Серия «Случаи из практики»

Агрессия как ответ на беспомощность

Иногда защитной реакцией на ощущение беспомощности может быть проявление злости и агрессии. Так например родители агрессивно ведут себя по отношению к ребенку, жизнь которого только что подвергалась опасности.

На приеме мужчина 34 лет. Рубленные фразы, вальяжная поза, запрос на то, что не умеет сдерживать злость, и... Тревожное расстройство, основанное на мыслях о том, что: "про меня подумают плохо..., ...они знают, что я нервный и специально меня выводят..., ...вижу телефон в руках человека, боюсь что меня заснимет, а я буду выглядеть нелепо...

Техникой "падающей стрелы" вышли на убеждение: "я беспомощный".

Начали регрессию. Первая ситуация на цепочке воспоминаний - это производственная травма, когда он не смог адекватно среагировать, впал в непонятное состояние, начал кричать на всех...

Когда человек провалился в травматичное воспоминание, так называемое ядро травмы, я вначале подумал, что мужчина умолчал об имеющейся у него эпилепсии. Тело вытянулось в струну, дыхание стало поверхностным... На обращенную речь реакции не было. Классический пример тонической фазы судорожного приступа. Но потом пошли слезы.

...7 лет, лезу на дерево, чтоб издалека увидеть, как мама возвращается с работы. На него запрещали лазить, на ветвях много спутанной проволоки... срываюсь, повисаю в проволоке, она режет кожу, больно, трудно дышать.... Так мальчик провисел 2 часа до того, как его нашли, 2 часа не мог шевелиться, позвать на помощь. 2 часа полной беспомощности и боли... После освобождения на него наорали за то, что ослушался запрета. Тем самым продемонстрировав поведенческую реакцию на стресс... Это было амнезированное воспоминание. Человек его не помнил совсем. А сейчас вспомнил каждой клеткой тела, которое вспомнило боль и обездвиженность.

Во взрослом возрасте каждая стрессовая реакция вызывала всплеск неконтролируемой агрессии.

Сформировали новое убеждение. Мужчина получил несколько поведенческих заданий на изменение "поведенческого стереотипа".

Показать полностью

Разрешить не чувствовать

Все началось задолго до приема. Обычно я высылаю вопросы к первой встрече, чтобы человек заранее на них ответил. Это позволяет сформулировать дома в спокойной обстановке свои мысли, структурировать их по вопросам и здорово экономит время на встрече, позволяя задавать только уточняющие вопросы без траты времени на рассказ.

Иногда можно уже планировать работу по этим сообщениям.

У кого-то это мини текст на 5 предложений, у кого-то это рассказ на пару страниц. Но в этот раз…

В этот раз я получил документ на 20!!! полноценных листов печатного текста. Структура, содержание, используемые слова говорили о том, что ко мне на прием придет кто-то наподобие ИИ или нейросети.

Дожили, подумал я, на прием к психотерапевту нейросети записываются…

-“Требуется аудит текущего состояния и выстроенных процессов, планирование и оптимизация процессов, обрабатывать окружающую реальность, количество сил, которое нужно тратить на симуляцию эмоциональной отдачи” - это самые цепляющие формулировки, больше подходящие для обслуживания механизма.

А на приеме оказалась миловидная девушка, улыбается, ну или старается улыбаться. Говорит грамотно, часто отходит от темы, логична в суждениях, практически не встречаются когнитивные искажения.

Обращает на себя внимание отсутствие страха смерти как такового, и это на фоне высказываний, которые сопровождают человека в депрессии (нет смысла жить, нет цели, усталость, отсутствие энергии). Смерть родственников воспринимает как решение определенных проблем, таких как уменьшение энергозатрат на симулирование эмоций.

Предположил расстройство аутистического спектра. Спросил ставили ли такой диагноз. Девушка честно призналась, что в России нет, а вот в другой стране сразу. Наметили план работы.

В  регрессии на первом же сеансе девушка попала в ситуацию в 6 летнем возрасте когда она ушла из дома не предупредив никого... А вернувшись наткнулась на волнующуюся маму. Но в этот раз она не пыталась понять, каково это маме, как делала всегда, а просто разрешила себе не чувствовать. Эффект поразил.

В отчете на следующий, после встречи, день чувствовалось некоторое удивление.

Приведу прямую речь:

“В течение двух-трёх часов после встречи при воспоминании об эпизоде с “я ничего не чувствую в ответ на ваше [семьи] волнение за меня и разрешаю себе это  решила себя отпустить и разрешить не контролировать поведение – зачем пропадать такой классной возможности, которая у меня есть каждый день. Расслабилась, мыслей – ноль. Мысли словами полностью отсутствуют. Ощущения отличные.”

В современном обществе социальные нормы и правила поведения усредняют людей, не позволяя им отличаться. В итоге дети с СДВГ плохо учатся и считаются не обучаемыми, с Расстройствами Аутистического Спектра особенными. Человеку, который понимает свои эмоции никогда не понять людей с РАС. А люди неспособные к определенным эмоциям, будут всегда ощущать свою инаковость. Кто-то попытается подстроиться, отлично выучив и играя роли, согласно ситуациям, но очень сильно устает от масок, которые приходится носить. И тогда все может завершиться суицидом, потому что он не пугает, а всего лишь убирает проблемы.

Если вы узнаете себя в текстах не стесняйтесь обращаться за помощью.

Показать полностью

Иногда хочется быть экстрасенсом)

На одном из приемов недавно столкнулся с интересным человеком

-Расскажите, что с вами случилось?

- А что, не видно?

-Нет.

-Всем видно, а вам не видно, вы плохой психотерапевт! До свидания.

Соответствовать ожиданиям

Согласно теории Рационально-Эмоциональной Терапии, одной из иррациональных идей является ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ к себе. Требования к себе. Обычно выражаются в утверждениях такого типа: «Я должен/должна делать все безупречно и меня должны одобрять все «значимые другие»« Верования, базирующиеся на этом требовании, ведут к тревоге, депрессии, чувству стыда и вины.

На приеме девушка с паническим расстройством, агорафобией, социальной фобией и ипохондрическим расстройством. За 3 встречи научилась останавливать панические атаки, уровень тревоги по HADS снизился до терпимых 8 баллов.

Перешли к психотерапии. Техникой падающей стрелы вышли на убеждения "не оправдавшая ожиданий", "не соответствую представлению других" а значит никчемная...

В регрессии: "14 лет, родители мне говорят, что в школе я могу учится лучше, просто я ленюсь, а я то знаю, что это не так... это мой потолок, я очень стараюсь..."

8-9 лет, волейбольная школа: "...играли матч, в перерыве подходит тренер, говорит, что я должна тащить этот матч, говорит, что плохо играю, могу лучше..."

Когда погрузилась в ситуацию 3-4 лет, по абреакции стало понятно, что попала в "травму". "...мы с мамой, на новогоднем празднике, я красиво одета, она говорит, чтобы я радовалась, а я не могу, я очень боюсь Бабу-Ягу, не могу пошевелиться, не могу плакать, а мама ждет, когда я начну радоваться... На ее лице непонимание...разочарована во мне...".

Все ситуации связывает завышенные ожидания других людей, которые не соответствуют внутренним ощущениям ребенка. Это заставляет ее еще больше напрягаться, не доверять своим ощущениям.

Результатом работы явилась рационализация иррациональных убеждений. Теперь девушка должна проверить рациональные убеждения в жизни.

Показать полностью

О поцелуях

На приеме женщина с тревожным расстройством. Довольно скрытна. Определенное время потребовалось, чтобы начала доверять. И как чаще это бывает, с момента доверия началась полноценная работа.

На этом сеансе работали с головной болью напряжения. Частое осложнение тревожного расстройства значительно нарушающее качество жизни человека. Учил пациентку как совладать с головной болью используя различные техники.

В моменте когда разбирали одну из техник релаксации, женщина "выпала в травму"...

"12 лет... я болею... лежу на кровати, плохо... Слышу как в гости пришел дядя. О чем-то разговаривает с родителями, спрашивает про меня, они говорят что болею... Он заходит в комнату, я чувствую запах алкоголя. ...Он о чем-то говорит, наклоняется надо мной, целует в губы... Долго очень... чувствую отвращение, вырываюсь, вытираю губы одеялом, они влажные от его слюны..."

В этом месте произошла абреакция (чрезмерная эмоциональная реакция) давшая выход эмоциям.

По окончании сеанса женщина долго сидела в кресле, не говоря ни слова и глядя в одну точку.

После рассказала, что ситуация была ей полностью забыта. Она сказала, что поняла теперь, почему ненавидит поцелуи и избегает их. Да и последний эпизод сильнейшей головной боли был связан с вернувшимся с вечеринки мужем, пытающимся ее поцеловать...

О братьях наших меньших...

Домашние животные являются членами семьи. Болезнь или смерть питомца сказывается на эмоциональном статусе любого человека.

Но так ли все просто?

На приеме девушка, в семье которой болеет собака. Болеет тяжело с отказом от пищи и воды. Уровень тревоги девушки зашкаливает. Неусидчива. Не находит себе место. Постоянно совершает множество движений.

Начали разбираться, что послужило причиной дестабилизации состояния.

Она четко отвечает, что болезнь собаки. Но собака болеет уже не первую неделю, почему состояние состояние девушки ухудшилось именно накануне визита. Из рассказа пациентки:

"...муж вчера приехал сам не свой после ветеринара, весь на эмоциях, не видела его таким, мне сказал, что "...сама будешь собаку через трубочку кормить..." Рассказывая это, уровень эмоционального напряжения зашкаливал. В регрессии тут же провалилась в ситуацию, когда умирал дед.

"... я пришла, дедушка, он же сильный, а тут не узнает ни меня ни маму, я не знаю, что делать..."

Следующая ситуация в цепочке воспоминаний: "...мне 2 или 3 года, стою рядом с мамой, держу за руку, не понимаю, что происходит, бабушка умерла, а мама какая-то не такая... я боюсь...".

Ощущение беспомощности связало эти ситуации в единую цепь событий Осознавать свою неспособность помочь близкому человеку, который оказался в тяжелой с эмоциональной точки зрения ситуации. И одновременно возникший страх, что близкие сильные люди, на которых можно опереться, становятся "какими-то не такими, чужими"...

Сформировали новое убеждение основанное на своей силе, ценности и значимости.

По окончании сеанса, девушка сказала, что словно многотонный груз упал с плеч.

Показать полностью

Стерпится-слюбится

Стерпится — слюбится (значение) — люди, которые вынуждены жить под одной крышей (и терпеть друг друга, нравится им это или нет), со временем, начинают любить или дружить друг с другом (русская пословица).


Довольно часто слышу вариации этой пословицы из уст своих пациентов. Пошла эта пословица согласно интернетам с дореволюционной России, когда волю супругов заменял приказ родителей. А если брать просторы Руси, когда между городами и деревнями по ледяному тракту, да километров по 50... Вот и терпели, и ждали когда слюбится... И заканчивалось это самоубийствами, удушением детей и прочими ужасами...

На этом и основан социальный стереотип, что не пьет, не бьет, значит терпи...

Вот только времена изменились. Как изменилась и возможность преодолевать расстояния. Сейчас нет надобности идти пешком сквозь чащу да по ледяному тракту.


На приеме девушка с пустым взглядом. Из назначений коллег 2 антидепрессанта+нейролептик.

Говорит, что депрессия и апатия не уходят, хоть принимает антидепрессанты вовремя и в той дозе, в которой прописал предыдущий специалист.


Из истории: депрессивный эпизод продолжается около 4-х лет. В браке 6 лет. "...Муж у меня хороший, дома все делает, следит за чистотой...".


В процессе работы выяснилось, что муж "терпеливо" ждет жену с суток, чтоб она разогрела ему еду, названивая каждые 5 минут. Ждет, когда она помешает ему сахар в чашке чая, ведь "тыж должна быть хорошей женой". Подсказывает, где надо вытереть пыль, и не важно, что жена отработав смену и сделав уроки с детьми, готовит еду. Пыль должна быть уничтожена. Потому что она видна под углом 30 градусов к полке. Складки у занавесок должны быть повернуты в одну сторону. Ванна должна быть наполнена водой только определенной температуры. Носки должны быть обязательно поглажены.


А на возражения, обычно при детях говорится: "...мама наша видите ругается, но она таблетки пьет от нервов, может мы ее в психушку отвезем?..."


Девушка не вывозит, суточную работу врачом, заботу о детях и постоянные указания как и что надо делать от мужа. А родители говорят: "терпи, он же у тебя хороший, хозяйственный...".


Много раз заводила разговоры о том, что тяжело, о том, что можно разделить обязанности. В ответ всегда слышит "ты же должна быть хорошей женой..."


Как думаете, стерпится-слюбится в этом примере?

Показать полностью

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Я никому не нужна!

На одном из повышений квалификации, мэтром психотерапии была высказана очень интересная мысль, что одной из наших главных задач, является обучить пациента находить установки, и переводить их из состояния иррациональных в рациональные самостоятельно.


Ибо тот факт, что вечно ходить к психотерапевту конечно крайне заманчиво с точки зрения финансов, но нечестно по отношению к человеку, да и для терапевта неинтересно.


На приеме женщина 37 лет, за год терапии она изменилась кардинально, поменяла работу, круг общения, завела людей, которых может назвать друзьями.


Дальше приведу ее сообщение с сохранением родной орфографии, пунктуации и словестных оборотов.


"Начала я поиск с фабулой "Я никому не нужнаааааааа!!!!11!! 1!"

Воспоминания:

1. Муджэ собирается в ресторан с очередной дамой с мамбы. Я, разозлившись, говорю, что тоже пойду во все тяжкие. В ответ смех: да кому ты нужна, кроме меня; ты в зеркало-то себя видела?


2. Школа, шестой класс, летние отработки. Я что-то ляпнула при парнях, не помню уже точно что, но полетели насмешки, в числе которых была фраза "Кому ты вообще нужна?"


3. Школа, пятый класс. Девчонка из соседнего двора, которая гоняла меня, подстерегла меня у двери класса. Чтобы что-то сказать, я спросила: "Что уставилась?". В ответ: "Да кому ты нужна, убожество!". И пинок ногой.


4. Мне лет пять, и я у дедушки в доме. У двоюродной сестры днюха. Она собрала своих подружек, и они закрылись в зале. Меня на праздник не пустили, ибо маленькая. Я орала и истерила, не ожидая от сестры такого предательства. Мне было ооооочень больно! Тем более, что моему брату на днюхе находиться разрешалось."


Она самостоятельно нашла иррациональное убеждение, изменила его на рациональное, закрепила.


Любой человек может с помощью терапии получить навыки для изменения структуры своей личности и может ими пользоваться всю жизнь.

Поэтому если вы еще сомневаетесь обратиться к специалисту, не сомневайтесь)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!