TheMaximillyan

TheMaximillyan

пикабушник
поставил 2 плюса и 0 минусов
652 рейтинг 4 подписчика 251 комментарий 26 постов 2 в горячем
6

Все настройщики пианино не правильно держат ключ, калеча Ваше пианино

Конь так не ходит, товарищ гроссмейстер.

А как, по-вашему, ходит конь?

(Один из диалогов Великого Комбинатора)


А, ключик-то, ты Максим держишь не правильно

Почему не правильно?

(Из разговора настройщика с заказчиком)


Однажды я пришёл на заказ и, как обычно начал исправлять «разъехавшиеся» ноты в хорах. Надо сказать, что обычная практика моей повседневной рутинной настройки мало отличается в каких-либо особых изысках. Я вынужден не использовать, присланный безвозмездно профессиональный Г-образный ключ, так как в основной своей массе пианино, которые нужно настроить, уже давно исчерпали своей ресурс и весьма трудно работать, скорее малоэффективно, таким ключом. Поэтому приходиться изворачиваться и добиваться определённой устойчивой фиксации колков при помощи Т-бара.


В обычной и повседневной жизни настройщика-ремонтировщика, Т-бар используется, лишь для выкручивания колков при их износе и не способности держать определённое натяжение струн. Однако мне очень часто приходиться использовать этот ключ для темперации звуков. Почему? Да, потому, что если рассмотреть работу настройщика, а точнее то, как он работает Г-образным ключом, то эта всегда стандартная процедура, а именно, приложение силы по часовой стрелке (от 12 час. к 5 час.) правой рукой на ручку ключа. При этом различаются некоторые вариации положения его руки по отношению к рычагу. Правую руку настройщик по локоть кладёт на ручку ключа, кисть сжимающая рычаг находится ближе к основанию. В таком положении он прилагает некоторую силу, чтобы сдвинуть колок по вращательной по часовой стрелке вниз. Иногда он может сместить кисть, даже обхватывать ручку кистью снизу, то есть, как этого требует процесс.

Вариантов приложения силы, надо сказать ни так уж много, но, каждый мастер использует свою, особую, удобную, только ему методику. При этом не всегда мастер, лишь даёт силовую нагрузку на рукоятку ключа по вращательной. Иногда, если колок не хочет «садиться на место» настройщик гнёт колок, расклинивает его в посадочном месте, бьёт ладонью по рукоятке. То есть силовая нагрузка работает по направлению к чугунной раме, либо прямо противоположно от неё.


Но вернёмся к началу моего повествования, дело в том, что я никогда особо не размышлял, почему настройщики именно, так держат ключ. Это казалось для меня аксиомой. Большинство настройщиков «правши», значит с точки зрения эргономики, рукоятка ключа расположена справа. Правой рукой мы прилагаем силу и вращаем на заданный тон наш колок. Но следует заметить очень существенную деталь, что конструкция колкового механизма фортепиано традиционно имеет правостороннее натяжение струны. Этим, кстати, объясняется и то, что и конструкция колка, в процессе эволюции в фортепианостроении, обрела такую же правостороннюю резьбу-насечку.


Поэтому струна (защемлённая балка с вращательным основанием вверху) закреплена на чугунной раме так, что силовая нагрузка от её натяжения действует на колок таким образом, что разупрочняет деревянное посадочное место в пробке снизу. Пробка это деревянная вставка в отверстии в чугунной рамы, в которую закреплён колок. Далее, за чугунной рамой, располагается колковая доска. В отверстии этой колковой доски колок разупрочняет посадочное место, но уже в верхней её части. Из этого следует вывод, что любая струна в фортепиано, изначально своей силой натяжения приносит износ, ещё даже не будучи зафиксированной на нужный тон. Это её естественное положение, давить на колок вниз.


Так к чему же я всё это, подробно описываю? Дело в том, что наблюдавший за мною клиент, очень даже хорошо понимающий устройство фиксации струны (инженер-технолог одного из оборонных заводов г. Уральска) и натолкнул меня на мысль о неправильной работе ключом. Я очень ему за это благодарен! Когда он подробно пояснил, что он имеет ввиду, рукоятка, а я в тот момент работал как раз Г-образным ключом, должна работать иначе, у меня был шок!


Как было уже сказано ранее, обычная практика это положение рукоятки Г-образного ключа справа, сверху вниз. Что же происходит, когда мы так работаем? Колок в состоянии покоя, когда мы ещё не сдвинули его, уже под воздействием силы струны продавил посадочное (деревянное) место, сформировав, таким образом из круга эллипс. Теперь мы даём дополнительную силовую нагрузку рукояткой ключа справа, к уже имеющейся силе давления на колок. То есть без злого умысла настройщика, происходит следующее, колок даже в новом инструменте подвергается не только вращающему моменту, но и изгибается, возникает изгибающий момент. Таким образом, при классическом методе настройки, настройщик значительно сокращает ресурсную базу инструмента. В момент натяжения струн, за счёт увеличения силы трения, которая является следствием появления изгибающего момента, он разупрочняет деревянную часть посадочного места колка (в передней его части внизу, а в задней – вверху) и, как следствие необоснованный износ посадочного места и невозможность обеспечения стабильности строя. Для новых инструментов это, может быть и не совсем актуально и, может быть, незаметно, но, отнюдь, не способствует сохранению его ресурса.


Более того, многие мастера, при настройке изношенного инструмента, вместо проведения мероприятий по обеспечению надёжного сочленения «колок-посадочное место», с целью экономии времени, сил и средств, созданием изгибающего момента пользуются для окончательной фиксации колка, они как бы расклинивают колок в его посадочном месте, что тоже не щадит посадочного места и вносит свою лепту в дополнительный износ. Можно только предполагать, как долго такой инструмент будет держать строй.


Это не значит, что всем настройщикам нужно в одночасье перестать настраивать подобной методикой, однако, если имеется старый инструмент и необходимо его настраивать, нужно поменять привычную процедуру на прямо противоположную. А, именно, рукоятка ключа должна располагаться слева, работать придётся левой рукой. Я теперь всегда буду работать левой. При этом положение рукоятки при вращении, должно быть (от 9час. до 12час.), рукоятка ключа работает снизу вверх, как бы приподнимая колок в процессе натяжения струны. Таким образом, мы практически полностью исключаем изгибающий момент, действующий на колок, колок движется более плавно, усилие, безусловно, меньшее, за счёт сокращения площади соприкосновения колка с его посадочным местом и, соответственно, уменьшения силы сопротивления (трения), что, в свою очередь, располагает к концентрации на звуковые ощущения при выполнении операции вращения. Все неудобства, связанные с данной процедурой настройки будут компенсированы, как мне кажется, более стабильным и долговременным строем фортепиано.


Подобную методику настройки пианино левой рукой можно применить и Т-образному ключу (Т-бару). При этом работать не на две руки, а расположить вороток ключа в запястье правой или левой руки, как будет удобно настройщику. Движение руки с (9 час. до 12 час.). По сути, это уже не движение воротка ключа, а фактически движение за счёт силы пальцев. Безусловно, это неудобно и трудно, но всё же правильно с точки зрения сохранения рабочего ресурса пианино. Придя к пониманию подобной операции, я предположил, что тот, кто впервые установил струны, скорее всего на клавикорд или клавесин, возможно был левша. Потому, что современный Г- образный ключ сделан вопреки всем законам физики, в его основе заложена, лишь эргономика, удобство работы для «нормального» настройщика. Смею предположить, что, если бы была возможность реализовать проект по созданию «правильной установки струн на фортепиано», необходимо бы было установить колки с левосторонней резьбой и установить струны с возможностью крутить их против часовой стрелки. Тогда бы «и волки были бы сыты, и овцы целы», а то сейчас, если применить эту пословицу к процессу настройки, то справедливо только утверждение о сытости волков, овцы, к сожалению, целы далеко не все.

Показать полностью 1
-1

Когда пианино ещё было "живо" и радовало своим звуком, но пришли варвары... Оне сделали своё грязное дело

Летающие рояли или КАК культура России бьёт ключом

здесь предыстория акта фашистского вандализма - выбрасывания из окон института роялей и фортепиано. Печально, но это суть жизни и философии современной РФ.


Государственный экзамен по дирижированию хором выпускников кафедры музыкального искусства Рязанского заочного филиала Московского государственного института культуры

24 февраля 2016 года

Программу исполняет женский камерный хор кафедры музыкального искусства

Руководитель хора – Михайлов Константин Константинович

Концертмейстер –Платонов Виктор Алексеевич

-4

Летающие рояли или КАК культура России бьёт ключом

Летающие рояли или КАК культура РФ бьёт ключом.

«Прилетели»! А, как можно ещё назвать подобное действо?! Ну, понятно культура всегда была «содержанкой» на теле любого государства и что? Пришло время навести в этом государстве порядок. А то развели тут культур-мультур. Играть оне желают на фортепианах. Нынче в РФ ВСЁ как-то убого и мерзко, какая речь, о каких-то там пиванино?, ну «полетели» Вы гробами с третьегу этажу, разбив чугунное тело своё, кому до этого дело? Да и увезут твою чугунную раму в утиль – радоваться надо, ведь никто сутками не будет стучать по твоим клавишам, издавая звуки. Одним словом - «вечный покой», что грустить-то? Если ДНО существует, то ОНО уже пришло и похоже навсегда. Ниже не бывает, полагаю. В фашистской Германии сжигали КНИГИ, рояли из институтов культуры НЕ ВЫБРАСЫВАЛИ. Россия всегда была новатором новых идей. Пусть продолжают в том же духе? Может так и должно быть? я не прав?

-8

Сколько стоит настройка пианино? Или за что мы платим деньги

Дочитать до конца будет не просто, но необходимо, потому что только тогда Вы сможете понять о предмете "настройка фортепиано".

Нашла в Интернете статью про настройку пианино, я сама мало, что понимаю в этом непростом вопросе. Но, что мне подсказывает, что автор просто обижен на весь свет и утверждает, что настроить его правильно, вообще невозможно и основная часть неподготовленных граждан отдают деньги настройщикам попусту. Так, ли это?


рабкрин


Статья адресована, прежде всего, для обывателя, простого человека, прямо или косвенно связанного с таким понятием как «пианино». Профессионалы ремонтники, настройщики-ремонтировщики, «тюнера от Бога», пусть поберегут своё драгоценное время и нервы, нечего нового я им не расскажу. Всё о чём будет сказано далее, они очень хорошо знают, но потеря клиента не позволяет им даже заикнуться о реальном положении вещей, связанных с настройкой и ремонтно-восстановительной практикой фортепиано. Признать то, о чём будет сказано, значит расписаться в теоретической близорукости и упущенных возможностях собственного самообразования, нарушить корпоративную этику. Катастрофически ухудшающийся образовательный уровень на постсоветском пространстве, в том числе и в музыкальном мире, последних двух десятилетий, даёт мне некоторое право расставить некоторые точки над i в данном вопросе. Однако я не считаю в полной мере возможным, брать на себя ответственность в непогрешимости тех истин, которые изложу, и уж тем более быть арбитром для всех заблуждающихся в этом непростом вопросе.


За долгие годы практики по обслуживанию и настройки фортепиано, и, особенно в последние 2-3 года, у меня сложилось устойчивое представление, что настройка (теперация) звуков, процесс не только сложный, как для профессионалов практиков, так и, к сожалению, мало изученный для широкой общественности. В связи с этим, считаю, что было бы правильно и полезно изложить свои, возможно субъективные, познания по этому вопросу на всеобщее рассмотрение и последующую конструктивную критику. Главной целью моих размышлений, смею надеяться, станет полное представление о принципах и возможностях темперации инструмента для неподготовленных, но вынужденных покупать, а далее обслуживать пианино, родителях их детях, а также всех людей доброй воли, желающих расширить своё представление о настройке и возможностях фортепиано.


Так, как было сказано ранее, что излагать свои мысли для людей, по большей части, неподготовленных, имеющих смутные представления о предмете, то и терминология, я попытаюсь это сделать, будет житейская.


Очень часто приходиться слышать подобные вопросы от клиентов и просто обывателей, несведущих в данном вопросе. Дело в том, что действительно, простому, неискушённому человеку в тонкостях музыкального искусства порой, очень сложно разобраться и найти оптимальное решение проблемы. Музыканты, имеющие дома пианино, имеют некоторый опыт общения с настройщиком и примерно могут охарактеризовать свои требования к обслуживанию своего инструмента. Так, приглашая мастера для настройки или небольшого планового ремонта пианино, они могут оценить динамку положительных изменений технической составляющей, осуществлённых мероприятий, почувствовать правильность звучания некоторых до этого фальшиво звучащих клавиш. Для музыкантов профессионалов не составит большого труда выявить какие-либо несоответствия по поводу строя инструмента и в рекомендательно-настоятельном тоне заявить претензии уже к настроенному инструменту. Оценить вклад в решении их проблем со строем клиент сможет, сравнив с предыдущим посещением мастера. Безусловно, их оценка будет отчасти субъективна и не всегда положительная, если всерьёз учитывать человеческие возможности настройщика и не только. Но что делать человеку, технически необразованному, имеющего небольшие познания по предмету «музыка», поставленному в жёсткие условия, я бы даже сказал принудительно-исполнительные, в случае появления в его жилище пианино?! Вот для этой категории граждан я и попытаюсь изложить мои мысли по этому вопросу.


И так, начну по порядку. Всех волнует не стоимостное выражение услуги, а скорее её соответствие тем техническим требованиям, которые должны исполняться или не быть таковыми. А, именно, как работает моё пианино, после посещения настройщика? Ту ли сумму вознаграждения я отдал настройщику, не переплатил ли за его услуги? И, вот тут то и «открывается главная тайна», что пианино даже теоретически не может быть правильно настроенным на продолжительный период времени, скажем, на год, не смотря на опыт настройщика-ремонтировщика, его регалии и послужной список. Что же получается, что ВСЕ настройщики пианино заведомо вводят клиента в заблуждение, преследуя одну единственную цель – обогатиться за Ваш счёт? С одной стороны это действительно так, но всё же необходимо расставить правильно акценты в данном вопросе.


Так, что же я имею в виду, обвиняя армию настройщиков в заведомом обмане клиента? Давайте рассматривать вопрос с точки зрения морали. Кто такой среднестатистический настройщик пианино, на бывшей территории СССР, каков его, если так можно выразиться портрет? Это, как правило, мужчина за 45, музыкант-неудачник, вынужденный заниматься нелюбимым, немодным ныне ремеслом, часто злоупотребляющий алкоголем, так как кроме нот, он как правило, нечего не знает, а музыка по большому счёту невостребованна, платить за неё никто не собирается, вот и приходиться, проклиная судьбу, «разводить на бабаки» доверчивых граждан. Профессия настройщика трудная, как с моральной точки зрения, зачастую приходиться угождать и нахваливать пианино, которое, по сути, давным-давно является рухлядью, так и с физической – приходиться вертеть колки, а это требует некоторой силы. К тому же, если так можно выразиться «давят со всех сторон, неизвестно откуда свалившиеся конуренты», «отбивая потенциальных жертв».


Обозлённый и неустроенный в современных реалиях жизни, настройщик вынужден набирать побольше заказов, что бы хоть, как то выжить. Придя к Вам на заказ, он нервно посматривает на часы, сожалея, что пианино ни как не хочет настраиваться, а его ещё ждёт пара-тройка вызовов, в разных концах города. Так в чём же причина такого отношения к своему ремеслу огромной армии настройщиков? Она банальна, клиент не знает, что представляет собой его собственное пианино, а настройщик НИКОГДА даже не обмолвится о непригодности Вашего пианино к обслуживанию. Для того чтобы не быть голословным, обвиняя всех настройщиков в нечистоплотности, способных лишь к выуживанию с Вас денег, давайте проанализируем примерную схему работы мастера. И так, как и все незнакомые, с проблемой настройки-ремонта пианино, попробуем установить, как Вы находите мастера и соответственно он Вас.


За что мы платим деньги, приглашая домой настройщика? Как, за настройку, безусловно, скажите Вы, а за что же ещё? Так, что же понимать под термином «настройка пианино»? Для клиентов, особенно неподготовленных и неизбалованных в изысках и тайнах «около музыкального мира», думаю, что это вкладывается в понятие « любое позитивное изменение в звучании инструмента». И, это действительно, отчасти правильно, так как играть на дурно звучащем инструменте не только вредно для окружающих, но и утомительно трудно для самого исполнителя. Наше ухо устроено так образом, что за редким исключением, его «раздражает неправильный звук». Вот тут то и срабатывает главная, как теперь модно говорить «фишка настройщика», сделать всё предельно быстро, слупить деньги и ретироваться. Увы, это наиболее распространённый метод работы настройщика. Что Вы можете предъявить, такому мягко сказать, дельцу от музыки, да нечего. Даже, если через непродолжительное время после подобной настройки, пригласите к себе домой знакомого музыканта-профессионала, и тот в свою очередь засвидетельствует плохое качество настроечных работ, Вы ровным счётом нечего не докажите.


Это связано не только с личностью горе-настройщика, который сознательно ввёл Вас в заблуждение, убеждая, что «только ему, единственному профессионалу в городе подвластно настроить Ваше пианино». Конечно, Вы вправе вызвать мастера повторно, требуя устранить неточности в звучании, но тот в свою очередь потребует дополнительной оплаты, объясняя это «эксклюзивностью Вашего необычного, чудно звучащего инструмента», разглагольствуя о сложной работе, проделанной с данным пианино. С трудом верится, что вопрос со строем решится положительно. Главная причина заключается в том, что «настройка пианино» - категория субъективная, зависящая напрямую от множества субъективных и объективных факторов. Этим противоречием всегда пользуются недобросовестные мастера.


Критерием оценки понятия «настройка пианино» является совокупность технического состояния Вашего пианино, квалификация настройщика, его теоретические знания и возможность их полноценного применения на практике, Ваши собственные предпочтения темперации и множество ещё более незначительных моментов, влияющих на качество исполнения настроечных работ. Таким образом, можно констатировать, что требовать качество исполняемых услуг возможно только в случае, когда клиент понимает хоть что-то о предмете «настройка пианино».


Далее я попытаюсь развеять основные мифы о настройке пианино и, всё что с этим связано. Основой моих умозаключений по данному вопросу стала возможность собственных объективных физических экспериментов со звуками фортепиано и установления причинно-следственных связей в вопросе темперации. Подобные исследования стали возможными благодаря новым компьютерным технологиям, а именно с созданием цифрового тюнера (digital tuner). Иными словами, говоря проще, установить, что есть звук фортепиано, как его найти и от какой отправной точки начинать темперацию. Настройка пианино не должна стать какой-то чудодейственной операцией по распределению звуков в соответствии их классической звуковысотной организации посредствам вращения колков с последующей их фиксации. Действительно очень непросто распределить сначала одну из октав на 12, принятых в европейской классической традиции, равных долей. А, затем распространить эту темперацию на 88 клавиш фортепиано. Задача данной статьи не рассматривать правильность и последовательность такой операции. Попробовать разъяснить людям некоторые сложившиеся предубеждения по поводу особого дара настройщика, растиражированного ныне подобно модным экстрасенсам или колдунам. Дать объективную оценку работы настройщика, что он действительно делает, а что лишь провозглашает, пользуясь неведением простых людей.


Любая, даже выполненная «супер и профи» настройщиком темперация, скорее категория философская, нежели объективно-реальная с точки зрения законов физики и вот почему. Звук фортепиано (обычного акустического инструмента) возникает в результате внешнего воздействия (удара молоточка) по струне. Струна представляет собой глухо защемлённую балку, в результате такого внешнего воздействия вынуждена, отклонятся по определённой амплитуде движения, создавая звуковую волну. То есть колебания, которое наше ухо способно различать как музыкальный звук. Звуков при этом колебании возникает великое множество, но нам интересен, в контексте нашего исследования, так называемый основной тон, а не его гармоники. Далее речь всегда будет идти об этом основном тоне (звуке). При возникновении звука, мы его измеряем, для удобства, пусть это звук ля - первой октавы с частотой колебания в 440 Гц. Операция выполняется при помощи любого цифрового тюнера. На экране дисплея с особой точностью появляется латинская «А», таким образом данная струна отклонилась вправо-влево 440 раз за одну секунду. Вроде бы имеем точно звучащий звук ля-первой октавы. Но достаточно нам увеличить или уменьшить силу удара молоточка по струне, показания нашего камертона незначительно, но изменятся. Оказывается, существует прямая зависимость высоты, определённой ноты от силы звука. При «форто» и «пиано» слышатся условно «разные звуки». Но это скорее условность, с которой мы можем и должны мириться, так как это связано с звукоизвлечением повсеместно и на любых инструментах и не всякое «ухо» их слышит. Однако это частность, которая объективно доказывает непростую технологию природы музыкального звука.


Основная же трагедия исполнителя в том, что невозможно на долгий срок обеспечить точной фиксации требуемого звука по причине несовершенства конструкции фортепиано. Со времён изобретения фортепиано, в плане конструкции оно претерпело только некоторые количественные изменения, а фиксация струны обеспечивается до настоящего времени только силой трения в посадочном месте колка, которое, в процессе многочисленных настроек, постоянно разупрочняется. Даже примитивный, но более прогрессивный, червячный балалаечный механизм не нашёл применения в классическом фортепианостроении, а приверженцы такого усовершенствования подвергаются «гонениям» со стороны элиты настройщиков, «переживающих», что они впоследствии могут остаться без работы.


Таким образом, пианист большую часть своих занятий проводит на «условно темперированном» инструменте. Чтобы не быть голословным я нередко, в последнее время, применяю метод тестирования звуков. Так вот, результаты, увы, плачевны, так как расхождения в строе весьма значительны. В некоторых случаях звуки после недавней настройки не только занижаются, но и выявляются некоторые звучащие выше необходимого стандарта. И, причина не столько в непрофессионализме предыдущего настройщика, отсутствия для проверки в таком важном деле цифрового камертона, в большей степени срабатывает фактор несовершенства фиксации струны.


Следует сказать, что струны натянутые на металлическую (чугунную раму) позволяют себе расстраиваться. При этом несоответствие строя становятся наиболее ощутимыми, например, если струна ля-первой осталась и не расстроилась, а рядом си-бемоль значительно занижен. В теории получается, что оплата услуг настройщика клиентом осуществляется, лишь за мнимую, условную и самое главное, непродолжительную по времени фиксацию звука.


Однако одной констатации факта недержания строя нам мало. Нас больше интересует причина его устранения. Как было сказано ранее, фиксация определённых звуков с необходимой по стандарту высотой недолговечно. Можно констатировать следующее, что конструкция фортепиано требует не только периодической фиксации неправильно звучащих звуков, но и их детальной проверки посредством цифрового тюнера. Выявление быстрого расхождения в строе, например, строй «поплыл» через месяц, заставляет клиента-владельца пианино искать выход из сложившейся ситуации. Разумным решением было бы считать строй своего инструмента «условно темперированным». Что под этим следует понимать? «Да, я признаю, что большинство звуков моего фортепиано звучит, не совпадая с точным показанием тюнера, которые я самолично выявил в результате тестирования, но мои звуковые ощущения позволяют мириться с таким положением вещей. При этом я коплю средства для будущей настройки моего фортепиано».


Кардинальное решение – купить цифровое пианино, строй которого на все 100% будет всегда темперированным. Такое пианино нет необходимости тестировать на точность темперации. Звуковая карта такого «суррогатного брата пианино» выверена настолько точно, что не одна «псевдотеория» о гениальных настройщиках не выдерживает никакой критики, что, дескать, существует разница в строе и обычное пианино звучит по другому и, соответственно, настраиваться должно по биениям, цифровой тюнер, со слов тех же профессионалов непригоден для осуществления качественной настройки, разные звуковые сектора инструмента не улавливают в полном объёме всех обертонов и прочее. В «вину» цифровому тюнеру за его погрешности ставиться даже материалы, из которых изготовлен тот или иной инструмент, а также среда, в которой осуществляются подобные измерения.


Всё это досужие домыслы не имеющие нечего общего с наукой акустика. Все подобные, если можно так выразиться «погрешности» успешно решены при создании цифрового тюнера. МИДИ технологии более 30 лет вытесняют и надо сказать весьма уверенно и успешно аналоговое акустическое оборудование, «цифра», если так можно выразиться выхолащивает звук на всех уровнях. Постепенно возникает новая эстетика звука и окружающего нас мира. Не всем людям подобная революция по нраву. Но, как сказал кто-то из поэтов: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».


Цифровое фортепиано открывает новые возможности в понимании, а далее, как следствие приобщения основной массы населения, к правильному темперированному звуку. Считаю неправильной и лишённой здравого смысла точку зрения о том, что существует разный подход в темперации обычного и цифрового пианино. Уйдут, в скором будущем, лживые «рассусоливания» настройщиков-ремонтироващиков с форума «Классика» об особенностях настройки, завышенных квартах и заниженных квинтах в угоду правильной темперации. Так называемых особенностей настройки просто нет, потому, что самый дешёвый и простой цифровой тюнер выявит не один десяток ошибок при настройке, выполненный настройщиком профессионалом. Подобные псевдотеории о звуке можно было бы «елозить» в средневековой Европе. Настройки технических характеристик цифрового тюнера превосходят и не дают сбоя в отличие человеческого, далеко не совершенного, уха даже самого «слышащего» настройщика. С уверенностью могу сказать, что тюнер для настройки пианино незаменимая полезная вещь, которая не только увеличивает работоспособность мастера и делает его действия более скоординированными, тем самым, способствуя меньшей силовой нагрузки как самого настройщика в процессе фиксации колка, так и создающим более щадящий режим для посадочных мест колка Вашего инструмента. В нашем случае тюнер является измерительным прибором не столько для мастера, приглашённого для темперации Вашего пианино, а скорее эталоном выполненных им работ. Показания тюнера – главный аргумент клиента, который вправе потребовать качество, где его нет. Такие требования не завышенная оценка требований клиента, основанная на его субъективных звуковых предпочтениях – это та шкала измерений звука, с которой трудно поспорить.

Показать полностью 1
8

Очень старая "РИГА"

Максим редко ходит теперь на заказы по ремонту и настройке пианино. Но здесь было нельзя отказать, так как хозяйка пианино "РИГА" 1964 г., работает в музыкальном колледже. Она делала свои первые шаги в музыке с этим инструментом, к тому же это память об уже ушедших из жизни родителях. Максим долго анализировал прежде чем преступить к настройке. Выбрав оптимальный строй, где "ля"1 октавы= 435, настроил за 2 подхода это пианино, немного подшлифовал молоточки, убрал пыль, установил картонные шимы под колки. Теперь можно музицировать на этом пианино, хотя клавиатура несколько мягковата, да и звук уже ни тот, что был полвека назад, но в этом есть свой шарм, полагаю.

Приятного просмотра.

7

Рояль "Ямаха". Можно настроить и музицировать профессионалу

Был приглашён, чтобы настроить рояль. Рояль был подарен одной из музыкальных организаций г.Уральска, но так как никто его профессионально не настраивал,  и не обслуживал, он пришёл в очень плохое состояние. Общий строй хотя и присутствовал, но плохие хора, западание демпферов (глушителей) струн, а также плохая интервалика в среднем регистре не отвечал требованиям игры для профессиональных исполнителей. Максим сделал как смог, потому что в повседневной своей практике, он работает в основном со старыми советскими "БЕЛАРУСЯМИ". Было особенно опасно и боязно порвать басовые, так как найти идентичную в нашей провинции просто невозможно. Не судите строго, Максим старался и попытался  сделать лучше, чем было. Возможно ему это удалось. Приятного просмотра видео.

5

Не скромно

Иной раз сделаешь дело и душа радуется. Пусть не всё удалось довести до конца: не было достаточно времени, да и собственный опыт, и навыки нужно всегда повышать, и двигаться дальше. Но, что сделано, то сделано. Сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Знаю точно, не будь меня тогда в г.Уральске, то никто бы не свёл оба рояля в один тон, не было бы такого качественного концерта, исполнительницам было бы трудно сыграть эту программу на бис.

Ныне эти рояли запущены, звук на них расстроен. Никого из администрации музыкальной школы это сильно «не напрягает». «Играют» на этих роялях, невзирая на отвратительный звук и раздолбанную механику молоточков. Не будем судить строго, «ибо не ведают, что творят»

Приятного просмотра из далёкого 2014 года.

3

Фабрика пианино "Кубань"- объект которого больше нет

Это было замечательное место, сколько же вылазок и встреч нашей группы прошло на этой фабрике, фабрика, до того как она буквально два месяца назад была стерта с лица земли, работала долгое время и выпускала известные и когда то очень дефицитные фортепиано, после закрытия в начале 90 она стала просто никому ненужна

после двух пожаров у нее обрушилась часть крыши,но она стала еще более колоритной,с диггерской точки зрения, само по себе здание тоже очень интересно,это не те здания и цеха которые строили 50-60 года, это здание было построено гораздо раньше и имеет архитектуру свойственную более ранним постройкам, на территории сохранились останки того,что когда то производили на ней, даже человек не знавший бы,без труда догадался что там выпускали цеха,здание управленцев, когда все видишь представляешь как все работало еще совсем недавно,а теперь тишина, да вот оно кладбище индустриализации, скоро построят на ее месте жилой дом скорее всего и

большинство будущих жителей даже не поймут,что когда то тут шумели цеха,ходили люди,но время нещадно,ну ладно не буду отступать,продолжу свой рассказ, подвал фабрики тоже сделан очень интересно кто то написал "ВЫХОДА НЕТ" будто предсказание,что фабрика

доживала свои последние дни

помолчим и просто посмотрим фото,теперь эти фото являются историческими,когда то наверное проезжая с детьми возле большого красивого дома который будет построен и приехав домой,я покажу им эти фотографии,что они скажут? поймут прогресс который стирает с лица земли свои же пережитки или с тоской как я посмотрят и скажут жаль,что её больше нет. Давайте просто посмотрим еще раз на тот объект который вызывал у каждого знаемого мною диггера,что то такое чего больше нет и не будет,да все объекты разные,но в этой фабрике было,что то такое что нельзя объяснить словами, часть души нашего города, истоки производства

3

Спасибо, интернету. Или как мы "лечили" басовый штег пианино

Переписка Кирилла с Максимом по поводу ремонта басового штега


Понедельник, 23 февраля 2015

Кирилл, смотрите телеканал "TheMaximillyan" YouTube, тут Вы найдёте очень много интересного для себя. В том числе и подробную инструкцию, как изготовить Т-бар ключ для настройки пианино. То, что касается "Аккорда" это очень хороший инструмент, для меня так самый лучший среди советских. Если я Вас правильно понял, так это у Вас отклеился басовый штег( нижний порожек). Можно это исправить, делайте фильм, выкладывайте на Ю-тубе, будем делать ремонт


10 марта, 15:55

Maxim, вы были абсолютно правы, действительно, отклеился басовый штег. На счёт ключа, в Калуге изготовить ключ средствами завода или другого предприятия, связанного с металлообработкой, довольна-таки недешёвое мероприятие (конечно если нет знакомых в этой области). Но кто ищет, тот находит. В результате, нашёл одну компанию, в которой подсказали интересное решение (см. фото). В итоге: 1500 руб. за работу + 350 руб. за вороток с насадкой (покупается в любом авто магазине или магазине инструментов ) вместо 8000 руб. за изготовление ключа с нуля https://youtu.be/QdAuo3f0tX0


Вторник, 10 марта 2015, 16:22

Очень рад, Кирилл, что Вам удалось сделать подобный Т-бар, несколько дороговато, но надёжно и грамотно. Сделаю даже фильму "Т-бар от Кирилла". То, что касается штега. Очень польщён, что не наблюдая предмета, только благодаря Вашим пояснениям, сумел поставить грамотный диагноз. Теперь нужно "лечить" его. Чтобы дать Вам развёрнутый план реставрационных работ, пожалуйста, сделайте несколько фото с разных углов, подсвечивайте фонариком, я должен понять степень расклейки штега, тогда буду консультировать, как и что.

Пишите, с уважением, Максим


11 марта, 10:45

Тантрический ремонт, Кашпировский тихо стоит в сторонке и комплексует :) Почему же, очень даже можно попробовать. В такие моменты начинаешь чувствовать всю прелесть всемирной паутины.

Здравствуйте, Максим! Добрался до проблемного места, ослабил струны (ключ оказался вполне работоспособным), извлёк штег, он абсолютно не держался. Оказалось и ему помощь не помешает. Трещину в штеге думаю укрепить коктейлем из ПВА и древесных опилок, а сам штег приклеить и посадить на шурупы или винты с шайбами к мосту (если я правильно называю деталь, к которой непосредственно крепится штег). На винты крепить будет проблематично, т.к. зазор между мостом и декой только с одной стороны, да и подлезать туда проблематично и гайка я думаю со временем открутится.

С нетерпением жду Вашего ответа и рекомендаций, и ОГРОМНОЕ спасибо за помощь.


11 марта, 19:59

Всё очень даже понятно, Кирилл. Я имел несколько ремонтов подобных 2х составных штегов и они до сих пор хорошо работают. Причём по всей вероятности басовые штеги в этих пианино с самого начала были отклеены и, хозяева имели неожиданно «новое приятное звучание», но это всё лирика.

Как бы я советовал поступить:

1. Зачистить мелкой шкуркой внутреннюю стенку штега, хотя похоже остатков клея там не наблюдается

2. По поводу ПВА, я только его и рекомендовал бы для подобного ремонта, желательно Обнинский, но впрочем пойдёт любой, сейчас делают хороший. Единственное требование, чтобы консистенция была подобно зубной пасте, не жидкая. Думаю 2/3 клея и 1/3 дубовых мелких опилок, было бы идеально, я использовал опилки ясеня, также жёсткая древесина, только как следует просеить, чтобы получилась однородная масса.

3. Вставляем верхние штифты обратно в свои посадочные места, предварительно обмакнув их в наш раствор. Предварительно, изловчитесь и набейте в растрескавшуюся часть штега побольше клея, пусть потом вылазит наружу, не страшно. Далее, 3-4 струбцины и стянуть, чтобы, аж штифты попытались вылезти снова, но не беда, стягивайте струбцины и чуть подбивайте их внутрь. Как и положено пусть сутки сохнет.

4. Я против всяких там шпонок и пр. винтов. Дело в том, что на Вашем штеге просто не долито клея было с завода. Поэтому, было бы логично, сделать просто, как должно было бы быть. Вклеиный штег встанет мёртво, так как будет испытывать значительную нагрузку от струн, которые Вы должны будете сразу же натянуть, примерно, как они были настроены. Ещё одна тонкость, одна бОльшая часть штега, которая теперь всё ещё в пианино, быть может также не полностью вклеена к деке, поэтому нужно её проинспектировать и пролить жидкий клей между внутренней стенкой и декой и прижать. Взять какую-нибудь палку и расклинить. Как выявить зазор? Попробуйте сунуть обычный лист бумаги.

5. Теперь, когда штег готов, хорошо просох, штифты стоят мёртво, густо промажьте массой клея с опилками внутреннюю стенку штега и то место, где он отвалился от деки. Намазанный штег не прикладывайте 3 минуты.

6. Теперь самое главное, разогнать каждую струну по 2 её штифтам. Думаю, нужен буден напарник, желательно мужчина. Напарник держит внизу и давит на штег, Вы справа налево, я имею ввиду струны начинаете натягивать струны, самое главное не порвать? Ведите ключ плавно. Частично вылившийся клей вниз, можно удалить сразу. Если протекает, значит хорошо, проклеивается.

7. После того, как проделаете всё это, включайте фэн на самый малый режим и водите вправо-влево минут по 5, раза 3

8. Если есть возможность, установите распорки к штегу. Сутки, я думаю, будет достаточно.

Быть может, будут некоторые изменения в процессе работы, я допускаю, но в целом я бы очень советовал делать именно так. Удачи!

С уважением, Максим

12 марта, 8:55


Да, Кирилл, дерзайте, всё должно получиться, я очень на это надеюсь. Вчера забыл сказать ещё одну вещь, на всякий пожарный случай, если всё же не будет хватать давления при склеивании штега к деке, нужно с обратной стороны пианино найти это положение и отметить его на задней стенке деки. Для чего это нужно? Если что, тогда попробовать в момент склеивания пустить здесь пару тонких саморезов, для надёжности. Только очень трудно наверное будет найти такие, чтобы были длинные и схватились со штегом не более 2-3 витков резьбы. Если ввернуть с большой силой и поглубже, штег может лопнуть. Ну, это я для подстраховки поясняю. У меня, слава Богу, подобных вариантов провала никогда не было. Будьте предельно аккуратны в своих действиях. Лучше всё же делать, как я писал ранее. Когда уже натянете струны и отцентруете штег, вставьте 2-3 распорки из деревянных толстых палок-чурок, упрев их во что-то массивное, я использовал стену, расположив открытое пианино на расстоянии меньше метра, сделав распорки из черенков для лопат . Быть может Вы придумаете что-то другое. Желательно делать, если это будет возможным, снимки, для будущей фильмы "Оторвавшейся штег. Кирилл сделал это." Но это лишь пожелание, я прекрасно понимаю, что всё это будет сделать не просто, но возможно. Главное, больше думать о предмете, а уж потом принимать то или иное решение и, воплощать в практическую составляющую процесса, если возникнут трудности и пр., обращайтесь, чем смогу, помогу, жаль только советом.

Удачи, жду с нетерпением положительного эффекта нашей переписки. Ещё обратил внимание, что струны(басовые) имеют налёт ржавчины, похоже ни один год пианино находилось в неотапливаемом помещении. Когда Вы сейчас будете вынимать механику и всё делать, то протрите их х/б тряпкой смоченный в водке, лучше использовать самогон или денатурат. Это нужно для того, чтобы попробовать остановить процесс окисления и убрать ржавчину, чтобы струна при уже статичной установки на нужный тон не давала не нужный обертоны в своём звучании. Но это также, лишь пожелание.

С уважением, Максим


11 марта, 22:22

Спасибо, Максим, за шикарный развернутый ответ. Постараюсь следовать инструкции и надеюсь на лучший результат.

Всего наилучшего!!!


19 марта, 10:40

Здравствуйте, Максим!


И сразу к сути. Демонтировав вторую часть штега, что стоило не мало усилий (один из шурупов был перекрыт балкой с тыльной стороны деки), обнаружил, что сопрягаемые поверхности неровные, если прижать одну из сторон, то на другой образовывался зазор до 2 мм. Но немного клея и нежные объятия струбцин сделали своё дело, штыри тоже держатся нормально.

При монтаже на деку "штег в сборе" я всё-таки решил стянуть болтами, чтобы конструкция не развалилась при склейке. Прижимать струнами не стал, т.к. с одной из сторон большой рычаг, могло перекосить. Вариант с деревянными распорками тоже пришлось отмести, в виду особенностей расположения инструмента. Других альтернатив в голову не пришло. Конечно результат не comme il faut, но вроде надёжно.

По поводу ржавчины на струнах, пробовал и водку (не понравилась :)) и растворитель ржавчины, и преобразователь ржавчины, ни что в должной степени не помогло, хотя для предотвращения дальнейшего распространения ржавчины один их этих вариантов может оказаться действенным. До этого снимал толстый слой ржавчины щёткой по металлу, эффективная вещь.

К сожалению не обошлось без потерь, -1 струна (хорошо, что вторая из хора осталась). Но думаю можно её перевернуть и по колдовать немножко, должно получиться.

И вот, кучу дров уже смело можно назвать инструментом, фортепьяно начало звучать.


В итоге, проведённые мероприятия:

- отремонтирован штег

- отремонтированы и заменены элементы механики

- клавиатурный польстер сделал из сложенных строп и верхнего демпфирующего слоя из ватина (ветошь)

- заменены накладки на сожжённых клавишах (оттенок не тот, но выбирать не приходилось)

- немного выровнены уровни клавиш

- акриловой краской нанесён орнамент, вместо старого пластикового, который в основном отсутствовал

- произведена предварительная настройка (по тюнеру и собственным ощущениям)


Результат не может не радовать. Отдельная благодарность Вам, Максим, за дистанционный, но от этого не менее значительный, вклад в дело.


Всего наилучшего!


19 марта, 11:42

Доброго дня, Кирилл. Брависсимо! Если честно я не ожидал такого профессионального подхода в подобном ремонте. Только что открыл все фотографии и проанализировал всё, здорово! Очень правильно, что обнаружив этот зазор сумели понять и демонтировать из под балки 2 часть штега. А, как классно получилось установить на шпильки сам штег, да ещё в потай. Профессиональная работа, нечего не скажешь! Как прекрасно выглядит залитые и чётко установленные штифты, а главное с нужным углом. Если честно, ни я должен был Вам давать советы, а Вы мне, я это говорю искренне.

Не беда, что оборвали до или си в малой, что ж бывает. Убеждён, что сможете установить, если обмотка будет хватать до не рабочей части. (пришлите фото) Очень рад, что удалось настроить. Не знаю будет ли возможность снять небольшое видео. Интересно будет услышать как звучит эта басовая часть. Если сделаете подобный фильм - это будет просто фантастика. Но нужно сначала показать отремонтированный штег, а потом нажимать клавиши или сыграть небольшую пьесу. Ну это лишь моё пожелание. Сегодня у меня выходной, буду делать клип про Вашу замечательную работу, пусть другие, также не опускают руки и пытаются делать.

Я могу опубликовать ВСЁ нашу переписку, чтобы обывателю было понятно о чём идёт речь?

Спрашивайте любые вопросы, по мере собственной компетенции, обязуюсь ответить

С глубоким уважением и восхищением, искренне Ваш, Максим из Уральска


21 марта,1:17

Здравствуйте, Максим!


Надеюсь запись передаст звучание басового регистра. Наиграл одну мелодию, не судите строго, это мой первый серьёзный опыт с фортепьяно. До этого, если и подходил к инструменту, то только побаловаться. Искренне надеюсь, что подобный контент побудит кого-нибудь на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в другие инструменты, потрёпанные людьми и временем.


Всех благ!


21 марта,8:59

Спасибо, Кирилл. Просто супер фильма у Вас получилась, то что нужно. Талантливый человек - талантлив во всём, я полагаю. И, исполнение даже очень прекрасно и слышно, что дефектов шуршания или чего-либо лишнего нет, в басу, он звучит, как задумано на фабрике, значит Вы справились со своей задачей - вернули пианино в строй. Тембр не сказать, чтобы уж очень, но я думаю, что он придёт постепенно, полагаю очень долго на нём не играли. Я уже сделал фильм, но этот я размещу, как вторую часть, потому, что ЗВУК для нашей фильмы - это самое главное, вещ.док так сказать. У меня только один вопрос, сейчас строй где-то между G и G#, я прав. Так вот строй есть, хотя необходима некоторая коррекция в хорах. Я бы очень советовал НЕ поднимать до А=440. Во-первых можно порвать струну и будет не долговременно держать строй. Фильм будут смотреть - это я Вам обещаю, полезная вещь нужна всем. Пусть люди пытаются и сделают лучше, главное, что отвалившийся штег - это ни приговор для нашего пианино. Подстройте только хора. В целом очень классная работа. Я, как только сделаю статью на сайте, обязательно вышлю ссылку.

С уважением, Максим


21 марта,14:27

Здравствуйте, Максим!

Как я и говорил была произведена лишь предварительная настройка, где-то на ¼-½ тона ниже стандарта (большинство струн находилось именно в этом диапазоне). Обязательно выправлю хора, разумеется поднимать общий строй пока не буду, мало ли что.

На счёт переписки, смело публикуйте, где посчитаете нужным, наверняка кому-нибудь да пригодится.

До новых встречь на виртуальных просторах!

21 марта,19:25


Всё ясно, Кирилл, буду публиковать статью про штег и пришлю ссылку. Надеюсь, что смогу давать советы, если возникнут по поводу механики или ещё что.

До новых встреч, Кирилл. Удачи!


1

Показать полностью 1
20

Журавли нашей памяти

Не могу слушать это песню спокойно, всегда ком в горле. Вроде и не про войну, но журавли заставляют скорбеть каждый раз.

Дагестанский поэт, член Президиума Верховного Совета СССР, Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски, и тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме.


Садако Сасаки надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», пользуясь искусством оригами. В Азии существует поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу оригами — журавлей. Журавли также имеют свой образ в русской культуре, с которой Гамзатов был очень близко знаком, как переводчик русской классической поэзии.


Когда Гамзатов летел из Японии домой, в СССР, он думал о своей матери, весть о кончине которой пришла в Японию. Он также вспоминал старшего брата Магомеда, погибшего в боях под Севастополем, вспоминал другого старшего брата, без вести пропавшего военного моряка Ахильчи, вспоминал о других близких людях, погибших в Великую Отечественную войну, итогом которой была победа над нацистской Германией и её союзником — милитаристской Японией. «Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?», писал он в стихотворении «Журавли» в переводе Н. Гребнева. Журавли у Гамзатова — это и аварские, и русские журавли.

Журавли нашей памяти Журавли, Гамзатов, Песня, Песня День Победы, Видео
Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!