NOIRNOIRNOIR

NOIRNOIRNOIR

Киновед со стажем
Пикабушник
Дата рождения: 16 апреля
121 рейтинг 0 подписчиков 3 подписки 8 постов 0 в горячем
1

Главная тайна Алиты.Что скрыто в шикарном фантастическом фильме?

Прошло некоторое время, актуальные споры утихли, злободневные рецензии написаны – теперь можно разбираться в сути. Как вы догадались, речь пойдет о фантастическом фильме «Алита: боевой ангел», который по весне этого года вышел на экраны. 

Чтобы оценить данную ленту как произведение искусства (а она, несмотря на известную долю критики, именно такое), надо увидеть внутреннюю структуру фильма.  Здесь важно понять, что Роберт Родригес кроме всего прочего известен попытками создания жанровых «гибридов». Понимая, что границы конкретного жанра  являются ограниченными, он скрещивает между собой  «поджанры», дабы получить принципиально новый  «продукт». Приведем пару примеров. «От заката до рассвета» (1995) - это роад-муви (дорожное кино) + кино про вампиров.  «Факультет» (1998) – это колледж-лента + фильм про «похитителей тел»

В случае с «Алитой» мы имеем дело с двумя пластами  - несмотря на то, что у фильма есть основа в виде комикса. Во-первых, это так называемый дедрейсинг. Во-вторых, фантастический нуар. Дедрейсинг – весьма разнообразное явление, которое простирается от банальных «Смертельных гонок 2000» (1975) до изысканного постапокалиптического фэнтези «Кровь  героев» (1989). Во всех их речь идет о смертельно опасном виде «спорта», состязании на выбывание («не на жизнь, а на смерть»). В данном случае Алита является полноценным действующим персонажем и главным героем.

Второй пласт делает главным героем доктора Идо Дайсона (в исполнении Кристофа Вальца). Он не просто доктор, а своего рода «частный детектив». В подтверждение этого по ночам он носит шляпу(главный атрибут частного сыщика из нуара). Опять же город весьма понимает нуар-«джунгли»  из «Бегущего по лезвию». В данном случае доктор тесно связан с «роковой красоткой» - доктором Кирен. Только их связь не «впереди по курсу», а уже давно в прошлом.  Отсылкой к нуару также является отсутствие у Алиты памяти. Амнезия у одного из главных действующих лиц  как раз одна из отличительных черт нуара

Однако в данной плоскости Алита вовсе  не персонаж и даже не действующее лицо, а так называемый «макгаффин». То есть объект криминального вожделения почти всех представленных в фильме лиц. Причем, не предмет сам по себе, а в силу некоторых побочных воздействий. В данном случае это не столько боевые способности, сколько «внеземные технологии», которые дают их обладателю обширную власть.

Опять же по всему фильму разбросаны не совсем явные отсылки к фильмам, которые стали классикой кинематографа. Это популярный нынче «ход», так сказать: «Угадай аллюзию». В «Алите» можно увидеть мимолетные отголоски «Римских  каникул» (1953) и многих других лент. Однако «громче всего звучит» тема из гениального фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро» (2013). Отсылки к данном фильму читаются в некоторых элементах улиц «Железного города», а также в игре Кристофа Вальца, который лично для меня в первую очередь Коэн Лет из «Теоремы Зеро», а не эсэсовец Ганс из «Бесславных ублюдков» (2009)

В силу выше всего перечисленного можно уверенно говорить, что «Алита: боевой ангел» вовсе не провал. Просто смыслы фильма оказались доступны далеко не всем. На этом мы прекращаем наш сегодняшний рассказ

https://dzen.ru/realcrime

Показать полностью 5
1

Азбука мрака или «Убийства по алфавиту»

Сегодня мы поговорим об удивительном явлении, а именно о «вторжении» нуара в сферу классического детектива. Изначально это были две раздельные области. Нуар и «сваренный вкрутую детектив» (именно так правильно переводить  характеристику литературной основы нуара, например, повести и рассказы Д. Хэммета)  были осознанной альтернативой классическому детективу. В нуаре преступление не совершалось изысканными и экзотическими способами - преступление было вообще частью «обыденного ландшафта».

Дэшшил Хэммет отмечал по этому поводу, что в классическом детективе  главная проблема крылась в недостатке улик,  а в реальной жизни – в их изобилии. Были существенные различия в фигуре сущика. В классическом  детективе сыщик – всезнающий, и продумывающий все ходы на много ходов вперед. В нуаре сыщик (чаще всего, частный детектив) дезориентирован; он простой человек, который нередко вообще не понимает, что происходит вокруг.

Если говорить об ощутимом проникновении нуара в  классический детектив, то эта затея принадлежит  британцам. Начать можно было бы с сериала «Молодой инспектор Морс», который кардинальным образом в своей тональности отличается от «простого» «Инспектора Морса». Затем был многосерийный проект про французского комиссара Мегре, который, тем не менее, был сделан англичанами.

Более того, на роль знаменитого комиссара пригласили Роуэна Аткинсона, славного исполнением роли мистера Бина. Однако в роли Мегре не было и намека на иронию, что выводит Аткинсона за рамки комедийного ампула. Получился очень убедительный комиссар полиции, хотя для привычного образа ему не хватало пышных усов, к которым привыкли отечественные зрители.

Нет усов и у «нового» Эркюля Пуаро, который появился в мини-сериале «Убийства по алфавиту». Хотя если быть более точным, усы есть, но не такие, к каким привыкли поклонники творчества Агаты Кристи. Да и Пуаро совершенно иной. Да и времена изображены отнюдь не из эпохи уходящего модерна. Пуаро растерян, устал и погружен в сомнения. В нём нет ни капли от хлыща и зазнайки, что мелькал в ранних сериалах.

Иногда он обращается за помощью к небесам, что указывает на то, что его мозг не безупречен. Британская полиция  игнорирует его, а отнюдь не стремится к его помощи. И играет этого унылого Пуаро никто иной, как Джон Малкович. Это уже само по себе становится интересным.  Более того, если бы три часа сериального действия слегка перемонтировать, то получилась бы вполне приличная кинолента.

Итак, о действии сериала, не раскрывая его тайн, хотя сюжет этой повести Агаты Кристи вполне известен. Англия предстает как мрачная депрессивная страна. На фоне общего кризиса духовности набирает популярность движения Освальда Мосли (БУФ – Британский союз фашистов). В этом меняющемся мире всё не то, чем кажется на  первый взгляд. Нуар никогда не задавался вопросом: кто убийца? (детектив)

Равно как не задавался вопросом: почему убийца? (триллер). В нуаре два главных вопроса: поймают ли преступника? И является ли преступник собственно преступником? Создатели сериала играют со зрителем, что не редкость в современном нуаре.  Казалось бы, сериал посвящен первому вопросу. Однако не спешите с выводами, на самом деле он про второй вопрос.

«Убийства по алфавиту» в изобилии используют визуальные штампы из классического нуара – мрачные тоннели (вспоминает «Третьего человека»), грязные лестницы, отбрасывающие пугающие тени перила. Здесь не будет ни уютных домиков, ни озадаченных эсквайров, к которым мы привыкли у «классической» Агаты Кристи.

Нельзя не заметить, что кроме Малковича здесь есть Руперт Гринт, что позволяет говорить о том, что сей «рыжий субъект» перерос юношеские штанишки образа из Гарри Поттера.

Показать полностью 9
0

Скорострельный бестселлер

Тему нашего сегодняшнего рассказа подсказал военный журналист  Сергей Осипов, за что ему большое спасибо. Он первый обратил внимание на то, что можно составить историю нуара с точки зрения оружия, которое в нём появляется. На счет всевозможных вариаций «кольтов» и «браунингов» я не уверен, но есть вид оружия, которой явно достоен внимания, так как во многих случаях является едва  не самостоятельным персонажем, появляющимся в кино.

«А это мой друг! Его зовут Томми. И он уверен, что его назвали в честь автомата» - говорилось в легендарной нео-нуарной ленте Гая Ричи «Большой куш». Наш сегодняшний небольшой рассказ о «Томми-гане», автомате Томсона, который появляется во множестве лент, которые имеют прямо и косвенное отношение к нуару. На самом деле меня сильно выручает реальное знание  кинематографа. Поскольку, если бы я доверился Википедии, то ввел бы вас в заблуждение.  Там говорится, что «Томми» впервые появился в кино в ленте 1931 года «Маленький Цезарь».

В этом кинофильме в аллюзиями к Аль Капоне указанный автомат есть. Однако на самом деле впервые в кинокадре он появился четырьмя годами ранее, в фильме «Преступный мир» («Подполье»), который был снят на некоторое время прибывшим в США Йозефом Штернбергом (тем самым, что чуть позже снимет «Голубого ангела», а еще позже «азиатские нуары» - «Шанхайский экспресс», «Макао» и «Жестокий Шанхай»).

Именно в «Преступном мире» в одной из последних сцен матерый преступник по кличке «Бык», заняв позицию у окна поливает огнем полицейских. И сцена странным образом напоминает сцену из «Лицо со шрамом» (1932 года), а потом была преобразована в самое настоящее кино-побоище  из позднего ремейка де Пальмы с Аль Пачино в главной роли.

Надо сказать, что автомат стал символом гангстеров, хотя в реальности они предпочитали пользоваться иным оружием. Автомат с объемным диском слишком часто «заедало», а потому  под боком лучше было иметь группу огневой поддержки с дробовиками и простыми пистолетами. Как бы то ни было, но в кино данное оружие появляется даже там, где теоретические его быть не должно. Например, во френч-нуаре с Аленом Делоном («Борсалино» и т.д.) у французского криминала и своего оружия было навалом, чтобы тащить «капризный» автомат из-за океана.

Можно выделать ТОП-3 реальных персонажей, которые, перекочевав в нуар, «захватили» с собой автомат Томсона. На первом месте легендарный грабитель банков Джонни Диллинжер, который первый продемонстрировал реальную огневую мощь, если из нескольких автоматов устраивать перекрестный огонь. Серебро достается не менее известному гангстеру  - Келли, по кличке «Пулемет», который в кинематографе представлен весьма и весьма обильно. Третье место мы отдаем самому необычному криминальному персонажу из истории и кинематографа США – «мамаше Баркер», которая была не только предводительницей «банды-семьи», но и питала прямо такие нечеловеческую страсть  к данному автомату.

Однако подлинную популярность в кино автомат приобрел после ленты 1955 года «Большой ансамбль», где двое подручных криминального «гения» расправляются с нежелательными конкурентами. После этого «Томми» можно было обнаружить, где угодно, но в первую очередь в нео-нуаре, который стартовал с рассказа о Бонни и Клайде в 1967 году. Мы видим данный автомат в новой экранизации у Дика Трейси, хотя в «оригинальных» фильмах о предпочитал пистолет. Автомат как символ даже появляется в комедии «Маска».

Если же говорить о двух самых характерных сценах с данным автоматом из современного кино-нуара, то надо отметить «Перекресток Миллера» (1990), где предводитель ирландских гангстеров ловко дает отпор напавшии на него налетчикам, а также драматический нуар «Проклятый путь» (2002), где опять же ирландский гангстер  с исполнении Тома Хэнкса использует оружие, чтобы спасти своего сына, но при этом предает своего шефа

Показать полностью 8
1

Пешеход без головы

В связи с подростковым нуаром хотелось бы обратить внимание на ленту со сложно выговариваемым названием «Чамскраббер» (2007). Фильм ещё до выхода в широкий прокат в 2005 году был показан на XXVII Московском кинофестивале, где стал лидером зрительских симпатий. Одна из героинь фильма как бы невзначай говорит о том, что было бы, если она (мама) и её сын поменялись местами. В этом собственно и кроется секрет ленты. Показано, как ищущее гармонию поколение Y стало «взрослым»,  а озлобленное, готовое прокладывать  себе путь острыми локтями поколение Х оказалось на школьной скамье. Если вы не знаете, то одни - это порождение  рубежа 80-90-ых, а вторые – относительно безоблачных «нулевых».

Однако этот фильм вовсе не про конфликт поколений, как могло бы показаться на первый взгляд. В фильме даже спора «отцов и детей», как такового нет. Есть только глобальное недопонимание, которое помножено на фанатичное желание  представителей Y жить в «розовой сказке». По этой причине в ленте есть как бы два сюжета, две плоскости повествования. Взрослая, которая напоминает странную комедию, и подростковая, являющаяся типичным нуаром.

Все начинается с того, что внезапно для многих счеты с жизнью сводит Трой Джонсон, который всю молодежную округу снабжал «веселящими таблетками». Судя по всему, без оных в странном мире взрослых жить невозможно. В итоге одна школьная банда: юная красотка, умник из хорошей семьи и «крутой красавчик», который в реальности является исключительным «пнем» (не знаю, какое ещё приличное слово подобрать, чтобы не нарушать приличия) – решает похитить ребенка. Предполагается, что так они заставят друга погибшего найти тайный схрон с таблетками, а потому смогут взять в свои руки выгодный «школьный бизнес».

Как и положено, в нуаре похищение, пошло совершенно не так, как было задумано. Всё началось с того, что эта компания похитила не того ребенка. На этом можно было бы и успокоиться, и не усугублять, но тщетно пытающийся изображать из себе альфа-самца «красавчик», решил провернуть новое дело – не важно, какого мальчишку похитили.

Шаг за шагом, дело становится всё хуже и хуже. В итоге паре похитителей пришла в голову мысль, что от ребенка надо избавляться. И сюжет стал приобретать совершенно нешкольный характер.  И всё это происходит на фоне безупречного американского городишки, взрослое население которого озабочено лишь его органичным дизайном и прочей «внешней шелухой»

Если говорить о характерных для нуара амплуа, то «частным детективом» - потерянным и пребывающем в вечном похмелье, является Дин, которого играет Джеми Белл. Роковая красотка - мамаша одной школьниц, которая стреляет глазами, куда не попадя, даже в старшеклассников.  Ее играет  Кэри-Энн Мосс (помните Тринити из «Матрицы»?)  Её дочка - «барышня в беде». К слову сказать, сыгравшая ее Камилла Белль почти сразу же после этого исполнила главную роль  в пост-нуаре «Когда звонит незнакомец».

Отдельно надо выделить поколение маленьких «ницшеанцев» (так сказать поколение Альфа-Плюс, которое, судя по всему, придет вслед за погруженное в смартфоны поколение Z). Похищенный мальчишка оказывается куда более решительным, чем его похитители – он готов взяться за нож, чтобы дать отбор. А еще есть брат главного героя, эдакий «Локи», которого играет Рони Калкин (игра смыслов  - он брат  Маколея Калкина – «Один дома»). Он и вовсе проворачивает, как ему кажется «веселые шутки», например, «перепрятывая» таблетки

Показать полностью 6
7

Достучаться до чистилища

Наверняка несколько позже я всё-таки создам «Указатель структурно-сюжетных элементов нуара», на что возможно потребуется несколько лет, а, может быть, даже десятилетие.  Но в итоге сценаристам, равно как писателям будет облегчена работа, хотя, надеюсь, они не будут превращать свой труд в подобие лото, произвольно вытаскивая повороты сюжетов из упомянутого указателя.  Именно такие мысли мне пришли, когда я посмотрел фильм «Галвестон».

Я по привычке прежде чем ознакомиться с фильмом ничего о нём не узнаю, и воспринимаю как «вещь саму по себе» (прям как из философии Гегеля). Однако иногда подобный подход является не то чтобы порочным, но ошибочным.  Узнай я перед просмотром, что автором сценария и сюжета фильма является Ник Пиццолатто, это очень многое бы объяснило. Во-первых, стало бы понятно, откуда такое большое количество локаций, весьма напоминающих «Настоящий детектив» (первый сезон). Во-вторых, стало бы вполне очевидно, что успех «Настоящего детектива» (именно его первого сезона) был не случаен, а сам Пиццолатто является не просто знатоком, а настоящим экспертом по нуару, сравнимым разве что с братьями Коэнами. 

По большому счету «Галвестон» - это большое количество отсылок к самым разным нуарам разных лет, из которых вылеплен совершенно уникальный и трагический сюжет. Главный герой - криминальный «решала», который вдруг обнаруживает, что болен. Болезнь сама по себе явление тяжкое, а когда речь идет об онкологии, то человек и вовсе меняется («Во все тяжкие»). И вот сей громила случайно спасет попавшую в неприятность совершенно юную девицу («Профессионал», у нас в прокате более известный как «Леон»).

Девица в исполнении Эль Фаннинг (хватит ей играть сказочных принцесс) очень сильно напоминает Джуди Фостер из  «Таксиста», затем лишь исключением, что  Джуди играет «рабу любви» совсем уж нежного возраста, а главная героиня «Главестона» хотя и напоминает школьницу-переростка, но все-таки совершеннолетняя. Эпизодически  она отсвечивает своим молодыми телесами, что является явной отсылкой к юной (на момент съемок в 70-ые годы) Мелани Гриффит в  «Ночных ходах». 

Однако есть и принципиальные различия. В «Ночных ходах» героиня гибнет по причине глупости и самовлюбленности  главного героя (частного детектива), в «Галвестоне» она обречена с самого начала. Ощущение обреченности подчеркивается таким элементом как заявленная сестра, которая на самом деле является дочкой (вспоминаем «Китайский квартал» Романа Полански).

На фоне всего этого герои пытаются скрыться от проблем и мрака криминального мира, стремясь на пляж к океану. Это конечно, весьма напоминает «Достучаться до небес», но лишь поверхностно. В фильме не будет даже условно счастливой концовки. Редкие проблески света и радости сменяются  всё большим погружением во тьму. Режиссер не просто играет со зрителем, он готов его шокировать, заявляя, что правда жизни редко бывает «причесанной». И когда вдруг кажется и ожидается: «А вдруг всё будет хорошо? Вдруг  им повезет?» - всё становится настолько плохо, что действие превращается в самый настоящий мракопад.  Что еще раз доказывает, в подлинном нуаре не может быть действительно безоблачных финалов.

Чтобы спасти хоть что-то светлое в этом мире мглы и отчаяния, герой жертвует собой, чем весьма напоминает детектива Джона Хартигана  (в исполнении Брюса Виллиса) из «Города грехов». Стоит ли смотреть этот фильм? Несомненно, хотя бы ради блестящей  игры Бена Фостера, который окончательно вписал своё имя золотыми буквами в историю мирового кинематографа. Если же говорить о возрожденном в третий раз нуаре («нуар плюс» или «нуар 2.0», если угодно) то в число его шедевров («Черная орхидея», «Город грехов» и «Настоящий детектив») теперь вписан «Галвестон», а это означает, что Ник Пиццолатто вырывается на лидирующие позиции.  Остается только  подождать, что на это «ответят» Брайан де Пальма и Роберт Родригес.  

https://dzen.ru/realcrime

Показать полностью 6
7

Липкий мрак: выявить и преодолеть

Сегодня мы будем рассуждать о рецепции зла. Нуар, как мрачный жанр, построен не только на глубоких тенях, но и на участках кино-восприятия, куда свет вообще никуда не заглядывал, а потому тьма там не просто «оказалась», а в буквальном смысле слова «укоренилась». Именно об этом повествует фильм Джоэла Шумахера «Восемь миллиметров». Надо сказать, что Дж. Шумахер является, наверное, самым известным кино-графоманом западного кино.

У него есть всё, чтобы создать «шедевр», но обычно на практике выходили фильмы «посмотреть на раз». Виной тому было невольное эпигонство, которое у данного режиссера буквально впиталось в кровь. Достаточно вспомнить «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» - фильмы, которые выглядели как нелепые пародии на «пластиковую готику» Тима Бёртена.  Однако фильм «Восемь миллиметров» стал исключением, хотя если принять во внимание суть этой ленты нельзя сказать, что «приятным».

По мере того, как сначала развивался нуар, а затем нео-нуар и пост-нуар зритель прекращал верить в зловещие замыслы отрицательных героев. Кража алмаза или убийство свидетеля преступления перестала пугать. Каждый последующий шаг вглубь нуара требовал более «извращенной», более пугающей темной реальности.

Восемь миллиметров - именно такова ширина пленки для кинокамер, которые используются для съемок самых отвратительных «коммерческих» порнофильмов, на которых запечатлены реальные изнасилования и убийства. Продукция – далеко не для всех.  И не по причине моральных устоев, а из-за небывалой цены. Расследование по поводу одной из таких лент приходится вести главному герою, которого играет Николас Кейдж. В далеком 1999 году фильмы с его участием ещё не воспринимались как «неудачные» на априорном уровне, да и сыграл он весьма неплохо.

Забегая вперед, надо сказать, что актёрский ансамбль, задействованный в «Восьми миллиметрах», позже вдохновил Дж. Карпентера на создание талантливой теленовеллы «Сигаретный ожог» (о ней мы поговорим позже и отдельно). В этой ленте массовому зрителю был явлен едва ли не впервые Хоакин Феникс, а Джеймс Гандольфини играет омерзительного актера-маньяка (участников подобных лент вообще можно назвать актёрами?), а вовсе не добродушного гангстера из «клана Сопрано». И что самое примечательное, носитель этого «липкого мрака» является злом самим по себе. Он не жертва обстоятельств, у него не было жизненных трагедий. Ему просто нравится насиловать и убивать, что реально пугает, особенно если учесть талант исполнителя этой роли.

Были также сюрпризы, которые остались за рамками фильма. Например, режиссера, снимавшего «мерзость», должен был сыграть Дэвид Финчер, который обрел в те дни неимоверную популярность, выпустив неонуар «Семь». Впрочем, не состоялось. Равно как у Шумахера не срослось со сценаристом, который был вне себя от гнева, когда режиссер «перелопатил» готовый текст.

По традиции нашего канала мы не будем пересказывать сюжет фильма (на тот случай, если вы его еще не смотрели). Однако необходимо отметить, что он навеял известную цитату из Ницше. Однако в нашем случае она требует «перефраза».  «Если ты будешь вглядываться в грязное кино, то грязное кино рано или поздно заглянет в тебя». Главный герой обреченно идет к разгадке, понимая, что не сможет спасти пропавшую девушку, а сам он уже никогда не сможет стать «прежним». По этой причине можно сказать, что в тенях обитают не только «сюрпризы», но и роятся частицы омерзительного мрака.

https://dzen.ru/realcrime

Показать полностью 5
9

Когда законы жанра не совсем работают или откуда на Диком Западе «взялся» маньяк?

Был в истории мирового кинематографа странный период. Классический нуар уже «умер», а нео-нуар ещё не «родился». Собственно тогда мрачный жанр «обитал» в Японии и во Франции, что в итоге и привело к его «воскрешению».

По большому счету это междуцарствие длилось несколько лет: с 1960 по 1968 год. Однако даже в это время режиссерам, которые сделали себе имя в «нуарной традиции», надо было снимать (то есть «кушать»). Помните поговорку про то, что «талант не пропьешь»? В данном случае можно сказать, что если вы когда-то достигли успеха в нуаре, то он невольно проявится, даже вы будете снимать фильмы в ином жанре.

Именно так произошло с Генри Хэтуеем, который был в первую очередь известен благодаря  блистательным нуарам: «Темный угол» (1946), «Поцелуй смерти» (1947), «Звонить Нордсайд 777» (1948) и т.д. Впрочем,  со временем пришлось переквалифицироваться на вестерн, который оказался «вечным жанром» (вспоминается в этой связи рассказ Роберта Шекли «Бесконечный вестерн»).

Формально нуар и вестерн были жанрами-антагонистами, так сказать, «город» и «село». Однако законы диалектики учат нас о «борьбе и единстве противоположностей». В итоге в мировом кино появилось множество «гибридов», в которых эти жанры оказались совмещены. Хэтуэй же снял в 1968 году (буквально накануне появления на свет нео-нуара) весьма качественную ленту «Пятикарточный покер»

На Западе этот фильм считается «культовым», хотя у нас несправедливо забыт. Именно в нём вестерн оказался переплетен с нуаром. Драки были излишне натуралистичны, «большая перестрелка» не имела ничего нравоучительного и была, по сути, «спонтанной бойней»,  в которой не самые плохие парни перестреляли не самых плохих парней.  В фильме вообще сложно сказать, кто хороший, а кто плохой (как раз отличительная черта нуара). Только случается это всё в локациях, присущих «Дикому Западу»: салуны, дилижансы и т.д.

Действие происходит на излете «золотой лихорадки» в Калифорнии в 1880 году. В небольшом городке, где преимущественно живут старатели, подвыпившая компания «линчевала» подозрительного типа, которого заподозрили  в шулерстве. Прошло время и про это преступление (а самосуд – это именно преступление) забыли. Однако участники «линчевания» начинают отбывать в «мир иной». Их одного за другим душит некто неизвестный.

Надо сказать, что маньяк-душитель для «Дикого Запада» (с его излишком «кольтов» и «винчестеров»)  это истинная экзотика. Та самая экзотика, что пришла из нуара. Не надо быть пророком, дабы догадаться, что эти преступления как-то связаны с новым, харизматичным «проповедником», который блестяще владеет как словом, так и револьвером. «- Вас кто-то назначил совестью нашего города? – Да! – А кто именно? – Господь-Бог и „мистер Кольт“»

Опять же проповедника играет один из символов нуара, актер Роберт Митчум. В данном случае можно как бы провести параллели с фильмом «Ночь охотника» (1955). Во-первых, это тоже была смесь нуара и вестерна. Во-вторых, Митчум там играл преступника по кличке «Проповедник».

https://dzen.ru/realcrime

Показать полностью 6
6

«Испорченный телефон» в кинематографе или когда от источника не остается и следа

Как и положено нуарному сюжету, мы начнем наш рассказ откуда-то ближе к финалу. Год назад, на четвертом сезоне закончился выпуск сериала «Двенадцать обезьян». Надо сказать, что четыре сезона для близкого к нуару фантастического сериала – это очень неплохо. Некоторые закрываются уже после первого. И это притом, что в основе есть хороший сюжет и неплохая реакция зрителей (вспоминаем сериал 2010 года «Событие»)

Однако в данном случае риски были сведены к минимуму, так как сериал был ремейком одноименного фильма, который в 1995 году был снят культовым режиссером Терри Гиллиямом (подлинным гением сюрреализма, например, в отличие от Дэвида Линча). В творчестве этого режиссера всегда чувствовалось  тяготение у нуару, хотя и не в классической его форме – вспоминаем  «Бразилию» (1985), «Братьев Гримм» (2005), «Теорему Зеро» (2013)

Однако Гиллиям тоже не был автором оригинальной идеи, она была заимствована у французского режиссера Криса Маркера из фильма 1962 года «Взлетная полоса». Тот же в свою очередь вдохновлялся  «Головокружением» Альфреда Хичкока, той одной из немногих лент, которую можно назвать подлинным нуаром от «маэстро». В основе первого и второго «шагов» лежала мысль о преодолении болезненного и травмирующего опыта. Однако у Хичкока был относительно счастливый исход, а Маркер погрузил свою короткометражку в тона абсолютной безысходности, а потому её можно назвать одним из первых «коктейлей» из нуара и фантастики.  Причем, явленный много раньше, чем на свет появился т.н. «киберпанк» (как раз смесь фантастики и нуара) 

«Взлетная полоса» может считаться в полной мере кино-комиксом, так составлена из замерших кадров, которые (как и положено нуару)  сопровождаются закадровым голосом. Сам Маркер не любил слово «комиксы», а потому предпочитал иной термин - «фото-роман». В основе его творения невольное стремление главного героя пережить увиденную в далеком прошлом гибель неизвестного ему человека.  Шаг за шагом он понимает, что погибший - он сам, перенесенный в прошлое.

Терри Гиллиам в фильме 1995 года «Двенадцать обезьян» сохранили эту мысль, хотя и дополнил её рядом важных идей. В частности, идеей о предопределенности (настоящее нельзя изменить через трансформацию прошлого), равно как идеей об «ошибочной  аксиоматике». Эта мысль может быть выражена простой фразой: «А с чего вы взяли, что ваша уверенность не является ошибочной?»

На протяжении всего фильма проводилась мысль, что в «катастрофе» (пандемии, уничтожившей большую часть человечества) была повинна тайная организация, так называемая «Армия двенадцати обезьян». Хотя в действительности это оказалось делом рук «фанатичного одиночки».

В сериале  с тем же самым названием - «Двенадцать обезьян» - решили «отказаться» от травмирующего детского опыта и созерцания ребенком собственной же гибели. Вместо этого была значительно расширена «мифология сериала». К четвертому сезону она сталь столь обширной, что ей могли бы позавидовать создатели «Секретных материалов» и «Остаться в живых».

Борьба за настоящее была превращена в подлинную битву за время как таковое. И в этом негласном сражении принимает участие далеко не два антагониста. В сценарное пространство сериала было введено, по меньшей мере, несколько тайных организаций, а их «взаимодействие» оказалось столь сложным, что авторы сериала на сайте своего «теле-детища» создали специальную «временную доску», чтобы зрители могли отслеживать, что и в каком времени и в какой раз было совершено. Нередко в одном и том же месте, в одно то же время оказывалось несколько «проекций» одного и того же героя. А потому надо было ещё понимать, кто и откуда «прибыл»

Впрочем, мысль о том, что время можно «уничтожить», выгодно выделала сериал от прочей теле-фантастики, которая нынче отнюдь не блистает оригинальными идеями.  На этом мы заканчиваем наш рассказ о мрачных кино и  теле-проектах. Однако очень скоро мы вернемся к мрачно-блистательному творчеству Терри Гиллиама, а потому не забывайте читать наши материалы

https://dzen.ru/realcrime

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!