Ольга Ивановна Высотская – советский детский поэт, драматург, переводчик. Любовь к детям послужила толчком к литературной деятельности Ольги Высотской. В детскую литературу она пришла в 1929 году, а первая её книжка – «Старушкины игрушки» вышла в издательстве «Рабочей газеты» в Москве, в 1930 году. Ольга Высотская в 1938 году окончила Литературный институт им. М. Горького и всю свою дальнейшую жизнь посвятила поэтическому творчеству.
Ольга Ивановна писала стихи для детей, многие из которых потом стали песнями. Кроме стихов и песенок ею были написаны сказки, пьесы. О. И. Высотская также занималась переводами детской поэзии с английского, французского и с языков народов СССР. В театрах в 30-40-х годах шли спектакли по ее пьесам «Васины друзья», «Пушок и дружок», «Ребята в зоопарке» и сказочные пьесы по мотивам русских и зарубежных сказок. Ольга Ивановна много работала для детского театра при фабрике «Красная Роза»: писала пьесы для него и инсценировала сказки разных авторов. Во время Великой Отечественной войны Высотская вместе с другими писателями была эвакуирована на Урал. В Свердловске и Челябинске в годы войны были напечатаны многие её книжки: «Баллады» (Свердловск, 1942), «Васины друзья» (Свердловск, 1943), «Дед Егор» (Свердловск, 1943), «Зимой» (Челябинск, 1943), «Линкор» (Челябинск, 1943), «Луна» (Челябинск, 1943), «Метель» (Челябинск, 1943), «Трудный случай» (Челябинск, 1943) и другие. Высотская также занималась переводами детской поэзии с английского, французского и с языков народов СССР.
Предрассветные часы. Слегка голубеет небо и ещё царит лёгкая преддневная прохлада, готовая смениться беспощадной жарой дня. Машин на улицах почти нет. Какие машины в 1989 году? И на фоне этого утреннего неспешного спокойствия, когда где-то в километре отсюда за мелкой рекой еле слышным дребезгом доносится умиротворяюще-протяжное скрежетание трамваев, везущих на работу сонную свою смену, среди пыльно-ленивой зелени деревьев оглушительно разносится на улочках провинциального города громыхание набирающих скорость тракторов, везущих бочки с квасом. Громыхание, растворяющееся в глубине коротких провинциальных проспектов.
Трактора, трактора, трактора. Бочки с квасом, бочки с квасом... Казалось бы, картина максимально привычная для тех лет. Из года в год, изо дня в день выезжали они из своего завода. Да вот только кому нужно было их фотографировать? Снимок выше - едва ли не единственный, найденный в интернете. Не просто "Бочка с квасом", не просто "Грузовик с бочкой", а громыхающий по просторной улице трактор с вереницей таких бочек. Уникальная фактура. Уникальные свидетели эпохи, канувшие в никуда.
Работяги-трактора, ушедшая натура! ЛИАЗы-677 вспоминают все, а вас - никто. Так вспомним же вас. Поклонимся вам хоть на секунду. Вспомним парящие летние, парящие зелёные дни, когда, набирая скорость, мчались вы по пустым тогда ещё улицам пружиной распрямляющегося в летней своей стройности городка. Когда царило, как крепло над вами синее июльское небо. Когда, кряхтя, отцепляли бочку за бочкой за крюки. Когда легчал ваш грохот с каждой улицей, с каждой новой оставшейся позади бочкой.
Давно завершён ваш путь. Но ваше утро - радостное, пыльно-зелёное, желто-дребезжащее - осталось с нами. Пусть уже давно нет тех бочек и тех тракторов. Но ваше лето - с нами. И останется с нами. Пока живы те, кто вас помнит. Низкий поклон вам, безвестные работяги, канувшие в небытие!
В наши дни, когда у каждого в кармане находится компьютер, совмещённый с телефоном и превосходящий по вычислительной мощности суперкомпьютеры тридцатилетней давности, постоянно подключенный к Интернету и, в частности, тому, что можно назвать "Всемирным информаторием" - Википедии, обеспечивающий его владельцу круглосуточный доступ к мобильным, городским, спутниковым и бизнес-сервисам, богатство которых превосходит всякое воображение, сложно представить, что совсем недавно это казалось абсолютной фантастикой. Хотя на самом деле выражение "совсем недавно" будет не самым точным. В частности, такая привычная всем функция смартфонов, как видеозвонок, притягивала умы инженеров уже давно.
Например, стационарный цветной видеотелефон можно увидеть в рекламном ролике компании "Bell" 1961 года...
А в Германии первый экспериментальный чёрно-белый видеотелефон заработал в 1935 году.
Однако сегодня речь пойдёт не об этих отдельных опередивших своё время технических новшествах, а о том, что уже в конце 1980-х на свете жил человек, который, перенесись он на машине времени на 35 лет в будущее, абсолютно органически вписался бы в нынешнюю культуру "удалёнки" и "цифровых кочевников". Ведь в его веломобиле конца 1980-х годов присутствовал практически весь набор функций, без которого не мыслит себя современный человек.
Впервые у нас в стране читатели смогли ознакомиться с ним из заметки в журнале "Наука и жизнь" за июль 1989 года. Кто же этот человек и что представлял собой его веломобиль? Ниже - текст заметки полностью.
Американский журналист Стив Робертс построил веломобиль, напичканный электроникой. Здесь установлены:
Персональный компьютер, который может использоваться и как электронная пишущая машинка;
Радиолюбительская рация, работающая на волнах от 2 до 80 метров;
Радиотелефон, обеспечивающий связь с любым абонентом в США и за границей;
Система передачи данных, позволяющая через спутники связи запрашивать данные из любого банка информации в мире;
Электронная система навигации, с помощью которой можно в любой момент узнать, где веломобиль находится и как проехать к нужному месту.
Питание поступает от солнечных батарей или аккумулятора. Стив нередко работает над своими статьями, выехав на природу. Если нужны какие-то данные, подключается к библиотекам, банкам информации, звонит по телефону. Закончив статью и записав её в память компьютера, он может передать её с лесной лужайки прямо в редакцию.
Общий вид экипажа.
Пульт управления.
Эти два снимка из журнала здесь приводятся больше для погружения в атмосферу прошлого. В русскоязычном Интернете, к сожалению, про Стива Робертса и его чудо-веломобиль нет вообще ничего (кроме пары упоминаний фамилии на форумах), здесь он абсолютно неизвестен. Однако в англоязычном Интернете он весьма известен, и при подготовке этого материала я почти сразу наткнулся на опубликованную в 2023 году отличную статью Лукаса Винценбурга (ссылка на неё будет приведена в конце), довольно подробно освещающую историю Стива Робертса и его технических чудес на колёсах. Вот цветные фотографии модели веломобиля Winnebiko II (1986-1988), той же, которая фигурирует на чёрно-белых снимках выше:
Кто-то спросит: "Если была модель Winnebiko II, стало быть, были и её предшественники"? Да, причём не только предшественники, но и более совершенные модели! В 1989 году, когда в журнале "Наука и жизнь" была опубликована заметка выше, Стив Робертс уже успел начать разрабатывать новую модель веломобиля, под названием "BEHEMOTH". Рассказ о них в приведённой выше статье не менее интересен.
Все началось в 1983 году, когда у Стива Робертса, 30-летнего журналиста и консультанта по компьютерной технике, появилось желание "совместить приятное с полезным" - писать статьи и отправлять их на публикацию, находясь в разъездах и ведя при этом активный образ жизни. Абсолютно тривиальная вещь для 2020-х; техника на грани фантастики для первой половины 1980-х. Да, уже не фантастика, ведь все необходимые технические устройства к тому времени были разработаны. Но совместить все эти устройства в одном было той ещё задачей. На сборку первой модели веломобиля Winnebiko, оснащённой портативным компьютером TRS-80 Model 100 весом около 2 килограммов, у Робертса ушло полгода, и в сентябре 1983 года он впервые отправился в путь. Так что же - благодаря этому компьютеру у него уже тогда появилась возможность "на ходу" редактировать и отправлять статьи через Интернет? Разумеется, на самом деле выглядело это не совсем так. Статьи Робертс писал не на ходу, - на тот момент таких технических возможностей у него не было, - а остановившись там, где удобно - всё необходимое походное снаряжение крепилось на багажнике Winnebiko, при этом энергию для питания компьютера обеспечивала солнечная батарея мощностью 5 ватт.
Winnebiko, первая модель веломобиля Стива Робертса.
Портативный компьютер TRS-80 Model 100.
А вот чтобы отправить статью по Интернету, необходимо было подключить компьютер через модем к таксофону, сеть которых в своё время густо покрывала США. Статья приходила секретарю Робертса, который работал в офисе в Колумбусе и выполнял все дальнейшие действия, необходимые для публикации. При этом уже тогда для редактирования статьи "на лету" был вполне доступен поиск по тогдашним Интернет-ресурсам: по словам Робертса, " за считанные секунды я могу найти больше информации, чем в любой библиотеке в мире".
Присмотревшись, можно увидеть надетые на трубку таксофона чёрные "бочки". Это не что иное, как портативный модем.
На этой первой модели веломобиля Робертс проехал с 1983 по 1985 год более 15 тысяч километров по дорогам США. Про него много писали в провинциальных газетах, с ним любили фотографироваться местные жители, многие из которых не сразу понимали, что перед ними велосипед, а не мотоцикл.
Кадр из ролика CBS.
В 1984 году Робертс сменил компьютер TRS-80 100 на более современный - HP-110.
Из прочих технических устройств, которыми была оснащена первая модель веломобиля, стоит отметить рацию общественного диапазона и дистанционно управляемую кассетную приставку, на которую Робертс "на ходу" надиктовывал главы для своей будущей книги.
Но технический прогресс в те годы двигался семимильными шагами, и к концу 1985 года Робертс понял, что его чудо-веломобиль за пару лет успел изрядно устареть. В 1986 году он начал работу над новой, более совершенной моделью, и в основу её была положена идея возможности печатать непосредственно во время движения. Так появилась та самая модель Winnebiko II, фотографии которой вы могли видеть в начале статьи. В этой модели имелось уже целых пять компьютеров для различных функций, объединённых в единую панель управления...
...а также специальная двоичная клавиатура (где каждый символ вводился в виде битовой последовательности), позволявшая - разумеется, после соответствующей подготовки - печатать со скоростью до 35 слов в минуту.
Двоичная клавиатура размещалась на обеих ручках веломобиля.
Одним из важнейших новшеств в новой модели стал сотовый телефон (в заметке журнала "Наука и жизнь" обозначенный как "радиотелефон"). Теперь для подключения к Интернету Робертсу не требовалось искать таксофон, чтобы подсоединиться к нему с модемом, и таким образом, в зоне покрытия сети стало абсолютно реально отредактировать и отправить статью "на ходу", не отрываясь от сиденья велосипеда.
Сотовый телефон Oki 491.
Среди забавных "наворотов" модели была, в частности, система сигнализации, которая умела жутким синтезированным машинным голосом предупреждать посторонних: "Не прикасаться к нашему звездолёту, или вас испарит лазерный луч!" В случае, если же кто-то не боялся грозных предупреждений и действительно касался Winnebiko II, система оповещала Робертса по пейджеру.
Во время своего путешествия по США на Робертс встретил свою будущую жену Мэгги, которая, как и он, готова была бросить всё (сам Робертс перед тем, как отправиться в путь в 1983 году, продал дом и автомобиль) и пуститься в странствия на велосипеде.
Вместе с ней он доехал до Ванкувера, где в 1986 году проходила Всемирная выставка "Экспо-86", чтобы продемонстрировать модель Winnebiko II, находившуюся тогда в стадии совершенствования.
Как позднее утверждал Робертс, именно в Winnebiko II им была достигнута идеальная гармония практичности, удобства и технических достижений. Это он скажет уже после того, как разработает и испытает модель BEHEMOTH - последнюю из трёх моделей его веломобилей, за проектирование которой он взялся в начале 1989 года в связи с тем, что вторая, как и первая, "обескураживающе быстро устарела". По словам Робертса, "Велосипедисту, неторопливо крутящему педали, уже не угнаться за темпами технического прогресса. В своё время от меня привыкли узнавать новости с переднего края индустрии технических новинок, но теперь она оставила меня позади, и я уже буквально не успеваю крутить головой, чтобы охватить взглядом все чудеса техники, мелькающие вокруг, словно ракеты - у меня нет времени их обозревать".
К этому моменту "гаражная самодеятельность" осталась в прошлом. Для работы над новым проектом Робертс, заработавший к тому времени прочную репутацию одного из самых "отмороженных" техногиков, привлёк более 160 корпоративных спонсоров и 45 добровольных помощников. На разработку модели BEHEMOTH (Big Electronic Human-Energized Machine… Only Too Heavy, что можно примерно перевести как "Большая электронная машина, приводимая в движение человеком... единственно, что очень тяжёлая") ушло три с половиной года и более миллиона долларов (почти три миллиона долларов по нынешнему курсу).
Корректный перевод с английского слова "Behemoth" на самом деле - вовсе не "бегемот", как может показаться, а "страшилище", "громадина", "монстр", "нечто огромное и неповоротливое". И всё это в определённой степени было применимо к модели веломобиля BEHEMOTH - в плане количества встроенных в неё технических наворотов. От простого дизайна первой модели не осталось и следа.
BEHEMOTH был под завязку набит техническими новшествами, за которыми уже не стояло цели создать максимально удобный для своего владельца веломобиль - лишь цель разместить в ограниченном пространстве как можно больше "наворотов" - помимо уже привычных многочисленных компьютеров (в том числе основного - Macintosh с сенсорным экраном), сотового телефона и радиостанции в новом веломобиле имелись, например, супернавороченный шлем, CD-плеер, система спутниковой связи, дозиметр, устройство проверки кредитных карт...
Шлем, снабженный мини-прожектором, зеркалом заднего вида, системой внутренней индикации на выносном мини-дисплее, микрофоном, наушниками, рацией и тремя датчиками для позиционирования курсора мыши на экране компьютера Macintosh путём поворота головы.
Как говорится, "А теперь пристегнитесь, и мы со всей этой фигней постараемся взлететь тронуться с места". А ведь я не перечислил и малой части из "наворотов", указанных в длинном списке в оригинальной статье. Даже в чисто "компьютерной" части он насчитывает более 100 позиций! В модель умудрились запихнуть все имевшиеся на тот момент гаджеты, которые только можно было разместить на шасси велосипеда. Это был уже не компьютеризированный веломобиль, а самая настоящая выставка электроники на колёсах. Для транспортировки всего этого добра и системы питания для него требовался крупный носовой обтекатель, начинённый электроникой, словно в боевом самолёте, вместительные задние кофры и значительно выросший в объёме прицеп, приблизившийся по размеру к автомобильному, а весило всё это в сборе более 260 килограмм - легко понять, откуда в названии модели дополнение "...Only Too Heavy". Чтобы это страшилище могло как-то перемещаться без электромотора (по словам Робертса, он обдумывал эту идею, но решил оставить педальный привод, так как очень любил крутить педали) не только под горку, веломобиль был снабжён трансмиссией на 105 передач.
260-килограммовый монстр в сборе.
BEHEMOTH был окончательно построен в 1991 году, но увы - можно сказать, проект рухнул под собственной тяжестью. Проблемы начались уже во время первой поездки, и хотя впоследствии они были устранены, полноценным средством передвижения, позволявшим ощутить "свободу передвижения со всеми удобствами", каким были первые две модели, третья для Робертса не стала, и на дороги она выезжала в основном для различного рода съёмок.
Робертс не оставил свою мечту и продолжил жить жизнью "цифрового кочевника". Правда, в последующие годы он переключился с веломобилей на средства передвижения по воде - начинённые электроникой гибриды лодки, яхты и катамарана. Но впрочем, это уже совсем другая история.
А веломобиль BEHEMOTH занял место в экспозиции музея компьютерной истории в калифорнийском городе Маунтин-Вью.
Стив Робертс в 2022 году.
Спасибо всем, кто дочитал этот длиннопост до конца!
По материалам: 1. "Наука и жизнь", №7, 1989, с. 86
Наверняка многие из вас за прошедшие дни и недели привыкли к бесконечным бессодержательным репортажам и передачам о коронавирусе, где одним и тем же экспертам задают одни и те же вопросы, чтобы получить одни и те же ответы. В немецком юмористическом шоу "Сегодня" (Heute) канала ZDF спародировали подобные передачи, соорудив своего рода "сборную солянку".
В выпуске:
1. Прямые включения с интереснейшими новостями с пустынных улиц.
2. Интервью с "экспертом-вирусологом".
3. Интервью с "экспертом-биржевиком".
Сразу должен предупредить, что никаких мемов или шуток о коронавирусе здесь нет - в ролике пародируется исключительно жанр подобных передач как таковой.
В связи с ограничениями ролик обрезан до 3 минут. В окончание не попала концовка:
"Уважаемые слушатели! Коронавирус изменит нашу жизнь навсегда. Она уже никогда не будет такой, какой была. Теперь она разделится на "до коронавируса" и "после коронавируса". И пожалуй, на этом запас дежурных фраз у меня исчерпан".
2. Встревоженные ("Все намного хуже, чем вы думаете")
3. Паникёры ("Мы все умрём! Конец света близко! Срочно покупать тушёнку, сгущёнку и туалетную бумагу!")
4. Антипаникёры ("Кругом одни паникёры")
5. Математики ("Вирус размножается по экспоненте!!!" vs "Заражено всего 0 целых 00000 хрен каких-то населения")
6. Вирусологи ("Вирус куда смертельнее гриппа vs "Вирус куда безопаснее гриппа")
7. Расисты ("Вирус заражает только китайцев"/"Во всём виноваты китайцы")
8. Общительные (каждые десять минут пишут твиты о том, как их здоровье и как они себя чувствуют)
9. Любители риска ("Сейчас еду в метро, по результатам отпишусь, если буду жив)
10. Юмористы ("Коронавирус при переходе границы России превращается в ОРВИ")
11. Антиюмористы ("И как вы только смеете шутить, когда умирают люди?")
12. Оппозиционеры ("Правительство реагирует слишком медленно" vs "Правительство в борьбе против вируса попирает права и свободы")
13. Лоялисты ("Правительство всё делает грамотно, могу только поаплодировать чёткой и слаженной работе")
14. Свидетели апокалипсиса ("Планета очищается от мусора, имя которому человечество")
15. Экономисты ("Основной удар испытывает экономика")
16. Революционеры ("Это начало конца капитализма")
17. Мизантропы ("Наконец-то можно отдохнуть и не видеть этих проклятых людишек")
18. Интроверты ("Сидеть дома и ни с кем не общаться? Ну наконец-то хоть что-то, что я умею в совершенстве")
19. Статистики ("На дорогах каждый год гибнет 100 тысяч/от гриппа погибает миллион в год, но всем похрен")
20. Сторонники теорий заговора ("Это всё заговор масонов/рептилоидов/производителей туалетной бумаги/сочинителей мемов про вирус")
21. Успокаивающие других ("Да, дело плохо, но думаю, стоит отвлечься - поглядите-ка только на этого котика")
22. Успокаивающие себя ("Я не паникую, а 500 рулонов туалетной бумаги, 300 килограмм гречки и 200 банок тушенки все равно когда-нибудь пригодятся, да и квартиру украшают")
23. Те, кому война - мать родна ("Уникальный оберег от коронавируса всего за 5000 рублей")
24. Здравомыслящие ("Вирус - не катастрофа, но и не то, от чего можно отмахнуться. Нужно соблюдать предписанные меры безопасности и не нарушать карантин, чтобы уменьшить риск заражения и снизить тем самым нагрузку на систему здравоохранения")
25. Те, кто классифицирует людей по их отношению к коронавирусу.
"Почему в Китае всё разваливается" (Why is Everything in China Falling Apart) - так называется видеоролик с канала AdvChina, перевод которого (в виде субтитров) выложен ниже. Этот англоязычный канал посвящён путешествиям на мотоциклах по Китаю и рассказам о его социальных, экономических и культурных особенностях. Меня на канале заинтересовал один из роликов, открывающий для нас Китай с довольно необычной и не сказать, чтобы особо известной стороны. Для тех, у кого нет времени смотреть 18-минутный ролик, в посте в текстовом виде будет вкратце изложено основное его содержание.
Название ролика на первый взгляд может показаться бессмысленным и даже провокативным. Что, собственно, разваливается в Китае? Разве мы не наблюдаем своими глазами подъём китайской экономики, рост ВВП, массовое строительство новых городов, дорог, мостов, аэропортов?
Всё это, несомненно, факт - хотя, к примеру, такое явление, как строительство "городов-призраков" и невостребованных инфраструктурных объектов, представляет собой отдельную большую тему. Однако данный ролик посвящён совсем другому, а именно тому, в каком состоянии поддерживается то, что мы привыкли воспринимать как традиционный Китай - провинциальные поселения с их старыми домами и храмами, до которых ещё не дотянулись планы китайских преобразователей страны.
Многим наверняка известно такое явление, как китайские "дома-гвозди" - фотографии с ними успели облететь весь мир. Это характерное явление времён бурного строительства в Китае заключается в том, что дома, которые не желают покидать их жильцы, остаются, часто в полуснесённом виде, торчать посреди новых кварталов, а то и посреди дорог (ознакомиться с фотографиями подобных домов можно, например, здесь: "Дома-гвозди" в Китае). Менее известно другое массовое явление - когда на территориях, которую планируется отдать под застройку, владельцы земельных участков начинают в спешном порядке возводить некие конструкции, которые можно условно назвать "домами", с целью получить за них компенсацию. "Дома", а точнее голые бетонные скелеты, возводятся из самых дешёвых материалов по принципу "чем больше этажей, тем выше компенсация", и выглядят примерно так:
Платить компенсацию за подобное желающих немного, соответственно, в китайских условиях, во многом напоминающих капитализм конца XIX - начала XX века, вокруг этих домов выросла соответствующая "индустрия услуг", а проще говоря, конторы, которым платят строительные подрядчики, чтобы вышибить владельцев с их территорий за счёт шантажа или избиений.
Однако интереснее другое, а именно состояние строений, которые построены достаточно давно, будь то дома или же храмы. В сознании многих Китай ассоциируется с цветущей территорией, на которой теснятся живописные ухоженные домики и буддистские храмы, чередующиеся с аккуратными рисовыми полями. Увы, эта идиллическая картинка от реальности далека - в действительности китайская глубинка мало чем отличается, к примеру, от российской. Вот так, например, выглядит внутри и снаружи один из довольно старых буддистских храмов - не вылизанных "туристических", а настоящих:
Храм, что характерно, не заброшен, а используется местной общиной для служб. Тем не менее его состояние удручает - неубранные следы от фейерверков, плесень, мох, ползающие повсюду улитки и запущенный двор.
А вот другое аналогичное храмовое сооружение, расположенное от первого на расстоянии нескольких километров:
Этот храм также используется местной общиной, которая регулярно проводит в нём службы. Однако стену, обрушившуюся на момент съёмок ролика с месяц-другой назад в результате сильного ливня, восстановить никто не взялся.
А на этом кадре мы видим следы так называемого "ремонта" - поверх старой гравировки какой-то очень мудрый человек додумался положить кафельную плитку:
Проезжая по тихому сельскому местечку, повсюду можно видеть следы запустения и небрежения - дома, покрытые плесенью, неухоженные дворы и просто развалины там, где уже никто не живёт:
А вот так выглядит снаружи одно из типичных зданий провинциального Китая, с обитателем которого наши путешественники решили завести разговор:
Почему же в провинциальном Китае царит такая разруха? Почему здания не поддерживаются в должном состоянии? В своём ролике авторы излагают несколько зарисовок из жизни китайцев, которые в определённой степени проливают на это свет.
Зарисовка 1. Один из авторов в своё время заселился в одно из зданий в городе на севере провинции Гуандун. Здание выделялось наличием лифта, что по тамошним меркам было редкостью. Впервые зайдя в лифт, он обнаружил, что в там было хоть глаз выколи. Естественный вопрос "Почему бы не заменить тут лампочку", которая стоит от 10 юаней? Оказалось, в своё время на общем собрании жильцов так и не смогли решить, кому менять эту лампочку - никто не вызвался, так как не был готов платить из своего кармана. В итоге все жильцы ездили в лифте без света семь лет.
Зарисовка 2. На дорогах Китая не редкость - ржавые мотоциклы с передним колесом восьмёркой, с колёсами без части спиц. Часто на таких мотоциклах, которые уже успели проржаветь, видны остатки заводской упаковки, в которой их купили владельцы. Чем ремонтировать, многие владельцы предпочитают эксплуатировать мотоциклы до упора, а затем покупать новые, причём дело тут не в бедности - ремонт колеса или смазка цепи в Китае практически ничего не стоит. Однако в мастерскую многие идут только тогда, когда что-то сломалось и не остаётся иного выхода.
Зарисовка 3. Американец с медицинским образованием снял дом в том же районе, где располагается храм с обвалившейся стеной со снимков выше. Но поскольку дом был в плохом состоянии, медик попытался договориться с местной общиной, чтобы те провели ремонт. Но из этого ничего не вышло - никто не хотел делать ремонт, хотя американец был готов его оплатить из собственного кармана. Самостоятельно сделать ремонт ему не удалось, в итоге пришлось съехать.
Зарисовка 4. В своё время один из авторов жил в здании, которое было в государственной собственности и досталось ему от родителей. Снаружи здание выглядело как трущоба, где живут бедняки:
Однако при этом здание населяют вовсе не бедняки, а состоятельные государственные служащие - работники налоговой инспекции. В квартирах у них имеются все атрибуты достатка - мраморные полы, кожаная обивка стен, стулья из красного дерева, плазменные телевизоры. Однако вся эта роскошь заканчивается, стоит лишь выйти за порог.
В чём же дело? Вопрос этот, конечно, очень сложный и никакой ролик, фильм или даже целое научное исследование не могут дать на него исчерпывающий ответ. Авторы этого конкретного ролика одной из основных причин наблюдающегося удручающего состояния китайской провинции видят проблемы с ответственностью за то, что находится в общем пользовании. Как ни парадоксально, но китайцы, которых мы привыкли видеть как воплощение коллективизма, в действительности в массе своей невероятные индивидуалисты - это значит, что если где-то проживают двадцать человек, то они не в состоянии будут собраться и вместе привести внешний вид в порядок. Они не будут за ним следить, потому что он им не принадлежит. Говоря языком политологии, китайское общество атомизировано - в нём очень слабы социальные связи между теми, кто не входит в круг родственников и знакомых. В результате самоорганизация на низовом уровне заканчивается, не успев начаться. Что привело к подобной ситуации? Имела ли она место всегда? Этот вопрос в ролике не обсуждается - авторы просто фиксируют, что в настоящий момент у преобладающего большинства китайцев имеет место определённый склад ума, за счёт чего и складывается наблюдаемый уклад жизни. Для сравнения приводится Япония, где картины, повсеместно наблюдаемые в Китае, отсутствуют в принципе - практически в любой провинции старинные храмы и здания поддерживаются в идеальном состоянии, и жилой фонд в состоянии китайской разрухи по японским меркам - нонсенс.
Подводя итоги - если кто-то увидел в посте или в ролике, который положен в основу поста, какое-то намерение очернить Китай, то совершенно зря: авторы просто фиксируют жизнь в Китае с опредёленного ракурса с точки зрения живущих в Китае несколько лет иностранцев, без какого-либо глубокого анализа причин или далеко идущих выводов. Для более полного понимания советую посмотреть ролик от начала до конца - так о предмете обсуждения складывается более цельное впечатление, чем по итогам чтения отдельных фрагментов. Конечно, взгляд авторов довольно субъективен - наверняка у тех, кто знаком с Китаем не понаслышке, по каким-то вопросам найдутся многочисленные возражения и дополнения. А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с умозаключениями авторов? В чем причина такого состояния китайской провинции? Действительно ли китайцам присущ подобный склад ума и если да - был ли он им присущ всегда?