ХЗ – хорошо знать
7 постов
7 постов
1 пост
1 пост
6 постов
Ситуация – есть особа, которая перевела молодому человеку небольшую сумму в долг. Конечно же на одну неделю максимум, до зарплаты, пойми, выручи, пожалуйста, верну 200% гарантия.
Не вернул.
Что делать? Прошло 2 года, человек просто морозится в соцсетях, после первого месяца безуспешных попыток надежда потеряна.
Это урок. Это ценный урок, всего за 2 000 рублей. Понять и простить. И всё такое, но нет.
Вернуть деньги можно и куда проще, чем вы думаете.
-2 000 рублей, это фигня и потрачу больше – скажете вы
-400 рублей максимум и немного вашего времени – отвечу я
Вот четкий план, что нужно делать:
Утром:
Пресс качат;
Бегит;
Турник;
Анжуманя.
Ну вы поняли.
Ладно, если серьезно, то:
У вас на руках есть фамилия и имя человека, его номер телефона, вы знаете, где он живет и у вас есть банковская выписка. Будем исходить из такого начального инвентаря.
Теперь вам нужен простой советский... заявление в суд о взыскании неосновательного обогащения.
Это ОЧЕНЬ важно. Именно такое основание – неосновательное обогащение. Это означает, что человек получил деньги по ошибке, без какого-либо основания.
Почему именно это основание? Потому что у должника появится обязанность доказать, за что он получил деньги. А сделать этого он не сможет – подарили? Вы заявляете, что нет, помог переехать? Вы опять отрицаете и так далее.
Правовое обоснование:
Статья 1102 Гражданского Кодекса РФ
1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С основанием разобрались. Идём дальше.
-Вот ты говоришь, что это элементарное исковое заявление, а как вообще его написать, это для тебя оно элементарное – воскликнете вы
-Вы абсолютно правы, но я в вас верю – отвечу я.
А еще могу дать на выбор два варианта – погуглить шаблоны таких заявлений. С вероятностью в 80%-90% вы найдёте что-то более-менее вменяемое. Или написать мне где угодно и попросить такой шаблон. Отдам бесплатно. Вам останется только вписать сумму и свои данные. Ссылки найдете в шапке профиля.
Допустим, заявление вы написали. Куда подавать то его?
Тут вы меня подловили, оказывается, в России не один единый суд, а много разных филиалов. Не как пятерочек, но всё же.
Тут вам нужно познакомиться с таким понятием как подсудность. Если коротко, до 50 000 рублей вам в мировой суд. Мировые суды есть в каждом районе вашего города.
Вот правовое обоснование:
ГПК РФ Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
4) по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.
Теперь надо выяснить, в какой конкретно мировой суд вам подавать иск. Тут всё просто – ищете мировой суд того района, в котором живет должник, там переходите на вкладку «Территориальная подсудность» и вбиваете адрес.
Так, статейка получается объемной, но ничего, мы почти у финиша.
Да, процесс не быстрый, но и от вас не так уж много и нужно. Уделили час времени, написали заявления и подали их в суд.
Из процессуальных моментов, на которых можно больно так оступиться:
1. Вам нужно будет заплатить госпошлину в 400 рублей. Эту сумму потом можно будет взыскать с должника, как ваши расходы. Без госпошлины ваш иск не примут.
2. Вам нужно будет отправить копию иска должнику. По крайней мере, предоставить в суд квитанцию, что вы сходили на почту и отправили это письмо счастья. И сделать это нужно ДО подачи иска.
3. В пакете документов в суд должно быть:
•Иск с приложением – банковской выпиской или другими документами, которые подтверждают ваши аргументы;
•Квитанция об оплате госпошлины;
•Квитанция с почты, что вы отправили второй экземпляр всех этих документов должнику.
Вы всё сделали по инструкции? Поздравляю, скорей всего ваше заявление примут к производству и дальше всё может проходить и без вашего участия. Вам только стоит иногда отслеживать, как там дела.
После всех этих приключений, вы получите судебный приказ. Его можно предъявить в банк или приставам. Там тоже приключения, но об этом в следующий раз.
И возвращаясь к началу статьи, где я писал, что вернуть деньги проще, чем вы думаете…нуууу, статья получилась объемной, согласен. Есть нюансы, это да. Но и 2 косаря, это 2 косаря.
Вывод – давайте в долг больше, чем 2 000 рублей, чтобы не сомневаться в целесообразности похода в суд. Или не давайте никогда. Это тоже выход.
А статья общеобразовательная, из рубрики ХЗ – хорошо знать.
Подписывайтесь, тут много полезного и интересного всякого из юридического мира.
Обная-приподнял-запыхался-попрощался.
Речь тут не про звонки в Telegram и WhatsApp, как вы могли бы подумать, а про дорожную ситуацию. Но давайте начнём с контекста. Некая особа обратилась ко мне за консультацией.
Обычный двор с одним выездом. На этом выезде стоит газелька некой фирмы BestMebel и разгружается. Обычное дело, ничего такого. Но на просьбу отъехать, чтобы машина могла выехать из двора, водитель сначала игнорирует вопрос, а потом отказывается в грубой форме.
Удивительная ситуация, ведь обычно, когда кто-то кого-то блокирует, то проблем с тем, чтобы освободить дорогу не возникает. Обычно. Но тут ситуация необычная. При том, что водитель не анонимус, а представитель компании. Название компании, её сайт и телефон огромными буквами написаны на машине. Номер автомобиля тоже есть, то есть идентифицировать невежливого сотрудника возможно.
Вопрос о моральных качествах этого персонажа не встает, тут всё понятно. Но юридический вопрос – можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? Вызвать эвакуатор, ГИБДД, МЧС там, пусть приедут и наругают нехорошего дядю.
В этой статье хочу разобрать 2 вопроса:
1. Как повлиять на то, чтобы человек освободил дорогу
2. Как сделать так, чтобы хамство и грубое поведение человека имело для него какие-то юридические последствия
Если вас кто-то заблокировал, у него есть ответственность по ч. 4 статьи 12.19 КоАП РФ Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств. За это полагается штраф или предупреждение.
Для того чтобы человек освободил дорогу, нужно вызвать сотрудника ГИБДД и описать ситуацию, сообщив номер нарушителя и сказать, что транспортное средство стоит так, что делает невозможным движение других транспортных средств. Фотофиксация нарушения приветствуется.
Если не было оскорблений, а человек просто грубо ответил или отказался что-то делать, но вариантов тут не много, к сожалению. Основной – написать отзыв на компанию и описать ситуацию. Еще можно попробовать связаться с работодателем и сообщить о действиях их работника.
Повлияет ли это на нерадивого работника – ху ноус, как говорится. Но есть шанс, что если работодатель адекватный, то какие-то меры предпримут, ну или хотя бы выводы об этом человеке сделают.
А если было оскорбление, то можно и запариться вплоть до заявления в полицию и искового заявления в суд о взыскании компенсации морального вреда. Конечно, возникает вопрос доказательств, но если вдруг вы всё снимали на телефон, этот вопрос снимается (лол).
На этом, пожалуй, всё. Не встречайте хамов на дороге и не болейте. Чао.
Представьте ситуацию – вы едете на электросамокате по велодорожке, едете достаточно быстро, но в пределах 25 км/час. И тут на всей скорости во двор заворачивает машина. Чтобы не угодить под колеса, вы жмёте на тормоза, падаете на асфальт, а электросамокат залетает под машину. Представили?
А мне и представлять не надо. Вернее, надо, ведь такую ситуацию мне рассказала подруга и я подумал – хм, а что делать, если это случилось?
Кто прав, кто виноват?
Самокатчик должен ехать медленно и быть готовым, что его хочет сбить всякая проезжающая машина
или
Водитель обязан быть осмотрительнее на 150% и только убедившись, что никто не идёт/едет, заезжать во двор на адекватной скорости
Чус ёр файтер, как говорится и поехали (лол) разбираться
В любом конфликте виноваты обои, как говорится. Но давайте всё-таки кого-нибудь обвиним. Обратимся к МВД и статейке в RG.RU где ведомство разъяснило, обязан ли водитель уступить дорогу электросамокату. Если коротко, то да, обязан.
Причем, если это обычный пешеходный переход, а самокатчик не спешился, то его можно давить водитель уступать не обязан. А вот если водитель, поворачивая во двор, причем не важно, в каком направлении (влево, вправо), либо на перекрестке обязан уступить дорогу всем категориям: и пешеходам, и водителям СИМ (средство индивидуальной мобильности), и велосипедистам.
Так что обвиняем водителя, но еще раз посмотрим в ПДД на всякий случай, с тех времен, когда я сдавал на права, появилась целая новая глава про велосипеди и электросамокаты (то самое средство индивидуальной мобильности)
24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
В нашем случае электросамокат в принципе не способен разогнаться на большую скорость.
24.11. В велосипедной зоне: лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;
Ну и правила выезда (и въезда) во двор однозначно говорят – водитель должен пропустить всех, даже велосипедистов и самокатчиков. Это п. 8.3 ПДД.
Так кто в итоге виноват?
Чтобы меня не обвинили в то, что я не занимаю чью-то одну сторону, пытаясь усидеть на двух стульях сразу, скажу однозначно – не прав водитель транспортного средства.
В ситуации, которую я описал выше, водитель наорал на самокатчика и они разъехались. Неплохо, но можно лучше. Вот пошаговая инструкция:
Вызываете ГИБДД;
Фиксируете место ДТП;
Поймайте свидетелей, попросите их запомнить случившееся и запишите их контакты;
Обратитесь в травмпункт, чтобы зафиксировать травмы.
Со всем этим набором можно идти в суд, чтобы наказывать виновника.
Миллион рублей и загородный дом!
Шучу...
ДВА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
...ладно, давайте серьезно. За нарушение п. 8.3 ПДД полагается штраф в 1 000 рублей, плюс ст. 12.24 КоАП – за легкий вред здоровью штраф от 3,5 до 7,5 тысяч рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет. Если серьезный вред здоровью, суммы еще больше, что логично.
На этом, пожалуй, всё. Ездите аккуратно и ходите, оглядывайтесь. Это не угроза, а забота.
До новых встреч.
Обратился ко мне на прошлой неделе молодой человек. Сообщил, что купил онлайн-курсы по заработку в интернетах, обещали зарплату от 10 тысяч в день с телефона, но начав проходить курс, парень понял, что это не его путь.
Одним словом, курс не понравился, хочет вернуть деньги. Сразу же предупредил, что у него есть некий медицинский диагноз, из-за которого он не очень хорошо говорит, но может читать и писать. Переписка была не стандартной, но в принципе, всё адекватно. Стоимость курса 3 990 рублей, сумма не очень большая, но важная для этого парня.
Я решил написать продавцу, обозначить ситуацию, что так и так, буду писать претензию для такого то клиента. Написать продавцу до претензии легко и быстро, да еще и иногда помогает сократить путь до получения денег. Ну, знаете, с адекватными продавцами. Но тут был совершенно другой случай.
Сразу оговорюсь, что претензию я написал бесплатно, в еще больший минус парень не ушел. Но пока это совершенно не помогло, без суда этот продавец совершенно уверен, что всё сделал правильно. Но так ли это на самом деле?
Давайте разберем эту ситуацию и я выделю основные моменты, на которые нужно смотреть при покупке онлайн-обучение. Оукей, ледз гоу.
Когда вы заходите на сайт, оплачиваете курс и начинаете его проходить – вы не подписываете никакой договор на оказание услуг или покупку курса. Но на самом деле, подписываете. С вероятностью 99% вы нажимали на галочку, что согласны с условиями оферты. А это как раз таки договор – в ней прописаны все условия, а ставя галочку в чек-боксе и проводя оплату, вы эту оферту акцептуете.
На что важно смотреть: на момент оказания услуг. Обычно этот пункт можно найти в Порядке окаания услуг или в Предмете оказания услуг.
В случае с клиентом было условие, что моментом оказания услуги считается момент направления Заказчику/Пользователю Ключа доступа к закрытому платному сегменту Сайта вне зависимости от того, воспользовался ли Пользователь таковым, и когда именно он им воспользовался.
Почему это важно: продавцы инфокурсов обожают ссылаться на этот пункт, мол, доступ предоставили, на этом наши полномочия всё. Мало ли что вы могли сделать с нашим бесценным инфопродуктом – полностью пройти, дать доступы всей семье или слить в интернеты.
Парню обещали простой заработок 10 тысяч в день с мобильного телефона. Ну, предложение сказочное, конечно же. Хоть это и очевидно, но проговорю – если вам обещают многое за минимум действий, скорей всего, вас обманывают.
Если уроки открываются по мере прохождения – это супер. Будет гораздо проще доказать, что вы прошли лишь 1-2-3-4 процента от всего обучения и остальные уроки не смотрели. Шансы на возврат денег весьма неплохие.
В этом деле получателем платежа была девушка, то есть обычное физическое лицо. С точки зрения очень много чего, это прям неправильно. Если вам говорят, что оплата – переводом на карту, это повод насторожиться и ничего не оплачивать. Для суда, я думаю, это не критичный момент – всегда можно сослаться на то, что потребитель лишен специальных познаний, а продавец выступал и обозначал себя в качестве представителя вот такой-то образовательной площадки.
Есть как минимум пара вариантов, на что ссылаться и куда бежать.
1. Пробуем идти по ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ссылаемся на недостаток услуги. Мол курс поверхностный, начал проходить и понял, что то, что рекламировали, не соответствует действительности. Очень поможет, если сохраните рекламные посты, которыми на этот курс вас зызывали, особенно, если там были громкие обещания. Тут будет важно заявить, что в услуге есть недостаток и описать его. Продавец уже должен будет это заявление опровергнуть.
2. Или можно сослаться на 32 статью того же закона. Но тут есть проблема – продавец 100% будет настаивать, что услуга уже оказана (в момент передачи доступа к платформе). Поэтому, я бы использовал это основание, как дополнение и попробовал бы пойти по пути ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" о предоставлении ненадлежащей информации об услуге. Тут важно заявить, что вы прошли только часть курса, что курс не соответствует изначальным рекламным обещаниям.
Вот тут суд рассматривал похожее дело. Человек прошёл несколько уроков и решил отказаться. Продавец настаивал, что услуга оказана в момент передачи доступа, НО суд посчитал, что это условие противоречит ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей".
А в этом деле суд как раз указал в обосновании расторжения договора, что ответчик обязан был предоставить в понятной потребителю форме полную и достоверную информацию об услугах, однако истцу данная информация предоставлена не была. Со стороны ответчика услуги по договору были оказаны ненадлежащего качества, так как знания, полученные на очных теоретических и практических занятиях, объективно не позволяют сформировать компетенцию на формирование которой был направлен образовательный проект.
И еще вагон и маленькая тележка подобных дел.
К сожалению, проблемы в этом деле возникли даже на моменте распечатки претензии. А учитывая территориальную удаленность – особенно тут ничего не поделаешь. А без претензии нет суда, до которого еще нужно как-то добраться. Думаю, в суде шансы на возврат денег были бы неплохими, но сейчас дело заглохло.
Чтож, на этом я прощаюсь и пойду дальше смотреть сторисы в ТГ от этого продавца, как она зарабатывает 300к за 3 дня и это я даже не утрирую. Покупайте только хорошие курсы, а плохие не покупайте. До скорых встреч.
Допустим, вы купили телевизор, а он не включается. Или новый ноутбук при запуске выдает ошибку. Или у только что купленных ботинок отклеилась подошва после первой же прогулки. На следующий же день вы пришли в магазин, но продавец говорит: «Оставляйте на экспертизу, будем ремонтировать».
А вы не хотите ремонт, так как купили новую вещь и планировали ей пользоваться до скончания веков, так что вам нужны деньги. Ну или хотите, но вы на все руки мастер. Или может еще какой другой вариант, а продавец вас ограничивает. А ведь это вы имеете право выбора, а не продавец. Это чётко прописано в статье 18 закона «О защите прав потребителей».
Если в товаре обнаружен брак, вы можете не просто «ждать ремонта» или «писать в сервис». У вас есть целых пять законных вариантов, и продавец обязан сделать так, как вы сказали.
Разберём каждый из них с примерами.
Это самый частый сценарий сейчас. Купили телефон, а он не заряжается. Или платье разошлось по шву. Зашли в магазин или написали на маркетплейсе, показали товар и говорите: «Поменяйте, пожалуйста».
И вы имеете на это полное право – вы должны получить такой же товар той же марки, модели и артикула, но исправный.
По закону (ст. 21) продавец обязан выдать замену в течение 7 дней, максимум — 20 дней, если нужно провести проверку.
Допустим, вы не хотите больше этот товар, разочаровались в этой марке или решили, что не так уж вам и нужен будильник с мишенью. Ну или нужной модели нет в наличии.
В этом случае вы можете выбрать другой товар и либо доплатить разницу, либо получить её обратно.
Например: вы купили блендер за 3 000 р. Он с браком. Взамен хотите другой, но за 3 500 р. Продавец оформляет замену, вы доплачиваете 500 р и все счастливы. Ну, кроме продавца, ему еще разбираться с поставщиком. Если ситуация обратная и товар дешевле, то вам возвращают разницу.
Иногда дефект не критичен. Личный пример, заказал я горнолыжку, а дома заметил, что часть, которая застегивается внутри (хз, как она называется), как-то сползает при ходьбе. Когда стоишь и застегнул – всё норм, а когда двигаешься, становится скорее дискомфортно, она задирается. Во всем остальном куртка кайф, но вот эта маленькая деталь...
В таких случаях можно сказать: «Я товар оставлю, но хочу соразмерного уменьшения покупной цены».
Продавец обязан сделать перерасчёт или вернуть часть стоимости по соглашению сторон.
И тут возникает вопрос – а на сколько уменьшать цену? В ситуации с курткой, например, можно обратиться в швейное ателье, рассказать историю своей жизни и спросить, сколько будет стоить перешить эту штуку. И вот на эту сумму можно требовать уменьшения цены.
Если вы готовы починить вещь, вы имеете право потребовать бесплатного устранения недостатков. Ремонт можно сделать у продавца, в авторизованном сервисе или даже самостоятельно.
Важно: если ремонт у продавца, он должен сделать его в течение 45 дней. Если тянут вы имеете право перейти к следующему варианту.
Если товар не устраивает совсем, можно расторгнуть договор и потребовать полный возврат суммы. Продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента подачи вашей претензии, но еще он может провести проверку качества товара, не забывайте об этом.
Кстати: если товар крупногабаритный – например холодильник или диван-уголок, продавец сам должен забрать его за свой счёт. Или можете все организовать вы, но потребовать компенсацию расходов. Это тоже прописано в 18 статье, п. 7.
Вы вправе выбрать любой из пяти вариантов, если обнаружен недостаток.
Продавец не может навязать только ремонт, если он это делает, вы не обязаны соглашаться.
Все претензии и заявления лучше оформлять письменно, с указанием даты и сути требования.
Если вам отказывают можно жаловаться в Роспотребнадзор (менее эффективно) или идти в суд. И часто этого даже не требуется: знание закона работает, как маркер для продавца, что с этим типом лучше не связываться, на суд больше потрачу.
Лучше обратиться в первые же дни после покупки. Потом пройдет 15 дней и всё станет сложнее, по крайней мере с технически-сложными товарами.
Пожалуй, на этом усе. Спасайтесь от жары и качайте свою юридическую грамотность. Лайк, подписка и бай-бай.
Так, про то, что должно быть в расписке я писал в прошлый раз, вот тут можно свериться по всем пунктам. А дальше вопрос – как эту бумагу превратить в другую бумагу – деньги?
Вот это упражнение делай, спина болеть не будет:
Отправляем претензию
Пишем заявление в суд
Подаем заявление в суд
Ходим в суд
Выигрываем суд, ждем и получаем исполнительный лист
Подаем исполнительный лист в банк или приставам
Если вы выбрали банк
Если вы выбрали приставов*
*С подачей заявления в службу судебных приставов нить вашей судьбы обрывается. Одумайтесь и отзовите заявление, дабы восстановить течение судьбы, или живите дальше в проклятом мире, который сами и создали.
Ну да ладно, давайте по пунктам, работы предстоит не мало, так что едем.
Не обязательный шаг, то есть иск примут и без него. Но в этом есть смысл – показываете должнику, что настроены серьезно и пойдете в суд. На удивление, но это работает и может сократить ваш путь до реальных денег. Ну и для суда будет дополнительное доказательство, что вы пытались. Уже плюсик в вашу сторону.
Тут всё достаточно просто, все требования к иску есть в статье 131 ГПК РФ . Если нужен шаблон, напишите мне где угодно, отправлю. Из важного – укажите основные обстоятельства дела, если хотите взыскать проценты, но в раписке про них ни слова, то ссылайтесь на 395 статью и погуглите калькулятор по 395 ГК РФ. В конце заявления обязательно пропишите ваше требование – взыскать вот такую-то сумму основного долга, такую-то сумму процентов и такую-то сумму судебных расходов.
Из не приятного – вам нужно будет заплатить госпошлину. Но всё зависит от суммы иска (в нашем случае это долг + проценты/неустойка). Если до 100к, то госпошлина фиксированная – 4к и всё. Если сумма больше, то калькулятор вам в помощь. Найдете его на любом сайте суда или просто по запросу Калькулятор госпошлины в суд общей юрисдикции в поисковике.
Еще из не приятного – иск подается по месту жительства ответчика.
Тут открываем ГПК и находим статью 132 . Вместе с исковым заявлением вам нужно будет подать:
Квитанцию об оплате госпошлины
Копию претензии и почтовой квитанции, чтобы подтвердить, что претензию ответчику вы отправляли (если не пропустили этот шаг, естессно)
Копию расписки и других документов, которые подтверждают обстоятельства дела
Расчет суммы
Почтовую квитанцию, что вы отправили ответчику иск и все вышеперечисленные документы
И еще можно почитать статью про подсудность, чтобы понять, в какой именно суд подавать иск.
Не обязательный шаг, но крайне желательный. Если вы до этого шага сделали все правильно и суд принял заявление, он назначит дату заседания. Советую самостоятельно звонить в суд, чтобы узнать всю информацию заранее. После подачи иска отсчитываете 5 рабочих дней и можно звонить. Сначала будет предварительное заседание, там судья скажет, если вдруг нужно что-то еще донести и назначит основное судебное заседание. Если посещать эти мероприятия у вас не получается никак, то крайне желательно написать заявление о рассмотрении дела в ваше отсутствие. Будет еще один плюсик в вашу сторону.
Тут всё просто, если с документами всё ок, то все пройдет в 1-2 заседания. Судья в мантии зачитает вам решение и если ваши требования удовлетворят, то нужно будет подождать 1 месяц. Это правила приличия и время на обжалование решения ответчиком. Если этого не произошло, то всё супер гуд, можно опять идти в суд и подавать заявление о выдаче исполнительного листа (ИЛ). Через несколько дней ИЛ вы получите и тут у вас будет выбор, что делать дальше.
Если вы выбрали банк
Это обоснованный выбор, если вы знаете, в каком банке у должника есть счёт. Пишете "заявление о принятии к исполнению исполнительного документа" гуглите шаблон, там всё элементарно. После этого можно позвонить в банк и спросить адрес, куда отправить исполнительный лист. Можно погуглить юридический адрес или посмотреть на сайте банка. Отправляете заказным письмом и ожидаете ваших денег. Если на счёте должника они есть, их спишут и отправят вам.
-А если нет? -спросите вы
-Ну плохо, что сказать - отвечу я, переходите к следующему шагу
Если вы выбрали приставов
Это обоснованный выбор, если вы любите приключения. На самом деле, тут можно развернуться и попортить жизнь должнику. Наложить арест на имущество, наложить запрет на пересечение границы, запросить в разных ведомствах информацию об имуществе должника и обратить на это имущество взыскание. Но тут нужна потная и плотная работа с приставами. А это уже тема для отдельной статьи. Для начала напишите заявление о возбуждении исполнительного листа и подайте его по месту прописки должника.
Штош, 5к символов, это жёстко, так что буду рад, если поставите лайк и подпишитесь, а то я целый час эту статью писал, как никак. На этом я всё, а вам хорошего дня.
До новых встреч!
История личная, но с юридическим подтекстом. Пару лет назад мы с папой решили поехать на Байкал. Там неподалеку есть город, где он родился и провел несколько лет детства, плюс есть родственники, которых он хотел навестить, а я всегда хотел побывать в тех местах.
Так что мы нашли билеты, которые стоили по 20к на человека (еще и туда-обратно, прекрасные были времена) и заранее их прикупили.
Но примерно за неделю до вылета, папа сильно заболел. Сейчас он поправился, всё хорошо, но в тот момент было очевидно, что никуда мы не полетим. Билеты были невозвратные, но деньги мы вернули.
Делай 1-2-3, если вдруг что-то подобное, и всё нормально будет.
Честно, до сих пор не понимаю, почему возврат билетов происходит по Воздушному кодексу, а не закону о защите прав потребителей. Какое-то авиалобби видимо. Но имеем то, что имеем. Смотрите Статью 108 Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира
Первый пункт нам говорит о добровольном отказе более чем за 24 часа до начала регистрации на рейс. То есть если вы просто заранее передумали. Тогда возвращается та сумма, которую вы заплатили за билет минус расходы авиакомпании. Если отказались, пока регистрация не закончилась, то -25% и расходы авиакомпании. Если отказались после окончания регистрации, то сорян, не вернут ничего.
Если билет невозвратный, то в принципе сорян, не надо было передумывать, лол.
Второй пункт как раз относился к нашей ситуации – если случилась болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника (или даже смерть), совместно следующих с ним – возвращается полная сумма. Но конечно же нужны подтверждающие документы.
Взял заключение из больницы
Отправил всё по электронной почте в авиакомпанию
Дополнил документы по запросу авиакомпании
Получил деньги
Такие дела, надеюсь, эта мини инструкция вам поможет, в случае чего.
Про то, как вернуть деньги без расписки я уже писал, так почему бы не рассмотреть ситуацию, что вы подготовились и взяли с должника расписку, перед тем, как давать деньги в долг.
Тема обширная, поэтому разбил её на 2 статьи – первая будет про расписку – что это такое, как к этому документу относится закон и судебная практика и наконец, чек-лист – что должно быть в расписке.
Вторая статья выйдет через неделю и в ней я расскажу, а что с этой распиской то дальше делать. Как превратить её обратно в деньги?
Окей, летс гоу
Что это вообще такое:
Это документ, который вам пишет человек, который берет деньги в долг. Мол я, Пример Примерыч, взял такую то сумму в долг, обязуюсь вернуть всю сумму к такому то числу. Дата, подпись. Обычно этого хватает, чтобы человек дал много денег тому, кто это написал.
Закон говорит, что расписка – это документ, подтверждающий договор займе и его условия. Чтобы это найти, открываем Гражданский Кодекс, а именно статью 808 часть 2.
Это, кстати, супер важно. Расписка не заменяет договор займа, а подтверждает, что деньги по договору действительно передавались (хотя на практике, расписка стала основным и единственным документом для суда, но об этом ниже).
Если нет договора, но есть расписка, шансы взыскать деньги через суд высокие. Например, вот тут в деле фигурирует только расписка, договора займа нет. И суд взыскал долг + проценты за пользование чужими денежными средствами с момента, когда должник должен был вернуть деньги, но почему-то этого не сделал.
И еще одно дело, где суд признает расписку договором займа, используя ст. 432 и 434 ГК РФ (это про форму договора и основные положения про договоры в принципе).
Еще важный момент – при возврате долга расписку нужно вернуть должнику (по ст. 408 ГК РФ). Ведь если расписка находится у должника, это удостоверяет, что долг возвращен, обязательства по договору займа исполнены.
Если в расписке нет информации о кредиторе, то сам факт нахождения расписки у человека подтверждает, что договор займа заключен именно с ним. Вот ссылка на дело.
Если должник умер, то долг не умирает вместе с ним. И всё равно можно подать иск (через небесную канцелярию) и получить свои деньги за счёт наследуемого имущества.
Если в договоре займа (или расписке) не написано, когда нужно возвращать деньги, то их нужно вернуть в течение 30 дней с момента предъявления такого требования займодавцем. А если в договоре есть указание, что деньги нужно возвращать частями, то любое нарушение этого графика ведет к тому, что можно потребовать свои деньги обратно досрочно. Вот ссылка на дело.
Дикие проценты могут быть срезаны судом. Например, в этом деле кредитор дал деньги в долг под 10% в месяц (!), а это 120% годовых. Такая ставка в 26 раз превышала ключевую ставку (тогда это было 4,5%. Сначала не поверил, думал, сколько десятилетий прошло – оказалось, договор от 2020 года)))))))). В итоге суд снизил проценты до уровня максимальной ставки по потребительскому кредиту установленной ЦБ РФ на тот период – 29,23%.
Должник может оспорить подлинность подписи в расписке, так что обратите на это внимание в момент составления расписки. Подпись должна быть поставлена самим должником и при вас. Вот тут любопытное дело, где был и договор займа и расписка. Должник оспорил свою подпись на договоре и приписку по поводу даты возврата долга и подчерковедческая экспертиза установила, что эти документы подписал не должник, а "иное лицо".
Чтож, можно вечно смотреть на огонь, воду и читать судебную практику по займам. Но давайте перейдём к финальной части.
Обязательство - вы передали кому-то деньги;
Сумма – вы передали кому-то определенную сумму денег
Срок – а этот кто-то обязался вернуть эти деньги к такой-то дате.
ФИО сторон и очень желательно паспортные данные + адрес прописки хотя бы должника.
Проценты – уже по желанию, можно и не указывать, а потом взыскать по 395 ГК РФ, если будет просрочка.
Всё составляете в 1 экземпляре, должник при вас подписывает и отдает расписку вам. А вы её храните в несгораемом сейфе.
На этом, пожалуй всё. Если нужна консультация по возврату долга, напишите мне в ТГ или в ВК, как вам удобней. Все ссылки есть в шапке профиля. И до встречи через недельку.