Я не люблю сериалы. Особенно длинные. Обычно меня хватает максимум на 20 серий.
Но китайский сериал "Покорение дворца Яньси" настолько зашел, что я на одном дыхании посмотрела все 70 серий полгода назад. А на днях посмотрела повторно (уже экстерном).
Так как в рунете не очень много информации о сериале, я залезла на англоязычную вики, где был небольшой раздел об украшениях, которые показаны в сериале.
Каково же было моё удивление, когда я узнала, что заколки и шпильки были украшены не бирюзой, как я считала, а перьями зимородка!
Кадр из сериала. Обратите внимание на голубые заколки в прическах героинь.
Посмотрев ради интереса кадры из других китайских исторических дорам, я увидела, что украшения в волосах героинь действительно часто имеют синий, голубой, бирюзовый цвета.
Оказалось, что в Китае, в отличие от западных стран, широко была распространена техника дяньцуй - использование перьев зимородка в ювелирном искусстве.
Основой украшений служили фрагменты из металла, на которые наклеивались подобранные по цвету и вырезанные в форме чешуек перья, образующие слой интенсивного лазуритово-синего или бирюзового цвета, издали похожий на эмалевое покрытие.
Как известно, китайская культура наполнена множеством символов. Символизм не обошел стороной и украшения. Материалы, из которых было изделие, а так же их вид могли относиться к той или иной религии или философии, а так же показывать статус человека, который это изделие носил.
Так, например, изображение фениксов могли носить в головных уборах только жены и наложницы императора. у Аристократок, начиная с жен императорских сыновей, они заменялись изображениями павлинов.
Одна из разновидностей корон -"Фениксовая корона". Это церемониальный головной убор, изготавливаемый из золотой филиграни или листового драгоценного металла, камней и перьев зимородка.
Корона феникса династии Мин с 9 драконами и 9 фениксами.
Корона феникса династии Мин с нитками жемчуга
Обычно техника дяньцуй использовалась для небольших предметов из-за редкости материала и сложности процесса: мастер наклеивал волокна перьев, тонко подгоняя структуру материала для получения различных текстурных эффектов. Это требовало огромного мастерства. А из-за редкости перьев зимородка изделия такого рода были роскошью.
Шпилька в технике дяньцуй. Здесь отлично видны кусочки перьев.
Несмотря на написанное выше, перьями зимородка могли украшаться и более крупные изделия. Например, в одном из музеев Китая хранится подвесная ширма шириной 795 мм и высотой 1130 мм.
Тела птиц, листья и цветы сделаны из голубых перьев, камни и некоторые части птиц - из фиолетовых перьев, ствол дерева - из коричневых перьев, а а земля - из перьев темного цвета. Для украшения нижней части ширмы использовались перья павлина.
В самых дорогих изделиях использовался вид зимородка из Камбоджи. Экспорт был настолько велик, что некоторые виды зимородков были там истреблены.
С падением монархии, дяньцуй терпит упадок. В начале 1900 г. вышел запрет на экспорт изделий из перьев в Англию. В 1930 г. была официально закрыта последняя фабрика по их производству.
Разнообразие предметов в технике дяньцуй поражает: от ширм до крошечных заколок для волос, от богато украшенных фонарей до элегантных простых клеток для птиц.
Еще несколько примеров изделий:
Флакон для нюхательного табака