 или 15 минут. При этом в этих паркингах есть максимальная сумма за целый день, выше которой с тебя не возьмут. В паркинге напротив Торре-душ-Клеригуш это ~10.5€. За примерно 5 часов стоянки мне насчитали 8,2€.


Простые паркоматы (история про них одинакова по всей Португалии): на них написаны тарифы - первые 15 минут, + 10 минут , и. т.д. В некоторых местах нельзя стоять более определенного времени - см. тарифы на паркомате. В некоторых местах платными являются только определенные часы например с 9 до 20 (я однажды в 19-30 заплатил 1,6€, так что обеспечил себе парковку до 10-30 следующего утра, хотя всего лишь нужна было пара часов для ужина). Такие паркоматы принимают только монеты! При этом если опустить в паркомат не 1,6€ за час, а 2,0€, то парковка будет разрешена именно до оплаченной суммы, т.е. на час с четвертью. Паркомат выдает талончик с крупным временем оплаченной парковки, который нужно положить под стекло. Нет под стеклом талончика - нет оплаченной парковки (но я не рисковал, талончик всегда получал и клал под стекло, поэтому наказания за неоплату парковки не знаю).


Кто будет приезжать в Порту на машине, и готов пройтись минут 20 от Вила Нова Де Гайя до понти ди Луиш 1: возле Cockburn’s есть а-а-а-а-агромная парковка, бесплатная, почти пустая, но открытая солнечным лучам, так что машины будут раскалены. Адрес: https://www.google.ru/maps/place/Parkeerplaats/@41.1329091,-...


Особо уставшим от посещения винокурен прогулки по Вила Нова Ди Гайя можно от набережной подняться к верху моста Луиша 1-го в подвесной кабинке.


Очень рекомендую посетить обзорную площадку монастыря Сьерра до Пилар – шикарный вид на город. Туда ведет дорожка вот от этого места: https://www.google.ru/maps/place/Rampa+do+Infante+Santo,+443...


Особо отчаянные рядом и паркуются, но видел там стоящих полицейских и не рискнул.


Добавлю про Океан.

Впервые я увидел океан в Тарифе: с одной стороны бирюзовое Средиземное море, с другой стороны синий Атлантический океан...

В Португалии он другой. Он огромный, злой, сине-серо-коричнево-зеленый и холодный!

Когда я первый раз зашел по щиколотку в воду у меня было ощущение, что я решил походить по льду (август месяц!). Странные португальские люди, которые стояли в воде недалеко от берега и подпрыгивали в такт волнам и при этом не выбегали на берег с криками ужаса, зарождали сомнения в их принадлежности к человеческому роду. Конечно, со временем мы адаптировались. И для нас перестало быть удивительным - зайти попрыгать в волнах минут на 10-15. И вот однажды на пляже Эшпиньу, чувствуя себя матерыми покорителями португальских волн, мы решили отойти подальше от волнореза и зайти в воду посередине между ними. Это было роковой ошибкой! Не успели мы зайти в воду до колен, очередная волна схватила нас, оторвала ото дна, перевернула несколько раз, потрясла туда-сюда головой вниз и потащила в океан. Впиваясь в песок дна пальцами рук и ног мы отчаянно боролись за жизнь (спойлер: успешно!), и спустя бесконечные пару секунд, мы снова оказались на суше. Именно в этот день, я узнал, как Энди Дюфрейн из "Побега из Шоушенка" выносил песок из камеры: оказывается даже без особого старания в тонких плавательных шортах легко можно спрятать полтора-два килограмма песка, а в коротких волосах еще грамм 500.


Напоминаю, если кто забыл или не знал, о народном национальном ликере Ginjinha. В некоторых местах, местные бабушки предлагают мимопроходящим притомившимся туристам отведать его из маленьких рюмочек прямо на ходу этот ликер, причем разных видов, за какой-то жалкий евро. Главное, на пути от одной достопримечательности к другой, не устать еще больше, прямо не отходя от бабульки с Жинжиньей.


Я не пытался продублировать написанное в путеводителях или сочинить свой, а просто перечислил некоторые бытовые моменты, а уж принимать мои слова всерьёз или нет - каждый будет решать сам.


Путешествуйте с нами! Путешествуйте, как мы! Путешествуйте лучше нас!

Путеводные записки по Португалии Путешествия, Португалия, Хинты, Лиссабон, Порту, Длиннопост, Путевые заметки
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!