Proxindox

На Пикабу
Дата рождения: 03 ноября 1981
поставил 166 плюсов и 355 минусов
отредактировал 11 постов
проголосовал за 12 редактирований
23К рейтинг 40 подписчиков 0 подписок 8 постов 4 в горячем

Ответ BarsuchiyNos в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Вспомните наши [учебники]: новая тема в параграфе объясняется, все определения содержатся в учебнике, выделено/подчеркнуто, текст структурирован, приведены примеры, даны задания для самостоятельного разбора.

Нынешние учебники - анекдот про летящих крокодилов.

В итоге дочь, муж и я пытались решить задачу по физике только по формулам из учебника (задача про испарение и концентрацию). Трижды просмотрели нужный параграф: формул нет. Пытались найти в учебнике пример аналогичной задачи- его нет.

Раз за разом слышу эти домыслы, например вчера здесь же на "Пикабу" дама предлагала сравнить учебники русского языка нынешние и 1970-х годов. Только нынешние учебники и написаны в 1970-х и дошли до 2020-х с миминимальной редактурой. То же сочиняют и про математику.

Эта вот про физику. Я не знаю, по какому учебнику учится ее дочь. Возможно, ей достался какой-то экспериментальный учебник. Может, она учится в физмат-школе, и препод дает что-нибудь продвинутое, ориентируясь на свои лекции.

Но большинство российских восьмиклассников сейчас учатся по учебнику Перышкина. Вышедшему еще в 1969 году. Автор писал учебники по физики уже 90 лет назад. Учебник 1969 года претерпевал незначительную редактуру, но в целом поменялся мало. В частности, параграфы, которые ТС назвала "испарением и концентрацией" (уже тут понятно, что физику в объеме 8 класса она не усвоила), в издании 2023 года (Перышкин-Иванов) изложены более подробно, многословно, с картинками, чем в издании 1969 года (Перышкин-Родина).

ТС "трижды просмотрела параграф", который она почему-то считает "нужным", хотя не сумела даже прочитать его название, и не нашла формул. Верно. В нём нет формул. Нет в издании 2023 и не было в издании 1969 года. Потому что формулы были не в параграфе "Испарение и конденсация", а на пару параграфов дальше: в "Удельная теплота парообразования и конденсации".

Ответ BarsuchiyNos в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу» Сравнение, Школа, Взрослая жизнь, Ответ на пост, Текст
Показать полностью 1

Ответ на пост «Истории просвещенного Запада»

Мало того, что половина перечисленного - брехня, так еще и проиллюстрировано фрагментом картины французского художника конца XIX в. под названием "Рынок рабов в Древнем Риме".

Что правда про ирландцев?

Что британцы их притесняли, что их массово отправляли на каторгу, что их не любили в США.

Что неправда?

Неправда, будто их везли невольниками к берегам обеих Америк. Британцы вообще никого к берегам Южной Америки не возили (ну, почти). Каторжан-ирландцев они возили на Антильские острова.

Неправда, будто "первые рабы Нового света были в большинстве своем белыми". Первые рабы Нового Света были в большинстве своем индейцами. Очень скоро индейцев порабощать почти перестали, своих же белых тоже в рабстве держать было не комильфо, и туда миллионами повезли негров.

Ответ на пост «Истории просвещенного Запада» Цивилизация, Люди, Англия, Ирландия, История (наука), Рабство, Длиннопост, Ответ на пост

Неправда, будто "В течение 1650-х более 100.000 ирландских детей в возрате от 10 до 14 лет были разлучены с родителями и проданы в рабство в Вести-Индию, Вирджинию и Новую Англию. В это десятилетие 52.000 ирландцев ( в большинстве женщины и дети) были проданы в Барбадос и Вирджинию". В Вест-Индию - может быть, хотя я сомневаюсь. Но не интересовался этой темой. В Виргинию и Новую Англию - неправда. Как раз в 1650-х в Виргинии оформлялся институт рабства: до тех пор почти все прибывшие несвободные были добровольно записавшиеся в срочную кабалу "сервенты". И белые, и негры. Самые первые были, как ни странно, поляки и голландцы (Новой Англии в то время вовсе не существовало). "Сервентов" должны были отпускать по окончании срока контракта, но часто не отпускали и по надуманным причинам держали в кабале еще много лет. В 1650-х были приняты законы, по которым с белыми так поступать нельзя, а негры, напротив, становятся рабами навсегда. Точнее, выходцы из христианских стран рабами быть не могли, негры-сервенты же стали рабами автоматически, кроме тех, кто успел стать свободным колонистом до закона. Ирландцев, которых, кстати, почти и не было в этих колониях, это тоже касалось: в рабстве их не держали.

Неправда, будто "в 17 и 18 веках ирландские рабы были, в большинстве случаев, не более, чем человеческим товаром". Их как раз нельзя было продавать, не были они рабами. Ирландцы и прочие сервенты ехали бесплатно с условием получения земли по истечении срока контракта, хозяином становился тот, кто заплатил за транспортировку через океан.

Именно поэтому "Африканские рабы в конце 1600-х ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские рабы были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов)".

Африканские рабы были рабами, они принадлежали хозяину до смерти, их дети тоже были рабами и принадлежали хозяину, их можно было заставить работать 7 дней в неделю, у них можно было отобрать собственность. Ирландские и прочие сервенты были временно закабаленные люди, они не работали по воскресеньям, у них были жены и дети, они копили собственность, их нельзя было перепродать, а через максимум 7 лет (но в среднем 4 года) их нужно было отпустить и еще снабдить одеждой и инструментами. Поэтому и платили за таких работников гораздо меньше, чем за рабов.

Неправда, будто "английские рабовладельцы очень быстро занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина": дети белых кабальных работников были свободны, в отличие от детей негров-рабов. Поэтому вполне правдоподобно следующее: "Практика скрещивания ирландских женщин и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу»".

Вранье, будто "Англия продолжала перевозить десятки тысяч порабощенных ирландцев на протяжении более века. Согласно свидетельствам, после ирландского восстания в 1798 тысячи пленных ирландцев были проданы как в Америку, так и в Австралию". В 1798 году в Америке уже были США (или там про Барбадос?), и белого человека в то время в США уже невозможно было удержать: страна огромная, внутренних границ нет, паспортов нет, любой белый по умолчанию считается свободным. Так что не только белых рабов, но даже кабальных сервентов в то время в США почти не осталось, хотя кабала и не была запрещена.

Показать полностью 1

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2)

Эта статья - продолжение предыдущей: Ответ на пост «В 1912 году выпущена книга Принципы математики, люди в 2023 году»

В той статье я привел примеры пособий, где прямо говорится про группировку множителей без знака умножения.

Здесь я повторю только самый уместный:

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

В. В. Репьев, Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1967, C. 80-81

Книги, где такой подход описан явно, немногочисленны. Лично я с ними вообще не согласен: дело, очевидно, не в самом факте наличия или отсутствия знака, а в группировке в целом. А группировку можно обозначить скобками, отступами, отсутствием знака умножения, удлиненной косой дробью и так далее. Я встречал книги, где знак умножения был, и всё равно подразумевалась группировка, например

1 ⧸ 4π × εε - авторы имели в виду дробь со знаменателем 4π εε, несмотря на знак умножения.

В обсуждении прошлой статьи было приведено несколько примеров из математической, физической и т.п. литературы, школьной, вузовской и научной, на русском и других языках, современных и почти вековой давности.

Но всё это не столь интересно. Всегда можно возразить: "Ландау с Лифшицем писали неаккуратно. Академик Зельдович не имел высшего образования. Нобелевский лауреат Гинзбург не закончил школу. У англичан своя нотация. Нынешние учебники содержат опечатки. Профессиональные математики не уважают читателей и нарушают правила, установленные в школе".

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц, Статистическая физика. Часть 1. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1976.

Школьные учебники я как-то раньше не проверял. В задачниках запись типа такой встречалась нередко:

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

Г. А. Бендриков, Б. Б. Буховцев, В. В. Керженцев, Г. Я. Мякишев, Задачи по физике для поступающих в вузы. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987

Но то физики, да и задачники всё-таки не учебники.

Но давайте рассмотрим наконец учебники. По математике. Начнем издалека.

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

А. П. Киселёв, Элементарная алгебра. [учебник рекомендован тремя министерствами для гимназий, реальных училищ, духовных семинарий, коммерческих училищ и кадетских корпусов] - М., 1911

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

А. П. Киселёв, Алгебра. Учебник для семилетней и средней школы. Часть 1. - М.: Учпедгиз, 1946 [21-е издание, напечатанное без изменений с 11-го издания, написанного с частичным участием А. Н. Барсукова]

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

А. Н. Барсуков (под ред. С. И. Новосёлова), Алгебра. Учебник для VI-VIII классов. - М.: Учпедгид, 1961

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. С. Муравин, С. Б. Суворова (ред. А. И. Маркушевич), Алгебра. Учебное пособие для 7 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1976. [В правом нижнем углу ответ]

И как реверанс @DroidM, приведу его сканы. Он утверждает, что это Виленкин, хотя я не понимаю, какой именно. Виленкин написал учебник для 4 класса советских школ, где деления одночленов не было, и для двух последних классов физмат-школ, где такой материал не разжёвывался.

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

Кажется, этим закрывается вопрос о том, проходили ли мы такое в школе. Проходили и проходят как минимум с 1880-х (Киселёв) до 2020-х (Макарычев), хотя в некоторых учебниках и задачниках (Сканави) подобной записи избегают.

Насколько корректно поступать так не с одночленами, а с множителем при скобке, это уже другой вопрос. Математики к такому привыкли. Напомню, что чаще всего на картинках с исходным выражением вокруг знака деления еще широкая отбивка

Приоритет операций в математике: надоевший всем пример 6:2(1+2) Математика, Учебник, Умножение, Длиннопост

в то время как между множителем 2 и скобкой пробел маленький: даже меньше, чем между открывающей скобкой и первой цифрой внутри.

Практически все математики и просто люди, подкованные в математике, воспримут эту запись одинаково, хотя более аккуратные из них такой записи сами не допустят.

Показать полностью 8

Ищу книгу или мультфильм про железного быка и девушку в печи

Вероятно, был такой мультфильм, но у меня была тонкая книжечка из серии "Фильм-сказка".

Ищу книгу или мультфильм про железного быка и девушку в печи Ищу мультфильм, Ищу книгу, Сказки народов мира

Книжка была в розово-фиолетовых тонах, название написано в стилизации русских букв под корейские. Картинки тоже в азиатском стиле.

Сюжет - классическая китайская сказка "Богиня печи" про страшного железного или медного быка, который разорял посевы. Люди заманили быка в домну, но бык не плавился. Тогда девушка прыгнула в печь, и бык расплавился.

Название книжки было, кажется, не "Богиня печи", а "Железный бык". Но не могу найти в интернете упоминаний ни книжечки, ни мультфильма.

Показать полностью

Ответ на пост «В 1912 году выпущена книга Принципы математики, люди в 2023 году»

По мере усложнения выражений и отхода от задачек на вычисление выражений часть ребят усваивают подход, мало где подробно описанный, зато понятный специалистам.

Типа использования косой дроби, чувства, когда стоит применять скобки в выражениях вроде cos2x, а когда не нужно, умения отличать степень -1 от знака обратной функции, штриха производной от штриха другой переменной... К таким навыкам относится и понимание тонкостей использования умножения без знака.

Да и не только отсутствие знака может поменять приоритет. Любой адекватный математик поймет запись

a⧸2·b

как a/(2·b), несмотря на знак умножения. Но в учебниках не сказано, что длинная дробь чем-то отличается от короткой, просто опытный человек понимает, что длинной её нарисовали не просто так.

Те, у кого математика так и осталась на уровне младшей школы, подрастают и начинают смеяться: "Вот дураки, нас во втором классе такому не учили".

Чтобы не быть голословным, вот некоторые книги, где прямо говорится про более высокий приоритет умножения путем опускания знака:

Ответ на пост «В 1912 году выпущена книга Принципы математики, люди в 2023 году» Математика, Логика, Числа, Юмор, Ответ на пост, Длиннопост

В. В. Репьев, Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1967

Ответ на пост «В 1912 году выпущена книга Принципы математики, люди в 2023 году» Математика, Логика, Числа, Юмор, Ответ на пост, Длиннопост

Ф. М. Шустеф, Методика преподавания алгебры. - Минск: Вышэйшая школа, 1967

Вообще, согласия насчет того, как трактовать выражения даже со значками:

a : b · c

- не было в XIX веке, а в начале XX века вышел ряд рекомендаций (например, касательно английского школьного образования - в 1917 году), по которым следует избегать подобных выражений. Об этом вы можете прочитать в F. Cajori, A History of Mathematical Notations, 1929.

Более высокий приоритет умножения без значка, чем у умножения со значком и у деления, реализован в некоторых инженерных калькуляторах, например Casio:

Ответ на пост «В 1912 году выпущена книга Принципы математики, люди в 2023 году» Математика, Логика, Числа, Юмор, Ответ на пост, Длиннопост

Инструкция к калькуляторам fx-82ES PLUS, fx-85ES PLUS, fx-320ES PLUS

За ссылки спасибо комментарию #comment_146484587

Показать полностью 3

Продолжение поста «Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США»

Теперь анализ по всем городам штата.


Данные беру все там же: https://www.k12.wa.us/sites/default/files/public/Washington_...


Тут указано пофамильно, какие зарплаты были выплачены сотрудникам всех роно штата Вашингтон за прошлый учебный год.


Первым делом я отфильтровал учителей, то есть тех, в должности которых упомянуто "Teac". Получилось 57919 сотрудников.


Затем нашел среднее:  $85'717 в год.

Медиану: $87'348. То есть из 58 тысяч учителей в штате половина, 29 тысяч, получают больше $87k, а половина - меньше.

Моду (с шагом 5 тыс $): 100-105 тыс $.


Почему мода 100k, медиана только 87k, а среднее еще меньше? Причины две:

1) небольшой, но заметный процент учителей работает на неполную ставку, но почти никто из учителей не работает на ставке выше 1;

2) зарплата в тарифных сетках растет со стажем до 15-25 лет, а затем останавливается (правда, бывают еще надбавки за выслугу при фиксированной базовой зарплате).


Зарплаты варьируют от 0 до  $295584.

Неужели Lisa Jenkin в должности "other teacher" и базовой зарплатой  95118 получила итоговую зарплату в три с лишним раза выше базовой, Сперва я решил, что она получила просто 95584, и хотел исправить строчку. Но потом увидел, что в ее гороно Ричленда таких целых четверо сотрудника. Вопреки названию, Ричленд не богатый город, хотя и не бедный: средний доход соответствует штату. Гороно в рейтинге занимает 54 место по штату из 245.


На графике я обрежу учителей с зарплатой выше 200 тысяч, таких всего пятеро, и четверо из них - в Ричленде.


Выкину также 15 учителей с полной зарплатой 0, но оставлю тех, у кого базовая зарплата 0, а полная почему-то ненулевая.


Получилась гистограмма. Лишь 20 человек из 57919 в гистограмму не попали.

Продолжение поста «Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США» Школа, Налоги, США, Учитель, Зарплата, Образование за рубежом, Длиннопост, Ответ на пост

Теперь выясним, на какие города приходятся какие зарплаты.


Больше всего средняя зарплата в Мукилтео (Макилтио): 110 тыс. У них же почти самая большая медиана: 116 тысяч, причем учителей там целых 973! То есть полтысячи учителей Мукилтео получают больше 116 тысяч, а половина - меньше. Это место заметно богаче среднего (средний дом около 900 тысяч, в полтора раза дороже среднего по штату), но он не относится к самым богатым. Думаете, там хорошие школы? Совершенно середнячковые, 123-е место из 245.


Больше всего медиана в Эверетте: 120k. Там и третье среднее после Мукилтео и Ориента: 107k.

Налогов они платят меньше, чем в Мукильтео, потому что там более дешевое жилье, чуть выше среднего по штату. https://www.zillow.com/home-values/4626/everett-wa/

Школы там гораздо лучше, чем в Мукилтео, но это не первые места в штате, а всего лишь 49-ое:

https://www.schooldigger.com/go/WA/district/02670/search.asp...


На Ориент ориентироваться не будем, там всего 4 учителя. Место это бедное, население очень маленькое, дома почти ничего не стоят, а налоги там город вовсе не собирает, потому что у Ориента нет статуса муниципалитета. Зарплаты учителей однако же впечатляющие, около 106 тысяч. Не удивлюсь, если четыре тамошних учителя зарабатывают больше, чем половина взрослого населения Ориента, вместе взятые.


Далее идут Конуэй и Мэрисвилл с медианами около 110 тысяч баксов в год. Конвей - маленький зажиточный поселок, Мэрисвилл гораздо больше, а дома там дешевле средних по штату. Медианы у Конуэя и Мэрисвилла почти одинаковые, но средняя зарплата учителя в небогатом Мэрисвилле выше, чем в богатом Конуэе.


Потом идут зажиточный крупный Эдмондс и небольшой Арлингтон чуть беднее среднего. С одинаковыми медианами в 107-108k и одинаковыми средними в 102k долларов в год на учителя. Школы Эдмондса на 66-ом месте, Арлингтон на 133-м.


А самый бедный роно - Пуйаллуп - входит в 30% лучших роно штата. Хотя там какая-то ошибка, потому что среднее 40k и медиана 12k вряд на целых 1227 учителей со ставкой 1.0 вряд ли может быть в том месте, где тарифная сетка допускает зарплату от 61k до 120k: https://cdn5-ss11.sharpschool.com/UserFiles/Servers/Server_141067/File/Departments/Human Resources/Shanna/22-23 SY/Schedule A - PEA Salary Schedule for 2022-23 - 050222.pdf Дома в Пуйаллупе немного дешевле средних по штату, доход - как в среднем по штату: 77к на семью. Как видите, если ошибки нет, зарплаты у учителей гораздо ниже среднего, а качество выше. Если же ошибка есть и если ориентироваться на тарифную сетку, то зарплаты у учителей выше, чем у обычных жителей как штата, так и Пуйаллупа.


Какие же роно в топе рейтингов?

В этом году такие:

Первоем место - Мерсер-Айленд. Очень дорогая недвижимость. Медиана зарплаты учителя 93k, среднее 91.

Второе место - Бейнбридж-Айленд. Весьма дорогая недвижимость. Медиана зарплаты учителя 92k, среднее - 86k.


Напомню, что половина всех учителей штата получает больше 87k. А учителя на островах Мерсер и Бейнбридж, где живут мультимиллионеры и даже миллиардеры, зарабатывают чуть больше среднего. 27 тысяч учителей штата зарабатывают больше, чем половина учителей Мерсер-Айленда и Бейнбридж-Айленда. Три тысячи учителей штата зарабатывают больше, чем любой учитель Бейнбридж-Айленда и чем 95% учителей Мерсер-Айленда, хотя работают в городах, где платится меньше налогов и где школы хуже.


Зарплаты учителей в Пулмане, школы которого занимают 19-е место в штате, существенно ниже среднего: медиана 69k, среднее 73k. Впрочем, Пулман как раз соответствует стереотипу, будто в дешевых местах зарплаты меньше, но опровергает стереотип, будто это влияет на качество.

Показать полностью 1

Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США

Я об этом несколько раз писал в комментариях, писали и другие люди, в том числе на Пикабу.


Началось с комментария #comment_253753885

Собрав материал, я решил им поделиться в отдельной статье.


Что говорил мой оппонент и что очень часто пишут в интернете, даже американском? Что школы финансируются за счет налогов на недвижимость, поэтому, дескать, в бедных районах (имеются в виду районы города, а не аналоги российских районов на несколько городов и деревень - графства) школы получают меньше денег, а учителям хуже платят.


Школы и правда в основном финансируются за счет налогов на недвижимость, реже за счет налога с продаж, в отдельных штатах за счет местных НДФЛ. Налоги собирают не районы, а города, а выделяют деньги не школе, а роно (school district), которые и нанимают учителей, покупают канцелярку и оборудование, оплачивают ремонт старых и строительство новых школ. То есть отдельные районы и отдельные школы в пределах города к финансовому вопросу  отношения не имеют: деньги собираются со всего города, тратятся деньги тоже на весь город (если границы роно совпадают с границами города). Но это не приводит к недофинансированию школ бедных городов, потому что почти везде в США деньги не идут из городов в роно напрямую, а сперва отправляются в штат, а штат распределяет их по всем своим роно. В большинстве штатов разные роно получают примерно пропорционально числу учеников, в некоторых штатах проблемные школы получают больше денег. Только в некоторых штатах (крупнейший из них - Техас и, возможно, Флорида, но насчет последней не уверен) такого перераспределения нет, и школы в бедных городах получают мало денег.


Учителя являются сотрудниками не школ, а роно. У школ нет ФОТ. Поэтому обычная ситуация - что учителя во всех школах одного роно получают абсолютно одинаковую зарплату, определяемую только их стажем и уровнем образования. У роно есть тарифная сетка - salary schedule, и вам не могут платить в хорошей школе больше, чем в плохой. Бывает также, что в плохих школах никто не хочет работать, поэтому роно платит поощрительные премии. На самом деле, в хороших школах тоже могут платить больше, если в школе, допустим, половина предметов продвинутого уровня, а тарифная сетка предполагает небольшую доплату за такие предметы.


Это все общая теория, которую описывали и до меня и в которую вы можете не верить.

Но в чем особенность американской государственной бюрократической системы? Она довольно открытая. Не во всех, но во многих городах и целых штатах можно узнать, сколько в точности заплатили какому учителю пофамильно.


Я провел такой анализ по небогатому городу Абердин, известному преимущественно курткой какого-то Бейна.

Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США Школа, Налоги, США, Учитель, Зарплата, Образование за рубежом, Длиннопост

Почему именно его? Во-первых, я упоминал его раньше. Во-вторых, я там пару раз бывал. В-третьих, у него школы с очень низким рейтингом, а городок небольшой, но по меркам штата типичный.


Абердин - рабочий город на 17 тысяч жителей.

Доход среднего домохозяйства (медиана) - $42k (среднее по штату - 77).

Дома в Абердине в среднем стоят 300 тысяч https://www.zillow.com/home-values/30116/aberdeen-wa/

- среднее по штату более чем вдвое дороже https://www.zillow.com/home-values/59/wa/


Ставка налога чуть выше средней, 1.1% - среднее по штату 0.93%.


Таким образом, жители Абердина платят в полтора с лишним раза меньше налогов, чем в среднем по штату (на самом деле цифры приблизительные, потому что кадастровая цена отстает от рыночной на несколько лет. Еще в прошлом году средний дом в Абердине меньше 250k).


Типичная семья заплатила в прошлом году налог на недвижимость около 2500 долларов. Запомним эту цифру. Оставим в стороне вопрос о том, что средняя семья этого города имеет право заплатить только половину этой суммы и отложить вторую половину на неопределенный срок (под проценты). Не знаю, многие ли пользуются: вообще-то это выгодно в условиях инфляции, к тому же если собираешься прожить в доме всю жизнь, фактически возвращать недоуплаченные налоги не придется. На самом деле, средний налог, уплачиваемый абердинцами с жилья, оценивается в $1751: https://www.bestplaces.net/housing/city/washington/aberdeen , что гораздо ниже среднего по стране, но я не знаю, насколько актуальны эти данные. Лишь часть суммы идет на школы.


Хотя в Абердине почти нет негров (но есть довольно много мексиканцев), там одни из худших школ штата. У абердинского гороно в рейтинге "Скулдиггера" 212 место из 245 по штату

https://www.schooldigger.com/go/WA/district/00030/search.asp...

Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США Школа, Налоги, США, Учитель, Зарплата, Образование за рубежом, Длиннопост

В то же время финансирование гороно составляет $15'506 на ученика.


Всего 14% этой суммы идет из местных налогов, 77% выделяет штат, остальное - федеральный бюджет.


https://www.usnews.com/education/k12/washington/districts/ab...

Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США Школа, Налоги, США, Учитель, Зарплата, Образование за рубежом, Длиннопост

Выходит, что семья с одним ребенком получает ежегодно образовательных услуг на сумму, вшестеро превышающую уплачиваемый ею налог, и всего втрое меньшую их дохода. Обратите внимание: гороно получило финансирования на 51 миллион, в то время как город собрал налогов на школы всего 7.3 млн: https://cms5.revize.com/revize/graysharborcounty/Assessor/Levies/2021 for 2022 Tax.pdf


Куда же уходят такие деньжищи? В основном на персонал. В штате публикуются зарплаты всех сотрудников всех роно. Давайте посмотрим на учителей Абердина.

https://www.k12.wa.us/sites/default/files/public/Washington_...


В списке 196 учителей (всего 501 сотрудников) государственных школ этого городка. Имена, фамилии, ставка (почти все учителя работают по ставке 1.0), базовые зарплаты, общие зарплаты и пр. Один учитель получил зарплату 140 долларов в год на ставке 0.0 - непонятно, что это значит, выкинем его.


Из прочих 195 учителей все, кроме одной, имеют медстраховку за счет гороно. Одна страховку не имеет и получила зарплату 12 тысяч долларов за год плюс, возможно, еще 3 тысячи, работая по ставке 0.233. Похоже, она отработала около двух месяцев. Есть еще одна - со страховкой, ставкой 0.194 и зарплатой 17 тыс. Предлагаю их тоже выкинуть. В любом случае, они вместе с тем, у кого зарплата 140 баксов в год со ставкой 0.0, это всего трое из 196 учителей, причем явные статистические выбросы.


Среди оставшихся 193 учителей зарплаты (total salary) за год составили от 50552 до 119452, в среднем 82406, медиана 87626, из диапазонов по 5 тыс долларов самый частый - 90-95 тысяч. Распределение см. на графике, по оси абсцисс зарплата в тысячах долларов в год, по оси ординат - количество учителей с такой зарплатой.

Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США Школа, Налоги, США, Учитель, Зарплата, Образование за рубежом, Длиннопост

Есть еще mandatory benefits (не считая страховки) на среднюю сумму 18836.


Учителя в США работают немного меньше 200 дней в году, в отличие от остальных людей, работающих около 260, и полный рабочий день учителя составляет обычно около 7 часов, включая обед, а обычные люди работают по 8 часов, обед может в это время не включаться. Домашку учителя дома как правило не проверяют (могут и проверять, но им на это выделяют время в школе) и вообще во внерабочее время хорошо если на электронные письма ответят. Также у учителей обычно хороший пенсионный план, у них часто оплачиваемый декретный отпуск, и за ними готовы держать место на многие месяцы, а иногда и на годы, в случае медицинских или семейных проблем.


С таким отличным соцпакетом средний учитель Абердина получает $87.6k в год, что более чем вдвое превышает средний доход абердинской семьи. Семья из двух учителей, живя на более широкую ногу, чем соседи, за четыре года работы может выкупить средний дом и платить за него каждый год налоги, которых не хватит и на два месяца обучения ребенка в школе.


За счет кого? За счет жителей более богатых районов, где люди платят по 20 тысяч долларов налогов ежегодно, но на чьих детей выделяется столько же денег, сколько на абердинских, и их учителя получают все те же 50-120 тысяч, только живя в месте, где на такую зарплату на дом удастся скопить лет за 20.


Тут следующий пост, анализ по всему штату:

Продолжение поста «Зарплаты учителей в богатых и бедных районах США»


Уточнение: совсем не во всех штатах такие зарплаты. В более провинциальной глубинке они могут быть вдвое ниже. Но и там, в основном, зарплаты учителей в хороших роно будут примерно такие же, как в плохих. В пределах одного роно зарплаты в хороших и плохих школах будут одинаковы тем более.

Показать полностью 4

Гойда. Что за слово такое?

В нескольких темах написал в комментариях, что за слово такое, вспомненное Охлобыстиным.


Думаю, надо бы собрать все в одно место.


Охлобыстин сообщил, что было такое "древнерусское междометие «гойда», означающее призыв к немедленному действию".


Не совсем междометие, действительно означало призыв к немедленному действию, и на самом деле оно не древнерусское, а тюркское.


И оно прекрасно знакомо большинству русских людей, только звучит немного по-другому: "айда!".


"Гóйда" не похоже на "айдá"? Потому что Охлобыстин облажался. Не он один: некоторые чтецы тоже произносят это непонятное им слово неправильно.


На самом деле слово произносилось не "гóйда", а "гойдá".


Как в этом можно убедиться? Открываем литературу XIX века про опричников.


Видим вперемежку, что опричники в романах, стихах и операх кричали то "гойда", то "гайда".


Например, в романе "Князь Серебряный" Толстого (1861) опричники кричат "гойда", но в либретто оперы Казаченко по этому роману (1892) - "гайда".


В драме Лажечникова "Опричник" (1845) - "гойда", а в либретто оперы Чайковского (1872) по этой драме - "гайда".


Гайда - у Чаева (1868), Аверкиева (1867), Биркина (1871).


Гойда - у Мея (1849), Самарина (1876), в анонимно опубликованном романе "Царь Иоанн IV Грозный в эпоху опричников" (1876).


Конечно, дело в том, что произносилось это слово с ударением на последний слог.


В "Царской свадьбе" Милюкова (1873) опричники кричат: "Айда!"


В 1890 году "гойда" в таком написании попала в школьные учебники истории за авторством Иловайского, а чуть раньше - в "Отечественную историю в рассказах и картинках" Сиповского. В 1890-х о том, что опричники кричали "гойда!", написал "Энциклопедический словарь" Брокгауза-Ефрона. С тех пор это слово стало известно любому гимназисту, хотя и потом его продолжали писать как "гайда", например, в книгах начала XX века: Чарской, Мордовцева, Череванского, Горского.


В общем, клич опричников - всё-таки не "гóйда", а "гойдá" или "гайдá" или даже "айдá".


Есть масса причин считать, что "г" произносилось с придыханием, как будто по-украински. Кстати, в украинском языке это слово есть до сих пор именно в таком значении и именно в таком произношении: https://classes.ru/all-ukrainian/dictionary-ukrainian-explan...


Теперь о древнерусскости. Как скажет любой носитель тюркских языков и как подтвердит этимологический словарь, например Фасмера, или даже просто словарь Даля, "гайда" (она же "айда") - тюркское слово:

https://lexicography.online/etymology/vasmer/а/айда

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhiv...


Словарь Ушакова подтверждает, что гайда и айда - одно и то же, хотя не упоминает ни происхождения, ни связи с опричниками: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=9858


Но мало ли, какого происхождения старинные русские слова, ведь правда? Носители русского языка могли и не осознавать, что это тюркское слово... Или все-таки осознавали?


Я почти уверен, что авторы XIX века не просто так записали слово "гайда" в репертуар опричников. Вот в доступной мне литературе XVIII века (ищу по гугл-книгам) это слово (в форме "гайда") встречается только один раз, у Державина, и относится не к опричникам, а к татарам времен татаро-монгольского нашествия. Опричники вообще не особо интересовали немногочисленных авторов XVIII века.


Зато в XIX веке опричники стали символическим образом. Цепные псы самодержавия, про которых можно писать книги и ставить пьесы, намекая на современную обстановку. Не зря некоторые из вышеназванных произведений были запрещены или урезаны цензурой.


Упоминанием клича "гайда" авторы подчеркивали, что опричники были врагами русского народа. В школьном учебнике Иловайского прямо было написано:

Конец сего деяния [казни 200 человек с пытками] опричники приветствовали татарским криком: "Гойда! гойда!"

Иловайского критиковали за то, что он приписывал Ивану Грозному татарщину, Иловайский в открытых письмах это отрицал, но снова подчеркивал:

Иоанн собственноручно принял участие в московских казнях 1570 года , и окончание их палачи-опричники его приветствовали татарским криком: гойда! гойда!

Биркин писал:

Воинским кличем опричников было татарское «Гайда!», может быть, для напоминания русским о нашествии этих извергов-нехристей, а может быть, и для потехи царицы Марии Темрюковны.

Уже в наше время то же писал и Пикуль:

Сигналом для убийств и разбоя было татарское слово:
– Гойда! – или «айда», то есть «начинаем»…

Резюме:


- "гойда" произносится с ударением на второй слог, а писаться может и "гайда"


- это то же слово, что "айда", оно никуда не делось, а в украинском языке сохранило и смысл, и произношение, и написание


- это не древнерусское, а тюркское слово


- не факт, что опричники так кричали, но авторы XIX века специально вкладывали слово "гойда" в уста опричников, чтобы подчеркнуть их враждебность русскому миру


- с начальной буквой "г" в русском языке оно ассоциируется с опричниками, а не просто с призывом начинать

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!