"Чикатило" - сериал 2021 года, основанный на деле о поимке, как ни странно, Чикатило. У этой истории много этапов - "Дело дураков", "Операция "Лесополоса"" и прочее. Эта история затянулась на почти 15 лет и превратилась в настоящую охоту на неуловимого убийцу.
Андрей Романович Чикатило - бывший учитель, педофил, насильник и серийный маньяк. Его называли множеством имён - Сатана, Гражданин "Х", Товарищ Убийца, Монстр Лесополосы и Ростовский Потрошитель. Проживал, как можно догадаться по последнему прозвищу, в Ростове на Дону.
Я не буду углубляться в хронику преступления и выискивать все неточности, про это уже есть куча статей в интернете и множество документальных проектов, книг, фильмов и сериалов. Я, как человек, работающий с литературой, займусь романом, являющимся сценарием к нашумевшему проекту студии "Őkko" с радостью нашей - Сариком Андреасяном, который, будто бы и хочет всем угодить, но всегда наступает на грабли и с Дмитрием Нагиевым, актёрскую игру и образ которого я разберу отдельно (вы здесь ради этого, верно?). И давайте, сегодня я буду хорошим мальчиком и прилежно сравню книгу, сериал и фильм "Эвиленко", который я считаю отличным примером драматичной истории о маньяке в СССР, с элементами ужасов.
Книга отличается маленькой, но очень важной деталью: название произведения являет собой не просто фамилию, там имеется приписка, целиком оно выглядит так: "Чикатило. Явления зверя". Да, изначально, сериал тоже должен был иметь такой подзаголовок, но от него стыдливо избавились, видимо, в отличие от авторов романа, Андреасян решил избавиться от такой вычурной и пафосной "демонизации" маньяка.
Начну с простой придирки: авторы (товарищи Волков и Гравицкий) совсем потеряли стыд. Как? А просто: вся книга, буквально, изобилует матом и непечатным жаргоном. Матерятся все: сотрудники милиции, рабочие, бабки, торгующие "семочками", жаргонят и ругаются даже дети. Не матерится только сам Чикатило. Через одну встречаются страницы, где есть минимум два непечатных ругательства. Поймите: я не ханжа и прекрасно понимаю всю суть употребления мата (сам могу, умею, практикую) но, есть такие жанры, как кино и литература, где можно избегать уж слишком частого использования таких слов и выражений. На крайний случай, можно просто найти синонимы. В сериале, опять же, с этим дело обстоит легче: там мат стыдливо заглушают. И да, открывая книгу, готовьтесь прочесть как минимум одну сцену минета честной давалки Андрею Романычу, с употреблением таких фраз, как "Это чё? Вялого мусолить?" С последующими подробностями и описанием чавкающих звуков и иных прелестей.
О чём сюжет? О Чикатило - можете подумать вы. Это ошибка. Сериал, как и книга, у нас, по всем канонам 5 канала, про ментов. А точнее, про распри доблестных московских МилицЫонеров и злобных ростовских менторасов, которые так и наровят обвинить и расстрелять кого-нибудь невиновного. Всё как обычно - московские - хорошие, провинциальные - плохие. И вот, на протяжении всей книги, они друг друга взглядом гноят, ссорятся, запугивают свидетелей и подозреваемых, у московского специалиста-психиатра Витвицкого даже завязывается роман с ростовской милицонершей Ириной Овсянниковой. Да, тут есть всё - ментовская любовь, ментовская драма, ментовские страсти и на фоне ещё какой-то дурак в пальто и шляпе бегает и всех мочит. Сюжет книги прост - целый роман/первый сезон, милиция расследует "дело дураков" - трое психически больных интернатовцев выдают себя за убийц, а менты над ними кружатся и спорят - московские уверены в их невиновности, а ростовские стараются их посадить, дело замять и дырочки под звёздочки на погонах просверлить. А в конце, сюрприз, нас встречает строка "Продолжение следует" - второй сезон, вторая книга. Грубо говоря, произведение целиком посвящено лишь первому этапу - незначительному фрагменту пятнадцатилетнего расследования. Они намерены настрогать пятнадцать книг и пятнадцать сезонов? Не хочу. Если продолжение "Хроник" Энн Райс или "Лисьей норы" Сакавич я ждал, то продолжение "Чикатилы" Волкова и Гравицкого я не сильно стремлюсь прочесть.
У книги есть значительный плюс: её легко читать, у авторов довольно увлекательный язык, как бы меня не коробили тонны мата. В сериале с этим дела хуже - он скучный, монотонный.
Я люблю иногда заниматься такими "лёгкими книгами". Если произведения тех же Энн Райс или Алана Мура ты читаешь, как произведение искусства и оду прошлым эпохам, то Волков и Гравицкий написали обычный бульварный роман - прочёл, немного подумал, забыл.
Главный минус обоих произведений - отсутствие какого-либо точного сюжета. Каждая глава/серия строится по одному образцу - большую часть времени менты спорят и пытаются друг другу поднагадить, Витвицкий ломается от любви к Овсянниковой, они расстаются, мирятся и т.д. Всегда есть несколько коротких сцен, где Чикатило занимается работой, или домогается кого-то, или убивает, или кривит лицо похотливой улыбкой.
Ещё один бонус франшизы - погружение в эпоху. Декорации, костюмы и быт весьма ностальгичны и передают дух восьмидесятых. Чикатило берёт талончики, в автобусах есть аппараты с билетиками, в банке кипятильником греют воду, засыпая чаем из пачки, семьи слушают "айсберг в океане" и перебирают гречку. Есть сплетни в очередях и рынки с дефицитом, Романыч обманывает детей, обещая блесну-японку, ящик жвачек, ножик, который всегда втыкается в дерево и "пирамидку" с кубиком Рубика.
Персонажи - все имена и образы изменены и переделаны. Есть абстрактный майор Кесаев, основанный на Иссе Костоеве, есть абстрактные психиатры - капитан Витвицкий и профессор Некрасов, разделяющие личность психиатра, составившего психологический портрет Чикатило и "расколовшего" маньяка за одну беседу в последний день ареста, так что тот во всём сознался, понимая, что улик на него не ахти (подозрительный был момент).
Актёры. Про милиционеров сказать нечего. Они довольно клешированны - молодой капитан, опытный начальник, юная сотрудница, злой начальник и прочее. Сыграны они соответствующе - ничего лишнего, все в образе. Но вы ведь здесь ради одного конкретного персонажа. Точнее, одного конкретного актёра, правда?
Главное. Образ Чикатило - в книге он описан неприятным скукоженным мужчинкой, от которого буквально у каждого встречного озноб по коже и ощущение какой-то гнильцы внутри. При его появлениях народ чуть ли не крестится, он натужно неприятен, впрочем, не так сильно, как в сериале. В книге у него каждые пять минут вырисовывается похотливая улыбка а глаза стекленеют.
В сериале у нас есть Дмитрий Нагиев. Он кривляет лицо, шмыгает носом, постоянно протирает очки (эта черта, в прочем, интересна, хоть и показана слишком навязчиво). Да, Дмитрий играет типичного юродивого, стереотипного психа-извращенца. Андрей Романович Чикатило таким не был. Кривлялся и уродствовал он только на суде и на публике, после ареста, когда пытался выдать себя за дурачка. В жизни он был обычным, даже нарочито нормальным. Говорил тихо, бубнил себе под нос, но этим добивался доверия, расположения, создавал образ абсолютно безобидного дядьки под пятьдесят, которому доверится любой ребёнок и даже взрослый человек. Этим он и пользовался.
Если говорить о внешности, то Нагиев слишком широкий, низкий, строение лица и головы у него совершенно другое.
И да, его игра, на самом деле, слишком похожа на "Осторожно модерн". Нагиев старался очикатилиться, но не смог. Он будто весь сериал своим лицом угрожает кому-нибудь чучу намандрючить. Это Чикатуха, а не нечто серьёзное.
Я скажу так: у меня есть вера во второй сезон. Сарик может исправиться, если он, правда, решил стать серьёзным режиссёром. Даже Нагиев сможет постараться (а ведь ему ещё Остапа Бендера в новой экранизации "Двенадцати стульев" играть. Вот это меня уже настораживает). На авторов книги у меня такой сильной надежды нет, впрочем, поживём увидим.
Но, если вы хотите увидеть действительно хорошее произведение о маньяке в эпоху СССР - то я настоятельно рекомендую фильм "Эвиленко" с Малькольмом Макдауэллом в главной роли. Здесь есть всё - шикарная работа оператора и режиссёра, драма, страх, божественный саундтрек. Хорошо передана эпоха, когда идеи утрачивали смысл и начинался перелом.
Да, этот фильм далёк от событий реальности, но он себя и не позиционирует как документалку. Просто очень хороший фильм про маньяка в эпоху советских восьмидесятых. И да, тот выпуск "Криминальной России" тоже умеет держать напряжение, но, главная претензия - он перевирает события под версию Костоева, где тот пытается забрать все лавры себе. Хотя проект и позиционируется документальным.
Судьба злодейка. Читаю книгу по второму кругу. Уже не так бесит. Думаю, к десятому прочтению, это уже будет лучший роман в моей жизни. Не буду.
И главное, товарищи! В Советском Союзе серийных убийц нет и быть не может! Это явление характерно только для загнивающего Запада! А целина есть и сама она себя не поднимет!