Предыдущий пост - http://pikabu.ru/story/prodvizhenie_saytov__lozh_i_nizost_vs... собрал достаточно много комментариев, а я получил аж 119 подписчиков, что несколько неожиданно для меня. Как и обещал, "пилю" второй пост.
В этой части я попробую рассказать о бюджетах и подходе к продвижению в компаниях и у фрилансеров.
Ситуация с ценообразованием на рынке продвижения, напоминает восточный базар. Цена на продвижение одного и того же сайта может различаться в разы у различных компаний и фрилансеров. За продвижение одного и того же сайта у вас могут попросить и 20 000 и 50 000 и 100 000 руб./мес. Продвижение сайта - это наверное одна из наиболее непредсказуемых областей бизнеса, где рост ценника (не всегда конечно) никак не связан с ростом качества услуг.
У студий, при прочих равных, ценник всегда будет выше, чем у фрилансеров, однако это не значит, что фрилансер всегда лучше компании по соотношению "цена-качество". И там и там есть свои плюсы и минусы, также как и недобросовестные исполнители.
Как расходуются ваши деньги, выделяемые на продвижение, в seo-студии
В штате средних и крупных компаний обычно есть seo-специалисты, дизайнеры, программисты, копирайтеры, специалисты по контекстной рекламе, менеджеры проекта. Собственно "львиная" доля бюджета на продвижение и оплачивает труд этих специалистов.
Помимо оплаты труда специалистов, в бюджет на продвижение закладываются расходы на аренду офиса, налоги, прибыль компании, расходы на рекламу и т.д.
Оставшиеся деньги идут непосредственно на продвижение проекта: ссылки, тексты (если нет штатного копирайтера), платные изображения, различные платные сервисы и программы, которые используются при продвижении сайта.
Если компания добросовестная и честная, то все сбалансировано. У студии есть определенное количество грамотных специалистов, которые ведут несколько проектов, все бюджеты оптимально распределены, без "перекосов" в сторону получения одной только прибыли.
Но к сожалению так бывает далеко не всегда. У некоторых компаний, во главе угла стоит только получение прибыли, все остальное - вторично. Это обычно достигается 2мя путями, либо огромное количество проектов ведет небольшое число специалистов, соответственно на каждый проект тратится мизерное количество времени, либо по проектам практически не ведется никаких работ и специалисты получают "копейки", т.е. практически все деньги идут в качестве прибыли.
Простой пример из личного опыта. В начале своей карьеры seo-специалиста, я работал в региональной компании, занимающейся разработкой и продвижением сайтов. За 2 года работы там, иногда доходило до того, что 120 проектов!!! (достигалось это фантастическое количество через копеечные бюджеты на продвижение от 5000 руб./мес.) продвигались 4-5 специалистами, т.е. у одного спеца иногда получалось от 24 до 30 проектов одновременно. Теперь представьте сколько часов можно было реально потратить на проект в месяц, учитывая рутинные работы по составлению отчетов, совещаниям и т.д. Это еще учитывая жесточайшие рамки и практически полное отсутствие свободы действий.
Пример №2, опять же из личного опыта (другая компания, где я в свое время работал). Не более 5 проектов у одного специалиста, вменяемые бюджеты на продвижение, возможность экспериментов и прямое общение с клиентами.
Угадайте с одного раза, где результаты были выше?
Как расходуются ваши деньги, выделяемые на продвижение, у фрилансеров
У фрилансера, как правило, распределение бюджета намного проще. Это, как правило, затраты на проект (тексты, ссылки, изображения, сервисы оговоренные доработки сайта и т.д.) и его доход. У фрилансера намного более ограниченные ресурсы, по сравнению с компанией, он не может одновременно вести множество проектов, даже с учетом делегирования задач.
По поводу распределения бюджета, цифры разные, но учитывая, что один человек не может быть отличным seo-специалистом, копирайтером, дизайнером, программистом, контент-менеджером в одном лице, то в любом случае фрилансер не может забирать себе практически всю сумму в качестве оплаты своего труда. Цифры разные, но обычная практика, это 40-60% затрат на сайт и, соответственно 40-60% вознаграждения за работу, т.е. доход. Конечно многое зависит от бюджета, тематики сайта и его состояния.
Опять же, бывают исключения, когда фрилансер забирает себе до 100% бюджета и создает лишь видимость работы, но если компания, за счет рекламы и раскрутки своего бренда, может достаточно долго оставаться на плаву, то недобросовестный фрилансер, быстро пойдет "на дно", если будет откровенно халтурить или обманывать клиента.
У кого заказывать продвижение
Единого рецепта нет, заказчик сам решает. Если компания "старая" проверенная и добросовестная, то лучше отдать сайт им, все же и ресурсов и опыта у нее больше. Не забывайте о том, что серьезные компании отправляют своих сотрудников на повышение квалификации. Но заказывая продвижение сайта в компании, особенно по конкурентной тематике, будьте готовы к высокому ценнику на услуги, особенно в Москве и Питере.
Если вы не готовы платить большие деньги или не доверяете компаниям по причине того, что уже "наступали на одни и те же грабли", или вам посоветовали действительно "крутого" специалиста, то можно обратиться к фрилансерам, но риски тут тоже имеются: работа без договора (часто, но не всегда), человек может просто исчезнуть через некоторое время, фрилансер может работать "по старинке", т.е. через закупку ссылок на сапе и включение 100500 ключей в тексты, пресловутые заказать купить вагонку в Москве по дешевой цене с доставкой звоните сейчас. Конечно добросовестные фрилансеры дорожат своей репутацией, поэтому адекватных исполнителей все же больше.
Несколько советов, когда планируйте заказывать продвижение
1. Попросите показать успешные проекты, ситуация до, ситуация после продвижения, какие работы проводились (примерно).
2. Уточните какие работы будут проводится на сайте за деньги, что вы платите.
3. Уточните какие работы потребуют дополнительных затрат.
4. Какие цели обозначены и в какие сроки их планируется достичь. Пресловутые "контрольные точки", можно заказать продвижение, где скажут "потребуется год, два", но нужны промежуточные этапы и цели.
5. Обязательно нужно, чтобы перед вами отчитывались о проделанных работах. Простые графики с цифрами из Метрики ни о чем не говорят. Отчеты о размещенных текстах, перелинковке, закупленных ссылках, исправлениях ошибок и т.д., вот это уже конкретика.
6. Не поленитесь и поищите информацию о компании или фрилансере в сети. Развернутые негативные отзывы, должны сразу вас насторожить.
7. Уточните сколько проектов ведет фрилансер/компания. Конечно понятно, что тут могут ввести в заблуждение, но все же.
8. Один важный момент, как косвенный показатель эффективности работы. Если вам только присылают ежемесячные отчеты и выставляют счета на оплату, т.е. нет вопросов, обсуждения каких-то моментов, согласований, то это должно также вас насторожить, поскольку продвижение сайтов, это не работа "по лекалу", везде есть множество тонкостей и "подводных камней", и без уточнений и постоянной обратной связи, достаточно сложно эффективно продвигать проект.
В следующей части я расскажу про нюансы взаимодействия между заказчиком и seo-компанией/отделом или фрилансером.
Всем добросовестных исполнителей и процветания вашему бизнесу.