Пару дней назад в комментах к посту из горячего написал свой пост о срочной службе и работе, и в комментариях к нему был интерес и просьба написать еще. Пу-пу-пу. Поехали. После срочной службы на Дальнем Востоке, работал продолжительное время в службе спасения, было интересно, и не скучно. Множество хороших людей, у которых есть чему научиться тому, кто хочет что-то узнать, или несколько двухэтажных кроватей в спальне службы и график 1/3, позволяющий выспаться между выходными, на которых большинство шабашат. Стабильно зимой проводились многодневные водолазные сборы. Это своеобразные учения, предоставляющие возможность в спокойной обстановке провести мероприятия по доставке оборудования к месту спусков, размещению лагеря, очистке поверхности льда от снега, т.н. «смотровые окна» ( под очищенным от снега льдом в воде лучше видно), снабжению и еще много чему, что в свою очередь может потребоваться в реальных ЧС. Примерно зима 2015 года, место сборов располагается между двух островов, где имеется достаточная глубина, и место удалено от взоров местных жителей, рыбаков, лыжников. Сначала на служебном снегоходе накатали лыжню, и доставили санями снегоуборщик, лопаты, палатки «Берег», ограждения, генератор, инструменты и ГСМ. И весь первый день мы ударными темпами очищали площадки под палатки, под майны (проруби), вышеупомянутые смотровые окна, да и просто дорожки между объектами. Поставили палатки. Оградили выпиленные майны и палатки большими красными ограждениями и начали заготавливать дрова из сухого ветровала на островах. Был составлен график спусков и дежурства в лагере. Каждый день приезжали водолазы на спуски, привозили с базы свежие баллоны воздуха, чтобы компрессор не везти, и часть вечером оставалась с ночевкой для обеспечения лагеря. Печь топить, снаряжение мыть, снег чистить, прорубь от льда очищать, следить чтобы никто не пришел в нашей проруби купаться). Я, посмотрев прогноз погоды, и увидев ясную безветренную погоду с легким снегом, прихватил с собой на спуски с дежурством сноуборд и веревку…
Приехав утром, попили чаю с мужиками, и приступили к основным задачам, спуск, ориентирование под водой, поиск различных предметов, имитация аварии под водой, спасение аварийного водолаза, и так далее. Фантазия богатая, времени полно) Костюмы мы использовали сухого типа, это когда воздух из баллона по шлангу подается в костюм, через специальный клапан поддува. И под этот костюм одевается утепленный комбинезон. Нажимаешь на клапан - воздух создает прослойку в костюме, которая не дает замерзнуть. В общем мокрого немного. Периметр лица и кисти рук только. Да и те в неопрене, а он намокая тоже греет. Я стабильно вместо 12л баллона брал 15л. Это еще запас на минут 15-20, да и дышать я люблю. А так как по габаритам кабан большой, то тащить на себе больше несложно. А под водой так и вообще пофиг, сколько груза. Когда настал мой черёд, меня упаковали в костюм, и помогли дойти в ластах до трапа (лестницы). Под водой зимой очень красиво, холодная вода чиста и прозрачна. Свет, проходя через заранее очищенный лёд, создает приятное освещение. Вдалеке виднеются рыбки, я по компасу ориентируюсь и ищу заданную точку, в ухе наушник, через который прямая телефонная связь с поверхностью по кабелю с веревкой. С страхующим по связи травим анекдоты. Идиллия. Отработал часа полтора, поднялся, подежурил на страховке, а дальше наконец обед и можно отдохнуть на кровати в палатке. А после окончания спусков в этот день мы со старшиной договорились покататься на борде за снегоходом. Это было шикарно. Служебный снегоход вполне бодро тащил меня на веревке, мы лавировали между островами, периодически в резких поворотах меня выкидывало ускорением. Устал больше чем под водой. Мокрый от снега захожу погреться, договариваемся через часок повторить, как раз до темноты еще было время. Но так и не повторили. Потому что старшина поехал на базу на снегоходе , как потом оказалось, за чекушкой для себя и остальных дежурных, которые уже часа четыре сидели в палатке, и травили байки. О том, что что-то пошло не так начали догадываться уже к сумеркам. Ехать в одну сторону минут 10-15, но слишком долго его нет. Телефон не отвечает, на базе сказали что он был, но уехал. Вечер перестает быть томным. Делимся на две кучки. Собирается и выдвигается на поиски по лыжне поисковая группа,а часть остается в лагере продолжать топить и готовить ужин. Я топил печь. Мужики нашли старшину, когда он уже успел откопать снегоход. Невозможно же просто ехать с бутылкой, ему захотелось пофинтить, а крутой берег выглядел слишком вызывающе. В итоге перевернулся и выбил себе плечо снегоходом, вылетев с лыжни с пухлый снег. Судя по следам, они вдвоем сделали два полных оборота, и остановились в сугробе. Что примечательно - пузырь не разбил. Опыт! Приняв «обезболивающее» он долго совершал подвиг, откапывая одной рукой, и кое-как переворачивая снегоход. Мокрый, без связи, красавчик. А там и ребята подтянулись и оказали помощь, а в больнице потом проверили, и даже перелома не нашли - повезло, сильный ушиб. Рука еще долго у него болела. Сноуборд мой мы там до утра как скамейку использовали, а утром нас сменили, и мы отправились готовиться к заступлению на смену на следующий день. А потом, через несколько дней мы прилипли на сбор и вывоз этого лагеря.
Слог топорный, и к сожалению не нашел фото с этих сборов, много телефонов и пк с тех пор прошло(