В ответ на этот пост
и в поддержку предложения@C3p10 организовать "Неделю предпринимателя" на Пикабу.
Я хотел бы рассказать о том, как я начинал свой первый бизнес, почему я его покинул 5 лет спустя и начал другой, а также о том, чему я научился и что понял.
Начиналась весна 2004 года, мне было 23, прошло пол года, как я закончил университет по специальности “Программирование в банковском деле” и почти столько же, как работал в банке по своей специальности. Моя работа мне не очень нравилась и я начинал подумывать заняться чем-то более интересным. Мне не хотелось в таком возрасте просиживать большую часть своего времени в офисе, душа требовала свободы, а тело движения, поэтому я начал подумывать о своем бизнесе. В один из выходных дней в книжном магазине купил книгу на тему, как начать свое дело (автора указывать не буду, что бы не сочли за рекламу) и после прочтения окончательно решил, что увольняюсь и начинаю свой бизнес.
Когда я писал заявление на увольнение, я всё ещё не знал, чем буду заниматься. Так как я по образованию программист, то смотрел в сторону услуг, связанных с компьютерами, но опыта и знаний у меня было, как понимаете, маловато, поэтому конкретных вариантов придумать не получалось.
Отработав последние дни в банке, я вернулся из мегаполиса домой к родителям в свой небольшой городок. До приезда я не говорил им о своём решении, так как знал, что они будут всячески меня уговаривать не бросать работу. Ведь парадокс в том, что именно семья в первую очередь и активней всех будет отговаривать от таких решений. Поэтому для многих, кто решается пуститься в свободное плавание, семья является главным камнем преткновения. И я, предчувствуя реакцию моих близких, до последнего ни чего им не говорил, и когда я всё рассказал, они были в реальном шоке, но в последствии быстро смирились с моим выбором.
Теперь передо мной стояла задача зарегистрироваться как частный предприниматель и определиться с родом деятельности. Когда я решал, чем всё таки заняться, предложил моему другу детства присоединится к моим начинаниям и он согласился. Друг тогда работал в местном рекламном агентстве и занимался изготовлением вывесок. Он то мне и предложил открыть рекламное агентство, а проще, мастерскую по изготовлению наружной рекламы. Из плюсов было то, что он умел делать вывески, а я неплохо знал компьютер и мог быстро научится делать макеты. Из минусов было то, что работать нужно было бы руками и много. Но я был согласен на такие условия ради своего бизнеса. На этом мы и решили, что наружная реклама - это хороший выбор.
У меня было больше месяца, что бы оформить ЧП и получить пособие от Центра Занятости на открытие бизнеса (это то же пособие по безработице, но выплаченное единоразово). А так же у меня был целый месяц, что бы изучить разные графические пакеты, чем я активно и занялся.
Я ходил по городу, фотографировал фасады магазинов, а потом дома придумывал макеты вывесок и делал фотомонтаж в Photoshop. Получалось так себе, не очень реалистично, поэтому решил попробовать 3ds max, тут уже результаты были намного лучше.
Спустя чуть больше месяца я получил все необходимые документы, пособие и мы были готовы вернуться в мегаполис для начала деятельности. Что мы с другом и сделали. Родители нам выделили по 300$ на первое время, что бы было за что жить и чем платить за жильё, и мы уехали.
По прибытию в город, мы занялись покупкой всех необходимых инструментов, компьютера, а также поиском помещения под мастерскую.
Помещение нам удалось найти случайно. Мы поехали по одному из объявлений и посмотрев предлагаемый вариант, решили пройтись по району и поискать ещё. Так мы попали в приёмную директора местной мебельной фабрики. Директором оказалась довольно приятная энергичная женщина, внимательно выслушала нас и посмотрев фотографии работ, которые мой друг делал раньше, согласилась предоставить нам помещение с арендой в счёт заказа, который они нам сделают, так как по роду их деятельности, им нужна кое-какая рекламная продукция. Так у нас появилась мастерская и первые заказы.
Выполнив заказ фабрики, мы принялись искать новые. Мы ездили по городу на общественном транспорте и искали магазины, в которых идёт ремонт. Заходили, брали у строителей координаты владельца и договаривались о встрече. Так мы нашли нашего второго клиента - компьютерный магазин. Здесь заказ был на порядок крупнее и если постараться, хороший вариант для портфолио. Мы договорились с директором магазина, что бесплатно сделаем 3-4 макета вывески, просчитаем смету, и если его устроит, заключим договор и приступим к работе. После согласования макета, мы пришли к конечному варианту и договорились на следующий день приехать к нему за авансом.
На утро мы были у него в магазине, где подписали договор, пример которого я нашел накануне вечером в интернете и подкорректировал под нас, получили деньги и приступили к работе.
Выполнив этот заказ, мы воодушевились результатами. У нас получалось, деньги были приличными, как для второго заказа, нам хватало на жизнь, на аренду и на дальнейшее развитие. Мы начали размещать объявления в газеты, а в свободное время продолжали ездить по городу и искать новых клиентов среди строящихся магазинов.
Заказ за заказом я вёл статистику. У каждого клиента, который к нам обращался, мы спрашивали, как он нас нашёл. Так мы знали, какие газеты были эффективными, а какие нет, какая часть клиентов приходила по рекомендации, какая находила нас в интернет. Мы делали макеты бесплатно и давали годовую гарантию на выполняемые работы.
Так мы вошли в русло этого бизнеса и постепенно у нас началось формироваться неплохое портфолио и база постоянных клиентов, для которых действовала накопительная система скидок.
Шли месяцы и к какому-то моменту мы уже перестали справляться со объёмом заказов, и я предложил своему хорошему другу, который на тот момент уже заканчивал учиться в университете, присоединиться к нам. Так наша команда расширилась до 3-х человек, а по истечению нескольких месяцев до 4-х.
Дальше было много как интересных заказов, так и довольно каверзных. Так, на одной из встреч моего друга с заказчиком, которым был владелец небольшого автосалона, когда дело дошло до предоплаты, он достал из стола револьвер, медленно положил его на стол перед моим другом и сказал: “Ребята, давайте только не пропадайте с деньгами, что бы вас потом не искали на местном кладбище”. После этой фразы, которая ввела моего друга в ступор, директор автосалона отсчитал необходимую сумму денег и передал её моему другу. В последствии мы ещё долго вспоминали со смехом этот случай, но тогда мы не на шутку испугались. Теперь мой друг любит повторять, что после этого случая он уже мало чего боялся при общении с клиентами.
Время шло, мы потихоньку росли, количество наших сотрудников возросло до 10-ти, мы сменили мастерскую на более просторную и сняли небольшой офис, который потом тоже поменяли на больший по площади. В мастерской я работал всё меньше и меньше, большую часть я проводил в офисе и на встречах с клиентами. Мы наняли дизайнера, а сами занимались больше организационными вопросами, хотя время от времени при больших заказах, приходилось тоже работать в мастерской, что бы успеть в срок. Работа становилась всё более рутинной и не сильно похожей на ту, о которой я мечтал в начале пути.
Начали развеиваться мифы о свободе, о том, что ты ни от кого не зависишь и делаешь то, что хочешь. Я оставался зависим. Зависим от клиентов, которые диктовали свои сроки, свои условия, которые фактически были моим начальником. Я начал понимать, что эта моя работа не сильно отличается от работы в офисе на дядю. Дядей в моем случае был клиент. Да, я мог прийти в офис не на 9 часов утра, а на 12. Но это сомнительное преимущество перед многими другими недостатками. Я должен был делать много той работы, которая мне не особо нравилась: составление смет, выставление счетов, заказ материалов, контролировать процесс производства и монтажа, считать зарплату работникам, составлять ежемесячный бюджет, что бы не уйти в минуса. Это не очень интеллектуальная работа, с годами ты понимаешь, что ничему новому особо не научился, что ты не развиваешься, не растёшь как личность.
Так прошло 5 лет, и я понял, что устал, что я не получаю удовлетворения от работы. Я понимал, что нужно расширяться дальше, что нужны оптовые клиенты, нужно производство, поставленное на поток, я понимал что это всё реально сделать, но уже не интересно, нет того стимула, который был в начале пути. Я не рос профессионально, да и профессиональным рекламщиком я себя не видел. Всё что мне было интересно 5 лет назад, я изучил и узнал. Я добился поставленной цели и создал бизнес с нуля, но добившись цели, вместо удовлетворения, во мне была усталость и разочарование. Ещё пол года я продолжал работать. Я не мог себе позволить работать в пол силы, либо на полную, либо ни как. Я продолжал улучшать качество рекламы, обновил сайт и заказал его продвижение в интернет. Потянулись корпоративные клиенты и мы заключили договор с компанией, которая владела самой крупной сетью продовольственных магазинов в стране. Мы стали её региональным подрядчиком, пошли действительно крупные заказы, но я к тому моменту окончательно решил покинуть этот бизнес. Куда идти и чем заниматься, я ещё не знал... Но я уже точно знал, что смогу начать всё с нуля ещё раз.
Несколько дней назад вокруг одного из самых грандиозных проектов игровой индустрии (на игру пожертвовали уже свыше 90 млн. долларов), космического симулятора Star Citizen за авторством Криса Робертса, разразился скандал.
Если кратко о сути:
1) Многочисленные источники внутри компании сообщают о безмерных тратах Робертсом и его женой денег студии на личные нужды. Ими были куплены личные авто, особняк, оформлены отпуска, а нахождение их в офисе порой бывает фиктивным.
2) Согласно информации источников, у компании осталось лишь 8 миллионов долларов из 90. «Потрачено уже 82 миллиона, а готово лишь демо, один FPS-уровень, одно гоночное демо и мелкий участок карты, на котором можно путешествовать. И это всё» — негодует сотрудник. Каждый корабль (стоимость которого может доходить до десятков тысяч долларов) должен представлять собой отдельный, огромный и проработанный уровень, но трудятся над ними лишь горстка сотрудников, несмотря на гигантский объем работ.
Есть вот некая уверенность, что в следующем году, как и во все прошлые года, и сентябрь сгорит, и календарь перевернут, и всё равно всё «fine». С наступающим!
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов, волны постов — и читайте свои любимые темы в этой ленте. Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.