xzionex

xzionex

Пикабушник
поставил 20003 плюса и 401 минус
отредактировал 3 поста
проголосовал за 11 редактирований
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабу5 лет на Пикабу
34К рейтинг 15 подписчиков 49 подписок 23 поста 10 в горячем

Автономизация портового флота в РФ

В комментариях к этому посту https://pikabu.ru/story/portovyie_gruzchiki_nasha_yera_10814091 упомянул, что участвую в разработке автономных вспомогательных судов порового флота, и несколько человек попросили подробнее рассказать об этом.

Для ЛЛ – Разрабатываем безэкипажные портовые суда с удалённым управлением и высокой степенью автономности, разработка продвигается довольно успешно.

В далёком 2019 г. мы участвовали в качестве контрагентов в разработке системы безэкипажного судовождения в море. Данный опыт помог нашей фирме в 2021 г. выцепить опытно-конструкторскую работу ( ОКР) от Минпромторга по разработке системы автономного судовождения в порту (БЭС-СП).

Вся работа разделена на этапы:

  • проработка концепции БЭС-СП и её систем;

  • непосредственно разработка всех систем БЭС-СП;

  • стендовые испытания опытного образца (ОО) БЭС-СП и его доработка по результатам испытаний;

  • опытная эксплуатация ОО БЭС-СП непосредственно в портовых условиях (мы сейчас здесь) с последующими приёмочными испытаниями ОО БЭС-СП;

  • привязка БЭС-СП к конкретным типам вспомогательных судов портового флота.

Начнём с того, что же это за суда такие (ниже приведены лишь типы судов, которые мы собираемся обеспечить системой автономного судовождения. Фактически типов судов намного больше)

1 Непосредственно буксиры

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Да, это тоже буксир

Буксиры – очень широкий класс судов, в основном это маленькие манёвренные портовые рабочие лошадки с мощными движителями. Морские крупнотоннажные суда не могут сами проходить портовые узкости и причаливать, для этого обычно используют от 2 до 4 буксиров, которые в связке друг с другом тянут, толкают и разворачивают морских гигантов.

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Разворот судна с помощью 2 буксиров

2 Бункеровщики

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Бункеровщик – танкер снабжения, предназначенный для заправки судов топливом (нефтепродуктами или СПГ). Обычно имеют кран для подъёма шланга перекачки топлива. В среднем заправка морского судно может занимать от 1 часа до 24 часов в зависимости от необходимого объёма топлива.

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Вот так происходит заправка

3 Экологические суда

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Нефтесборное судно

Экологические суда – суда для устранения загрязнений акватории порта. В зависимости от назначения могут очищать водные пути от нефтепродуктов или твердых отходов (различный мусор, упавшие ветки и т.д.)

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Мусоросборное судно

И вот всё это великолепие нам в связки с контрагентами, а также судостроительными и надзорными организациями, предстоит оснастить дистанционным управление и автономностью.

Первым делом приступили к разработке пояснительной записки (ПЗ) с описанием и обоснованием нашего видения всей системы в целом и её составных частей.

По итогу разработки ПЗ был проработан и согласован состав БЭС-СП:

  • Судовая система автономного управления

  • Пост дистанционного управления (ПДУ)

  • Система связи

  • Система мониторинга швартовых операций

  • Гидрометеорологическая система

  • Лоцманский комплект

Пройдём немного по каждой системе в отдельности

1 Гидрометеорологическая система – совокупность наземных метеорологических станций, расставленных вокруг порта, подводных профилографов течений и буйковых гидрометеостанций, которые раз в несколько минут передают показания о силе и направлении ветра и течений, температуре и влажности и т.д. в общий метеосервер.

Метеосервер интерпретирует полученные показания и накладывает их на морские карты. Данная информация используется автономными системами судна, удалёнными капитанами данных судов с ПДУ, лоцманами, через лоцманский комплект, и капитанами судов (по запросу).

2 Лоцманский комплект – комплект из планшета и двух маяков ГЛОНАСС/GPS, упакованных в непромокаемый рюкзак с положительной плавучестью.

Для начала, кто такой лоцман – работник порта, хорошо знающий его акваторию. Перед заходом судна в порт лоцман поднимается не борт и помогает капитану в проводке судна, при этом ответственность за обеспечение безопасности плавания и все отданные команды несёт капитан, лоцман лишь дает советы.

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Лоцман поднимается на борт

Назначение лоцманского комплекта – два маяка, установленные на левом и правом борту, сообщают системам БЭС-СП ширину судна (помогает при швартовке), а также его направление и скорость. Планшет выводи информацию о положении судна, с возможностью наложения на карты слоёв метеоданных, полученных от гидрометеорологической системы. Планшет также предоставляет лоцману информацию о судне из базы данных (водоизмещение, габариты и т.д.)

В целом лоцманский комплект необязателен как для проводки судна, так и для систем БЭС-СП, они могут легко справится и без комплекта. Да и сами лоцманы настроены скептически, им итак иногда трудно подниматься на борт, а мы предлагаем ещё и 10 кг рюкзак на себе тащить.

3 Система мониторинга швартовых операций – система громкое слово, это 2 поворотных лазерных дальномера с автономным питанием на 6 часов ( если пропало основное) и системой связи. Дальномеры устанавливаются на причале и сообщают системам БЭС-СП расстояние между причалом и швартующимся судном, что позволяет осуществлять швартовку более плавно.

4 ПДУ – все вычислительные серверы (кроме автономного управления) и рабочие места удалённых капитанов. Для каждого судна необходимо своё рабочее место, с органами управления судна, камерами обзора, информацией о состоянии судовых систем и т.д.

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Рабочее место удалённого капитана на стенде (1 вариант). Стол потом кардинально переработали

Центральные мониторы обеспечивают обзор в сектор 160° с возможностью либо поворота изображения в нужную сторону, либо сжатия изображения по горизонтали для достижения обзора 360°. Остальные мониторы для своих систем (состояние судна, гидрометеоданные, управление автономными системами и т.д.)

5 Судовая система автономного управления – самая сложная и обширная в своих функциях система БЭС-СП. В основном данная система состоит из:

  • автономная навигационная система (АНС) – это мозги судна, принимающие все автономные решения, такие как траектория расхождения с опасностями, скорость сближения с судном/причалом, поиск и сбор мусора (если АНС установлен на мусоросборщике), координация с другими АНС для проводки крупнотоннажного судна (если АНС установлен на буксире) и т.д.;

  • система машинного зрения – совокупность обычных и инфракрасных видеокамер и лазерных дальномеров, а также сервера машинного зрения, который распознаёт надводные объекты, расстояние до них и степень их опасности. По сравнению с первыми вариантами машинного зрения распознавание в дневное время стало значительно лучше, хотя ещё остаются проблемы в интерпретации ночных судовых огней, так как мешают другие огни береговой зоны;

  • система управления движителями – система, которая на основе метеоданных (течение, скорость ветра и т.д.) и командах от АНС или ПДУ, управляет винторулевыми колонками судна, задавая необходимую скорость и направление;

  • система самодиагностики и регистрации – в реальном времени отслеживает все параметры судовых систем (движители, генераторы, насосы и т.д.) и систем БЭС-СП, как аппаратную часть так и программную

  • система позиционирования – одна из самых простых систем, как и в лоцманском комплекте, 2 маяка ГЛОНАСС/GPS для точного позиционирования автономного судна

6 Система связи – совокупность беспроводной связи и локальной вычислительной сети (ЛВС). ЛВС оснащена системами кибербезопасности, включая маршрутизацию, разграничение доступа и предупреждения о несанкционированном доступе на программном и аппаратном уровнях. Также ЛВС отвечает за коммутацию со штатными судовыми системами (навигационные приборы, сигнально-отличительные фонари, якорно-швартовое устройство, кренометр и тифон).

Система беспроводной связи состоит из основной – широкополосная связи в диапазоне частот от 5 до 6 ГГц, резервной – обычные сотовые сети, и аварийной – УКВ радиосвязь LoRa.

Основная связь обеспечивает стабильный приём видео с 60 к/с и обмен информацией между автономным судном и ПДУ. Резервная связь имеет достаточную скорость для передачи 30 к/с, но задержки достигают 150 мс. Аварийная предназначена лишь для перевода автономного судна в режим удержания позиции и получения аварийных сообщений.

Что нам ещё предстоит

В данным момент проходит опытная эксплуатация ОО БЭС-СП. Параллельно с этим, одна из судоверфей начала разработку корпуса дистанционно-управляемого буксира. 3d модель показать не могу, но приведу аналогию.

Автономизация портового флота в РФ Порт, Автоматизация, Разработка, Инновации, Технологии, Судно, Длиннопост

Автономный буксир отличается от обычного также, как и этот автономный трактор от обычного

Следующим этапом будет привязка системы БЭС-СП к экологическому судну и бункеровщику, которые портовая служба будет эксплуатировать самостоятельно.

Последним этапом разработки будет привязка БЭС-СП к звену из двух буксиров, которые автономно под присмотром удалённых капитанов будут проводить суда в акватории порта и осуществлять швартовку.

P.S. Я инженер комплексных систем и систем связи и больше 80 % БЭС-СП знаю лишь поверхностно, но на вопросы постараюсь ответить.

Показать полностью 9

Ответ на пост «Мужики, даёшь нормальный флешмоб»

Ответ на пост «Мужики, даёшь нормальный флешмоб» Картинка с текстом, Игрушки для взрослых, Мото, Фотография, Ответ на пост, Волна постов

4 года назад взял на замену старенькой хонде вот такого красавца, катаюсь и радуюсь)

Показать полностью 1

Бунд

Бунд

Ответ на пост «Первая зарплата»

В 2008 в 16 лет устроился летом на свою первую работу. Был разнорабочим в небольшой строительной фирме. Свою первую зарплату в 15 000 потратил на крепления для сноуборда и ботинки.
Крепления (apo expresso) до сих пор отлично работают, каждый сезон в них катаю. Это была моя первая и одна из самых удачных покупок.

Ответ на пост «Первая зарплата» Работа, Заработок, Обсуждение, Сноуборд, Ответ на пост

Ответ на пост «Всё познается в сравнении»

Переехал в Питер в 2014, устроился на работу и радовался, что всего за 1,5 часа до работы в комфорте доехать можно, пока не отдал тачку на ремонт. На метро до работы оказалось 40-45 минут. Через пол года продал машину за ненадобностью

Анекдот

Сидит мужик у реки, рыбачит. Погода просто отличная, солнышко пригревает, птички поют, в общем идилия.
И тут слышит рыбак, как будто вдалеке кого-то нахуй послали.
"Причудилось" - подумал рыбак.
Через пару минут опять слышит "пошёл нахуй", но уже ближе.
"Странно" - подумал рыбак.
Ещё через пару минут уже совсем рядом "Пошёл нахуй!"
Рыбак аж привстал и огляделся, но никого не увидел.
И вот из-за поворота реки появилась лодка, а в ней мужик сидит и вилками гребёт. Проплывает мимо рыбака и тот ему говорит:
- Мужик, ты бы лучше ложками грёб.
- ПОШЁЛ НАХУЙ!

Ответ на пост «Не понимаю»

Расскажу и свои наблюдения.
Предисловие
Мои родители родились и выросли в самой западной и западенской части Украины, во Львовской области.

Отец при развале союза служил в СВМФ (Мурманская обл.) и там и остался, заодно и семью свою перевёз, я тогда только вынашивался в животе у мамы. При этом каждое лето и иногда зимой мы ездили к родственникам на Украину отдыхать.

Ну и вот цепочка событий, которая мне запомнилась из детства:

1 Мне было лет 7-8 (где-то 2000 г.) когда помогал деду в поле, к вечеру он отвел меня к руинам хутора и рассказал, что здесь жили поляки и во время войны к ним пришли бандеровцы и всех в сарае сожгли. Дед добавил, что историю нужно знать, чтобы не помторять ошибок прошлого.

1.1 Ещё бабушка рассказала, про умершего недавно соседа, который во время войны отставшего красноармейца заколол и спрятал тело где-то, типа вот он такой плохой, хотя его в итоге никто не сдал.
Может быть это всё байки и сплетни, тут хрен знает.

2 Мне лет 10. Гуляя с родственниками по Лвьву зашли на небольшой сувенирный рынок рядом с театром ради магнитиков и т.д. Помимо сувениров там продовались советские и немецкие награды, каски, фляги и т.д. но это ладно, меня тогда поразило, что ещё нашивки и брелки со свастонами и другой символикой нацистской германии продают, а люди покупаю, на рюкзаках носят и на куртках.

3 Лет в 11-12 был эпизод, дед всё пытался меня накормить под завязку, а в меня уже не лезло. Сказал, что уже не хочу, а он настаивал, что вот вернусь в россии и когда ещё я картошки хорошей поем. Я ответил, что пойду в магазин, куплю и приготовлю, вообще не проблема, а дед наорал на меня, что он ЗНАЕТ, что у нас там в России в магазинах почти ничего нет, одни гнилые продукты, а я ему прямо в лицо вру. Охуел я тогда знатно конечно.

4 Лет в 14 меня деревенские "друзья" отпинали за то, что я москаль, хотя мы с которые каждое лето и в футбол гоняли и ставки (запруды) рыли и т.д.

5 в том же году двоюродные сёстры повели меня во Львове в бандеровскую корчму, с колоритными блюдами типа "колбаса из москаля" и т.д. Ну и естественно повсюду символика оун-упа

6 ну и в целом к русскоговорящим многие отнрсились с презрением, спросишь что по русски, а в ответ "я свынячу (москальску, руску и т.д.) не розумию".

7 лет в 16 когда попросил подкурить у компании молодых людей моего возраста, одна из девушек достала зажигалку и со словами "на" уронила её себе под ноги.

PS есть и множество хороших воспоминаний, но именно эта цепочка событий запомнилась как развитие ненависти к русским.

PPS довольно хорошу говорю на украинском, знаю как сказать "паляница"

Показать полностью

Ответ на пост «Шутка от Маска»

Маск продолжает угорать над ебанутыми

Ответ на пост «Шутка от Маска» Илон Маск, Twitter, Юмор, Война, Украина, Россия и Украина, Скриншот, Мат, Ответ на пост, Политика

Все, кто мне не нравятся - Гитлер.
Детское пособие для политических дискуссий в интернете.

UPD: пост был выложен в конце января

#comment_229991322

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!