lasol

lasol

кенгуру квокка ящерица акула какаду
На Пикабу
7080 рейтинг 33 подписчика 12 подписок 25 постов 10 в горячем
Награды:
5 лет на ПикабуС Днем рождения, Пикабу!

Запись подкаста про материнство, интуицию и что мы видим в детях

Мы встретились с психологом Анастасией Димовой. Я рассказала о проекте "2 полоски завтра", о том как отличается реальность с детьми от ожиданий. Мы поисследовали тему интуиции и влияния среды на тревожность. Заглянули в чувство вины, страха и "я не справляюсь". Порассуждали о значении детской благодарности и вины родителей.

Запись подкаста про материнство, интуицию и что мы видим в детях

Мы надеемся, что всякая мама найдёт своё "нормально" и узнает, что она не одна на этом пути.

Ютьюб

Спотифай

Показать полностью 1
6

Как связаны дети и мои проекции

Я тут вчера выложила инструкцию, как ловить своих внутренних бабок (проекции), которые критикуют, ругают, сердятся и пускать их энтузиазм в конструктивное русло. А меня в личке в телеграме спросили, если я пишу про детей, при чём тут мои внутренние критики.

Рассказываю в трёх пунктах и на примере в библиотеке:

1. Как говорится, здоровая мама, здоровый малыш. Если я нервничаю и психую, что на меня все смотрят в магазине, когда шумят дети, то я сбегаю, не купив еды, я одергиваю детей, я накручиваю себя и настроение портится. Все в минусе. Зрители в шоке - чего это она. А у неё — внутренняя бабка.

2. Дети учатся у родителей. Я не хочу, чтобы в стрессовой ситуации они бросали все и психовали, потому, что моя бабка за шум  будет ругать. Я хочу чтобы они учились: чтобы ни происходило надо оставаться спокойным и не терять фокус. Иначе у них заведётся своя бабка, и это буду я.

3. Я хочу, чтобы мои дети воспринимали окружающую действительность, вместе со мной, как, в общем, дружелюбную. Да, иногда можно кому-то помешать, но если соблюдать рамки приличия, но это не конец света. А если даже я сержусь и одергиваю их, то какая уж тут безопасность.

Ну и вот случай в библиотеке в качестве иллюстрации, что я делаю с детьми в ситуации, когда шуметь ну уж вообще неуместно. И почему я не в белом пальто, конечно.

Мы тут ходили в библиотеку с детьми. Эрик, зайчик, ходил, книжки рассматривал, ну ему 4, он уже привык. Кира в свои 2 кряхтела, повизгивала, слушала эхо голоса. Я старалась сохранять спокойствие и говорить ей: “Не шуми в библиотеке, давай слушать! Что? Как звучит библиотека. Слышишь, страничка шуршат. Это особое место, сюда приходят, чтобы было тихо. Слышишь, эта книжка что-то тебе говорит? Не слышишь? Так давай говорить ещё тише. Она говорит, смотри, какие красивые картинки.”.

И тут надо признать, что уже на “как звучит библиотека” Кира теряет интерес. Если честно, это с Эриком мог бы получиться такой разговор, но ему и так интересно. Но отвлечь младшую от шума таким монологом можно, чтобы получить необходимую паузу на книжки для сына, ну и чего уж, скорее бежать шуметь на улицу.

Ну короче к детям только с игрой, чтобы пробудить интерес. А когда такая бабка нависает с её правилами? И для меня штука в том, что возможно и раздражённое шипение и игра дадут у нас, ого, одинаковый результат. Ну, будет немного тише. Но процесс с игрой мне нравится больше потому, что все останутся добрыми и весёлыми.

Показать полностью
7

Проекция. Перенос. Внутренняя бабка

Я уже упоминала как-то, давным-давно не было для меня ничего страшнее, чем оказаться с плачущим ребёнком в общественном месте. Потому что люди будут думать про меня всякое нехорошее, осуждающее, а мне останется только бежать. Такой механизм, наделение своими чувствами и мыслями окружающих называется перенос или проекция. Почему бы им меня не хвалить или не любить? Потому что, я где-то когда-то выучила, что матерей с шумными детьми порицают. А мозг и психика используют всегда то, что уже знают. Если бы я выучила, что мать с шумными детьми это о-хо-хо, женщина-трудяжка, ей и так тяжело, лучшее её не трогать, то жить было бы легче. Но, нет, в моей ситуации перенос причинял столько страданий: стыд, страх, дискомфорт. Чё делать? Пойти навстречу.

Я предлагаю тем, кто читает эту заметку, провести со мной вместе ментальный эксперимент из 6-ти шагов (сначала 4, потом ещё два, по времени 5 минут) и посмотреть, что у вас по ту сторону неприятных эмоций.

1. Вспоминаем ситуацию, где с другими людьми нас накрывали сильные эмоции, любые: неловкость, стыд, кураж, страх.

2. Вспоминаем человека, или если людей много, то одного, чья фигура самая будоражащая. Что он говорит? Какими словами?

3. Представляем, что волшебным образом мы у него в голове и смотрим на себя. Что мы видим? Что мы слышим от этого человека? Что он к нам чувствует?

4. Почему эта фигура такое про нас говорит, думает и чувствует? Зачем?

Я расскажу сейчас что у меня, а потом что с этим делать.

1. Если мой ребенок орёт в магазине, где в общем тихо, а я всем мешаю, то я плохая мать, не могу успокоить ребёнка, плохо воспитала, ленилась, наверное. Мне стыдно, страшно, хочется сбежать. 2. Вот эта бабка вообще посмотрела на меня ужасно, у нее наверняка все сидели бы в тележке и не вертелись, даже, оттопырив мизинчик в платочки бы сморкались. 3. Если я смотрю на себя из бабки, то я вижу себя физически маленькой, жалкой, глупой, бабка говорит: “Ты не справляешься, ничего не умеешь, вот в наше время дал по жопе и готово, а вы тут сюсюкаетесь. Всё с тобой не так”. 4. Она чувствует себя компетентной, опытной, но детей у неё уже нет, сердится, что не может сделать по-своему, а её даже не спросят, что её тревожат крики, она осуждает.

Недостающие пятый и шестой пункты.

5. Эта фигура — это часть нас. Если бы можно было себя вести так как она, не встречая осуждения и проблем, стали бы мыы вести себя так? Ведь если мы сами так не делаем, но хочется, то мы делегируем эту функцию своим мысленным проекциям. Эта воображаемая фигура с этими чувствами и мыслями — только в нашей голове.

6. Если признать эту фигуру частью себя, что поменяется?

7. Бонус для самых осознанных, у неё есть реальный прототип — человек, событие? Что это за опыт из прошлого пришел в эту ситуацию?

Что там у меня.

5. Мне кажется, если бы было можно, я бы каждому шла бы и рассказывала, как правильно жить. Я бы очень сердилась, что мои знания не принимают. Я бы совершенно не учитывала, что у всех дети разные и мои подходы не всегда сработают с их детьми. Кстати не только с детьми, в работе тоже, в отношениях. Я бы середилась, что они меня такую умную не спрашивают и не слушают.

6. Вау. Я в шоке, откуда у меня такая внутренняя бабка. Зачем я сама себе это всё говорю, а зачем окружающим? Бабка, ты че такая умная, ты че такая сердитая, а ну иди сюда, давай вместе подумаем, как нам твою компетентность в какую-то более приемлимую форму собрать, а не вот это вот всё. Хочешь, блог заведём?

7. Это какой-то собирательный образ всех строгих и неэмпатичных старых женщин, моей бабушки-учительницы в том числе.

Ну а дальше был бы отличный повод поговорить с терапевтом, откуда такая фиксация на пожилых женщинах, пугает ли меня старость и при чём тут учителя.

Сегодня моей внутренней сердитой бабки больше нет, прям вообще нет. Меня никто не осуждает, если мои дети шумят, плачут или как-то ещё заявляют себя в мире. Все люди видели детей, все понимают, что дети шумят, все понимают, что мамы делают всё от себя зависящее, чтобы всем было норм. Ну а если кто-то под это описание не попадает, то у их просто нет детей, чуваки сорян, но этот опыт того стоит.

Расскажите про своих внутренних бабок.

Показать полностью
17

"Ребенок - гость в твоем доме. Накорми, выучи, отпусти." Цитата придумана рунетом в 10-х годах. Расследование

Мне давно запомнилась эта цитата, так красиво и вольно звучит. Надо поискать, чья она, чтобы понять контекст. Наверное, что-то кавказское, Кавказ славится гостеприимством.

И я пошла гуглить, а там фейк на фейке.


Гугл-расследование. Индейская мудрость?


В рунете автор и оригинал с ходу не ищется. Есть масса статей, авторских колонок и заметок в блогах, где цитата становится то индейской, то индийской.

Живой журнал, 2013 год
Самое раннее, что нашла, пост с подборкой "Мудростей индейских вождей". Оригинал, кажется, на странице ЖЖ. Страница не доступна, вебархив её не помнит, но туда как на оригинал ссылается другой пользователь в сентябре 2013 года.

На каком-то форуме пользователь пишет, что это из "Последнего из могикан". Поиском по ключевым словам по книге ничего не принёс.


На английском аналогичная цитата не гуглится

Подборка с таким названием тоже. Некоторые цитаты из подборки можно найти на американских ресурсах о коренном населении, например, "Жизнь подобна дыханию буйвола зимой" в оригинале — довольно живописный и многословный оборот от вождя Вороньей ноги. Какой-то блудняк, эти ваши мудрости на русском, очень вольный перевод.

В целом индейская повестка и цитаты на английском создали образ другой, нежели "отпусти гостя", у них там все со всеми связаны напрямую или метафорически, у каждого должна быть своя мудрость и сильна идея наследия и корней.


А на русском тезис звучит как случайная встреча без обязательств.


Кое-что удалось найти на английском


Ближайшая к индейцам, это, в английской части интернета, поговорка племени Могавков (это тем, что носили причёску ирокезом): "Remember that your children are not your own, but are lent to you by the Creator." — "Помните, что дети не ваша собственность, их одолжил вам творец".


На немецком цитата про детей не гуглится


Но есть" Kinder sind Gäste, die nach dem Weg fragen." Приписанная Марии Монтессори. А это авторство не подтверждается уже русском. Ну что ж, народный интернет на немецком так же как и на русском требует фактчекинга.

Гуглим цитату на немецком и ...

»Kinder sind Gäste, die nach dem Weg fragen. Es gilt, den Gästen einen guten Ort anzubieten und ihnen so lange Sicherheit und liebevollen Halt zu geben, bis sie ihren Weg selber gehen können.«


«Дети — это гости, которые спрашивают дорогу. Важно предложить гостям хорошее место и дать им безопасность и любящую поддержку, пока они не смогут идти своим путем».



"Это успех!" — подумала я. Это слоган книги о воспитании
Jirina Prekop, Christel Schweizer
Kinder sind Gäste, die nach dem Weg fragen


Конкретно эта редакция по ссылке выше вышла в 2014 году. Но в комментах пишут, что впервые столкнулись с ней ещё в 90-е. Уже не охота проверять.


Выводы


Критическое мышление. Прежде чем сослаться, надо проверить правильно ли я помню.

Фактчекинг. Если сходу не найти первоисточник, а рерайтов на тему море, значит начинается мутная история.

Вспоминаю своего первого шефа-бизнестренера, котоый тащил в свою методику приемы американских тренеров, давал им свои названия и они так и уходили в народ.

А теперь с ЧатомГПТ вообще нет шансов чему-то доверять онлайн, пока не найдешь оригинал.

Надеюсь, что я смогу научить своих детей критическому мышлению и фактчекингу.

Показать полностью 2
7

Как я перестала сидеть с двумя детьми дома и начала жить

Мой самый большой стресс и страх с первым ребенком — пойти в магазин и он там заплачет. В этой ситуации было страшно всё и мысли шли примерно таким путём:

→ 🤫 Мне будет громко,
→ 😞 Я буду чувствовать бессилие, потому что ничего не смогу сделать до ребенка в моменте,
→ 🤨 Громко будет другим, им будет плохо, они меня осудят и скажут сидеть дома,
→ 😔 Я буду чувствовать бессилие, потому что ничего не смогу для них сделать,
→ 🤕 Я не смогу сделать то, зачем сама пришла,
→ 🤦‍♀️ Я испугаюсь осуждения, начну паниковать и сбегу на улицу,
→ 😲 Если я на велосипеде, сын будет орать на велосипеде,
→ 😵 Если я на машине, будут крики в закрытом помещении машины,
→ 😵‍💫 Если я с коляской, все будут видеть, как у меня орёт ребенок в коляске и думать про меня всякое,
→ 💩 И вообще выгляжу я как бог знает кто,
→ 👿 Да сколько это все будет длиться,
→ 👹 У меня на весь день испортится настроение,
→ 😰 Лучше сидеть дома и никому не будет плохо.

Если обобщить, то на меня давили три фактора:
- я плохая мать: ребенку плохо/манипулирует/не воспитан;
- я неуверенная: и все-то на меня смотрят, всем-то я мешаю, всех-то я должна слушать, всё-то со мной не так;
- я гипер контролирующая: я не понимаю где заканчивается то, на что я влияю и что за пределами моей власти.

С тех пор прошло три с половиной года. Детей двое, я хожу с ними, езжу, катаюсь и в общем весь этот кошмар, основанный на бессилии и страхе общественного осуждения остался со мной в 2020 году. Дети те же, мама слегка другая.

Потому что ещё не было младшей и я не знала, что старший просто тихоня и с ним вообще не было проблем. Дочь орала стихийно, без системы дома, на улице, в машине. Терапевтический эффект немецкого общества: все всё понимают, все соблюдают границы. А, может быть, я стала замечать только тех, кому до меня нет дела, на ухдой конец тех, кто как бы говорил мне: "Да-да, мать, понимаю, держись".

В общем, эти двое малышей точно подняли мою уверенность в себе — потому что без неё с ними сложно. Потому, что пока я не приведу в порядок себя, я не смогу привести в порядок их, и уж только потом вспомнить, что есть какое-то там общественное мнение. Или не вспомнить. И не дай бог нарушить этот порядок, начнется диссонанс и всем наступит капут.

Показать полностью
39

Что делать с ребенком билингвом

ак пойдет разделение языков у детей, зависит от всего на свете, от луны в раке тоже.  "Пёс" или "собака"? "Собака" или "Hund"? Это примерно равнозначный выбор в возрасте 3,5 лет.

Вот на чем он основан у одного кучерявого мальчика трёх с половиной лет.

Пять пунктов. На самом деле девять, от общего, к частному:

1. Понимание мотивов родителей

1.1. Я говорю с детьми на русском всюду. Если я перехожу на немецкий, то у меня есть осмысленные причины, например, чтобы включить во взаимодействие с нами немцев. Иначе как ещё мы договоримся, кто и в каком порядке полезет на горку и можно ли их детям угоститься нашими кукурузными палочками.

1.2. И наоборот. Когда среди причин проскакивает что-то вроде: ”Буду говорить по-немецки, потому что они не понимают, подумают, что я невежливая или обсуждаю их" или “Они подумают, что я из России, а это не так однозначно”. Это сигнал. Это у меня в голове происходит то, что к реальным людям отношения не имеет. Какие-то эмоциональные, возможно иррациональные процессы. А я не хочу, чтобы при использовании русского языка появлялся эмоциональный фон вроде стеснения, или стыда, или вины. Ни у меня, ни у моих детей.

2. Русский — уютный домашний язык мамы и папы

2.1. Русский язык навсегда останется нашим семейным, внутренним языком в немецкой среде. Я хочу, чтобы он ассоциировался с принятием, поддержкой и любовью. Если Эрику упёрлось говорить многие глаголы через machen (делать), например, “Kira laut machen” (да, по-немецки неграмотно, ниже — почему я сына не исправляю), я буду ему проговаривать вслух: “Кира шумит”, но не стану давить. Потому что заставить детей невозможно. А вот радоваться, если он слово повторяет и сразу правильно использует — это сколько угодно.

2.2. И наоборот. Я избегаю методов принуждения и давления. Я не играю с сыном в непонимайку и не делаю вид, что не знаю слов, только если и правда не знаю. И не использую методы давления, шантажа и другие манипуляции. Ну, почти никогда :)

3. Самый простой и короткий путь достижения желаемого

3.1. Когда Эрик мешает языки или произносит неправильно русские слова, я его исправляю и повторяю правильный вариант и прошу несколько раз. Проще и быстрее со мной без немецких слов.

4. Дома и не дома говорят на разных языках 

Это называется контекст использования, у нас — среда, а именно, садик и дом. Это так же кодовые слова, которые меняют ребёнку “раскладку".

4.1. Я говорю “Да, в садике Katze, а дома — кошка”. Эрик иногда может спросить: "А как в садике говорят «шлем»?". Что, я считаю, промежуточный успех.

4.2. Когда возникает языковая граница, я перевожу Эрика через неё, например в садике: "Пока Эрик, хорошего тебе дня. Кира помаши Эрику. Winke-winke. Wir treffen uns später. Tschüss". Я как бы вывожу сына из одного языка и завожу в другой. Прощание долгое и многословное, переключение на площадке — в две фразы.

5. Родители не смешивают языки

5.1. Мы сами крайне редко используем немецкие слова в речи, либо самые незаменимые, вроде termin — "встреча", "запись", или doch — в значении "отнюдь", "напротив", либо то, что бессмысленно переводить — названия госструктур, документов. Я не учу ребёнка немецкому и не исправляю немецкую речь — потому что в саду это сделают лучше меня.

5.2. И наоборот. Позже я буду ждать, что сын будет мне подсказывать слова, грамматику и артикли. Сейчас иногда пингую его на тему der, die, das тех слов, в которых уверена. Тогда могу с энтузиазмом принимать его правильные ответы. А с неправильных просто съезжать.

Я держу в голове, что билингвизм — динамичная, подвижная история. То один, то другой язык может становиться основным, может отваливаться русский, например, первые полчаса после садика. И это всё нормально.

Кажется, ещё нет сообщества для родителей детей билингв. Я создала и буду очень рада поделиться своими историями, как идёт освоение языка, какие книги я читаю, что и как получается. Приглашаю в сообщество Билингвизм и полилингвизм

Показать полностью
20

Детская манипуляция. Ребенок есть манипуляции нет

Когда у меня родился первый ребёнок, моя мама сказала: "Главное, не приучай к рукам! Будет манипулировать". "Ээ, х-гм!" — задумчиво ответила я.



Для ЛЛ: манипуляция — это осознанная тактика общения, в ходе которой один давит на болезненные чувства другого, например страх, вину, стыд, чтобы достичь цели.



1. Манипуляция — неправильное слово для детей примерно до 6-ти лет.


Для осознанной тактики и планирования, на какие чувства давить, надо иметь саморегуляцию, рабочую память, навыки планирования и волю. За которые отвечает лимбическая система и неокортекс. Которые оформляются до какой-то внятной функции ближе к 6-ти годам. Ближе к этому возрасту начнутся ещё осмысленные торги, переговоры. До этого возраста любая попытка что-то выпросить — это, метод перебора, ддос атака.


2. То, что я чувствую от общения с ребёнком (страх, стыд, вину и пр.) — результат не манипуляции, а моего внутренного мира.


Дети действительно триггерят мои чувства. Но они это делают неосознанно. Они могут перебором найти несколько подходящих тактик, которые приведут их к успеху. Но начнут ли они применять их регулярно зависит только от меня. Чтобы было проще переживать слезы и требования у нас дома есть правила и у меня уверенность, что я делаю всё правильно. Если мои чувства меня пугают или мешают жить, это повод обратиться к психологу.

3. Если кажется, что ребёнок всё-таки манипулирует в дошкольном возрасте, то он набрался приёмов у родителей.

Я вижу, как мой трёхлетка строит общение с сестрой, которой год. В те моменты, когда у обоих хорошее настроение, старший ведет переговоры, меняется игрушками помогает ей вставать и ходить. Потому, что дети учатся у своих взрослых. Я думаю, если бы я постоянно шантажировала, ставила условия, пугала бабайкой и вот это всё, то уже давно сама заметила бы не зачатки дипломатичности у сына, а из садика приходили бы тревожные новости о поведении и взаимодействии с одногруппниками.

Я видела у своих друзей детей, которые звучат потрясающе убедительно, когда что-то требуют у родителей и кажется, будто они и правда давят на чувство совести или стыда. Но это ещё не спонтанная коммуникация, не созидательное общение. Это выученные шаблоны, приёмы взаимодействия. Потому, что, когда я вижу, как с ними договариваются родители, многое встает на свои места.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!